СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по технологии. " Опиливание металлов. Правила Т/Б при опиливании".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основу занятий в мастерской по ручной обработке металлов составляет практическое овладение приемами выполнения операций с помощью ручных слесарных инструментов и приспособлений, выполнение заданий по изготовлению деталей и изделий, требующих применения указанных операций. Одна из часто встречающихся слесарных операций - опиливание. Операция опиливание включает в себя приемы обработки плоских, криволинейных поверхностей, распиливания. Можно проследить схожесть при строгании шерхебелем и опиливании рашпилем. Напильниками и рашпилями ученики уже работали, удаляя ими неровности на заготовках из древесины, снимая заусенцы на краях ТЛМ. Поэтому в начале объяснения новой темы применю метод беседы (какие они знают напильники, какие материалы ими обрабатывают?) ученикам интересно поделиться своими знаниями, но нужно направлять беседу.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по технологии. " Опиливание металлов. Правила Т/Б при опиливании".»


Управление образования Администрации Сосновского муниципального района

МБОУ «Сосновская средняя школа № 1»









Тема




Опиливание металлов. Правила Т/Б при опиливании.






Выполнил: Кувшинов Эдуард Александрович, учитель технологии высшей квалификационной категории























п. Сосновское

2016

Пояснительная записка



Основу занятий в мастерской по ручной обработке металлов составляет практическое овладение приемами выполнения операций с помощью ручных слесарных инструментов и приспособлений, выполнение заданий по изготовлению деталей и изделий, требующих применения указанных операций.

На занятиях в слесарной мастерской должны быть решены следующие задачи: закрепление и расширение знаний о металлах, слесарных инструментах, технологии обработки металлов; формировании системы умений и навыков по ручной обработке металлов; развитие технического мышления и воспитания трудовой культуры. Для решения этих задач в учебной мастерской оборудуются специальные рабочие места. Слесарный верстак – основной вид оборудования для выполнения работ по ручной обработке металла. Перед началом работы необходимо осмотреть тиски, проверить надежность крепления, нельзя наносить сильных ударов по губкам тисок при гибке металла и не стучать по ручке - это приводит к быстрому разрушению тисок.

Определение конечного результата труда (формы и размеров деталей) на основе чтения чертежа (эскиза) или анализа образца и исходя из этого выбор наиболее оптимальных рабочих приемов и операций, необходимого оборудования, приспособлений, рабочих и контрольно-измерительных инструментов называется планированием труда по изготовлению изделия. При планировании изготовлении изделий необходимо соблюдать определенную последовательность действий и правила построения трудовых процессов. Вначале определяют, каким должно быть изделие. Внимательно изучают чертеж (эскиз) или образец, а также технические требования на его изготовление. Выбирают материал, рассчитывают размеры заготовок так, чтобы припуски были минимальными, но достаточными для последующей обработки. Если заготовка выполнена заранее, то проверяют возможность изготовления из нее изделия или детали. Когда учащиеся усвоят свойства основных конструкционных материалов, их можно привлекать к самостоятельному выбору заготовки в соответствии с техническими требованиями к изделию.

После того как подобран материал и выполнена заготовка, определяют необходимые рабочие операции, инструмент и приспособления. Нужно учитывать наличие оборудования, инструментов и приспособлений в учебных мастерских, требования безопасности труда.

На занятиях учащиеся изучают устройство и правила применения в работе измерительного, режущего инструментов и приспособлений. Необходимые знания и умения накапливаются у учащихся при изучении конкретных инструментов, но необходимо стремиться к тому, чтобы со временем эти знания и умения стали обобщенными и использовались для формирования таких важных качеств личности работающих, как творческое отношение к труду, умение критически анализировать существующие условия труда и т.д. Политехнический принцип требует, чтобы учащиеся каждый инструмент, приспособление изучали в сравнении с другими инструментами и приспособлениями. Например, учащиеся к середине 6 класса уже хорошо знают рубанок и шерхебель, приемы работы ими. При изучении напильника сравнить режущую часть ножа рубанка с насечкой напильника («ножей» на напильнике много). Сопоставление конструкций инструментов содействует развитию технического мышления учащихся.

