СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка :ТЕМА: МОТОСТРЕЛКОВЫЙ БАТАЛЬОН НА МАРШЕ

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Войска всегда должны быть готовы к передвижению на большие расстояния в усло­виях постоянной угрозы применения противни­ком оружия массового поражения, разведыва­тельно-ударных комплексов и систем дистанци­онного минирования, воздействия его авиации, воздушных десантов, аэромобильных и диверсионно-разведывательных групп, радиоактивно­го, химического и биологического (бактериологи­ческого) заражения, разрушений дорог и пере­прав.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка :ТЕМА: МОТОСТРЕЛКОВЫЙ БАТАЛЬОН НА МАРШЕ»




















ТЕМА: МОТОСТРЕЛКОВЫЙ БАТАЛЬОН

НА МАРШЕ


























ТЕМА 4: МОТОСТРЕЛКОВЫЙ БАТАЛЬОН

НА МАРШЕ



Занятие 1: Основы марша МСБ. Место батальона в походном порядке бригады и задачи намарше. Построение походного порядка батальона при совершении марша в составе главных сил и при действии в авангарде. Порядок и особенности совершение марша в горах, в пустыне, зимой.



СОДЕРЖАНИЕ:

  1. ВВЕДЕНИЕ. 15 мин

  2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. 75 мин

  3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 10 мин



УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:

1. Дать обучаемым основы боевого применения мотострелкового батальона (роты) на марше.

2. Раскрыть обучаемым порядок и содержание работы командира батальона (роты) по организации марша и в ходе его проведения.

3. Формировать у обучаемых тактическое мышление, умение обосновывать боевые возможности, осмысленно понимать природу современного общевойскового боя и требований Боевого устава.


УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Основы марша МСБ. Место батальона в походном порядке бригады и задачи намарше.

2. Построение походного порядка батальона при совершении марша в составе главных сил и при действии в авангарде.

3. Порядок и особенности совершение марша в горах, в пустыне, зимой.


МЕТОД: Теоретическое занятие (Лекция)

ФОРМА Рассказ, объяснение, демонстрация слайдов

ВРЕМЯ: 90 минут

МЕСТО: Класс № _______.


УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ И ЛИТЕРАТУРА: 1. Боевой устав Сухопутных войск, часть П (батальон, рота), с. 30-35; 36-41; 46; 144-153; 162-165; 169-182.2. Учебник «тактика» (батальон, рота). Военное издательство, 1986 г, с. 51-75; 76-107; 108—115; 120; 123-163; 191-205.3. «Тактика». Военное издательство, 1984 г, с. 71-151.

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: Компьютеры, мультимедийный проектор, экран.















ВВЕДЕНИЕ

Войска всегда должны быть готовы к передвижению на большие расстояния в усло­виях постоянной угрозы применения противни­ком оружия массового поражения, разведыва­тельно-ударных комплексов и систем дистанци­онного минирования, воздействия его авиации, воздушных десантов, аэромобильных и диверсионно-разведывательных групп, радиоактивно­го, химического и биологического (бактериологи­ческого) заражения, разрушений дорог и пере­прав.

Дивизия (полк) может совершать передвиже­ние своим ходом (маршем), перевозиться же­лезнодорожным, морским (речным) и воздуш­ным транспортом или передвигаться комбиниро­ванным способом. Основной способ передвиже­ния дивизии (полка)—марш. Во всех случаях войска должны передвигаться высокими темпа­ми, организованно, с соблюдением мер скрытно­сти, чтобы прибыть в назначенный район своевременно, в полном составе и в готов­ности к немедленному выполнению боевой задачи.


ПЕРВЫЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС: «ОСНОВЫ МАРША»



Марш – организованное передвижение войск в колоннах по дорогам и колонным путям в целях выхода в назначенный район в установленное время, в полном составе и в готовности к выполнению боевой задачи. Марш осуществляется скрытно, как правило, в темное время суток, с максимально возможной в данных условиях скоростью движения.

В зависимости от условий совершения марша величина суточного перехода может составить 200 км и более.

Средняя скорость движения батальона (роты) на марше определяется отношением протяженности маршрута (расстояния суточного перехода) к общему времени движения, исключая время на привалы. Она должна соответствовать дорожным условиям и техническому состоянию машин.

Средняя скорость движения смешанной колонны и колонны боевых машин на марше по дорогам может быть 20 - 25 км/ч, автомобильной колонны – 30 - 40 км/ч и более, в пешем порядке 4 - 5 км/ч, на лыжах 5 - 7 км/ч.

При передвижении в горных и пустынных районах, лесисто-болотистой местности и в других неблагоприятных условиях скорость движения в зависимости от состояния дорог, характера местности и воздействия противника может быть значительно меньшей.

Маршрут движения выбирается, как правило, по дорогам с твердым покрытием с учетом защитных и маскирующих свойств местности. По возможности маршрут не должен проходить через крупные населенные пункты, узлы дорог, теснины, вблизи железнодорожных станций (портов, аэродромов), радиационно, химически и биологически опасных объектов. Заранее разведываются обходные и запасные маршруты на случай нанесения противником ударов авиации, применения ядерного, химического и высокоточного оружия, а также запасные переправы через водные преграды.

Батальон (рота) марш в район ожидания совершает одной колонной самостоятельно или в составе аэродромной группы. В ряде случаев для достижения высокой маршевой скорости, наименьшего напряжения личного состава и сохранения техники колонна батальона (аэродромной группы) может быть расчленена по глубине на колонны подразделений на боевых машинах (бронетранспортерах) и на автомобилях.

Дистанции между подразделениями и машинами в колонне батальона (роты) могут быть 25 - 50 м.

При движении по открытой местности в условиях угрозы применения противником высокоточного оружия, в условиях ограниченной видимости, в гололед, по дорогам, имеющим крутые подъемы, спуски и повороты, а также при движении со скоростью свыше 50 км/ч дистанции между машинами увеличиваются и могут быть 100 - 150 м.

Для своевременного и организованного совершения марша и регулирования скорости движения батальону (роте) указываются исходный пункт, пункты регулирования движения и время их прохождения, места и время привалов, дневного (ночного) отдыха.

Исходный пункт назначается на удалении 5 - 10 км от расположения батальона (роты) для обеспечения возможности вытягивания колонны и достижения установленной для марша скорости движения.

Марш начинается с момента прохождения головой колонны главных сил исходного пункта.

Пункты регулирования назначаются через 3 - 4 часа движения.

Привалы, дневной (ночной, суточный) отдых назначаются для проверки состояния вооружения и военной техники, их технического обслуживания и устранения неисправностей, дозаправки техники, приема пищи и отдыха личного состава. Привалы назначаются через 3 – 4 часа движения продолжительностью до 1 часа, а во второй половине суточного перехода - один привал продолжительностью до 2 часов. В конце каждого суточного перехода назначается дневной (ночной) отдых, а при совершении марша на большое расстояние через три-пять суточных переходов может назначаться суточный отдых. Продолжительность пребывания подразделений в районе отдыха должна быть не менее 6 часов. Для дневного (ночного, суточного) отдыха и для привалов выбираются районы, обеспечивающие быстрое выдвижение частей (подразделений) на маршруты движения, с условиями благоприятными для защиты от ядерного, биологического и высокоточного оружия, маскировки войск.

