СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока биологии по теме: «Класс Однодольные. Семейство Луковые»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока биологии в девятом классе по теме "Неклеточные формы жизни - вирусы и фаги" составлена в соответствии с календарно-тематическим планированием и по стандартам ФГОС и ГОСО. Методическая разработка урока содержит подробное описание всех этапов урока, а также деятельность учителя и учащихся на уроке.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока биологии по теме: «Класс Однодольные. Семейство Луковые»»

Урок: №49.

Класс: 6.

Предмет: биология.

Дата проведения: _______________

Тема: Семейства Луковые. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры.

Лабораторная работа № 28 «Строение цветка и плода растений семейства Луковых».

Цели и задачи урока: знать особенности строения растений семейства луковые и ландышевые, их значение в жизни человека, народном хозяйстве; уметь подбирать материал из разных источников, справочной литературы; эстетическое, правовое, экологическое воспитание.

Тип урока: комбинированный, урок – исследование.

Оборудование:

  • Таблица “Строение лука”, открытки с изображением и описанием лука, чеснока.

  • Проросший лук, различные сорта лука и чеснока.

  • Микроскопы с микропрепаратами кожицы лука.

  • Книги, журналы с рассказами о луке, чесноке.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Активизация опорных знаний

  3. Изучение нового материала

Работа в группах

1 группа – Историки.

Группа историков должна найти ответы на следующие вопросы: родина лука, что входит в состав лука, что рассказывается в летописях о луке, какие вещества выделяют лук и чеснок, как использовали лук во время войны?

Из ответов учеников: Родиной репчатого лука является Средняя Азия, и в культуре он известен с древних времён. Лук содержит до 18 процентов сухого вещества, до 12 процентов сахара, около 2 процентов белка, полпроцента жира, витамины Е, С, А, Р, группы В. 6 тысяч лет тому назад в Египте уже выращивали лук на больших площадях.

В одной старинной летописи рассказывается, как жители большого города, спасаясь от чумы, намазались чесночным маслом. И будто бы их не тронула страшная болезнь. Известно так же, что ещё более четырёх тысяч лет назад древние египтяне лечили луком и чесноком многие болезни. Египтяне даже клялись чесноком. Самое же удивительное заключалось в том, что для предупреждения болезней нередко было достаточно просто носить луковицу чеснока на шее. Этот обычай был особенно распространён на Кавказе.

Врачи не знали этого и долго с недоверием относились к старым сведениям о лечебном действии растений. Лук и чеснок выделяют летучие вещества, которые убивают различные бактерии и грибки. Эти вещества получили название – фитонциды. Интересно, что именно лук и чеснок – тысячелетиями используемые в пищу растения – обладают наиболее мощным фитонцидным действием. Фитонциды лука и чеснока применяют для лечения загрязнённых ран, ожогов, кожных заболеваний. В 1941 г. врачи Филатова и Торопцев, использовав фитонциды лука для лечения долго не заживающих ран, из лука готовили кашицу, собирали в стеклянный сосуд и подносили на 8–10 минут к ране: резко снижалось количество микробов в ране, или они совсем исчезали. Так оказывалась помощь раненым обыкновенным луком.

2 группа – Физиологи.

Группа физиологов должна ответить на следующие вопросы: строение лука и чеснока. Строение, формула и диаграмма цветка. Признаки класса однодольных. Порядок лилиецветные. Классификация.

Из ответов учеников: Луковица – растение, находящееся в состоянии покоя. Донце – сильно укороченный стебель. Из нижней части донца, пятки, растут корни – мочковатые, а от верхней отходят основания влагалищ листьев – сочные и сухие чешуи. Сочные чешуи являются вместилищами запасных веществ и влаги. В пазухах чешуй заложены почки, называемые у лука зачатками. В процессе роста растения зачатки постепенно становятся самостоятельными луковицами. Так осуществляется вегетативное размножение лука. При посадке весной одной луковицы из неё образуется к осени гнездо из нескольких луковиц.

Чеснок имеет сложные луковицы, у которых на общем донце и под общими сухими чешуями имеется от 6 до 50 луковиц – зубков. Каждый зубок имеет своё донце и состоит из одной толстой закрытой сочной чешуи и одной кожистой сухой чешуи. При посадке зубки в почву из него к осени вырастает сложная луковица. Корневая система – мочковатая.

В пазухах чешуйчатых листьев имеются почки. Молодые луковицы растут и развиваются из этих почек. Листья трубчатые, зелёного цвета. Цветонос внутри полый, дутый, на вершине – соцветие простой зонтик. С многочисленными цветками. Цветки располагаются на длинных цветоножках, они светло-зеленоватого цвета, диаметром 1 см. Околоцветник состоит из 6 лепестков, 6 тычинок, пестик – один. Иногда в соцветии созревают мелкие луковички, например у лука многоярусного. Плод – коробочка. Семена – мелкие, шершавые, трёхгранные. (Записывает на доске классификацию и диаграмму О 3+3 Т 3+3 П 1)

3 группа – Селекционеры.

Группа селекционеров отвечает на следующие вопросы: Назвать сорта лука и чеснока. По луковицам урожая этого года, изучить и исследовать народную примету: “если на луковицах кожица тонкая – к мягкой зиме, толстая и грубая – к сухой”.

