Предмет: История России
Класс: 6
Учитель: Лаптева Е.В.
Тема: «Восточные славяне»
Цели: сформировать у учеников общее представление о предках славян, расселении восточнославянских племен и их занятии в древности, дать ученикам общее представление о религии древних славян и управлении.
Задачи:
- обучающая: обеспечить усвоение основных понятий урока
- развивающая: формировать умения работы с исторической картой, историческими источниками, давать развернутый ответ
- воспитательная: воспитание современного исторического сознания, формирование интереса к изучаемому предмету.
Тип урока: урок изучения нового материала
Форма урока: урок – беседа
Формы работы: фронтальная, индивидуальная
Основные понятия: быт, вервь, вече, народное ополчение, нравы, язычество.
Важнейшие даты: V-IV вв. до н.э. - формирование первых союзов племен у славян; VI -IХ вв. - расселение славян на обширных территориях Восточной Европы.
Оборудование: презентация, карты «Расселения восточных славян», «Древняя Русь в IX-Х вв.»
Ход урока
1. Организационный момент
2. Изучение нового материала
План:
1. Происхождение и расселение восточных славян
2. Занятия древних славян
3. Быт и нравы
4. Верования
5. Управление
1. Происхождение и расселение восточных славян.
Учитель: Ребята, какие группы славян вы знаете?
Ученики: западные, восточные, южные.
Учитель: Показываю по карте расселение восточных славян и объединение их в большие союзы племен. Народы Восточной Европы принадлежат к индоевропейской языковой семье языков, к славянской языковой группе.
Праславяне - т. е. древнейшие предки славян, появились на территории верховий рек Одры, Вислы, Днестра, Припяти около 4 тыс. лет назад.
Восточные славяне заселили в VI-VIII веках обширную территорию Восточной Европы от озера Ильмень на севере до Причерноморских степей на юге и от Карпатских гор на западе до Волги на востоке. Таким образом, они заняли большую часть Восточно-Европейской равнины.
Далее работа с историческим документом
«Повесть временных лет»
«...Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где ныне земли Венгерская и Болгарская. И от тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так, одни, придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты, сербы и хорутане. Когда волохи напали на славян на дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи — лутичи, иные — мазовшане, иные — поморяне.
Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие — древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ...»
Вопросы и задания к документу
1. О каких группах славянских племен идет речь в документе?
2. В чем особенности названий славянских племен? О каком уровне общественных отношений у славянских народов это свидетельствует?
3. Предположите, каково происхождение названий племен, не объясненное в документе.
Учитель: Названия племенам славян дают области или реки, где они расселялись, характерные черты ландшафта, особенности местности, имена родоначальников: дреговичи — поселившиеся среди болот (дрягвы); древляне — живущие в лесах; вятичи и радимичи — по имени предков-ляхов — Вятко и Родима.
Далее — с. 13 в учебнике — работа с источником, далее -
Маврикий Стратег о славянах и антах
«Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково...
У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы. Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считает смерть мужа своею смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь.
Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними... опасностей. Необходимые для себя вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую.»
Вопросы и задания к документам
1. Какие выводы о жилище славян можно сделать на основе данных текстов?
2. Какие сведения о внешнем облике славян дает нам источник?
3. Что говорит Прокопий Кесарийский об одежде восточных славян?
4. Какой вывод о занятиях славян можно сделать на основании данных источников?
Учитель: Археологические находки позволяют выделить несколько типов славянских жилищ. Для лесостепных районов были характерны полуземлянки с бревенчатыми стенами, вдоль которых располагались лавки, вырезанные прямо из земли. Для северных лесных районов характерны наземные, из бревен жилища, убранство которых сходно с убранством крестьянской избы XIX в.
Ткани для одежды славяне ткали из льна и конопли, пряли, из шерсти овец и коз, зимой носили шубы — кожухи из меха домашних и диких животных... Об одежде древних славян можно судить по остаткам ее металлических частей — пряжкам, застежкам, фибулам и т. д. По находкам ременных пряжек ясно, что мужчины носили штаны или рубахи, подпоясанные ремнями, сверху на рубаху надевали плащ, который застегивался фибулой.
Женская одежда также имела простой покрой. Славянки носили прямые рубахи с одной застежкой.
2. Занятия древних славян.
Самостоятельная работа с материалом учебника: «Занятия славян».
Учитель: Какие занятия были общими для всех славян в то время?
Ученики: земледелие
Перед самостоятельной работой ставится вопрос: - Какие занятия восточных славян вам известны? Ответы уч-ся: земледелие, скотоводство, охота, рыболовство, собирательство, бортничество.
После изучения материала учебника вопросы:
— Что такое подсечное (подсечно-огневое) земледелие?
- Что такое переложное земледелие?
- какими орудиями труда они пользовались?
Учитель: Основные сельскохозяйственные орудия: плуг (на юге), соха (на севере), серп, коса, деревянный цеп, каменные ручные жернова.
Для изготовления сельскохозяйственных орудий славяне использовали железо. Его добывали из железной руды, залежи которой часто обнаруживали в болотах. Руду обжигали в ямах или печах и получали крицу — пористую железную массу. Чтобы добиться при обжиге высоких температур, в печь накачивали воздух при помощи кожаных мехов через специальные трубки — сопла. Из крицы кузнецы ковали различные орудия.
3. Быт и нравы.
Самостоятельная работа уч-ся с текстом параграфа (с. 10)
Перед началом работы ставятся вопросы:
- Что такое быт? (повседневная жизнь)
- Что такое нравы? (обычаи, уклады)
- Рассказать, какими были быт и нравы восточных славян?
4. Верования
Вопрос о верованиях восточных славян начинаю с вопроса: Что такое язычество? Далее, используя материал презентации, рассказываю о пантеоне славянских богов.
Организуется работа с историческим источником
Прокопий Кесарийский
«Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принесут жертву за свою душу, и, избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания.»
Вопросы и задания к документу
1. Какой вывод о характере верований древних славян можно сделать на основе данного источника?
2. С какими еще языческими культами вы знакомы?
3. Постарайтесь выделить особенности языческих верований.
Задание: по материалам учебника составить таблицу: «Верования восточных славян»
Боги | Какие силы природы и занятия они отражали? |
| |
Учитель: Какой пантеон богов был у восточных славян?
Ученики: Перун, Хорс, Симаргл ит.д
Учитель: Был ли у них верховный Бог?
Ученики: Перун
Учитель: Действительно, им был, вероятнее всего, Перун (бог грома и молнии, также бог войны), являвшийся также верховным богом у балтов, лишь позже выдвинулся на роль верховного бога. Это был дружинный культ, Перун – бог-покровитель воинов. Ему приносил и человеческие жертвы.
- Расскажите о низшем слое пантеона славян
(домовых, леших, русалках и т. д.) используя дополнительные материалы.
У славян не было храмов. Идолы ставились в святилищах под открытым небом. Такие святилища назывались капища. У Нестора мы находим свидетельство того, что своим богам славяне приносили жертвы.
5. Управление.
Самостоятельная работа с текстом на с. 12 «Управление».
- Расскажите, как управлялись восточнославянские племена.
3. Домашнее задание:
§ 1, вопросы на с. 13, на с. 14 выучить слова
Дополнительный материал
«Повесть временных лет»
«...Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где ныне земли Венгерская и Болгарская. И от тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так, одни, придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты, сербы и хорутане. Когда волохи напали на славян на дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи — лутичи, иные — мазовшане, иные — поморяне.
Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие — древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ...»
Вопросы и задания к документу
1. О каких группах славянских племен идет речь в документе?
2. В чем особенности названий славянских племен? О каком уровне общественных отношений у славянских народов это свидетельствует?
3. Предположите, каково происхождение названий племен, не объясненное в документе.
Далее читаем текст учебника на с. 13
Маврикий Стратег о славянах и антах
«Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково...
У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы. Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считает смерть мужа своею смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь.
Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними... опасностей. Необходимые для себя вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую.»
Вопросы и задания к документам
1. Какие выводы о жилище славян можно сделать на основе данных текстов?
2. Какие сведения о внешнем облике славян дает нам источник?
3. Что говорит Прокопий Кесарийский об одежде восточных славян?
4. Какой вывод о занятиях славян можно сделать на основании данных источников?
Прокопий Кесарийский
«Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принесут жертву за свою душу, и, избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания.»
Вопросы и задания к документу
1. Какой вывод о характере верований древних славян можно сделать на основе данного источника?
2. С какими еще языческими культами вы знакомы?
3. Постарайтесь выделить особенности языческих верований.