СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по биологии для 5 класса "Мхи

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по биологии 5 класса на тему "Мхи"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по биологии для 5 класса "Мхи»

7



УРОК БИОЛОГИИ в 5 классе по теме «Мхи» (ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА).

ГБОУ ООШ с. Максимовка учитель биологии Карунец Н.В.

Тема: Царство РАСТЕНИЯ

Урок№ 28 «Мхи»

Цель урока

  • Создание условий для положительной мотивации к учению и для самостоятельной деятельности, направленной на изучение биологических объектов (на примере зеленых и сфагновых мхов)

  • Применение полученных знаний на практике на приемах работы с гербарными образцами мхов и микропрепаратами

Задачи урока

1. Познакомить учащихся с

  • характерными признаками высших растений,

  • с многообразием, усложнением и особенностями строения мхов,

  • с практическим значением мха сфагнума;

2. Сформировать знания о среде обитания и распространении мхов.

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний; комбинированный урок

Планируемые

образовательные

результаты

Предметные: знать основные группы мхов, их строение и многообразие, роль мхов в природе и жизни человека. Уметь объяснять роль мхов в биосфере, давать характеристику мхам.

Личностные: формирование представления о мхах как примитивных высших растениях, понимания значения мхов для природных сообществ и образования торфа, представления о постепенном усложнении строения растений.

Метапредметные: познавательные: поиск и выделение необходимой информации

развитие умений работы с текстом и иллюстрациями учебника, таблицами, лабораторным оборудованием, сравнивать изучаемые объекты и делать выводы на основе сравнения; регулятивные: организовывать выполнение заданий учителя, осуществлять рефлексию деятельности; коммуникативные: воспринимать информацию на слух и визуально, отвечать на вопросы и высказывать свою точку зрения.

методы и формы

обучения

  • объяснительно-иллюстративный; интерактивный методы, метод проблемного изложения, лабораторная работа.

  • Индивидуальная, в парах, фронтальная, в малых группах.

Образовательные

ресурсы

Учебник Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс, учебник/ В.В.Пасечник. М., Дрофа, 2015; РТ Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс, к учебнику В.В. Пасечника. М., Дрофа, 2015; видеоурок «Инфоурок».

Доп. литература для учителя

  1. Галушкова Н.И. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: поурочные планы по учебнику В. В. Пасечника, – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2014. – 271с.

Оборудование

ПК, медиапроектор, видеоурок, таблица «Мохообразные»; гербарный материал с образцами мхов, стакан с водой, весы, микроскоп, лабораторное оборудование, микропрепараты “Спорангий кукушкиного льна”





Содержательная часть урока:


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Развиваемые УУД

1.Организационный момент

Взаимные приветствия учителя и учащихся; организация начала процесса обучения, внимания и внутренней готовности учащихся.

Учащиеся настраиваются на работу на уроке.

Регулятивные: волевая саморегуляция на усвоение знаний.


2. Актуализация

Выяснить степень усвоения изученного ранее материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные недочёты.

Графический диктант (Проверка домашнего задания).

. На прошлом уроке мы с вами закончили изучение таких организмов, как «Лишайники» Давайте проверим, что мы о них узнали и запомнили.

Определите верные и неверные утверждения:

  1. Лишайники – симбиотические организмы, образованные в результате союза гриба и одноклеточных водорослей

  2. Лишайники живут очень долго: 50-100лет и больше

  3. Растут лишайники очень быстро и их размеры в большинстве случаев могут достигать нескольких метров

  4. Тело лишайника, как и тело многоклеточных водорослей, называется слоевище

  5. По форме тела различают накипные, листовые (=листоватые) и кустистые лишайники

  6. Лишайники называют «пионерами растительности», потому что их можно встретить только в неблагоприятных условиях высокогорья или Крайнего Севера

  7. Ягель, который еще называют «Олений мох», на самом деле является лишайником

  8. Все лишайники ядовиты для человека

  9. Из некоторых лишайников получали краску, а некоторые использовали для приготовления лекарств

  10. Лишайники используют как индикаторы загрязнения окружающей среды





Отвечают на вопросы

Работа в тетради.