Для пеших колонн привалы назначаются продолжительностью 10 минут через каждые 50 минут движения. При совершении марша на большие расстояния в конце каждого суточного перехода назначаются районы дневного (ночного) отдыха, а после 3 – 5 переходов - районы суточного отдыха.

86. При совершении марша по отдельному маршруту от батальона, составляющего аэродромную группу, обычно высылается рекогносцировочная группа и, при необходимости, отряд обеспечения движения.

Рекогносцировочная группа назначается для разведки маршрута движения и района ожидания (сосредоточения), определения порядка размещения в нем подразделений аэродромной группы. В ее состав обычно включаются: заместитель командира батальона (старший группы), офицеры воздушно-десантной службы и инженерно-саперного подразделения, представители от каждой роты (батареи), врач или фельдшер, химики-разведчики, средства связи и транспорт.

Рекогносцировочная группа высылается заблаговременно, с таким расчетом, чтобы рекогносцировку провести по возможности в светлое время суток и закончить до прибытия колонны аэродромной группы. Рекогносцировочная группа изучает указанные ей маршрут и район ожидания (сосредоточения), определяет их состояние, наличие зараженных участков местности и обозначает их, выбирает (уточняет) места расположения подразделений и маршруты выхода в них, места для подготовки вооружения, техники и материальных средств к десантированию, уточняет маршруты выдвижения к аэродрому и места стоянок самолетов, устанавливает связь между районом ожидания и аэродромом, разведывает источники воды и определяет пригодность ее к употреблению, намечает порядок охранения в районе ожидания, встречает подразделения и выводит их в места расположения.

Отряд обеспечения движения высылается для расчистки и восстановления дороги, прокладки колонного пути, а в некоторых случаях и для устройства переправ. Он выдвигается заблаговременно, но не позже чем за 2 часа до начала марша. В его состав обычно включаются приданные батальону инженерно-саперные подразделения с инженерной техникой и парашютно-десантные подразделения.

Для обеспечения беспрепятственного движения колонны и предупреждения от внезапного нападения диверсионно-разведывательных групп и воздушных десантов противника на марше в батальоне организуются наблюдение и непосредственное охранение. Состав охранения определяется в зависимости от обстановки.

В целях защиты подразделений при совершении марша предусматривается: увеличение дистанций между машинами (в первую очередь между бронированными машинами); предотвращение скопления подразделений, вооружения и техники перед исходным пунктом и пунктами регулирования; рассредоточение подразделений в районах отдыха и привалов; умелое использование защитных свойств вооружения, техники и местности, а также средств индивидуальной защиты; инженерное оборудование районов отдыха; применение аэрозолей и проведение других маскировочных мероприятий.


СОВЕРШЕНИЕ МАРША

ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ БАТАЛЬОНА”


Походный порядок батальона (роты) строится: в предвидении вступления в бой — исходя из замысла предстоящего боя и ус­ловий обстановки; вне угрозы столкновения с противником — с учетом удобства движе­ния, защиты от оружия массового поражения и высокоточного оружия противника и мас­кировки от его технических средств разведки.

Для своевременного и организованного начала и совершения марша батальону, назначенному в передовой отряд, указываются исходный пункт и время его прохождения, а батальону, действующему в авангарде или следующему в составе колонны главных сил бригады, кроме того, пункты регулирования и время их прохождения, места и время прива­лов, дневного (ночного) отдыха.

Привалы и дневной (ночной) отдых назна­чаются для проверки состояния вооружения и техники, их технического обслуживания, приема пищи и отдыха личного состава. При­валы назначаются через 3—4 часа движения продолжительностью до 1 часа и один привал продолжительностью до 2 часов во второй по­ловине суточного перехода, а дневной (ноч­ной) отдых — в конце каждого суточного пе­рехода.

Командир батальона (роты) организует подготовку подразделений к маршу и осу­ществляет контроль за выходом подразделе­ний разведки и походного охранения.

Построение колонны главных сил баталь­она (роты) со средствами усиления произво­дится в районе расположения.

Рота (взвод), назначенная в головную походную заставу, в установленное время проходит исходный пункт и двигается по мар­шруту батальона с установленной команди­ром батальона скоростью. Командир роты (взвода) следует в голове колонны и сверяет по карте маршрут движения.

Теснины, тоннели и мосты головная поход­ная застава проходит безостановочно. Разру­шенные участки дорог, мосты, завалы на маршруте движения и заминированные участ­ки рота (взвод) обходит, обозначая указками места разрушений (минирования) и направ­ление обхода. Если обход невозможен или на устройство прохода в разрушениях (зава­лах) требуется времени меньше, чем на об­ход, то головная походная застава проделы­вает проход. При дистанционном минирова­нии маршрута движения выход из минного поля головная походная застава осуществляет в колонне по проходу, проделанному в крат­чайшем направлении.

О заграждениях, зонах заражения, районах разрушений и путях их обхода, а также о встрече с противником командир роты (взво­да) докладывает выславшему его командиру.

При остановке на привал головная поход­ная застава по команде командира, выслав­шего ее, останавливается на выгодном рубе­же, организует наблюдение и находится в по­стоянной готовности к отражению противника.

С выходом в район отдыха головная по­ходная застава, заняв выгодный рубеж, вы­полняет задачу сторожевого охранения, нахо­дясь в постоянной готовности к отражению нападения противника. Командир роты ука­зывает взводам позиции, полосы огня и поря­док действий при появлении противника. В районе отдыха головная походная застава может заменяться сторожевым охранением.

Главные силы батальона (роты) про­ходят исходный пункт головой колонны в установленное время.

Подразделения двигаются только по пра­вой стороне дороги, соблюдая установленные скорости движения, дистанции между маши­нами и меры безопасности. Теснины, тоннели и мосты колонна батальона (роты) проходит безостановочно с максимально возможной скоростью. При движении по мостам, желез­нодорожным переездам, тоннелям и опасным участкам маршрута принимаются меры, обес­печивающие безопасность движения, исклю­чающие заторы на маршруте и загазованность тоннелей.

Для защиты от высокоточного оружия про­тивника максимально используются поля ра­диолокационной невидимости, образуемые складками местности и местными предметами, населенные пункты и придорожная расти­тельность. При движении по открытым и незамаскированным участкам маршрута не допускается скучивание машин и остановка колонн, скорость движения и дистанции меж­ду машинами увеличиваются.

Ночью машины двигаются с использовани­ем приборов ночного видения, светомаскиро­вочных устройств, а при движении на участ­ках местности, просматриваемых противни­ком, и в светлую ночь — с полностью выклю­ченным светом (выключенными приборами ночного видения).

При совершении марша в лесу и при дви­жении в городе удаление походного охране­ния и дистанции между машинами в колонне сокращаются. На перекрестках, где затруд­нено ориентирование, выставляются хорошо видимые указатели или организуется регули­рование движения.

Отражение ударов воздушного против­ника на марше осуществляется в движении или с коротких остановок огнем зенитного подразделения и выделенных для этого мото­стрелковых (танковых) подразделений.

