СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока математики, посвященного годовщине снятия блокады Ленинграда

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Нахождение числа от дроби. Решение задач». Цель урока: закрепить умения и навыки в решении задач по нахождению дроби от числа; систематизация знаний по данной теме, продолжение знакомства  с историей  блокады Ленинграда

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока математики, посвященного годовщине снятия блокады Ленинграда»

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Пермское суворовское военное училище
Министерства обороны Российской Федерации»
















Методическая разработка

открытого урока математики,

представленного на конкурс «Педагог года-2016»

«Нахождение числа от дроби. Решение задач»

для суворовцев 6-х классов








Разработал:

Костина М.Р. преподаватель математики высшей категории









Пермь

2016



Класс: _6б_

Дата: 30.11.2016_

Занятие №_72_

Тема:__Нахождение дроби от числа. Решение задач_


Цель урока: закрепить умения и навыки в решении задач по нахождению дроби от числа; систематизация знаний по данной теме, продолжение знакомства с историей блокады Ленинграда.


Задачи урока:

Обучающие (на достижение предметных результатов) (О):

Тренировать умение решать задачи на дроби.

Развивающие (на достижение метапредметных результатов) (Р):

1) Тренировать умение работать с новым знанием.

2) Тренировать умение проводить самопроверку умения работать с новым знанием.

Воспитательные (на достижение личностных результатов) (В):

1) Тренировать умение определять свое эмоциональное состояние.

2) Тренировать умение настраиваться на нужный лад в зависимости от вида деятельности, используя приемы создания рабочего настроения.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.


Результаты обучения:

Метапредметные:

Применяют установленные правила в планировании способа решения

Предметные:

Структурируют знания, определяют основную и второстепенную информацию

Личностные:

Осуществляют контроль, коррекцию, оценку собственных действий и действий партнёра







Структура урока

Время,

мин

Деятельность

Формируемые
УУД

Преподавателя

Обучающихся


1. Организационный момент

1

Проверка готовности к уроку

Приветствие

преподавателя

Регулятивные: самоконтроль

2. Сообщение темы и цели урока


5

Рассказ о 75 годовщине начала блокады Ленинграда. Демонстрация видеофрагмента.

Восприятие. Размышление над темой урока

Личностные: мотивация

3. Актуализация знаний. Устная работа


7-10

Представление примеров с переводом ответов на тему урока

Отвечают
на вопросы

Осознание ситуации

Личностные: анализ и оценивание изученного материала.

Познавательные: 

структурирование собственных знаний.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение слушать, корректно задавать вопросы, рецензировать ответ

4. Актуализация новых знаний. Отработка нового материала

20-25

Выясняет, понятность заданий. Предлагает решать самостоятельно с выходом к доске отдельных обучающихся. Контроль за процессом решения задач.

Составляют план решения задачи. Составляют математическую модель ситуации, описанной в условии задач, повторяют правило, обосновывают выбор способа решения задачи. Выдвигают гипотезу решения задачи другим способом

Личностные: самоопределение.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

5. Физкульминутка. Рефлексия

5

Обеспечивает эмоциональную разгрузку обучающихся. Предлагает оценить свои знания и эмоциональное состояние. Организует высказывания обучающихся

Подводят итоги своей деятельности.

Личностные: смыслообразование.

Регулятивные: оценка своей деятельности, планирование.

Познавательные: анализ, обобщение.

Коммуникативные: умение полно и аргументировано выражать свои мысли.

6. Подведение итогов урока

5

Просмотр видеоролика. Сообщение о собственном взгляде на тему «Блокада Ленинграда»

Восприятие. Размышление над темой урока


7. Информация о домашнем задании


2-3

Создаёт ситуацию выбора, даёт комментарий к домашнему заданию

Записывают домашнее задание в зависимости от полученного задания.

Личностные: самоопределение

Регулятивные: оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности. Коммуникативные УУД: умение слушать








Ход урока.

1. Организационный момент.



2. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня необычный урок математики.

75 лет назад 8 сентября 1941 года началась 872 дневная блокада одного из красивейших городов не только Европы, но и всего мира города Ленинград.

И сегодня на уроке мы с вами не только закрепим ранее изученный материал, но и в очередной раз вспомним трагические страницы истории этого события.



