СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока географии по теме «Северная Америка. Климат. Внутренние воды», 7 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка дистанционного урока географии в 7 классе по теме  «Северная Америка. Климат. Внутренние воды» с использованием ИКТ и технологии проблемного обучения.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока географии по теме «Северная Америка. Климат. Внутренние воды», 7 класс»

7 класс. Урок географии

Тема урока: «Северная Америка. Климат. Внутренние воды»


Цель урока: формирование знаний об особенностях климата и внутренних вод Северной Америки.

Задачи урока:

1. Учебно–познавательные:

- изучить особенности климата Северной Америки, количество климатических поясов, различия их климатических характеристик;

- сформировать представление о внутренних водах Северной Америки: распределении по материку, характере режима питания, особенностях течения; изучить крупнейшие реки, озера и водопады Северной Америки.

2. Развивающие:

развивать умения работать с различными источниками географической информации, с тематическими географическими картами, развивать память, внимание, быстроту логического мышления.

3. Воспитательные: развивать познавательный интерес к предмету, к познанию окружающего мира.


Планируемые результаты:

личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;

метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником, географическими картами для исследования;

предметные: знать климатические пояса Северной Америки, причины формирования торнадо, называть и показывать внутренние воды материка. Знать и объяснять причинно-следственные связи между климатом и внутренними водами материка.

Универсальные учебные действия:

личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

регулятивные: целеполагание, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения нового материала, формулирование учебной проблемы.

познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия природных явлений.

коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество с учителем, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.

Образовательные технологии: ИКТ, проблемного изложения материала.

Методы, приемы: объяснительно-иллюстративный метод: объяснение, беседа (на актуализацию знаний), частично-поисковый.


Оборудование: электронная физическая карта мира, учебник географии 7 класс, презентация по теме урока, электронная рабочая тетрадь, тесты и задания в электронной тетради.


ХОД УРОКА

1. Организационный этап.

Проверка готовности к уроку. Положительный настрой на урок.

2. Актуализация опорных знаний.

Задачи: актуализация и обобщение имеющихся у обучающихся знаний; пробуждение интереса к изучаемой теме; побуждение ученика к активной деятельности.

Для пробуждения интереса к изучаемой теме обучающимся предлагается послушать стихотворение и ответить на вопросы: О каком материке идёт речь? Что изучили на предыдущем уроке?

На шаре воздушном в компании дружной
Мы долго летели к Америке Южной,
Но ветер сменил направленье и, вмиг,
Отнес нас совсем на другой материк.
Под нами раскинулся – штат Аризона –
Индейцы по прериям гонят бизонов.
Охота в разгаре. Охота кипит!..
Но что это?.. Что это?!.. Шар наш пробит!..

3. Проверка домашнего задания.

Тест по теме «Северная Америка. Географическое положение. Рельеф и полезные ископаемые»:

1. В какой части Северную Америку пересекает экватор?

а) в северной

в) в центральной

б) в восточной

г) в южной

д) экватор не пересекает Северную Америку.

2. Самая высокая точка в Северной Америке – это:

а) г. Логан

б) влк. Орисаба

в) г. Мак-Кинли

г) г. Митчелл

3. Выберите неверные утверждения:

а) Северная Америка омывается водами всех океанов;

б) Ближе всего к Северной Америке расположена Евразия;

в) Большой Каньон лежит на реке Колорадо.

г) Площадь Северной Америки - 54 млн.кв.км.

д) Северная Америка расположена и в северном, и в южном полушарии.

4. Положение материка Северная Америка относительно начального меридиана:

А) полностью в восточном полушарии;

Б) большая часть в западном полушарии;

В) полностью в западном полушарии;

Г) большая часть в восточном полушарии.

5. Самый крупный остров у берегов Северной Америки:

А) Куба;

Б) Гаити;

В) Баффинова Земля;

Г) Гренландия.

6. Причины формирования гор Кордильеры:

А) в результате действия вулканов;

Б) под воздействием оледенения;

В) в результате столкновения литосферных плит;

Г) в результате всех этих факторов.

7. Назовите крайнюю южную точку материка:

А) Марьято

Б) Сент –Чарльз

В) Рока

Г) Челюскин.

8. Какой залив у берегов Северной Америки относится к Тихому океану?

А) Мексиканский

Б) Аляска

В) Гудзонов.


4. Усвоение новых знаний.

Задачи этапа: активное получение новой информации; осмысление новой информации.

Определение темы, цели и задач урока.

Климат. Беседа по вопросам:

Найдём и перечислим все климатические пояса С. Америки, используя карту (презентация).

