СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока "Что мы знаем о словах?" УМК "Гармония"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен в соответствии с требованиями системно - деятельностного подхода,является уроком "Открытие новых знаний".Применяются современные технологии: информационо - коммуникативная, проблемное обучени, игровая технология,здоровье - сберегающая технология.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Что мы знаем о словах?" УМК "Гармония"»

14










Методическая разработка урока

Тема урока: «Что мы заем о словах»?

Гориславец Ольга Васильевна

учитель начальных классов

муниципального бюджетного общеобразовательного

учреждения «Адамовская средняя общеобразовательная

школа № 1 имени М.И. Шеменева» Оренбургская область

Адамовский район.














Аннотация  к уроку русского языка по теме: «Что мы знаем о словах»?

Урок русского языка в 4 классе на тему «Что мы знаем о словах» построен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода, является уроком "открытия" новых знаний. На уроке применяются современные педагогические технологии: информационно – коммуникативная, проблемное обучение, игровая технология, здоровье - сберегающая технология, личностно – ориентированный подход даётся описание деятельности учителя, деятельности учащихся, на каждом этапе названы формируемые компетенции. Урок соответствует требованиям ФГОС НОО.






















Методическая разработка урока

Автор: Гориславец Ольга Васильевна

Учитель начальных классов МБОУ «Адамовская СОШ №1»

Предмет: русский язык Класс: 4 УМК «Гармония»

Тема урока: «Что мы знаем о словах?

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Цель урока: закрепить ранее полученные знания о словах, определять принадлежность к той или иной части речи, анализировать слова с разных точек зрения.

Формировать учебно-познавательный интерес к предмету через знания о словах.

Задачи урока:

1.Повторить и обобщить знания о словах

2.Упражнять в умении анализировать слова

3. Формировать умение правильно употреблять слова

4..Создавать коммуникативно-речевые ситуации для развития речи детей.

Оборудование:

1.Карточки для работы в группах

2.Презентационное сопровождение урока

3.Компьютер, проектор

4.Светофоры для оценки работы

6. рабочие листы для учащихся

Применяемые методы: иллюстративный, словесно – логический.

Познавательные УУД: Поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение.

Регулятивные УУД: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися того что еще будет новым и интересным.

Коммуникативные УУД: Использование средств языка и речи для получения и передачи информации участие в диалоге, самовыражение.

Личностные УУД: Положительное отношение к изучению русского языка, умение анализировать и осмысливать свои достижения.

Метапредметный результат: учиться ставить цель и задачи урока, проводить самоконтроль и самооценку.

Предметный результат:

Знать: Чем похожи все слова языка, какие три «работы могут выполнять слова, на какие две группы делятся, какие части речи выделяются в каждой группе? Уметь: анализировать слова, правильно употреблять слова в речи.


Приложение 1

Работа в группах


1гр.

Прочтите записи. Всё ли понятно?

Исправь ошибки.

Мальчик полоскал собаку. Все спустились с горы, а Петя всё слизал. Мама отварила дверь


2 гр.

Как вы понимаете выделенные слова? В прямом или в переносном значении они употреблены?


Наверно, номер отколол

Мальчишка- сорванец:

Весь вечер, хмур и очень зол,

Пилил его отец…

3 гр.

Какими синонимами можно заменить слова: приятель, противник, солдат, шагать, красный, печаль, работа.

Приятель –_________________________

Противник –_________________________

Солдат –__________________________

Шагать –________________________________

Красный –___________________________

Печаль –_______________________________

Работа -_____________________________________

Слова для справок: друг, враг, воин, идти, алый, горе, труд.


4гр.

Как называются эти слова? Почему они так называются? Объясни их значение.

Чело, око, перст, молвить


5 гр.

Догадайся каких антонимов не хватает в пословицах? Допиши.

1) Ученье – свет, а неученье – _________________________

2)Знай больше, говори__________________________________

3) Лучшая вещь новая, лучший друг __________________________


6 гр.