Работают в паре.

Взаимопроверка, оценка и обсуждение результата.

( Что необходимо сделать, чтобы лучше усвоить учебный материал?).


Регулятивные: оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Коммуникативные: оценка действий партнёра,

восприятие информации на слух и визуально, отвечать на вопросы и высказывать свою точку зрения.

3. Мотивация


Зачитываю стихотворение В. Рождественского «…».

Определите название, место обитания, особенности строения и значение этого живого организма.

Меж клюквы и морошки,

среди лесных болот,

на кочке мох без ножки

куда ни глянь растёт.

Он снизу беловатый,

Повыше - зеленей.

Коль нужно будет ваты –

нарви его скорей.

На кустиках поляны

подсушен в летний зной,

он партизанам раны

лечил в глуши лесной.








Отвечают на вопросы:

  1. Название: «Мох»

  2. Место обитания: лесные болота

  3. Строение: снизу беловатый, повыше- зеленей.

  4. Лекарственное


Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, учителем; познавательные: анализ дополнительной информации;

- воспринимать информацию на слух и визуально, отвечать на вопросы и высказывать свою точку зрения.

регулятивные: умение преобразовать информацию

Личностные: формирование представления о мхах как примитивных высших растениях, понимания значения мхов для природных сообществ

4. Изучение нового материала.






















































































Формулируем тему урока: «Мхи»

Сегодня мы с вами приступаем к изучению высших растений. А начнем мы с Отдела мохообразные, представителей которого мы привыкли называть просто «мхи».


Предлагаю поработать с помощью видеоурока и разобраться:

Что же это за растения?

Мы составим с вами общую характеристику мхов.

1:18 – 1:57 1) 25 тыс. видов

1:58 – 2:36 2) обитатели влажных мест

3) объекты изучения бриологии

2:36 – 3:06 4) в отделе выделяют 2 класса:

Мохообразные

/ \

Печеночники Листостебельные мхи

(слоевищные – низшие) (высшие)

3:06 – 3:22 5) в жизненном цикле чередуются 2 поколения:

Гаметофит (половое поколение) – образует половые клет.

Спорофит (бесполое поколение) – образует споры

Преобладает гаметофит!

3:22 – 4:01 6) Размножение: половое и бесполое (спорами и

вегетативное).

Учебник (с. 111) 7) Значение мхов:

  • Закисание и заболачивание почв

  • Образуют торф (топливо, удобрения, древесный спирт, карболовую кислоту, пластмассы, изоляционные ленты, смола).

  • Антибактериальное средство, перевязочный материал.

  • Как подстилку и утеплитель для домашних животных

  • В озеленении, в строительстве.

  • Экологическое значение: закрепление почвы, участники цепи питания, круговорот веществ.


Физкультминутка:

Мы чертили, мы писали,

Наши пальчики устали

(Вращаем сжатыми кулачками в разные стороны)

Мы немножко отдохнем (Встряхиваем кистями рук)

И опять писать начнем. (Несколько раз энергично сжимаем и разжимаем пальцы рук)


(Демонстрирую таблицы и гербарные материалы различных мхов.)


Лабораторная работа «Строение листостебельных мхов».

Инструктивная карта с. 109 учебника; РТ: № 68-70.


Работа с микроскопом (коробочка кукушкиного льна)- для тех, кто справился с основной частью лабораторной работы.





ОПЫТ, ПОКАЗЫВАЮЩИЙ ГИГРОСКОПИЧЕСКИЕ

ВОЗМОЖНОСТИ ТОРФЯНОГО МХА СФАГНУМА


Ход выполнения опыта:

1. Взять 10 грамм сухого сфагнума и залить 250 граммами воды.

Подождать несколько минут.

2. Переложить мох на ткань или бумажное полотенце, чтобы впиталась стекающая вода

3. Снова взвесить мох


Вопросы учителя классу: Что наблюдаете? Куда делась вода? Во сколько раз масса впитавшейся воды превышает массу мха?




