СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока-игры "Междометие и звукоподражательные слова" 7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка включает в себя закрепление материала по теме "Междометия и звукоподражательные слова" В разработку включены различные игры. Учащиеся также в виде физминутки играют на уроке.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока-игры "Междометие и звукоподражательные слова" 7 класс»

Приложение 63

Конспект урока

Тема урока – игры: «Междометие. Звукоподражание» 7 класс русский язык.

Цели урока:

Личностные: наблюдать и анализировать речь свою и собеседника. Умение находить решение в нестандартной ситуации. Воспитывать качество творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремленность.

Метапредметные: использование ребуса для решения различных коммуникативных задач. Развитие коммуникативных навыков в парной работе. Умение анализировать речь свою и собеседника. Вычленять главное. Использовать ЭОРы.

Предметные: умение отличать междометные слова от самостоятельных частей речи. Вычленять в устной речи. Уместное использование учащимися подобных синтаксических конструкций в речи. Конструирование предложений с данными словами.

Тип урока: урок-игра.

Оборудование: доска, компьютер, проектор, ЭОР.

Учитель: Я приветствую вас на нашем уроке - игры. Мы сегодня с вами на уроке в игровой форме закрепим знания о междометиях и звукоподражательных словах. Вы ведь любите играть? Значит вас не утомят задания - конкурсы, в которых вы сейчас будете участвовать.

Что вы сейчас услышали?

(Учащиеся узнают междометие.)

Сейчас мы с вами проведем разминку.

1 Какое междометие выражает состояние и чувства? (а)

2 Назовите междометие вызывающее сожаление.(увы)

3 Назовите междометия которые пишутся через дефис. (ай-ай, ой-ой…)

4 Каким возгласом прогоняют курицу? (кыш!)

5 Каким междометием выражаем радость?(ура!)

Чем является слово «ну и ну» междометием или звукоподражанием? (междометием)

На доске спрятались несколько слов. (Слова написаны на доске и закрыты листочками)

Ваша задача снять листок и отгадать, где междометие, а где звукоподражание.

( промяукал, чу, мое почтение, апчхи, бубнить, айда.)

Учитель: Теперь поработаем в электронном тренажере, и оценку вашей деятельности вы увидите после каждого задания.

Учащиеся выходят по одному и выполняют задание на компьютере.

Учитель: Делимся на две команды.

На листочках вы видите вопросы, на которые вы должны правильно ответить. Последняя буква ответа будет являться первой буквой следующего ответа.

Задание:

1 Подражание звуку одного рывка ручной пилы.

2 Возглас, которым прогоняют курицу.

3 Междометие, которое выступает в предложении в роли сказуемого.

4 Междометие, которое выражает сомнение, недоверие, или иронию.

5 Звукоподражание коровы.

6 Восклицание выражающее недоумение.

Какое слово не пришлось отгадывать? Почему?

















в

ж

и

к

ы

ш

м

ы

г

м

у

х



Учитель: Сейчас я буду говорить междометия и звукоподражания вперемешку. Ваша задача внимательно слушать.

Когда я буду говорить междометие, вы хлопаете, а когда скажу звукоподражательное слово, то вы топаете.

Но я могу перепутать. Вместо топота могу хлопнуть, а вместо хлопка могу топнуть. Вы должны выбрать правильное действие.

(айда, кыш, ба, знакомые лица, чу,…..)

Ученики внимательно слушают и определяют, где какое действие предпринять.

Учитель: Сейчас послушайте считалку.

  1. Раз, два, три, четыре, пять. Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает. Прямо в зайчика стреляет.

Пиф-паф, ой-ой-ой. Убегает зайчик мой.

Учитель: Найдите междометие и звукоподражание в считалке.

(пиф-паф, ой-ой-ой)

Следующая считалка. В ней зашифрованы слова: лошадь, собака, медведица. Внимательно прослушайте. Найдите их.

  1. Пошел я с тух-тух ту. Взял с собой таф-таф-ту.

И нашел на храф-таф ту.

Кабы не таф-таф-та и тух- тух - ту, попался бы храф- таф-ту.

Тух- тух-ту – лошадь

Таф-таф-та – собака

Храф-таф- та медведица

Учитель: Сейчас мы представим, как можно инсценировать звукоподражательные слова. Проявите немного артистизма.

Выходят два учащихся. Учитель называет междометия, а учащиеся должны их инсценировать.

Учитель: Задание немного усложним. Я вам говорю междометие или звукоподражание, а ваша задача, обращаясь друг к другу, составить с этими междометиями предложения.

(ух, апчхи, мяу, кря-кря)

Дети придумывают предложения с предложенными словами.

