СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по дисциплине "Экология и автомобиль"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока относится к общепрофессиональному циклу для обучающихся по профессии "Автомеханик".

Просмотр содержимого документа
«методическая разработка урока по дисциплине "Экология и автомобиль"»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Спасский техникум отраслевых технологий»







Методическая разработка урока


по дисциплине «Экология и автомобиль»



Профессия: 23.01.03 «Автомеханик»









ФИО автора (ов):


Рачкова Наталия Александровна





















2016 г.



Дисциплина: ОП «Экология и автомобиль»

Тема урока: «Загрязнение атмосферы»

Время урока: 1 час 30 минут.

Цели урока:

Образовательные:

Создать условия по формированию системы знаний о составе атмосферы, об основных источниках и последствиях загрязнения атмосферы, способах сокращения загрязнения атмосферы; прививать навыки самостоятельного поиска информации по заданной тематике.

Развивающие:

Ознакомить обучающихся с проблемой антропогенного загрязнения окружающей среды, с источниками загрязнения атмосферы, выявить главные пути решения проблемы загрязнения атмосферы.

Воспитательные:

Способствовать формированию и развитию экологических, экономических, эстетических качеств личности обучающихся.

Методы урока: информационный, иллюстративный, поисковый, репродуктивный.

Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая.

Средства обучения: информационный материал, мультимедийное оборудование.

Междисциплинарные связи: учебные дисциплины «Биология», «Химия»; МДК «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автотранспорта».



План урока:

Этап урока

Цели (задачи) урока

Методы

Организационный момент

 

Создание положительного эмоционального настроя обучающихся

Слово преподавателя

Актуализация знаний

 

Проверка знаний обучающихся, самоконтроль обучающихся

Слово преподавателя, выполнение заданий, использование компьютерной презентации

Изучение нового материала

 

Мотивировка на необходимость изучения темы.


Слово преподавателя, обсуждение статистических данных, решение задач.

Самостоятельное формулирование темы урока обучающимися.

Беседа с обучающимися.


Формирование плана урока, определение целей на урок.

Беседа с обучающимися.

Подготовка сообщений обучающимися, их прослушивание и обсуждение

Рассказывают сообщения, обсуждают, анализируют

Первичное осмысление и закрепление.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Контроль первичного усвоения новых знаний, проверка понимания темы обучающимися, выявление ошибок, самоконтроль обучающихся по усвоению учебного материала

Беседа, выполнение заданий (разгадывание кроссворда, решение задач, выполнение теста)

Итоги урока.

Рефлексия

Оценка и самооценка результатов деятельности на уроке

Слово преподавателя, беседа

Домашнее задание

 

Закрепление полученных знаний

Заполнение таблицы



Ход урока

Этап урока

Время урока (мин)

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1. Организа-ционный момент

1

Приветствие преподавателя, отметка присутствующих.

Приветствуют, слушают.


2. Актуализация знаний

 

20

Преподаватель предлагает выполнить задания для актуализации знаний по теме «Атмосфера».

Для проверки результатов преподаватель предлагает обучающимся самостоятельно проверить результаты и оценить их.

Выполняют задания, проверяют ответы, самостоятельно оценивают результаты.

3. Изучение нового материала

 

45

Преподаватель сообщает статистические данные о ежегодном увеличении количества автомобилей.

Слушают, осмысляют


Решение задач на вычисление количества вредных веществ, содержащихся в выхлопных газах автомобилей.

Решают задачи, анализируют ответы, делают выводы.

Формулировка темы урока

Сообщение плана урока


Формулируют тему урока, записывают в тетрадь. Записывают план урока

Преподаватель сообщает информационный материал, сопровождает рассказ показом презентации.

Слушают, делают краткие записи и схемы по ходу урока


Вызываются обучающиеся, подготовившие сообщения


Обучающиеся рассказывают сообщения, слушают друг друга, осмысляют информацию

4. Первичное осмысление и закрепление. Контроль усвое-ния, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

25

Преподаватель раздает обучающимся задания для самостоятельного выполнения (разгадывание кроссворда, решение задачи, выполнение теста)

Выполняют задания (разгадывают кроссворд, решают задачи, выполняют тест)

5. Итоги урока. Рефлексия

2

Преподаватель выставляет оценки, аргументирует их.

