СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока: «Натрий и калий, нахождение в природе, свойства, соединения, применение»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Изучить свойства и особенности щелочных металлов на примере натрия и калия; совершенствовать практические умения и навыки проведения эксперимента, продолжить работу по умению написания уравнений реакций и схем электролиза расплавов и растворов электролитов, и решению задач. Оборудование и реактивы: интерактивная доска, таблица Д.И. Менделеева, электрохимический ряд напряжений металлов, химические стаканы, штатив с пробирками, растворы гидроксида натрия, соляной кислоты, сульфата меди,  фенолфталеин. Тип урока: освоение новых знаний. Вид деятельности учителя: фронтальный опрос, эксперимент, объяснение нового материала. Вид деятельности учащихся: индивидуальная работа, работа в парах, работа на электронной доске.                                                           Ход урока:   I. Организационный момент – приветствие, отметка отсутствующих, определение целей и задач урока. II. Фронтальный опрос. Урок сопровождается компьютерной презентацией. На слайде таблица Д.И.Менделеева. 1.    Что такое электролиз? 2.    Какие реакции называют ОВР? 3.    Что такое окислитель? 4.    Что отражает ряд активности металлов? 5.    К смеси цинка и меди добавили раствор соляной кислоты. При этом наблюдалось выделение газа. Какой металл прореагировал и какой газ при этом выделился? 6.    Что такое восстановитель? 7.    Почему нельзя хранить раствор медного купороса CuSO4•5H2O в ведрах? 8.    Общие физические свойства металлов? 9.    Фамилия ученого открывшего ряд ЭХРН металлов? III. Изучение нового материала. План изложения. 1. Нахождение Na и К в ПСХЭ Д.И.Менделеева, электронное строение атомов. Натрий — элемент главной подгруппы первой группы, третьего периода периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, с атомным номером 11. Обозначается символом Na (лат. Natrium).  Калий — элемент главной подгруппы первой группы, четвёртого периода периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, с атомным номером 19. Обозначается символом K (лат. Kalium). 2. Распространенность натрия и калия в природе Na - 6 ой,  К - 7 ой  по распространённости в природе элементы. В древности на берегах морей происходили явления, которые сейчас можно наблюдать на побережьях Каспийского и Аральского морей. Мелководные заливы отделяются от моря, в них из-за сухого климата происходят интенсивное испарение и концентрация морской соли. Заливы превращаются в солевые озера. Из этих озер за сотни тысяч лет образовались залежи каменной соли, которая носит название – галит. Галит (каменная соль) служит источником добычи хлорида натрия (NaCl). Обычно  верхние слои залежей каменной соли содержат калийные соли. Соединения калия отличаются индивидуальной особенностью — они хорошо поглощаются почвой (!) В Казахстане много солевых озер. Наибольшие  запасы галита (каменной соли) – в Прикаспийской низменности, Приаралье, по течению реки Иртыш. 3. Открытие этих элементов. В  1807 г. – англ. химик Х.Дэви впервые получил Na и К электролизом расплавов их солей(Напишите уравнение реакции электролиза расплава NaCl) 4. Физические свойства Na и К как простых веществ. Натрий и калий — серебристо-белые металлы, блестят на свежем срезе, при этом калий имеет легкий фиолетовый оттенок. На воздухе они окисляются и тускнеют. Их хранят под слоем керосина или парафинового масла. 5. Химические свойства Na и К как простых веществ. С водой натрий и калий  реагируют очень бурно, реакция идёт с выделением водорода, который может самовоспламениться или взорваться, куски металла всплывают на поверхность и могут расплавиться (напишите уравнение реакции взаимодействия калия с водой – какие вещества образуются в результате реакции?) А) взаимодействие с водой Б) Окрашивание пламени солями калия В) Окрашивание пламени солями натрия 6. Оксиды щелочных металлов А) Физические свойства Оксиды натрия и калия – твердые вещества белого цвета, легкорастворимые в воде. Это типичные основные оксиды, поэтому проявляют следующие Б) Химические свойства 7. Гидроксиды щелочных металлов А) Физические свойства В обычных условиях NaOH и КОН – твердые вещества белого цвета, легко расплываются на воздухе, т.