По сигналу оповещения о воздушном про­тивнике зенитное подразделение, а также под­разделения, выделенные для ведения огня по воздушным целям, изготавливаются к откры­тию огня, люки боевых машин пехоты (броне­транспортеров) и танков (кроме люков, из которых будет вестись огонь) закрываются. Личный состав переводит противогазы в по­ложение «наготове».

По сигналам оповещения о радиоак­тивном, химическом и биологическом (бакте­риологическом) заражении батальон (рота) продолжает движение. В боевых машинах пехоты (бронетранспортерах) и танках перед преодолением зон заражения люки, двери, бойницы и жалюзи закрываются, включается система защиты от оружия массового пораже­ния. Личный состав при следовании в пешем порядке и на открытых машинах надевает средства индивидуальной защиты.

Зоны с высокими уровнями радиации, рай­оны разрушений, пожаров и затоплений на маршруте движения, как правило, обходятся; при невозможности обхода зоны заражения преодолеваются с максимальной скоростью с использованием средств индивидуальной за­щиты и систем защиты от оружия массового поражения, имеющихся на машинах.

Частичная специальная обработка прово­дится после выхода из зон радиоактивного за­ражения, а при применении противником от­равляющих веществ — немедленно. Полная специальная обработка проводится, как пра­вило, в районе дневного (ночного) отдыха или по прибытии в назначенный район.

При нанесении противником ядерных и хи­мических ударов по колонне командир ба­тальона (роты) принимает меры к восстанов­лению боеспособности подразделений, ликви­дации последствий ударов и продолжению движения.

В случае применения противником зажига­тельного оружия, а также при вынужденном преодолении района пожаров люки, бойни­цы и жалюзи танков и боевых машин пехо­ты (бронетранспортеров) закрываются. Командир батальона (роты) быстро выводит колонну из района пожара вперед или в наветренную сторону, останавливает ее, организует тушение очагов огня на вооружении и технике, спасение личного состава и оказа­ние пострадавшим первой медицинской по­мощи, после чего колонна продолжает дви­жение.

Минные поля, установленные системами дистанционного минирования противника, об­ходятся, а при невозможности их обхода преодолеваются по проходам, проделанным приданными инженерными подразделениями, группой разграждения батальона, группами разминирования рот и с использованием во­зимых комплектов разминирования.

На привалах построение колонны не нарушается, машины останавливаются на правой обочине дороги не ближе 10 м одна от другой или на дистанции, установленной командиром. Боевые машины пехоты (броне­транспортеры), танки ставятся под кроны деревьев, в радиолокационной тени местных предметов, а на открытой местности маски­руются штатными маскировочными покры­тиями и местными материалами.

Личный состав выходит из машин только по команде (сигналу) своих командиров и располагается для отдыха справа от дороги. В машинах остаются наблюдатели, дежур­ные пулеметчики (наводчики орудий) и радиотелефонисты (радисты-заряжающие) ко­мандирских машин.

Дежурное зенитное подразделение занима­ет указанную командиром стартовую (огне­вую) позицию, а дежурные стрелки-зенитчи­ки располагаются вблизи своих машин в готовности к уничтожению воздушных целей противника. Остальные зенитные средства остаются в колонне на своих местах в готов­ности к открытию огня.

Экипажи машин (расчеты, водители) про­водят контрольный осмотр вооружения, тех­ники и совместно с назначенным в помощь им личным составом проводят техническое обслуживание.

Неподвижная боковая застава в соста­ве роты (взвода) назначается для прикрытия колонн подразделений, совершающих марш, выходит на указанный ей рубеж, полностью или частью сил развертывается в боевой по­рядок, организует оборону и находится на рубеже до указанного времени, а затем дей­ствует в соответствии с указаниями выслав­шего ее командира.

Тыльная походная застава следует за ох­раняемой колонной, а боковая походная за­става — на уровне головы охраняемой ко­лонны. Их удаление от охраняемой колонны может быть до 5 км.

Мелкие группы противника, оказавшиеся в тылу, тыльная и боковая походные заста­вы уничтожают и затем продолжают выпол­нять задачу. При угрозе нападения превосхо­дящих сил противника они занимают выгод­ный рубеж и не допускают удара по охраняемой колонне.

При изменении задачи и направления движения командир передового отряда, аван­гарда (головной походной заставы) должен немедленно остановить подразделения, выполняющие задачи по ведению разведки и охранению, и указать им порядок дальней­ших действий. Колонна в прежнем походном порядке или после необходимого перестрое­ния по кратчайшим путям выводится на но­вое направление (маршрут) и выполняет но­вую задачу.

Машины, вышедшие из строя в ходе марша, останавливаются на правой обочине дороги или отводятся в сторону. Экипажи (водители) машин определяют причины не­исправностей и принимают меры к их устра­нению. После устранения неисправностей ма­шины продолжают движение, присоединяясь к проходящей колонне, места в колоннах своих подразделений они занимают на при­валах. Обгон колонн в движении запреща­ется.

Замыкание колонны батальона оказывает помощь экипажам (водителям) в устранении неисправностей, организует передачу неис­правных (не подлежащих ремонту своими силами) и застрявших машин эвакуацион­ным и ремонтным подразделениям бригады и обеспечивает прибытие отставших машин ба­тальона в назначенный район. О машинах, отставших в пути, заместитель командира ба­тальона (роты) по вооружению (технической части, старший техник роты) и командиры подразделений лично докладывают команди­ру батальона (роты).

Раненые и больные после оказания им ме­дицинской помощи эвакуируются в ближай­шие медицинские пункты (учреждения), а при невозможности эвакуации следуют со своими подразделениями или с медицинским пунктом батальона.

Командир батальона обычно следует в голове колонны батальона, командир ро­ты— всегда в голове колонны роты. Сверяя по карте маршрут движения, командир ба­тальона (роты) управляет действиями выс­ланного разведывательного (боевого разве­дывательного) дозора, походного охранения и строго поддерживает установленный порядок марша.

Связь на марше осуществляется подвиж­ными средствами, а в подразделениях, кроме того, установленными сигналами. Радио­средства работают только на прием. В ходе марша командир батальона через комендантские посты и диспетчерские пункты со­общает номер своей колонны, информацию о состоянии пройденного участка дороги и об обстановке на ней, а от старшего комендант­ского поста (дежурного диспетчера) полу­чает поступившие для него распоряжения и приказы, информацию о состоянии следую­щего участка движения и об объездах. Для управления войсками могут также использо­ваться каналы опорной сети связи Вооружен­ных Сил и государственной сети связи.



Второй учебный вопрос: «Порядок и содержание работы командира батальона (роты) по организации марша»



Получив приказ (распоряжение) на марш командир батальона (роты) уясняет ее, отдает указания о высылке в район ожидания (сосредоточения) рекогносцировочной группы, подготовке необходимых данных и расчетов для принятия решения, а также по подготовке подразделений к маршу, оценивает обстановку, принимает решение, отдает приказ на марш, организует взаимодействие, всестороннее обеспечение и управление марша.