Обучающиеся слушают, задают вопросы в случае возникновения неясностей.

6. Домашнее задание

 

2

Преподаватель показывает шаблон таблицы, который обучающимся необходимо самостоятельно заполнить.

Обучающиеся записывают шаблон таблицы, которую предстоит заполнить.


Ход урока

1. Организационный момент

Преподаватель и обучающиеся приветствует друг друга, проверяет присутствующих, отмечает в журнале отсутствующих обучающихся.

2. Актуализация знаний

Преподаватель для актуализации знаний предлагает выполнить задания (Приложение 1: слайды 2-6).

Задание 1. Вставьте пропущенное слово: «Атмосфера - … оболочка Земли».

Задание 2. Установите соответствие:

Газы, входящие в состав атмосферы

Содержание по объему, %

1) азот

А) 20,94

2) кислород

Б) 0,03

3) углекислый газ

В) 0,95

4) благородные газы

Г) 78,08

Ответы запишите в таблицу:

1

2

3

4






Задание 3. Расположите слои атмосферы в последовательности от поверхности земли: тропосфера, мезосфера, стратосфера, экзосфера, термосфера.

Задание 4. В каком из слоев атмосферы находится озоновый слой:

1) тропосфера,

2) мезосфера,

3) стратосфера,

4) экзосфера,

5) термосфера.

Задание 5. В чем заключается функция атмосферы?

Преподаватель: для проверки ответов, я предлагаю вам оценить ответы самостоятельно, пользуясь бланком ответов (Приложение 1: слайд 7).


3. Изучение нового материала.

Преподаватель:

- Статистика по Республике Татарстан за прошлый год говорит о том, что в Татарстане в 2014 году было зарегистрировано, (т.е. приобретено) 65 252 транспортных средства. Из них 17 382 машины приходится на Казань. Всего, по данным на 1 января 2015 года в республике зарегистрировано 1 257 158 транспортных средства. По данным пресс-службы МВД по РТ за год количество легковых автомобилей в регионе выросло на 5,8%, грузовых – на 1%, мотоциклов – на 4,7%. Число автобус в республике, напротив, сократилось на 1,2%.

- Перед тем, как мы с вами сформулируем тему урока, я предлагаю вам решить задачи (Приложение 2).

Задача № 1.

Подсчитано, что каждый легковой автомобиль при среднем годовом пробеге 10 тыс. км. “выдыхает” 200 кг. углекислого газа, 65 кг. углеводородов, 20 кг. оксидов азота.

Подсчитайте количество выделяемых за год в атмосферу веществ в нашей республике, учитывая, что в Татарстане в 2014 году было зарегистрировано 945 тысяч легковых автомобилей. Сделайте выводы.


Ответ: за год легковые автомобили выделяют 189000 тыс.кг. углекислого газа, 61425 тыс.кг. углеводородов, 18900 тыс. кг. оксидов азота.


Задача №2.

Даже легковому автомобилю для сгорания 1 кг. бензина требуется 2,5 кг. кислорода. В среднем, автолюбитель проезжает в год 10 тысяч км. и сжигает 10 т. бензина, расходуя 25 т. кислорода и, выбрасывая в атмосферу 160 т. выхлопных газов, в которых обнаружено 200 различных веществ, в том числе 200 кг. оксида углерода, 20 кг. оксида азота, 65 кг. углеводородов, если бензин этилированный, то ещё 3,5 кг. ядовитого свинца, кроме того, каждый автомобиль, стирая шины, поставляет в атмосферу 7 кг. резиновой пыли ежегодно.

Вычислите количество поглощенного кислорода и количество загрязняющих веществ, которое выбросят в атмосферу автомобили работников и обучающихся нашего техникума за год, если их насчитывается 30 штук? (Учитывая незначительную протяженность города Болгара, будем считать, что пробег автомобиля в данном случае составит 5 тысяч км.)


