СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Технология критического мышления, как средство активизации мыслительной деятельности на уроках физики"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации описаны некоторые приемы критического мышления, применяемые на уроках физики для активизации мыслительной деятельности школьников

Просмотр содержимого документа
«методическая разработка "Технология критического мышления, как средство активизации мыслительной деятельности на уроках физики"»

«Технология критического мышления как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроке физики».  Козлова Ольга Николаевна учитель физики МБОУ «Средняя общеобразовательная  школа №29 г. Йошкар-Олы»

«Технология критического мышления как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроке физики».

Козлова Ольга Николаевна

учитель физики

МБОУ «Средняя общеобразовательная

школа №29 г. Йошкар-Олы»

 «Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить».  Эдисон.  «Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то понять».  С.Л.Рубинштейн.

«Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить». Эдисон.

«Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то понять».

С.Л.Рубинштейн.

Актуальность выбранной мною темы объясняется тем, что использование технологии развития критического мышления на уроках физики позволяет формировать: развитую личность, способную к творческому осмыслению, освоению и применению научного опыта предшествующих поколений; личность готовую к сознательному выбору дальнейшей профессии; личность умеющую адаптироваться в мире быстро меняющихся технологий; личность способную прогнозировать последствия своей деятельности и критически ее оценивать; личность, сохраняющую интерес к миру природы и готовую к получению нового знания.

Актуальность выбранной мною темы объясняется тем, что использование технологии развития критического мышления на уроках физики позволяет формировать:

  • развитую личность, способную к творческому осмыслению, освоению и применению научного опыта предшествующих поколений;
  • личность готовую к сознательному выбору дальнейшей профессии;
  • личность умеющую адаптироваться в мире быстро меняющихся технологий;
  • личность способную прогнозировать последствия своей деятельности и критически ее оценивать;
  • личность, сохраняющую интерес к миру природы и готовую к получению нового знания.
Анализ результатов диагностики уровня развития интеллекта в 9а классе  80% 70% 60% высокий уровень 50% 40% средний уровень 30% низкий уровень 20% 10% 0% 2012-2013, 2013-2014 2014-2015

Анализ результатов диагностики уровня развития интеллекта в 9а классе

80%

70%

60%

высокий уровень

50%

40%

средний уровень

30%

низкий уровень

20%

10%

0%

2012-2013,

2013-2014

2014-2015

Критическое мышление это- мышление  открытое,  рефлексивное,  не принимающее догм,  развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт,  оценочное.  открытое,  рефлексивное,  не принимающее догм,  развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт,  оценочное.  открытое,  рефлексивное,  не принимающее догм,  развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт,  оценочное.  открытое,  рефлексивное,  не принимающее догм,  развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт,  оценочное.

Критическое мышление это-

мышление

  • открытое, рефлексивное, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт, оценочное.
  • открытое, рефлексивное, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт, оценочное.
  • открытое, рефлексивное, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт, оценочное.
  • открытое,
  • рефлексивное,
  • не принимающее догм,
  • развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт,
  • оценочное.

Ученые выделяют три стадии на уроке:  (Стил Дж.,Мередит К.,Темпл Ч.,Уолтер С.) 1997 I стадия II стадия Вызов: III стадия Осмысление содержания: актуализация имеющихся знаний;- пробуждение интереса к получению новой информации;- постановка учащимся собственных целей обучения. получение новой информации;- корректировка учащимся поставленных целей обучения. Рефлексия: размышление, рождение нового знания;- постановка учащимся новых целей обучения.

Ученые выделяют три стадии на уроке: (Стил Дж.,Мередит К.,Темпл Ч.,Уолтер С.) 1997

I стадия

II стадия

Вызов:

III стадия

Осмысление содержания:

актуализация имеющихся знаний;- пробуждение интереса к получению новой информации;- постановка учащимся собственных целей обучения.

получение новой информации;- корректировка учащимся поставленных целей обучения.

Рефлексия:

размышление, рождение нового знания;- постановка учащимся новых целей обучения.

Стадия «Вызов»  Деятельность учителя:  вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе  Деятельность ученика:  «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы  Возможные методы:  список «известной информации», кластеры, таблицы, верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки

Стадия «Вызов»

Деятельность учителя: вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе

Деятельность ученика: «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы

Возможные методы: список «известной информации», кластеры, таблицы, верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки

 ТЕМА:ВЛАЖНОСТЬ  На доске: водяной пар, насыщенный пар, упругость водяного пара, точка росы, психрометр, гигрометр, термометр, давление , температура, прогноз погоды. Знаю уже Новое водяной пар испарение Хочу узнать подробнее точка росы упругость водяного пара точка росы термометр упругость водяного пара давление Гигрометр температура психрометр прогноз погоды насыщенный пар

ТЕМА:ВЛАЖНОСТЬ На доске: водяной пар, насыщенный пар, упругость водяного пара, точка росы, психрометр, гигрометр, термометр, давление , температура, прогноз погоды.

