Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Черняховская детская художественная школа имени Марии Тенишевой»
Методическая разработка урока
Тема:
«Красавица матрешка»
По дополнительной общеразвивающей программе художественно-эстетической направленности «Основы изобразительной грамоты». Для учащихся изостудии «Самоцветик» (возраст 7-9 лет)
Автор: преподаватель первой квалификационной категории
Садаускене Инна Николаевна
Черняховск 2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Введение
2. Пояснительная записка:
-Цели
-Задачи
-План урока
3. Краткое содержание темы
4. Литература и использованные источники
5. Приложения
Введение
Эстетические представления и образы народного искусства занимают значительное место в формировании художественной культуры ребенка.
Народное искусство – это культурное наследие, которое активно используется в современном образовательном процессе.
Заложенная в народном искусстве связь с историческими корнями, многовековая мудрость, накопленная поколениями, способствуют формированию ценностных ориентаций современного подрастающего поколения, духовности и нравственности - всего, что являет собой основу отечественной художественной культуры.
Одна из ведущих целей обучения - передача ребятам основ социального опыта, накопленного многими поколениями, в частности опыта творческой
деятельности и эмоционально - ценностного отношения человека к
окружающему миру. Изучение традиционных народных промыслов способствует пониманию подрастающими поколениями особенностей мировосприятия наших дедов и прадедов, через знания подвигает к обереганию, сохранению нашего культурного наследия.
Внимание педагога при этом обращено к чувствам ребёнка и через них к его разуму. Формирование эмоциональной отзывчивости к миру, развитие
творческих качеств являются важнейшими задачами эстетического
воспитания и художественного обучения на современном этапе.
Мудрое высказывание «Ребенок - это не сосуд, который надо заполнить,
а огонь, который надо зажечь» заставляет серьезно задуматься, что может
быть тем зажигающим началом, которое сделает жизнь человека ярким
нетленным горением.
Обращение к традиционным народным промыслам на уроках обусловлено эмоциональностью образов народного творчества, и тем, что они предают принцип построения образов в достаточно простом, доступном детям виде.
Красочность, звучность, ритмичность, эмоциональность декоративного
рисования, его обращенность к народным традициям, приводит детей к
пониманию мира, добра, гармонии, как важнейших источников нравственных воззрений и эстетических идеалов человеческой жизни. Одним из таких источников является русская матрешка.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тема урока: «Красавица матрёшка».
Цель урока:
Воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям.
Задачи урока:
Формирование навыков композиционного решения образа;
Познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова, Полхов - Майдана;
Обучить умению выделять характерные средства художественной выразительности в работе народных мастеров;
Научить расписывать бумажные силуэты матрешек в традициях Семеновских мастеров;
Развивать творческое воображение учащихся средствами изобразительного искусства методом глубокого погружения в материал;
Развитие зрительной памяти;
Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ, уважать мнение товарища;
Активизация творческого воображения учащихся;
Методы обучения: беседа, рассказ, работа с наглядным материалом, демонстрация, практическая работа.
Дидактические средства урока: наглядные пособия – матрешки (Сергиев Посад, Полхов - Майдан, Семенов), работы учащихся прошлых лет.
Применение ТСО, ИКТ: компьютер, проектор.
Для учащихся:
бумага, вырезанный силуэт матрешки, гуашь, кисти, простой карандаш, резинка.
План урока:
Вводная часть
Организационный момент;
Основная часть урока.
1.Объяснение нового материала:
Рассказ об истории возникновения и дальнейшем распространении промысла сопровождаемый демонстрацией ЭОР «Красавица матрёшка»;
2.Постановка творческой задачи. Создание эскиза импровизации росписи матрёшки, выбор формы.
3.Практическое выполнение творческой задачи. Сначала рисуется силуэт матрёшки и графическое изображение её наряда. Затем роспись и дальнейшее оформление композиции. Работу можно выполнить как индивидуальную композицию в виде композиции из нескольких матрёшек, так и коллективную, составленную из индивидуальных работ.