Из ответов учеников: В зависимости от остроты вкуса, связанной с содержанием эфирных масел, сорта лука делят на три группы – острые, полуострые, сладкие. Острые сорта содержат больше сухого вещества, сахара и эфирного масла. В Северном Казахстане районировано пять сортов репчатого лука: Бессоновский, Стригуновский, Каба, Каратальский, Дунганский-56, который на международной выставке в Эрфурте получил серебряную медаль.

У сладких луков горечь на вкус почти не ощущается. Основное назначение – использование в салатах. Обладают плохой лёжкостью, разводят мало.

Полуострые – промежуточное положение между острыми и сладкими. Их используют для гарниров, салатов, приправ.

Окраска сухих чешуй луковиц у разных сортов может быть белой, жёлтой, жёлто-фиолетовой и фиолетовой. Существует такая народная примета: “если на луковице кожура тонкая – к мягкой зиме, толстая и грубая – к суровой.” Мы исследовали кожуру луковиц урожая этого года. Она оказалась тонкой. Значит зима у нас будет мягкой.

Сорта чеснока разделяют на 2 группы – стрелкующиеся и не стрелкующиеся. Стрелкующиеся сорта образуют стрелки, у которых в пазухах цветоножек бесплодных цветков вырастают многочисленные воздушные луковички-бульбочки. Не стрелкующиеся сорта утратили способность к стрелкованию. Чеснок очень морозостоек, у него имеются сорта озимые и яровые. В нашей местности выращивают Дунганский, Заилийский, Южный Фиолетовый.

Лучшие почвы для чеснока и лука – суглинистые и супесчаные, на тяжёлых заплывающих почвах под коркой гибнут. Эти культуры лучше сажать после капусты, картофеля, томатов и огурцов потому, что эти почвы удобрены навозом.

4 группа – Фармакологи.

Группа фармакологов должна перечислить целебные свойства лука и чеснока, исследовать и объяснить следующие пословицы: “лук от семи недуг” и “чеснок – лекарство бедняков”.

Из ответов учеников: Целебную силу луку придают фитонциды, губительно действующие на гнилостные и болезнетворные бактерии. Они повышают сопротивляемость организма к различным инфекционным болезням. Фитонциды лука вдыхают при ангине, насморке, гайморите. Сок лука помогает при кашле, способствуя отделению мокроты. Его смешивают пополам с мёдом или сахаром. Лук печёный, варёный, жареный – народное средство от кашля и туберкулёза лёгких. Лук подавляет гнилостные процессы пищеварения, препятствует развитию вредных микроорганизмов. Капли из натёртого лука используются как заживляющее раны и язвы. Луковую кашицу применяют при грибковых заболеваниях ногтей, свежим луковым соком удаляют бородавки. Луком можно заменить горчичник, для чего измельчённый сырой лук кладут на грудь, как компресс при простуде и кашле.

Эфирные масла повышают аппетит, а значит хорошо усваивается продукт, выделяется желудочный сок . Лук – прекрасное средство против цинги. Выжитый сок лука с мёдом улучшает зрение. Водный настой из шелухи лука выводит из организма различные шлаки. Сок лука применяют при нарывах и ожогах, обморожениях, для укрепления волос, для выведения родимых пятен и угрей.

В зелёном луке содержатся соли кальция, фосфора, железа, которые помогут вам при малокровии, заболеваниях зубов, способствуют нормальной работе сердечной мышцы. Смягчить огрубевшую кожу можно луком, приложив к коже горячую печёную луковицу. Место укуса комара или овода надо потереть зелёным луком Всё выше сказанное служит подтверждением народной мудрости – “лук от семи недуг”.

Чеснок используют при заболеваниях сердца, простуде, насморке, рахите, как глистогонное, при кожных заболеваниях. Американские медики считают чеснок полезным для больных диабетом. Они установили, что жидкий чеснок препятствует развитию грибка, вызывающего одну из форм менингита. Он улучшает пищеварение, хорошо, выделяя желудочный сок и желчь, развивает нормальную кишечную флору. Его применяют при чесотке, экземе, бородавках, как отхаркивающее средство при бронхите. При простудах – сделайте компресс (кашицу из зубков с жиром).

Чеснок – прекрасная приправа к различным блюдам, салатам, соусам, колбасным изделиям.

  1. Закрепление первичных знаний.

Лабораторная работа №28.

Тема: «Строение цветка и плода растений семейства Луковых».

Цель: изучить особенности строения цветка и плода представителей семейства Луковые.

Ход работы:

1. Какие представители семейства Луковые вам известны?

2. Опишите внешнее строение лука зеленого: корень, листья, луковицу. Зарисуйте растение лука и подпишите все части.

3. Какое строение имеет цветок? Запишите формулу цветка Луковых.

4. Как называется плод, и какие семена у семейства Луковых?

5. Что такое фитонциды? У каких растений они встречаются?

6. Сделайте вывод. Я изучил (а)…

5. Рефлексия

Давайте подведем итог. Какова была цель? Что было сделано для достижения? Что нового узнали? Что удивило? Что показалось трудным? Что, по вашему мнению, нужно изучать на следующем уроке?

6. Подведение итогов.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!