1 | 1.Вступительное слово учителя 2. Мотивация познавательной деятельности 3. организация познавательной деятельности. 4 Рефлексия | Звучит музыка «На безымянной высоте» Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4-6 Слайд 7-8 Слайд 9-10 Слайд 11-12 Слайд 13-14 Слайд 15-16 Слайд 17 Слайд 18 Слайд 19 Видеохроника с песней «День Победы» | Образовательная: обеспечить усвоение знаний о роли искусства (поэзии) в годы Великой Отечественной войны; Развивающая: обучать умению анализировать стихотворные произведения; формировать умение обобщать изучаемые факты и понятия; Воспитательная: содействовать в ходе урока формированию патриотизма, гуманизма. | Слово учителя. Память сердца не гаснет. Она передается от отцов к детям. Пусть сегодня оживет в памяти подвиг отцов и дедов наших. На них шла сила, поставившая свой кованый сапог на нашу страну и бороздившая гусеницами танков ее земли. Против этой силы встали наша армия, наш народ. Были и отступления и отчаяния. Мы порой задаем себе вопрос: откуда у них, этих седых сегодня и мучимых ранами и болезнями людей с орденами и медалями на груди, брались богатырские силы, чтобы выстоять и победить? Разве может человек быть прочнее металла и камня? Но десятикратно возрастают силы, если на карту поставлена судьба родной земли, отчего дома. - В этом году мы с вами празднуем одно из важнейших событий в истории России. Я думаю, что вы сами мне его назовете. Действительно, это 70 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне с фашистской Германией. Поэтому в этом году изучение литературы военных и послевоенных лет является особенно значимым. Наши солдаты победили, прошагав с боями тысячи грозных верст, они дошли до Берлина и устало присели на ступеньки поверженного рейхстага, над которым водрузили своё родное Красное знамя. (Показ фотографии Рейхстага). Их подвиг трудно оценить словами. Где взять такие слова, чтобы были равны подвигу защитников родины? Николай Дмитриевич родился в 1923 году в пос. Николаевка. В 1941 году, вскоре после окончания средней школы, он был призван в Красную Армию, а в конце 1942 года с маршевой ротой его отправили на фронт. Служил радистом. Участвовал в Курской битве, форсировал реки — Десну, Сожу, Днепр, Западный Буг, освобождал Белоруссию. В марте 1943 года во время боя в селе Кочетовка Курской области радист Николай Наволочкин вызвал огонь по танкам, ворвавшимся во двор дома, где находилась рация, и подбил один из танков. За проявленный героизм был награждён орденом Красной Звезды и медалями. Со своей дивизией дошел до Польши. Был ранен. День Победы встретил в Новосибирске. Слово учителя. Уже на третий день войны была создана песня на стихи Василия Лебедева-Кумача «Священная война», ставшая символом единства народа в войне с врагом. Пусть ярость благородная Вскипает как волна… Почему война названа священной? Почему война названа народной? (Партизанские отряды, пионеры – герои, молодогвардейцы…) Какие чувства вызывает эта песня? (Патриотические, чувство ответственности за судьбу Родины и народа, поставлена задача, во что бы то ни стало отстоять независимость Родины). Слово учителя.- Нельзя представить поэзию ВОВ без еще одного автора. Большинство его стихов легли в основу всех известных песен тех лет. Имя этого поэта – Михаил Исаковский. И самые известные его стихи стали популярнейшими песнями «Катюша», «Враги сожгли родную хату» благодаря Матвею Блантеру, который написал музыку. Своей песней «Катюша» Исаковский поднимает боевой дух русского солдата, но и не только русского, а и немца. Весьма любопытную историю рассказал Илья Сельвинский, который участвовал в боях на Керченском полуострове: "Однажды под вечер, в часы затишья, наши бойцы услышали из немецкого окопа, расположенного поблизости, "Катюшу". Немцы "прокрутили" ее раз, потом поставили второй раз, потом третий... Это разозлило наших бойцов, мол, как это фашисты могут играть нашу "Катюшу"?! Не бывать этому! Надо отобрать у них "Катюшу"! Дело кончилось тем, что группа красноармейцев совершенно неожиданно бросилась в атаку на немецкий окоп. Завязалась короткая, молниеносная схватка. В результате - немцы еще и опомниться не успели! – "Катюша" (пластинка) вместе с патефоном была доставлена к своим". Как вы думаете, почему песня стала популярной? Какое действие производила она на солдат?
