СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по теме: “Программирование - это лайфхак!”

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: повысить мотивацию обучающихся к изучению  программирования как к перспективной сфере профессиональной  деятельности, как к универсальному навыку для самореализации в различных отраслях знания и деятельности человека. Задачи: ● создание условий для осознания обучающимися важности построения дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений через знакомство с условиями и результатами труда в ИТ-индустрии (на примере  программирования как перспективной сферы профессиональной деятельности);

● формирование метапредметных результатов, связанных с навыками планирования и рефлексии деятельности (регулятивные УУД), построения алгоритмов различных уровней сложности (познавательных УУД) и работы в команде (коммуникативные УУД). ● создание ситуации успеха (положительного опыта) изучения программирования для каждого обучающегося с помощью игрового тренажера на сайте акции. Основная идея и задачи проводимого в рамках акции урока могут быть выражены тремя важными тезисами: ● Во-первых, для успешной самореализации обучающихся очень важно их раннее профессиональное самоопределение, которое должно стать побудительным мотивом для погружения в те предметные области, которые связаны с будущей профессией. Это одно из условий профессиональной самоидентификации, которое может быть выражено тезисом “Хочешь быть успешным, учись программировать будущее!”  И начинать это делать нужно со школьной скамьи. ● Во-вторых, одной из задач акции “Час кода” традиционно является привлечение внимания к различных областям профессиональной деятельности в ИТ-индустрии. В рамках акции “Час кода - 2016” особое внимание уделено именно программированию. Ключевой тезис: “Программирование - это знание, которое позволяет сделать жизнь лучше” (при этом используется устоявшийся в ИТ-сфере и среди молодежи термин “лайфхак”, что способствует дополнительной мотивации обучающихся). К осознанию этого тезиса обучающиеся приходят через ряд логических умозаключений, сделанных в ходе интерактивной беседы и мозгового штурма; за счет включения визуальных образов, демонстрирующих результативность и преимущества технического прогресса в результате применения программируемых устройств, специализированных программ, приложений и т.п. в различных сферах деятельности (медицина, автомобилестроение, геонавигация и др.). ● В-третьих, широта представления сфер деятельности, в которых за счет программирования (появления программируемых устройств, специализированных программ, приложений и т.п.) улучшены условия и/или повысилась эффективность деятельности, появились новые возможности и проч. позволит сделать третий, не менее значимый вывод: “Язык программирования - универсальный язык для самореализации в любой сфере. Изучение программирования - путь, который откроет обучающемуся любые двери и обеспечит возможность реализовать себя в различных сферах трудовой деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме: “Программирование - это лайфхак!”»

Тема урока: “Программирование - это лайфхак!”
Примечание:
Лайфха́к (от лайфхакинг, англ. life hacking) - жизненный совет, рецепт или народная мудрость, позволяющая улучшить качество жизни, решить часто возникающую проблему или приспособиться к нестандартным условиям. Это знание или навык, который значительно упрощает достижение поставленной человеком цели, упрощает жизнь, помогает сделать ее лучше.
Используемые ресурсы:

  • опорная презентация «Час кода.ppt»

  • определение слова “Лайфхак” - статья в Википедии

  • мотивационное видео «Час кода»

  • ресурсы сайта акции «Час кода-2016», тренажер


Цель урока: повысить мотивацию обучающихся к изучению программирования как к перспективной сфере профессиональной деятельности, как к универсальному навыку для самореализации в различных отраслях знания и деятельности человека.
Задачи:
● создание условий для осознания обучающимися важности построения дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений через знакомство с
условиями и результатами труда в ИТ-индустрии (на примере программирования как перспективной сферы профессиональной деятельности);

● формирование метапредметных результатов, связанных с навыками планирования и рефлексии деятельности (регулятивные УУД), построения алгоритмов различных уровней сложности (познавательных УУД) и работы в
команде (коммуникативные УУД).
● создание ситуации успеха (положительного опыта) изучения программирования для каждого обучающегося с помощью игрового тренажера на сайте акции.
Основная идея и задачи проводимого в рамках акции урока могут быть выражены тремя важными тезисами:
● Во-первых, для успешной самореализации обучающихся очень важно их раннее профессиональное самоопределение, которое должно стать побудительным мотивом для погружения в те предметные области, которые связаны с будущей профессией. Это одно из условий профессиональной самоидентификации, которое может быть выражено тезисом “Хочешь быть успешным, учись программировать будущее!И начинать это делать нужно со школьной скамьи.
● Во-вторых, одной из задач акции “Час кода” традиционно является привлечение внимания к различных областям профессиональной деятельности в ИТ-индустрии. В рамках акции “Час кода - 2016” особое внимание уделено именно программированию. Ключевой тезис: “Программирование - это знание, которое позволяет сделать
жизнь лучше” (при этом используется устоявшийся в ИТ-сфере и среди молодежи термин “лайфхак”, что способствует дополнительной мотивации обучающихся). К осознанию этого тезиса обучающиеся приходят через
ряд логических умозаключений, сделанных в ходе интерактивной беседы и мозгового штурма; за счет включения визуальных образов, демонстрирующих результативность и преимущества технического прогресса в результате применения программируемых устройств, специализированных программ, приложений и т.п. в различных сферах деятельности (медицина, автомобилестроение, геонавигация и др.).
● В-третьих, широта представления сфер деятельности, в которых за счет программирования (появления программируемых устройств, специализированных программ, приложений и т.п.) улучшены условия и/или
повысилась эффективность деятельности, появились новые возможности и проч. позволит сделать третий, не менее значимый вывод: “Язык программирования - универсальный язык для самореализации в любой сфере. Изучение программирования - путь, который откроет обучающемуся любые двери и обеспечит возможность реализовать себя в различных сферах трудовой деятельности.

План классного часа:

  1. Вводное слово учителя (1 мин)

  2. Просмотр мотивационного видео (5 мин)

  3. Фронтальная беседа (5 мин)

  4. Мозговой штурм (работа в группах) (5 мин)

  5. Подведение итогов мозгового штурма (6 мин)

  6. Работа с тренажером (20 мин)

  7. Подведение итогов (3 мин)

Планируемые результаты.
Такой формат проведения урока предполагает формирование у обучающихся следующих умений:
● выстраивать жизненные планы на будущее, осознавать целевые ориентиры;
● выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
● организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
● определять свои действия, которые бы способствовали продуктивной коммуникации, корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения;
● соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей и др.

Сценарий (план-конспект) урока


1. Вступительное слово учителя
Слайд 1 - логотип акции “Час кода”


Дорогие ребята, сегодня у нас необычный урок! Вместе с тысячами школьников из разных городов нашей страны мы примем участие в акции “Час кода”, чтобы убедиться, что изучать компьютерные науки и программировать очень важно для того, чтобы стать востребованным специалистом и, следовательно, успешным в жизни. Что же такое «час кода»? Давайте посмотрим видео, подготовленное организаторами этой акции.


Слайд 2.

Учитель: В рамках акции «Час кода» сегодня мы с вами проведем классный час на тему “Программирование - это лайфхак!”

Что такое лайфхак? (Ответы учащихся)

Слайд 3.



В обществе сегодня сложилось однозначное мнение, что программирование – это знание, которое позволяет сделать жизнь лучше (легко разрешить какую-то задачу)

В английском языке для этого есть соответствующее короткое слово -
лайфхак, которое пришло к нам из IT-лексикона и активно используется сегодня молодежью, и специалистами ИТ-индустрии.

Зачитываю определение слова «Лайфхак» из википедии:

Лайфха́к (от лайфхакинг, англ. life hacking) - жизненный совет, рецепт или народная мудрость, позволяющая улучшить качество жизни, решить часто возникающую проблему или приспособиться к нестандартным условиям. Это знание или навык, который значительно упрощает достижение поставленной человеком цели, упрощает жизнь, помогает сделать ее лучше.



Так ли это? Программирование – это лайфхак? Попробуем сегодня ЭТО доказать?

Начнем с того, что поговорим о значении программирования в различных областях и сферах деятельности человека.