Найди устаревшие слова и объясни их значение


И царица хохотать, И мечом, и копьём, и тяжёлой палицей…

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищёлкивать перстами






















Приложение 2



Узелки на память

1.Слово – единица речи, служащая для выражения отдельного понятия (словарь С.И.Ожегова)


2 Устаревшие слова - слова, которые устарели и не употребляются в разговорной речи.

Примеры: кольчуга, чело, око, перст, ланита, уста, молвить


3.Новые слова – слова, которые появились сравнительно недавно. Многие из них пришли из других языков.

Примеры: компьютер, принтер, плейер, смартфон ….


4. Антонимы - это слова с противоположным значением грусть веселье


5. Синонимы - это слова, которые по разному называют один и тот же предмет, действие, признак предмета (грусть-печаль, смелый – храбрый)

















Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

1.Организация начала урока

























2.Подготовка учащихся: сообщение темы (проблемы)
















3.Обобщение отдельных фактов понятий явлений




4 Постановка задач урока


































физкультминутка





































4.Повторение и обобщение понятий, усвоение соответствующей им системы знаний

















Введение нового понятия

(дополнительный материал)



















5. Приведение единичных знаний в систему (самими учащимися)


Работа в группах


























Итог урока:

Д.з.С.91 упр. № 590 ТПО

С.30 - 31


















Прогнозирование работы на следующие уроки




















Рефлексия

Звучит Радионяня «Волшебные слова» выпуск 8

Ох, как хочется учиться!

Делать всё охота!

Чтоб трудом своим гордиться,

Пусть кипит работа


Орфографическая пятиминутка

  • Ласков.. слово, что в.се..ий день.

  • Недоброе слово б.льней .гня ж.ёт.

  • _ Как вы понимаете эти пословицы?

Какие пословицы о слове вы знаете?

О чём эти пословицы?










Всему название дано-

И зверю, и предмету

Вещей вокруг полным полно,

А безымянных – нету!

И всё, что может видеть глаз,-

Над нами и под нами,-

И всё что в памяти у нас,-

Означено …..

- какой будет тема урока

- Как вы думаете, мы будем открывать какие-то новые секреты языка, или повторять уже известные?

Какие задачи мы поставим перед собой

Сообщение темы урока:

Что мы знаем о словах?





Повторим…

Узнаем….

Запомним…











Что такое слово?


С.90 упр.587

1. Постановка проблемного вопроса


-Прочтите. Посчитайте, сколько слов записано.

- Какая из записей не слово? Почему?

- Запишите только слова.

- Как решили орфографические задачи?

-Какое слово из записанных тобой может служить проверочным для этих слов?

- Что можешь сказать о записанных словах?

Докажи, что они родственные?

-над словами укажи часть речи

- у имени прилагательного укажи все части слова

-догадайся, как адыр превратить в слово с тем же корнем?

Вывод: Что в слове главное?


Ирина Токмакова « Плим»


Ложка - это ложка 
(Шагаем на месте) 
Ложкой суп едят. 
(Хлопаем в ладошки) 
Кошка - это кошка, 
(Шагаем на месте.

У кошки семь котят. 
(Хлопаем в ладоши) 
Тряпка - это тряпка, 
(Шагаем на месте) 
Тряпкой вытру стол. 
(Прыжки на месте) 
Шапка - это шапка 
(Шагаем на месте) 
Оделся и пошел
(Прыжки на месте) 
А я придумал слово, 
(Руки в стороны - на пояс) 
Смешное слово - плим. 
(Присели) 
Я повторяю снова: 
(Наклоны туловища влево, вправо) 
Плим, плим, плим! 
(Присели) 
Вот прыгает и скачет 
(Прыжки на месте) 
Плим, плим, плим! 
(Шагаем на месте)  
И ничего не значит 
(Прыжки на месте) 
Плим, плим, плим! 
(Шагаем на месте )




- Антонимы это…?


-Синонимы это…?









Какие слова называют устаревшими? Новыми?



- Работа в парах

Объясни, как ты понимаешь пословицы и выпиши антонимы



Создание проблемной ситуации


-Кто вы?

- Мы лисички.

Дружные сестрички.

Ну, а вы-то кто - же?

-Мы лисички тоже!