ОХРАНА

А также вспомним, что высохший торф и сухие мхи очень горючи, поэтому сообщества с их участием после осушения или в засушливые годы весьма уязвимы перед огнем! Помните, какие жуткие пожары иногда случаются в лесах и торфяниках? И чаще всего это происходит по вине человека: не затушенный до конца костер, выброшенный в окно транспорта окурок или спичка, просто оставленная бутылка, сработавшая как увеличительное стекло.

Записывают тему в тетрадь.

Формулируют цель урока, предлагают план достижения цели.



Смотрят, слушают, записывают общую характеристику в тетрадях.











Записывают общую характеристику





Учащиеся рассматривают образцы мхов и (или) Рис. 68, 69 учебника

Таблица «Мохообразные»














Учащиеся рассматривают образцы мхов и выполняют задания инструктивной карты (с. 109 учебника). Работа в парах.

Рассматривают под микроскопом микропрепараты коробочки мха кукушкин лен




Обсуждение результатов опыта











Аргументируют необходимость охраны мхов













Личностные: формирование представления о мхах как примитивных высших растениях, понимания значения мхов для природных сообществ и образования торфа, представления о постепенном усложнении строения растений.

Метапредметные: познавательные: поиск и выделение необходимой информации, развитие умений работы с видео, текстом и иллюстрациями учебника, таблицами,

регулятивные: организовывать выполнение заданий учителя;

коммуникативные: воспринимать информацию на слух и визуально, отвечать на вопросы и высказывать свою точку


























Личностные: формирование представления о мхах как примитивных высших растениях, представления о постепенном усложнении строения растений.

Метапредметные: познавательные: развитие умений работы с текстом и иллюстрациями учебника, таблицами, лабораторным оборудованием, сравнивать изучаемые объекты и делать выводы на основе сравнения; регулятивные: организовывать выполнение заданий учителя, осуществлять рефлексию деятельности;

коммуникативные: воспринимать информацию на слух и визуально, отвечать на вопросы и высказывать свою точку












коммуникативные: воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы и высказывать свою точку


5. Первичное закрепление

Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы:

Подведем итоги урока:

В чем отличие мхов (высших растений) от водорослей (низших растений?)

У мхов имеются:

- дифференцированные органы (стебли и листья (за исключением некоторых примитивных форм мхов))

- ткани (покровная, фотосинтезирующая, проводящая).

Но Мохообразные - очень древняя группа в царстве растений и по своей организации очень близки к водорослям.

Сходство мхов с водорослями:

  • Корней у мохообразных нет, но есть ризоиды (как и у продвинутых водорослей типа бурых, красных, некоторых зеленых).

Вспомните, что такое ризоиды и в чем их отличие от корней? (Ризоиды — выросты поверхностных клеток тела, при помощи которых они прикрепляются к субстрату, но не поглощают вещества.)

  • Большинство мохообразных распространено в сильно увлажненных, даже заболоченных местах. Это связано с высокой потребностью в воде для нормальной жизнедеятельности этих растений.

  • Как и водоросли, мхи не имеют специальных тканей, проводящих воду, - сосудов. Поэтому все мохообразные низкорослы, их высота обычно не превышает 10 — 15 см. Практически они все многолетние растения. Среди них не встречается одревесневающих форм.

  • Некоторые примитивные представители отдела - печеночные мхи имеют тело в виде таллома (слоевища), похожего на таллом водорослей.

  • Оплодотворение мохообразных также связано с водой и в ее отсутствие не может осуществляться.

  • Размножаются мохообразные при помощи спор, поэтому их относят к высшим споровым растениям.






Метапредметные: познавательные: поиск и выделение необходимой информации, развитие умений работы с текстом и иллюстрациями учебника, таблицами, сравнивать изучаемые объекты и делать выводы на основе сравнения;

регулятивные: организовывать выполнение заданий учителя,; коммуникативные: воспринимать информацию на слух и визуально, отвечать на вопросы и высказывать свою точку

6. Рефлексия учебной деятельности

Слайд:

Было интересно…

Было трудно…

Я научился…

Я понял, что…

Меня удивило…


Учащиеся выбирают начало фразы, которое наиболее, по их мнению, им подходит в конце данного урока, и формулируют ответ

Познавательные, контроль и оценка процесса и результата деятельности.


