Государственное бюджетное общеобразовательное
- учреждение Самарской области средняя
- общеобразовательная школа № 1 п. г.т. Безенчук
- муниципального района Безенчукский Самарской области
Методическая разработка урока
«Методы решения
логарифмических уравнений»
11 класс
Автор: Орлова Я.Ю.,
учитель математики ГБОУ СОШ №1 п.г. г.т. Безенчук
2015 год
-
-
- Урок по теме «Методы решения логарифмических уравнений»
Организационная информация
Тема урока: методы решения логарифмических уравнений.
Предмет: алгебра и начала анализа.
Класс: 11.
Автор урока: Орлова Яна Юрьевна, учитель математики.
- Образовательное учреждение: государственное бюджетное
- общеобразовательное учреждение Самарской области средняя
- общеобразовательная школа № 1 п. г.т. Безенчук
- муниципального района Безенчукский Самарской области
- Город: п. г.т. Безенчук Самарская область.
Методическая информация
Методологическая база:
1) программа: Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы / авт.-сост. И.И. Зубарева, А.Г.Мордкович. Москва: Мнемозина, 2009 г.
2) УМК:
Мордкович А.Г. и др. Алгебра и начала математического анализа. Задачник для учащихся (профильный уровень). Москва, Мнемозина, 2009 г.
Саакян С.М., Гольдман А.М., Денисов Д.В. Задачи по алгебре и началам анализа: Пособие для учащихся 10-11 классов – Москва: Просвещение, 2003 г.
Тематические тесты. Математика. ЕГЭ-2008. Часть II / 10-11 классы / Под. ред. Лысенко Ф.Ф.- Ростов-на-Дону. Легион, 2008 г., 160 с.
3) интернет — источники:
Тип урока: комбинированный урок.
Цель урока: формирования практических навыков решения логарифмических уравнений.
Образовательная цель: закрепление и систематизация учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения, формирование образовательной компетентности.
Развивающая цель: развитие умений анализировать, обобщать изучаемые факты, выделять и сравнивать существенные признаки, характерные для каждого метода решения логарифмических уравнений.
Воспитательная цель: воспитание настойчивости в достижении цели и заинтересованности в конечном результате труда.
Задачи урока:
выработать навыки применения свойств логарифмов при решении логарифмических уравнений;
обобщить методы и этапы решения логарифмических уравнений;
способствовать индивидуализации и дифференциации обучения с помощью применения разноуровневых задач и информационно-коммуникационных технологий.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока:
знание свойств логарифмов и умение применять их при решении логарифмических уравнений;
знание методов и этапов решения логарифмических уравнений;
умение решать логарифмические уравнения, выбирая наиболее рациональные методы.
Необходимое оборудование: компьютер, проектор, дистанционная мышь для управления презентацией.
Дополнительные материалы: презентация по теме «Методы решения логарифмических уравнений», индивидуальный раздаточный материал для учащихся: таблица «Многоуровневая система задач по теме «Логарифмические уравнения» для учащихся и учителя (см. приложение 1), памятка-схема «Методы решения логарифмических уравнений» (см. приложение 2), текст самостоятельной работы с ответами (см. приложение 3); бланк «Индивидуальная карта учащегося» (см. приложение 4), лист с заданиями для учащихся (см. приложение 5).
Мотивация учащихся: использование ярких образов, иллюстраций, опорных схем и разноуровневых заданий мотивирует учащихся к осознанному освоению сложной темы, углублению знаний для подготовки к итоговой аттестации.
Возможности использования дидактического материала:
Этапы урока
Этапы урока | Время, мин. |
Организационный момент (Слайд 1-2). | 1 |
Актуализация опорных знаний: повторение свойств логарифмов (Слайд 3); игра «Логарифмический дартс» (Слайд 4-5); проверка домашнего задания (Слайд 6). | 13,5 5 6 2,5 |
Проверка глубины и прочности полученных знаний: | 5 |
Закрепление знаний, умений и навыков: | 8 7 1 |
Контроль и коррекция знаний: | 10,5 10 0,5 |
Инструктаж домашнего задания: | 1 0,5 0,5 |
Подведение итогов урока (Слайд 15). | 1 |
Продолжительность урока: 40 мин.
Ход и содержание урока
Оргмомент (см. презентацию «Методы решения логарифмических уравнений»)
- Ребята, как Вы думаете, чем же мы с Вами будем сегодня заниматься?
- А что необходимо знать, чтобы решать логарифмические уравнения?
- Какова же тема нашего урока?
Актуализация опорных знаний учащихся
Фронтальный опрос учащихся по формулировкам и знаково-символической записи основных свойств логарифмов (Слайд 3).
Ученики перечисляют общеизвестные свойства и следствия из них, устанавливают соответствие между названием свойств и знаково-символической записью, учитель обобщает свойства в таблицу, заготовленную на слайде интерактивной доски.
