II.Мотивация учебной деятельности обучающихся. | Вводное слово учителя. Сегодня мы с вами продолжаем изучение удивительного мира Древней истории. Ребята, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлых уроках? С каким государством мы с вами знакомились на прошлых уроках? (Древний Египет). Слайд 1 Мы познакомились с Древним Египтом и узнали, что Египет был одной из самых ранних цивилизаций Древнего Востока? 1. Что мы понимаем под словом цивилизация? 2. Чем цивилизация отличается от первобытного общества?
Но, недалеко от Египта, на территории Западной Азии раскинулось ещё одна страна, Древнее Двуречье. | – Мы изучали историю Древнего Египта, особенности его цивилизации, узнали, какая природа, климат там существовали, кто населял эту страну и чем занимались эти люди. Так же познакомились со структурой государственного устройства. Цивилизация – это стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности. Наличие письменности, городов, государства. | Регулятивные УУД: 1. Прогнозирование 2. Целеполагние |
Постановка цели и задачи урока. (5 мин) III.Актуализация знаний (5 мин) Страна двух рек. Работа с историческим источником. (7 мин) IV.Культура Двуречья (4 мин) | Постановка проблемы: Определите, что общего и различного было в Египте и Древнем Двуречье? План урока: Географическое положение Города из глиняных кирпичей. Башни от земли до неба. Письмена на глиняных табличках. Слайд 2 Давайте посмотрим на карту стр.33 учебника Как называлось государство, которое располагалось между реками Тигр и Евфрат? Как вы думаете, почему Двуречье носит такое название? Где берут своё начало реки Тигр и Евфрат? Мы уже с вами изучали историю одной древней страны – Египта. Давайте вспомним, с чего мы начинали наш путь? Каковы были природные условия Двуречья? Уже известный вам историк Геродот оставил подробное описание природных условий Древнего Междуречья и занятий его жителей. Итак, давайте узнаем, как описывает эту великолепную страну Геродот. Слайд 3 Мы продолжаем путешествие по удивительной стране. Древние племена Междуречья со временем объединились для совместного проживания в укрепленные поселения. Постепенно, эти поселения превращались в города – центры небольших государств. Слайд 4 Так более 5 тыс. лет назад в нижнем течении рек Тигра и Евфрата древний народ «шумеры» образовал первое государство в Древнем Двуречье. В переводе с древнего языка «шумеры» означают «черноголовые». С этим народом связана одна из загадок истории Древнего мира. Неизвестно, откуда они пришли на эти земли. Их язык не был похож ни на какой другой. На сохранившихся изображениях этих людей можно заметить, что у них были неправдоподобно правильные овальные черты лица с большими глазами. Эти странные люди основали в Двуречье крупные центры, города-государства. Давайте найдём их на карте. Каким богам преклонялись жители Двуречья? Для ответа на данный вопрос просмотрите видеофрагмент и выполните задание 3 из рабочей карточки. Слайд 10 Шамаш – бог Солнца Син – бог Луны Эа – бог воды Иштар – богиня плодородия. Школа в Двуречье | Ученики планируют, что они должны узнать о природе, климатических условиях, местоположении Древнего Двуречья. Познакомиться с занятиями населения, развитием письменности, религиозными верованиями, и культурой этой страны. Работают с исторической картой стр. 33 учебника и находят путь «Из дельты Нила через небольшой перешеек на Синайский полуостров, затем по восточному побережью Средиземному морю, где находятся Палестина, Сирия, Финикия, по пустыне можно добраться до реки Евфрат». Географическое положение и климат. Выполняют задание 1 из рабочей карточки. Определение темы, главной мысли. Климат Влага Почва Знакомство с текстом Геродота. Выполняют задание 2 из рабочей карточки: Плодородная. Занятия жителей: Земледелие Скотоводство Ремесло Торговля Учащиеся находят на карте города Ур и Урук. Выполняют задание 3 из рабочей карточки Запись в тетрадь: зиккураты – храмы в Древнем Двуречье. Письменные, вещественные. О существовании письменности. Иероглифы Запись в тетрадь: КЛИНОПИСЬ – письменность, знаки, которые состоят из групп клинообразных чёрточек, знаки выдавливались на сырой глине. Работа с иллюстрацией в учебнике на с. 68. Ученики сравнивают помещение, материалы для письма, процесс преподавания, отношения между учениками и учителем. Работают над понятиями «отец школы», «сыновья школы», « человек с палкой». | Регулятивные УУД: Планировать с помощью учителя учебную деятельность. Познавательные УУД: 1. Находить информацию в разных источниках. 2. Выделять главное. Познавательные УУД: 1.Находить информацию в разных источниках. 2.Выделять главное. 3. Определять понятия. 4. Анализировать, доказывать. Познавательные УУД: смысловое чтение как осмысление цели чтения извлечение необходимой информации. Регулятивные УУД: 1. Определять цель – проблему. 2.Выдвигать версии 3.Планировать деятельность 4.Работать по плану Познавательные УУД: 1.Находить информацию в разных источниках. 2.Выделять главное 3.Предоставлять информацию в сжатом виде. Личностные УУД: 1.Оценивать отношения между учеником и учителем в Древнем Двуречье с точки зрения нравственных позиций. |