СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по теме "Война и дети. К.М. Симонов "Майор привез мальчишку на лафете"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока литературы в 5 классе по теме "Война и дети. К.М. Симонов "Майор привез мальчишку на лафете". УМК В.Я. Коровина. Урок выполнен в соответствии с ФГОС. 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока»

Технологическая карта урока

Автор разработки: Бурыкина Оксана Сергеевна

Учебный предмет: литература

Класс: 5

Автор УМК: литературы в 2х частях, автор В.Я. Коровина

Тема урока: Война и дети. К.М. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете».

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Цели урока:.

деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ключевых компетенций учащихся: информационной (умение анализировать информацию и переводить ее из одной формы в другую), коммуникативной.

содержательная: повторить и систематизировать полученные ранее знания о лирике как литературном роде; научиться выразительному чтению поэтического текста, анализу стихотворения; показать значение поэзии в годы Великой Отечественной войны.

развивающая: развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенности звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).

Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников – учебника, электронных ресурсов.

Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Познавательные УУД: анализировать учебный материал и выделять необходимую информацию, выполнять учебно-познавательные действия, приобретать умения использовать полученные знания в практической деятельности, самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника и электронных ресурсах, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы

Регулятивные УУД: планировать необходимые действия, контролировать учебные действия, замечать допущенные ошибки, сопоставлять свою работу с образцами, находить информацию, представленную в неявном виде, группировать объекты по определенным признакам, осуществлять анализ объектов и выделять их существенные характеристики, целеполагание, планирование, контроль и оценка деятельности на учебном занятии.

Личностные УУД: формирование способности к эмоциональному восприятию учебного материала, развитие адекватной самооценки, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, взаимопомощь, формировать умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры, анализ и рефлексия, самооценка деятельности.

Коммуникативные УУД: формулирование и аргументация собственного мнения, умение договариваться и приходить к общему решению, умение строить монологическое высказывание, высказывание и обоснование собственной точки зрения.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Мотивация к деятельности

Цель этапа: включение учащихся в деятельность.


Проверка готовности рабочих мест к началу урока.

Приветственное слово: Ребята, я рада приветствовать вас сегодня на уроке. Вы уже заметили, что у нас присутствуют гости, давайте сосредоточимся и покажем себя с наилучшей стороны.


Проверяют готовность рабочих мест. Подготовка класса к работе.


личностные: внимание, уважение к сверстникам;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: мобилизация сил и энергии.



2. Мотивация к учебной деятельности

Цель этапа: пробуждение интереса к получению новой информации; постановка учеником собственных целей обучения.



  1. Стихотворение о войне (читают наизусть несколько учеников)

«Рассказ танкиста»

Был трудный бой. Всё нынче как спросонку...
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, - забыл его спросить.

Лет десяти-двенадцати. Бедовый.
Из тех, что главарями у детей.
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас, как дорогих гостей.

Машины обступают на стоянках,
Таскать им воду вёдрами не труд.
Выносят мыло с полотенцем к танку
И сливы недозрелые суют...

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен.
Мы прорывались к площади вперёд,
А он гвоздит, - не выглянуть из башен, -
И чёрт его поймёт, откуда бьёт.

Тут угадай-ка, за каким домишком
Он примостился - столько всяких дыр!
И вдруг к машине подбежал парнишка:
«Товарищ командир! Товарищ командир!

Я знаю, где их пушка... Я разведал...
Я подползал, они вон там, в саду»...
«Да где же? Где?» - «А дайте, я поеду
На танке с вами, прямо приведу!»

Что ж, бой не ждёт. «Влезай сюда, дружище...»
И вот мы катим к месту вчетвером,
Стоит парнишка, мимо пули свищут, -
И только рубашонка пузырём.

Подъехали. «Вот здесь!» И с разворота
Заходим в тыл и полный газ даём,
И эту пушку заодно с расчётом
Мы вмяли в рыхлый жирный чернозём.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть.
От дома к дому шёл большой пожар.
И помню, я сказал: «Спасибо, хлопец...»
И руку, как товарищу, пожал.

Был трудный бой. Всё нынче как спросонку.
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, - забыл его спросить.

