Тема: Письменное сложение двузначных чисел без перехода через десяток. Решение задач. Буквенные выражения.
Цель:
- раскрыть способ письменного сложения двузначных чисел без перехода через десяток;
-решать задачи изученных видов;
-познакомить с буквенными выражениями на нахождение суммы;
- развивать математическую речь учащихся и логическое мышление;
-воспитывать интерес к изучаемому материалу.
Оборудование: иллюстрации, карточки для устного счета, карта путешествия, картинка корабля.
Ход урока:
1.Организационный момент:
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнем
И скорей урок начнем.
2. Сообщение темы урока:
- Сегодня у нас урок-путешествие, урок-игра. Куда мы отправимся, вы догадаетесь сами, когда отгадаете загадку: Кругом вода, а с питьём беда. (Море).
3. Вступительная беседа
_У нас морское путешествие. На чем же мы отправимся в путь? Послушайте еще одну загадку:
По волнам лебедь плывет.
На себе людей везет. (Корабль)
- Древние славяне плавали по рекам и морям в легких лодках, которые были обшиты берёзовой корой. На смену таким лодкам появились деревянные, длинные, с десятками вёсел по бокам. Новым достижением стали паруса. На паруснике совершилось первое кругосветное путешествие. Оно продолжалось 3 года. Время парусников прошло. Над морями прозвучало новое слово-пароход. А затем на смену ему пришли атомоход, ледоход.
4. Устный счет.
- Наш корабль готов к отплытию
А вот и карта.(На доске карта, закрытая карточками с примерами)
-Пираты зашифровали ее. Надо что-то делать, чтобы заполучить ее. Для этого нужно решить примеры. Решив пример правильно, откроется часть карты с маршрутом нашего путешествия. (Дети решают примеры устно, с правильно решенным примером карточка убирается с карты)
-Откройте тетради, запишите число, классная работа.
4. Поднятие якоря.
- Впереди нас ждет море чисел и страна Математика. Но мы не можем отправиться в путь.
Судно давно бы уже оставило порт,
волны сильно ударяют о борт,
но крепко он ухватился за дно,
и не пускает корабль все равно. Что же держит корабль? (Якорь).
-Якорь запутался в водорослях и камнях, попробуем освободиться.
Математический диктант.
1) Напишите соседей числа 28;
2) Напишите число, предшествующее числу 17;
3) запишите сколько в 1дм – см;
4) Чему равна сумма чисел 12 и 17?
5) Уменьши число 17 на 5.
-Отправляемся в путь! Цель нашего путешествия –порт Победы.
5.Новый материал
1) Повторение изученных способов сложения, подготовка к изучению нового материала.
- Откройте учебники на стр.99
-Первая остановка на острове «Чисел»
-Найдите правило сложения двузначных чисел.
2) Объяснение материала
- Такие примеры удобно решать, записав слагаемые в столбик. Слагаемые записывают так: десятки подписывают под десятками, единицы под единицами. Сначала складываем единицы с единицами, а затем десятки с десятками. Сложение столбиком называют письменным сложением.
3) Первичное закрепление нового материала
- Вы, наверное, проголодались, надо наловить рыбы в Математическом море и сварить уху. Как повара называют на корабле?
Решение примеров
45+22 81+17
15+63 67+31
33+56 27+12
6. Физкультминутка
Ходят волны большие – большие,
Вот такие большие, как дом.
Мы бесстрашные волки морские,
Мы в открытое море плывём.
Веселее моряк, веселее моряк,
Делай так, делай так и вот так (показывают различные упражнения)
7. Решение задач.
-Внимание! Мы приближаемся к острову «Задач». Тут расположилось рыбацкое село, давайте поможем рыбакам посчитать массу пойманной и проданной ими рыбы.
1) Рыбаки поймали 12 кг хека, а трески на 5 кг больше. Сколько всего кг рыбы поймали рыбаки?
2) Рыбаки наловили 45 кг рыбы. 30 кг рыбы они продали жильцам острова. Сколько кг рыбы у них осталось?
Итог: Молодцы, правильно решили все задачи, плывем дальше.
8. Буквенные выражения.
-Следующая стоянка у нас возле «Земли Всезнаек». Мы опустимся на морское дно и познакомимся с теми, кто там живет.
- В математике иногда числа записывают в виде букв. А затем вместо букв подставляют числа и выполняют действия уже с числами.
- Решив примеры с буквенными выражениями, вы узнаете интересные сведения о морских обитателях:
-у осьминога квадратный зрачок;
-некоторые скаты до двух метров и весят 70 кг;
- есть краб, которого называют пальмовым вором, он очень любит полакомиться плодами кокоса;
- дельфины очень дружелюбны, они не раз спасали тонущих в море людей, общение с дельфинами входит в курс лечения детей-инвалидов.
9. Геометрический материал
- А вот и бухта «Геометрическая».
- Из каких геометрических фигур состоит кораблик?
- Что такое прямоугольник?
10.Подведение итогов урока
- Мы приближаемся к концу нашего путешествия, чему вы научились во время плавания? О чем узнали?
– С какими числами мы работали на уроке? (С двузначными)
– Как сложить двузначные числа?
- В заключение, загадка - головоломка.
- В порт плыли 3корабля, а навстречу им – 5 катеров. Сколько всего суден прибыло в порт? (3.Катера плыли из порта.)
- Вот мы и достигли цели нашего путешествия.
Наш урок окончен.