Заключительная часть урока.
Подведение итогов, анализ работ: просматриваем и обсуждаем творческие работы, отмечаем их разнообразие, выразительность и характерность, обмен впечатлениями.
ХОД УРОКА
Вводная часть
Организационный момент.
приветствие учащихся;
проверка явки учащихся по журналу;
проверка готовности к уроку.
Основная часть урока
1. Объяснение нового материала
Посмотрите на картины русских художников (Слайд 2, 3). Кто скажет, что продают на ярмарке мастерицы? Зазывалы на ярмарке расхваливали свой товар, выкрикивали громко:
Подходите, подходите!
На товары поглядите!
У нас не ситцы, не шелка
И не кольца, и не брошки,
А весёлые матрёшки…
Самая весёлая ярмарка на Руси проходила в Сергиевом Посаде. На видном месте в торговых рядах были разложены игрушки: деревянные резные гусары, барыни, кормилицы, щелкуны, каталки, Богородские медведи, кони и матрешки. Вырезанная из деревянной чурки игрушка имела простую обобщенную форму (Слайд 4). Народная игрушка, как сказка, в ней всё так и не так. Казалось, что уже ничем не удивить покупателя! Но вдруг мастер начинает разбирать матрёшку, а в ней другая – поменьше. Опять раскрыл, а в ней ещё одна. Вот диковина! (Педагог сопровождает рассказ показом действий).
Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку,
А всего одна игрушка! (Слайд 5).
Матрёшка – одна из любимых детских игрушек и самый популярный сувенир. Это удивительная игрушка. Она имеет свою историю. Посмотрите, как много матрёшек у нас в гостях (Слайд 6). И если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что все они разные.
Как же появилась такая игрушка? Издавна, у многих народов имелась игрушка, состоящая из нескольких фигурок. Всё меньше и меньше, вкладывающихся одна в другую. И хотя подобные куклы пробовали выпускать и во Франции, и в Германии, и в других странах, милая русская матрёшка пользовалась наибольшей популярностью. Она поистине стала знаменитой на весь мир.
А родилась матрёшка более 100 лет тому назад в селе Абрамцево в мастерских Саввы Мамонтова. К нему в игрушечную мастерскую «Детское воспитание», привезли из Японии японскую игрушку «Кокэси, - фигурку добродушного лысого старичка. Она изображала буддийского мудреца Фукуруму, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий (Слайд 7). Кукла раскрывалась, в ней находилось ещё несколько фигур, вложенных одна в другую. Там пряталась вся его семья. Игрушка понравилась всем, и наши мастера решили сделать свою куклу.
Первая русская матрёшка была выточена токарем Василием Звёздочкиным и расписана художником Сергеем Малютиным. Художник расписал кукол как стайку деревенских девочек – матрёшек (Слайд 8). Первая матрёшка состояла из восьми фигур и изображала она девочку в сарафанчике и платке с чёрным петушком в руках. За девочкой шёл мальчик, затем опять девочка и т.д. Все они, чем ни будь, отличаются друг от друга. А последняя восьмая, изображала завёрнутого в пеленки младенца.
Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах на столе у нас живут,
Всех матрёшками зовут!
Кукла первая толста и внутри она пуста.
Разнимается она на две половинки.
В ней живёт ещё одна кукла в серединке.
Эту куколку открой, - будет третья во второй!
Половинку отверти, плотную, притёртую
И сумеешь ты найти куколку четвёртую.
Вынь её и посмотри, кто там прячется внутри?
Прячется в ней пятая, куколка пузатая.
А внутри и та пустая, в ней живёт шестая.
А в шестой – седьмая, а в седьмой – восьмая.
Эта кукла меньше всех, чуть побольше, чем орех.
Вот поставленные в ряд сестры – куколки стоят.
- Сколько вас? – у них мы спросим.
И ответят куклы – Восемь!
