СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по теме "Назывные предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка посвящена методике организации и проведения урока русского языка по теме «Назывные предложения» в 8 классе.

Цель разработки- помочь учителю в организации уроков по русскому языку в 8 классе основной школы.

В системе уроков по теме «Односоставные предложения» это восьмой урок. Тип урока- урок открытия нового материала.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме "Назывные предложения"»

Министерство образования и науки РФ

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Красильниковская основная общеобразовательная школа

Галичского муниципального района









Методическая разработка урока







Составитель: учитель русского языка и

литературы МОУ Красильниковской ООШ

Галичского района Костромской области

Егорова Елена Борисовна




2011 год

Аннотация

Данная методическая разработка посвящена методике организации и проведения урока русского языка по теме «Назывные предложения» в 8 классе.

Цель разработки- помочь учителю в организации уроков по русскому языку в 8 классе основной школы.

В системе уроков по теме «Односоставные предложения» это восьмой урок. Тип урока- урок открытия нового материала.

Тема «Односоставные предложения»- одна из самых непростых в синтаксисе. Благодатным, свежим и эмоционально насыщенным материалом для урока по теме «Назывные предложения» являются фрагменты из стихотворений русских поэтов, краеведческий материал. Учитывая, что город Галич недавно отметил 850-летний юбилей, важно вызвать эмоциональный отклик обучающихся. Это расширит представление о родном крае, повысит общий интеллектуальный уровень учащихся.

На этапе введения знаний используется технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет организовать исследовательскую работу учащихся на уроке и самостоятельное открытие знаний. Открытие нового материала организовано на повторении изученного материала, которое реализуется:

- путем предъявления учащимся ранее изученного материала, вопросов, рассчитанных на актуализацию изученного при рассмотрении новой темы;

- через разнообразный дидактический материал.

Система занятий стимулирует интерес детей к обучению путем организации их самостоятельной деятельности, постановки целей и проблем, решение которых ведет к появлению новых знаний и умений. При проведении урока реализуется и воспитательная направленность обучения, которая заключается в выборе средств и методических приемов.

Использование технологии интегрированного обучения на данном уроке позволяет не только познакомить учащихся с новым видом односоставных предложений, но и дать достаточно широкое и яркое представление о родном крае, показать взаимосвязь предметов. Интеграция предполагает обязательное развитие творческой активности учащихся, позволяет поддерживать внимание учеников на высоком уровне; способствует повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса, развитию речи учащихся.



Тема урока: «Назывные предложения»


Тип урока: урок изучения нового материала


Вид урока: комбинированный


Цель методическая: создание на уроке условий для проявления познавательной активности учеников


Цели урока (для учителя):

Образовательные: введение понятия «назывные предложения», формирование умения опознавать назывные предложения, характеризовать, определять их роль.


Развивающие: развитие мышления учащихся через решение проблемной ситуации, умения анализировать, развитие речевой культуры учеников, формирование коммуникативных навыков.


Воспитательные: воспитание культуры общения, интереса, любви и бережного отношения к природе родного края.


Цели урока (для учащихся):

Знать: виды односоставных предложений, понятие «назывные предложения», признаки назывных предложений.

Уметь: находить в тексте односоставные предложения, характеризовать назывные предложения, употреблять в речи назывные предложения.


Материально-техническое обеспечение урока:

карточки разных цветов (желтая, синяя, зеленая);

дидактический раздаточный материал;

на рабочем столе учащихся: учебник, тетрадь, ручки и карандаши;

компьютерная оргтехника;

презентация к уроку.


Технологическая карта урока


Дидактическая структура урока

Методическая структура урока

Методы и приемы работы

ФОУД

Методические приемы и их содержание

Средства обучения

Планируемый образовательный результат

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организацион-ный этап




Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Начинаем урок русского языка. Пишем в тетрадях красиво, аккуратно.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Записывают в тетрадях число, классная работа.


Готовность класса к уроку

Актуализация знаний учащихся

Слово учителя




























Постановка вопросов.

Работа со схемой.


Самостоят. работа.







Ответы на вопросы учителя.














Создание проблемной ситуации

Ф





























Ф





И









Ф

Активизирует внимание учащихся. Создает эмоциональный настрой. Выявляет уровень знаний.

Сегодня на уроке мы совершим заочное путешествие по нашему родному краю.

Малая родина- родной сердцу уголок.

С чего начинается Родина? Сразу и не ответишь Для каждого она начинается с чего-то своего, личного. Родительский дом… Любимая деревня… Знаменитое Галичское озеро… Не перечислить всего, о чем думают люди, говоря о Родине, об Отчизне. Величают ее Русь-матушка, говорят о ней Отчизна-мать, Родина-мать.

С чего начинается Родина? Интересный вопрос. Вопрос не для дискуссий. В прениях по такому вопросу не выступишь, дебаты не откроешь.