Одна из часто встречающихся слесарных операций - опиливание. Операция опиливание включает в себя приемы обработки плоских, криволинейных поверхностей, распиливания. Можно проследить схожесть при строгании шерхебелем и опиливании рашпилем. Данные инструменты удаляют большое количество материала, но поверхность после обработки неровная…

Напильниками и рашпилями ученики уже работали, удаляя ими неровности на заготовках из древесины, снимая заусенцы на краях ТЛМ. Поэтому в начале объяснения новой темы применю метод беседы (какие они знают напильники, какие материалы ими обрабатывают?) ученикам интересно поделиться своими знаниями, но нужно направлять беседу, чтобы не превратилась в болтовню. После такого вступления учащиеся воспринимают занятия в мастерских как средство развития их опыта, знаний и умений, приобретенных ранее на уроках. После этого нужно отметить, что обрабатывать листовой металл сложнее, у него выше твердость; существуют различные виды напильников и приемы работы ими…

Обучение операции опиливания начинаются с кратковременных упражнений по выработке правильной стойки и хватки инструмента. Приступая к опиливанию, учащиеся часто допускают типичные ошибки: во время работы понимают либо опускают локоть левой руки, что мешает балансированию напильника ( можно сравнить с работой рубанком - вначале нажимаем больше на носок, а в конце больше на пятку); слишком разворачивают корпус вправо, покачивают корпусом и др. Поэтому учитель должен внимательно наблюдать за работой учащихся и если одна и та же ошибка повторяется у многих из них, нужно проводить фронтальный текущий инструктаж.

Большое значение при обучении опиливанию имеет самоконтроль учащихся за качеством работы. Поэтому необъходимо обучить их приемам проверки ровности поверхности на просвет, взаимной параллельности и перпендикулярности прямолинейных поверхностей.

Урок комбинированный выбран по тому, что позволяет решить несколько задач: повторить и закрепить ранее изученный материал (сортовой прокат, металлы и др.), изучить новый материал (познакомить учащихся с назначением и видами напильников) – теоретический урок. Практический урок – научить безопасным приемам работы напильниками и самоконтролю качества выполняемых операций.

Форма организации учебной деятельности на уроке - фронтальная, все учащиеся будут выполнять одинаковое задание.

Методы обучения. При изучении нового материала рассказ и беседа, с демонстрацией компьютерной презентации по данной теме (имеются в наличии презентации по другим темам), инструмента (различные виды напильников и другого слесарного инструмента), таблиц, использование иллюстраций в книге и рисунков на доске. Демонстрация образцов выполненных ранее изделий.

При вводном и текущем инструктаже, а также по мере необходимости (неправильное выполнение операций) объяснение приемов выполнения работы (разметка, опиливание и др.) с практическим показом учителем и выполнением 2-3 учащимися, с последующим разбором правильности выполнения операции пиления.

При практической работе – упражнение, так как операция пиление, для учащихся достаточно новая (ученики работали напильником с деревом, но не обрабатывали листовой метал и не знают техники работы с ним) и необходимы тренировочные упражнения по опиливанию, то есть усвоению первоначальных трудовых приемов. А затем плавный переход к изготовлению необходимой детали. Ученики также учатся визуальному контролю при опиливании, проверке прямолинейности «на просвет». Без выполнения упражнений нельзя достигнуть быстро хороших результатов, обучающийся учится держать инструмент и правильно его использовать.

При выполнении основного задания непосредственно практическая работа, ученики более осознано выполняют трудовые операции.

На данном занятии работа с книгой незначительна, но дома при повторении теоретического материала и правил техники безопасности ученики дополнят полученные на уроке знания, изучая параграф 22.







План-конспект занятия

Дата: неделя

Класс: 6

Тема. Опиливание металлов. Правила Т/Б при опиливании.


Цель. Познакомить учащихся с назначением и видами напильников. Научить безопасным приемам работы напильниками и самоконтролю качества выполняемых операций. Способствовать развитию технического мышления, умению правильно подбирать форму и вид напильника. Воспитывать аккуратность и точность в работе.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: устный и письменный опрос, рассказ, демонстрация наглядных пособий, показ, практическая работа.

Оборудование, приспособления, инструменты: верстак слесарный, чертилка, линейка, слесарный угольник, набор напильников, штангенциркуль.

Наглядные пособия: презентация по теме «Опиливание металлов. Правила Т/Б при опиливании», стенды «Слесарный инструмент, металлы, слесарные операции», «Виды проката»,

Межпредметные связи: математика, ИЗО.

Материалы: сталь конструкционная, листовая.

Время: 90 минут.

Ход занятия

  1. Организация учащихся 3 мин.

  • Ввод учащихся в мастерскую.

  • Проверка наличия рабочей формы и готовности к занятию.

  • Проверка посещаемости занятий, выяснение причин отсутствия.

  • Назначение дежурных.

  1. Сообщение темы и цели занятия 2 мин.

Приведены выше.

  1. Повторение пройденного материала 8 мин.

  • Письменный контроль.

Заполнить кроссворд (применяется для повторения предыдущих тем а также связан с вопросами изучаемыми в данной теме, например, напильник должен быть тверже заготовки, прокатные профили – профили напильников и т.д.

По горизонтали. 1. Свойство материала сопротивляться внедрению в него другого, более твердого материала. 6. Прокатный профиль. 7 Сплав меди с оловом, свинцом, алюминием, желто-красного цвета.

По вертикали. 2. Металл красного цвета, пластичный, хорошо проводящий электрический ток. 3. Сплав железа с углеродом до 2%. 5. Что входит в состав чугуна кроме железа?





2














1






3
























5\6



































7





























м










е






т

в

е

р

д

о

с

т

ь






ь


т










а







у

г

о

л

о

к





г



ь







л










е









б

р

о

н

з

а






о










д







  • Устный контроль:

- какие инструменты применяют для разметки и контроля при изготовлении деталей из металла?

- нарисовать прокатные профили (ученик рисует на доске)


  1. Изложение нового учебного материала с демонстрацией приемов работы 12 мин.

Опиливание (слайд 2) – срезание с заготовок небольшого слоя металла (припуска) при помощи напильников для получения точных размеров, указанных в чертеже (записать в тетрадь).

Напильник (слайд № 3)– это многолезвенный режущий инструмент, обеспечивающий сравнительно высокую точность и малую шероховатость обрабатываемой поверхности заготовки (детали).

Опиливанием детали придают требуемую форму и размеры, производят подгонку деталей друг к другу при сборке и выполняют другие работы. Напильниками обрабатывают плоскости, криволинейные поверхности, пазы, канавки, отверстия различной формы, поверхности, расположенные под разными углами.

Напильники изготовляют из инструментальной стали У 13, У 13А. После насечки зубьев напильники подвергают термической обработке /подробно о марках стали и термической обработке, мы узнаем в 7 классе/.

Одним из основных производителей напильников в нашей стране является завод «Металлист» расположенный в нашем поселке, он выпускает практически все виды существующих напильников (слайд 4)

Классификация напильников:

  1. По форме поперечного сечения (слайд 5):

А. плоский, Б полукруглый, В. Квадратный, Г.трехгранный, Д. круглый и др.

2. Виду насечки (слайд 6):

А. одинарная насечка (для мягких металлов).

Б. двойная насечка (опиливание стали, чугуна и других твердых металлов),

В. Рашпильная насечка (для мягких металлов, древесины, пластмассы. Черновая обработка).





3. Числу зубьев (слайд 7), промышленность выпускает напильники 6 номеров-0,1,2,3,4,5

А. драчовые, № 0,1- имеют крупную насечку: 5-12 зубьев на 10 мм длины. Их применяют для грубой обработки, толщина снимаемого слоя 0,2-0,5 мм.

Б. личные, № 2 и 3 – имеют среднюю насечку 13-26 зубьев на 10 мм длины. Толщина снимаемого слоя 0,1-0,3 мм. Основной напильник.

В. Бархатные, № 4 и 5 – имеют насечку 42-80 зубьев на 10 мм длины и применяют для чистовой доводки и шлифования поверхностей. Они снимают слой металла толщиной 0,005-0,01 мм. Применяется для окончательной чистовой обработки.