  1. Ролик «Дети войны»



  1. Слово учителя: Итак, ребята, мы с вами прослушали стихотворение Твардовского «Рассказ танкиста», послушали песню «Дети войны» (стихи И. Резник). Как бы вы определили тему нашего урока, о чем мы сегодня будем говорить (дети и война).

Совершенно верно, именно эта тема будет определяющей на нашем уроке. Мы будем говорить о Великой Отечественной войне, о детях и взрослых на этой войне. Поможет нам в этом стихотворение Симонова «Майор привез мальчишку на лафете»

Эпиграфом к уроку мы возьмем следующие строки, как вы их понимаете.

Война прошлась по детским судьбам грозно,

Всем было трудно, трудно для страны,

Но детство изувечено серьёзно:

Страдали тяжко дети от войны…

Анатолий Болутенко

Запись темы урока и эпиграфа в тетрадь.


Слушают стихотворение. Формулируют тему урока, работают в тетрадях, записывают дату и тему урока, эпиграф



личностные:

самоопределение,установление связи между целю учения и ее мотивом.

коммуникативные УУД:планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли


3. Целеполагание. Постановка учебной задачи

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации

Вопросы:

Какую цель мы сегодня поставим перед собой на уроке?

(рассказать о писателе, поэте советского периода, развивать навыки выразительного чтения и анализа стихотворения, воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну; расширять представления учащихся о Великой Отечественной войне; показать значение поэзии в годы войны)

Что мы должны для этого сделать?




Формулируют цель и задачи урока


.



Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, работать в коллективе, уважать мнение других участников образовательного процесса

4.Актуализация знаний.

Цель этапа: вспомнить и уметь применить имеющиеся знания, необходимые для изучения нового материала




Слово учителя: Известно, что война затронула каждого, не обошла ни женщин, ни стариков, ни детей. В этой войне погибло 13 миллионов детей. У одних она отняла жизнь, у других – родителей, у многих – детство. Война заставила рано повзрослеть мальчиков и девочек, таких же, как вы, ваших сверстников.

На дом вы получили задание: написать эссе на тему «Война – самое трагическое событие в жизни людей». Давайте послушаем, что у вас получилось.

Обучающиеся читаю свои эссе


Слово учителя: Действительно, война – великое горе для всех народов. Она несет боль, разрушение, жестокость, страдания многих людей и в первую очередь детей.

Война всегда приносит горе. И мы должны хранить в памяти эти страшные события нашей истории. Весь народ, на фронте или в тылу, старался внести свой вклад в освобождение родины.

В том числе огромную роль в борьбе с врагами оказали корреспонденты.

Кто такие корреспонденты?

Какой вклад они внесли в борьбе с захватчиками?


Одним из таких людей был и К.М. Симонов.





Слушают учителя


Отвечают на поставленные вопросы.


Читают подготовленные эссе

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации



5. Этап изучения нового материала. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель этапа: построение проекта выхода из затруднения, получить новые знания о местоимении как части речи.


Слово учителя: С первых дней Великой Отечественной войны Константин Симонов находился в действующей армии: был собственным корреспондентом газет "Красная Звезда", "Правда", "Комсомольская правда", "Боевое знамя" и др. В 1942 Константину Симонову было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 - звание подполковника, а после войны - полковника. В качестве военного корреспондента побывал на всех фронтах, был в Румынии, Болгарии, Югославии, Польше, Германии, был свидетелем последних боев за Берлин.

Сегодня мы познакомимся со стихотворением К. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете»

Выразительное чтение стихотворения «Майор привез…» (учителем или подготовленными учениками)

Анализ:

1. Какое впечатление произвело на вас стихотворение?

2. Какова композиция стих-я, условно на сколько частей мы можем поделить его? (Оно состоит из двух частей - описания увиденной при отступлении картины и непосредственного обращения к любимой женщине)

3. Начнем с первой части. Прочитаем до строк «проснувшись, он махал войскам рукой»

Первая часть.

- Какой момент войны (наступление или отступление) описан в стихотворении?

Отступление.

-Откуда везли мальчика?

Из Бреста - это крепость, которая первая приняла на себе удар фашисткой армии.

- На какую картину обращает внимание рассказчик особенно?