Видеоролик



3. Устная работа

Учитель: Находясь на уроке математики невозможно не обойтись без вычислений и мы тоже начнем с устной работы:

  • 10,5 + 30,5 – 8 = 33

до скольких градусов достигали морозы зимой 1941 – 1942 года

  • 12,4 – 0,4 + 18 = 30

Зима. Блокадный Ленинград. Нет отопления, нет света, стены домов промерзли. На столько сантиметров промерзли стены

  • 2,8 : 2 * 10 = 14

Дети помогали старшим. Подростки по несколько часов стояли у танков. По

столько часов они работали в сутки

  • (7,7 * 5 + 2,2) : 0,1 = 407

столько кораблей отремонтировали ленинградцы во время блокады.

  • Число, кратное 3 и 5, являющееся решением неравенства 270 ≤ x

270 обстрелов было сделано с 4 сентября по 30 ноября 1942 года

  • = 17 августа 1943 года произошел самый длительный обстрел за все годы блокады, продолжительностью 13 час. 14 мин.



4. Актуализация новых знаний

Учитель: Из секретной директивы 1-а 1601/41 немецкого военно-морского штаба «О будущности города Санкт - Петербурга» от 22 сентября 1941 года: «После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Предложено тесно блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. Если вследствие создавшегося положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города»



Решение задачи: На момент установления блокады в городе находилось 2 млн 500 тысяч человек. Среди них были дети, они составляли 16%. из них были подростками в возрасте 7 – 16 лет. Сколько подростков оставалось в блокадном Ленинграде?

Учитель: Едва ли не каждый десятый, живший в блокаду в Ленинграде, писал дневники. И сегодня мы с вами перелистаем некоторые из этих дневников

Устно. Решите уравнение: 3х – 25 = 92

Учитель: В самые суровые дни блокады зимы 1941-1942 годов в осажденном городе из 500 школ работали 39.



Обучающийся:

Во многих школах были госпитали. Сколько у меня было радости, когда я узнал, что идет запись в школу № 218. И вот я школьник! Никогда не забуду первый день учебы. Детей собрали в классе на втором этаже. Вошла учительница. Меня поразила ее худоба. Ее звали Татьяна Федоровна Бадасова. Она рассадила нас по партам: меня с белокурой девчушкой, Наташей Васильевой.

Занятия проходили в необычной обстановке. Нередко во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке или артобстреле. Ученики быстро  спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались.

Обучающийся:

3 ноября. Сегодня мы пошли учиться, как я рад! Обещали кормить обедом и давать 50 гр. хлеба в день без карточек. Учителя все новые.

8 ноября. Пока учусь. По математике получил 4. Учительница по русскому все время нас ободряет. Она говорит, что к Новому году война кончится. А правда ли? Сейчас очень тяжело.

12 ноября. Обед в школе давать прекратили. Все по карточкам. Положение тяжелое. Учителя советуют подтянуть кушаки.

15 ноября. Пока с учебой все благополучно. Имею две пятерки и одну четверку. С едой очень плохо. Сегодня во рту не было ни крошки

Устно. Урок в блокадном Ленинграде продолжался времени современного урока – 25 минут

Учитель: Урок продолжался не более 25 минут, больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в неотапливаемых классах мерзли не только руки, но и замерзали чернила. Уроки учили наизусть. Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе.



Обучающийся:

"Температура 2-3 градуса ниже нуля. Тусклый зимний свет робко пробивается сквозь единственное окно.  Мы сидим в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах... "  

Учитель: Но, несмотря на все трудности, ребята сдавали экзамены, получали оценки!

  В коллективном дневнике учащихся 7 класса школы №148 читаем: «Декабрь 1941 года. В классах сидим в пальто, в рукавицах. Сегодня было только два урока. Больше мы не в силах выдержать этот адский холод… Но мы сумеем наверстать потерянное, когда наступят теплые дни. Программа должна быть пройдена по всем предметам!!!  22 января 1942 года… из 7 классов осталось только два, да и те неполные. Приходится объединяться в один, так как не во всех еще классах поставлены печурки и нет учителей по многим предметам… Март 1942 года. Сегодня на уроке русского языка была письменная работа. Писали изложение, предварительно отогрев чернила у печурки. Все были в рукавицах, чтобы не коченели пальцы. Вдруг комната стала наполняться едким дымом: это ветер переменился, а ведь труба нашей печурки выведена в форточку.  Дым ел глаза, забирался в нос и в горло, но мы работы не бросали, мужественно терпели новое испытание – по примеру наших матерей, отцов и братьев»

Ученица 10–го класса 367–й школы рассказывала о таком эпизоде: «Как же так? – говорил их учитель по математике, – на обстрелы внимание не обращаешь, а у доски растерялась?!» Подумаешь, и действительно одно с другим не вяжется. Поэтому, мы старались учить предмет так, чтобы не позорить имя ленинградца…».