Ответ: автомобилями будет поглощено 375 т. кислорода; выброшено 2400 т. выхлопных газов, в том числе 3000 кг. оксида углерода, 300 кг. оксида азота, 975 кг. углеводородов. Если бензин этилированный, то в атмосферу будет выброшено 52,5 кг. ядовитого свинца и 105 кг. резиновой пыли.


Преподаватель:

- Вдумайтесь в эти цифры, какое громадное количество вредных веществ выделяется автомобилями в атмосферу.

- А сейчас попытайтесь сформулировать проблему, которую мы сегодня изучим на уроке. (загрязнение атмосферы)

Преподаватель:

- Тема нашего урока сегодня «Загрязнения атмосферы» (Приложение 1: слайд 8).

План урока:

1. Понятие «загрязнение атмосферы»

2. Виды загрязнения

3. Источники загрязнения

4. Загрязнители атмосферы

5. Последствия загрязнения

6. Пути сокращения загрязнения


1. Понятие «загрязнение атмосферы»

Преподаватель:

- Загрязнение атмосферы — это привнесение в атмосферный воздух новых нехарактерных для него физических, химических и биологических веществ или изменение естественной среднемноголетней концентрации этих веществ в нём (Приложение 1: слайд 9).

Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха в индустриальных странах служат автомобили и другие виды транспорта и промышленные предприятия. Ежегодно в атмосферный воздух поступает более 200 млн. тонн оксида углерода, 151 млн. тонн оксида серы - сернистого газа, свыше 50 млн. тонн оксидов азота, более 50 млн. тонн различных углеводородов, более 250 млн. тонн мелкодисперсных аэрозолей и т. д. Самый чистый воздух над океаном. Над промышленными центрами плывут облака тяжелого смога. В них содержится пыли в 150 раз больше, чем над океаном. Загрязненный воздух над крупными городами простирается на высоту 1,5-2,0 км. Эта плотная шапка задерживает летом до 20% солнечных лучей, а зимой, когда и так мало света, поглощает половину его.

2. Виды загрязнения

Преподаватель: (Приложение 1: слайды 10-15)

- Виды загрязнения атмосферы разделяют:

  • По источникам загрязнения;

  • По характеру загрязнения;




По источнику загрязнения





Естественные


Искусственные






Естественные загрязнения возникают под воздействием природных процессов, а искусственные – в результате деятельности человека.

Преподаватель:

- Как еще можно назвать искусственные источники загрязнения? (Антропогенные)

Из предложенного перечня выпишите в приведенную схему виды загрязнений, которые относятся:

А) К естественным источникам загрязнения;

В) К искусственным источникам загрязнения.

Виды загрязнений: сельское хозяйство, извержения вулканов, транспорт, разложения живых организмов, бытовые отходы, промышленные предприятия, лесные пожары, теплоэнергетика, системы отопления жилищ, пыльные бури.

Ответ:


По источнику загрязнения





Естественные


Искусственные

извержения вулканов, лесные пожары, пыльные бури, разложения живых организмов


транспорт, сельское хозяйство, бытовые отходы, промышленные предприятия, теплоэнергетика, системы отопления жилищ.



Преподаватель:




По характеру загрязнения






Физическое


Химическое


Биологическое

  • Механическое (пыль, твердые частициы)

  • Радиоактивное (радиактивное излучение, изотопы)

  • Электромагнитное (радиоволны, электромагнитные волны)

  • Шумовое (звуки, низкочастотные колебания)

  • Тепловое

  • Газообразные вещества и аэрозоли (оксиды углерода, азота, серы, тяжелые металлы и др.)

  • Споры бактерий, грибов, вирусов и др.





3. Источники загрязнений.

Преподаватель: (Приложение 1: слайды 16-17)

- Основные источники загрязнения атмосферы подразделяются на природные и искусственные. К природным источникам загрязнения относят естественные загрязнители природного происхождения: извержения вулканов, пыль, пыльца растений, лесные и степные пожары и др.