("Седой мальчишка")

- Как вы понимаете выражение: "...Седой мальчишка на лафете спал"?

Выражение "...Седой мальчишка на лафете спал" обозначает, что поседевший от горя мальчик спал на лафете, т. е. на станке артиллерийского орудия.)

лафет - станок артиллерийского орудия.
-Почему мальчик седой?

Мать мальчика погибла под обстрелом, мальчик поседел от горя. Раненый отец привязал мальчика к щиту, чтобы тот не упал. Проснувшись, мальчик махал рукой войскам, которые шли из глубины России на фронт.

- как вы понимаете строки «За десять лет на том и этом свете ему зачтутся эти десять дней»

за десять дней войны он пережил огромное горе, которое не под силу порой выдержать и взрослому человеку: гибель матери, обстрелы, эвакуация из родного города, ранение отца.

Мальчик словно побывал "на том свете", потому что уже видел смерть и страдание. Десять дней ужаса войны, пережитые ребенком, будут вспоминаться последующими поколениями как подвиг

Вторая часть (чтение)

- Как вы понимаете слова: "Ты говоришь, что есть еще другие, // Что я там был и мне пора домой..."

Автор вспоминает, вероятно, о женщине, которая уговаривает любимого не ездить в опасные командировки, говорит ему, что он уже видел настоящую войну, что есть другие корреспонденты, которые еще не ездили на фронт, и можно устроить так, чтобы остаться дома, чтобы послали не его, а других.

- К кому обращается автор со словами: "Ты это горе знаешь понаслышке, // А нам оно оборвало сердца"?

Автор стихотворения обращается к человеку, который не был на фронте (к женщине), знает о войне только со слов других людей и не может почувствовать всей душой трагедию войны. Солдатам, которые отступали с западной границы, чувство сострадания проникло глубоко в душу.

- "Кто раз увидел этого мальчишку, // Домой прийти не сможет до конца". Что значат эти строки?

Как следующее четверостишие раскрывает мысль автора?

- Почему автор пишет, что "твой" мальчик спит "за тридевять земель, в горах Урала"?

Большинство жителей Центральной России во время войны были эвакуированы на Урал и в Сибирь.

- О каком, о чьем мальчике говорит автор в двух последних строфах?

Ребенок любимой женщины, к которой обращается поэт, находится в безопасности, в эвакуации, тогда как миллионы других детей каждый день страдают от приближающейся к их домам войны. Автор верит в то, что он останется жив, вернется к любимой.

-Но если он не вернется, о чем он просит?

Если сын вырастет и ему "наступит дата", придет срок "идти в такие дни", т. е. на фронт, - поэт просит любимую вспомнить о нем тогда, когда она будет прощаться с сыном.

-Что хотел сказать Симонов этим стихотворением? Зачем рассказал эту историю?

Этими словами он словно говорит: мы, мужчины, солдаты, и наш долг - защитить нашу страну от врагов

 Слово учителя: Война затронула всех. Самое страшное, что в эти годы страдали не только взрослые, но и дети. Детей лишили родителей, дома, детства. Но они стали маленькими героями большой войны. Но как вы думаете, чья заслуга была в том, что они не были оставлены в сожженных дотла городах? (В этом заслуга солдата).

И мы сегодня увидели «седого мальчишка», который призывал солдат не отступать назад, не возвращаться домой и отсиживаться, думая: «Пусть другие сталкиваются с этим горем!» А, напротив, отвоевывать каждый клочок земли, лишь бы сохранить дом ребенку.


 

Слушают учителя, выразительно читают стихотворения, отвечают на вопросы, анализируют

Регулятивные: понимание цели этого этапа работы.

Коммуникативные : умение сотрудничать,

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.


Познавательные: умение понимать учебную задачу, отвечать на поставленные вопросы, умение анализировать информацию.

Личностные: умение полно и ясно выражать свои мысли, соотносить их с мнениями других, оценивать себя и своих одноклассников.





6. Физкультминутка.

Цель: снять эмоциональную усталость, предупредить утомление.


Минута молчания



7.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи


Слово учителя: Стихотворений, посвященных детям на войне немало, давайте послушаем еще стихи, которые подготовили вы, также я просила вас нарисовать иллюстрацию к выученным стихам.

