| Автономное учреждение профессионального образования Ханты – Мансийского автономного округа - Югры | «СУРГУТСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ |
Методическая разработка урока Дисциплина УД.01 Технология профессиональной деятельности
Тема урока Закон о защите прав потребителей как основной регулятор торговых отношений. Дата проведения 19.04.17 Профессия 19.01.17 Повар, кондитер Группа: 633
| Должность | Фамилия/ подпись | Дата | Разработал | Преподаватель | Кривошеева Людмила Ивановна | | Проверил | Руководитель МО | Ульянова Татьяна Владимировна | | Согласовал | Методист колледжа | Петроченко Светлана Владимировна | |
|
Сургут 2017
Технологическая карта изучения темы
Предмет, группа | УД.01 Технология профессиональной деятельности. 704-710, 731, 732, 733 группы |
Тема урока | Закон о защите прав потребителей как основной регулятор торговых отношений |
Цель урока | Познакомить учащихся с правовым статусом потребителя и его основными правами по российскому законодательству |
Вид учебного занятия | Лекция, с элементами беседы; практическая работа, взаимооценка результатов труда) |
Тип урока | Комбинированный |
Межпредметные связи | Право Обществознание |
Используемые педагогические технологии | Технология развивающего обучения |
Прогнозируемый (планируемый) результат | Научиться применять Закон РФ «О защите прав потребителей» |
Формы работы | Групповая |
Используемые методы обучения | Словесный, проблемный, активный методы обучения, метод моделирования |
Задачи урока | Обучающие | Развивающие | Воспитательные |
Сформировать и закрепить знания по защите прав потребителей. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. Публично выступать. | Развитие навыков познавательной деятельности. Умение работать в команде. Коммуникативные навыки. Умение анализировать, сравнивать, обобщать. | Воспитание правовой культуры. Умение слушать. Воспитание толерантного отношения. Продолжить учебное сотрудничество при работе в малых группах. |
Материально-техническое и дидактическое оснащение урока | Оборудование: ПК, проектор, демонстрационный экран, м/м презентация, технологическая карта урока, ситуационные задания, Закон РФ «О защите прав потребителей» |
Ход урока:
1. Приветствие учащихся.
2. Проверка посещаемости и готовности студентов к уроку.
3. Мотивация: определение темы и целей урока 8 мин.
Преподаватель:
Преподаватель: ребята начать сегодняшний урок я хочу с просмотра фрагмента мультфильма «Как мужик корову продавал»
Просмотр фрагмента мультфильма «Как мужик корову продавал» (3 мин)
Все мы с вами довольно часто оказываемся в похожей ситуации: кто-то что-то покупает, кто-то продает. Скажите ребята, кем в данной ситуации является мужик, а кем бабушка с дедушкой, которые хотели купить корову?
Ответы студентов.
Преподаватель: если бы эти люди купили корову, то, спустя какое то время они бы поняли, что молока корова не дает, а их права и интересы как потребителей были нарушены.
Попробуйте определить тему нашего урока.
Ответы студентов.
Слайд 1
Записываем тему урока.
4. Объяснение нового материала 15 мин.
Преподаватель:
В Российской Федерации потребитель защищён специальным законом. Этот закон признан одним из самых совершенных в мире. Он может защитить наши кошельки, здоровье и покой, побуждает добросовестно работать продавцов и производителей. Но как бы ни был хорош Закон, если им не пользоваться, то он перестаёт работать. Поэтому каждый человек должен владеть потребительской культурой, т.е. знать свои законные права как потребителя и уметь ими пользоваться. Мы с Вами являемся потребителями не только при осуществлении покупок, но, даже придя домой, мы продолжаем ими оставаться, так как дома мы получаем услуги жилищно - коммунальных служб, а находясь на работе, мы должны грамотно разрешить возникшую конфликтную ситуацию с покупателями, например в Вашем кафе, столовой, ресторане.
Слайд 2
«У каждого человека есть три пути,
Чтобы поступать мудро и правильно:
Первый самый благородный - это размышление,
Второй самый легкий - это подражание,
Третий самый горький - это опыт»
(Конфуций , 5 в.до.н.э)
Преподаватель: и что бы этот опыт не стал горьким мы должны уметь пользоваться нормативной базой по регулированию отношений продавца и покупателя.
Слайд 3
Преподаватель: итак, сегодня на уроке мы рассмотрим понятия
Кто такой потребитель?
Права потребителя.
Защита прав потребителя.
Слайд 4
Преподаватель:
Под запись:
Потребителем в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» является гражданин имеющий намерение заказать или приобрести товары (услуги), заказывающий или приобретающий товары (услуги), использующий товары (услуги).
Слайд 5
Преподаватель:
Закон о защите прав потребителей не распространяется на юридических лиц, а также на физических лиц (граждан), которые приобретают товар с целью его использования в предпринимательской деятельности.
Слайд 6
Преподаватель:
Права потребителей – прокомментировать, вовлекая в беседу студентов.
Слайд 7. Рассмотреть ситуацию, ссылаясь на 8 статью п.2 Закона.
Слайд 8
Рассмотреть ситуацию, ссылаясь на 25 статью Закона.
