2. Актуализация | Выяснить степень усвоения изученного ранее материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные недочёты. Графический диктант (Проверка домашнего задания). . На прошлом уроке мы с вами закончили изучение таких организмов, как «Лишайники» Давайте проверим, что мы о них узнали и запомнили. Определите верные и неверные утверждения: Лишайники – симбиотические организмы, образованные в результате союза гриба и одноклеточных водорослей Лишайники живут очень долго: 50-100лет и больше Растут лишайники очень быстро и их размеры в большинстве случаев могут достигать нескольких метров Тело лишайника, как и тело многоклеточных водорослей, называется слоевище По форме тела различают накипные, листовые (=листоватые) и кустистые лишайники Лишайники называют «пионерами растительности», потому что их можно встретить только в неблагоприятных условиях высокогорья или Крайнего Севера Ягель, который еще называют «Олений мох», на самом деле является лишайником Все лишайники ядовиты для человека Из некоторых лишайников получали краску, а некоторые использовали для приготовления лекарств Лишайники используют как индикаторы загрязнения окружающей среды | Отвечают на вопросы Работа в тетради. Работают в паре. Взаимопроверка, оценка и обсуждение результата. ( Что необходимо сделать, чтобы лучше усвоить учебный материал?). | Регулятивные: оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Коммуникативные: оценка действий партнёра, восприятие информации на слух и визуально, отвечать на вопросы и высказывать свою точку зрения. |
3. Мотивация | Зачитываю стихотворение В. Рождественского «…». Определите название, место обитания, особенности строения и значение этого живого организма. Меж клюквы и морошки, среди лесных болот, на кочке мох без ножки куда ни глянь растёт. Он снизу беловатый, Повыше - зеленей. Коль нужно будет ваты – нарви его скорей. На кустиках поляны подсушен в летний зной, он партизанам раны лечил в глуши лесной. | Отвечают на вопросы: Название: «Мох» Место обитания: лесные болота Строение: снизу беловатый, повыше- зеленей. Лекарственное | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, учителем; познавательные: анализ дополнительной информации; - воспринимать информацию на слух и визуально, отвечать на вопросы и высказывать свою точку зрения. регулятивные: умение преобразовать информацию Личностные: формирование представления о мхах как примитивных высших растениях, понимания значения мхов для природных сообществ |
4. Изучение нового материала. | Формулируем тему урока: «Мхи» Сегодня мы с вами приступаем к изучению высших растений. А начнем мы с Отдела мохообразные, представителей которого мы привыкли называть просто «мхи». Предлагаю поработать с помощью видеоурока и разобраться: Что же это за растения? Мы составим с вами общую характеристику мхов. 1:18 – 1:57 1) 25 тыс. видов 1:58 – 2:36 2) обитатели влажных мест 3) объекты изучения бриологии 2:36 – 3:06 4) в отделе выделяют 2 класса: Мохообразные / \ Печеночники Листостебельные мхи (слоевищные – низшие) (высшие) 3:06 – 3:22 5) в жизненном цикле чередуются 2 поколения: Гаметофит (половое поколение) – образует половые клет. Спорофит (бесполое поколение) – образует споры Преобладает гаметофит! 3:22 – 4:01 6) Размножение: половое и бесполое (спорами и вегетативное). Учебник (с. 111) 7) Значение мхов: Закисание и заболачивание почв Образуют торф (топливо, удобрения, древесный спирт, карболовую кислоту, пластмассы, изоляционные ленты, смола). Антибактериальное средство, перевязочный материал. Как подстилку и утеплитель для домашних животных В озеленении, в строительстве. Экологическое значение: закрепление почвы, участники цепи питания, круговорот веществ. Физкультминутка: Мы чертили, мы писали, Наши пальчики устали (Вращаем сжатыми кулачками в разные стороны) Мы немножко отдохнем (Встряхиваем кистями рук) И опять писать начнем. (Несколько раз энергично сжимаем и разжимаем пальцы рук) (Демонстрирую таблицы и гербарные материалы различных мхов.) Лабораторная работа «Строение листостебельных мхов». Инструктивная карта с. 109 учебника; РТ: № 68-70. Работа с микроскопом (коробочка кукушкиного льна)- для тех, кто справился с основной частью лабораторной работы. ОПЫТ, ПОКАЗЫВАЮЩИЙ ГИГРОСКОПИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТОРФЯНОГО МХА СФАГНУМА Ход выполнения опыта: 1. Взять 10 грамм сухого сфагнума и залить 250 граммами воды. Подождать несколько минут. 