При уяснении задачи командир батальона (роты) должен понять: задачу батальона (роты) и место в походном порядке; средства усиления и подразделения, совершающие марш в колонне батальона (роты); протяженность маршрута; исходный пункт, пункты регулирования и время их прохождения; районы привалов; время, отводимое для совершения марша; время на подготовку к маршу; мероприятия по подготовке к маршу, определенные старшим начальником, порядок прикрытия средствами ПВО старшего начальника.

После уяснения задачи командир батальона определяет мероприятия, которые нужно провести немедленно для быстрейшей подготовки подразделений к выполнению поставленной задачи, уточняет расчет времени, отдает начальнику штаба указания об ориентировании заместителей и командиров рот о полученной задаче и о подготовке данных для принятия решения, об организации разведки маршрута выдвижения и района ожидания (сосредоточения) и об отдаче необходимых предварительных распоряжений подразделениям.

При оценке обстановки командир батальона (роты) оценивает: свои подразделения, радиационную, химическую и биологическую обстановку, местность, а также состояние погоды, время суток и года.

Оценка своих подразделений производится в целях изучения положения, состояния и маршевых возможностей подразделений, их обеспеченности, степени возможного радиоактивного облучения. В результате оценки своих подразделений командир батальона делает выводы, в которых определяет построение походного порядка и место каждого подразделения в нем, распределение сил и средств по колоннам, задачи подразделениям и органам охранения, мероприятия, обеспечивающие движение на максимально возможных скоростях.

Кроме этого, командир батальона учитывает возможности средств ПВО старшего начальника по прикрытию подразделений в ходе совершения марша, а также возможности подразделений выделенных старшим командиром (начальником), для инженерного обеспечения марша, специальной обработки, пополнения запасов материальных средств и других мероприятий.

Оценка радиационной, химической и биологической обстановки проводится на основе тех данных, которые будут на момент принятия решения на марш. Командир уточняет, какие будут к моменту подхода батальона возможные районы заражения и порядок их преодоления или обхода. В выводах из оценки радиационной, химической и биологической обстановки командир определяет, какие мероприятия провести по уменьшению возможного облучения личного состава, порядок преодоления зон (участков) заражения, в том числе при авариях (разрушениях) радиационно и химически опасных объектов.

Оценка местности осуществляется по картам, аэрофотоснимкам, по данным вышестоящего штаба и своей разведки. При оценке местности командир изучает наличие, состояние маршрута движения, труднопроходимых участков местности, возможности по их обходу и определяет возможные скорости движения по участкам маршрутов; наличие водных преград и возможности по переправе через них; наличие крупных населенных пунктов и пути их обхода; защитные и маскирующие свойства местности; наиболее удобные районы привалов и отдыха; опасные участки маршрутов, где возможно применение противником ядерного, высокоточного оружия и нанесение ударов авиацией.

В результате оценки местности командир батальона (роты) определяет районы сосредоточения или ожидания (если они не определены старшим командиром) наиболее опасные и труднопроходимые участки маршрутов движения и порядок их обхода, намечает районы привалов (отдыха), мероприятия по инженерному обеспечению марша.

После уяснения задачи и оценки обстановки командир батальона (роты) на основании сделанных выводов и расчетов принимает решение на марш, в котором определяет: замысел на марш; задачи подразделениям; основы взаимодействия; основы всестороннего обеспечения; основы управления.

В замысле на марш командир батальона (роты) определяет: порядок совершения марша, построение походного порядка и распределение сил и средств по колонне, исходный пункт, пункты регулирования и время их прохождения; скорость движения по участкам маршрута и дистанции между машинами; состав, задачи и удаление походного охранения; порядок отражения ударов воздушного противника; время начала и окончания марша; а при следовании по отдельному маршруту, кроме того, организацию регулирования движения, если оно не организовано старшим командиром.

При организации марша на большие расстояния командир батальона в замысле дополнительно определяет количество и величину суточных переходов, протяженность маршрута на каждом переходе, районы дневного (ночного, суточного) отдыха подразделений и время пребывания в них.

В приказе на марш командир батальона (роты) указывает:

в первом пункте - выводы из оценки обстановки – предполагаемые районы действий диверсионно-разведывательных групп, их состав и возможный характер действий; радиационно, химически и биологически опасные объекты и прогноз их влияния (воздействия) на действие подразделений в ходе марша;

во втором пункте - задачу батальона (роты) на марш, маршрут движения, время сосредоточения в районе ожидания (сосредоточения);

в третьем пункте - после слова «приказываю» – задачи подразделениям:

средства усиления, задачу и место в походном порядке батальона, исходный пункт, пункты регулирования и время их прохождения, места и время привалов (если они назначаются); места и порядок дозаправки техники горючим в ходе марша; район ожидания (сосредоточения) у аэродромов (станций погрузки) и время сосредоточения в нем.

в четвертом пункте - состав, задачу, время выхода рекогносцировочной группы, место и время доклада о результатах рекогносцировки, порядок поддержания связи; состав, задачу, время выхода отряда обеспечения движения и порядок поддержания связи с ним; порядок организации комендантской службы;

В пятом пункте - основы (основные вопросы) взаимодействия.

В шестом пункте - основы (основные вопросы) всестороннего обеспечения.

В седьмом пункте - основы (основные вопросы) управления.

В восьмом пункте - время готовности к маршу;

После отдачи приказа командир батальона (роты) организует взаимодействие, отдает указания по организации обеспечения марша, организует контроль и оказывает помощь командирам подразделений в выполнении мероприятий по подготовке к маршу. В установленное время докладывает командиру полка (бригады, батальона) о готовности к выполнению поставленной задачи.

После постановки задач командир батальона на период совершения марша определяет основы взаимодействия.

Взаимодействие на марше организуется командиром батальона на предстоящий суточный переход путем отдачи указаний, в которых определяется: порядок совершения марша, отражения ударов воздушного противника силами и средствами батальона и их взаимодействие со средствами ПВО старшего командира (начальника); действия подразделений при преодолении зон заражения, районов разрушений, затоплений, порядок переправ через водные преграды в случае разрушения мостов, плотин; действия подразделений при встрече с диверсионно-разведывательными группами; действия в случае применения противником ядерного, химического, высокоточного и зажигательного оружия, а также в случае потери боеспособности; при изменении маршрута движения (при получении новой задачи); порядок поддержания связи; порядок пользования приборами ночного видения (освещения) и маскировки; а также действий подразделений по окончании марша.

В основах всестороннего обеспечения командир батальона определяет основные мероприятия по разведке, охранению, тактической маскировке, инженерному, радиационному, химическому и биологическому обеспечению, а также морально-психологическому, техническому и тыловому обеспечению.

Разведка маршрутов движения организуется начальником штаба батальона до начала марша в целях определения состояния дорог, мостов и переправ; уточнения возможных зон заражений, пожаров, затоплений и отыскания путей их обхода; установления характера местности в районах привалов, отдыха и в районах сосредоточения (ожидания).

Радиационная, химическая и биологическая разведка на марше ведется специально подготовленными отделениями (экипажами, расчетами). Инженерная разведка ведется инженерно-саперными подразделениями, включенными в состав рекогносцировочной группы и отряда обеспечения движения.