К искусственным источникам загрязнения относят антропогенные, т.е. возникшие в результате деятельности человека.

Искусственные (антропогенные) источники загрязнения разделяются на несколько групп в зависимости от происхождения и состава.





Источники загрязнения (по происхождению)






Транспортные

Промышленные

Бытовые

загрязнители, образующиеся

при работе  автомобильного,  железнодорожного,  воздушного,  морского  и  речного транспорта

загрязнители, образующиеся при технологических процессах, отоплении

загрязнители, образующиеся при переработке бытовых отходов и сжигании топлива в жилище  






Источники загрязнения (по составу)





Механические

Химические

Радиоактивные

пыль цементных заводов,

пыль от сгорания угля в котельных, топках и печах,  сажа от сгорания нефти и мазута, истирающиеся автопокрышки

и т. д.;

пылевидные или газообразные вещества, способные вступать в химические реакции;

Радиоактивные частицы


4. Загрязнители атмосферы


Преподаватель:

- Об основных загрязняющих веществах расскажут обучающиеся, которые подготовили сообщения.(Приложение 1: слайды 18-23)


Первый обучающийся:

Диоксид серы, или сернистый газ, или сернистый ангидрид SO2 . Это бесцветный газ, образующийся при сгорании серосодержащих видов топлива, в первую очередь, угля и тяжелых фракций нефти. Сернистый ангидрид также образуется при различных производственных процессах, например, при плавке сульфидных руд.

Сернистый газ вреден для деревьев: он приводит к хлорозу листьев и нарушению процесса фотосинтеза. У человека сернистый газ вызывает заболевания дыхательной системы, так как растворяется в слизи гортани и трахеи. В атмосфере сернистый газ взаимодействует с водяным паром и образуется аэрозоль или раствор серной кислоты

Н2 SO4. Капли серной кислоты могут переноситься на дальние расстояния.


Второй обучающийся:

Оксид углерода СО, или угарный газ, ядовитый газ без цвета, запаха и вкуса. В воздух он попадает в результате сжигания твердых отходов, с выхлопными газами и выбросами промышленных предприятий. Ежегодно этого газа поступает в атмосферу не менее 1250 млн.т. Угарный газ снижает способность гемоглобина эритроцитов переносить кислород, из-за чего у человека замедляются реакции, ослабляется восприятие, появляется головная боль, сонливость, тошнота. Под воздействием большого количества угарного газа может произойти обморок, случиться кома и даже наступить смерть.

Углекислый газ СО2, двуокись или диоксид углерода, естественным образом входит в состав атмосферы Земли, но его концентрация постоянно увеличивается. Он попадает в атмосферу различными способами: транспорт выделяет 70,6% углекислого газа; сброс отходов, распыление химикатов и т.д. – 12,3%; сжигание топлива – 10,3%; промышленность – 6,8%. Кроме того, по данным МГЭИК ООН (межправительственной группы экспертов по изменению климата организации объединенных наций), до трети общих антропогенных выбросов CO2 являются результатом сокращения лесов.

Впервые антропогенное влияние на концентрацию двуокиси углерода отмечается с середины XIX века. Начиная с этого времени, темп её роста увеличивался. Согласно отдельным исследованиям, современный уровень CO2 в атмосфере является максимальным за последние 800 тыс. лет. Роль углекислого газа в жизнедеятельности биосферы состоит, прежде всего, в поддержании процесса фотосинтеза, который осуществляется растениями. Являясь парниковым газом, двуокись углерода в воздухе оказывает влияние на теплообмен планеты с окружающим пространством, блокируя переизлучамое тепло на ряде частот, и, таким образом, участвует в формировании климата планеты.


