СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока истории ФГОС "Древнее Двуречье"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке предоставлен конспект урока в 5 классе по ФГОС. Тема "Древнее Двуречье". Для урока еще необходима рабочая карточка: 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока истории ФГОС "Древнее Двуречье"»

Урок в 5 классе на тему: «Древнее Двуречье»

Автор-составитель: Марушко Геннадий Евгеньевич

Тип урока: урок открытия нового знания

Цели урока:

Дидактическая: формирование представления учающихся о государстве Древнее Двуречье;

Развивающая: формирование умений и навыков работы с историческими источниками, картами, текстом учебника;

Воспитательная: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Задачи:

Дидактические:

  • сформировать у учащихся представления о географическом положении, занятиях и общественном устройстве древнейших городов-государств Древнего Двуречья;

  • формировать умения, применять понятие (клинопись), закрепить умения извлекать информацию из текстовых, анимационных источников и обобщать их по заданной теме;

  • ознакомиться с презентацией урока, запомнить мифы Древнего Двуречья.

Воспитательные:

  • познакомить учащихся с занятиями жителей Двуречья, их культурой, верованиями в эпоху древнего мира;

  • воспитывать детей в духе уважения к истории прошлого;

  • формировать навыки самоконтроля;

Развивающие:

  • развивать умения связной речи, логично выстраивать предложения;

  • развивать коммуникативные действия: умение полно и точно выражать свою мысль в соответствии с поставленными задачами.

Оборудование урока:

  • компьютер, экран, мультимедиа, презентация, тексты из хрестоматии по истории древнего мира в виде карточек.

Планируемые результаты: предметные: работать с исторической картой, анализировать и обобщать её данные, характеризовать влияние природно-климатических условий на жизнь и деятельность жителей государства. Прокомментировать письменность Двуречья и выделить её особенные признаки.

Метапредметные УУД: умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,   осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения познавательных задач, формулировать свою точку зрения, слушать и слышать друг друга.

Личностные УУД: обретение мотивации к изучению нового материала, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Используемые учебники и учебные пособия: 

Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.; под общ. Ред. А.А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2015.

Используемая методическая литература: 

Годер, Г. И. История Древнего мира. 5 класс: рабочая тетрадь: в 2 ч. Ч.1. Жизнь первобытных людей. Древний Восток / Г. И. Годер. -  М.: Просвещение, 2015

 

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД

I.Организационный момент

(2 мин)


Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

Проверка готовности к уроку, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь.


Актуализация опорных знаний

(5 мин)


Работа над ошибками, сделанными в тесте.

Демонстрируют знания по пройденному материалу.

Обмениваются полученной информацией.


Регулятивные УУД:

1. Определять цель – проблему.

2. Находить и исправлять ошибки

3. Оценивать степень и способы достижения цели.


 

II.Мотивация учебной деятельности обучающихся.

 

 


 

Вводное слово учителя. Сегодня мы с вами продолжаем изучение удивительного мира Древней истории.
Ребята,  давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлых уроках?
С каким государством мы с вами знакомились на прошлых уроках? (Древний Египет). Слайд 1
Мы познакомились с Древним Египтом и узнали, что Египет был одной из самых ранних цивилизаций Древнего Востока?

1. Что мы понимаем под словом цивилизация?
2. Чем цивилизация отличается от первобытного общества?

Но, недалеко от Египта, на территории Западной Азии раскинулось ещё одна страна, Древнее Двуречье.

–  Мы изучали историю Древнего Египта, особенности его цивилизации, узнали, какая природа, климат там существовали, кто населял эту страну и чем занимались эти люди. Так же познакомились со структурой государственного устройства.



  1. Цивилизация – это стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности.

  2. Наличие письменности, городов, государства.

Регулятивные УУД:

1. Прогнозирование

2. Целеполагние


 

 

 

 

Постановка цели и задачи урока.

(5 мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 









III.Актуализация знаний

(5 мин)


Страна двух рек.

Работа с историческим источником.

(7 мин)
























IV.Культура Двуречья

(4 мин)

















Постановка проблемы: Определите, что общего и различного было в Египте и Древнем Двуречье? 

План урока:

  1. Географическое положение

  2. Города из глиняных кирпичей.

  3. Башни от земли до неба.