Название «Матрёшка» появилось от первой, изображавшей девочку в платочке и сарафанчике. Она получила ласковое название от русского имени Матрёна, Матрёша, которое в то время было распространённым и в основе его лежит латинское слово «mater»,означавшее мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладающей хорошим здоровьем и дородной фигурой. Впоследствии оно сделалось нарицательным, и стала означать токарное разъёмное красочно расписанное деревянное изделие. Но и по сей день, матрёшка остаётся символом материнства, плодородия, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры (Слайд 9). А позже и песенки – потешки про неё сложили, например такую:
Шли подружки по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрёны, три Матрёшки
И ещё Матрёшечка.
После закрытия мастерской «Детское воспитание», такая же мастерская открылась в Сергиевом Посаде (г. Загорск Московской области), там, в лесном краю, издавна развивался токарный промысел. И именно там началось массовое производство матрёшек. Первые матрёшки продавались дорого, но все равно привлекали покупателей и пользовались большим спросом. Изготовление матрёшки стало настолько распространенным явлением, что заказы на производство стали поступать из-за границы.
В ассортименте самыми ходовыми были 3-8-12 местные матрёшки. Но, как исключение, для выставок, делались и многоместные – 48, 50, 60 (Слайд 10).
Не считая размер и количество вкладышей, ассортимент и изображаемые сюжеты матрёшек расширились. Их роспись стала красочней, разнообразней. Появились матрёшки, изображавшие девушек в сарафанах и платочках, с корзинами, узелочками, серпами, букетами цветов, снопами. Фантазия художников не ограничивала себя ничем. Матрёшки компоновались по самому разному принципу, чтобы отвечать основному своему назначению – преподносить сюрприз. Таково уж свойство народного искусства: казалось бы, делают одну и ту же игрушку, а получается разное (Слайды 11-17).
Делали матрёшек в полушубках с шалью на голове, и валенками в руках, пастушка со свирелью, старика с окладистой бородой, жениха во фраке, невесту в подвенечном платье и т.д. (Слайд 15). Появились матрёшки - сказочные персонажи: «Репка» - старик с репой в руках, за ним бабка, внучка, собака, кошка и мышка (Слайд 14), «Золотая рыбка», «Конёк Горбунок», «Иван – Царевич» и т.д.
Кто матрёшку сделал, я не знаю.
Но известно мне, что сотню лет
Вместе с Ванькой - Встанькой, как живая,
Покоряет кукла белый свет.
Где он краски брал, искусный мастер,
В нивах низких, в сказочном лесу?
Создал образ неуёмной страсти,
Истинную русскую красу.
На щеках навёл зари румянец
Неба синь вплеснул в её глаза
И, пустив в неповторимый танец,
Он, должно быт весело сказал:
«Ну и ой, гуляй теперь по свету.
Весели себя, честной народ».
И матрёшка через всю планету
До сих пор уверенно идёт.
Выступает гордо, величаво,
С удалой улыбкой на лице,
И летит за ней по миру слава
О безвестном мастере-творце!
Сейчас матрёшек делают на фабриках, заготовки точат на станках очень быстро, а вот дерево заготавливают долго (липа должна сохнуть от трех до пяти лет, до тех пор, пока не будет звенеть от удара). Разные мастера в разных местах страны по-разному её разукрашивают.
Делают матрёшку сейчас во многих местах нашей страны, но самые прославленные живут в Сергиевом Посаде /Загорск/, в городе Семёнове Нижегородской области и в селе Полховский Майдан Горьковской области.
В Сергиевом Посаде, на родине матрёшки раскрашивают её более строго: аккуратный сарафанчик, кофточка с вышивкой, платочек и передник с цветами (Слайд 22). Она более округлая, плотная, приземистая, верх плавно переходит в утолщающийся низ фигуры. Ведь недаром говорят про эту матрёшку:
- Словно репка, она крутобока,
И под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой чёрных смородинок глаз.