Третий обучающийся:

Оксид азота NO и диоксид азота NO2 образуются при сгорании топлива при высоких температурах (выше 650о С) и избытке кислорода. Кроме того, эти вещества выделяются при окислении бактериями азотсодержащих соединений в воде или почве. Далее в атмосфере оксид азота окисляется до газообразного диоксида азота красно-бурого цвета, который хорошо заметен в атмосфере многих крупных городов. Основными источниками диоксида азота в городах являются выхлопные газы автомобилей и выбросы теплоэлектростанций. Также диоксид азота образуется при сжигании твердых отходов. Диоксид азота в организме человека раздражает дыхательную систему, особенно легочную ткань; повышает предрасположенность к острым респираторным заболеваниям, например, пневмонии.


Четвертый обучающийся:

Соединения фтора. Источниками загрязнения являются предприятия по производству алюминия, эмалей, стекла, керамики, стали, фосфорных удобрений. Фторсодержащие вещества поступают в атмосферу в виде газообразных соединений - фтороводорода или пыли фторида натрия и кальция. Соединения являются токсическими веществами. Производные фтора - сильные инсектициды.

Соединения хлора. Поступают в атмосферу от химических предприятий, производящих соляную кислоту, хлорсодержащие пестициды, органические красители, гидролизный спирт, хлорную известь, соду. Токсичность хлора определяется видом соединений и их концентрацией. В металлургической промышленности при выплавке чугуна и при переработке его на сталь происходит выброс в атмосферу различных тяжелых металлов и ядовитых газов. Так, в расчете на 1 т. предельного чугуна выделяется кроме 2,7 кг. сернистого газа и 4,5 кг. пылевых частиц, определяющих количество соединений мышьяка, фосфора, сурьмы, свинца, паров ртути и редких металлов, смоляных веществ и цианистого водорода.

5. Последствия загрязнения

Преподаватель:

- Загрязнения атмосферы оказывает вредное воздействие на живые организмы:

1) ядовитые газы и аэрозольные частицы попадают в дыхательную систему человека и животных, а также проникают в листья растений;

2) повышается кислотность атмосферных осадков, которые влияют на изменение химического состава почвы и воды;

3) стимулируются химические реакции в атмосфере, которые приводят увеличению продолжительности облучения живых организмов вредоносными солнечными лучами;

4) изменяется состав и температура атмосферы в глобальном масштабе, создаются неблагоприятные условия для жизнедеятельности организмов.

- Согласно данным Всемирной организации здравоохранения за 2014 год, ежегодно в мире примерно 3,7 миллионов человек умирает из-за загрязнения атмосферного воздуха. По данным Международного агентства по изучению рака ВОЗ, загрязнение воздуха является главной причиной возникновения онкологических  заболеваний.

Преподаватель:

- О последствиях загрязнения атмосферы подготовлены сообщения обучающихся (Приложение1, слайды 24-27)

Пятый обучающийся:

Кислотный дождь. Причиной образования кислотных дождей являются оксиды серы и азота, в промышленных масштабах выбрасываемые в атмосферу автомобилями, электростанциями, металлургическими заводами. В воздушной среде на частицах сульфатов и нитратов конденсируются молекулы воды, образуются облачные капельки, которые при определенных погодных условиях становятся частью дождевых капель или снежинок. Кислотный дождь - все виды метеорологических осадков - дождь, снег, град, туман, дождь со снегом, при котором наблюдается понижение pH дождевых осадков из-за загрязнений воздуха кислотными оксидами - оксидами серы, оксидами азота. Несмотря на «постиндустриальное» звучание, термину «кислотные дожди» уже более ста лет. Впервые термин «кислотный дождь» он был употреблен в 1872 году англичанином Робертом Смитом, изучавшим эффекты смога в Манчестере. Однако ученые того времени коллегу не поддержали и к теории кислотных дождей отнеслись скептически. Сегодня же в их существовании нет никаких сомнений.