Задание: используя географические карты установите причины (климатообразующие факторы), влияющие на формирование климата Северной Америки. (ответы: большая протяженность материка с севера на юг;

почти меридиональное расположение горных хребтов, преграждающих путь влажным ветрам с Тихого и Атлантического океанов;

по обширным равнинам, лежащим в центральной части материка, свободно проникают ветры с севера на юг и с юга на север;

положение материка между Северным полярным кругом и Северным тропиком определяет различное поступление солнечного тепла и способствует формированию различных воздушных масс и циркуляции атмосферы).

Работа с климатограммой умеренного климатического пояса.

Внутренние воды

Северная Америка богата водами.

ВОПРОС. Вспомните, какие факторы оказывают влияние на особенности внутренних вод? (Ответы: рельеф, климат)

Задание: перечислите по физической карте крупнейшие реки Северной Америки.

Учитель: самая большая река Северной Америки — Миссисипи с притоком Миссури, собирающая воду с Аппалачей, Центральных и Великих равнин. Это одна из самых длинных рек на Земле и самая водоносная река континента. Главную роль в её питании играют дожди. Часть вод река получает от таяния снегов на равнинах и в горах. Плавно несет свои воды Миссисипи по равнинам. В нижнем течении петляет, образует в русле много островов. Когда в Аппалачах тают снега или на Великих равнинах выпадают ливни, Миссисипи выходит из берегов, затопляя поля и селения. Дамбы и отводные каналы, построенные на реке, значительно сократили ущерб от наводнений.

Огромную водную систему образуют Великие озера и река Святого Лаврентия, которая соединяет их с Атлантическим океаном.

Задание: по физической карте назовите все озёра, входящие в эту крупную водную систему.

Здесь кончается река
Что течёт издалека
И срываясь с высоты
Тонны падают воды
Завораживает взгляд
Ниагарский (Водопад)

Река Ниагара «пропилила» холмистую возвышенность, сложенную известняками, и соединила озера Эри и Онтарио. Срываясь с крутого уступа, она образует всемирно известный Ниагарский водопад. Так как вода разрушает известняки, то водопад медленно отступает к озеру Эри.

На севере материка течет река Маккензи, которую индейцы называют «большой рекой». Основную часть воды эта река получает за счет таяния снегов. Много воды отдают ей болота и озера, так что летом река полноводна. Большую часть года Маккензи скована льдом.

В северной части материка много озер. Котловины их образовались в результате разломов земной коры, затем были углублены ледником. Одно из больших и красивых озер этого края — Виннипег, что на языке индейцев означает «вода».

Короткие, стремительные реки текут с Кордильер в Тихий океан. Наиболее крупные из них — Колумбия и Колорадо. Колумбия – самая полноводная река на материке, впадающая в Тихий океан.

О реке Колорадо есть замечательное стихотворение, (фрагмент):

«Садовник наскального сада
На гладкой груди Аризоны -
Колдует река Колорадо -
Создатель Большого Каньона». Ксения Григорович

Мировую известность приобрел Большой Каньон на реке Колорадо, который протянулся на 320 км по течению реки.

В Кордильерах много озер вулканического и ледникового происхождения. На внутренних плоскогорьях встречаются мелководные засоленные озера. Многие озера покрыты коркой соли. Самое крупное из них — Большое Соленое озеро.

Несмотря на богатство материка водами, в некоторых районах недостаточно пресной природно-чистой воды. Это связано с неравномерностью распределения вод, а также с возрастающим использованием их в промышленности, для орошения, для бытовых нужд крупных городов.

  1. В Северной Америке находится озеро с одним из самых длинных названий. В этом названии 42 буквы: Чаргоггагоггманчауггоггчаубунагунгамаугг.

  2. В переводе с индейского означает «нейтральная территория для ловли рыбы и проведения общих собраний индейских племен». Расположено озеро неподалеку от города Вебстер, штат Массачусетс (США).

5. Первичное закрепление новых знаний.

Задачи этапа: отслеживание процесса познания и собственного понимания новой информации.

Работа с картой. Вопросы:

1) Сколько климатических поясов в Северной Америке? Перечислите их. (Субэкваториальный, тропический, субтропический, умеренный, субарктический, арктический.)

2) Покажите на карте крупнейшие реки, озёра, водопады Северной Америки.

6. Рефлексия.

Задачи этапа: целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации; выработка собственного отношения к изучаемому материалу.

Вопросы:

Какова была тема урока?

Какую цель мы поставили в начале урока?

Достигли цели урока? (частично? полностью? самостоятельно? с помощью?)

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению: выполнить задание в электронной рабочей тетради: составить характеристику одной реки (по выбору) Северной Америки. (Использовать различные источники информации).

Примерный план:

1. В какой части материка течёт река.
  1. 2. Где берёт начало река. Куда впадает.
  2. 3. В каком направлении течёт река.

4. Как зависит характер течения реки от рельефа.

5. Каковы источники питания реки.

6. Каков режим реки и как он зависит от климата.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!