Через год, в сентябре 1942 года учеников в каждом классе стало  меньше, многие   погибли от обстрелов и голода. В школах стало необычайно тихо, обессиленные голодные дети перестали бегать и шуметь на переменах. И в первый раз, когда двое мальчиков подрались на перемене, то учителя не отругали их, а обрадовались. «Значит, оживают наши ребятишки».

Решение задачи: Во время блокады и боев на подступах к городу погибло свыше 700 тысяч жителей, в том числе от голода умерло 632 тысячи мирных граждан, и лишь 3% погибло от артиллерийских обстрелов и бомбежек. Поставьте вопрос и решите задачу.

Обучающийся:

«… в июне был набор на окопы. Я поехал добровольно. Под Петергофом рыли противотанковые рвы. Рыть приходилось тяжело, солнце пекло, за водой надо было ходить далеко. Спать приходилось кое-где. Я спал две ночи в бане, а остальные в сене под открытым небом».

Учитель: Молодые пожарные охраняли Таврический дворец, Эрмитаж, они помогли сохранить Смольный, тушили бомбы-зажигалки, помогали раненым. Юные ленинградцы в двух-трёх километрах от фашистов рубили лес, таскали тяжеленные брёвна к лесным дорогам. Гибли от вражеских снарядов, работали от темна до темна, по пояс в снегу, под ледяным дождём. Подростки вставали к заводскому станку, заменяя ушедших на фронт отцов и старших братьев.

Обучающийся:

Оборудование у нас было очень неплохое, но на заводе остались почти пустые цеха. Работала половина женщин, половина мужчин. Ночная смена. Смотрю – два станка стоят – людей нет, иду искать. А перед этим на завод приняли ребят – ремесленников. Иду к ним в общежитие. Смотрю – Петька лежит, говорю: Петька, ты чего? – Да проспал я, - А Витька что? – да он уже мертвый. И вот этот мальчишка пришел и начал работать и все, что надо в гранатах лучше вот этих мальчишек никто не делал.

Решение задачи: За годы блокады на заводах Ленинграда было изготовлено 16200 единиц вооружения, из них (39) минометных установок, (720) танков, танков (480) бронемашин, 15% от бронемашин составляли бронепоезда, 10000 минометов, оставшиеся – полковые и противотанковые пушки. Также около 4млн. снарядов, мин и бомб. Найдите сколько единиц вооружения каждого вида было изготовлено.



Устно: Всего медалью «За оборону Ленинграда» награждено около 1,5 миллиона человек, из них почти 1% – дети.



5. Физкультминутка. Рефлексия.

Стреляем в мишень



6. Подведение итогов урока. Видеоролик

Учитель:

Сегодня в Перми проживает 170 человек, награжденных памятным знаком «Житель блокадного Ленинграда». Некоторые из них прошли вместе с Ленинградом все 900 дней, кто-то был эвакуирован.

Слова «Блокада Ленинграда» коснулись и моей семьи. Родной брат моей бабушки умер от голода в 1943 году и похоронен на Пискаревском кладбище в братской могиле. Мой дед работал на заводе «Арсенал», выпускал знаменитые «Катюши», он награжден медалью «За оборону Ленинграда». Мои бабушка, два дяди и мама были эвакуированы из Ленинграда в 1943 году, но салют в день победы они смотрели в своем родном городе.

Учитель:

Тем, кто родился после войны, многого уже не понять из того, что пережило военное поколение. Они уходят, и вместе с ними уходит история, и только от нас зависит то, чтобы она не ушла навсегда. Сохранить память о том времени, передать свои знания следующим поколениям.

«Кто не помнит прошлого, у того нет будущего».



7. Домашнее задание

Задачи, которые сами составляли раздаются на отдельных листочках (приложение 1)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!