Дети читают стихи, демонстрируют иллюстрации


Читают стихотворения наизусть, слушают своих одноклассников














Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать

в творческом, созидательном процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, приобретают навыки выразительно чтения

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: наизусть читают стихотворения


8. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Цель: развитие умения решать учебно- познавательные задачи

Слово учителя: Мы поговорили о стихотворении К. Симонова, послушали стихотворения других авторов, теперь я предлагаю подвести итог нашему разговору написанием синквейнов. По вариантам 1 – война, 2 – дети войны.

Война

Беспощадная, опустошающая

Губит, забирает, убивает

Ах война, что ж ты сделала, подлая?

Смерть


Дети войны

Одинокие, чуждые

Страдают, боятся, плачут

Страдали тяжко дети от войны…

Сироты


 Слово учителя: Мы говорим с вами о детях войны во множественном числе, но ведь в истории нашего государства есть конкретные имена ребят, которые, несмотря на свой юный возраст, совершили настоящие подвиги во имя своего отечества. Я просила вас найти эти имена и познакомиться с их бессмертным подвигом.

Обучающиеся рассказывают о детях, которые совершили подвиг на войне.


Составляют синквейны. Демонстрируют подготовленный материал.

Личностные: осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: формулируют собственные мыс-

ли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

9. Итог урока. Домашнее задание

Вопросы: Вспомним, какую цель мы ставили перед собой в начале урока, достигли ли мы ее?

Домашнее задание: выучить стихотворение Симонова «Майор привез мальчишку на лафете» наизусть.



Ведут диалог, повторяют основные определения и правила, записывают домашнее задание

Регулятивные: анализ работы на уроке

Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации


10. Этап рефлексии учебной деятельности.

Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности.

Слово учителя: У меня есть георгиевские ленты, скажите мне, символом чего они являются? (память, дань уважения). Я предлагаю вам приколоть эту ленточку и сказать по одному предложению, в котором попытайтесь отразить то, что вы вынесете сегодня из нашего разговора.

Оценивают свою работу на уроке.

Оценивают работу класса

Личностные: формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности



Приложение1

Русский писатель, поэт, драматург, сценарист, журналист, общественный деятель. Родился Константин Симонов 28 ноября (по старому стилю - 15 ноября) 1915 в Петрограде. Детские годы прошли в Рязани и Саратове. Воспитывался отчимом - преподавателем военного училища. В 1930, после окончания семилетки в Саратове, пошел учиться на токаря. В 1931 вместе с семьей отчима переехал в Москву. Окончив фабзавуч точной механики, Константин Симонов идет работать на авиационный завод, на котором работал до 1935. Некоторое время работал техником в Межрабпомфильме. В эти же годы начинает писать стихи. В печати первые произведения появились в 1934 (в некоторых источниках указано, что первые стихи Константина Симонова были напечатаны в 1936 в журналах "Молодая гвардия" и "Октябрь"). Учился в Московском институте философии, литературы и истории им. Н.Г. Чернышевского (МИФЛИ), затем - в Литературном институте им. М.Горького, который окончил в 1938. В 1938 был назначен редактором "Литературной газеты". После окончания Литературного института поступил в аспирантуру ИФЛИ (Институт истории, философии, литературы), но в 1939 Константин Симонов был направлен в качестве военного корреспондента на Халкин-Гол в Монголию и в институт уже не вернулся. В 1940 была написана первая пьеса ("История одной любви"), премьера которой прошла на сцене Театра им. Ленинского комсомола. В течение года Константин Симонов учился на курсах военных корреспондентов при Военно-политической академии, получив воинское звание интенданта второго ранга. Жена - актриса Валентина Серова (девичья фамилия - Половикова; первый муж - летчик, Герой Советского Союза Анатолий Серов)

С первых дней Великой Отечественной войны Константин Симонов находился в действующей армии: был собственным корреспондентом газет "Красная Звезда", "Правда", "Комсомольская правда", "Боевое знамя" и др. В 1942 Константину Симонову было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 - звание подполковника, а после войны - полковника. В качестве военного корреспондента побывал на всех фронтах, был в Румынии, Болгарии, Югославии, Польше, Германии, был свидетелем последних боев за Берлин. В 1942 снят первый кинофильм по сценарию Константина Симонова ("Парень из нашего города"). После войны в течение трех лет находился в многочисленных зарубежных командировках. В 1946-1950 - редактор журнала "Новый Мир". В 1952 был написан первый роман ("Товарищи по оружию"). C 1940 по 1961 было написано десять пьес. Умер Константин Симонов 28 августа 1979 в Москве. Прах Симонова по его желанию был развеян над местами особенно памятных ему боёв периода Великой Отечественной войны.

