СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока географии. 5 класс. Тема" Земля среди других планет Солнечной системы"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать представления о положении Земли в Солнечной системе, о возникновении Земли, о форме и размерах Земли

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока географии. 5 класс. Тема" Земля среди других планет Солнечной системы"»

МКОУ Инзенская сш №3 им. Д.П. Ознобишина

Учитель географии

Багрянская Т.В.



Методическая разработка урока по географии


Технологическая карта урока географии 5 класс. Учебник. А.А. Летягин. Начальный курс. 5 класс.

Тема урока. «Земля- среди других планет Солнечной системы »

Предмет

География

Класс

5

Тема урока

Земля- среди других планет Солнечной системы

Цель урока

Сформировать представления о положении Земли в Солнечной системе, о возникновении Земли, о форме и размерах Земли.

Задачи урока

Предметные: углубить знания о Солнечной системе и её планетах

Метапредметные: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительным материалом, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.

Личностные: воспитание любви  и бережного отношения к планете Земля, воспитание культуры общения.

Планируемые результаты

Предметные:

Представление о Солнце как источнике энергии для географических процессов, о Солнечной системе и положении в ней Земли, о сходстве строения планет земной группы. Представление об основных этапах развития природы Земли.

Представление о форме и размерах земли.

Умение работать с глобусом-моделью Земли, изменять экватор и окружность, проходящую через полюсы; делать вывод о форме глобуса

Метапредметные:

Межпредметные понятия

Жизнь, космос, метод, модель, небесное тело(звезда), небесное тело (планета), планета Земля, пространство( форма, размер), процесс, Солнечная система, Солнце.

УУД

Регулятивные:

умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные:

 самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям;  структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.


Личностные результаты

осознание ценностей географического знания  как важнейшего компонента научной картины мира.

Основные понятия

Солнечная система; планеты земной группы; планеты-гиганты; атмосфера; гидросфера; земная кора; биосфера; Мировой океан.

Межпредметные связи

Биология, астрономия

Ресурсы урока

Учебник, атласы, глобус, компьютер, проектор, интернет.

Формы урока

Фронтальная, групповая.

Технологии

Технология проблемного чтения, ИКТ, обучение в сотрудничестве.


Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты






Предметные

УУД

1) Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности учеников к уроку.

Подготовка к уроку, приветствие учителя



Самоконтроль готовности к уроку (Р)

2) Мотивация учебной деятельности

Предлагает посмотреть видеофрагмент «Дело о планете Земля: Рождение Земли» и сформулировать тему и цели урока.

Учащиеся формулируют самостоятельно тему и цели урока, записывают в тетрадь тему урока.

Просмотр видеофрагмента.

Формулирование темы и цели урока.

Формирование мотивационной основы учебной деятельности. Осознание цели урока (Р)

3) Изучение нового материала

1. Земля в Солнечной системе.

Предлагает

 определить (по тексту учебника):

- Что общего у Земли с другими планетами Солнечной

системы?

- В чем уникальность нашей планеты?

Подводит к выводу: что все планеты, входящие в Солнечную систему, имеют и  общие черты, и существенные различия.

2.Возникновение Земли. Этапы развития нашей планеты.

1.этап-образование «твердой» Земли. (Когда? В результате каких процессов?)

2.этап-образование первичной атмосферы-газовой оболочки Земли.( Когда? В результате каких процессов?)

3.этап-образование первичного океана-первичной гидросферы-водной оболочки Земли (Когда? в результате каких процессов)

4.этап-зарождение жизни, образование биосферы-оболочки жизни. (Когда? Где).

3. Формы и размеры Земли

Работают со схемой «Модель Солнечной системы»

Предлагают свои варианты общих черт и различий, самостоятельно определяют общие черты планет Солнечной системы

Просматривают, сравнивают планеты земной группы, принимают участие в диалоге с учителем








Работа с текстом учебника (П.3, с.15-16) как источником информации: определение последовательности этапов возникновении Земли.


































Работа с текстом учебника(п.3,с.16-17) как источником информации: гипотеза Исаака Ньютона о форме Земли

Заполнение таблицы:


Общие признаки

Отличи-

тельные признаки





Записать в тетради новые понятия




















































Рисунок в тетрадь. Форма и размеры Земли.

Земля не имеет форму идеального шара та как сплюснута у полюсов.

Сравнение планет Солнечной системы по различным параметрам.

Понимание  значимости знаний об уникальности Земли для практической жизни  людей, поиск нужной информации, сравнение и классификация, установление причинно-следственных связей(П). Выполнение  учебных действий в соответствии с заданием (Р). Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других (К)

4) Физкультминутка (здоровьесберегающий компонент)

«Игра на внимание»

Говорит утверждения:

1.Юпитер-планета-гигант.

2.Земля- самая большая планета.

3.Нам известна лишь одна Галактика.

4.Луна- естественный спутник Земли.

5.Марс-планета земной группы.

Слушают утверждения и если верное утверждение-руки вперёд, а в случае неверного-руки над головой + хлопок.


Играют, демонстрируя свои знания по новой теме.


5) Закрепление нового материала.

Школа географа следопыта «Осваиваем метод моделирования»

 

Организует работу с глобусом, текстом учебника (с.17).

Подводит к выводу: что глобус, имеющий форму шара, можно назвать достаточно точной моделью Земли. В отличие от других планет земная поверхность разделена на океаны и огромные массивы суши - материки.


Анализируют текст и выбирают необходимые сведения.

Рассматривают внешний вид Земли на глобусе.

Обмениваются полученной  информацией.

Записывают в тетради новые понятия.

Запись результатов и вывода в РТ (с.9)

Использование приобретенных знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Рассуждение (Л), поиск нужной информации, сравнение и классификация, установление причинно-следственных связей (П).

Формулирование ответов, применяя полученные знания (Р) Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других (К)

6) Закрепление новых знаний

Задает вопросы для беседы:

Перечислите планеты Солнечной системы в порядке увеличения расстояния их от Солнца.

Когда возникла Солнечная система?

Сравните Землю с другими планетами солнечной системы. Что является основным источником энергии для процессов, происходящих на поверхности Земли?

Опишите этапы развития нашей планеты.

5. Какую форму имеет Земля? Каков радиус Земли по современным данным

Демонстрируют знания.  Формулируют ответ, применяя полученные знания.


Использование приобретенных знаний и умений.

Устная речь (П). Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других (К)

7) Рефлексия

Подводит итоги урока.

-Продолжите фразу на листочке:

1.На уроке я работал

активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3.Урок для меня показался

коротким / длинным

4.За урок я

не устал / устал

5.Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6.Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

7.Какую оценку я ставлю себе за работу на уроке             2 3 4 5

Комментирует и выставляет оценки за урок.

Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения.



Оценка достигнутых результатов (Р)

8) Домашнее задание

Параграф 3(вопрос 6 с.18.). Составьте презентацию о различных гипотезах происхождения Земли.

Для выполнения работы используйте дополнительную литературу, интернет-ресурсы и справочную литературу.

Записывают домашнее задание в дневник, проверяют друг у друга запись в дневнике



Самоконтроль и взаимоконтроль



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!