Шестой обучающийся:

Парниковый эффект - повышение температуры нижних слоёв атмосферы планеты по сравнению с эффективной температурой, то есть температурой теплового излучения планеты, наблюдаемого из космоса. Вызывается действием углекислого газа, метана, озона, фреонов и т.д. Климат Земли, который зависит главным образом от состояния ее атмосферы, на протяжении геологической истории периодически изменялся: чередовались эпохи значительного похолодания, когда большие территории покрывались ледниками, и эпохи потепления. Но в последнее время ученые метеорологи бьют тревогу: похоже на то, что атмосфера Земли разогревается значительно быстрее, чем когда-нибудь в прошлом. Это обусловлено деятельностью человека, которая, во-первых, разогревает атмосферу путем сжигания большого количества угля, нефти, газа, а также работы атомных электростанций. Во - вторых, сжигание органического топлива, а также уничтожение лесов приводит к накоплению в атмосфере большого количества углекислого газа. За последние 120 лет содержание этого газа в воздухе увеличилось на 17%. В земной атмосфере углекислый газ действует как стекло в теплице или парнике: он свободно пропускает к поверхности Земли солнечные лучи, но удерживает тепло нагретой Солнцем поверхности Земли. Это вызывает разогревание атмосферы, известное как парниковый эффект. По подсчетам ученых, в ближайшие десятилетия среднегодовая температура на Земле за счет парникового эффекта может увеличиться на 1,5 – 2 С. Деятельность человека приводит к повышению концентрации парниковых газов в атмосфере. Увеличение концентрации парниковых газов приведет к разогреву нижних слоев атмосферы и поверхности земли. Любое изменение в способности Земли отражать и поглощать тепло приведет к изменению температуры атмосферы и мировых океанов и нарушит устойчивые типы циркуляции и погоды. Повышение средней температуры в полярных областях может вызвать быстрое таяние льдов Антарктиды и Гренландии, это повлечет за собой резкий подъем уровня Мирового океана, в результате чего затопятся прибрежные города и низменности, что приведет к экономическим и социальным потрясениям.

Седьмой обучающийся:

Истощение озонового слоя и озоновая дыра. Озоновый слой Земли – это слой атмосферы, близко совпадающий со стратосферой, лежащий между 7 – 8 (на полюсах), 17 – 18 (на экваторе) и 50 км. над поверхностью планеты и отличающийся повышенной концентрацией молекул озона, отражающих жесткое космическое излучение, гибельное для всего живого на Земле. Его концентрация на высоте 20 – 22 км от поверхности Земли, где она достигает максимума, ничтожно мала. Эта естественная защитная пленка очень тонка: в тропиках ее толщина составляет всего 2 мм, у полюсов она вдвое больше.

Разрушение озонового слоя – один из факторов, вызывающих глобальное изменение климата на нашей планете. Последствия этого явления, названного «парниковым эффектом», крайне сложно прогнозировать. А ведь ученые с тревогой говорят и о возможности изменения количества осадков, перераспределении их между зимой и летом, о перспективе превращения плодородных регионов в засушливые пустыни, повышении уровня Мирового океана в результате таяния полярных льдов. Последствия разрушения озонового слоя негативно влияет на здоровье человека. Так, 1%-ное сокращение озонового слоя вызывает 4%-ный скачок в распространении рака кожи. Вызывая рак кожи и ее старение, ультрафиолетовые лучи одновременно подавляют иммунную систему, что приводит к возникновению инфекционных, вирусных, паразитарных и других заболеваний, к которым относятся корь, ветряная оспа, малярия, лишай, туберкулез, проказа и др. Десятки миллионов жителей планеты полностью или частично потеряли зрение из- за катаракты – болезни, которая возникает в результате повышенной солнечной радиации.