  4. Письмена на глиняных табличках.

Слайд 2

 Давайте посмотрим на карту стр.33 учебника

  1. Как называлось государство, которое располагалось между реками Тигр и Евфрат?

  2. Как вы думаете, почему Двуречье носит такое название?

  3. Где берут своё начало реки Тигр и Евфрат?


Мы уже с вами изучали историю одной древней страны – Египта. Давайте вспомним, с чего мы начинали наш путь?

Каковы были природные условия Двуречья?


Уже известный вам историк Геродот оставил подробное описание природных условий Древнего Междуречья и занятий его жителей. Итак, давайте узнаем, как описывает эту великолепную страну Геродот. Слайд 3

Мы продолжаем путешествие по удивительной стране.

Древние племена Междуречья со временем объединились для совместного проживания в укрепленные поселения. Постепенно, эти поселения превращались в города – центры небольших государств. Слайд 4

Так более 5 тыс. лет назад в нижнем течении рек Тигра и Евфрата древний народ «шумеры» образовал первое государство в Древнем Двуречье. В переводе с древнего языка «шумеры» означают «черноголовые». С этим народом связана одна из загадок истории Древнего мира. Неизвестно, откуда они пришли на эти земли. Их язык не был похож ни на какой другой. На сохранившихся изображениях этих людей можно заметить, что у них были неправдоподобно правильные овальные черты лица с большими глазами. Эти странные люди основали в Двуречье крупные центры, города-государства. Давайте найдём их на карте.

Каким богам преклонялись жители Двуречья? Для ответа на данный вопрос просмотрите видеофрагмент и выполните задание 3 из рабочей карточки.

Слайд 10


Шамаш – бог Солнца

Син – бог Луны

Эа – бог воды

Иштар – богиня плодородия.


Школа в Двуречье

 Ученики планируют, что они должны узнать о природе, климатических условиях, местоположении Древнего Двуречья.  Познакомиться с занятиями населения, развитием письменности, религиозными верованиями, и культурой этой страны.


 

 

 

Работают с исторической картой стр. 33 учебника и находят путь «Из дельты Нила через небольшой перешеек на Синайский полуостров, затем по восточному побережью Средиземному морю, где находятся Палестина, Сирия, Финикия, по пустыне можно добраться до реки Евфрат».

 




Географическое положение и климат.


Выполняют задание 1 из рабочей карточки. Определение темы, главной мысли.

  1. Климат

  2. Влага

  3. Почва

Знакомство с текстом Геродота.

Выполняют задание 2 из рабочей карточки: Плодородная.


Занятия жителей:

 

  1. Земледелие

  2. Скотоводство

  3. Ремесло

  4. Торговля

 










Учащиеся находят на карте города Ур и Урук.



Выполняют задание 3 из рабочей карточки

Запись в тетрадь: зиккураты – храмы в Древнем Двуречье.


Письменные, вещественные. О существовании письменности. Иероглифы

Запись в тетрадь: КЛИНОПИСЬ – письменность, знаки, которые состоят из групп клинообразных чёрточек, знаки выдавливались на сырой глине.

Работа с иллюстрацией в учебнике на с. 68.

Ученики сравнивают помещение, материалы для письма, процесс преподавания, отношения между учениками и учителем. Работают над понятиями  «отец школы», «сыновья школы», « человек с палкой».

 

Регулятивные УУД:

  1. Планировать с помощью учителя  учебную деятельность.

 

 

 

 


Познавательные УУД:

1. Находить информацию в разных источниках.

2. Выделять главное.









Познавательные УУД:

1.Находить информацию в разных источниках.

2.Выделять главное.

3. Определять понятия.

4. Анализировать, доказывать.













Познавательные УУД:

  1. смысловое чтение как осмысление цели чтения

  2. извлечение необходимой информации.

Регулятивные УУД:

1. Определять цель – проблему. 2.Выдвигать версии 3.Планировать деятельность 4.Работать по плану Познавательные УУД: 1.Находить информацию в разных источниках. 2.Выделять главное 3.Предоставлять информацию в сжатом виде. Личностные УУД: 1.Оценивать отношения между учеником и учителем в Древнем Двуречье с точки зрения нравственных позиций.

V.

Закрепление. Применение нового знания

(2 мин)

Выполните задание 4 из рабочей карточки.


Выполняют задание, проводят взаимопроверку или самопроверку.

Регулятивные УУД:

1.Работать по плану

2.По ходу работы сверять свои действия с целью.

3. Оценивать степень и способы достижения цели.

 

 

VI.

Рефлексия

(3 мин)

Учитель просит оценить работу на уроке, которое соответствует их самооценке на уроке.

Или продолжите фразу…

Дети поясняют, почему они так себя оценили.

Регулятивные УУД:

1.Определять цель – проблему.

2.Находить и исправлять ошибки

3.Оценивать степень и способы достижения цели.

 

 

VII. Итоги урока. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению(2 мин)

Задание на карточке




Записи в дневниках.

 


Рабочая карточка по теме: «Древнее Двуречье»

Проблемный вопрос: «Что общего и различного было в Египте и Древнем Двуречье?»

Задание 1. Работая с текстом учебника с.65-66 п.1. «Страна двух рек» заполните пропуски в таблице

Природные условия Египта и Двуречья: сходные черты

Египет

Междуречье

  1. климат

Находится в полосе жаркого климата

Находится в полосе____________климата

  1. влага

Здесь протекает полноводная река Нил

Здесь протекают_____________________
__________________________________

  1. почва

Истоки Нила находятся в Центральной Африке. В начале лета там идут проливные дожди, и тает снег на вершинах гор. Потоки воды устремляются в реку, подмывая почву и неся с собой плодородный ил – частицы полусгнивших растений и красноватых горных пород.

Истоки_____________________________
____________________________________
___________________________________
__________________________________
___________________________________
__________________________________

Задание 2. Занятия жителей страны:

  1. Основой жизни здесь была вода. Зимой в сезон дождей, а также во время разлива вода была в избытке, в остальное время её не хватало. Лишённая влаги, опалённая солнцем почва высыхала и трескалась. А в низовьях рек перенасыщенные водой земли заболачивались, превращаясь в непроходимые топи. Сооружение каналов и плотин было направлено на развитие этого занятия. О каком занятии идёт речь?

  2. После орошения земли, когда она хорошо пропитывалась водой, на поле выпускали быков с обвязанными копытами; они выравнивали землю и вытаптывали сорняки. На пастбищах паслись стада коров, овец, коз и свиней. О каком занятии идёт речь?

  3. Дворцы, храмы, жилые дома – всё здесь сооружали из глиняных кирпичей. Один человек мотыгой выкапывал глину, второй кувшином черпает воду из пруда, третий месит глину, остальные делают кирпичи и сушат их на солнце. Здесь были горшечники, ткачи, кожевники, столяры, кораблестроители, ювелиры – всех мастеров трудно даже перечислить. О каком занятии человека идёт речь?

  4. В Южном Двуречье не хватало многих видов сырья (строительный камень, лес, золото), но в избытке выращивали зерновые культуры, финики, производили шерсть, кожу – товары, которые можно было обменять на те, в которых жители нуждались. Как называется занятие, в ходе которого производится обмен одних товаров на другие с помощью денег (в Двуречье использовали слитки серебра определённого веса).

1)_____________________________

2)_____________________________

3)_____________________________

4)_____________________________

Задание 3. РТ Задание № 44

Задание 4. Закрепление. Впишите недостающие слова.

  1. Страна, расположенная на северо-восток от Египта в Западной Азии называется

_________________________________________________________________.

  1. Здесь протекают две полноводные реки ____________ и __________________.

  2. Жители занимались ________________________________________________.

  3. Самыми крупными городами были _______ и __________________________.

  4. В городах над всеми зданиями возвышались ступенчатые башни – так выглядели _____________ – покровителей города.

Домашнее задание: § 13, читать, № 45;

1) стр. 69 задание из рубрики «Опишите» на выбор;

2) составить устный рассказ «В Древнем Двуречье».

Дополнительное задание: перед вами пословицы первых жителей Междуречья, предлагается дома найти русские варианты:

а) Бедняк занимает – себе забот наживает.

_____________________________________________________________________

б) Хорошо одетому всегда рады.

_____________________________________________________________________

в) Он ещё не поймал лисицу, а уже делает для неё колодку.

______________________________________________________________________





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!