СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по теме "Правописание проверяемых безударных гласных в корнях"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока по русскому языку в 5м классе в соответствии с ФГОС по теме "Правописание проверяемых безударных гласных в корнях"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме "Правописание проверяемых безударных гласных в корнях"»


Предмет: русский язык

Класс: 5

Тип урока: открытие нового знания

УМК: С.И. Львова

Технологическая карта

Тема

«Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова».

Цель

Знать виды орфограммы безударная гласная в корне слова (проверяемая ударением и непроверяемая), уметь использовать это правило на практике

Задачи

Предметные.

Знать виды орфограммы безударная гласная в корне слова (проверяемая ударением и непроверяемая), уметь использовать это правило на практике

Метапредметные.

Развивать ключевые компетенции учащихся: анализ, синтез, классификация, обобщение, систематизация материала.

Развивать умение самостоятельно воспроизводить полученные знания и работать с учебным материалом.

Воспитательные.

Воспитание уважительного отношения к истории языка и своего народа.

Формируемые УУД

Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Регулятивные: уметь принимать и сохранять учебную задачу: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; формулировать собственное мнение и позицию; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.


Основные понятия

Орфография. Разделы русской орфографии. Морфемы.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Самоопределение к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Приветствие

Готовятся к уроку

Ребята, успокоились, проверили все ли необходимое лежит у вас на столах.


Готовность к уроку.

Формирование успешной мотивации

II. Актуализация знаний

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Формулирование темы урока.

Задает вопросы, дает задание

Отвечают на вопросы, выполняют задание

Прочитайте надпись на доске. Какое правило зашифровано здесь.

Ударение над гласной

Может сделать букву ясной.

 Как можно проверить безударную гласную в корне слова?

- Какие два способа проверки правильности написания безударной гласной в корне слова вы знаете? (Изменение слова и подбор однокоренных слов.)

- Если гласную в корне нельзя проверить, как определить правильное написание? (Правописание слова нужно запомнить или обратиться к орфографическому словарю.)

- Сформулируйте тему урока, опираясь на данную орфограмму

умение объяснять орфограмм, постановку знаков препинания.

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в формулировать собственное мнение и позицию;


III. Постановка учебной задачи


Пишет на доске слова с орфограммами

Наблюдают за действиями учителя. Отвечают на вопросы. Формулируют цели, тему и задачи урока

Вспомним алгоритм, которым мы будем пользоваться при выборе буквы в корне слова на примере следующих слов


Первое слово разберем вместе:

Ночной – ударение падает на букву О,  корень слова –ноч- нужно проверить безударную гласную в корне слова, подберем проверочное слово – ночь, ударение падает на гласную в корне О.

Ученик:

Пастух – ударение падает на гласную У, корень слова –пас-, нужно проверить безударную гласную в корне, подберем проверочное слово – пас, ударение падает на гласную в корне А.

Н_бесный  – ударение падает на гласнуюЕ, корень слова –пас-, нужно проверить безударную гласную в корне, подберем проверочное слово – небо, ударение падает на гласную в корне Е.

Х_лмистый – ударение падает на гласнуюИ, корень слова –холм-, нужно проверить безударную гласную в корне, подберем проверочное слово – холм, ударение падает на гласную в корне О.

Уд_вляться – ударение падает на гласнуюЯ, корень слова –див-, нужно проверить безударную гласную в корне, подберем проверочное слово – диво, ударение падает на гласную в корне И.

К_рмить – ударение падает на гласнуюИ, корень слова –корм-, нужно проверить безударную гласную в корне, подберем проверочное слово – корм, ударение падает на гласную в корне О.

Стр_на– ударение падает на гласную А, корень слова –стран-, нужно проверить безударную гласную в корне, подберем проверочное слово – страны, ударение падает на гласную в корне А.

Ож_вать – ударение падает на гласную А, корень слова –жив-, нужно проверить безударную гласную в корне, подберем проверочное слово – жив, ударение падает на гласную в корне И.

Д_ждливый – ударение падает на гласнуюИ, корень слова –дожд-, нужно проверить безударную гласную в корне, подберем проверочное слово – дождь, ударение падает на гласную в корне О.