Охранение на марше организуется и осуществляется с целью не допустить внезапное нападение противника на колонну батальона.

Тактическая маскировка на марше организуется в целях скрытия от противника передвижения войск. Объектами маскировки являются колонны подразделений в движении и в районах привалов (отдыха), важных объектов на маршрутах (переправы, мосты, пункты заправки машин). Командир батальона при организации тактической маскировки указывает основные мероприятия по маскировке, объем, сроки и порядок их выполнения в ходе марша, в районах привалов, дневного (ночного) отдыха и в районах ожидания (сосредоточения), а также состав сил и средств для осуществления маскировочных мероприятий и порядок контроля за их выполнением.

Радиационная, химическая и биологическая защита организуется в целях уменьшения степени воздействия на подразделения ядерного, химического, биологического оружия противника в ходе марша, сохранения их боеспособности и обеспечения своевременного прибытия в районы ожидания (сосредоточения) и предусматривает получение данных о результатах засечки ядерных взрывов средствами старшего начальника. Для этого командир батальона определяет дистанции между подразделениями; порядок оповещения, мероприятия по использованию защитных свойств техники, местности и средств индивидуальной защиты, проведению дозиметрического и химического контроля после выхода частей (подразделений) из зон заражения и проведению специальной обработки войск, маскировке дымами.

Инженерное обеспечение марша организуется в целях разведки местности и маршрутов движения. При организации инженерного обеспечения командир батальона указывает порядок подготовки и содержания путей и переправ через водные преграды, определяет порядок и сроки оборудования районов привалов, дневного (ночного) отдыха, преодоления районов разрушений, пожаров, затоплений и естественных преград, а также инженерных мероприятий по маскировке.

Техническое обеспечение марша организуется в целях установления порядка, сроков и объема проведения основных мероприятий по подготовке и восстановлению вооружения, техники, личного состава, связанного с эксплуатацией боевых, транспортных машин и средств технического обеспечения. При этом командир батальона определяет порядок снабжения подразделений бронетанковым и автомобильным имуществом, средствами повышенной проходимости, ремонта и эвакуации машин в ходе марша, а также порядок использования недесантируемой техники;

Тыловое обеспечение марша организуется в целях организации питания личного состава, заправки машин, пополнения запасов материальных средств, установления порядка эвакуации раненых и больных подразделений в ходе марша.

В основах организации управления командир батальона (роты) определяет: организацию и порядок использования связи, перемещения командно-наблюдательного пункта в ходе марша и при встрече с противником; свое место и заместителей; порядок восстановления управления.

Планирование марша осуществляется на основе решения командира батальона и его указаний. Штаб совместно с заместителями по вооружению и тылу, осуществляют планирование марша, которое заключается в разработке и оформлении документов и соответствующих расчетов.

При подготовке к маршу в батальоне (роте) разрабатываются: расчет времени на подготовку к маршу; решение командира подразделения на марш (на рабочей карте); приказ на марш; указания (распоряжения) по всестороннему обеспечению; донесения о боевом и численном составе, а в батальоне дополнительно – заявки на материальное обеспечение подразделений, донесения по тыловому обеспечению и о дозах радиоактивного облучения личного состава.

На рабочей карте командира батальона (роты) отражается: положение батальона (роты) на момент получения задачи; положение противника и впереди действующих войск; район ожидания и время прибытия в него; маршрут движения; исходный пункт, пункты регулирования и время их прохождения органами походного охранения и главными силами; места расположения постов регулирования и комендантских постов; барьерные рубежи, участки маршрута по условиям их прохождения, их размеры и скорости движения на каждом из них; места, время и продолжительность привалов для колонны главных сил и походного охранения; замысел боя на рубежах вероятной встречи с противником; задачи и состав походного охранения; организацию противовоздушной обороны и управления; запасный маршрут, маршруты движения соседей и их задачи.

Кроме того, на карту наносятся: схема построения походного порядка с указанием распределения сил и средств по колонне, глубины колонн подразделений, количества следующих в них машин и удаления походного охранения; таблица с расчетами на вытягивание колонны к исходному пункту, прохождения колоннами исходного пункта, пунктов регулирования и сосредоточения в указанном районе (на рубеже); задачи, выполняемые силами и средствами старшего начальника по обеспечению марша батальона (роты); сигналы управления и взаимодействия.

При подготовке к маршу в батальоне (роте) осуществляются пополнение запасов материальных средств до установленных норм, проводится номерное техническое обслуживание вооружения, боевой и другой техники, устранение неисправностей, проверяется крепление и маскировка средств десантирования и перевозимых материальных средств.

Неисправные вооружение и техника, которые к началу марша не могут быть отремонтированы, передаются ремонтно-восстановительным органам старшего командира (начальника), а раненые и больные эвакуируются в ближайшие лечебные учреждения. Для оказания помощи экипажам (расчетам), механикам-водителям (водителям) в техническом обслуживании и ремонте машин в ходе марша, их эвакуации и дозаправке горючим, а также оказания медицинской помощи личному составу в батальоне организуется замыкание колонн, в состав которого выделяются ремонтные и эвакуационные средства, силы и средства медицинской службы, машины с военно-техническим имуществом, горючим и маслами (смазками).

Командир батальона (роты) организует проверку готовности подразделений к маршу и осуществляет контроль за своевременным выходом рекогносцировочной группы и отряда обеспечения движения.

Приданные батальону подразделения прибывают в установленное время к месту построения колонны батальона или в указанный пункт на маршруте движения, где присоединяются к колонне батальона. В отдельных случаях подразделения могут прибывать в район ожидания самостоятельно.

Вытягивание колонны батальона (роты) со средствами усиления осуществляется в соответствии с расчетом марша по мере выдвижения подразделений из занимаемых ими районов, заблаговременное построение колонны не допускается. Выход на маршрут движения должен осуществляться в сформированном походном порядке. Батальон (рота) проходит исходный пункт головой колонны главных сил в установленное время с заданной скоростью. Прохождение пунктов регулирования осуществляется с таким расчетом, чтобы подразделения батальона проходили их головами колонн в точно определенное для них время, безостановочно, с установленными скоростями движения.

Командир батальона (роты) следует в голове колонны батальона (аэродромной группы, роты), лично ведет колонну, поддерживает установленный порядок марша, обеспечивает безопасность движения и прибытие в указанный район в точно установленное время.

Управление батальоном (ротой) на марше осуществляется установленными сигналами, с использованием подвижных средств связи и короткими распоряжениями (командами) по ультракоротковолновым радиостанциям. Коротковолновые радиостанции находятся на приеме в готовности к работе по указанию старшего командира.

