СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по истории России в 10 классе. Тема: «Культура древней Руси 9-13 веков»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи урока:

  • формирование познавательной самостоятельности и активности учащихся через осмысление явлений культуры 9-13 веков;
  • продолжить формирование общего понятия о культуре как одной из важных составных частей материальной и духовной жизни общества;
  • выявить характерные особенности русской культуры данного периода;
  • развитие у учащихся навыков а анализа исторического источника, умения систематизировать и обобщать информацию по теме, практическими действиями рационально решать познавательные и проблемные задания;
  • формирование культурной идентичности, на примерах достижений русской культуры воспитание чувства гордости и любви к своей Родине, истории, народу.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по истории России в 10 классе. Тема: «Культура древней Руси 9-13 веков»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №7










Методическая разработка урока по истории России в 10 классе

Тема: «Культура древней Руси 9-13 веков»

Сергеева Ольга Валерьевна,
учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории







Хабаровск

2017

Тема: «Культура древней Руси 9-13 веков».

Цели и задачи урока:

  • формирование познавательной самостоятельности и активности учащихся через осмысление явлений культуры 9-13 веков;

  • продолжить формирование общего понятия о культуре как одной из важных составных частей материальной и духовной жизни общества;

  • выявить характерные особенности русской культуры данного периода;

  • развитие у учащихся навыков а анализа исторического источника, умения систематизировать и обобщать информацию по теме, практическими действиями рационально решать познавательные и проблемные задания;

  • формирование культурной идентичности, на примерах достижений русской культуры воспитание чувства гордости и любви к своей Родине, истории, народу.

Оборудование:

  1. видеоряд: песня «Русь», иллюстрированная картинами;

  2. презентации учащихся: «Письменность и литература древней Руси», «Архитектура и зодчество», «Религия восточных славян»;

  3. Схемы: «Верования восточных славян», «Факторы, влияющие на становление древнерусского общества»;

  4. Предметы, необходимые для выполнения практического задания.

Тип урока: комбинированный

Форма организации учебного процесса: групповая

Технологии обучения

  1. В основе урока – технология активного обучения

Особенностями данной технологии являются следующие черты:

  • повышение эмоциональной включенности учащихся и творческий характер занятий,

  • «вынужденная активность»,

  • обязательность непосредственного взаимодействия обучаемых между собой и с преподавателем,

  • формирование коллективных усилий, интенсификация процесса обучения.

Технология, включает в себя методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, вовлекающие каждого участника в мыслительную и поведенческую активность.

  1. Используются элементы технологии проблемного обучения

  2. Технология критического мышления.



Методы (по степени самостоятельности и активности мышления школьников)

Продуктивные:

  • Проблемное изложение (проблемная задача)

  • Частично – поисковый (эвристическая беседа)

  • Исследовательский (творческая работа)

Структура урока:

  1. Организационный этап

  2. Осуществление целеполагания

  3. Этап активного, сознательного усвоения знаний

  4. Обобщение и систематизация изученного



Подготовка к усвоению нового учебного материла (актуализация знаний):

  1. Изучение п. 10, повторение п. 2,5.

  2. С помощью дополнительного материала углубить знания по теме.

  3. Каждой группе сделать презентацию по определённой области культуры данного периода.

Логика домашнего задания тесно связана с логикой урока. Большое значение на уроке приобретают межпредметные связи (с МХК, литературой).

1 этап. Организационный

Подготовка оборудования, кабинета, класса к уроку.



2 этап. Осуществление целеполагания

Вступительное слово учителя:

Таинственны и загадочны, происхождение и древнейшая история славян. Во многом, можно лишь предполагать как они жили, каким представляли себе окружающий мир и своё место в нём. Народные песни, предания, религиозные праздники, памятники архитектуры помогают нам понять во что верили наши предки, на что надеялись, как учились любить.

  • Видеоролик – песня «Русь» (автор Николай Емелин), иллюстрированная картинами Константина Васильева из серии «Русь изначальная»

? классу: Какое отношение данный видеоролик имеет к теме нашего урока?

Тема: « Культура Древней Руси 9-13 веков» (на доске)

План: 1. Письменность и литература Древней Руси

2. Архитектура и зодчество

3. Религия восточных славян

4. Характерные черты русской культуры 9-13 веков

Учащиеся должны соотнести содержание видеоролика и название темы и выйти (возможно, с помощью учителя) на целеполагание урока: увидеть в достижениях древнерусской культуры, истоки современной Российской культуры. (запись на доске)



3 этап. Активное, сознательное усвоение знаний

1)Учитель: Каждая группа к сегодняшнему уроку получила задание. С помощью учебного материала и дополнительной литературы углубить знания по определённым областям культуры, подготовить презентации. Результаты своей работы по теме: «Письменность и литература Древней Руси» представляет 1 группа (презентация).