Упражнение 135


IV. «Открытие» учащимися новых знаний. Создание ситуации затруднения

Цель.

Познакомить с разделами орфографии

Задает задание, следит за выполнением

Выполняют упражнение

2. На доске заранее записаны слова:

волна – вол

травить – травы

водитель - воды

- Можно ли проверить безударную гласную в словах, расположенных слева, словами из правого столбика? Почему нельзя?

Вывод: при подборе однокоренных слов для проверки написания безударной гласной в корне необходимо учитывать значение слова.





Умение обобщать и систематизировать материал

V. Первичное закрепление

Цель.

Закрепить знания в орфограммах в морфемах


Выполнят упражнение

Проверяет правильность выполнения упражнения

3. Подчеркни только те пары слов, в которых одно слово является проверочным для написания другого. Выдели корни в этих парах слов.

Гористый - горе, водитель - воды, носить - нос, белизна - белый, ползти - польза, число - чистый, лепить - лепка, спешить - спешка, ложка - ложный, водяной - водный.

Упражнение 138


Умение определять, в какой морфеме находится орфограмма

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель.

Проверить умения объяснять изученные орфограммы

Работают над заданием

Следит за выполнением задания самостоятельно

Проверочный диктант.

Деревенский огород ст…р…жил старенький дядя Вася. Он был ст…рожилом нашей деревни. В молодости он сост…ял в бригаде трактористов и много труда и сил посв…тил своей машине. Разв…вался сам и разв…вал ее возможности. Зато на его тракторе всегда разв…вался флажок ударника. Так люди просл…вляли героя труда. Дядя Вася уже успел пос…деть, а без работы с…деть не научился.


Умение графически объяснять орфограммы

VIII. Рефлексия

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности.


Анализируют проделанную работу

Задает вопросы

Рефлексия:

Мне сегодня понравилось, как работал(а) на уроке …..

Теперь я знаю , что ……

Особенно интересно было….

Я сегодня уйду с урока с … настроением




IX. Д/з.



Упр 139






Деревенский огород ст…р…жил старенький дядя Вася. Он был ст…рожилом нашей деревни. В молодости он сост…ял в бригаде трактористов и много труда и сил посв…тил своей машине. Разв…вался сам и разв…вал ее возможности. Зато на его тракторе всегда разв…вался флажок ударника. Так люди просл…вляли героя труда. Дядя Вася уже успел пос…деть, а без работы с…деть не научился.



Деревенский огород ст…р…жил старенький дядя Вася. Он был ст…рожилом нашей деревни. В молодости он сост…ял в бригаде трактористов и много труда и сил посв…тил своей машине. Разв…вался сам и разв…вал ее возможности. Зато на его тракторе всегда разв…вался флажок ударника. Так люди просл…вляли героя труда. Дядя Вася уже успел пос…деть, а без работы с…деть не научился.



Деревенский огород ст…р…жил старенький дядя Вася. Он был ст…рожилом нашей деревни. В молодости он сост…ял в бригаде трактористов и много труда и сил посв…тил своей машине. Разв…вался сам и разв…вал ее возможности. Зато на его тракторе всегда разв…вался флажок ударника. Так люди просл…вляли героя труда. Дядя Вася уже успел пос…деть, а без работы с…деть не научился.



Деревенский огород ст…р…жил старенький дядя Вася. Он был ст…рожилом нашей деревни. В молодости он сост…ял в бригаде трактористов и много труда и сил посв…тил своей машине. Разв…вался сам и разв…вал ее возможности. Зато на его тракторе всегда разв…вался флажок ударника. Так люди просл…вляли героя труда. Дядя Вася уже успел пос…деть, а без работы с…деть не научился.



Деревенский огород ст…р…жил старенький дядя Вася. Он был ст…рожилом нашей деревни. В молодости он сост…ял в бригаде трактористов и много труда и сил посв…тил своей машине. Разв…вался сам и разв…вал ее возможности. Зато на его тракторе всегда разв…вался флажок ударника. Так люди просл…вляли героя труда. Дядя Вася уже успел пос…деть, а без работы с…деть не научился.

.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя