СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка цикла занятий йогой для учащихся 5 классов

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элементы йоги  прекрасно дополняют уроки и имеют высокий оздоровительный эффект. 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка цикла занятий йогой для учащихся 5 классов»

















Методическая разработка цикла занятий физической культурой с использованием элементов йоги для учащихся 5 класса (11 лет)





























Программу составила учитель физической культуры

Зонова С. Г.



Пояснительная записка.

Настоящая программа является дополнением к рабочей программе учителя физической культуры для учащихся 5 классов .Дополнение разработано на основе элементов йоги. В основу материала легли комплексы асан хатха-йоги, укрепляющие здоровье и способствующие более успешному усвоению программного материала в различных видах спорта (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, лыжные гонки) и дополняющие уроки физической культуры новизной. Комплексы возможно выполнять полностью, либо частями в зависимости от задач урока.

Несомненно, одной из важнейших задач наряду с усвоением программного материала является укрепление здоровья детей. На уроке в школе одновременно присутствуют дети с различными группами здоровья, часто с противопоказаниями к различным видам двигательной активности. Автор использовала также в отдельности выполнение некоторых асан для оценивания детей подготовительной и медицинских групп, определение наиболее лучшего исполнения асан или связок с помощью детей. Учащиеся 5 классов, как и дети начальной школы с удовольствием воспринимают использование метода визуализации при обучении асан, любят игры.

Необходимо отметить, что успешное внедрение материала неразрывно связано с соблюдением общих принципов и подходов в организации деятельности учителя, к таковым относятся: принцип научности, принцип сознательности и активности, принцип систематичности и последовательности, принцип доступности и индивидуализации, принцип наглядности, принцип прочности и прогрессирования, принцип содействия всестороннему и гармоническому развитию личности; принцип связи физического воспитания с практикой(прикладности); принцип оздоровительной направленности.

Урок физической культуры с использованием элементов йоги строится в соответствии с общепринятыми нормами построения урока. Основные элементы урока:

а) организация подготовки учащихся к уроку;

б) постановка цели урока и обеспечение ее восприятия учащимися;

в) психофизиологическая подготовка учащихся к усвоению содержания урока и активная познавательно-рекреационно-двигательная деятельность занимающихся;

г) обучение двигательным действиям;

д) развитие двигательных способностей;

е) воспитание духовно-нравственных и волевых качеств личности;

ж) контроль, оценка и анализ результатов учебной деятельности занимающихся;

з) коррекция учебно-воспитательных воздействий;

и) снижение физической нагрузки учащихся;

к) подведение итогов урока;

л) задание на дом;

м) организованное завершение.

Эти элементы, будучи объединенными, составляют вводную, основную и заключительную части урока физической культуры, обеспечивают реализацию его педагогической цели и задач.

Весь материал –комплексы, условно разделен на следующие разделы: общеразвивающие и корригирующие комплексы асан (1-3), подводящие комплексы асан для каждого раздела программы (4-7). Комплекс 7 раздела программы –лыжная подготовка применяется за несколько уроков до лыжной подготовки в условиях спортивного зала, возможно выполнение комплекса перед непосредственным катанием на лыжах.

Общеразвивающие и корригирующие комплексы асан представлены упражнениями для развития физических качеств и упражнениями для укрепления мышц спины и свода стопы для профилактики нарушений осанки и плоскостопия. Комплексы применяются в подготовительной после основной разминки (ходьбы, бега, общеразвивающих упражнений) и заключительной части урока.

Подводящие комплексы асан направлены на успешное усвоение двигательных навыков в соответствии с учебной программой. Применяются в начале основной части урока.

Процесс обучения комплексам условно разделяется на три этапа: создание предварительного представления, углубленного разучивания, совершенствования. Время нахождения в каждой асане в среднем 5 секунд (в соответствии с существующими рекомендациями). В заключительной части урока перед подведением итогов используется шавасана – асана для расслабления. Следует заметить, что педагогу требуется последовательно добиваться полнейшей тишины во время выполнения асаны. Опыт показывает, что, добившись полной тишины все дети ощущают наиболее благотворное влияние этой асаны.

Кроме того, необходимо помнить о наиболее типичных противопоказаниях. К ним относятся:

- длительная задержка дыхания при выполнении всех видов упражнений;

- упражнения с длительным статическим напряжением.

Недопустимо переутомление учащихся, во избежание чего должен осуществляться индивидуальный подход к дозировке физических нагрузок на уроке. Целесообразно широко использовать все способы регулирования физических нагрузок путем изменения исходного положения, количества повторения упражнений, темпа, уменьшения или увеличения амплитуды движения, введения дыхательных упражнений. Дети на уроках с использованием йоги занимаются в спортивной форме, без обуви, на индивидуальных коврика .

Помещение, отведенное для уроков, должно соответствовать санитарно – гигиеническим нормам, оборудовано спортивным инвентарем, аптечкой первой помощи.

Тематическое планирование –совмещение комплексов йоги с программным планированием


п/№

Вид программного материала

Кол-во

часов

1

четверть

2

четверть

3

четверть

4

четверть

1

Основы знаний


В процессе урока

2

Легкая атлетика

Комплекс 1,3,4

21

10





11

3

Спортивные игры

Комплекс 2,3,5

30


17



13


4

Гимнастика с элементами акробатики

Комплекс 3,6

24


24



5

Лыжная подготовка

Комплекс 7,3

30



30



Всего часов:

105

27

24

30

24

Комплекс 1 (общеразвивающий)

1.Асана стул. Руки вверх вытянуть или согнуть и взяться за локти, согнуть ноги.

