СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по ОРК тему: "Христос и Его крест"

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Христос и Его Крест»

Цели: формирование знаний о Христе и Его жизненном пути; формирование понимания значения креста для христиан

Просмотр содержимого документа
«методическая разработка урока по ОРК тему: "Христос и Его крест"»


Урок № 7.

Тема: «Христос и Его Крест»


Цели: формирование знаний о Христе и Его жизненном пути; формирование понимания значения креста для христиан

Задачи:

Обучающая: раскрыть смысл креста как символа православной веры через работу с текстом;

Развивающая: развивать коммуникативные навыки, формировать умения эмоционально воспринимать прочитанное;

Воспитательная: воспитывать уважение к тем, кто жертвует собой ради других;

Тип урока: комбинированный урок

Формы работы: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, участие в учебном диалоге.

Понятия урока: Иисус Христос, крест

Оборудование: учебник, аудио и видео материалы («Рождество Христово», звон колоколов), раздаточный материал - приложение



Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Учитель: читает стихотворение:

Вначале было слово.
Оно было у Бога.
То было Божье слово.
То было слово – Бог!
Великое начало
Писания Святого,
Из времени былого
Принес нам Божий слог.

Леонид Брайловский

Учитель: Ребята, о каком Святом Писании идет речь?

Ученики: О Библии- священной книге христианства.

Учитель: Верно. Сегодня мы продолжим разговор о времени былом, которое описано в священных православных книгах.

Учитель включает мелодию - звон колоколов.

Учитель: Что вы услышали?

Ученики: Колокольный звон.

Учитель: Ребята, а зачем люди звонят в колокола?

Ученики: Люди звонят в колокола, чтобы напомнить о важных в судьбе человечества событиях - о Боге, о православных праздниках.

Учитель: А что является символом Бога?

Ученики: Крест.

Учитель: Верно. Обратимся с вами к заданию № 1 из рабочего листа. (Приложение)

Учитель: Ребята, где вы видели крест? Для чего христиане носят нательный крест?

Ученики: В церкви. Крест охраняет людей, бережет их от бед, болезней.

Учитель: Как вы думаете, почему христиане дорожат крестом?

Ученики: Верующие христиане очень дорожат крестом, потому что любят Бога.

Учитель: Бог тоже любит людей. А как Бог доказал свою любовь к людям?

Ученики: Послал на Землю Иисуса Христа.

Учитель: Какие синонимы можно подобрать к слову Иисус Христос?

Ученики: Бог, Творец, Миротворец, Спаситель.

Учитель: Как вы думаете, Христос и крест связаны?

Ученики: Да, связаны.

Учитель: Ребята, сейчас я попрошу вас выполнить задание № 2 в рабочем листе (приложение)


III. Изучение нового материала


План:

1. Боговоплощение

2. Голгофа

3. Жертва Христа

4. Распятие

5. Символика креста


1. Боговоплощение

Учитель: Ребята, сегодня на уроке речь пойдет о Иисусе Христе и Его кресте.

Мы с вами узнаем:

-Как Бог стал человеком;

-Почему Христос не уклонился от казни;

-Какова символика креста и значение креста для христиан.

Работа с текстом во время чтения- комментированное чтение.

Читаем пункт 1 — с. 24 «Боговоплощение»

Библия подчёркивает, что Бог невидим. У Бога нет тела и нет границ. Никакое время не может указать Богу Его начало и Его конец. Но, как рассказывает Евангелие, однажды Бог соединил с Собой обычное человеческое тело и человеческую душу. Он вочеловечился. Почему? Потому что Бог есть любовь. Он создал людей и любит их. А когда любят кого то, то стараются быть ближе к любимому. Поэтому Бог, любящий людей, решил стать единым с ними. И для этого Он стал человеком. Бог свободен. Законы природы не властны над Ним. Он может всё, в том числе и стать не только Богом.