Озоновые дыры. Прежде всего, следует уяснить: озоновая дыра, вопреки своему названию, - это не брешь в атмосфере. Молекула озона отличается от обычной молекулы кислорода тем, что состоит не из двух, а из трех атомов кислорода, соединенных друг с другом. В атмосфере озон сконцентрирован в так называемом озоновом слое, на высоте примерно 30 км в пределах стратосферы. В этом слое происходит поглощение ультрафиолетовых лучей, испускаемых Солнцем, - иначе солнечная радиация могла бы нанести большой вред жизни на поверхности Земли. В последнее время ученые чрезвычайно обеспокоены снижением содержания озона в озоновом слое атмосферы. Над Антарктидой обнаружена «дыра» в этом слое, где содержание его меньше обычного на 40 – 50%. Эта озоновая дыра из года в год увеличивает свою площадь и сегодня она уже больше материка. Установлено, что повреждению озонового слоя способствует некоторые химические вещества (например, оксиды азота), которые попадают в стратосферу с восходящими воздушными течениями. Но появился другой источник озоноповреждающих веществ - это деятельность человека. Современная промышленность все в больших количествах использует так называемые фреоны , они широко используются как хладагенты в рефрижераторах и домашних холодильниках, как аэрозольные разбрызгиватели в баллончиках с краской, лаком, парфюмерией, для очистки полупроводниковых схем. Сегодня в мире ежегодно выпускается несколько миллионов тонн фреонов.

Восьмой обучающийся:

Смог. В солнечные и жаркие дни над большими мегаполисами можно легко заметить плотную дымку. Это и есть так называемый смог - продукт сгорания жидкого и твердого топлива, переработанный в атмосфере. Изначально смог представлял собой результат конденсации влаги воздуха на продуктах сгорания различных видов топлива (частичках дыма, пепла, пыли). Однако с развитием технологий, примерно с 1950 года, появился новый вид смога – фотохимический, являющийся результатом смешивания таких веществ, как озон (более 90%), оксиды азота, перекиси нитратов и летучие органических веществ (пары красок, бензина, химикатов и так далее). Под действием сильного ультрафиолетового излучения концентрация всех этих веществ в воздухе и образует смог.

Источниками смога являются отработанные газы заводов и электростанций, химические бытовые товары, например, лак для волос или растворители, ну и, конечно, выхлопные газы автомобилей – главная причина смога, образующегося в больших городах.

Большое количество загрязнителей, скапливающихся в смоге, оказывает негативное действие на окружающую среду и здоровье человека. Из-за него в воздухе сокращается количество кислорода, а тот, что есть – содержит в себе токсичные вещества.

Особенно опасен смог в жаркую и безветренную погоду. При таких природных условиях он опускается ниже к земле и может держаться несколько дней. Вот почему в солнечную погоду его можно увидеть чаще всего. Способствует концентрации смога в воздухе и высотные здания, затрудняющие движения воздушных масс. А также высокая влажность воздуха, при которой жителям городов приходится дышать влагой, пропитанной разными опасными веществами, растворимыми в ней. Смог оказывает прямое токсическое действие на легкие, усугубляя астму, способствуя обострению аллергии и других болезней, затрагивающих дыхательную систему организма. Кроме того, всасываемые в кровь продукты горения оказывают общее негативное влияние на организм, ослабляя его иммунную систему.


6. Пути сокращения загрязнения атмосферы

Преподаватель: (Приложение 1, слайд 28)

- Атмосфера служит экраном, защищающим жизнь на Земле от губительных воздействий из космоса. Она регулирует круговорот воды, кислорода, азота, углерода.

Чтобы сократить естественное и антропогенное загрязнения атмосферы, необходимо:

- производить очистку выбросов в атмосферу от твердых и газообразных загрязняющих веществ с помощью электрофильтров, жидких и твердых поглотителей, циклонов и др.;

- использовать экологически чистые виды энергии;

- применять малоотходные и безотходные технологии;

- добиваться уменьшения токсичности автомобильных выхлопных газов путем совершенствования конструкции двигателей, а также совершенствовать существующие и создавать новые электромобили и двигатели, работающие на водородном топливе.


В атмосферу поступает множество примесей от различных промышленных производств и автотранспорта. Для контроля их содержания в воздухе нужны вполне определенные стандартизированные экологические нормативы, поэтому и было введено понятие о предельно допустимой концентрации. Величины ПДК для воздуха измеряются в мг/м3. Разработаны ПДК не только для воздуха, но и для пищевых продуктов, воды (питьевая вода, вода водоемов, сточные воды), почвы.