Вспомните виды односоставных предложений.



Запишите предложения, раскройте скобки, объясните выбор написания. Определите вид предложения по наличию главных членов.


Проверяет самостоятельную работу учащихся.

В каком предложении главный член сказуемое. Лицо мыслится определенно, можно подставить местоимения я, мы, ты, вы?

Выберите из данных предложений неопределенно-личное.

Какие еще известные вам виды односоставных предложений заметили?

Какие из предложений не подошли ни к одной группе?

Что вы можете о них сказать?

Как бы вы назвали этот вид односоставных предложений?

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности, мыслительные операции, учебные навыки.
























Используя знания по теме «Односоставные предложения», работают со схемой.



Самостоятельная работа с дидактическим материалом.






Осуществляют взаимопроверку, сравнивают с эталоном.

Отвечают на вопросы учителя.










Компьютерная презентация

Слайд 1.



























Слайд 2













Слайд 3.

Осознание значимости предстоящей деятельности, возбуждение интереса к уроку.
























Знание изученного материала по теме «Односоставные предложения»

Постановка учебной задачи

Слово учителя.

Ф

Итак, тема нашего урока «Назывные предложения».

Какие цели вы поставите для себя на уроке?



Определяют цели урока.

Слайд 4,5

Осознание учащимися целей данного урока

Объяснение новой темы с одновременной проверкой первичного усвоения знаний.

Беседа.






Работа с книгой.

Беседа.

Объяснит.-

иллюстр.











Практическая работа




Слово учителя

























Наблюдение




Ф







И

Ф













Ф































И

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Как бы вы сами дали определение назывному предложению?

Обратимся к учебнику: прочитаем определение назывного предложения.

Какие предложения называются назывными?

Назывным (или) номинативным называется односоставное предложение, грамматическая основа которого состоит только из подлежащего. Номинативные предложения обозначают существование предмета или явления в настоящем времени.

Организует первичное закрепление.

Побуждает к формулированию вывода.

Приводит цитаты из стихотворений русских поэтов с целью показать использование назывных предложений в речи.

Осень. Сказочный чертог,

Весь открытый для обзора.

Просеки лесных дорог,

Заглядевшихся в озера.

Это стихотворение- блистательный образец того, как синтаксическими средствами автор способен передать свой замысел.

Отметьте назывные предложения.

Русский поэт- крестьянин Иван Захарович Суриков несколькими назывными предложениями создает колоритный деревенский пейзаж. Начальные строки его стихотворения «Детство» состоят из назывных предложений, стоящих в указательном значении.

Вспомните стихотворения, которые тоже начинаются с назывных предложений.





Делают умозаключения.



Читают определение в учебнике.


Формулируют понятие назывного предложения.









Записывают предложения, находят в них общие и отличительные признаки.




Делают вывод.





Слушают учителя.


















Приводят свои примеры из стихотворений с целью показать использование в речи назывных предложений.










Слайд 6, 7












Слайд 8, 9







Слайд 10


Слайд 11
















Слайд 12

Сформулирована проблема, которую должны решить в ходе урока.





Умеют формулировать определение, знают особенности номинативных предложений.








Умеют различать распространенное и нераспространенное назывное предложение, двусоставное и односоставное.

























Осознают роль назывных предложений в стихотворной речи.

Закрепление полученных по новой теме знаний.

Слово учителя














Практич.






Словесный.

Практич.

Работа с текстом

Ф















Ф







И

Способствует развитию умения распознавать назывные предложения, давать им характеристику.

Необычность нашего урока в том, что я учитель русского языка Красильниковской школы Галичского района, а вы ученики этой школы. Все мы земляки. Продолжим нашу виртуальную экскурсию по Галичскому краю, но не будем забывать при этом о теме нашего урока.

Предлагает учащимся найти назывное предложение и произвести синтаксический разбор.



Рассказывает учащимся легенду о том, как появился город Галич.

Организует самопроверку.

Сколько предложений выписали?

Прочитайте, обоснуйте свой выбор.





Слушают учителя.












Находят в тексте назывное предложение, производят его синтаксический разбор.



Слушают учителя и выписывают назывные предложения.

Проверяют свою работу.

Обосновывают свой выбор.






Слайд 13











Слайд 14






Слайд 15, 16
















Умеют распознавать в тексте назывные предложения, производить их синтаксический разбор.

Этап психологической разгрузки

Использов.

технич.

средств.

Прослушив

аудиозаписи

И

Предлагает закрыть глаза, послушать песню о Галиче, а затем, используя односоставные назывные предложения, постараться передать то, что увидели, услышали и почувствовали, слушая эту песню.

Слушают песню о Галиче.

Слайд 17


Закрепление полученных знаний

Практический






Проблемный






Словесный


























Чтение вслух



Практическ.