регулятивные: организовывать выполнение заданий учителя, осуществлять рефлексию деятельности;


7. Домашнее задание

§20 учебника, уметь отвечать на вопросы 1-5 в конце параграфа.


Регулятивные, выбор наиболее эффективных способов подготовки д/з.





Приложение 1.


Опыты к уроку по теме «Мхи»: (примеры проведения и личное впечатление от использования на уроках)


Постановку опытов проводила по рекомендациям, приведенным в следующих публикациях:

  • Галушкова Н.И. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: поурочные планы по учебнику В. В. Пасечника, – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2013. – 271с.

  • Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии: 6 класс. – 3-е изд., М.: ВАКО, 2011. – 384с.

  • Тарасова Е.В., учитель биологии; Урок биологии в 7-м классе по теме "Отдел моховидные" - http://festival.1september.ru/articles/611848/ ссылка от 14-04-2015


Опыты закладываются в начале урока и призваны показать гигроскопические возможности торфяного мха сфагнума.

  1. Опыт 1. Кустик мха сфагнума помещают в стакан, наполненный водой, так, чтобы верхушки выступали из стакана. Стакан поставить на блюдце или чашку Петри. Вскоре верхушки стеблей мха станут мягкими и наклонятся под тяжестью воды. Капли воды начнут стекать с повисших верхушек мха в чашку Петри.

В беседе по результатам опыта выясняется способность сфагнума поглощать много воды.

Опыт 2. Два одинаковых кустика мха сфагнума помещают в две банки с дождевой водой. В одну из банок кладут растертый в порошок мел.

Опыт показывает, что в банке с мелом вода проникает в клетки сфагнума медленнее. Почему вода с примесями проникает в клетки сфагнума хуже?

Галушкова Н.И. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: поурочные планы по учебнику В. В. Пасечника, – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2013. – 271с.


Личное впечатление от проведения на уроках:

Опыт 1: пробовала ставить на уроках биологии «Растения» в 6-х классах в 2013-14уч. году.

За урок (45мин) хорошо высушенный образец сфагнового мха не успевает напитаться водой так, чтобы верхушки стеблей мха стали мягкими и стали наклонятся под тяжестью воды, и уж те более, чтобы с них начала капать вода.

Это происходит только за 1-1,5ч.

Т.о. сфагнум приходится мочить заранее, и опыт оказывается не очень наглядным!

Инструктивная карта:


Лабораторная работа Строение листостебельных мхов на примере зеленого мха кукушкин лен и сфагновых мхов».



I. Зеленый мох кукушкин лен:

II. Белый или торфяной мох сфагнум:

Действия:

  1. Возьмите образец зеленого мха кукушкин лен и рассмотрите его внешнее строение невооруженным глазом (и при помощи лупы).

  2. Найдите у него стебель, листья, на нижней части стебля найдите небольшие коричневатые выросты — ризоиды.

  3. Определите окраску листьев растения. Рассмотрите один лист при помощи иллюстрации.

  4. Рассмотрите верхушки стеблей, найдите женские и мужские особи мха. Как вы их определили?

  5. На женском растении найдите и рассмотрите коробочку со спорами. Обратите внимание на ее строение.

  6. Зарисуйте растение зеленого мха кукушкин лен, обозначьте и подпишите его части.

  7. Запишите цвет листьев и стебля.

Действия:

  1. Возьмите образец мха сфагнума и рассмотрите его внешнее строение невооруженным глазом (и при помощи лупы).

  2. Найдите у него стебель, веточки, листья. Есть ли в нижней части стебля ризоиды.

  3. Определите окраску листьев растения. Рассмотрите один лист при помощи иллюстрации.

  4. Рассмотрите верхушки стеблей, найдите и рассмотрите коробочки со спорами. Обратите внимание на их строение.

  5. Зарисуйте растение мха сфагнума, обозначьте и подпишите его части.

  6. Запишите цвет листьев и стебля.

  7. По желанию: зарисовать фрагмент листа сфагнума под микроскопом



Зеленый мох кукушкин лен

Белый или торфяной мох сфагнум













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!