Предельно допустимая концентрация (ПДК) вредных веществ – это максимальная концентрация вредного вещества, которая за определенное время воздействия не влияет на здоровье человека и его потомство, а также на компоненты экосистемы и природное сообщество в целом.

Предельно допустимый выброс (ПДВ) - это максимальное количество загрязняющих веществ, которое в единицу времени разрешается данному конкретному предприятию выбрасывать в атмосферу, не вызывая при этом превышения в них предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ и неблагоприятных экологических последствий. В более общей формулировке, ПДВ представляет собой количество (объем или массу) загрязняющего вещества, выбрасываемого источником за единицу времени, превышение которого ведет к неблагоприятным последствиям для окружающей природной среды или здоровью людей.

4. Первичное осмысление и закрепление. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Преподаватель (в качестве закрепления обучающиеся выполняют задания):

Задание 1. Разгадайте кроссворд (приложение 2 ).

Задание 2. Решите задачу.

Водитель в гараже с закрытыми воротами решил проверить работу двигателя. Через сколько времени после включения двигателя концентрация угарного газа в гараже станет равной ПДК. Через сколько времени концентрация станет 210 мг/м3 . Размеры гаража 3х6х3 м.

Примечание:

t = ; m = K · V;

где:

t – время,

m – масса угарного газа в гараже,

Q (СО) – скорость заполнения гаража угарным газом (30 г/мин),

К – ПДК (3 мг/м3),

V – объем гаража

Задание 3. Выполните тест.

Выберите один правильный ответ из предложенных.

1. Извержение вулканов относится к источникам загрязнения:

1) искусственным

2) естественным

3) антропогенным

2. По характеру загрязнения споры бактерий, грибов, вирусов относятся к загрязнителям:

1) физическим

2) химическим

3) биологическим

3. В процессе фотосинтеза растениями используется:

1) угарный газ

2) сернистый газ

3) углекислый газ

4. Повышение температуры в нижних слоях современной атмосферы получило название:

1) энергетического кризиса

2) кислотных дождей

3) парникового эффекта

4) экологического кризиса

5. Основной причиной образования кислотных дождей является наличие в атмосфере

1) метана

2) сернистого газа

3) углекислого газа

4) фреонов

6. Какой из процессов является следствием выбросов в атмосферу оксидов азота и серы?

1) парниковый эффект

2) разрушение озонового экрана

3) кислотные дожди

4) смог

7. Парниковыми газами являются

1) оксиды азота

2) фреоны

3) оксиды серы

4) углеводороды и углекислый газ

8. Какой из процессов является следствием выбросов в атмосферу дыма и пыли?

1) парниковый эффект

2) разрушение озонового экрана

3) кислотные дожди

4) смог

9. Разрушение озонового экрана способствует

1) закислению почв

2) глобальному потеплению

3) росту раковых заболеваний

4) глобальному похолоданию

10. Какой из процессов является следствием выбросов в атмосферу фреонов?

1) парниковый эффект

2) разрушение озонового экрана

3) кислотные дожди

4) смог


Преподаватель вместе с обучающимися проверяют выполнение заданий, выявляют ошибки, анализируют их, устраняют недостатки.

5. Итоги урока. Рефлексия.

Преподаватель оценивает работу обучающихся на уроке, комментирует ответы обучающихся выставляет оценки.

6. Домашнее задание: заполнить таблицу

Название

Источники

Последствия

Сернистый газ



Угарный газ



Углекислый газ



Оксид и диоксид азота



Соединения фтора



Соединения хлора





Литература.

  1. Графкина М.В. «Экология и автомобиль»,М: Издательский центр «Академия», 2010.

  2. Константинов В.М. «Экологические основы природопользования», М: Издательский центр «Академия», 2013.

  3. Константинов В.М. Резанов А.Г., Фадеева Е.О. «Биология», М: Издательский центр «Академия», 2009.

Интернет-источники:

  1. https://ru.wikipedia

  2. http://dic.academic.ru

  3. http://www.e-ng.ru

  4. http://biofile.ru
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!