СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока биологии " Пластический обмен. Биосинтез белков"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методической разработке описываюся приемы изучения сути пластического обмена веществ, процесс биосинтеза белка, его закономерности.

Ученик должен

  • Иметь представления о процессе биосинтеза белков
  • Знать : определения « обмен веществ», «пластический обмен», «энергетический обмен», «триплет», «генетический код», «комплементарность» и др.
  • Уметь : объяснять взаимосвязь процессов обмена веществ, свойств генетического кода, этапы биосинтеза белков.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока биологии " Пластический обмен. Биосинтез белков"»

Тема урока : Пластический обмен. Биосинтез белков.

Цель урока : изучить суть пластического обмена веществ, процесс биосинтеза белка, его закономерности.

Задачи :

  1. Образовательная: рассмотреть понятие «обмена веществ», генетический код и его свойства, процесс биосинтеза белка.

  2. Развивающая : формировать умения и навыки выделять главное, сравнивать, анализировать, формулировать выводы.

Метод проведения: лекция с элементами беседы.

Требования согласно программе:

Ученик должен

  • Иметь представления о процессе биосинтеза белков

  • Знать : определения « обмен веществ», «пластический обмен», «энергетический обмен», «триплет», «генетический код», «комплементарность» и др.

  • Уметь : объяснять взаимосвязь процессов обмена веществ, свойств генетического кода, этапы биосинтеза белков.

Обеспечение занятия:

  • Наглядные пособия: таблицы «генетический код», «биосинтез белка»

Изложение нового материала.

План

  1. Понятие об обмене веществ

  2. 2.пластический обмен. Биосинтез белков.

  3. Генетический код и его свойства.

  4. Этапы биосинтеза белков.

  5. Закрепление

  1. Понятие об обмене веществ

Живая клетка постоянно поглощает вещества из окружающей среды и в окружающую среду выделяет их. Так, клетки человека поглощают кислород, воду, аминокислоты, минеральные соли, витамины, а выводят углекислый газ, воду,мочевину, мочевую кислоту и др. Клетка представляет собой открытую систему, поскольку м/у клеткой и окружающей средой постоянно происходит обмен веществ и энергии.

Обмен веществ(метаболизм)- совокупность всех ферментативных реакций клетки, связанных м/у собой и с внешней средой, состоящая из пластического и энергетического обменов.

Пластический обмен Энергетический обмен

(анаболизм, или ассимиляция) (катаболизм, диссимиляция),-

Реакции биологического синтеза совокупность реакций расщепления

Высокомолекулярных веществ из простых, высокомолекулярных веществ

протекающих с поглощением энергии с выделением энергии

  1. А Д ( рождение, юность)

  2. А Д (20 -25 лет)

  3. А Д( зрелый, старческий возраст)

2Пластический обмен. Биосинтез белков.

Сегодня на уроке мы будем говорить о пластическом обмене. Выясним , как происходит биосинтез белка.

_ Из чего состоит белок?

_ Чем определяется многообразие белков?

_ Где хранится информация о последовательности аминокислот в белке?

Таким образом, каждый белок представляен одной или несколькими биополимерными цепями. Участок молекулы ДНК (ген) служит матрицей для синтеза одной цепи белка.

Пример. Любая книга издается тиражом n экземпляров. Все n экземпляров одной книги совершенно одинаковы, так как отпечатаны с одного шаблона _ типографской матрицы. Если бы в матрице была допущена ошибка, то она была бы воспроизведена во всех экземплярах. В клетках живых организмов роль матрицы выполняют молекулы ДНК.

4 Генетический код и его свойства.

Каждой аминокислоте в полипептидной цепочке в молекуле ДНК соответствует комбинация из трех нуклеотидов –триплет. (ЦАЦ – валин). Таблица «Генетический код»

Зависимость между триплетами оснований и аминокислотами – генетический код

Суть генетического кода заключается в том , что последовательность расположения нуклеотидов в и –РНК определяет последовательность расположения аминокислот в белках. Носителем генетической информации является ДНК, но так как непосредственное участие в синтезе белка принимает и-РНК, то генетический код записан на «языке»РНК.

Свойства генетического кода:

  1. Избыточность кода

  2. Специфичность

  3. Универсальность

  4. Правило комплементарности (соответствия)

Передача наследственной информации от ДНК к и-РНК и к белку

ДНК Г Т Ц Г Г А Т Т Т Ц Г Т

(фрагмент) Ц А Ц Ц Ц Т А А А Г Ц А

И-РНК Г У Г Г Г А У У У Ц Г У

Антикодоны Ц А Ц Ц Ц У А А А Г Ц А

Т-рнк

Полипептид валин глицин фенил-а аргинин

4.Этапы биосинтеза белков.

Биосинтез белков происходит на рибосомах – особых органеллах клетки, находящихся в цитоплазме. Молекул ДНК в рибосомах нет – они содержатся в ядре. Найдите ядро на схеме. Что происходит в ядре?( Раскручивание ДНК и образование и-РНК матрицы)

Для биосинтеза белка необходимо:

1)аминокислоты

2)энергия

3)информация(ДНК – и –РНК)

Далее процесс использования схемы



Заполнение таблицы

БИОСИНТЕЗ БЕЛКА – важнейший процесс в живой природе, создание молекул белка на основе информации о последовательности аминокислот в его первичной структуре, заключенной в структуре ДНК, содержащейся в ядре.





Этапы биосинтеза

Особенности протекания этапов

Транскрипция, или переписывание

Осуществляется в хромосомах на молекулах ДНК по принципу матричного синтеза. При участии ферментов РНК- полимеразы на соответствующих участках молекулы ДНК (генах) синтезируются все виды РНК(и-РНК ,р-РНК, т-РНК). В цитоплазму через ядерную оболочку перемещаются и-РНК и т-РНК, в субъединицы рибосом встраиваются р-РНК

Трансляция, или передача генетической информации

Рибосома вступает на один из концов и-РНК(именно на тот, с которого начинается ее синтез в ядре) и начинается перемещаться прерывисто по и-РНК, триплет за триплетом, соответственно наращивается полипептидная цепочка, одна за другой соединяются аминокислоты, поднесенные к соответствующим участкам и –РНК транспортными РНК. Каждой аминокислоте соответствует свой фермент, присоединяющий ее к т-РНК.



5.ЗАКРЕПЛЕНИЕ

1.Установите последовательность процессов биосинтеза белка в клетке.

А) Синтез и-РНК на ДНК

Б) Присоединение аминокислоты к т –РНК

В )Доставка аминокислоты к рибосоме

Г )Перемещение и-РНК из ядра к рибосоме

Д ) Нанизование рибосом на и-РНК

Е) Присоединение двух молекул т-рнк с аминокислотами к и-РНК

Ж) Взаимодействие аминокислот , присоединенных к и-РНК , образование пептидной связи.










  1. Сборник . стр 170-173.

















.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!