Знаю уже

Новое

водяной пар

испарение

Хочу узнать подробнее

точка росы

упругость водяного пара

точка росы

термометр

упругость водяного пара

давление

Гигрометр

температура

психрометр

прогноз погоды

насыщенный пар

Верные и неверные утверждения. Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют

Верные и неверные утверждения.

  • Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные
  • Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки
  • Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют
Верные и неверные утверждения  «Линзы» 8 класс Линза-прозрачное тело. Линза имеет выпуклую форму. Линза всегда увеличивает. В глазу имеется прозрачная линза. Линза может рассеивать свет. Собирающая линза может быть и рассеивающей. Линза имеет два фокуса.

Верные и неверные утверждения «Линзы» 8 класс

  • Линза-прозрачное тело.
  • Линза имеет выпуклую форму.
  • Линза всегда увеличивает.
  • В глазу имеется прозрачная линза.
  • Линза может рассеивать свет.
  • Собирающая линза может быть и рассеивающей.
  • Линза имеет два фокуса.
Стадия «Осмысление»  Деятельность учителя: сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»  Деятельность ученика: читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации  Возможные методы : маркировка с использованием значков «V», «+», «—», «?», бортовых журналов (с таблицами «известная информация/новая информация»).

Стадия «Осмысление»

Деятельность учителя: сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»

Деятельность ученика: читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации

Возможные методы : маркировка с использованием значков «V», «+», «—», «?», бортовых журналов (с таблицами «известная информация/новая информация»).

Бортовой журнал.  В 11 классе можно применять прием «Бортового журнала» при изучении темы «Свет». В начале изучения темы на стадии вызова прошу заполнить левую часть таблицы. После изучения новой темы на стадии осмысления  сравниваем объем информации до и после изучения темы. Что мне известно о свете Что нового я узнал(а) после изучения темы

Бортовой журнал.

В 11 классе можно применять прием «Бортового журнала» при изучении темы «Свет». В начале изучения темы на стадии вызова прошу заполнить левую часть таблицы. После изучения новой темы на стадии осмысления сравниваем объем информации до и после изучения темы.

Что мне известно о свете

Что нового я узнал(а) после изучения темы

Бортовой журнал Тема: Физика – наука о природе Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста? Определение термина «тело», «вещество» Что изучает физика. Задачи физики. Что такое физическое тело, материя. Чем отличаются наблюдения от опытов. Физика-наука обо всем, что есть в природе

Бортовой журнал

Тема: Физика – наука о природе

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал из текста?

Определение термина «тело», «вещество»

Что изучает физика. Задачи физики.

Что такое физическое тело, материя.

Чем отличаются наблюдения от опытов.

Физика-наука обо всем, что есть в природе

Инсерт   (условные значки)  по мере чтения необходимо ставить метки карандашом на полях специально подобранного или распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте или документе. V  + Я это знал - Это для меня абсолютно новое  ? Это противоречит тому, что я знал  Я хочу знать об этом больше

Инсерт (условные значки)

по мере чтения необходимо ставить метки карандашом на полях специально подобранного или распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте или документе.

V

+

Я это знал

-

Это для меня абсолютно новое

?

Это противоречит тому, что я знал

Я хочу знать об этом больше

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов.   «Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Мог ли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли Вы…? Верно ли…? Дайте три объяснения, почему…? Объясните, почему…? Почему вы думаете…? Почему Вы считаете…? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…?

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов.

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто…?

Что…?

Когда…?

Может…?

Будет…?

Мог ли…?

Как звать…? Было ли…?

Согласны ли Вы…?

Верно ли…?

Дайте три объяснения, почему…?

Объясните, почему…?

Почему вы думаете…?

Почему Вы считаете…?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?

Таблица тонких и толстых вопросов в  8 классе при изучении темы «испарение»: «Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы Что происходит с водой при 100̊ С? Где мы можем увидеть воду в газообразном виде в природе? Какое явление называют испарением? Почему горячий чай остывает быстрее, если на него дуют? Почему испарение происходит тем быстрее, чем выше температура жидкости? Как зависит скорость испарения жидкости от площади её поверхности?