Слайд 4.
Я предлагаю вам, родившимся в веке информационных технологий, тем, кто с различными гаджетами обращается легко и свободно, выступить в роли экспертов и прокомментировать следующие фотографии…
Как говорят, “все познается в сравнении”... Давайте СРАВНИВАТЬ!
Как изменилось рабочее место хирурга? Что должен уметь делать
современный врач?
Ожидаемый ответ: современные программно-аппаратные комплексы позволяют отслеживать состояние человека во время операции, с помощью
перископических датчиков и мониторов отслеживать поведение органов
человека в труднодоступных местах. И эти новые возможности – результат труда программистов.
Слайд 5.
Посмотрите на фотографии: так вели покраску машин в недавнем прошлом, теперь эта операция поручено программно-управляемым роботам.
Какие преимущества для человека вы здесь видите? А кто управляет этими
роботами?
Ожидаемый ответ: Учитывая вредный химический состав красок, наносимых на железо, следует отметить, что роботы освободили человека от изнурительного труда в химически вредных условиях, заменив его высокопродуктивной работой роботов.
Слайд 6.
● Какие вы сегодня используете средства для определения географической
координаты, нанесения объекта на карту? Да, мы с вами привыкли к различным онлайн-картам, GPS-навигаторам. А раньше пользовались
атласом дорог!
● Так как же бортовой компьютер/смартфон позволяет управлять
современным автомобилем? Что необычного вы видите на фотографии
справа?
Ожидаемый ответ: Система GPS-навигации позволяет построить оптимальный маршрут

Слайд 7-8.
Давайте посмотрим на то, как изменились условия труда современного рабочего, например, на ткацкой фабрике…. или фрезеровщика.
● Можем ли мы назвать фрезеровщика программистом? Что он
программирует?
Ожидаемый ответ: И ткачиха, и фрезеровщик задают программу работы
станка, в соответствии с которой изготавливается изделие или задается
алгоритм сплетения нитей.
Слайд 9.
● А как мы теперь читаем? Какая информация и как нам стала доступна?


Ожидаемый ответ: И на наших телефонах и планшетах могут храниться сотни книг, энциклопедий, мы узнаем новости из электронных газет, Интернет- порталов. И это тоже результат труда программистов.
Слайд 10.
● А вы можете представить, что в банке считают проценты по вкладам на
счетах и ручкой вписывают данные в сберегательную книжку?
● Какие преимущества электронных карт вы можете назвать?

Ожидаемый ответ: Деньги на карточке защищены паролем. Современные
алгоритмы шифрования и их программная реализация обеспечивают
надежную защиту.


Слайд 11.
А вот уже привычная автомобилистам камера слежения за скоростью автомобилей на трассе (камера фиксации нарушений).
● А помните как было совсем недавно?
Ожидаемый ответ: Современные системы автоматически фиксируют
превышение скорости, с помощью специальных программ находят данные об автомобиле и его владельце в базе данных, автоматически формируется
письмо-уведомление...
Учитель:
Мы рассмотрели профессии, на которые уже так сильно повлияла ИТ-отрасль и труд программистов.
● А в каких интересных вам профессиях/областях программирование и труд
программиста не требуется?


Ожидаемый ответ: дворники, сантехники, музыканты, певцы, шоумены,
балерины...

(Учитель записывает на доске ответы учеников)
● Давайте посмотрим так ли это?
Слайд 12.
Я предлагаю вам побыть в роли программистов. Вам будут предложены задачи, связанные с профессиональными или бытовыми потребностями реальных людей.
Вам предстоит попробовать предложить пути решения этих проблем в разных областях деятельности. На самом ли деле программирование поможет их решить?
Вы можете придумать и свои задачи-ситуации!


Каждая команда должна обсудить виды деятельности человека в выбранной области, внести предложения по повышению эффективности, привлекательности и т.п. деятельности.

Утверждение правил.
Учитель:
Давайте примем правила нашей работы. Только соблюдая их, мы сможем работать эффективно и получить результат.
Примерный перечень озвучивает учитель:
● Никакой критики. Все идеи хороши, все идеи нам важны!
● Не перебиваем. Умеем слушать и слышать!
● Высказываемся кратко и точно!
● Фиксируем все идеи (работаем с раздаточными листами)!
● Помогаем друг другу. Мы - команда!
● ...
Перечень дополняется школьниками и утверждается голосованием.
Учитель:
Старт дан!