Побеждает команда, которая придумает больше предложений.

Учитель: Междометия и звукоподражания иногда бывают рядом.

Но вот сегодня они заблудились в лесу. Давайте поможем нашим словам найти дорогу домой.

Посмотрите, вы видите два домика. В одном домике живут междометия, а в другом звукоподражания. Заблудившиеся слова я раскладываю в виде карточек на парте. Ваша задача каждое слово довести до дома.

Каждый ученик выходит и берет одну карточку и отводит ее к своему домику. (Умение различать междометия от звукоподражательных слов)

Название карточек: кря-кря, ой, о, ага, ах, чу, апчхи, бежать, тик-так, тук-тук, бай-бай, кошка, собака.

Учитель: Какие карточки не нашли свой домик? Почему?

(Бежать, кошка, собака- глагол и существительные)

Учитель: Следующее задание.

Я раздаю листочки и ручки. Вы сейчас в 2 столбика напишете междометия и звукоподражательные слова. Победит та команда, которая больше напишет слов.

Учитель: Выйдите по 1 представителю из каждой команды.

Вы должны обратиться друг к другу, употребляя междометия. Далее каждый член команды называет два слова из нашей темы. (звукоподражание или междометие). А соперник отгадывает, к какой группе это слово относится.

Учитель: Следующее задание на внимательность. Заключается в том, что я, поднимая правую руку, называю междометие, или левую, называя звукоподражание. Но я могу запутаться. И поднять неправильно руку. Ваша задача внимательно слушать и поднимать правильно руку.

(кыш, мяу, айда, бултых, тик-так, скрип-скрип, цып-цып, бай-бай, ай, ой, ой-ой-ой, ай-ай-ай, ух, увы, шлеп, цыц)

Учитель: А теперь вы поиграете между собой. Одна команда поднимает руки вверх и хлопает в ладоши, называя междометие, а другая команда поднимает руки вверх и хлопает в ладоши, называя звукоподражания. Кто больше назовет слов, тот побеждает.

Учитель: И в заключение нашего урока я предлагаю вам выйти и поводить хоровод. В середину хоровода встает один ученик и называет либо междометие, либо звукоподражание. Если ученик называет междометие, то все ходят по кругу, а если звукоподражание, то все приседают. Потом ученики меняются.

Учитель: Вот и подходит к концу наш урок. Вам понравился наш урок? Я рада была видеть вас на нашем уроке - игры. Благодарю за внимание.



























Приложение 64

Технологическая карта урока

ФИО педагога: Хортова Ольга Владимировна

Предмет: литература.

Класс: 6б

Тема: «Поэзия Великой Отечественной войны. Порохом пропахшие строки…»

Цели:  активизировать знания учащихся о Великой Отечественной войне, дать понятие о роли искусства (поэзии) в годы тяжелых испытаний для страны; закреплять умение анализировать стихотворные произведения; воспитывать чувство патриотизма, желание знать историю своей страны.

Тип урока – изучение нового материала.

Оборудование: проектор, экран, выставка книг, выставка предметов военного времени, награды, хлеб, свеча.

Средства обучения – презентация, аудиозаписи песен ВОВ, оформление доски.

Технологическая карта

Этап урока

Название

ЦОРы

Задачи

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Формирование

УУД

1


1.Вступительное слово учителя






2. Мотивация познавательной деятельности


3. организация познавательной деятельности.





























































































































































































































































4 Рефлексия








Звучит музыка «На безымянной высоте»




































Слайд 2

















Слайд 3


















Слайд 4-6










































Слайд 7-8














Слайд 9-10














Слайд 11-12

















Слайд 13-14









Слайд 15-16


















Слайд 17







Слайд 18



















Слайд 19
















































Видеохроника с песней «День Победы»



  • Образовательная: обеспечить усвоение знаний о роли искусства (поэзии) в годы Великой Отечественной войны;

  • Развивающая: обучать умению анализировать стихотворные произведения; формировать умение обобщать изучаемые факты и понятия;

  • Воспитательная: содействовать в ходе урока формированию патриотизма, гуманизма.


Слово учителя. Память сердца не гаснет. Она передается от отцов к детям. Пусть сегодня оживет в памяти подвиг отцов и дедов наших. На них шла сила, поставившая свой кованый сапог на нашу страну и бороздившая гусеницами танков ее земли. Против этой силы встали наша армия, наш народ. Были и отступления и отчаяния.

Мы порой задаем себе вопрос: откуда у них, этих седых сегодня и мучимых ранами и болезнями людей с орденами и медалями на груди, брались богатырские силы, чтобы выстоять и победить?