Не менее популярное стихотворение М. Исаковского «В прифронтовом лесу». Слово учителя.Один из поэтов- Константин Симонов, прошедший всю войну корреспондентом газеты «Красная звезда». Он знал войну «изнутри». Как военный корреспондент побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин. После войны появились сборники его очерков «Записки военного корреспондента». В 1942 ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 — звание подполковника, а после войны — полковника. Еще одно стихотворение Константина Симонова было посвящено молодому бойцу. Чтение наизусть учителем стихотворения «Срочный пакет» Слово учителя. Наблюдая как солдат, согреваемый ожиданием и любовью родных, пытается вопреки всему выжить после тяжелого ранения и вернуться в строй, чтобы приблизить день Победы. В 1965 году дагестанский поэт Расул Гамзатов приехал в составе русской делегации в японский город Хиросима на открытие памятника – «Девочка с журавлём в руках». Поэта поразила история маленькой мужественной девочки и, приехав домой из Японии, он написал песню о всех кто не вернулся с войны. Расул написал её на своём родном аварском языке. Марк Бернес упросил автора изменить несколько русских слов и повёз это стихотворение своему другу композитору Яну Френкелю, чтобы тот положил музыку на эти слова. Слово учителя.Еще один поэт –участник ВОв Сергей Островой, который в июле 1941 г. ушел добровольцем на фронт. Начал войну рядовым бойцом под Вязьмой. В начале августа 1942 г. стал корреспондентом армейской газеты 31 армии "На врага". Стихи Сергея Острового посвящены Родине, русскому народу, подвигу народа в Великой Отечественной войне, русской природе. Широко известны его стихотворения «У деревни Крюково», «Мама» (Первое слово ребенок сказал «Мама»…), «…А песня ходит на войну», «Песня о моем друге», «А любовь остается жить» и др. Сергей Островой видел состояние молодых бойцов, которые опаленные войной, вспоминали своих матерей с благодарностью. Ведь мать воспитывала в них настоящих защитников родины. Чтение учителем наизусть стихотворения Сергея Острового «Первое слово ребенок сказал: «Мама». Слово учителя. Немецкие захватчики взяли в кольцо Ленинград. Началом блокады считается 8 сентября 1941 года, когда была прервана сухопутная связь Ленинграда со всей страной. Жители города потеряли возможность покинуть Ленинград. Показ нормы хлеба во время блокады, аптечки с военного времени, портсигара, солдатской пилотки. Хлеб готовили из смеси ржаной, овсяной, ячменной, соевой и солодовой муки, затем к этой смеси в разное время стали добавлять льняной жмых и отруби, хлопковый жмых, обойную пыль, мучную сметку, вытряски из мешков кукурузной и ржаной муки. Для обогащения хлеба витаминами и полезными микроэлементами добавляли муку из луба сосны, ветвей березы и семян дикорастущих трав. В начале 1942 года в рецептуру добавили гидроцеллюлозу, которая использовалась для придания объёма. По данным американского историка Д. Гланца практически несъедобные примеси, добавлявшиеся вместо муки, составляли до 50 % хлеба. В ноябре 1941 года положение горожан резко ухудшилось. Смертность от голода стала массовой. Специальные похоронные службы ежедневно подбирали только на улицах около сотни трупов. Сохранились бесчисленные рассказы о людях, падавших от слабости и умиравших — дома или на работе, в магазинах или на улицах. Ещё одним важным фактором роста смертности стал холод. С наступлением зимы в городе практически кончились запасы топлива. Блокада длилась 900 дней. Показ наград участников войны Вот уже 70 лет прошло, как человечество избавилось от глобальной войны. Но из нее нужно извлечь уроки, полезные при решении насущных задач в различных сферах жизни нашего общества. Во-первых, это беспредельная вера в свой народ, в свое отечество. Это опора на собственные силы, умелое использование собственных возможностей. Во-вторых, опыт войны учит, что успехи на фронте и в тылу были возможны благодаря сплоченности народа и армии. Народ верил в правильные действия правительства и поддерживал его. Конечно, понесенные потери за годы войны велики. Война забрала около 27 миллионов человек. Советские воины порой сознательно шли на самопожертвование ради защиты Отечества. «Мы умирали, чтобы не умереть. Наши жертвы были не напрасными. Дорогой ценой, но мы отстояли Отечество!» Урок окончен. Спасибо за внимание. | Вникают в песню «На безымянной высоте». Представление начала войны Осмысление состояния всей страны Просмотр фотографий в книге Представление картины события Представление состояния русских поэтов Прослушивание куплета песни «Священная война» Высказывают предположения, отвечают на вопросы Вдумчивое размышление о роли песни на войне Просматривают слайд, анализируя внутреннее состояние поэта и композитора, их подвижничество к написанию песен Учатся находить подтекст в песне
Слушают песню «Катюша»
Учащаяся читает наизусть стихотворение «В прифронтовом лесу»
Группа учащихся читает наизусть стихотворение «»Сын артиллериста»
Слушают стихотворение и по интонации учителя переосмысляют свои ощущения
Учащаяся читает наизусть стихотворение «Журавли» Учатся пропускать через себя состояние бойца Анализируют стихотворение Словесное рисование картины блокадного Ленинграда Просматривают наглядный материал Рассматривают награды участников ВОв Каждый анализирует свое состояние, пережитое за урок. Учащиеся стоя чтят память погибших воинов | Уметь совместно окунуться во время ВОв (Коммуникативные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД) Уметь высказывать своё предположение (версию) (Регулятивные УУД). Уметь анализировать полученную информацию (познавательные УУД) Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД). Уметь оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей (Личностные УУД). Пробудить чувство ответственности за других (личностные УУД) На основе услышанного выявить ключевые моменты, показать актуальность темы и сегодня,(познавательные ууд) |