С конца 19века в Заволжье, в городе Семёнове, где издавна существовал токарный промысел, появилась своя матрёшка (Слайд 23). Семёновские мастера придали своей матрёшке несколько иную форму и делали своеобразную роспись. От Сергиево Посадской она отличается более стройной, вытянутой формой. Относительно тонкий верх резко переходит в утолщённый низ. Отличается Семёновская матрёшка и своей раскраской. В Сергиевом Посаде мастера раскрашивают белую заготовку гуашью, а семёновские работают по дереву анилинами.
Поэтому Сергиево Посадская матрёшка более нежная, скромная по цвету, а семёновская яркая, сочная. Семёновские художницы любят яркие, до резкости цвета – малиновый, лимонный, зеленый. На переднике всегда букет ярких цветов, между которыми вьются ветки с бутонами. Не похожи они и чертами удлиненного лица, высоко поставленными глазами, дугообразными бровями, ртом-бантиком, малиновым румянцем.
Как две радуги брови.
Губы – маки.
Пунцовый наряд.
И румянцем.
Свежее моркови.
Глянцевитые щеки горят.
Семёновские мастера изображали матрёшек бойкими девушками, в ярких полушалках. Манера росписи оригинальна и присуща только семеновским художникам. Именно в Семенове была выточена самая большая 72-местная матрёшка, диаметр которой 0,5 метра, а высота 1 метр.
В 20-30 годы прошлого века у семёновцев появились соперники, по своему развивающие токарную игрушку и приёмы её росписи. На юге Нижегородской области в многолюдном селе Полховский Майдан, а с недавних пор и в деревеньке Крутец, мужчины точат, а женщины расписывают анилинами по крахмальному грунту с последующей лакировкой озорные майдановские «тарарушки», грибы-копилки, яйца, цилиндрические коробки, свистульки-птицы, матрёшки солонки (Слайд 24). Они сплошь покрыты яркой, буйной росписью из крупных цветов и листьев в вперемежку с гроздьями ягод смородины, винограда и яблок, встречаются в росписи и сельский пейзаж, птицы и животные. Домики стоят под развесистыми чудо-деревьями, на ветках которых растут яблоки и груши, и ягоды. За домиками горят малиновые закаты. Всё здесь преувеличенно сказочно.
Взял я в руки кисть и краски
Стал волшебником из сказки.
На матрёшке сарафан
Расписал под Полховский Майдан.
На кургане пышно маки расцвели,
Украшение для всей родной земли.
Краски выбирались яркие: алая, жёлтая, синяя, фиолетовая, кроме того применяют черную тушь. В росписи преобладают чистые, локальные тона. Смешивая жёлтую краску с синей, получают зелёный цвет, от смешения алой краски с жёлтой – красный. Особую прелесть и завершённость цветовому строю придаёт умелое использование в росписи приёма лессировки. Этот приём особенно звучит в самой известной росписи – «цветок с наводкой», где цветочная роспись очерчивается чётким контуром тушью. Перед росписью изделие предварительно грунтуется 3 раза белым крахмалом, чтобы краску «не тянуло дерево». Узоры наносят пером чёрной тушью, располагая внутри контуров пятна чистого яркого цвета. Нанесённые на белую поверхность грунта жидко разведённые краски звучат интенсивно: грунт, просвечивая через красочный слой, как бы дополнительно освещает их, увеличивает интенсивность цвета.
В последние годы в росписи Полховского Майдана всё большее место занимают приёмы скорого письма – кистью, без предварительного рисунка – пестрение, где цветы и листья изображаются без линейного контура. А также появилась роспись «под масло», то есть роспись масляными красками по цветному фону, с использованием контраста темных и светлых тонов.
Точат и расписывают матрёшек в Твери, в Йошкар-Оле, в Уфе, Кирове, Нолинске и других городах. В росписи и форме этих матрёшек передан национальный характер костюма и головного убора.
Как вы наверно поняли, матрёшка является чисто народным, уникальным промыслом. Надеюсь, что вы, ребята, проникли этим духом творчества, восхитились красотой изделий, увидели мастерство мастеров - матрёшечников.
2. Постановка творческой задачи.