к. энергично поглощают Н2О и СО2 из воздуха. Хорошо растворяются в воде и спиртах. Являются сильными электролитами (?). Твердые гидроксиды и их концентрированные растворы разрушают живые ткани.   Б) Химические свойства  Инструкция •    Налейте в чистую пробирку гидроксид натрия, добавьте несколько капель фенолфталеина. Что наблюдаете? •    Добавьте в эту же пробирку раствор соляной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции. •    Налейте в чистую пробирку гидроксид натрия и добавьте раствор сульфата меди. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции. •    Сделайте вывод о химических свойствах гидроксидов щелочных металлов.   В) Применение Гидроксид натрия – NaOH – едкий натр, каустическая сода, каустик. Гидроксид калия – КОН – едкое кали. NaOH и КОН – едкие щелочи, разъедают ткани и бумагу           8. Соли щелочных металлов         9. Значение соединений щелочных металлов   в жизнедеятельности организмов. Калий в виде ионов содержится во всех растениях, входит в состав плодов, корней, стеблей и листьев. Ионы натрия и калия играют большую биологическую роль: Na+ - главный внеклеточный ион, содержится в крови и лимфе, а К+ - основной внутриклеточный ион.  Ионы калия  - поддерживают работу сердечной мышцы, помогают при ревматизме, улучшают работу кишечника.  Соединения калия – устраняют отеки.   IV. Закрепление изученной темы. 1. Задача 2.  Верно ли? 3. Составить синквейн   V.  Домашнее задание. §7.1, 7.2 + конспект   VI. Подведение итогов и выставление оценок. Цель: Изучить свойства и особенности щелочных металлов на примере натрия и калия; совершенствовать практические умения и навыки проведения эксперимента, продолжить работу по умению написания уравнений реакций и схем электролиза расплавов и растворов электролитов, и решению задач. Оборудование и реактивы: интерактивная доска, таблица Д.И. Менделеева, электрохимический ряд напряжений металлов, химические стаканы, штатив с пробирками, растворы гидроксида натрия, соляной кислоты, сульфата меди,  фенолфталеин. Тип урока: освоение новых знаний. Вид деятельности учителя: фронтальный опрос, эксперимент, объяснение нового материала. Вид деятельности учащихся: индивидуальная работа, работа в парах, работа на электронной доске.                                                           Ход урока:   I. Организационный момент – приветствие, отметка отсутствующих, определение целей и задач урока. II. Фронтальный опрос. Урок сопровождается компьютерной презентацией. На слайде таблица Д.И.Менделеева. 1.    Что такое электролиз? 2.    Какие реакции называют ОВР? 3.    Что такое окислитель? 4.    Что отражает ряд активности металлов? 5.    К смеси цинка и меди добавили раствор соляной кислоты. При этом наблюдалось выделение газа. Какой металл прореагировал и какой газ при этом выделился? 6.    Что такое восстановитель? 7.    Почему нельзя хранить раствор медного купороса CuSO4•5H2O в ведрах? 8.    Общие физические свойства металлов? 9.    Фамилия ученого открывшего ряд ЭХРН металлов? III. Изучение нового материала. План изложения. 1. Нахождение Na и К в ПСХЭ Д.И.Менделеева, электронное строение атомов. Натрий — элемент главной подгруппы первой группы, третьего периода периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, с атомным номером 11. Обозначается символом Na (лат. Natrium).  Калий — элемент главной подгруппы первой группы, четвёртого периода периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, с атомным номером 19. Обозначается символом K (лат. Kalium). 2. Распространенность натрия и калия в природе Na - 6 ой,  К - 7 ой  по распространённости в природе элементы. В древности на берегах морей происходили явления, которые сейчас можно наблюдать на побережьях Каспийского и Аральского морей. Мелководные заливы отделяются от моря, в них из-за сухого климата происходят интенсивное испарение и концентрация морской соли. Заливы превращаются в солевые озера. Из этих озер за сотни тысяч лет образовались залежи каменной соли, которая носит название – галит. Галит (каменная соль) служит источником добычи хлорида натрия (NaCl). Обычно  верхние слои залежей каменной соли содержат калийные соли. Соединения калия отличаются индивидуальной особенностью — они хорошо поглощаются почвой (!) В Казахстане много солевых озер. Наибольшие  запасы галита (каменной соли) – в Прикаспийской низменности, Приаралье, по течению реки Иртыш. 3. Открытие этих элементов. В  1807 г. – англ. химик Х.Дэви впервые получил Na и К электролизом расплавов их солей(Напишите уравнение реакции электролиза расплава NaCl) 4. Физические свойства Na и К как простых веществ. Натрий и калий — серебристо-белые металлы, блестят на свежем срезе, при этом калий имеет легкий фиолетовый оттенок. На воздухе они окисляются и тускнеют. Их хранят под слоем керосина или парафинового масла. 5. Химические свойства Na и К как простых веществ. С водой натрий и калий  реагируют очень бурно, реакция идёт с выделением водорода, который может самовоспламениться или взорваться, куски металла всплывают на поверхность и могут расплавиться (напишите уравнение реакции взаимодействия калия с водой – какие вещества образуются в результате реакции?) А) взаимодействие с водой Б) Окрашивание пламени солями калия В) Окрашивание пламени солями натрия 6. Оксиды щелочных металлов А) Физические свойства Оксиды натрия и калия – твердые вещества белого цвета, легкорастворимые в воде. Это типичные основные оксиды, поэтому проявляют следующие Б) Химические свойства 7. Гидроксиды щелочных металлов А) Физические свойства В обычных условиях NaOH и КОН – твердые вещества белого цвета, легко расплываются на воздухе, т.к. энергично поглощают Н2О и СО2 из воздуха. Хорошо растворяются в воде и спиртах. Являются сильными электролитами (?). Твердые гидроксиды и их концентрированные растворы разрушают живые ткани.   Б) Химические свойства  Инструкция •    Налейте в чистую пробирку гидроксид натрия, добавьте несколько капель фенолфталеина. Что наблюдаете? •    Добавьте в эту же пробирку раствор соляной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции. •    Налейте в чистую пробирку гидроксид натрия и добавьте раствор сульфата меди. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции. •    Сделайте вывод о химических свойствах гидроксидов щелочных металлов.   В) Применение Гидроксид натрия – NaOH – едкий натр, каустическая сода, каустик. Гидроксид калия – КОН – едкое кали. NaOH и КОН – едкие щелочи, разъедают ткани и бумагу         8. Соли щелочных металлов       9. Значение соединений щелочных металлов   в жизнедеятельности организмов. Калий в виде ионов содержится во всех растениях, входит в состав плодов, корней, стеблей и листьев. Ионы натрия и калия играют большую биологическую роль: Na+ - главный внеклеточный ион, содержится в крови и лимфе, а К+ - основной внутриклеточный ион.  Ионы калия  - поддерживают работу сердечной мышцы, помогают при ревматизме, улучшают работу кишечника.  Соединения калия – устраняют отеки.   IV. Закрепление изученной темы. 1. Задача 2.  Верно ли? 3. Составить синквейн   V.  Домашнее задание. §7.1, 7.2 + конспект   VI. Подведение итогов и выставление оценок. Цель: Изучить свойства и особенности щелочных металлов на примере натрия и калия; совершенствовать практические умения и навыки проведения эксперимента, продолжить работу по умению написания уравнений реакций и схем электролиза расплавов и растворов электролитов, и решению задач. Оборудование и реактивы: интерактивная доска, таблица Д.И. Менделеева, электрохимический ряд напряжений металлов, химические стаканы, штатив с пробирками, растворы гидроксида натрия, соляной кислоты, сульфата меди,  фенолфталеин. Тип урока: освоение новых знаний. Вид деятельности учителя: фронтальный опрос, эксперимент, объяснение нового материала. Вид деятельности учащихся: индивидуальная работа, работа в парах, работа на электронной доске.                                                           Ход урока:   I. Организационный момент – приветствие, отметка отсутствующих, определение целей и задач урока. II. Фронтальный опрос. Урок сопровождается компьютерной презентацией. На слайде таблица Д.И.Менделеева. 1.    Что такое электролиз? 2.    Какие реакции называют ОВР? 3.    Что такое окислитель? 4.    Что отражает ряд активности металлов? 5.    К смеси цинка и меди добавили раствор соляной кислоты. При этом наблюдалось выделение газа. Какой металл прореагировал и какой газ при этом выделился? 6.    Что такое восстановитель? 7.    