СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока ОБЖ в 5 классе по теме "Собака бывает кусачей"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная цель урока: выработка  алгоритма  и навыков обеспечения собственной личной безопасности и безопасности окружающей среды.  Овладение  правилами поведения человека при встрече с собакой для обеспечения его личной безопасности и порядком срочных мероприятий при  ранениях (укушенных).

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока ОБЖ в 5 классе по теме "Собака бывает кусачей"»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ОБЖ 5 класс

ТЕМА «Собака бывает кусачей»

Цель урока: выработка алгоритма и навыков обеспечения собственной личной безопасности и безопасности окружающей среды. Овладение правилами поведения человека при встрече с собакой для обеспечения его личной безопасности и порядком срочных мероприятий при ранениях (укушенных).



  1. Задачи:

обучающие: формирование у учащихся практических навыков и умений поведения в экстремальных ситуациях на улице при встрече с собакой;

- воспитательные: формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности; развитие умений учащихся соотносить свои желания и возможности.

- развивающие: создать условие для развития таких мыслительных процессов как анализ, синтез, умение обобщать, выделять главное, находить причинно – следственные связи, коммуникативных навыков: умение работать в группе.

2. Предполагаемые результаты:

- личностные

– формирование понимания ценности здорового, разумного и безопасного образа жизни;

- эффективные навыки взаимодействие в различных жизненных ситуациях.

- метапредметные

– умение самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать и ставить перед собой новые задачи в учебе и познавательной деятельности, формирование навыков работы с различными видами информации: текстовой, графической, символьной.

– умение формулировать понятия в области безопасности жизнедеятельности, анализировать и выявлять причинно-следственные связи внешних и внутренних опасностей среды обитания и их влияние на деятельность человека;

– умение работать индивидуально и в группе, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций.

- предметные

- выработка алгоритма и навыков обеспечения собственной личной безопасности и безопасности окружающей среды: знание собак, представляющих потенциальную опасность, знание причин немотивированной агрессии собак, признаков агрессивности владение правилами безопасного поведения и оказание само-и взаимопомощи при нападении собаки;



11.Тип урока комбинированный.

12.Формы работы учащихся частично – поисковый, работа в группе

13Необходимое техническое оборудование компьютеры, проектор, раздаточный материал.

14.Структура и ход урока.





Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

( технологическая карта)

Этап урока

Название используемых ресурсов


Деятельность учителя


Деятельность ученика

Время


1

2

3

5

6

7

1

Организационный момент.


Приветствует учащихся класса, создание положительной психологической атмосферы.

Приветствуют учителя.

1мин

2

Актуализация знаний.

Фрагмент фильма «Бешеные псы» канала «Звезда»

1.Проводит демонстрацию видеосюжета

2. Создает проблемную ситуацию, способствующую тому, что учащиеся самостоятельно определяют тему, цели урока и задачи по реализации данной цели.

1. Учащиеся анализируют видеосюжет. Определяют какая проблема поднимается авторами видеосюжета. Определяют её актуальность


3-4мин

3

Целеполагание


Корректирует ответы обучающихся.

Самостоятельно определяют тему, цель урока и разрабатывают задачи по реализации данной цели.

2 мин

4.

Усвоение новых знаний


Постановка вопроса о причинах нападения собак. Фиксирует ответы на доске, уточняет

Предлагают свои варианты

7мин

4

Освоение нового материала.


Раздаточный материал (инфографика), справочники, задания для групп


Организует групповую работу по круговой системе, объясняет правила работы, контролирует работу в группах

Работают в группах

15-20 мин

5

Закрепление знаний и первичная оценка результатов. Рефлексия.

Визуализирует правильные ответы учащихся

Организует проверку результатов работы групп

Докладывают о выполненных ими заданий, слушают, обсуждают.

Каждая группа представляет свой отчет. Оценка работа группы по предложенному плану.

10-15 мин

6

Итоговый контроль.

Рефлексия

Предлагает продолжить фразу «Сегодня на уроке мы узнали…»

рефлексия

3 мин

7

Домашнее задание

Задания


Задаёт домашнее задание, даёт к нему пояснения

Записывают домашнее задание.

2 мин



Краткий конспект урока.

  1. Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся класса, создает положительную психологическую атмосферу в классе.

  1. Актуализация знаний (проводится с использованием видеосюжета). Какая проблема поднята в видеосюжете? (Проблема агрессии собак)

  2. Учитель. Тема сегодняшнего урока «Как себя вести при встрече с собакой».