Давайте же и мы попробуем, по примеру мастеров, создать свою собственную матрёшку. Ваша матрешка должна получиться яркой, веселой, радостной. Но сначала, познакомимся с последовательностью росписи матрешки.
Первый этап нашей работы – это карандашный эскиз на заготовке. Проводим вертикальную линию от макушки до низа, она нам нужна для того чтобы симметрично нарисовать эскиз нашей будущей матрешки.
Начинаем рисование с лица. Нужно проверить правильность расположения лица, на матрешке: если контур лица находится выше «шеи» — сужения на заготовке, а сверху и с боков лица осталось место для будущего платка, то это правильно.
Потом намечаем линией контуры платка, верхний край платка совпадает с контурами лица, а нижний закрывает шею и спину.
Намечаем руки матрешки, которые могут быть опушены вниз либо согнуты в локте и сарафан.
Второй этап работы - выполнению в цвете. Выбор цветов зависит от вашей фантазии, вкуса и наличия красок. Но в любом случае это должны быть яркие и сочные оттенки.
Теперь мы снова беремся за карандаш и намечаем остальные цветочные узоры на матрешке. Чтобы грамотно разместить цветы и листья на платке, сначала намечаем контуры, карандашом тщательно продумав расположение каждого из элементов рисунка. И только после этого приступаем к росписи.
Роспись сарафана. Чтобы заполнить фон, проще всего нарисовать у матрешки в руках букет цветов, корзину, самовар и т.д. Оставшееся свободное пространство на сарафане заполним цветами и листьями.
Третий этап работы - это лицо матрешки. Лицо матрешки – это основная и главная работа. Матрешка должна улыбаться!
Чтобы правильно расположить элементы лица, осторожно нанесем карандашом на оставленном для лица круге 2 горизонтальные линии. Верхнюю часть круга будут занимать волосы, в средней части расположатся глаза, а в нижней части — губы и румянец.
Прическа. Традиционная прическа матрешки – прямой пробор. Волосы рисуем охрой краской, предварительно наметив их контур карандашом. После того как краска подсохнет, выделим отдельные пряди более темной краской.
Глаза. На равных расстояниях от центра нанесем 2 точки. Вокруг них тонкой линией нарисуем окружности — глаза. Затем в окружности глаза впишем по окружности меньшего диаметра — зрачки. Проведем линии века. Эти 2 линии, выходящие из одной точки, плавно расходятся, огибая глаза, постепенно переходят в параллельные линии. Тонкие линии бровей как бы повторяют линии века. Все линии выполняют мягким карандашом, едва касаясь поверхности.
Нос. Не надо пытаться нарисовать реалистичный носик. Обозначим его 2 точками, расположив их симметрично на расстоянии примерно 1/З от нижнего контура лица. Вот и появился у нашей матрешки носик.
Губы. Разделим расстояние от носа до нижнего контура лица пополам. На этом уровне нарисуем дугообразную линию. И матрешка сразу вам улыбнется. Остается только придать форму губам.
Румянец. Для румянца нам понадобиться ватная палочка и красная краска, очень жидко разбавленная водой. Вы на палочку наносите немного краски и прежде чем наводить румянец должны убедиться, что на вашей палочке минимум краски. Румянец располагается на одном уровне с линией губ. Но его мы наводим уже тогда, когда лицо полностью выполнено в цвете.
Четвертый этап работы - выполнение лица в цвете. Для лица вам понадобиться охра и белила. Смешав эти два цвета, вы получите нужный вам оттенок для лица. Карандашный набросок лица стирать не нужно он будет просвечиваться через краску, которую вы нанесете.
Оживка. Оживка - это прорисовывание самых мелких деталей.
Перед практической работой детям надо напомнить, что эстетическая ценность матрёшки зависит от того, насколько данный рисунок соответствует материалу и форме. Важно научить ребёнка видеть предугадывать, как будет смотреться возникший у него образ-колорит, мотив, ритмический строй рисунка, форма изделия.