4. По длине (слайд 8) - от 100 до 400 мм. При опиливании выбирают напильник примерно на 150 мм длиннее обрабатываемой заготовки.

При опиливании мелких деталей или зачистке заготовок в труднодоступних местах применяют надфили – небольшие напильники длиной 80-160 мм, толщиной или диаметром 2-3 мм.

(записать в тетрадь классификацию напильников – коротко)

Работа напильником (слайд 9).

Заготовка перед опиливанием закрепляется в тиски (для предохранения заготовки от вмятин при зажиме, на губки тисок надевают нагубники из мягкого металла), при этом опиливаемая поверхность должна выступать на 8-10 мм над уровнем губок./Показываю/

В правую руку берут ручку напильника так, чтобы она упиралась в ладонь, четыре пальца охватывают ручку снизу, а большой палец помещался сверху. Ладонь левой руки накладывают несколько поперек напильника на расстоянии 20-30 мм от носка. /Показываю/

Напильник перемещают равномерно и плавно на всю длину. Движение напильника вперед является рабочим ходом. Обратный ходвспомогательный, его выполняют без нажима. /Показываю/.

В процессе опиливания необходимо следить за соотношением сил нажима на напильник – балансировку.

При опиливании параллельных плоскостей сначала обрабатывают базовую поверхность, а от нее размечают другую плоскость.

Приемы работы напильником. /Показываю/

  1. Поперечное опиливание – позволяет снимать большие припуски. Недостаток –поверхность заготовки неровная после обработки. Поэтому нужно чередовать с другими приемами опиливания.

  2. Продольное опиливание - позволяет обеспечить прямолинейность обрабатываемой плоскости, но снимает небольшой слой металла.

  3. Перекрестное опиливание – позволяет обрабатывать ровно длинные поверхности.

  4. Круговое опиливание применяют для доводки широкой поверхности, снимает небольшие припуски.



Виды брака при работе/как избежать/:

- неровная поверхность обрабатываемой детали, завалы на краях /следить за разметочной линией при опиливании, контролировать линейкой и сл. угольником, соблюдать правильную балансировку напильника/;

- царапины на обрабатываемой поверхности / сменить напильник (насечка испорчена или напильник с грубой насечкой/;

- вмятины на поверхности детали /использовать нагубники (возникают от сдавливания в тисках)/.

Инструкция Т/Б при опиливании, зачистке и шлифовке


  1. Зачищать изделие напильником с исправной хорошо налаженной ручкой.

  2. При работе не захватывать носок напильника пальцами левой руки( не подгибать пальцы левой руки).

  3. Не сдувать щлифовальную пыль с изделия. Пользоваться щеткой.

  4. Не проверять рукой отшлифованную, опиливаемую поверхность, только визуальный осмотр.

  5. Напильники не ударять. Хранить так, чтобы напильники не соприкасались друг с другом.


5. Закрепление учебного материала 8 мин.

Вопросы:

- Классификация напильников? (спросить 2 учеников)

- Правила безопасной работы при опиливании?

- Способы работы напильником? (ученики демонстрируют приемы опиливания- 2-3 ученика, при небольшой группе желательно, чтобы каждый ученик попробовал)

- Как правильно выполнять контроль обрабатываемой поверхности?

- Очистка и хранение напильников.

Учитель должен корректировать ответы учеников и показ рабочих действий.

6. Вводный инструктаж 5 мин.

  • Назначение изделия - брелок - значок

  • Характеристика материала изделия - сталь конструкционная, листовая

  • Разбор чертежа детали (дать ученикам самостоятельно прочесть чертеж и дополнить ответ).

  • Подробный разбор технологии изготовления:

  1. Измерить заготовку (проверить на соответствие необходимых размеров).

  2. Опилить базовую поверхность (контроль линейкой).

  3. Разметить деталь по чертежу и опилить согласно разметке (контроль линейкой и сл. угольником).

  • Правила пользования оборудованием и инструментом (изучено выше, при необходимости напомнить работу с тисками - придерживать ручку тисок, чтобы не прищемить пальцы).

  • Показ наиболее рациональных приемов изготовления.

  • Правила техники безопасности (приведены и изучены выше, напомнить про острые края металла, работу с чертилкой).

  • Организация рабочего места (обратить внимание на организацию рабочего места, размещение напильников, контрольно-разметочного инструмента).

  • Критерии оценки качества изделия (точность, отклонения от размеров +_1-1,5 мм, допускается опилить 3 поверхности из 4).

  • Проверка усвоения изложенного материала.

- закрепить заготовку;

- показать правильную стойку при опиливании (ученик);

- дать выполнить 2-3 ученикам (несколько пересекается с закреплением учебного материала, применять в зависимости от готовности группы), отметить какие допустили ошибки,

и объяснить, как их избежать.

7. Практическая работа 10 мин.

1. Измерить заготовку (проверить на соответствие необходимых размеров).

  1. Опилить базовую поверхность (контроль линейкой).


8. Текущий инструктаж 4 мин.

- Рассказать учащимся об их успехах и недостатках при выполнении практической работы, какие меры нужно предпринять, чтобы не допускать брака при опиливании.

- Обратить внимание на соблюдение правил Т/Б.

- Контроль размеров и формы.

Особое внимание уделить отстающим, оказать помощь (задать наводящие вопросы, подсказать, как лучше устранить неровности и т.д.)

9. Практическая работа 28 мин.


- Изготовление детали для брелка- значка.

- Разметить деталь по чертежу и опилить согласно разметке (контроль линейкой и сл. угольником).

- Опиливание согласно разметке.

- Контроль детали с помощью линейки и сл. угольника.

- Опилить острые края по контуру заготовки.

10. Заключительный инструктаж 5 мин.

- Как достигнута цель урока?

- Как группа справилась с заданием?

- Кто отличился?

- Показ лучшей работы.

- Анализ общих и индивидуальных ошибок.

- Правильность заполнения кроссворда.

Домашнее задание.

Прочитать параграф 22. Разработать форму буквы А для значка.

Выставление оценок в журнал и дневники.

11. Уборка на рабочих мест и в мастерской 5 мин.

- Учащиеся убирают инструмент, заготовки, сметают опилки с верстака.

- Дежурные подметают полы в учебной мастерской.

- Со звонком учащиеся организованно уходят из мастерской.

- Принимаю помещение у дежурных.

- Проветриваю помещение.


.































Список используемой литературы

1. Методика трудового обучения с практикумом: учеб. Пособие для студентов пед.ин-тов по спец. № 2120 «Общетехнические дисциплины и труд» и учащихся педучилищ по специальности № 2008 «Преподавание труда и черчения в 4-8 кл.общеобразоват. шк.»/Д.А. Тхоржевский, А.И. Бугаев, Б.И. Бухалов и др; Под ред. Д.А. Тхоржевского. – М.: Просвещение, 1987.- 447 с.: ил.

2. Муравьев Е.М., Молодцов М.П. Практикум в учебных мастерских: Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов по спец. № 2120 «Общетехнические дисциплины и труд» и учащихся пед. Уч-щ по спец. № 2008»Преподавание труда и черчения в неполной средней шк.» В 2 ч. Ч.1 Обработка металлов/ Под ред. У.М. Муравьева.- М.: Просвещение, 1987. – 272 с.


3. Павлова М.Б., Дж. Питт, Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя. /Под ред.

Сасовой И.А., М.: «Вентана – Графф», 2003 г.

4. Самородский П.С., Симоненко В.Д., Тищенко А.Т. Технология: 6 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (вариант для мальчиков). – 3-е изд., перераб. / Под ред. В. Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 144 с.:

5. Справочник по трудовому обучению: Обработка древесины и металла, электротехнические работы: 5 – 7 кл./ И.А.Карабанов, А.А.Деркачев, В.А. Юдицкий и др.; Под ред. И.А.Карабанова. – М.: Просвещение, 1991. – 239 с.

6.Технология: программы начального и основного общего образования / М.В. Хохлова, П.С. Самородский, Н.В. Синица, Симоненко В.Д. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 192 с.

7. http://go.mail.ru/search_images

8. http://metal-nn.n4.biz/металлист


















18




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!