Таблица тонких и толстых вопросов в 8 классе при изучении темы «испарение»:

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Что происходит с водой при 100̊ С?

Где мы можем увидеть воду в газообразном виде в природе?

Какое явление называют испарением?

Почему горячий чай остывает быстрее, если на него дуют?

Почему испарение происходит тем быстрее, чем выше температура жидкости?

Как зависит скорость испарения жидкости от площади её поверхности?

Стадия «Рефлексия»  Деятельность учителя: возвращение учащихся к первоначальным записям предположениям; внесение изменений, дополнений  Деятельность ученика: сравнение «новой» и «старой» информации (на базе знаний, полученных на стадии осмысления содержания).  Возможные методы: кластеры, таблицы, верные и неверные утверждения, круглый стол, дискуссии, творческие работы.

Стадия «Рефлексия»

Деятельность учителя: возвращение учащихся к первоначальным записям предположениям; внесение изменений, дополнений

Деятельность ученика: сравнение «новой» и «старой» информации (на базе знаний, полученных на стадии осмысления содержания).

Возможные методы: кластеры, таблицы, верные и неверные утверждения, круглый стол, дискуссии, творческие работы.

Сводная таблица Газ нет формы Линии сравнения Форма занимает весь объем Жидкость Твердое вещество меняет Объем беспорядочное, хаотичное сохраняет сохраняет Движение молекул почти нет Взаимодействие молекул сохраняет скачками (текучесть) Структура слабое около положения равновесия сильное

Сводная таблица

Газ

нет формы

Линии

сравнения

Форма

занимает весь объем

Жидкость

Твердое вещество

меняет

Объем

беспорядочное,

хаотичное

сохраняет

сохраняет

Движение молекул

почти нет

Взаимодействие молекул

сохраняет

скачками

(текучесть)

Структура

слабое

около положения

равновесия

сильное

Кластеры (гроздья) Кластер  в переводе означает пучок, созвездие. Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия . Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой либо темы.

Кластеры (гроздья)

Кластер в переводе означает пучок, созвездие.

Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия . Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой либо темы.

Кластеры составленные учениками: Температура Приборы для  измерения Способы измерения измеряют В каких единицах измеряют Соприкосновение Термометр, градусник Градусы Цельсия Спиртовой термометр Ртутный термометр

Кластеры составленные учениками:

Температура

Приборы для измерения

Способы измерения измеряют

В каких единицах измеряют

Соприкосновение

Термометр, градусник

Градусы Цельсия

Спиртовой термометр

Ртутный термометр

Синквейн: В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным) Вторая строчка  – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными) Третья строчка  – это описание действия в рамках этой темы тремя словами Четвертая строчка  – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме Пятая строка  – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы .

Синквейн:

  • В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным)
  • Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)
  • Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами
  • Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме
  • Пятая строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы .
Синквейны учащихся: Сила тяжести Вертикальная, вечная Притягивает, уменьшается, увеличивается Без силы тяжести жизнь человека на Земле невозможна Она независима . Импульс тела   Порыв, толчок.   Произведение массы на скорость   Сонаправлен со скоростью   Порыв страсти.     Сила трения Полезная и вредная Качается, скользит и трется Помогает и вредит в жизни Действует на все. Ядерные силы   Таинственные   Удерживают нуклоны в ядре   Сильнейшие в природе   Дружба.     Волна   Звуковая, упругая   Распространяется в пространстве с течением времени   Волнующая тема   Колебания. 

Синквейны учащихся:

Сила тяжести

Вертикальная, вечная

Притягивает, уменьшается, увеличивается

Без силы тяжести жизнь человека на Земле невозможна

Она независима .

Импульс тела  Порыв, толчок.  Произведение массы на скорость  Сонаправлен со скоростью  Порыв страсти. 

Сила трения

Полезная и вредная

Качается, скользит и трется

Помогает и вредит в жизни

Действует на все.

Ядерные силы  Таинственные  Удерживают нуклоны в ядре  Сильнейшие в природе  Дружба. 

Волна  Звуковая, упругая  Распространяется в пространстве с течением времени  Волнующая тема  Колебания. 

Прием «ФИШБОУН» Фишбоун (рыбный скелет): голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

Прием «ФИШБОУН»

Фишбоун (рыбный скелет): голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

Пример фишбоуна на уроке в 10 классе  тема « Основные положения МКТ» Вывод: теория является основанием для газовых законов

Пример фишбоуна на уроке в 10 классе тема « Основные положения МКТ»

Вывод:

теория является основанием для газовых законов


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!