Приложение 2


Мальчик из села Поповки
С. Я. Маршак

Среди сугробов и воронок
В селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись ребёнок —
Последний гражданин села.
Испуганный котёнок белый,
Обломок печки и трубы —
И это всё, что уцелело
От прежней жизни и избы.
Стоит белоголовый Петя
И плачет, как старик без слёз,
Три года прожил он на свете,
А что узнал и перенёс.
При нём избу его спалили,
Угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле
Лежит убитая сестра.
Не выпускай, боец, винтовки,
Пока не отомстишь врагу
За кровь, пролитую в Поповке,
И за ребёнка на снегу


Ой, Мишка, как же страшно мне!
Л. Тасси

Оборванного мишку утешала
Девчушка в изувеченной избе:
«Не плачь, не плачь… Сама недоедала,
Полсухаря оставила тебе…

… Снаряды пролетали и взрывались,
Смешалась с кровью черная земля…
Была семья, был дом… Теперь остались
Совсем одни на свете — ты и я…»

… А за деревней рощица дымилась,
Поражена чудовищным огнём,
И Смерть вокруг летала злою птицей,
Бедой нежданной приходила в дом…

«Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,
И мне дадут на фронте автомат.
Я отомщу за то, что слезы прячу,
За то, что наши сосенки горят…»

Но в тишине свистели пули звонко,
Зловещий отблеск полыхнул в окне…
И выбежала из дому девчонка:
«Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне!..»

… Молчание. Ни голоса не слышно.
Победу нынче празднует страна…
А сколько их, девчонок и мальчишек,
Осиротила подлая война?!.


Две строчки
Твардовский

Из записной потертой книжки
Две строчки о бойце-парнишке,
Что был в сороковом году
Убит в Финляндии на льду.

Лежало как-то неумело
По-детски маленькое тело.
Шинель ко льду мороз прижал,
Далеко шапка отлетела.
Казалось, мальчик не лежал,
А все еще бегом бежал
Да лед за полу придержал…

Среди большой войны жестокой,
С чего — ума не приложу,
Мне жалко той судьбы далекой,
Как будто мертвый, одинокий,
Как будто это я лежу,
Примерзший, маленький, убитый
На той войне незнаменитой,
Забытый, маленький, лежу.


1 ученик: Марат Казей



...Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал.

За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске...

Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу.

Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя.

За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.

2 ученик: Леня Голиков

Рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам.

Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады...

Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.

Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады...

2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза

3 ученик: Валя Котик

Он родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников.

Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.

Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула.

Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его...

Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени.

Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник.

4 ученик: Зина Портнова

Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.

...Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца.

Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее...

Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.

5 ученик: Костя Кравчук

11 июня 1944 года на центральной площади Киева были выстроены части, уходившие на фронт. И перед этим боевым строем зачитали Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении пионера Кости Кравчука орденом красного знамени за то, что спас и сохранил два боевых знамени стрелковых полков в период оккупации города Киева...

Отступая из Киева, два раненых бойца доверили Косте знамена. И Костя обещал сохранить их.

Сначала закопал в саду под грушей: думалось, скоро вернутся наши. Но война затягивалась, и, откопав знамена, Костя хранил их в сарае, пока не вспомнил про старый, заброшенный колодец за городом, у самого Днепра. Завернув свой бесценный клад в мешковину, обваляв соломой, он на рассвете выбрался из дому и с холщовой сумкой через плечо повел к далекому лесу корову. А там, оглядевшись, спрятал сверток в колодец, засыпал ветками, сухой травой, дерном...