Подразделения на марше двигаются только по правой стороне дороги, соблюдая установленные скорости движения, дистанции между машинами, требования безопасности и маскировочную дисциплину. Левая сторона дороги оставляется свободной для обгона и встречного движения. Обгон одной колонны другой допускается только с разрешения старшего командира, при этом обгоняемая колонна останавливается на правой обочине или справа от дороги. Теснины, тоннели и мосты колонна батальона (роты) проходит безостановочно с максимально возможной скоростью. При движении по мостам, железнодорожным переездам, тоннелям и опасным участкам маршрута принимаются меры, обеспечивающие безопасность движения, исключающие заторы на маршруте и загазованность тоннелей. Опасные участки дороги обозначаются указателями, при преодолении их личный состав может спешиваться. Скорость движения на подъемах, спусках и труднопроходимых участках дороги обычно уменьшается, а дистанции между машинами увеличиваются. Если произошла задержка колонны подразделения в узком месте, очередное подразделение заблаговременно останавливается в укрытом районе.

Для обеспечения беспрепятственного движения колонны и предупреждения от внезапного нападения противника на марше в батальоне организуется круговое наблюдение и непосредственное охранение.

Для защиты от высокоточного оружия противника в ходе движения и на привалах максимально используются поля радиолокационной невидимости, образуемые складками местности и местными предметами, населенные пункты и придорожная растительность. При движении по открытым и незамаскированным участкам маршрута не допускается остановка колонн, скорость движения и дистанции между машинами увеличиваются.

Ночью машины двигаются с использованием приборов ночного видения и светомаскировочных устройств, а в светлую ночь - с полностью выключенным светом.

При совершении марша в лесу и при движении в городе удаление походного охранения и дистанции между машинами в колонне сокращаются. На перекрестках, где затруднено ориентирование, выставляются хорошо видимые указатели или организуется регулирование движения.

При изменении задачи и направления движения командир батальона, следующего по отдельному маршруту, должен немедленно остановить рекогносцировочную группу и отряд обеспечения движения и указать им порядок дальнейших действий. Колонна батальона (роты) в прежнем походном порядке или после необходимого перестроения выходит на новое направление (маршрут) и выполняет поставленную задачу. В зависимости от обстановки на новое направление (маршрут) могут быть высланы новые рекогносцировочная группа и отряд обеспечения движения.

Отражение ударов воздушного противника на марше осуществляется зенитными средствами и огнем стрелкового оружия выделенных для этого подразделений. Разведка воздушного противника ведется непрерывно наблюдателями подразделений. Оповещение осуществляется по радио и сигнальными средствами.

По сигналу оповещения о воздушном противнике батальон (рота) продолжает движение, зенитные средства и подразделения, назначенные для стрельбы из стрелкового оружия по воздушным целям, изготавливаются для ведения огня, люки боевых машин (бронетранспортеров) закрываются, кроме люков, из которых будет вестись огонь. Личный состав переводит противогазы в положение «наготове». Отражение воздушного противника осуществляется огнем в движении или с коротких остановок.

При нападении противника из засады личный состав подразделения спешивается и занимает огневые позиции под прикрытием техники и за ближайшими укрытиями. По обнаруженным и предполагаемым позициям засады открывается плотный огонь из всех видов оружия. Не атакованные подразделения (машины) останавливаются на подступах к району (месту) засады, личный состав спешивается, организуется уничтожение засады противника атакой во фланг и тыл. Выезд техники на обочину дороги опасен ввиду возможного ее минирования. Вооружение и военная техника попавшего в засаду подразделения, по возможности, выводится из зоны поражения.

Неумелые и только оборонительные действия попавших в засаду подразделений могут привести к полному уничтожению личного состава и техники. Для предотвращения этого личный состав, попавший в засаду, должен перейти в атаку и во взаимодействии с подразделениями, атакующими засаду с флангов и тыла сорвать план ее проведения.

По сигналам оповещения о радиоактивном, химическом и биологическом заражении батальон (рота) продолжает движение. В боевых машинах (бронетранспортерах) перед преодолением зон заражения люки, двери, бойницы закрываются, включаются установленные на них системы коллективной защиты. Личный состав при следовании в пешем порядке и на открытых машинах надевает средства индивидуальной защиты.

Зоны с высокими мощностями доз излучения, районы разрушений, пожаров и затоплений на маршруте движения, как правило, обходятся; при невозможности обхода зоны заражения преодолеваются с максимальной скоростью с обязательным использованием средств индивидуальной защиты и систем коллективной защиты.

Частичная специальная обработка подразделений проводится после выхода из зоны заражения. Полная специальная обработка проводится по указанию старшего командира.

При нанесении противником ядерных и химических ударов командир батальона (роты) принимает меры к восстановлению боеспособности подразделений и ликвидации последствий ударов, расчистке маршрута или отысканию обходных путей в целях быстрейшего вывода подразделений из зон заражения, районов разрушений, пожаров и затоплений и своевременного прибытия батальона (роты) в назначенный район. Пораженный личный состав эвакуируется в ближайшие медицинские пункты (учреждения), а поврежденная техника, которая не может быть отремонтирована своими силами, передается ремонтным органам старшего командира.

В случае применения противником зажигательных средств, а также при вынужденном преодолении очагов пожаров люки боевых машин закрываются. Командир батальона (роты) быстро выводит колонну из очага пожара вперед или в наветренную сторону, останавливает ее, организует тушение очагов огня на машинах и оказание первой помощи пораженному личному составу, после чего батальон (рота) продолжает движение.

Минные поля, установленные системами дистанционного минирования противника, обозначаются и обходятся, в случае невозможности их обхода преодолеваются по проходам, проделанным приданными инженерными подразделениями, группой разграждения батальона и группами разминирования рот с использованием возимых комплектов разминирования.

На привалах построение колонны не нарушается, машины останавливаются на правой обочине дороги не ближе 10 м одна от другой или на дистанции, установленной командиром. Боевые машины (бронетранспортеры) и другая техника ставятся под кроны деревьев, в радиолокационной тени местных предметов, а на открытой местности маскируются штатными маскировочными покрытиями и местными материалами.

Личный состав выходит из машин только по команде (сигналу) своих командиров и располагается для отдыха справа от дороги. В машинах остаются наблюдатели, дежурные пулеметчики (наводчики орудий) и радиотелефонисты командирских машин. Экипажи машин (расчеты), механики-водители (водители) проводят контрольный осмотр вооружения, техники и совместно с назначенным в помощь им личным составом проводят техническое обслуживание.

Подразделения, назначенные в охранение, при остановке батальона располагаются на выгодном рубеже и продолжают выполнять задачу, находясь в готовности к отражению нападения противника.

Зенитное подразделение, совершающее марш в составе колонны батальона, занимает стартовую (огневую) позицию или остается в колонне на своем месте в готовности к открытию огня по воздушной цели, определенной старшим командиром зенитного подразделения. Дежурные стрелки-зенитчики располагаются вблизи своих машин в готовности к уничтожению воздушного противника.

В районе отдыха подразделения рассредоточиваются в назначенных им районах в порядке, обеспечивающем поддержание постоянной боевой готовности и наименьшую затрату времени на вытягивание колонны. Районы отдыха (сосредоточения) подразделения должны занимать с марша без остановки.

При выходе боевых машин и автомобилей из строя заместитель командира батальона по вооружению и командир подразделения принимают меры к устранению неисправностей и обеспечивают своевременное их прибытие в район ожидания; о вышедших из строя машинах и принятых мерах они докладывают командиру батальона. Неисправные машины отводятся с дороги на правую сторону и ремонтируются. После устранения неисправностей они продолжают движение. Места в колоннах своих подразделений отставшие машины занимают только во время привалов. Обгон колонны запрещается.

