7 класс. Урок географии
Тема урока: «Северная Америка. Климат. Внутренние воды»
Цель урока: формирование знаний об особенностях климата и внутренних вод Северной Америки.
Задачи урока:
1. Учебно–познавательные:
- изучить особенности климата Северной Америки, количество климатических поясов, различия их климатических характеристик;
- сформировать представление о внутренних водах Северной Америки: распределении по материку, характере режима питания, особенностях течения; изучить крупнейшие реки, озера и водопады Северной Америки.
2. Развивающие:
развивать умения работать с различными источниками географической информации, с тематическими географическими картами, развивать память, внимание, быстроту логического мышления.
3. Воспитательные: развивать познавательный интерес к предмету, к познанию окружающего мира.
Планируемые результаты:
личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;
метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником, географическими картами для исследования;
предметные: знать климатические пояса Северной Америки, причины формирования торнадо, называть и показывать внутренние воды материка. Знать и объяснять причинно-следственные связи между климатом и внутренними водами материка.
Универсальные учебные действия:
личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
регулятивные: целеполагание, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения нового материала, формулирование учебной проблемы.
познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия природных явлений.
коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество с учителем, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.
Образовательные технологии: ИКТ, проблемного изложения материала.
Методы, приемы: объяснительно-иллюстративный метод: объяснение, беседа (на актуализацию знаний), частично-поисковый.
Оборудование: электронная физическая карта мира, учебник географии 7 класс, презентация по теме урока, электронная рабочая тетрадь, тесты и задания в электронной тетради.
ХОД УРОКА
1. Организационный этап.
Проверка готовности к уроку. Положительный настрой на урок.
2. Актуализация опорных знаний.
Задачи: актуализация и обобщение имеющихся у обучающихся знаний; пробуждение интереса к изучаемой теме; побуждение ученика к активной деятельности.
Для пробуждения интереса к изучаемой теме обучающимся предлагается послушать стихотворение и ответить на вопросы: О каком материке идёт речь? Что изучили на предыдущем уроке?
На шаре воздушном в компании дружной
Мы долго летели к Америке Южной,
Но ветер сменил направленье и, вмиг,
Отнес нас совсем на другой материк.
Под нами раскинулся – штат Аризона –
Индейцы по прериям гонят бизонов.
Охота в разгаре. Охота кипит!..
Но что это?.. Что это?!.. Шар наш пробит!..
3. Проверка домашнего задания.
Тест по теме «Северная Америка. Географическое положение. Рельеф и полезные ископаемые»:
1. В какой части Северную Америку пересекает экватор?
а) в северной
в) в центральной
б) в восточной
г) в южной
д) экватор не пересекает Северную Америку.
2. Самая высокая точка в Северной Америке – это:
а) г. Логан
б) влк. Орисаба
в) г. Мак-Кинли
г) г. Митчелл
3. Выберите неверные утверждения:
а) Северная Америка омывается водами всех океанов;
б) Ближе всего к Северной Америке расположена Евразия;
в) Большой Каньон лежит на реке Колорадо.
г) Площадь Северной Америки - 54 млн.кв.км.
д) Северная Америка расположена и в северном, и в южном полушарии.
4. Положение материка Северная Америка относительно начального меридиана:
А) полностью в восточном полушарии;
Б) большая часть в западном полушарии;
В) полностью в западном полушарии;
Г) большая часть в восточном полушарии.
5. Самый крупный остров у берегов Северной Америки:
А) Куба;
Б) Гаити;
В) Баффинова Земля;
Г) Гренландия.
6. Причины формирования гор Кордильеры:
А) в результате действия вулканов;
Б) под воздействием оледенения;
В) в результате столкновения литосферных плит;
Г) в результате всех этих факторов.
7. Назовите крайнюю южную точку материка:
А) Марьято
Б) Сент –Чарльз
В) Рока
Г) Челюскин.
8. Какой залив у берегов Северной Америки относится к Тихому океану?
А) Мексиканский
Б) Аляска
В) Гудзонов.
4. Усвоение новых знаний.
Задачи этапа: активное получение новой информации; осмысление новой информации.
Определение темы, цели и задач урока.
Климат. Беседа по вопросам:
Найдём и перечислим все климатические пояса С. Америки, используя карту (презентация).
Задание: используя географические карты установите причины (климатообразующие факторы), влияющие на формирование климата Северной Америки. (ответы: большая протяженность материка с севера на юг;
почти меридиональное расположение горных хребтов, преграждающих путь влажным ветрам с Тихого и Атлантического океанов;
по обширным равнинам, лежащим в центральной части материка, свободно проникают ветры с севера на юг и с юга на север;
положение материка между Северным полярным кругом и Северным тропиком определяет различное поступление солнечного тепла и способствует формированию различных воздушных масс и циркуляции атмосферы).