И всю долгую оккупацию нес пионер свой нелегкий караул у знамени, хотя и попадал в облаву, и даже бежал из эшелона, в котором угоняли киевлян в Германию.

Когда Киев освободили, Костя, в белой рубахе с красным галстуком, пришел к военному коменданту города и развернул знамена перед повидавшими виды и все же изумленными бойцами.

11 июня 1944 вновь сформированным частям, уходившим на фронт, вручили спасенные Костей знамена.

6 ученик: Вася Коробко

Черниговщина. Фронт подошел вплотную к селу Погорельцы. На окраине, прикрывая отход наших частей, оборону держала рота. Патроны бойцам подносил мальчик. Звали его Вася Коробко.

Ночь. К зданию школы, занятому фашистами, подкрадывается Вася.

Он пробирается в пионерскую комнату, выносит пионерское знамя и надежно прячет его.

Окраина села. Под мостом - Вася. Он вытаскивает железные скобы, подпиливает сваи, а на рассвете из укрытия наблюдает, как рушится мост под тяжестью фашистского БТРа. Партизаны убедились, что Васе можно доверять, и поручили ему серьезное дело: стать разведчиком в логове врага. В штабе фашистов он топит печи, колет дрова, а сам присматривается, запоминает, передает партизанам сведения. Каратели, задумавшие истребить партизан, заставили мальчика вести их в лес. Но Вася вывел гитлеровцев к засаде полицаев. Гитлеровцы, в темноте приняв их за партизан, открыли бешеный огонь, перебили всех полицаев и сами понесли большие потери.

Вместе с партизанами Вася уничтожил девять эшелонов, сотни гитлеровцев. В одном из боев он был сражен вражеской пулей. Своего маленького героя, прожившего короткую, но такую яркую жизнь, Родина наградила орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 1 степени.



Просмотр содержимого презентации
«симонов»

Двенадцатое апреля  Война и дети. К.М. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете» Война прошлась по детским судьбам грозно, Всем было трудно, трудно для страны, Но детство изувечено серьёзно: Страдали тяжко дети от войны… Анатолий Болутенко

Двенадцатое апреля

Война и дети. К.М. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете»

Война прошлась по детским судьбам грозно,

Всем было трудно, трудно для страны,

Но детство изувечено серьёзно:

Страдали тяжко дети от войны…

Анатолий Болутенко

Корреспондент (оре), корреспондента, м. (от латин. приставки con - вместе, со- и respondeo - отвечаю ). 1. Сотрудник газеты или другого периодического издания, посылающий в них сообщения с мест. Газетный корреспондент. Наш костромской корреспондент. 2. Лицо, находящееся с кем-н. в переписке. Он мой постоянный корреспондент. 3. Лицо или учреждение, исполняющее для данного лица или учреждения поручения финансового или коммерческого характера (банк., торг.). Член-корреспондент (офиц.) - член научного учреждения, общества, не пользующийся всеми правами действительного члена, первонач. - проживающий в другом месте. Член-корреспондент Академии наук

Корреспондент

(оре), корреспондента, м. (от латин. приставки con - вместе, со- и respondeo - отвечаю ). 1. Сотрудник газеты или другого периодического издания, посылающий в них сообщения с мест. Газетный корреспондент. Наш костромской корреспондент. 2. Лицо, находящееся с кем-н. в переписке. Он мой постоянный корреспондент. 3. Лицо или учреждение, исполняющее для данного лица или учреждения поручения финансового или коммерческого характера (банк., торг.). Член-корреспондент (офиц.) - член научного учреждения, общества, не пользующийся всеми правами действительного члена, первонач. - проживающий в другом месте. Член-корреспондент Академии наук

Константин Михайлович Симонов

Константин

Михайлович

Симонов

Война Беспощадная, опустошающая Губит, забирает, убивает Ах война, что ж ты сделала, подлая? Смерть   Дети войны Одинокие, чуждые Страдают, боятся, плачут Страдали тяжко дети от войны… Сироты

Война

Беспощадная, опустошающая

Губит, забирает, убивает

Ах война, что ж ты сделала, подлая?

Смерть

 

Дети войны

Одинокие, чуждые

Страдают, боятся, плачут

Страдали тяжко дети от войны…

Сироты


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!