4. Мозговой штурм


Примеры ситуационных задач: (на карточках раздаются группам)
Пример задачи.

Просьба от эстрадной певицы:
“Я хочу чтобы во время моего выступления освещение сцены автоматически и плавно менялось в зависимости от мелодии, моего голоса, чтобы усилить эмоциональный эффект моих слушателей. К сожалению осветители не могут добиться правильного эффекта, потому что не знают и не чувствуют моей музыки…” и др.
Просьба от композитора.

Просьба от журналиста

Просьба от электрика

Просьба от директора школы

5. Подведение итогов мозгового штурма

● Как с помощью программирования можно изменить условия труда
(специалистов конкретной профессии/сферы), жизни, отдыха, сделать их
более привлекательными, а результаты - более эффективными.

Учитель:


Ребята, ваши идеи убеждают в том, что необходимость в программах и
программистах - это то, что объединяет людей, работающих в разных областях!
Программирование - это тот навык, который может изменить вашу жизнь. И, говоря на сленге, это ЛАЙФХАК, который может освоить и использовать каждый. Знание программирования пригодится вам, если вы выберете направление ИТ, а если нет, то поможет вам правильно формулировать задачи для программистов, с которыми вы обязательно столкнетесь в своей работе, какую бы профессию вы ни выбрали.


Занятия программированием не только нужны и полезны, но также могут быть приятными, веселыми и интересными - акция “Час кода” тому подтверждение.

И теперь КАЖДЫЙ из вас может получить УДОВОЛЬСТВИЕ от погружения в мир программ и попробовать себя в роли программиста -
придумывать алгоритмы и писать программы

Мы начинаем работать с тренажером!

6. Работа с тренажером
Учитель:

Главный герой является искателем сокровищ и путешествует по миру в поисках драгоценных кристаллов. На каждом этапе вам нужно помочь ему пройти по лабиринту к выходу, не сбившись с пути или собрать все объекты. Каждый новый этап становится сложнее, на вашем пути будут встречаться ловушки, которые можно легко преодолеть, если внимательно читать условия и подсказки игры и использовать полученные знания на предыдущих этапах.
Чтобы составить программу (алгоритм), которая будет управлять движением искателя сокровищ, необходимо перетаскивать блоки из левой части экрана в правую и размещать их в правильной последовательности друг под другом.


Составил из блоков правильный алгоритм - наш герой выполнит ваши команды, успешно пройдет по лабиринту и получит свои драгоценности.


У нас есть 20 минут, давайте узнаем, сколько сокровищ и кристаллов мы сможем собрать всем классом.
Перед стартом давайте договоримся о двух правилах/принципах работы:
● Если возникли сложности:
○ Я попробую найти решение сам еще раз
○ Попрошу помощи у трех одноклассников, и только затем у учителя».
● Если все получилось:
○ Справился первым, предложу другим свою помощь. Сильные
помогают слабым (помогают, но не подсказывают).

При работе с тренажером педагогу нужно иметь в виду и обратить
внимание обучающихся на:
а) то, что все задания в тренажере открыты сразу: обучающиеся могут
переключаться между заданиями и пропускать их, или возвращаться к
ним по своему усмотрению, т.о. строить свой индивидуальный образовательный маршрут, выбирать задания, соответствующие их способностям, темпу решения;
б) последние задания имеют повышенный уровень сложности:
ограничение по числу используемых “блоков-команд” для решения.

Если ребята работают в паре за одним компьютером, то они могут обсудить решение совместно или установить очередность прохождения.


Учитель: Молодцы! Справились с заданием. Теперь нужно кликнуть по кнопке “Я прошел свой час кода” и перейти на завершающую страницу с электронным сертификатом.

После окончания работы класса с тренажером необходимо выйти на главную страницу сайта.

Слайд.

Учитель А теперь предлагаю продолжить фразу: “Программирование - это навык, который … помогает/способствует/позволяет/ мне в …
[Ответы обучающихся]
Ребята, ваши идеи убеждают в том, что программирование - это то, что объединяет людей, работающих в разных областях!
Программирование - это тот навык, который может изменить нашу жизнь.
И, говоря на сленге, это ЛАЙФХАК!











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!