Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №7
Методическая разработка урока по истории России в 10 классе
Тема: «Культура древней Руси 9-13 веков»
Сергеева Ольга Валерьевна,
учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории
Хабаровск
2017
Тема: «Культура древней Руси 9-13 веков».
Цели и задачи урока:
формирование познавательной самостоятельности и активности учащихся через осмысление явлений культуры 9-13 веков;
продолжить формирование общего понятия о культуре как одной из важных составных частей материальной и духовной жизни общества;
выявить характерные особенности русской культуры данного периода;
развитие у учащихся навыков а анализа исторического источника, умения систематизировать и обобщать информацию по теме, практическими действиями рационально решать познавательные и проблемные задания;
формирование культурной идентичности, на примерах достижений русской культуры воспитание чувства гордости и любви к своей Родине, истории, народу.
Оборудование:
видеоряд: песня «Русь», иллюстрированная картинами;
презентации учащихся: «Письменность и литература древней Руси», «Архитектура и зодчество», «Религия восточных славян»;
Схемы: «Верования восточных славян», «Факторы, влияющие на становление древнерусского общества»;
Предметы, необходимые для выполнения практического задания.
Тип урока: комбинированный
Форма организации учебного процесса: групповая
Технологии обучения
В основе урока – технология активного обучения
Особенностями данной технологии являются следующие черты:
повышение эмоциональной включенности учащихся и творческий характер занятий,
«вынужденная активность»,
обязательность непосредственного взаимодействия обучаемых между собой и с преподавателем,
формирование коллективных усилий, интенсификация процесса обучения.
Технология, включает в себя методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, вовлекающие каждого участника в мыслительную и поведенческую активность.
Используются элементы технологии проблемного обучения
Технология критического мышления.
Методы (по степени самостоятельности и активности мышления школьников)
Продуктивные:
Проблемное изложение (проблемная задача)
Частично – поисковый (эвристическая беседа)
Исследовательский (творческая работа)
Структура урока:
Организационный этап
Осуществление целеполагания
Этап активного, сознательного усвоения знаний
Обобщение и систематизация изученного
Подготовка к усвоению нового учебного материла (актуализация знаний):
Изучение п. 10, повторение п. 2,5.
С помощью дополнительного материала углубить знания по теме.
Каждой группе сделать презентацию по определённой области культуры данного периода.
Логика домашнего задания тесно связана с логикой урока. Большое значение на уроке приобретают межпредметные связи (с МХК, литературой).
1 этап. Организационный
Подготовка оборудования, кабинета, класса к уроку.
2 этап. Осуществление целеполагания
Вступительное слово учителя:
Таинственны и загадочны, происхождение и древнейшая история славян. Во многом, можно лишь предполагать как они жили, каким представляли себе окружающий мир и своё место в нём. Народные песни, предания, религиозные праздники, памятники архитектуры помогают нам понять во что верили наши предки, на что надеялись, как учились любить.
? классу: Какое отношение данный видеоролик имеет к теме нашего урока?
Тема: « Культура Древней Руси 9-13 веков» (на доске)
План: 1. Письменность и литература Древней Руси
2. Архитектура и зодчество
3. Религия восточных славян
4. Характерные черты русской культуры 9-13 веков
Учащиеся должны соотнести содержание видеоролика и название темы и выйти (возможно, с помощью учителя) на целеполагание урока: увидеть в достижениях древнерусской культуры, истоки современной Российской культуры. (запись на доске)
3 этап. Активное, сознательное усвоение знаний
1)Учитель: Каждая группа к сегодняшнему уроку получила задание. С помощью учебного материала и дополнительной литературы углубить знания по определённым областям культуры, подготовить презентации. Результаты своей работы по теме: «Письменность и литература Древней Руси» представляет 1 группа (презентация).
? класс Прослеживаются ли истоки современной письменности и литературы в древнем периоде? (записи на доске)
Учитель: действительно, самые важные сведения о жизни и быте наших предков , оставили нам люди, ведущие записи о событиях прошлых лет. Сенсацией, которую археологи прошлого века подарили миру, были берестяные грамоты, найденные в Новгороде, Пскове, Смоленске и других русских городах.
Задание классу: Работа с историческим источником «Берестяные грамоты», прочитайте и ответьте на вопросы.
2) Учитель: Говорят, что архитектура – это душа народа, воплощённая в камне. 2 группа – специалисты по архитектуре и живописи древней Руси, представляют свою работу. (презентация)
? классу (второй и третий можно на выбор)
Можно ли увидеть, истоки современного культового строительства в архитектуре Киевской Руси? (записи на доске)
Что означает в православии: два, три, пять, тринадцать куполов?
(ответ: два купола у церкви означает божественное и земное происхождение Иисуса Христа, три – символ святой троицы – Бог отец, Бог сын, Бог Святой дух; пять – Иисус Христос и четыре евангелиста, тринадцать – Христос и двенадцать учеников – апостолов)
(ответ: десятинная церковь, на её строительство князь пожаловал десятую часть доходов казны. Церковь рухнула во время взятия монголо – татарами Киева в 1240 году)
3)Учитель: Религию восточных славян изучала третья группа. (презентация)
? классу: Докажите, что традиции духовной жизни, религиозные традиции, закладывались в древнерусский период?
Задание классу: Из ряда терминов, составьте общее понятие и выделите лишнее. Ответ обоснуйте. Время на выполнение 2 минуты.
1. Скань, филигрань, икона, чернь, зернь
2. Домовой, леший, леший, кудесник, водяной
3. «Повести временных лет», «Слово о полку Игореве», былины «Соловей Будимирович» и «Илья Муромец и соловей разбойник»
4) Учитель: Культура народа неразрывно связана с его бытом, повседневной жизнью. Переходим к практической части нашего занятия.
Каждая группа получает задание. Время на выполнение 3 минуты.
Перед вами - предметы, символизирующие славянские праздники: яблоко, венок или папоротник, блин. Объясните, каким славянским праздникам соответствует каждый предмет?
(ответ: яблоко – символ Нового года, венок и папоротник – Ивана Купала, блин – Масленицы)
Перед вами - продукты питания, которые употребляли в пищу наши предки: хлеб, сахар, соль, рис, пшено, капуста, морковь, картофель, лук, помидоры. Выберите те продукты, которыми питались славяне. Обоснуйте выбор.
(ответ: сахар, рис, картофель, помидоры не употреблялись в пищу, были завезены в Россию позже)
Перед вами – предметы одежды замужней славянской женщины. Как называются эти предметы одежды? Как они одеваются?
(ответ: Рубаха, панева, фартук, кокошник, кушак. Панева, одевается на всю одежду, сверху.)
4 этап. Обобщение и систематизация изученного материала.
Учитель: Мы познакомились с основными достижениями русской культуры 9-13 веков. Давайте выделим, характерные черты русской культуры данного периода. (учащиеся называют основные черты, после они появляются на экране)
Основные черты древнерусской культуры:
Религиозное мировоззрение
Двоеверие: христианизация страны при сохранении пережитков язычества
Культурное единство народа (нет чёткого разделения на культуру господствующего класса и культуру народных масс)
Анонимность большинства произведений искусства
Традиционализм
Накопление знаний, но научного объяснения многие факты и явления не получили
Учитель: Мы живём на отцовской земле,
Наши дети, славянские дети,
И летит на крылатом коне
Русь в далёкие тысячелетья.
(можно напомнить слова песни, с которой начинался урок)
В течение всего урока, мы рассуждали о связи времён, поколений. (обращаемся к записи на доске) Пришли к выводу о том, что истоки современной российской культуры на находятся в далёком прошлом, в древнерусской культуре.
(желательно, чтобы вывод сформулировали сами учащиеся)
Выставление оценок, завершение урока.
Используемые учебные и методические пособия:
Учебник «История России с древнейших времён до конца 16 века» 1 часть, автор А.Н. Сахаров, М. «Русское слово», 2005 год;
Хрестоматия по истории России с древнейших времён до конца 18 века. М. «Просвещение».1998 год;
«Интеллектуальные игры для школьников. История» И, А, Федорчук, Ярославль, «Академия развития», 2000 год;
«Задания для работы с источником по истории России с древности по 18 век». В.Я. Румянцев, М., «АРКТИ», 2002 год;
Учебник МХК для средней школы с рабочей тетрадью, Е. Дмитриева, Санкт-Петербург, «Корона»,2007 год;
«Русский фольклор в таблицах и схемах». Е. Росс, М., «Бахрах»,2008.