Какие же знания по данной теме важно получить. (Ответ: Нам надо получить ответ как человеку избежать нападений собак, а если нападение произошло, как действовать. Как при укусе собаки оказать помощь.)

Какова же цель сегодняшнего урока. (Ответ: обсудить общие правила поведения человека при нападении собаки.)

  1. Изучение нового материала:

Агрессия собак – проблема, которая, к сожалению, знакома многим и чаще всего от нее страдают дети. Культура воспитания собак еще довольно низка в нашей стране, поэтому даже любимый домашний пес может стать источником агрессии и опасности. И почти всегда в отсутствии социализации животного виноват его хозяин.

Иными словами, агрессию собаки можно как подавить, так и усилить соответствующим к животному отношением.

Освоение нового материала.

Этиология – наука о поведении животных выделяет довольно много типов агрессии у собак. Мы перечислим лишь те, которые чаще всего влияют на поведение домашней собаки по отношению к хозяевам, детям и посторонним людям. Учитель предлагает учащимся перечислить причины нападения собак, фиксируя ответы на доске.

Выделяют несколько причин нападения собаки.

1)Хищническая агрессия 

Инстинкт хищника есть практически у  всех собак, а классическое его проявление  - это бег за двигающимся предметом. Наверное, все видели, как псы несутся за машиной, велосипедистом, взлетающими птицами или бегущим человеком. Такие собаки могут даже укусить пойманное животное или птицу.

  1. Территориальная агрессия.

Этот вид агрессии выражается в том, что животное ревностно охраняет территорию, причем не только принадлежащую ей, то есть хозяину, но даже участок и предметы (например, забор), которые не имеют к ее владельцу никакого отношения.

  1. Агрессия со страха

Инцидент происходит, когда ребенок хочет, играя с собакой манипулировать ею, тянуть ее за шерсть и т.д. или, когда по какой-либо причине животное не может избежать этого и не может убежать или когда к собаке на привязи приближается ребенок, желающий сжать ее в объятиях или обнять ее. Сообщаются другие ситуации: ребенок ложится на место собаки или желает потянуть ее за хвост.

  1. Агрессия по причине смены семейной иерархии

Если иерархическое место в семье остается за собакой может развиться реакция агрессивности, чтобы все оставалось как есть, чаще всего это касается плохо социализированной собаки служащей заместителем ребенка в семье и которая чувствует, что ее место изменилось при появлении ребенка. Внедрение ребенка в жизненное пространство собаки (приватизация им ее места, ее пищи) может также вызвать реакцию защиты у животного.

  1. Агрессия, связанная с болезнью

Собака раздражена болезненными ощущениями или весьма продолжительным заболеванием, остающимся нераспознанным: хронический отит, дерматоз, другие заболевания, которого не замечают. Укусу обычно предшествует длительная фаза агрессивного поведения.

  1. Патологическое поведение

Этот тип агрессивности весьма редко встречается и скорее относится к бродячим собакам, или к собакам с поражениями, такими как энцефалит, опухоль головного мозга или сосудистая опухоль.

Фазы агрессивного поведения

Нападение собаки имеет характерную поведенческую последовательность.
 

Угроза или запугивание. Собака начинает рычать, скалить зубы, у нее вздымается шерсть на холке, напрягаются уши и хвост.

Атака. Собака бросается и резким движением пытается ухватить противника зубами. В естественной среде, животные так хватают своих сородичей и прижимают их к земле, заставляя принять позу подчинения.

Успокоение. Одержавшая верх собака упирается лапами в противника.  В стае животное покусывает подчиненную особь или оседлывает его. В случае нападения на хозяина, собаки часто подходят и лижут укушенное место. Владельцы при этом думают, что так зверь пытается извиниться, но это не верно. Наоборот, собака, таким образом, демонстрирует свое доминирование.

  1. Учитель организует групповую работу по освоению нового материала: формирует 3 группы ( группы равноценные, делятся произвольно) на работу над заданием группе дается 15 мин.

Каждой группе выдается дополнительный материал. Анализ информации

Перечень вопросов:

Какие собаки могут быть агрессивными?

Какие породы собак представляют опасность для человека?

Как понять, что собака собирается на вас напасть?

Как правильно отразить нападение собаки, если это случилось?

Как оказать помощь при ранении?

Почему обязательно необходимо обращаться за медицинской помощью при укушенном ранении?

Каждая группа заполняет листы ответов (Приложение 1)

Закрепление знаний и первичная оценка результатов. Рефлексия.

Учащиеся, каждой группы представляют отчет о выполнении задания. Подводят итог выполненной работы. Учитель контролирует выполняемые учащимися задания, заостряет внимание их на более важных моментах.