Техническое замыкание колонны батальона оказывает помощь экипажам (водителям) в устранении неисправностей, организует передачу неисправных (не подлежащих ремонту своими силами) и застрявших машин эвакуационным и ремонтным подразделениям старшего начальника и обеспечивает прибытие отставших машин батальона в назначенный район. О машинах, отставших в пути, заместитель командира батальона (роты) по вооружению (старший техник роты) докладывает своему командиру и заместителю командира по вооружению бригады (полка, батальона), а командиры подразделений – своему непосредственному начальнику.

Раненые и больные после оказания им медицинской помощи эвакуируются в ближайшие медицинские подразделения, части, учреждения, а при невозможности эвакуации следуют со своими подразделениями или с медицинским пунктом батальона.

Зимой перед совершением марша командир батальона (роты) организует подготовку вооружения и техники к работе в условиях низких температур и принимает меры по предупреждению обморожения личного состава; проводит мероприятия по подготовке и поддержанию дорог в проезжем состоянии (если они не проводятся силами и средствами старшего командира), проводит разведку льда на реках и озерах, через которые проходит маршрут.

При совершении марша в условиях глубокого снежного покрова машины обеспечиваются средствами повышения проходимости, а в состав отряда обеспечения движения включаются машины, оснащенные навесным бульдозерным оборудованием.

В пургу и метель, когда видимость резко снижается, с разрешения старшего командира движение машин может быть приостановлено. Во время остановок командиры подразделений должны организовать обогрев личного состава, круговое охранение и запретить одиночное передвижение людей и машин.

В лесу особенно тщательно организуется регулирование движения, при этом посты регулирования выставляются чаще. На лесных дорогах и просеках устраиваются разъезды, при необходимости в отдельных местах производится расширение проезжей части; предусматриваются мероприятия по борьбе с пожарами, по расчистке дорог от возможных завалов и других препятствий. Перед труднопроходимыми участками выставляются тягачи.

В горах особое внимание уделяется проверке исправности ходовой части и механизмов управления машин, изучению труднопроходимых участков маршрута, определению порядка их преодоления и организации регулирования движения на этих участках. Для передвижения в высокогорье личный состав обеспечивается теплой одеждой, средствами обогрева и светозащитными очками, а машины укомплектовываются средствами повышения проходимости и специальными приспособлениями для предотвращения их скатывания при остановках на подъемах и спусках.

При движении по закрытым участкам маршрута, в местах возможных обвалов, камнепадов и осыпей, а также на участках, где возможно устройство противником заграждений, обычно высылается непосредственное охранение и выставляются наблюдатели, которые после прохождения колонны батальона (роты) продолжают движение позади нее, а на очередном привале присоединяются к своим подразделениям.

Скорость движения на подъемах, спусках и других труднопроходимых участках может снижаться, а дистанции между машинами могут увеличиваться до пределов, обеспечивающих безопасность движения.

Перевалы, тоннели, ущелья, каньоны и горные проходы подразделения преодолевают, как правило, безостановочно, а при невозможности преодоления их сходу – колонна останавливается, не допуская скопления, в укрытом месте, техника маскируется, организуется ее охранение. Скорость движения колонны при преодолении перевалов, спусков и подъемов снижается, а дистанции между машинами увеличиваются. В случае вынужденной остановки машины отводятся в места, где они не мешают движению колонн. Если произошла задержка колонны подразделения в узком месте, очередное подразделение заблаговременно останавливается в укрытом районе. При преодолении особо опасных участков дорог личный состав подразделений может спешиваться.

Для охлаждения двигателей машин командир батальона с разрешения командира полка может останавливать колонну батальона. Остановки следует делать на ровных участках дорог в местах, безопасных от камнепадов и снежных лавин. В руслах высохших рек, на водостоках, крутых подъемах и спусках, в тоннелях, а также над обрывом или под ним остановки колонн запрещаются.

При движении в пешем порядке скальные участки, осыпи и перевалы преодолеваются обычно повзводно или по отделениям с соблюдением мер безопасности. На крутых подъемах, спусках и других труднопроходимых участках маршрута при необходимости могут делаться короткие остановки.

В пустыне, организуя марш, командир батальона (роты) обязан: обеспечить тщательную подготовку вооружения и техники к движению в условиях высоких температур, бездорожья и по пескам; подробно изучить маршрут движения и условия проходимости на отдельных его участках; указать азимуты направлений движения по участкам маршрута и протяженность этих участков, а при наличии навигационной аппаратуры дать указания на подготовку ее к применению; порядок обозначения маршрута на участках, где ориентирование по местным предметам затруднено; обеспечить подразделения дополнительными емкостями, флягами, необходимым запасом воды, а также средствами для обеззараживания воды; предусмотреть меры по предохранению личного состава от тепловых и солнечных ударов.

Во время песчаных бурь, с разрешения старшего командира, движение может приостанавливаться. Оставлять в пути одиночные машины запрещается.

В ходе марша подразделения всегда должны быть готовы к преодолению водных преград в брод, а подразделения на плавающих боевых машинах – на плаву. При преодолении водной преграды батальоном (ротой) самостоятельно комендантами на этих переправах назначаются офицеры переправляемых подразделений. Водные преграды подразделения преодолевают безостановочно, при возникновении на переправе затора батальон (рота) должен быть остановлен на подступах к ней.

В распутицу проводятся мероприятия по повышению проходимости колесных и гусеничных машин, машины повышенной проходимости равномерно распределяются по колонне. На труднопроходимые участки и в состав замыкания колонн выделяются тягачи. При выходе из строя участков маршрута, для их обхода, движение осуществляется по параллельным дорогам, колонным путям или вне дорог.


ТРЕТИЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС: " СОВЕРШЕНИЕ МАРША В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ (В ГОРАХ, В ПУСТЫНЕ И ЗИМОЙ)"


Успех марша обуславливается не только четкой его орга­низацией, но и с искусством управления подразделениями баталь­она при его совершении.

С началом движения особое внимание уделяется своевремен­ному прохождению головной походной заставой и головой колонны главных сил исходного пункта.

Исходный пункт и пункты регулирования батальон проходит головой колонны точно в установленное время. Командир баталь­она обычно следует в голове колонны главных сил и поддерживает установленный порядок марша, а также следит за действиями ГПЗ. Управление колонной он осуществляет установленными сигналами. Радиосвязь работает только на прием и для передачи сигналов оповещения.

Заместитель командира батальона по вооружению, возглав­ляя замыкание колонны, следует в хвосте колонны батальона и организует помощь экипажам в устранении неисправностей машин.

По сигналу оповещения о воздушном противнике зенитные подразделения, а также подразделения выделенные для ведения огня по воздушным целям изготавливаются к открытию огня. Люки БМП, БТР, танков, кроме тех из которых будет вестись огонь, закрываются.

Личный coстав переводит противогазы в положение "Наго­тове."При нападении воздушного противника колонна продолжает движение, зенитные средства и выделенные подразделения отра­жают его огнем с ходу или с коротких остановок.