Как с одной то лапкой?

- Нет, ещё со шляпкой…


О каких лисичках идёт речь?

Сравним написание слов

Сравним значение слов

Кто знает, как называются эти

«слова – близнецы» слова?


А вы хотите узнать?

Омонимы – это слова, которые одинаково произносятся и пишутся, но имеют разное значение.



1гр.

Прочтите записи. Всё ли понятно?

Исправь ошибки.

Мальчик полоскал собаку. Все спустились с горы, а Петя всё слизал. Мама отварила дверь


2 гр.

Как вы понимаете выделенные слова? В прямом или в переносном значении они употреблены?


Наверно, номер отколол

Мальчишка- сорванец:

Весь вечер, хмур и очень зол,

Пилил его отец…


3 гр.

Какими синонимами можно заменить слова: приятель, противник, солдат, шагать, красный, печаль, работа.

Слова для справок: друг, враг, воин, идти, алый, горе, труд.



- Какие задачи мы перед собой ставили?

- Все ли задачи мы решили?

Повторим…

Узнаем….

Запомним…

Мы сегодня говорили об употребление слов в речи, о значении слов




Сейчас мы с помощью светофора оценим свою работу










Как вы думаете, чем мы будем заниматься на следующих уроках? С.91





«Слово – дело Великое, потому что словом можно соединить людей,
словом можно разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти».

Л.Н.Толстой




Понравился вам урок? Да? Нет?

Что понравилось?

Что не понравилось?


- Примемся за работу




У доски работает 3 учащихся

1.Вставить пропущенные орфограммы

2.День з.б.

3.ласковое с.с.

Проверка «Светофор»






















- словами

Слово

Что мы знаем о словах?




Постепенно собирается схема

з-б. с.с.

слово

значение ч.р.


Повторим:

1.Что такое слово?

2.Что в слове главное?

3..На какие две группы делятся, какие части речи выделяются в каждой группе?

4.Как можно анализировать слова?

5. Строение слова





- слово – главный работник языка





Радуюсь, с радостью, радостный, радостно

адыр

Не имеет значения







Родственные

Есть общая часть и общее значение





Значение


































Синонимы - это слова, которые по разному называют один и тот же предмет, действие, признак предмета (грусть-печаль, смелый – храбрый)


Антонимы - это слова с противоположным значением грусть веселье-


Дети объясняют и приводят примеры



« Доброе слово лечит, а грубое - калечит»

«На ласковое слово не кидайся, на грубое не гневайся.»













одинаковое

Разное




да

(Узелки на память)







Проверка


























Повторили:

1.Что такое слово?

2.Что в слове главное?

3..На какие две группы делятся, какие части речи выделяются в каждой группе?

4.Как можно анализировать слова?

5. Строение слова



Зелёный - я всё понял

Жёлтый – у меня были затруднения, но я с ними справился

Красный – я ничего не понял.




Дети высказывают свои предположения. А потом обращаются к учебнику.



















Дети показывают нужный смайлик


Личностные УУД (Мотивация, самоопределение









Регулятивные УУД (контроль)


Познавательные УУД

( использование информации полученной ранее)

Поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение

Коммуникативные УУД (использование средств языка и речи.)


















Регулятивные УУД


Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися того, что еще будет новым и интересным.













Познавательные УУД

(получение информации)

Поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение






Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД













































Коммуникативные УУД

(монологические высказывания разного типа, самовыражение)




Познавательные УУД (решение проблем поискового характера)






Личностные УУД (жизненное самоопределение)






















Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД




























Регулятивные УУД (принимать и сохранять учебную задачу

Познавательные УУД

Осуществлять анализ

Коммуникативные УУД (участвовать в диалоге, в общей беседе)






Регулятивные УУД

(адекватная оценка своей деятельности)



Регулятивные УУД

(планирование в сотрудничестве с учителем)


















Личностные УУД (желание умело пользоваться русским языком)





Гориславец Ольга Васильевна, учитель начальных классов муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Адамовская средняя общеобразовательная школа №1 имени Шеменёва М.И.» п. Адамовка Оренбургской области



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!