2.Сесть на пятки, руки за головой. Выполнить наклон к полу, ягодицы не отрывать от пяток на выдохе. На вдохе подняться. Выполнить 4-5 раз.

3.Асана стол. Сед на полу с согнутыми ногами. Опираясь на прямые руки и стопы поднять корпус и бедра. Голову не запрокидывать назад, смотреть точно вверх.

4. Поза посоха.

5.Поза головы к колену

6. Поза березка.

7. Поза посоха.

8. Поза баланса на копчике. Из позы посоха согнуть ноги и подтянуть их к груди, придерживать при помощи рук. Стопы пола не касаются. Макушку головы тянуть вверх, плечи вниз, грудную клетку вверх, стараться выпрямить спину.

9.Сед по – восточному.

Комплекс 2 (общеразвивающий)

  1. Поза звезды стоя.

  2. Поза льва стоя. Широкая стойка, ступни развести слегка, немного согнуть ноги, слегка наклонить вперед корпус, руки прямые назад, тянуть. Вперед вытянуть подбородок и высунуть язык.

  3. Перейти плавно в асану дельфин. На пол положить согнутые и соединенные кистями руки, опираясь на локти и кисти, прыжком ноги врозь. Голова свободно опущена, не касается пола.

  4. Вытяжение в позе ребенка.

  5. Асана дельфин

  6. Поза льва

  7. Поза звезды стоя.

Комплекс 3 (корригирующий) Приветствие солнцу.

  1. Поза горы, руки перед грудью,в позе моления;

  2. Поза горы на носках с поднятыми вверх руками и небольшим наклоном назад;

  3. Наклон вперед прогнувшись на выдохе с переходом в наклон согнувшись;

  4. Выпад правой назад;

  5. Упор лежа (поза доски лицом вниз);

  6. Поза восемь точек;

  7. Волной перейти в позу кобры;

.Слегка подтянуть руки к себе и перейти в позу собаки мордой вниз;

  1. Выпад правой вперед;

  2. Глубокий наклон вперед;

  3. Выпрямиться через наклон прогнувшись и перейти в наклон назад;

  4. Поза горы, руки пред грудью.

Комплекс 4 (Легкая атлетика)

  1. Поза горы

  2. Поза дерева.

  3. Прыжком перейти в широкую стойку, руки в сторону. Поза воина 2 поочередно вправо и влево.

  4. Поза горы.

  5. Прыжком в широкую стойку, руки в сторону. Поза воина 1 поочередно вправо и влево.

  6. Прыжком ноги вместе. Выполнить присед, оставаясь на полупальцах, выпрямить спину, руки в сторону. Держать баланс на полупальцах.

  7. Руки вниз, кисти на пол. Выпрямить ноги не отрывая рук от пола.

  8. Поза орла.

  9. Поза горы.

Комплекс 5 (Спортивные игры)

  1. Сед по-восточному.- цветущий лотос

  2. Поза бабочки, руками обхватить пальцы стоп, наклониться вперед.

  3. Поза посоха.

  4. Поза черепахи. В седе ноги врозь с согнутыми ногами, руки в стороны под ногами.

  5. Поза головы коровы. В седе на пятках соединить кисти за спиной, одна рука сверху, другая снизу.

  6. Руки вниз, кисти на пол. Выпрямить ноги не отрывая рук от пола. Поза глубокого наклона.

  7. Поза равновесия. Правую поднять назад, левую руку вперед. Рука, корпус, нога параллельны полу. Тоже с другой ноги.

  8. Поза стула.

  9. Выпад в сторону с наклоном туловища – вытяжение в сторону.

  10. Поза горы.

Комплекс 6 (Гимнастика с элементами акробатики)

  1. Поза горы

  2. Поза растянутого угла.

  3. Поза треугольника

  4. Прыжком ноги вместе. Поза орла

  5. Наклон вниз.

  6. Поза кобры

  7. Поза лука

  8. Поза вытяжения ребенка.

  9. Перейти в позу посоха, затем подтянуть колени к груди, обхватить руками и выполнить перекаты в группировке вперед и назад 10-12 раз.

  10. Поза березки.

  11. Поза посоха

  12. Упор присев.

  13. Поза горы.

Комплекс 7 (Лыжная подготовка)

  1. Поза горы.

  2. Поза абсолютной силы. Прыжком, ноги врозь. Руки в стороны. Стопы слегка развернуть, ноги согнуть.

  3. Поза воина 2 вправо и влево.

  4. Поза собаки головой вверх.

  5. Вытяжение в позе ребенка.

  6. Поза саранчи.

  7. Поза планки.

  8. Упор присев.

  9. Поза стула.

  10. Поза горы.

Анализ результатов проведенного цикла:

  • Повышение уровня физической подготовленности и развития физических качеств;

  • Стабилизация эмоционального фона;

  • Потребность в ведении здорового образа жизни;

  • Обучение элементам йоги;

  • Обучение правильному дыханию;

  • Обучение правильному выполнению поз;

  • Повышение внимания;

  • Снижение активности у гиперактивных детей;

  • Приобретение навыка расслабления.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!