Тема | «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова». |
Цель | Знать виды орфограммы безударная гласная в корне слова (проверяемая ударением и непроверяемая), уметь использовать это правило на практике |
Задачи | Предметные. Знать виды орфограммы безударная гласная в корне слова (проверяемая ударением и непроверяемая), уметь использовать это правило на практике Метапредметные. Развивать ключевые компетенции учащихся: анализ, синтез, классификация, обобщение, систематизация материала. Развивать умение самостоятельно воспроизводить полученные знания и работать с учебным материалом. Воспитательные. Воспитание уважительного отношения к истории языка и своего народа. |
Формируемые УУД | Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Регулятивные: уметь принимать и сохранять учебную задачу: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; строить речевое высказывание в устной и письменной форме Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; формулировать собственное мнение и позицию; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. |
Основные понятия | Орфография. Разделы русской орфографии. Морфемы. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
I. Самоопределение к деятельности Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | Приветствие | Готовятся к уроку | Ребята, успокоились, проверили все ли необходимое лежит у вас на столах. | Готовность к уроку. | Формирование успешной мотивации |
II. Актуализация знаний Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» Формулирование темы урока. | Задает вопросы, дает задание | Отвечают на вопросы, выполняют задание | Прочитайте надпись на доске. Какое правило зашифровано здесь. Ударение над гласной Может сделать букву ясной. Как можно проверить безударную гласную в корне слова? - Какие два способа проверки правильности написания безударной гласной в корне слова вы знаете? (Изменение слова и подбор однокоренных слов.) - Если гласную в корне нельзя проверить, как определить правильное написание? (Правописание слова нужно запомнить или обратиться к орфографическому словарю.) - Сформулируйте тему урока, опираясь на данную орфограмму | умение объяснять орфограмм, постановку знаков препинания. | Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в формулировать собственное мнение и позицию; |
III. Постановка учебной задачи | Пишет на доске слова с орфограммами | Наблюдают за действиями учителя. Отвечают на вопросы. Формулируют цели, тему и задачи урока | Вспомним алгоритм, которым мы будем пользоваться при выборе буквы в корне слова на примере следующих слов Первое слово разберем вместе: Ночной – ударение падает на букву О, корень слова –ноч- нужно проверить безударную гласную в корне слова, подберем проверочное слово – ночь, ударение падает на гласную в корне О. Ученик: Пастух – ударение падает на гласную У, корень слова –пас-, нужно проверить безударную гласную в корне, подберем проверочное слово – пас, ударение падает на гласную в корне А. Н_бесный – ударение падает на гласнуюЕ, корень слова –пас-, нужно проверить безударную гласную в корне, подберем проверочное слово – небо, ударение падает на гласную в корне Е. Х_лмистый – ударение падает на гласнуюИ, корень слова –холм-, нужно проверить безударную гласную в корне, подберем проверочное слово – холм, ударение падает на гласную в корне О. Уд_вляться – ударение падает на гласнуюЯ, корень слова –див-, нужно проверить безударную гласную в корне, подберем проверочное слово – диво, ударение падает на гласную в корне И. К_рмить – ударение падает на гласнуюИ, корень слова –корм-, нужно проверить безударную гласную в корне, подберем проверочное слово – корм, ударение падает на гласную в корне О. Стр_на– ударение падает на гласную А, корень слова –стран-, нужно проверить безударную гласную в корне, подберем проверочное слово – страны, ударение падает на гласную в корне А. Ож_вать – ударение падает на гласную А, корень слова –жив-, нужно проверить безударную гласную в корне, подберем проверочное слово – жив, ударение падает на гласную в корне И. Д_ждливый – ударение падает на гласнуюИ, корень слова –дожд-, нужно проверить безударную гласную в корне, подберем проверочное слово – дождь, ударение падает на гласную в корне О. Упражнение 135  | |
IV. «Открытие» учащимися новых знаний. Создание ситуации затруднения Цель. Познакомить с разделами орфографии | Задает задание, следит за выполнением | Выполняют упражнение | 2. На доске заранее записаны слова: волна – вол травить – травы водитель - воды - Можно ли проверить безударную гласную в словах, расположенных слева, словами из правого столбика? Почему нельзя? Вывод: при подборе однокоренных слов для проверки написания безударной гласной в корне необходимо учитывать значение слова.
| Умение обобщать и систематизировать материал |
V. Первичное закрепление Цель. Закрепить знания в орфограммах в морфемах | Выполнят упражнение | Проверяет правильность выполнения упражнения | 3. Подчеркни только те пары слов, в которых одно слово является проверочным для написания другого. Выдели корни в этих парах слов. Гористый - горе, водитель - воды, носить - нос, белизна - белый, ползти - польза, число - чистый, лепить - лепка, спешить - спешка, ложка - ложный, водяной - водный. Упражнение 138  | Умение определять, в какой морфеме находится орфограмма |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель. Проверить умения объяснять изученные орфограммы | Работают над заданием | Следит за выполнением задания самостоятельно | Проверочный диктант. Деревенский огород ст…р…жил старенький дядя Вася. Он был ст…рожилом нашей деревни. В молодости он сост…ял в бригаде трактористов и много труда и сил посв…тил своей машине. Разв…вался сам и разв…вал ее возможности. Зато на его тракторе всегда разв…вался флажок ударника. Так люди просл…вляли героя труда. Дядя Вася уже успел пос…деть, а без работы с…деть не научился. | Умение графически объяснять орфограммы |
VIII. Рефлексия Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности. | Анализируют проделанную работу | Задает вопросы | Рефлексия: Мне сегодня понравилось, как работал(а) на уроке ….. Теперь я знаю , что …… Особенно интересно было…. Я сегодня уйду с урока с … настроением | | |
IX. Д/з. | | | Упр 139 | | |