СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока на тему «Орнамент. Виды орнаментов»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Материал для  учащихся изостудии «Самоцветик» (возраст 7-9 лет) по дополнительной  общеразвивающей программе художественно-эстетической направленности «Основы изобразительной грамоты».

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока на тему «Орнамент. Виды орнаментов»»

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Черняховская детская художественная школа имени Марии Тенишевой»







Методическая разработка урока

Тема:

«Орнамент. Виды орнаментов»

По дополнительной общеразвивающей программе художественно-эстетической направленности «Основы изобразительной грамоты». Для учащихся изостудии «Самоцветик» (возраст 7-9 лет)

Автор: преподаватель первой квалификационной категории

Садаускене Инна Николаевна















Черняховск 2014 г.





СОДЕРЖАНИЕ:


1. Введение


2. Пояснительная записка:


-Цели

-Задачи

-План урока


3. Краткое содержание темы


4. Литература и использованные источники


5. Приложения
































Введение

Современная мировая культура является обладательницей огромного наследия в сфере всех видов изобразительного искусства. Изучая величайшие памятники архитектуры, живописи, скульптуры и декоративно – прикладного искусства, нельзя оставить без внимания ещё одну область художественного творчества. Речь идет об орнаменте. Используя роль того или иного предмета, орнамент не может существовать отдельно вне определенного произведения искусства, он имеет прикладные функции. Произведением же искусствам является сам, украшенный орнамент предмет.

При внимательном изучении роли и функции орнамента становится очевидным, что значимость его в системе выразительных средств произведения искусства намного больше, чем украшательская функция, и не ограничивается одним только прикладным характером. В отличие от цвета, фактуры, пластики, которые не могут существовать вне определенного предмета, не потеряв при этом своей образности, орнамент может сохранять её даже во фрагментах или при перерисовке. Кроме того, ряду орнаментальных мотивов присуща устойчивость, позволяющая определенный мотив использовать на протяжении длительного периода времени и на различных предметах, в разных материалах, не лишая при этом его логики орнаментальной формы.

Орнамент – часть материальной культуры общества. Внимательное изучение и освоение богатейшего наследия этой составляющей мировой художественной культуры способствует воспитанию художественного вкуса, становлению представлений в сфере истории культуры, делает более значительным внутренний мир. Творческое освоение декоративно – орнаментального искусства предшествующих эпох обогащает практику современных художников и архитекторов.



Пояснительная записка

Тема урока: «Орнамент. Виды орнаментов».

Цели урока:

  • Обучающая: ознакомить учащихся с основными видами орнамента, его символами и принципами композиционного построения.

  • Воспитательная: воспитывать интерес и любовь к искусству; способствовать формированию художественного вкуса, интереса к учению и навыков самостоятельной работы.

  • Развивающая: развивать творческое и пространственное мышление, эстетический вкус, воображение и память.


Задачи урока:

  • Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к объектам народного творчества;

Формировать у учащихся представление о том, что все народы на планете являются носителями своих традиций, своего искусства – самобытного и неповторимого, а так же формировать осознанное видение связи прошлого и настоящего времени.

  • Образовательная: дать представление о видах орнамента, его композиции, построении, символике;

  • Развивающая: развивать творческое воображение учащихся средствами изобразительного искусства методом глубокого погружения в материал.


Методы обучения: беседа, рассказ, работа с наглядным материалом, демонстрация, практическая работа.


Дидактические средства урока: наглядные пособия – виды орнаментов, подборка иллюстраций работ народных мастеров, работы учащихся прошлых лет.


Применение ТСО, ИКТ: компьютер, проектор.

Для учащихся: бумага, цветная бумага, клей, ножницы, простой карандаш, резинка.


План урока:

  1. Вводная часть

Организационный момент.

  1. Объяснение нового материала

  2. Практическая работа

  3. Анализ детских работ

  4. Подведение итогов


ХОД УРОКА


  1. Вводная часть

Организационный момент.

  1. приветствие учащихся;

  2. проверка явки учащихся по журналу;

  3. проверка готовности к уроку.



2. Объяснение нового материала


-Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение Ирины Ревякиной:


Оглядись, посмотри, как красиво

Из орнаментов разных узор

На обоях, ковре. Белый с синим

На клеенке штришками «забор»,

Разрисован и бабушкин фартук,

На платочках – квадратиков ряд,

И на мамином сереньком платье

На кайме ярко стразы горят.

Кружева на салфетках, накидках

Составляют цветочный набор,

А на стекла зимою налипнет

Из снежинок и льдинок узор.


-Ребята, как Вы думаете, о чем мы с Вами будем сегодня говорить?

- Об орнаменте.


Орнамент (лат. ornemantum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (Слайд 2).


2.1. История возникновения орнамента.


- А как Вы думаете, откуда появился орнамент?


Орнамент — один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость. В те времена, когда человек перешел к оседлому образу жизни и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Стремление украсить свое жилище свойственно человеку любой эпохи. И все-таки в древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил. По-видимому, самый первый орнамент украсил сосуд, вылепленный из глины, когда до изобретения гончарного круга было еще далеко. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на горловине пальцем примерно на равном расстоянии друг от друга . Естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее (радовали глаз) и, главное, «защищали» от проникновения через горловину злых духов.


Тоже относится и к украшению одежды. Магические знаки на ней оберегали тело человека от злых сил. Поэтому не удивительно, что узоры-заклинания располагали на вороте, рукавах, подоле. Возникновение орнамента уходит своими корнями вглубь веков и, впервые, его следы запечатлены в эпоху палеолита (15—10 тыс. лет до н. э.). В культуре неолита орнамент достиг уже большого разнообразия форм и стал доминировать. Со временем орнамент теряет своё господствующее положение и познавательное значение, сохраняя, однако, за собой важную упорядочивающую и украшающую роль в системе пластического творчества.


Каждая эпоха, стиль, последовательно выявившаяся национальная культура вырабатывали свою систему; поэтому орнамент является надёжным признаком принадлежности произведений к определённому времени, народу, стране. Цель орнамента определилась — украшать. Особенного развития достигает орнамент там, где преобладают условные формы отображения действительности: на Древнем Востоке, в доколумбовой Америке, в азиатских культурах древности и средних веков, в европейском средневековье.


В народном творчестве, с древнейших времён, складываются устойчивые принципы и формы орнамента, во многом определяющие национальные художественные традиции. Например, в Индии сохранилось древнее искусство ранголи (альпона)- орнаментальный рисунок – молитва (Слайд 3).


2.2 Виды орнамента.


Существуют четыре вида орнаментов:

а) Геометрический орнамент.

К геометрическим относятся орнаменты, мотивы которых состоят из различных геометрических фигур, линий точек и их комбинаций.

Характерен для многих эпох и народов. Несмотря на предельную простоту, до сих пор сохранил эстетическую ценность. Очень часто употребляется с другими типами орнамента. В природе геометрических форм не существует. Геометрическая правильность — достижение человеческого разума, способ абстрагирования.

Любые геометрически правильные формы выглядят механическими, мертвыми. Первоосновой почти любой геометрической формы является реально существующая форма, до пределов обобщенная и упрощенная. Один из основных путей создания геометрического орнамента — это постепенное упрощение и схематизация (стилизация) мотивов, которые изначально имели изобразительный характер (Слайд 4).




Элементы геометрического орнамента:

  • линии — прямые, ломаные, кривые;

  • геометрические фигуры — треугольники, квадраты, прямоугольники, круги, эллипсы, а также сложные формы, полученные из комбинаций простых фигур.


б) Растительный орнамент. Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и т.д.

Самый распространенный в народном искусстве после геометрического и самый излюбленный во многих видах народного творчества. Разные времена и разные народы давали свои растительные мотивы. В раннем средневековье особенно популярными были виноградная лоза и трилистник; во времена барокко - тюльпан и пион; в период модерна – лилия и т.д.

Можно сказать, что растительный орнамент использует самый многочисленный комплекс мотивов, а различных вариаций таких мотивов существует бесчисленное множество. Причем один и тот же мотив может быть сильно приближен к натуре, а может быть упрощен до неузнаваемости. (Слайд 5).