? класс Прослеживаются ли истоки современной письменности и литературы в древнем периоде? (записи на доске)

Учитель: действительно, самые важные сведения о жизни и быте наших предков , оставили нам люди, ведущие записи о событиях прошлых лет. Сенсацией, которую археологи прошлого века подарили миру, были берестяные грамоты, найденные в Новгороде, Пскове, Смоленске и других русских городах.

Задание классу: Работа с историческим источником «Берестяные грамоты», прочитайте и ответьте на вопросы.

2) Учитель: Говорят, что архитектура – это душа народа, воплощённая в камне. 2 группа – специалисты по архитектуре и живописи древней Руси, представляют свою работу. (презентация)

? классу (второй и третий можно на выбор)

  • Можно ли увидеть, истоки современного культового строительства в архитектуре Киевской Руси? (записи на доске)

  • Что означает в православии: два, три, пять, тринадцать куполов?

(ответ: два купола у церкви означает божественное и земное происхождение Иисуса Христа, три – символ святой троицы – Бог отец, Бог сын, Бог Святой дух; пять – Иисус Христос и четыре евангелиста, тринадцать – Христос и двенадцать учеников – апостолов)

  • В 989 году, по приказу князя Владимира, в Киеве была заложена каменная церковь. Что это за церковь? Почему она так называлась? Сохранилась ли она до наших дней?

(ответ: десятинная церковь, на её строительство князь пожаловал десятую часть доходов казны. Церковь рухнула во время взятия монголо – татарами Киева в 1240 году)



3)Учитель: Религию восточных славян изучала третья группа. (презентация)

? классу: Докажите, что традиции духовной жизни, религиозные традиции, закладывались в древнерусский период?

Задание классу: Из ряда терминов, составьте общее понятие и выделите лишнее. Ответ обоснуйте. Время на выполнение 2 минуты.

1. Скань, филигрань, икона, чернь, зернь

2. Домовой, леший, леший, кудесник, водяной

3. «Повести временных лет», «Слово о полку Игореве», былины «Соловей Будимирович» и «Илья Муромец и соловей разбойник»

4) Учитель: Культура народа неразрывно связана с его бытом, повседневной жизнью. Переходим к практической части нашего занятия.

Каждая группа получает задание. Время на выполнение 3 минуты.

  1. Перед вами - предметы, символизирующие славянские праздники: яблоко, венок или папоротник, блин. Объясните, каким славянским праздникам соответствует каждый предмет?

(ответ: яблоко – символ Нового года, венок и папоротник – Ивана Купала, блин – Масленицы)

  1. Перед вами - продукты питания, которые употребляли в пищу наши предки: хлеб, сахар, соль, рис, пшено, капуста, морковь, картофель, лук, помидоры. Выберите те продукты, которыми питались славяне. Обоснуйте выбор.

(ответ: сахар, рис, картофель, помидоры не употреблялись в пищу, были завезены в Россию позже)

  1. Перед вами – предметы одежды замужней славянской женщины. Как называются эти предметы одежды? Как они одеваются?

(ответ: Рубаха, панева, фартук, кокошник, кушак. Панева, одевается на всю одежду, сверху.)



4 этап. Обобщение и систематизация изученного материала.

Учитель: Мы познакомились с основными достижениями русской культуры 9-13 веков. Давайте выделим, характерные черты русской культуры данного периода. (учащиеся называют основные черты, после они появляются на экране)

Основные черты древнерусской культуры:

  • Религиозное мировоззрение

  • Двоеверие: христианизация страны при сохранении пережитков язычества

  • Культурное единство народа (нет чёткого разделения на культуру господствующего класса и культуру народных масс)

  • Анонимность большинства произведений искусства

  • Традиционализм

  • Накопление знаний, но научного объяснения многие факты и явления не получили



Учитель: Мы живём на отцовской земле,

Наши дети, славянские дети,

И летит на крылатом коне

Русь в далёкие тысячелетья.

(можно напомнить слова песни, с которой начинался урок)

В течение всего урока, мы рассуждали о связи времён, поколений. (обращаемся к записи на доске) Пришли к выводу о том, что истоки современной российской культуры на находятся в далёком прошлом, в древнерусской культуре.

(желательно, чтобы вывод сформулировали сами учащиеся)

Выставление оценок, завершение урока.











Используемые учебные и методические пособия:

  1. Учебник «История России с древнейших времён до конца 16 века» 1 часть, автор А.Н. Сахаров, М. «Русское слово», 2005 год;

  2. Хрестоматия по истории России с древнейших времён до конца 18 века. М. «Просвещение».1998 год;

  3. «Интеллектуальные игры для школьников. История» И, А, Федорчук, Ярославль, «Академия развития», 2000 год;

  4. «Задания для работы с источником по истории России с древности по 18 век». В.Я. Румянцев, М., «АРКТИ», 2002 год;

  5. Учебник МХК для средней школы с рабочей тетрадью, Е. Дмитриева, Санкт-Петербург, «Корона»,2007 год;

  6. «Русский фольклор в таблицах и схемах». Е. Росс, М., «Бахрах»,2008.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!