Как показал длительный опыт работы с детьми по выполнению росписи матрешки (в эскизе и в объеме), ребята большое значение придают одежде матрешки. Они могут по-своему изменить абрис сарафана, заменить сарафан юбкой, по-своему повязать платок, но им важно конкретизировать предметы одежды. Свои творческие усилия они направляют на украшение одежды узорами.
При объяснении материала читается много всевозможных стихотворений и загадок о матрешке, чтобы учащиеся живее представляли себе материал и чувствовали тесную связь различных видов народного творчества.
3. Практическое выполнение творческой задачи.
Сначала рисуется силуэт матрёшки и графическое изображение её наряда. Затем роспись и дальнейшее оформление композиции. Работу можно выполнить как индивидуальную композицию в виде композиции из нескольких матрёшек, так и коллективную, составленную из индивидуальных работ.
Во время самостоятельной работы ребята намечают легкими линиями карандаша лишь самые главные элементы, не прорисовывают детали, так как декоративная роспись выполняется кистью и «тычком».
Используя приемы фронтальной и индивидуальной работы с учащимися, отмечаю особенно характерные и выразительные решения игрушки. Демонстрируя классу еще незаконченные эскизы, нахожу краткие характеристики, подчеркивающие выразительность детских работ. Например: «У Насти — добрая матрешка, у Даниила — сообразительная и веселая. Лера нарисовала заботливую матрешку и хорошую рукодельницу: рукава кофточки вышиты очень красиво» и т. п.
Если кто-либо из детей затрудняется в выборе декоративных приемов росписи, следует обратиться к методической таблице «Декоративные приемы изображения растительного мотива», показать объемные изделия, выделить отдельные выразительные элементы росписи.
Заключительная часть урока
Подведение итогов, анализ работ:
Просмотр и обсуждение творческих работ. Отмечаем их разнообразие, выразительность и характерность, обмениваемся впечатлениями. Акцентируем внимание на достоинствах каждой работы и над тем, что удалось не очень.
В начале урока мы с вами говорили, о том, что матрешка необыкновенная игрушка. Она желанная гостья в каждом доме. В чем секрет такого успеха и долго жития? Почему она всем нравится? Почему стала символом России за рубежом?
Суть русской матрешки во все времена остается прежней – дружба да любовь, пожелание счастья и благополучия. Вот почему она как добрая посланница этих чувств живет в наших современных квартирах, поселяется и в домах за рубежом нашей Родины.
5.Литература и другие источники информации
1. Агеева И.Д. Занимательные материалы по изобразительному искусству.
Методическое пособие, М.: Творческий центр «Сфера», 2006г.
2. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004 г.
3. Кузин В.С. Изобразительное искусство в школе. М.:Дрофа, 2000г.
4. Сергеев А. «Русские живописцы», Книги серии ИСТОРИЯ РОССИИ, М.: «Белый город», 2003 г.
5. Хохломская роспись. Журнал «Искусство в школе».1992. №3,4.
Журнал «Читаем, учимся, играем», М,: Из-во «ЛИБЕРИЯ-БИБЛИОПРИНТ», №5.2005г.
6. http://ped-kopilka.ru/blogs/lilija-shishova/luchshii-master-klas-po-risovaniyu-tema-raspisnaja-krasavica-matreshka.html
7. http://festival.1september.ru/articles/594972/
8. http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98665203
5.Приложение
Фотографии работ учащихся
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/08/30/s_59a686530ff96/680577_1.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/08/30/s_59a686530ff96/680577_2.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/08/30/s_59a686530ff96/680577_3.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/08/30/s_59a686530ff96/680577_4.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/08/30/s_59a686530ff96/680577_5.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/08/30/s_59a686530ff96/680577_6.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/08/30/s_59a686530ff96/680577_7.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/08/30/s_59a686530ff96/680577_8.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/08/30/s_59a686530ff96/680577_9.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/08/30/s_59a686530ff96/680577_10.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/08/30/s_59a686530ff96/680577_11.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/08/30/s_59a686530ff96/680577_12.jpeg)
15