Разве может человек быть прочнее металла и камня? Но десятикратно возрастают силы, если на карту поставлена судьба родной земли, отчего дома.

- В этом году мы с вами празднуем одно из важнейших событий в истории России. Я думаю, что вы сами мне его назовете. Действительно, это 70 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне с фашистской Германией.


Поэтому в этом году изучение литературы военных и послевоенных лет является особенно значимым.

Наши солдаты победили, прошагав с боями тысячи грозных верст, они дошли до Берлина и устало присели на ступеньки поверженного рейхстага, над которым водрузили своё родное Красное знамя.


(Показ фотографии Рейхстага).


Их подвиг трудно оценить словами. Где взять такие слова, чтобы были равны подвигу защитников родины?



Николай Дмитриевич родился в 1923 году в пос. Николаевка.

В 1941 году, вскоре после окончания средней школы, он был призван в Красную Армию, а в конце 1942 года с маршевой ротой его отправили на фронт. Служил радистом. Участвовал в Курской битве, форсировал реки — Десну, Сожу, Днепр, Западный Буг, освобождал Белоруссию. В марте 1943 года во время боя в селе Кочетовка Курской области радист Николай Наволочкин вызвал огонь по танкам, ворвавшимся во двор дома, где находилась рация, и подбил один из танков. За проявленный героизм был награждён орденом Красной Звезды и медалями. Со своей дивизией дошел до Польши. Был ранен. День Победы встретил в Новосибирске.


Слово учителя. Уже на третий день войны была создана песня на стихи Василия Лебедева-Кумача «Священная война», ставшая символом единства народа в войне с врагом.

Пусть ярость благородная

Вскипает как волна…

Почему война названа священной?

Почему война названа народной?

(Партизанские отряды, пионеры – герои, молодогвардейцы…)

Какие чувства вызывает эта песня?

(Патриотические, чувство ответственности за судьбу Родины и народа, поставлена задача, во что бы то ни стало отстоять независимость Родины).


Слово учителя.- Нельзя представить поэзию ВОВ без еще одного автора. Большинство его стихов легли в основу всех известных песен тех лет. Имя этого поэта – Михаил Исаковский. И самые известные его стихи стали популярнейшими песнями «Катюша», «Враги сожгли родную хату» благодаря Матвею Блантеру, который написал музыку. Своей песней «Катюша» Исаковский поднимает боевой дух русского солдата, но и не только русского, а и немца. Весьма любопытную историю рассказал Илья Сельвинский, который участвовал в боях на Керченском полуострове: "Однажды под вечер, в часы затишья, наши бойцы услышали из немецкого окопа, расположенного поблизости, "Катюшу". Немцы "прокрутили" ее раз, потом поставили второй раз, потом третий... Это разозлило наших бойцов, мол, как это фашисты могут играть нашу "Катюшу"?! Не бывать этому! Надо отобрать у них "Катюшу"!

Дело кончилось тем, что группа красноармейцев совершенно неожиданно бросилась в атаку на немецкий окоп. Завязалась короткая, молниеносная схватка. В результате - немцы еще и опомниться не успели! – "Катюша" (пластинка) вместе с патефоном была доставлена к своим". Как вы думаете, почему песня стала популярной?

Какое действие производила она на солдат?







Не менее популярное стихотворение М. Исаковского «В прифронтовом лесу».



Слово учителя.Один из поэтов- Константин Симонов, прошедший всю войну корреспондентом газеты «Красная звезда». Он знал войну «изнутри». Как военный корреспондент побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин. После войны появились сборники его очерков «Записки военного корреспондента».




В 1942 ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 — звание подполковника, а после войны — полковника. Еще одно стихотворение Константина Симонова было посвящено молодому бойцу.


Чтение наизусть учителем стихотворения «Срочный пакет»


Слово учителя. Наблюдая как солдат, согреваемый ожиданием и любовью родных, пытается вопреки всему выжить после тяжелого ранения и вернуться в строй, чтобы приблизить день Победы.

В 1965 году дагестанский поэт Расул Гамзатов приехал в составе русской делегации в японский город Хиросима на открытие памятника – «Девочка с журавлём в руках». Поэта поразила история маленькой мужественной девочки и, приехав домой из Японии, он написал песню о всех кто не вернулся с войны. Расул написал её на своём родном аварском языке. Марк Бернес упросил автора изменить несколько русских слов и повёз это стихотворение своему другу композитору Яну Френкелю, чтобы тот положил музыку на эти слова.





Слово учителя.Еще один поэт –участник ВОв Сергей Островой, который в июле 1941 г. ушел добровольцем на фронт. Начал войну рядовым бойцом под Вязьмой. В начале августа 1942 г. стал корреспондентом армейской газеты 31 армии "На врага".