  1. Итоговый контроль. Рефлексия.

К сожалению, зачастую нападение собак приводит не только к физическим, но и к психологическим травмам, даже к фобии. А ведь избежать этого просто. Нужно всего лишь соблюдать элементарные правила безопасности как владельцам собак, так и окружающим, и тогда общение с этими замечательными существами будет и безопасным, и приятным для всех. Ведь недаром это – единственное животное, которое по праву называют «другом человека», и единственное существо, как писал Ч. Дарвин, «любящее нас больше, чем себя».

Учитель предлагает учащимся ответить на итоговый контрольный вопрос «Реализована ли цель урока?» Учитель предлагает продолжить фразу «Сегодня на уроке мы узнали …»



  1. Домашнее задание. Учащиеся записывают домашнее задание.



























Приложение 1

ТЕМА: "Как себя вести при встрече с собакой"

«МЫ в ответе за тех кого приручили…»

Антуан де Сент-Экзюпери

НЕКОТОРЫЕ «ОПАСНЫЕ» ПОРОДЫ СОБАК:



_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

________________________________________





ЗАПОМНИТЕ! Этого делать НЕЛЬЗЯ!

  1. _____________________________________________________________________

  2. _____________________________________________________________________

  3. _____________________________________________________________________

  4. _____________________________________________________________________

  5. _____________________________________________________________________

  6. _____________________________________________________________________

  7. _____________________________________________________________________

  8. _____________________________________________________________________

  9. _____________________________________________________________________

  10. _____________________________________________________________________

  11. _____________________________________________________________________



СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ПРИ НАПАДЕНИИ СОБАКИ:

  1. Самое надежное средство______________________________________________

  2. Подручные средства___________________________________________________
    _____________________________________________________________________

  3. Специальные средства_________________________________________________
    _____________________________________________________________________

УЯЗВИМЫЕ МЕСТА СОБАКИ:

  1. _______________________

  2. _______________________

  3. _______________________

  4. _______________________

  5. _______________________

  6. _______________________

  7. _______________________

  8. _______________________

  9. _______________________

10. _______________________








БЕШЕНСТВО – особо-опасная инфекция

Симптомы бешенства у собак:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



ЧТО ДЕЛАТЬ, если укусила собака:



  1. Различают два типа укусов: поверхностные и глубокие.

  2. Медицинская помощь: Промыть рану водой с __________________;

Обработать рану __________________ или _________________ или_____________________________________________;

Наложить_______________________________________________

Немедленно обратиться к ____________.

При глубоких укусах возникает _____________________ необходимо _______________________________________________________________

  1. Успокоить пострадавшего, облегчить боль.

  2. Выяснить:  дикое или домашнее? Известен ли хозяин, адрес проживания? При контакте с хозяином можно получить информацию, касающуюся животного: проявляло ли оно уже агрессивность? Было ли ее поведение нормально в предшествующие дни? Проведена ли вакцинация собаки от _______________________


НЕКОТОРЫЕ СОБАЧЬИ ПРОФЕССИИ:

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________













































Приложение 2.



Варианты инфографики

























Приложение 3.

Памятка



«Как себя вести при встрече с собакой»



  1. Не подходи близко к собаке, находящейся на привязи.

  2. Не трогай и не гладь чужих собак.

  3. Не пугайся и не кричи, если к тебе бежит собака. Остановись. Собака чаще нападает на движущегося человека.

  4. Не трогай миску с пищей.

  5. Не дразни собаку едой...

  6. Не отбирай еду и игрушки.

  7. Не трогай щенков.

  8. Не подходи к незнакомой собаке.

  9. Не трогай спящую собаку.

  10. Не разнимай дерущихся собак. Не подходи к стаям бродячих собак.

  11. Не дразни собак.

  12. Не позволяй кусать вас за руки.

  13. Не смотри в глаза нападающей собаке.



Если на тебя напала собака:



  1. Встань боком и твердым голосом отдай несколько команд («Фу!», «Нельзя!», «Сидеть!»)

  2. Не делая резких движений, позови хозяина (если он находится поблизости).

  3. Если тебе помочь некому, уходи от собаки, медленно ускоряя шаг.

  4. не смотри собаке в глаза - это может спровоцировать ее на активные действия.

  5. Если собака приседает - она готовится прыгнуть. Защити горло (прижми подбородок к груди и выставь вперед локти).

  6. Если при укусе сеть повреждения кожных покровов, немедленно обратиться к врачу.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя