Тема урока: Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства серы. Применение.
Цель урока: Изучить серу – как простое вещество. Рассмотреть аллотропные модификации серы, ее свойства и получение. Показать значение серы.
Задачи урока:
Образовательные:
Рассмотреть аллотропные модификации серы.
Изучить физические и химические свойства серы, нахождение в природе, его области применения.
Продолжить формирование умения учащихся работать с периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева.
Совершенствовать умения составлять уравнения химических реакций.
Развивающие:
Развивать память и внимание учащихся.
Формировать положительную мотивацию на изучение предмета химии.
Учить применять имеющиеся знания в новой ситуации.
Воспитательные:
Показать значимость химических знаний для современного человека.
Оборудование и реактивы:
ПСХЭ, компьютер, мультимедийный проектор, презентация, образец серы, вода, химический стакан, шпатель, спиртовка, спички, пробирка.
Для учащихся: пробирка с серой, вода, шпатель
Тип урока:
Комбинированный. Урок изучения нового материала.
Формы организации учебной деятельности:
Методы обучения. Методы организации учебной деятельности:
словесные (эвристическая беседа),
наглядные (презентация)
практические (демонстрационный – химический эксперимент, лабораторный опыт, выполнение поставленных задач);
частично-поисковый;
Педагогические приемы:
учебно-организационные (определение цели и задачи урока, создание благоприятных условий деятельности);
учебно – информационные (беседа, постановка проблемы, ее обсуждение, работа с учебником, наблюдение);
учебно – интеллектуальные (восприятие, осмысление, запоминание информации, решение проблемных задач, мотивация деятельности).
Ход урока:
Организационный момент - 1 мин
Актуализация знаний (Проверка домашнего задания) – 7 мин
Учитель: Ребята, дома вы должны были прочитать параграф 17 и выполнить после этого параграфа вопросы и тестовые задания на стр. 64.
Давайте проверим, как вы сделали домашнее задание.
На листах, которые лежат у вас на парте выполним задание. Ваша задача прочитать написанные утверждения и либо согласиться с ними и поставить рядом знак + или не согласиться и поставить знак -. На доске тоже будут написаны те же самые утверждения, что и у вас. Вы делаете задание самостоятельно, затем мы проверим задание и обсудим ваши ответы, на выполнение задания 3 мин.
Сера расположена в ПСХЭ Д.И.Менделеева во VI группе главной подгруппе.
На внешнем энергетическом уровне атома серы находится 6 электронов.
Сера белого цвета.
Для кислорода характерна аллотропия.
Самый сильный окислитель среди элементов VI группы главной подгруппы селен
Формула озона О5
Сера может проявлять в соединениях степень окисления +6
Для кислорода характерна степень окисления +4
Озон можно получить из кислорода
Степень окисления серы в формуле H2SO4 равна +4
Учащиеся выполняют задание, поле этого вместе с учителем проверяют правильность его выполнения.
Хорошо, мы с вами вспомнили, что было на прошлом уроке и теперь перейдем к новой теме.
Учитель: Общее название элементов главной подгруппы VI группы - "халькогены" В переводе с греческого обозначает " рождающие руды". И ведь в самом деле основные руды, используемые в металлургической промышленности, представляют собой соединения родоначальников подгруппы - кислорода и серы. Сегодня мы изучим строение и свойства одного из элементов VI группы главной подгруппы.
Изучение нового материала.
Учитель: а теперь приступим к изучению нового материала.
Хрупкое вещество желтого цвета, легко измельчается в порошок, легко плавится. Неметалл. Страницы китайских рукописей впервые известили о приготовлении пороха, в его состав входит этот элемент. Сохранившиеся пирамиды Древнего Египта повествуют нам об использовании этого вещества для изготовления красок и косметических средств еще в 11 тысячелетии до н. э. Это одно из первых простых веществ, о котором знало человечество. Этот неметалл - волшебная палочка, ведь с его помощью натуральный каучук превращается в резину. О каком веществе идет речь?
Ученик: Это вещество Сера.
Учитель: правильно, молодец. Сегодня мы посветим наш урок изучению свойств серы. Запишите в таблице тему урока: Сера.
В течении всего урока вы будете работать таблице, которая лежит перед вами.
|
Физические свойства | Химические свойства | Получение | Применение |
окислительные | восстановительные | | |
| | | | |
Начнем с физических свойств, как вы думаете, какими физическими свойствами может обладать сера? - 2 мин
Лабораторный опыт – 5 мин
Учитель: Давайте посмотрим образцы серы, которые есть в пробирках
Ученики дают ответы
Учитель: добавьте воды в пробирки с серой, что наблюдаете?
Учитель: Хорошо, вы многое назвали правильно. Теперь давайте запишем в таблицу:
- сера твердое вещество желтого цвета,
- плохо проводит тепло и электрический ток,
- в воде не растворяется
Учитель: для серы, так же как и для кислорода характерно явление аллотропии. Напомните мне, что это такое. – 5 мин
Ученик: Аллотро́пия — существование двух и более простых веществ одного и того же химического элемента, различных по строению и свойствам — так называемых аллотропных (или аллотропических) модификаций или форм.
Учитель: хорошо.
Существуют следующие аллотропные модификации серы:
- Кристаллическая (ромбическая и моноклинная)
- Пластическая
Давайте посмотрим опыт как из одной аллотропной модификации серы можно перейти в другую при нагревании.
Лабораторный опыт или демонстрация видеофрагмента.
Учитель: Теперь перейдем к химическим свойствам серы. – 7 мин
- Какие степени окисления может проявлять сера в соединениях?
Ученик: Для серы характерны степени окисления -2, +4,+6.
Учитель: Значит сера в свободном состоянии может повышать свою степень окисления до +4 или до +6, или понижать степень окисления до -2.
Учитель: Как называется элемент, который понижает свою степень окисления и как называется элемент, который повышает свою степень окисления?
Ученик: Окислитель и восстановитель.
Учитель: Хорошо, значит сера может проявлять как окислительные свойства, так и восстановительные свойства.
У вас в таблице есть 2 графы, сера как окислитель и сера как восстановитель.
Сейчас мы их с вами заполним.
Сера как окислитель взаимодействует с металлами, с образованием сульфидов металлов. Сера взаимодействует с водородом с образованием сероводорода
Давайте посмотрим видео - ролики взаимодействия серы с некоторыми металлами.
Попробуйте самостоятельно записать уравнения реакций
Na + S = …
Cu + S = …
Zn + S = …
Н2 + S = …
(Учащиеся самостоятельно записывают уравнения реакции в таблице, на «закрытой доске» ученик записывает уравнения реакций, затем учитель все проверяет).
Учитель: Хорошо, а теперь запишем уравнения реакции, где сера проявляет восстановительные свойства:
S + O2 = …
S + F2 = … (подсказка, сера в соединении со втором проявляет максимальную СО = +6)
Учитель: Закончили мы с химическими свойствами серы, теперь перейдем к способам получения. – 4 мин
Запишите в таблице уравнения реакции получения серы
Неполное окисление сероводорода (при недостатке кислорода).
2H2S + O2 = 2S + 2H2O
Реакция Вакенродера
2H2S + SO2 = 3S + 2H2O
Учащиеся записывают в таблицы со слайда уравнения реакции
Учитель: Последний пункт нашей таблицы – это применение серы. – 3 мин
Откройте учебники на стр. 66 и коротко запишите в таблицу где применяют серу. А затем вместе проверим.
Ученик: Серу применяют:
- пиротехнике,
- борьба с вредителями и заболеваниями растений
- производство спичек
- производство серной кислоты
- в медицине
4. Закрепление полученного материала
Учитель: Сегодня мы много узнали о сере и ее физических и химических свойствах, давайте вспомним что у нас сегодня было на уроке.
Ученики перечисляют что они нового узнали о сере и ее свойствах.
Учитель: Теперь мы накопили достаточный объем знаний и сможем справиться с заданиями формата ОГЭ (Вопросы на экране) – 5 мин
Электронная формула 1S22S22P63S23P4 соответствует атому:
А) кислорода
Б) серы
В) азота
Г) фосфора
2. Аллотропными модификациями являются:
А) озон и вода
Б) кристаллическая и пластическая сера
В) оксиды SO3 и SO2
Г) гидриды H2S, H2Se, H2Te
3. Сера реагирует со следующими веществами:
А) Al и O2
Б) H2 и Au
В) Na и CO2,
Г) Na и H2O
4. Установите соответствие между степенью окисления серы и формулой
1) H2SO4 А) 0
2) H2S Б) +4
3) Na2SO3 В) +6
Г) -2
Ученики дают ответы
Учитель: Хорошо, вы справились с этим заданием, а теперь переверните лист с таблицей и вы увидите там задание. Задание дифференцированное, выберите то задание, которое вы сможете выполнить – 7 мин
1 вариант
На оценку «5»
Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
S → Na2S → Н2S → S
На оценку «4»
Напишите формулы соединений серы с металлами: натрий, цинк, алюминий, магний, учитывая, что степень окисления серы в этих соединениях -2.
На оценку «3»
Ядро атома серы имеет заряд + 16. Сколько электронов содержится в наружном электронном слое атома серы? В чем сходство атомов серы и атомов кислорода?
2 вариант
На оценку «5»
Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
S → SO2 → H2SO3 → Na2SO3
На оценку «4»
Определите степень окисления серы в следующих веществах:
SO2, SO3, H2SO4, H2S, FeS.
На оценку «3»
Напишите уравнения реакции горения сероводорода, если известно, что при этом образуется сера и вода.
Учитель: Ребята, сдайте пожалуйста ваши работы, на следующем уроке вы получите за них оценки. А сейчас оценки за работу на уроке.
Домашнее задание: 4 мин
Параграф 18, стр. 67 вопросы 1-3, тестовые задания
Ваши оценки и домашнее задание будут выставлены в электронном дневнике.
Спасибо всем за урок.
Ваша задача прочитать написанные утверждения и либо согласиться с ними и поставить рядом знак + или не согласиться и поставить знак -.
Сера расположена в ПСХЭ Д.И.Менделеева во VI группе главной подгруппе.
На внешнем энергетическом уровне атома серы находится 6 электронов.
Сера белого цвета.
Для кислорода характерна аллотропия.
Самый сильный окислитель среди элементов VI группы главной подгруппы селен
Формула озона О5
Сера может проявлять в соединениях степень окисления +6
Для кислорода характерна степень окисления +4
Озон можно получить из кислорода
Степень окисления серы в формуле H2SO4 равна +4
Ваша задача прочитать написанные утверждения и либо согласиться с ними и поставить рядом знак + или не согласиться и поставить знак -.
Сера расположена в ПСХЭ Д.И.Менделеева во VI группе главной подгруппе.
На внешнем энергетическом уровне атома серы находится 6 электронов.
Сера белого цвета.
Для кислорода характерна аллотропия.
Самый сильный окислитель среди элементов VI группы главной подгруппы селен
Формула озона О5
Сера может проявлять в соединениях степень окисления +6
Для кислорода характерна степень окисления +4
Озон можно получить из кислорода
Степень окисления серы в формуле H2SO4 равна +4
|
Физические свойства | Химические свойства | Получение | Применение |
окислительные | восстановительные | | |
| | | | |
1 вариант
На оценку «5»
Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
S → Na2S → Н2S → S
На оценку «4»
Напишите формулы соединений серы с металлами: натрий, цинк, алюминий, магний, учитывая, что степень окисления серы в этих соединениях -2.
На оценку «3»
Ядро атома серы имеет заряд + 16. Сколько электронов содержится в наружном электронном слое атома серы? В чем сходство атомов серы и атомов кислорода?
2 вариант
На оценку «5»
Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
S → SO2 → H2SO3 → Na2SO3
На оценку «4»
Определите степень окисления серы в следующих веществах:
SO2, SO3, H2SO4, H2S, FeS.
На оценку «3»
Напишите уравнения реакции горения сероводорода, если известно, что при этом образуется сера и вода.