Работа с текстом



И






Ф






Ф





























Г

Организует деятельность по применению новых знаний.



Организует проверку.


Побуждает учащихся к формулированию вывода о значении назывных предложений.



Обеспечивает положительную реакцию на творчество детей, создает эмоциональный настрой для дальнейшей работы.

В нескольких километрах от Галича, на берегу реки Шокшанки, находится наш поселок. Совсем недавно, примерно 70 лет тому назад, здесь стоял сосновый лес. Наши односельчане помнят то время, когда и на месте нашей школы стояли величавые гордые сосны. Но поселок очень быстро строился в конце 50-х годов 20 века, и вскоре возникла необходимость в строительстве новой школы. Она является главной достопримечательностью поселка. Это храм науки. Островок знаний. И как точно написано о ней в стихотворении «Сельская школа».



Организует деятельность учащихся по закреплению полученных на уроке знаний.




Осуществляет проверку.

Выполняют творческую работу по написанию мини-сочинения с использованием назывных предложений.

Читают свои мини-сочинения.

Делают вывод о значении назывных предложений.


Слушают учителя.

























Читают стихотворение «Сельская школа».

Выполняют задание по группам: перестраивают, где это возможно, предложения в назывные и записывают их.

Зачитывают предложения.
















Слайд 18.























Слайд 19.

Умеют использовать назывные предложения в своей речи.



Осознают роль назывных предложений в речи.






























Закрепление знаний, умений и навыков.

Информация о домашнем задании

Беседа

Ф

Мотивирует учащихся к выполнению домашнего задания, дает комментарий к его выполнению.

Записывают домашнее задание в дневниках. Слушают объяснение учителя.

Слайд 20

Понимание учащимися цели , содержания и способов выполнения домашнего задания.

Рефлексия деятельности (итог урока)

Рефлексия, контроль

Ф

Организует рефлексию.

Задает вопросы о целях урока. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке.

Дает качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Слайд 20, 21

Оценка результативной и процессуальной сторон работы класса и отдельных учащихся.
























Заключение


На данном уроке проводится работа овладению учащимися новым учебным материалом. Для этого школьники решают такие дидактические задачи, как усвоение новых понятий и способов действий, самостоятельной поисковой деятельности, формированию системы ценностных ориентаций.

В ходе урока применяются приемы активизации познавательной деятельности школьников: создание проблемной ситуации, использование учителем ярких примеров, использование наглядно-образного материала и технических средств обучения. Все это нацелено на содержательное и глубокое разъяснение нового материала учителем и умение поддерживать внимание и мыслительную активность учащихся при работе с ним. Невозможно изучать новый материал, не вспоминая, не опираясь на уже пройденный материал, применяя его при выводах новых положений.

В качестве основных элементов этого урока, составляющих его дидактическую структуру, являются: а) организация учащихся к занятию; б) актуализация знаний учащихся, в ходе которой происходит выявление глубины понимания и степени прочности изученного на предыдущих занятиях, и актуализация необходимых знаний и способов деятельности для последующей работы по осмыслению вновь изучаемого материала на текущем уроке; в) введение учителем нового материала и организация работы по его осмыслению и усвоению с одновременной проверкой первичного усвоения знаний; г) организация работы по выработке у учащихся умений и навыков применения знаний на практике; д) задавание домашнего задания и инструктаж по его выполнению; е) подведение итогов урока с выставлением оценки за работу отдельным учащимся.

Формы деятельности на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Использование фронтальной формы организации учебной деятельности учащихся способствует установлению доверительных отношений и общения между учителем и учащимися, а также учащихся между собой, воспитывает в детях чувство коллективизма, позволяет учить школьников рассуждать и находить ошибки в рассуждении своих товарищей по классу, формировать устойчивые познавательные интересы, активизировать их деятельность. Учитель, применяя фронтальную форму организации работы учащихся на уроке, получает возможность свободно влиять на весь коллектив класса, достигать определенной ритмичности в деятельности школьников на основе учета их индивидуальных особенностей.

На уроке используются задания проблемного, творческого типа, работа над которыми способствует развитию школьников и усвоению знаний на более высоком уровне.

Самостоятельная работа способствует совершенствованию умения употреблять назывные предложения в своей речи, носит творческий характер.

Домашняя работа направлена на применение полученных на уроке знаний при написании творческой работы.





























Приложение

Дидактический материал


Запишите предложения, раскройте скобки, объясните выбор написания. Определите вид предложения по наличию главных членов.

С чего начинает(?)ся Родина? Сразу и не ответиш(?). Для каждого она начинает(?)ся с чего(то) своего, личного. Родительский дом… Любимая деревня… Знаменитое Галичское озеро… Не перечислить всего, о чем думают люди, говоря о Родине, об Отчизне. Величают ее Русь(матушка), говорят о ней Отчизна(мать), Родина(мать).
























15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!