Учащимся предлагаются устные задачи в трёх уровнях на применение свойств логарифмов (см. приложение 5). Каждый ученик самостоятельно принимает решение о выборе уровня задания, оценивая свои возможности и степень подготовленности по данной теме. На размышление отводится ограниченное время, при этом допускается работа в парах.
По истечении отведённого на подготовку времени задание проверяется по уровням с помощью интерактивной доски (Слайд 5).
Примечание 1. После изучения понятия логарифма за 10 уроков до данной темы учитель выдаёт учащимся таблицу с многоуровневой системой задач «Логарифмические уравнения» (базовый уровень) (Слайд 6). В таблице представлен комплекс логарифмических уравнений, объединённых в группы по характерным признакам, позволяющим указать метод решения (см. приложение 1).
К данному уроку учащиеся должны выяснить, какие методы используются для решения сформированных групп уравнений, выделить столбцы таблицы со знакомыми, модифицированными и незнакомыми задачами (ЗЗ, МЗ, НЗ), а также решить задачи базового уровня, действуя по следующим критериям: на оценку «3» требуется сдать решение знакомых базовых задач, на оценку «4» - знакомых и модифицированных задач, а на «5» - всех задач базового уровня.
В ходе беседы с учащимися учитель выясняет, с помощью каких методов решались уравнения, и просит одного ученика в таблицу на слайде интерактивной доски вписать выявленные базовые задачи (БЗ), обозначая столбцы со знакомыми, модифицированными и незнакомыми задачами.
Примечание 2. Тетради с домашней работой сдаются на проверку учителю в конце урока. Разбор вызвавших затруднения заданий из домашней работы, проходит на последующем семинаре по методам решения логарифмических уравнений.
Проверка глубины и прочности полученных знаний
Совместно с учащимися учитель обобщает способы решения логарифмических уравнений и акцентирует их внимание на характерных для каждого метода признаках (Слайд 7). Учащиеся получают указание учителя при решении уравнений следовать составленной схеме, находящейся в индивидуальном раздаточном материале у каждого ученика (см. приложение 2).
IV. Закрепление знаний, умений и навыков
Практическая работа выполняется в парах и оформляется на бланках «Индивидуальная карта учащегося» (см. приложение 4).
Задание. Распределите уравнения по методам, которые целесообразно применить для их решения (см. приложение 5, Слайд 9):
1) log2(5 + 3log2(x - 3)) = 3;
2) log2(x+13) = 2 log2(x+1);
3)
4)
5) log3 x = 0,5x – 0,5;
6) log5 log3 log2(x2 +7x)=0;
7)
8) log5 (x 1)+log5 (x 2)=log5 (x + 2);
9) x lg x = 100x;
10)
11) 3log x 16 4 log 16 x = 2 log2 x;
12) - x+1 = log2 x;
13)
14)
15)
В таблицу №1 учащиеся заносят номера уравнений, отбирая их по методам решения. Оставшегося без пары ученика учитель вызывает к интерактивной доске для самостоятельной работы по заполнению таблицы №1 на слайде. По истечению 5 минут школьники обмениваются бланками со своим соседом по парте и осуществляют взаимопроверку, проверяя решение по слайду интерактивной доски. Ученик у доски проводит самопроверку.
Учитель подводит итог проделанной работе, затем просит учащихся выделить этапы решения логарифмических уравнений, кратко охарактеризовав каждый из них. (Слайд 10).
После чего предлагает учащимся выполнить разноуровневую самостоятельную работу по решению логарифмических уравнений.
V. Контроль и коррекция знаний
Ученики записывают решение уравнений в рабочих тетрадях и указывают методы решения и ответы к уравнениям в таблице № 2 бланка «Индивидуальная карта учащегося». Бланк с таблицами 1, 2 сдаётся учителю на проверку.
Ответы к решению заданий самостоятельной работы приводятся учителем на слайде 12. Учитель рекомендует всем, у кого задание выполнено не верно, провести коррекционную работу дома в рабочих тетрадях.
VI. Инструктаж домашнего задания
В качестве основного домашнего задания учащимся выдаётся многоуровневая система задач (профильный уровень) по теме «Логарифмические уравнения» (см. приложение 1).
Учитель обращает внимание учащихся на критерии оценок, срок сдачи работы и таблицу с заданием в индивидуальном раздаточном материале.
Всем желающим учитель предлагает подготовить доклад на одну из перечисленных тем:
логарифмы в астрономии;
логарифмы в музыке;
логарифмы в литературе;
логарифмы и психология.
VII. Подведение итогов урока (Слайд 15)
Учащиеся проговаривают, что нового узнали на уроке. Намечаются перспективы последующей работы.
Учитель оценивает результаты деятельности учащихся и завершает урок словами американского математика Мориса Клайна:
“Музыка может возвышать или умиротворять душу,
Живопись – радовать глаз,
Поэзия - пробуждать чувства,
Философия – удовлетворять потребности разума,
Инженерное дело – совершенствовать материальную сторону жизни людей,
А математика способна достичь всех этих целей”.
11