2. Переложить мох на ткань или бумажное полотенце, чтобы впиталась стекающая вода 3. Снова взвесить мох Вопросы учителя классу: Что наблюдаете? Куда делась вода? Во сколько раз масса впитавшейся воды превышает массу мха? ОХРАНА А также вспомним, что высохший торф и сухие мхи очень горючи, поэтому сообщества с их участием после осушения или в засушливые годы весьма уязвимы перед огнем! Помните, какие жуткие пожары иногда случаются в лесах и торфяниках? И чаще всего это происходит по вине человека: не затушенный до конца костер, выброшенный в окно транспорта окурок или спичка, просто оставленная бутылка, сработавшая как увеличительное стекло. | Записывают тему в тетрадь. Формулируют цель урока, предлагают план достижения цели. Смотрят, слушают, записывают общую характеристику в тетрадях. Записывают общую характеристику Учащиеся рассматривают образцы мхов и (или) Рис. 68, 69 учебника Таблица «Мохообразные» Учащиеся рассматривают образцы мхов и выполняют задания инструктивной карты (с. 109 учебника). Работа в парах. Рассматривают под микроскопом микропрепараты коробочки мха кукушкин лен Обсуждение результатов опыта Аргументируют необходимость охраны мхов | Личностные: формирование представления о мхах как примитивных высших растениях, понимания значения мхов для природных сообществ и образования торфа, представления о постепенном усложнении строения растений. Метапредметные: познавательные: поиск и выделение необходимой информации, развитие умений работы с видео, текстом и иллюстрациями учебника, таблицами, регулятивные: организовывать выполнение заданий учителя; коммуникативные: воспринимать информацию на слух и визуально, отвечать на вопросы и высказывать свою точку Личностные: формирование представления о мхах как примитивных высших растениях, представления о постепенном усложнении строения растений. Метапредметные: познавательные: развитие умений работы с текстом и иллюстрациями учебника, таблицами, лабораторным оборудованием, сравнивать изучаемые объекты и делать выводы на основе сравнения; регулятивные: организовывать выполнение заданий учителя, осуществлять рефлексию деятельности; коммуникативные: воспринимать информацию на слух и визуально, отвечать на вопросы и высказывать свою точку коммуникативные: воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы и высказывать свою точку |
5. Первичное закрепление | Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы: Подведем итоги урока: В чем отличие мхов (высших растений) от водорослей (низших растений?) У мхов имеются: - дифференцированные органы (стебли и листья (за исключением некоторых примитивных форм мхов)) - ткани (покровная, фотосинтезирующая, проводящая). Но Мохообразные - очень древняя группа в царстве растений и по своей организации очень близки к водорослям. Сходство мхов с водорослями: Корней у мохообразных нет, но есть ризоиды (как и у продвинутых водорослей типа бурых, красных, некоторых зеленых). Вспомните, что такое ризоиды и в чем их отличие от корней? (Ризоиды — выросты поверхностных клеток тела, при помощи которых они прикрепляются к субстрату, но не поглощают вещества.) Большинство мохообразных распространено в сильно увлажненных, даже заболоченных местах. Это связано с высокой потребностью в воде для нормальной жизнедеятельности этих растений. Как и водоросли, мхи не имеют специальных тканей, проводящих воду, - сосудов. Поэтому все мохообразные низкорослы, их высота обычно не превышает 10 — 15 см. Практически они все многолетние растения. Среди них не встречается одревесневающих форм. Некоторые примитивные представители отдела - печеночные мхи имеют тело в виде таллома (слоевища), похожего на таллом водорослей. Оплодотворение мохообразных также связано с водой и в ее отсутствие не может осуществляться. Размножаются мохообразные при помощи спор, поэтому их относят к высшим споровым растениям. | | Метапредметные: познавательные: поиск и выделение необходимой информации, развитие умений работы с текстом и иллюстрациями учебника, таблицами, сравнивать изучаемые объекты и делать выводы на основе сравнения; регулятивные: организовывать выполнение заданий учителя,; коммуникативные: воспринимать информацию на слух и визуально, отвечать на вопросы и высказывать свою точку |
6. Рефлексия учебной деятельности | Слайд: Было интересно… Было трудно… Я научился… Я понял, что… Меня удивило… | Учащиеся выбирают начало фразы, которое наиболее, по их мнению, им подходит в конце данного урока, и формулируют ответ | Познавательные, контроль и оценка процесса и результата деятельности. регулятивные: организовывать выполнение заданий учителя, осуществлять рефлексию деятельности; |