Почему нельзя хранить раствор медного купороса CuSO4•5H2O в ведрах? 8.    Общие физические свойства металлов? 9.    Фамилия ученого открывшего ряд ЭХРН металлов? III. Изучение нового материала. План изложения. 1. Нахождение Na и К в ПСХЭ Д.И.Менделеева, электронное строение атомов. Натрий — элемент главной подгруппы первой группы, третьего периода периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, с атомным номером 11. Обозначается символом Na (лат. Natrium).  Калий — элемент главной подгруппы первой группы, четвёртого периода периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, с атомным номером 19. Обозначается символом K (лат. Kalium). 2. Распространенность натрия и калия в природе Na - 6 ой,  К - 7 ой  по распространённости в природе элементы. В древности на берегах морей происходили явления, которые сейчас можно наблюдать на побережьях Каспийского и Аральского морей. Мелководные заливы отделяются от моря, в них из-за сухого климата происходят интенсивное испарение и концентрация морской соли. Заливы превращаются в солевые озера. Из этих озер за сотни тысяч лет образовались залежи каменной соли, которая носит название – галит. Галит (каменная соль) служит источником добычи хлорида натрия (NaCl). Обычно  верхние слои залежей каменной соли содержат калийные соли. Соединения калия отличаются индивидуальной особенностью — они хорошо поглощаются почвой (!) В Казахстане много солевых озер. Наибольшие  запасы галита (каменной соли) – в Прикаспийской низменности, Приаралье, по течению реки Иртыш. 3. Открытие этих элементов. В  1807 г. – англ. химик Х.Дэви впервые получил Na и К электролизом расплавов их солей(Напишите уравнение реакции электролиза расплава NaCl) 4. Физические свойства Na и К как простых веществ. Натрий и калий — серебристо-белые металлы, блестят на свежем срезе, при этом калий имеет легкий фиолетовый оттенок. На воздухе они окисляются и тускнеют. Их хранят под слоем керосина или парафинового масла. 5. Химические свойства Na и К как простых веществ. С водой натрий и калий  реагируют очень бурно, реакция идёт с выделением водорода, который может самовоспламениться или взорваться, куски металла всплывают на поверхность и могут расплавиться (напишите уравнение реакции взаимодействия калия с водой – какие вещества образуются в результате реакции?) А) взаимодействие с водой Б) Окрашивание пламени солями калия В) Окрашивание пламени солями натрия 6. Оксиды щелочных металлов А) Физические свойства Оксиды натрия и калия – твердые вещества белого цвета, легкорастворимые в воде. Это типичные основные оксиды, поэтому проявляют следующие Б) Химические свойства 7. Гидроксиды щелочных металлов А) Физические свойства В обычных условиях NaOH и КОН – твердые вещества белого цвета, легко расплываются на воздухе, т.к. энергично поглощают Н2О и СО2 из воздуха. Хорошо растворяются в воде и спиртах. Являются сильными электролитами (?). Твердые гидроксиды и их концентрированные растворы разрушают живые ткани.   Б) Химические свойства  Инструкция •    Налейте в чистую пробирку гидроксид натрия, добавьте несколько капель фенолфталеина. Что наблюдаете? •    Добавьте в эту же пробирку раствор соляной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции. •    Налейте в чистую пробирку гидроксид натрия и добавьте раствор сульфата меди. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции. •    Сделайте вывод о химических свойствах гидроксидов щелочных металлов.   В) Применение Гидроксид натрия – NaOH – едкий натр, каустическая сода, каустик. Гидроксид калия – КОН – едкое кали. NaOH и КОН – едкие щелочи, разъедают ткани и бумагу         8. Соли щелочных металлов       9. Значение соединений щелочных металлов   в жизнедеятельности организмов. Калий в виде ионов содержится во всех растениях, входит в состав плодов, корней, стеблей и листьев. Ионы натрия и калия играют большую биологическую роль: Na+ - главный внеклеточный ион, содержится в крови и лимфе, а К+ - основной внутриклеточный ион.  Ионы калия  - поддерживают работу сердечной мышцы, помогают при ревматизме, улучшают работу кишечника.  Соединения калия – устраняют отеки.   IV. Закрепление изученной темы. 1. Задача 2.  Верно ли? 3. Составить синквейн   V.  Домашнее задание. §7.1, 7.2 + конспект   VI. Подведение итогов и выставление оценок.    

 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока: «Натрий и калий, нахождение в природе, свойства, соединения, применение»»

Методическая разработка урока: «Натрий и калий, нахождение в природе, свойства, соединения, применение»»  Редактировать

Цель: Изучить свойства и особенности щелочных металлов на примере натрия и калия; совершенствовать практические умения и навыки проведения эксперимента, продолжить работу по умению написания уравнений реакций и схем электролиза расплавов и растворов электролитов, и решению задач. Оборудование и реактивы: интерактивная доска, таблица Д.И. Менделеева, электрохимический ряд напряжений металлов, химические стаканы, штатив с пробирками, растворы гидроксида натрия, соляной кислоты, сульфата меди,  фенолфталеин. Тип урока: освоение новых знаний. Вид деятельности учителя: фронтальный опрос, эксперимент, объяснение нового материала. Вид деятельности учащихся: индивидуальная работа, работа в парах, работа на электронной доске.                                                           Ход урока:   I. Организационный момент – приветствие, отметка отсутствующих, определение целей и задач урока. II. Фронтальный опрос. Урок сопровождается компьютерной презентацией. На слайде таблица Д.И.Менделеева.

  1. Что такое электролиз?

  2. Какие реакции называют ОВР?

  3. Что такое окислитель?

  4. Что отражает ряд активности металлов?

  5. К смеси цинка и меди добавили раствор соляной кислоты. При этом наблюдалось выделение газа. Какой металл прореагировал и какой газ при этом выделился?

  6. Что такое восстановитель?

  7. Почему нельзя хранить раствор медного купороса CuSO4•5H2O в ведрах?

  8. Общие физические свойства металлов?

  9. Фамилия ученого открывшего ряд ЭХРН металлов?

III. Изучение нового материала. План изложения. 1. Нахождение Na и К в ПСХЭ Д.И.Менделеева, электронное строение атомов. Натрий — элемент главной подгруппы первой группы, третьего периода периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, с атомным номером 11. Обозначается символом Na (лат. Natrium). 

Калий — элемент главной подгруппы первой группы, четвёртого периода периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, с атомным номером 19. Обозначается символом K (лат. Kalium).

2. Распространенность натрия и калия в природе Na - 6 ой,

 К - 7 ой  по распространённости в природе элементы.

В древности на берегах морей происходили явления, которые сейчас можно наблюдать на побережьях Каспийского и Аральского морей. Мелководные заливы отделяются от моря, в них из-за сухого климата происходят интенсивное испарение и концентрация морской соли. Заливы превращаются в солевые озера. Из этих озер за сотни тысяч лет образовались залежи каменной соли, которая носит название – галит.

Галит (каменная соль) служит источником добычи хлорида натрия (NaCl). Обычно  верхние слои залежей каменной соли содержат калийные соли. Соединения калия отличаются индивидуальной особенностью — они хорошо поглощаются почвой (!)

В Казахстане много солевых озер. Наибольшие  запасы галита (каменной соли) – в Прикаспийской низменности, Приаралье, по течению реки Иртыш.

3. Открытие этих элементов.

В  1807 г. – англ. химик Х.Дэви впервые получил Na и К электролизом расплавов их солей(Напишите уравнение реакции электролиза расплава NaCl)

4. Физические свойства Na и К как простых веществ.

Натрий и калий — серебристо-белые металлы, блестят на свежем срезе, при этом калий имеет легкий фиолетовый оттенок. На воздухе они окисляются и тускнеют. Их хранят под слоем керосина или парафинового масла.

5. Химические свойства Na и К как простых веществ. С водой натрий и калий  реагируют очень бурно, реакция идёт с выделением водорода, который может самовоспламениться или взорваться, куски металла всплывают на поверхность и могут расплавиться

(напишите уравнение реакции взаимодействия калия с водой – какие вещества образуются в результате реакции?)

А) взаимодействие с водой

Б) Окрашивание пламени солями калия

В) Окрашивание пламени солями натрия

6. Оксиды щелочных металлов

А) Физические свойства Оксиды натрия и калия – твердые вещества белого цвета, легкорастворимые в воде. Это типичные основные оксиды, поэтому проявляют следующие

Б) Химические свойства

7. Гидроксиды щелочных металлов

А) Физические свойства В обычных условиях NaOH и КОН – твердые вещества белого цвета, легко расплываются на воздухе, т.к. энергично поглощают Н2О и СО2 из воздуха. Хорошо растворяются в воде и спиртах. Являются сильными электролитами (?). Твердые гидроксиды и их концентрированные растворы разрушают живые ткани.

 

Б) Химические свойства  Инструкция

  • Налейте в чистую пробирку гидроксид натрия, добавьте несколько капель фенолфталеина. Что наблюдаете?

  • Добавьте в эту же пробирку раствор соляной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.

  • Налейте в чистую пробирку гидроксид натрия и добавьте раствор сульфата меди. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.

  • Сделайте вывод о химических свойствах гидроксидов щелочных металлов.

 

В) Применение Гидроксид натрия – NaOH – едкий натр, каустическая сода, каустик. Гидроксид калия – КОН – едкое кали. NaOH и КОН – едкие щелочи, разъедают ткани и бумагу

 

 

 

 

8. Соли щелочных металлов

 

 

 

9. Значение соединений щелочных металлов   в жизнедеятельности организмов. Калий в виде ионов содержится во всех растениях, входит в состав плодов, корней, стеблей и листьев.

Ионы натрия и калия играют большую биологическую роль: Na+ - главный внеклеточный ион, содержится в крови и лимфе, а К+ - основной внутриклеточный ион.

 Ионы калия  - поддерживают работу сердечной мышцы, помогают при ревматизме, улучшают работу кишечника. 

Соединения калия – устраняют отеки.

 

IV. Закрепление изученной темы.

1. Задача

2.  Верно ли?

3. Составить синквейн  

V.  Домашнее задание. §7.1, 7.2 + конспект  

VI. Подведение итогов и выставление оценок.

Цель: Изучить свойства и особенности щелочных металлов на примере натрия и калия; совершенствовать практические умения и навыки проведения эксперимента, продолжить работу по умению написания уравнений реакций и схем электролиза расплавов и растворов электролитов, и решению задач. Оборудование и реактивы: интерактивная доска, таблица Д.И. Менделеева, электрохимический ряд напряжений металлов, химические стаканы, штатив с пробирками, растворы гидроксида натрия, соляной кислоты, сульфата меди,  фенолфталеин. Тип урока: освоение новых знаний. Вид деятельности учителя: фронтальный опрос, эксперимент, объяснение нового материала. Вид деятельности учащихся: индивидуальная работа, работа в парах, работа на электронной доске.                                                           Ход урока:   I. Организационный момент – приветствие, отметка отсутствующих, определение целей и задач урока. II. Фронтальный опрос. Урок сопровождается компьютерной презентацией. На слайде таблица Д.И.Менделеева.

  1. Что такое электролиз?

  2. Какие реакции называют ОВР?

  3. Что такое окислитель?

  4. Что отражает ряд активности металлов?

  5. К смеси цинка и меди добавили раствор соляной кислоты. При этом наблюдалось выделение газа. Какой металл прореагировал и какой газ при этом выделился?

  6. Что такое восстановитель?

  7. Почему нельзя хранить раствор медного купороса CuSO4•5H2O в ведрах?

  8. Общие физические свойства металлов?

  9. Фамилия ученого открывшего ряд ЭХРН металлов?

III. Изучение нового материала. План изложения. 1. Нахождение Na и К в ПСХЭ Д.И.Менделеева, электронное строение атомов. Натрий — элемент главной подгруппы первой группы, третьего периода периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, с атомным номером 11. Обозначается символом Na (лат. Natrium). 

Калий — элемент главной подгруппы первой группы, четвёртого периода периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, с атомным номером 19. Обозначается символом K (лат. Kalium).

2. Распространенность натрия и калия в природе Na - 6 ой,

 К - 7 ой  по распространённости в природе элементы.

В древности на берегах морей происходили явления, которые сейчас можно наблюдать на побережьях Каспийского и Аральского морей. Мелководные заливы отделяются от моря, в них из-за сухого климата происходят интенсивное испарение и концентрация морской соли. Заливы превращаются в солевые озера. Из этих озер за сотни тысяч лет образовались залежи каменной соли, которая носит название – галит.

Галит (каменная соль) служит источником добычи хлорида натрия (NaCl). Обычно  верхние слои залежей каменной соли содержат калийные соли. Соединения калия отличаются индивидуальной особенностью — они хорошо поглощаются почвой (!)

В Казахстане много солевых озер. Наибольшие  запасы галита (каменной соли) – в Прикаспийской низменности, Приаралье, по течению реки Иртыш.

3. Открытие этих элементов.

В  1807 г. – англ. химик Х.Дэви впервые получил Na и К электролизом расплавов их солей(Напишите уравнение реакции электролиза расплава NaCl)

4. Физические свойства Na и К как простых веществ.

Натрий и калий — серебристо-белые металлы, блестят на свежем срезе, при этом калий имеет легкий фиолетовый оттенок. На воздухе они окисляются и тускнеют. Их хранят под слоем керосина или парафинового масла.

5. Химические свойства Na и К как простых веществ. С водой натрий и калий  реагируют очень бурно, реакция идёт с выделением водорода, который может самовоспламениться или взорваться, куски металла всплывают на поверхность и могут расплавиться

(напишите уравнение реакции взаимодействия калия с водой – какие вещества образуются в результате реакции?)

А) взаимодействие с водой

Б) Окрашивание пламени солями калия

В) Окрашивание пламени солями натрия

6. Оксиды щелочных металлов

А) Физические свойства Оксиды натрия и калия – твердые вещества белого цвета, легкорастворимые в воде. Это типичные основные оксиды, поэтому проявляют следующие

Б) Химические свойства

7. Гидроксиды щелочных металлов

А) Физические свойства В обычных условиях NaOH и КОН – твердые вещества белого цвета, легко расплываются на воздухе, т.к. энергично поглощают Н2О и СО2 из воздуха. Хорошо растворяются в воде и спиртах. Являются сильными электролитами (?). Твердые гидроксиды и их концентрированные растворы разрушают живые ткани.

 

Б) Химические свойства  Инструкция

  • Налейте в чистую пробирку гидроксид натрия, добавьте несколько капель фенолфталеина. Что наблюдаете?

  • Добавьте в эту же пробирку раствор соляной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.

  • Налейте в чистую пробирку гидроксид натрия и добавьте раствор сульфата меди. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.

  • Сделайте вывод о химических свойствах гидроксидов щелочных металлов.

 

В) Применение Гидроксид натрия – NaOH – едкий натр, каустическая сода, каустик. Гидроксид калия – КОН – едкое кали. NaOH и КОН – едкие щелочи, разъедают ткани и бумагу

 

 

 

8. Соли щелочных металлов

 

 

9. Значение соединений щелочных металлов   в жизнедеятельности организмов. Калий в виде ионов содержится во всех растениях, входит в состав плодов, корней, стеблей и листьев.

Ионы натрия и калия играют большую биологическую роль: Na+ - главный внеклеточный ион, содержится в крови и лимфе, а К+ - основной внутриклеточный ион.

 Ионы калия  - поддерживают работу сердечной мышцы, помогают при ревматизме, улучшают работу кишечника. 

Соединения калия – устраняют отеки.

 

IV. Закрепление изученной темы.

1. Задача

2.  Верно ли?

3. Составить синквейн  

V.  Домашнее задание. §7.1, 7.2 + конспект  

VI. Подведение итогов и выставление оценок.

Цель: Изучить свойства и особенности щелочных металлов на примере натрия и калия; совершенствовать практические умения и навыки проведения эксперимента, продолжить работу по умению написания уравнений реакций и схем электролиза расплавов и растворов электролитов, и решению задач. Оборудование и реактивы: интерактивная доска, таблица Д.И. Менделеева, электрохимический ряд напряжений металлов, химические стаканы, штатив с пробирками, растворы гидроксида натрия, соляной кислоты, сульфата меди,  фенолфталеин. Тип урока: освоение новых знаний. Вид деятельности учителя: фронтальный опрос, эксперимент, объяснение нового материала. Вид деятельности учащихся: индивидуальная работа, работа в парах, работа на электронной доске.                                                           Ход урока:   I. Организационный момент – приветствие, отметка отсутствующих, определение целей и задач урока. II. Фронтальный опрос. Урок сопровождается компьютерной презентацией. На слайде таблица Д.И.Менделеева.

  1. Что такое электролиз?

  2. Какие реакции называют ОВР?

  3. Что такое окислитель?

  4. Что отражает ряд активности металлов?

  5. К смеси цинка и меди добавили раствор соляной кислоты. При этом наблюдалось выделение газа. Какой металл прореагировал и какой газ при этом выделился?

  6. Что такое восстановитель?

  7. Почему нельзя хранить раствор медного купороса CuSO4•5H2O в ведрах?

  8. Общие физические свойства металлов?

  9. Фамилия ученого открывшего ряд ЭХРН металлов?

III. Изучение нового материала. План изложения. 1. Нахождение Na и К в ПСХЭ Д.И.Менделеева, электронное строение атомов. Натрий — элемент главной подгруппы первой группы, третьего периода периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, с атомным номером 11. Обозначается символом Na (лат. Natrium). 

Калий — элемент главной подгруппы первой группы, четвёртого периода периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, с атомным номером 19. Обозначается символом K (лат. Kalium).

2. Распространенность натрия и калия в природе Na - 6 ой,

 К - 7 ой  по распространённости в природе элементы.

В древности на берегах морей происходили явления, которые сейчас можно наблюдать на побережьях Каспийского и Аральского морей. Мелководные заливы отделяются от моря, в них из-за сухого климата происходят интенсивное испарение и концентрация морской соли. Заливы превращаются в солевые озера. Из этих озер за сотни тысяч лет образовались залежи каменной соли, которая носит название – галит.

Галит (каменная соль) служит источником добычи хлорида натрия (NaCl). Обычно  верхние слои залежей каменной соли содержат калийные соли. Соединения калия отличаются индивидуальной особенностью — они хорошо поглощаются почвой (!)

В Казахстане много солевых озер. Наибольшие  запасы галита (каменной соли) – в Прикаспийской низменности, Приаралье, по течению реки Иртыш.

3. Открытие этих элементов.

В  1807 г. – англ. химик Х.Дэви впервые получил Na и К электролизом расплавов их солей(Напишите уравнение реакции электролиза расплава NaCl)

4. Физические свойства Na и К как простых веществ.

Натрий и калий — серебристо-белые металлы, блестят на свежем срезе, при этом калий имеет легкий фиолетовый оттенок. На воздухе они окисляются и тускнеют. Их хранят под слоем керосина или парафинового масла.

5. Химические свойства Na и К как простых веществ. С водой натрий и калий  реагируют очень бурно, реакция идёт с выделением водорода, который может самовоспламениться или взорваться, куски металла всплывают на поверхность и могут расплавиться

(напишите уравнение реакции взаимодействия калия с водой – какие вещества образуются в результате реакции?)

А) взаимодействие с водой

Б) Окрашивание пламени солями калия

В) Окрашивание пламени солями натрия

6. Оксиды щелочных металлов

А) Физические свойства Оксиды натрия и калия – твердые вещества белого цвета, легкорастворимые в воде. Это типичные основные оксиды, поэтому проявляют следующие

Б) Химические свойства

7. Гидроксиды щелочных металлов

А) Физические свойства В обычных условиях NaOH и КОН – твердые вещества белого цвета, легко расплываются на воздухе, т.к. энергично поглощают Н2О и СО2 из воздуха. Хорошо растворяются в воде и спиртах. Являются сильными электролитами (?). Твердые гидроксиды и их концентрированные растворы разрушают живые ткани.

 

Б) Химические свойства  Инструкция

  • Налейте в чистую пробирку гидроксид натрия, добавьте несколько капель фенолфталеина. Что наблюдаете?

  • Добавьте в эту же пробирку раствор соляной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.

  • Налейте в чистую пробирку гидроксид натрия и добавьте раствор сульфата меди. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.

  • Сделайте вывод о химических свойствах гидроксидов щелочных металлов.

 

В) Применение Гидроксид натрия – NaOH – едкий натр, каустическая сода, каустик. Гидроксид калия – КОН – едкое кали. NaOH и КОН – едкие щелочи, разъедают ткани и бумагу

 

 

 

8. Соли щелочных металлов

 

 

9. Значение соединений щелочных металлов   в жизнедеятельности организмов. Калий в виде ионов содержится во всех растениях, входит в состав плодов, корней, стеблей и листьев.

Ионы натрия и калия играют большую биологическую роль: Na+ - главный внеклеточный ион, содержится в крови и лимфе, а К+ - основной внутриклеточный ион.

 Ионы калия  - поддерживают работу сердечной мышцы, помогают при ревматизме, улучшают работу кишечника. 

Соединения калия – устраняют отеки.

 

IV. Закрепление изученной темы.

1. Задача

2.  Верно ли?

3. Составить синквейн  

V.  Домашнее задание. §7.1, 7.2 + конспект  

VI. Подведение итогов и выставление оценок.  

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!