Рассмотрим действия авангарда с завязкой встречного боя.

Встречный бой мсб (тб) действующего в авангарде обычно начинается боем головной походной заставы. С его завязкой или с получением задачи на встречный бой командир авангарда на основе полученных данных быстро оценивает обстановку, принима­ет решение на встречный бой, ставит задачи подразделениям и выдвигается к головной походной заставе.

Прибыв к командиру ГПЗ, командир батальона на основе результатов боя, личных наблюдений и данных разведки, на местности уточняет свое решение и доводит уточненные данные до подразделений, отдает указания по взаимодействию и боевому обеспечению, а также принимает меры к воспрещению обхода противни­ком своих флангов.

Быстрота принятия решения, доведение распоряжений (сигналов), упреждение противника в развертывании и огневом пора­жении во многом определяет исход встречного боя.

Оценивая сложившуюся обстановку командир батальона в первую очередь определяет силы и состав выдвигающегося про­тивника, наиболее вероятный рубеж и время встречи с ним, направ­ление его действий, условия для маневра, выгодные рубежи развертывания, рубеж перехода в атаку, маршруты и время выхода на них, направление наступления батальона и рот.

В замысле на встречный бой командир определяет направ­ление сосредоточения основных усилий, вид маневра; способы разгрома выдвигающегося противника (какого противника, где, в какой последовательности и как разгромить, с указанием порядка огневого поражения и мер по его обману); боевой порядок.

Постановка боевых задач подразделениям во встречном бою осуществляется, как правило, короткими боевыми распоряже­ниями по радио и через штаб. А приданому АДН и ГПЗ командир батальона задачи ставит лично. При постановке задач командир батальона указывает:

- ГПЗ - состав, маршрут движения, какой рубеж и к какому времени захватить и удержать для обеспечения развертывания главных сил, а также порядок действий с началом их атаки;

- подразделениям приданной артиллерии, минометной батарее, гранатометному взводу - задачи на поддержание боя ГПЗ и главных сил, районы огневых позиций и время готовности к открытию огня, сигналы открытия, переноса и прекращения огня, порядок перемещения в ходе боя;

- мотострелковым (танковым) ротам - ближайшую задачу и направление продолжения наступления, рубеж перехода в атаку, время атаки и маршрут выхода на рубеж перехода в атаку, кто поддерживает;

- резерву – состав, направление и порядок перемещения в ходе боя;

- зенитному взводу - в каких направлениях вести разведку воздушного противника и какие подразделения прикрыть от ударов с воздуха при выдвижении, развертывании и в ходе боя, место в боевом порядке и порядок перемещения;

-другим средствам усиления - порядок обеспечения выдвижения подразделений батальона, их развертывание и атаки, место в боевом порядке и порядок перемещения в ходе боя.


В горах особое внимание, уделяется проверке исправности ходовой части и меха­низмов управления машин, изучению трудно­проходимых участков маршрута, определе­нию порядка их преодоления и организации регулирования движения на этих участках. На всех машинах должны быть заранее под­готовлены специальные приспособления для предотвращения скатывания машин при ос­тановках на подъемах и спусках.

Походное охранение высылается на мень­шее, чем в обычных условиях, удаление; для охранения колонны батальона с тыла, как правило, выделяется непосредственное охра­нение силой до взвода.

При движении по закрытым участкам мар­шрута, в местах возможных обвалов, камне­падов и осыпей, а также на участках, где возможно устройство противником загражде­ний, обычно высылается непосредственное охранение и выставляются наблюдатели, ко­торые после прохождения колонны баталь­она (роты) продолжают движение позади нее, а на очередном привале присоединяются к своим подразделениям.

Скорость движения на подъемах, спусках и других труднопроходимых участках может снижаться, а дистанции между машинами могут увеличиваться до пределов, обеспечи­вающих безопасность движения.

Перевалы, ущелья, горные проходы, кань­оны и тоннели подразделения преодолевают, как правило, безостановочно в строго уста­новленном порядке. Машины в случае вы­нужденной их остановки отводятся в места, где они не мешают движению колонн.

При преодолении особо опасных участков дорог, которые должны обозначаться указателями, личный состав мотострелковых под­разделений спешивается.

Для охлаждения двигателей машин коман­дир батальона с разрешения командира бригады может останавливать колонну батальона. Остановки следует делать на ровных участ­ках дорог в местах, безопасных от камнепа­дов и снежных лавин. В руслах высохших рек, на водостоках, крутых подъемах и спус­ках, в тоннелях, а также над обрывом или под ним остановки колонн запрещаются.

При движении в пешем порядке скальные участки, осыпи и перевалы преодолеваются обычно повзводно или по отделениям с со­блюдением мер безопасности. На крутых подъемах, спусках и других труднопроходи­мых участках маршрута при необходимости могут делаться короткие остановки продол­жительностью до 3 минут.


В пустыне, организуя марш, командир батальона (роты) обязан: обеспечить тща­тельную подготовку вооружения и техники к движению в условиях высоких температур, бездорожья и песчаной местности; подробно изучить маршрут движения и условия прохо­димости на отдельных его участках; указать азимут направления движения (дать указания по подготовке исходных данных для дви­жения с использованием навигационной аппаратуры) и порядок обозначения маршрута на участках, где ориентирование по местным предметам затруднено; обеспечить подразде­ления дополнительными емкостями, флягами, необходимым запасом воды, а также таблетками препарата для обеззараживания воды; предусмотреть меры по предохранению лич­ного состава от тепловых ударов.

Во время песчаных бурь, затрудняющих ориентирование, движение с разрешения ко­мандира бригады (батальона) может приоста­навливаться. Оставлять в пути одиночные машины запрещается.


Зимой, перед маршем командир ба­тальона (роты) организует подготовку воору­жения, техники к работе в условиях низких температур и принимает меры по предупреж­дению обморожения личного состава и обес­печению машин приспособлениями для по­вышения их проходимости. Если марш совер­шается в условиях глубокого снежного по­крова, в походное охранение включаются ма­шины, оснащенные навесным оборудованием.

При частых снежных зарядах или сильной пурге движение с разрешения командира бригады (батальона) может быть приостанов­ленно. Командир батальона (роты) в этих ус­ловиях должен запретить одиночное передви­жение людей и машин, организовать круго­вое охранение и принять меры по обогреву личного состава.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Успех марша и встречного боя зависит oт многих факторов, но главный фактор - умение командира батальона продуманно организовать марш, гибко реагировать на все изменения обстановки, своевременно и быстро оценивать обстановку, принимать решение, доводить распоряжения до подчиненных и командиров и добиваться своевременного претворения их в дейст­вие, либо любое оригинальное, но запоздалое решение во встреч­ном бою приведет к потере инициативы, а подразделения поставят в затруднительное положение, а иногда и к срыву выполнения боевой задачи.

Отсюда вывод: необходимо твердо знать основы марша и встречного боя, иметь практические навыки в управлении подраз­делениями на марше, а главное - серьезное отношение к качественному решению учебно-боевых задач, находясь еще в стенах академии и в дальнейшей войсковой практике.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!