Работа с климатограммой умеренного климатического пояса.
Внутренние воды
Северная Америка богата водами.
ВОПРОС. Вспомните, какие факторы оказывают влияние на особенности внутренних вод? (Ответы: рельеф, климат)
Задание: перечислите по физической карте крупнейшие реки Северной Америки.
Учитель: самая большая река Северной Америки — Миссисипи с притоком Миссури, собирающая воду с Аппалачей, Центральных и Великих равнин. Это одна из самых длинных рек на Земле и самая водоносная река континента. Главную роль в её питании играют дожди. Часть вод река получает от таяния снегов на равнинах и в горах. Плавно несет свои воды Миссисипи по равнинам. В нижнем течении петляет, образует в русле много островов. Когда в Аппалачах тают снега или на Великих равнинах выпадают ливни, Миссисипи выходит из берегов, затопляя поля и селения. Дамбы и отводные каналы, построенные на реке, значительно сократили ущерб от наводнений.
Огромную водную систему образуют Великие озера и река Святого Лаврентия, которая соединяет их с Атлантическим океаном.
Задание: по физической карте назовите все озёра, входящие в эту крупную водную систему.
Здесь кончается река
Что течёт издалека
И срываясь с высоты
Тонны падают воды
Завораживает взгляд
Ниагарский (Водопад)
Река Ниагара «пропилила» холмистую возвышенность, сложенную известняками, и соединила озера Эри и Онтарио. Срываясь с крутого уступа, она образует всемирно известный Ниагарский водопад. Так как вода разрушает известняки, то водопад медленно отступает к озеру Эри.
На севере материка течет река Маккензи, которую индейцы называют «большой рекой». Основную часть воды эта река получает за счет таяния снегов. Много воды отдают ей болота и озера, так что летом река полноводна. Большую часть года Маккензи скована льдом.
В северной части материка много озер. Котловины их образовались в результате разломов земной коры, затем были углублены ледником. Одно из больших и красивых озер этого края — Виннипег, что на языке индейцев означает «вода».
Короткие, стремительные реки текут с Кордильер в Тихий океан. Наиболее крупные из них — Колумбия и Колорадо. Колумбия – самая полноводная река на материке, впадающая в Тихий океан.
О реке Колорадо есть замечательное стихотворение, (фрагмент):
«Садовник наскального сада
На гладкой груди Аризоны -
Колдует река Колорадо -
Создатель Большого Каньона». Ксения Григорович
Мировую известность приобрел Большой Каньон на реке Колорадо, который протянулся на 320 км по течению реки.
В Кордильерах много озер вулканического и ледникового происхождения. На внутренних плоскогорьях встречаются мелководные засоленные озера. Многие озера покрыты коркой соли. Самое крупное из них — Большое Соленое озеро.
Несмотря на богатство материка водами, в некоторых районах недостаточно пресной природно-чистой воды. Это связано с неравномерностью распределения вод, а также с возрастающим использованием их в промышленности, для орошения, для бытовых нужд крупных городов.
В Северной Америке находится озеро с одним из самых длинных названий. В этом названии 42 буквы: Чаргоггагоггманчауггоггчаубунагунгамаугг.
В переводе с индейского означает «нейтральная территория для ловли рыбы и проведения общих собраний индейских племен». Расположено озеро неподалеку от города Вебстер, штат Массачусетс (США).
5. Первичное закрепление новых знаний.
Задачи этапа: отслеживание процесса познания и собственного понимания новой информации.
Работа с картой. Вопросы:
1) Сколько климатических поясов в Северной Америке? Перечислите их. (Субэкваториальный, тропический, субтропический, умеренный, субарктический, арктический.)
2) Покажите на карте крупнейшие реки, озёра, водопады Северной Америки.
6. Рефлексия.
Задачи этапа: целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации; выработка собственного отношения к изучаемому материалу.
Вопросы:
Какова была тема урока?
Какую цель мы поставили в начале урока?
Достигли цели урока? (частично? полностью? самостоятельно? с помощью?)
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению: выполнить задание в электронной рабочей тетради: составить характеристику одной реки (по выбору) Северной Америки. (Использовать различные источники информации).
Примерный план:
1. В какой части материка течёт река.
- 2. Где берёт начало река. Куда впадает.
- 3. В каком направлении течёт река.
4. Как зависит характер течения реки от рельефа.
5. Каковы источники питания реки.
6. Каков режим реки и как он зависит от климата.