Христиане говорят: «Бог воплотился в человеке». Всё, что было свойственно Богу, осталось с Ним. Но теперь Бог родился как человек. Он сделал Своим всё то, что свойственно человеку. Христиане это чудо называют воплощение (от слова «плоть»).

Так более 2000 лет назад произошло Рождество Христово. Бог стал Богочеловеком. Родившийся Богочеловек и стал именоваться Иисусом Христом.

Как Бог Христос творил чудеса, а как человек Он радовался и страдал, вкушал пищу и голодал и даже плакал от потери друзей. Пройдя весь путь человеческой жизни, Бог вошёл и в мир человеческой смерти.

Вроде бы для Бога это невозможно, ведь там, где Бог, там вечная жизнь и нет места для смерти. И всё же Богочеловек Христос претерпел смерть. Он позволил распять Себя на Голгофе.

Учитель задает вопросы:

– Как вы понимаете боговоплощение?

Ученики: Бог сохранил в себе все от бога, но теперь стал человеком – Богочеловеком.

Учитель: Что христиане считают чудом?
Ученики: Чудо – воплощение.
Учитель: Что было у Иисуса от Бога?

Ученики: От Бога – способность творить чудеса.

Учитель: Что было у Иисуса от человека?

Ученики: так же, как и обычный человек, Иисус радовался и страдал, плакал от потери друзей, вкушал пищу и голодал.

Учитель: сейчас мы с вами посмотрим видео о Рождении Иисуса Христа (приложение)


2. Голгофа

Учитель: Ребята, теперь узнаем, что случилось дальше.

Работа с текстом во время чтения- комментированное чтение.

Читаем пункт 2 — с. 25 «Голгофа»


Голгофа — небольшая гора на окраине Иерусалима (столицы Иудеи), на которой распинали преступников. В переносном смысле под влиянием Евангелия слово «голгофа» стало означать «страдание», «высшее и жертвенное служение правде».

Как же Евангелие объясняет, что Бессмертный Бог, воплотившись во Христе, умер? Если бессмертный умер, значит, Он Сам отказался от Своей неуязвимости для смерти. Он Сам добровольно принял крест.

Смерть была нужна Христу для того, чтобы пройти через человеческую смерть. Так же, как проходят через дверь, чтобы оказаться за ней в новом пространстве. Люди умирали и до Христа, и после Него. До Христа смерть давала людям лишь пустоту и холод.

Теперь же Бог решил Сам войти в мир смерти, чтобы человек, который переступит порог смерти, встретил за ним не пустоту, а любовь Христа. Чтобы за смертью следовало радостное бессмертие (Царство Божие, Царство Небесное).

Дар светлого бессмертия Христос хотел принести всем людям — даже тем, кто Его судил и казнил.

Учитель задает вопросы:

Как вы понимаете значение слова Голгофа?

Ученики: Голгофа – небольшая гора, находящаяся в Иерусалиме, где казнили Христа.

Учитель: Что говориться в тексте о выборе Христа?

Ученики: Говориться то, что Христос добровольно принял крест. Смерть ему нужна была для того, чтобы пройти через человеческую смерть.

Учитель: Как вы думаете, смог кто-либо защитить Христа?

Ученики: Ангелы, апостолы, отец Бог.

Учитель: Давайте проверим, так ли было на самом деле.


3. Жертва Христа

Работа с текстом во время чтения- комментированное чтение.

Читаем пункт 3 — с. 25 - 26 «Жертва Христа»

Евангелие говорит, что Христос мог бы всю землю поразить Своими чудесами и всех убедить в том, что именно в Нём Бог стал человеком. Но Он этого не сделал.

Когда Его арестовали, Он ни ангелам, ни апостолам не позволил защитить Его. Он не спорил со Своими судьями. Если бы Он их переубедил, то встреча Жизни (а Бог есть Жизнь) и смерти не состоялась бы и смерть не была бы сокрушена в самой своей глубине. Поэтому Он позволил Себя казнить, распять на кресте.

Евангелие так передаёт ответы Христа Его судье — Понтию Пилату:

«Пилат сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа. Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? Не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею от пустить Тебя? Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше... Я отдаю жизнь Мою, что бы опять принять её. Никто не отнимает её у Меня, но Я Сам отдаю её. Имею власть от дать её и власть имею опять принять её».

Поэтому крест Христов стал восприниматься христианами не только как орудие пытки и казни, но и как знак любви Бога к людям. В напоминание об этом христиане носят на своей груди нательный крестик.

Учитель задает вопросы:

Защитил ли кто-нибудь Христа? Почему?

Ученики: Нет, потому что Иисус Христос сам этого не позволил.

Учитель: А кто имел власть распять?

Ученики: Понтий Пилат — судья

Учитель: Как крест Христов воспринимался христианами?

Ученики: крест Христов стал восприниматься не только как орудие пытки и казни, но и как знак любви Бога к людям.

Учитель: Давайте узнаем, чем закончилась эта история.


4. Распятие

Работа с текстом во время чтения- комментированное чтение.

Читаем пункт 4 — с. 26 — 27 «Распятие»

Распятие — это самая страшная из казней, придуманных людьми. Две деревянные перекладины клались друг на друга. К одной из них прибивались гвоздями руки, к другой — ноги. Затем крест поднимали над землёй, и человек часами находился на нём.

Каждое движение причиняло ему страшную боль. Даже если он хотел вздохнуть, то должен был пошевелиться, приподняться. И тогда его руки и ноги пронзала страшная боль. Эта пытка длилась несколько часов, а то и дней...

На голову Христа надели якобы царскую корону, но сплели её из терновника, поэтому иглы тернового венца рвали кожу. Уже когда Христос умер, римский воин пронзил Его грудь копьём. Затем тело Христа сняли с креста и похоронили в каменной гробнице (пещере) у подножия Голгофы.

Учитель задает вопросы:

Какую корону надели Христу?

Ученики: На голову Христа надели якобы царскую корону, но сплели её из терновника, иглы которого рвали кожу.

Просмотр иллюстрации «Христос в терновом венце» на с. 27 учебника

Учитель: Что испытывал Христос?

Ученики: Боль, страдание, любовь к людям.

Учитель: Чем закончилась история?

Ученики: Смертью Иисуса Христа

Учитель: Как это случилось?

Ученики: Иисуса распяли.

Учитель: Где похоронили Христа?

Ученики: В каменной гробнице (пещере) у подножия Голгофы.

Учитель: Ребята, что вас особенно поразило, восхитило, удивило, огорчило в этой истории?

Ученики: поразила - жестокость людей; восхитило мужество Христа; удивило то, что Христос отказался от помощи ангелов, апостолов; огорчила- смерть Христа.

Просмотр иллюстрации «Распятие» на с. 25 учебника


5. Символика креста

Учитель: Ребята, теперь мы с вами продолжим чтение параграфа, чтобы узнать какова символика креста.

Работа с текстом во время чтения- комментированное чтение.


Читаем пункт 5 — с. 27 «Символика креста»

«На православном кресте есть три поперечные перекладины.

Верхняя, над головой Христа, символизирует дощечку с надписью ИНЦИ, которая была на распятии (кресте) Иисуса Христа. Это начальные буквы фразы «Иисус Назарянин, царь иудейский». «Назарянин» потому, что Его детство прошло в городе Назарете в стране, которая сегодня называется Израиль. Слова «царь иудейский» — из того ложного при говора, что вынесли Ему люди, обвиняя в том, что Он хочет произвести переворот и стать царём в древней Иудее.

К средней перекладине были прибиты руки Христа, а к нижней — ноги. Она перекошена потому, что вместе с Христом были казнены ещё два человека. Они действительно были преступниками.

Один стал издеваться над Христом: мол, если Ты Бог, то сотвори чудо и сойди с

креста, прекрати свою казнь.

Другой просил прекратить издевательства: «Мы осуждены справедливо, а Он ничего худого не сделал». Этот покаявшийся разбойник был справа от Христа. И Его он просил: «Помяни меня, когда придёшь во Царствие Твоё!» Другой разбойник, так и закончивший свою жизнь в потоках ругани, был слева.

Поэтому нижняя перекладина на право славном кресте Христа поднята в правую сторону и опущена в левую. Это знак того, что благоразумный разбойник покаялся и пошёл ввысь, в Царство Небесное, а тот, кто даже в минуту смерти не попробовал измениться, так и завершил свою жизнь в низости».

Учитель задает вопросы:

Почему Христос не уклонился от казни?

Ученики: Христос решил Сам войти в мир смерти, чтобы человек, который умер, встретил в мире смерти не пустоту, а любовь Христа. Он хотел принести всем людям дар светлого бессмертия.

Учитель: как выглядит православный крест?

Ученики: Православный крест восьмиконечный. На нем есть 3 перекладины: верхняя символизирует дощечку с надписью «ИНЦИ» (Иисус Назарянин царь иудейский»); к средней перекладине были прибиты руки Христа, а к нижней – ноги. Нижняя перекладина поднята в правую сторону в знак того, что благоразумный разбойник покаялся и поднялся ввысь- в Царство Небесное и опущена в левую сторону — это знак того, что тот, кто даже в минуту смерти не попробовал измениться, так и завершил свою жизнь в низости.

IV. Закрепление материала

выполнение заданий № 3, 4, 5 из рабочего листа (приложение)

V. Творческое задание

Учитель: Сейчас, ребята, выполните в своих тетрадях такое задание- рассмотрите крест на с. 27 в учебнике, нарисуйте его, объясните каждую из составляющих его частей.

VI. Подведение итогов урока

Учитель: Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?
Ученики: Сегодня мы узнали как Бог стал человеком, почему Христос не уклонился от казни, какова символика креста и значение креста для христиан.

VII. Рефлексия

Учитель: Ребята, какие чувства вы испытывали после прочтения этой статьи?

Ученики: Огорчение, жалость, скорбь, желание помочь.

Учитель читает в слух стихотворение А. Солодовникова на с. 26 учебника

В яслях лежит Ребёнок.

Матери нежен лик.

Слышат волы спросонок

Слабенький детский крик.

Придёт Он не в блеске грома,

Не в славе побед земных,

Он трости не переломит

И голосом будет тих.

Не царей назовёт друзьями,

Не князей призовёт в совет —

С галилейскими рыбаками

Образует Новый Завет.

Никого не отдаст на муки,

В узилища не запрёт,

Но Сам, распростёрши руки,

В смертельной муке умрёт.
















Приложение

Рабочий лист


Задание № 1. Что изображено на рисунке?__________________________

Где ты раньше видел (а) это изображение?____________________________

















Задание № 2. Подчеркни знакомые тебе высказывания зелёным карандашом. Красным карандашом подчеркни новые для

тебя знания.


Бог есть Любовь.

Бог невидим. У Него нет начала и нет границ.

Бог стал человеком, потому что любит людей.

Рождество Христово было более двух тысяч лет назад.

Христос принял смерть для того, чтобы у людей появилась возможность светлого бессмертия с Богом.


Задание № 3. Выбери правильный ответ.


Что буквально означает слово «Голгофа»?

□ Гора на окраине Иерусалима

□ Одна из книг Библии

□ Имя человека


Почему христиане носят на груди нательный крестик?

□ В память о жертвенной любви Бога

□ Это красиво

□ Не носить крестик – плохая примета


Задание № 4. Расшифруй надпись на дощечке креста.

И_______________________

Н_______________________

Ц_______________________

И_______________________




Задание № 5. Впиши каждое предложение в соответствующую колонку.


«Если Ты Христос, спаси Себя и нас».

«Мы осуждены справедливо, а Он ничего худого не сделал».

«Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твоё!».

Завершил свою жизнь в осуждении других.

И сказал ему Иисус: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю».


Разбойник, распятый по правую сторону от Христа.

Разбойник, распятый по левую

сторону от Христа







































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!