Стихи Сергея Острового посвящены Родине, русскому народу, подвигу народа в Великой Отечественной войне, русской природе.

Широко известны его стихотворения «У деревни Крюково», «Мама» (Первое слово ребенок сказал «Мама»…), «…А песня ходит на войну», «Песня о моем друге», «А любовь остается жить» и др.

Сергей Островой видел состояние молодых бойцов, которые опаленные войной, вспоминали своих матерей с благодарностью. Ведь мать воспитывала в них настоящих защитников родины.

Чтение учителем наизусть стихотворения Сергея Острового «Первое слово ребенок сказал: «Мама».


Слово учителя. Немецкие захватчики взяли в кольцо Ленинград. Началом блокады считается 8 сентября 1941 года, когда была прервана сухопутная связь Ленинграда со всей страной. Жители города потеряли возможность покинуть Ленинград.

Показ нормы хлеба во время блокады, аптечки с военного времени, портсигара, солдатской пилотки.

Хлеб готовили из смеси ржаной, овсяной, ячменной, соевой и солодовой муки, затем к этой смеси в разное время стали добавлять льняной жмых и отруби, хлопковый жмых, обойную пыль, мучную сметку, вытряски из мешков кукурузной и ржаной муки. Для обогащения хлеба витаминами и полезными микроэлементами добавляли муку из луба сосны, ветвей березы и семян дикорастущих трав. В начале 1942 года в рецептуру добавили гидроцеллюлозу, которая использовалась для придания объёма. По данным американского историка Д. Гланца практически несъедобные примеси, добавлявшиеся вместо муки, составляли до 50 % хлеба.

В ноябре 1941 года положение горожан резко ухудшилось. Смертность от голода стала массовой. Специальные похоронные службы ежедневно подбирали только на улицах около сотни трупов.

Сохранились бесчисленные рассказы о людях, падавших от слабости и умиравших — дома или на работе, в магазинах или на улицах.

Ещё одним важным фактором роста смертности стал холод. С наступлением зимы в городе практически кончились запасы топлива. Блокада длилась 900 дней.


Показ наград участников войны



Вот уже 70 лет прошло, как человечество избавилось от глобальной войны. Но из нее нужно извлечь уроки, полезные при решении насущных задач в различных сферах жизни

нашего общества.

Во-первых, это беспредельная вера в свой народ, в свое отечество. Это опора на собственные силы, умелое использование собственных возможностей.

Во-вторых, опыт войны учит, что успехи на фронте и в тылу были возможны благодаря сплоченности народа и армии. Народ верил в правильные действия правительства и поддерживал его.

Конечно, понесенные потери за годы войны велики. Война забрала около 27 миллионов человек.

Советские воины порой сознательно шли на самопожертвование ради защиты Отечества. «Мы умирали, чтобы не умереть. Наши жертвы были не напрасными. Дорогой ценой, но мы отстояли Отечество!»






Урок окончен. Спасибо за внимание.


Вникают в песню «На безымянной высоте».


Представление начала войны





Осмысление состояния всей страны






















Просмотр фотографий в книге







Представление картины события















Представление состояния русских поэтов




Прослушивание куплета песни «Священная война»



Высказывают предположения, отвечают на вопросы





Вдумчивое размышление о роли песни на войне


Просматривают слайд, анализируя внутреннее состояние поэта и композитора, их подвижничество к написанию песен






















Учатся находить подтекст в песне







Слушают песню «Катюша»





Учащаяся читает наизусть стихотворение «В прифронтовом лесу»







Группа учащихся читает наизусть стихотворение «»Сын артиллериста»







Слушают стихотворение и по интонации учителя переосмысляют свои ощущения














Учащаяся читает наизусть стихотворение «Журавли»


Учатся пропускать через себя состояние бойца


Анализируют стихотворение





Словесное рисование картины блокадного Ленинграда





Просматривают наглядный материал














Рассматривают награды участников ВОв



Каждый анализирует свое состояние, пережитое за урок.



















Учащиеся стоя чтят память погибших воинов


Уметь совместно окунуться во время ВОв (Коммуникативные УУД)
































Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)






























Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)












Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)


















Уметь высказывать своё предположение (версию) (Регулятивные УУД).













































Уметь анализировать полученную информацию (познавательные УУД)








































Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД). 







Уметь оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей (Личностные УУД).





Пробудить чувство ответственности за других (личностные УУД)









































На основе услышанного выявить ключевые моменты, показать актуальность темы и сегодня,(познавательные ууд)

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!