в) Зооморфный орнамент.

Зооморфный орнамент включает стилизованные изображения реальных или фантастических животных. Встречаются приближенные к реальным и чрезвычайно упрощенные изображения птиц и зверей (Слайд 6).


г) Антропоморфный орнамент. Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека (Слайд 7).




2.3 Типы орнамента.

Выделяют следующие типы орнаментов:

а) Орнамент в полосе (ленточный ). Строится из одинаковых, повторяющихся или чередующихся элементов, расположенных вдоль прямой или кривой линии. Сюда относятся фризы, каймы, обрамления, бордюры и т.п. (Слайды 8-11).



б) Замкнутый орнамент. Это орнамент, в котором декоративные элементы сгруппированы так, что создают замкнутое движение. Он компонуется в прямоугольнике, квадрате или круге (розетты). Мотив в нем либо не имеет повтора, либо повторяется с поворотом на плоскости (так называемая поворотная симметрия). Чаще всего используется для украшения тарелок, скатертей, салфеток и т.д. (Слайды 12-20).



в) Сетчатый орнамент.

Называется так потому, что его композиция строится при помощи сетки, с ритмичным чередованием одного или нескольких мотивов. Эти орнаменты имеют две оси переносов — горизонтальную и вертикальную. Сетчатый орнамент — это узор, элементы которого располагаются вдоль многих осей переноса и создают движение во всех направлениях.

Простейший сетчатый орнамент представляет собой сетку из параллелограммов. Он характерен в большей степени для тканей и обоев, применяется для оформления пола, потолка, стен помещения и т.д. (Слайды 21-22).





2.4. Применение орнамента


Орнамент повсюду окружает нас в повседневной жизни. Он служит украшением зданий, сооружений, мебели, оружия, тканей и других предметов, относящихся к сфере декоративно-прикладного искусства, широко применяется в прикладной и книжной графике и плакате. Украшая и облагораживая предметы повседневной жизни, орнамент играет роль естественного звена между искусством и производством, являясь одной из самых необходимых в человеческой деятельности гибких форм творчества (Слайды 23-33).


После беседы учащимся предлагается для закрепления материала ответить на следующие вопросы:

  1. Какие основные виды орнаментов бывают?

  2. Каковы характерные особенности каждого вида орнамента?

  3. Назовите области применения орнамента в своей жизни?


3. Практическая работа


Выполнить орнаментальную композицию в полосе, используя тот вид орнамента, который ребятам больше всего понравился. Учащимся представляется полная творческая свобода, оказывается при необходимости индивидуальная помощь. Во время работы над орнаментом возможно звучание русских народных мелодий или песен. По окончанию работы устраивается маленькая импровизированная выставка.



  1. Завершение урока. Анализ работ.


Анализ результатов проводится по трем направлениям:

  1. Уровень владения приемами построения орнамента;

  2. Выразительность и цветовой настрой придуманной композиции;

  3. Аккуратность в выполнении работы.


Подводятся итоги работ. Учитель благодарит ребят за урок.










5.Литература и другие источники информации

  1. Русские орнаменты Составитель В. Ивановская Издательство: Издательство В. Шевчук; 2003

  2. «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

  3. БСЭ (в 30 тт.), Орнамент, М.: «Советская энциклопедия», 1969 — 1978 гг.;

  4. Лоренц Н. Ф., Орнамент всех времен и стилей, в. 1—8, СПБ, 1898—99;

  5. Meyer P., Das Ornament in Kunstgeschichte, Z., 1944;

  6. Evans J., Style in ornament, Oxf., 1950;

  7. Bossert Н. Th., Arte ornamentale, Barcelona, 1957.

  8. О. Расинэ. Орнамент всех времен и стилей. Т. 1-2. М., Белый город, 2007, 719 с.

  9. http://www.tvorchistvo.ru/128/

  10. http://www.bibliotekar.ru/ornamenty/21.htm

  11. http://ru.wikipedia.org

  12. http://www.google.ru/imghp?hl=ru&tab=wi




Приложение



Работы учащихся

















































14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!