Слайд 9
Рассмотреть ситуацию, ссылаясь на 18 статью Закона.
Сделать акцент на то, что если в наличии не окажется нужного товара, то потребитель, имеет право по своему выбору заявить требования указанные в статье 18. Как вести себя, если потерян кассовый или товарный чек. Что делать, если прошло более 15 дней со дня покупки (статья 20, имеет право на ремонт в течение 45 дней). Если продавец отказывается обменять товар, то необходимо составить претензию, в которой необходимо грамотно оформить (пояснить).
5. Первичное закрепление: решение практических ситуаций в группах. 20 мин.
Преподаватель:
Ребята! А давайте смоделируем какую-то конкретную ситуацию. Ваша задача представить себя в этой ситуации, разобраться в ней, найти из нее выход с помощью Закона РФ «О защите прав потребителей». У вас на партах лежит конкретная ситуация, у каждой группы она своя, кто-то купил крем для лица, кто то книжный шкаф, а кто-то телевизор или видеокамеру (можно попросить зачитать эти ситуации).
СИТУАЦИЯ 1
Иванова Наталья Александровна приобрела в магазине крем для лица. Вечером нанесла его на кожу, а утром обнаружила, что лицо отекло и покрылось красными пятнами. Покупательница попыталась вернуть некачественный товар в магазин, но там его не взяли, мотивируя это тем, что проданный товар обмену и возврату не подлежит, о чём имелась табличка. Правы ли в этом случае продавцы?
Ответ
В этой ситуации имеется прямое нарушение прав потребителя на безопасность товаров, предусмотренное статьёй №7 Закона РФ «О защите прав потребителей». На основании этой статьи покупательница вправе вернуть крем его изготовителю, либо продавцу, захватив с собой доказательства, подтверждающие, что вред причинён здоровью именно этим кремом (например, справку от врача) и что товар был приобретён именно у данного продавца. Табличка типа «Проданный товар обмену и возврату не подлежит» не имеет юридической силы, так как пункт 1статьи 14 Закона гласит: «Условия договора, ущемляющие права потребителей по сравнению с правилами, установленными законодательством, признаются недействительными».
А обеспечение безопасности достигается с помощью стандартизации, сертификации и установления сроков службы, годности. Их реализация при отсутствии такового запрещена. В частности, обязательной сертификации подлежат товары для детей, продукты питания, парфюмерия и косметика, товары народного потребления и т. д. Это касается и импортных товаров.
СИТУАЦИЯ 2
Петров Илья Николаевич приобрел книжный шкаф в мебельном магазине. Мебель в разобранном виде вместе с инструкцией по сборке ему доставили на дом. Инструкция содержала картинки по сборке и была выполнена на нескольких иностранных языках, но на русском языке инструкции не было. По чертежу покупатель произвел сборку шкафа, но неправильно прикрепил уголки задней стенки. В результате шкаф упал вместе с книгами, часть из которых была порвана, разбились стеклянные двери шкафа. Какой должна быть информация, предоставляемая потребителю? Каковы права покупателя и ответственность продавца в данном случае?
ОТВЕТ
Информация о товаре должна быть надлежащей, то есть необходимой, и достоверной, представляться в наглядной и доступной форме, на русском языке.
Отсутствие информации на русском языке привело к неправильной сборке книжного шкафа. В этой ситуации покупатель не только вправе предъявить требования, перечисленные в ст. 18 - замена, возврат денег за товар, но и потребовать полного возмещения убытков - возмещения стоимости испорченных книг, а при нанесении вреда жизни или здоровью – требовать возмещение такого вреда (ст. 12 п. 2; ст. 8 п. 2; ст. 18 п. 1 ЗЗПП).
СИТУАЦИЯ 3
Захаров Сергей Иванович приобрел в магазине телевизор, получив гарантию продавца на срок 1 год, но в техническом паспорте телевизора был указан гарантийный срок изготовителя 3 года. По истечении года телевизор сломался, а в магазине отказались принимать его в гарантийный ремонт, так как гарантийный срок 1 год истек. Имеет ли покупатель право на гарантийный ремонт? В каком случае продавец вправе устанавливать гарантийный срок?
Ответ
Покупатель имеет право на гарантийный ремонт, так как гарантийным сроком для товара является срок, установленный изготовителем, то есть 3 года, поэтому покупатель вправе был заявлять любое требование из ст. 18 ЗЗПП. Продавец вправе устанавливать гарантийный срок лишь в случае, если он не установлен изготовителем (п.7. ст. 5 ЗЗПП), либо взять на себя дополнительные гарантийные обязательства сверх установленных изготовителем.
СИТУАЦИЯ 4
Сидоров Виктор Николаевич приобрел видеокамеру с гарантийным сроком 1 год. Видеокамера сломалась на 10 месяце. Из-за отсутствия запчастей видеокамеру ремонтировали 2 месяца, а когда гарантийный срок истек, потребовали платы за ремонт. Прав ли продавец, сославшись на истечение гарантийного срока? Что происходит с гарантийным сроком при устранении недостатков?
Ответ
Продавец не вправе требовать оплаты ремонта, так как товар был передан потребителем в гарантийный период. В случае ремонта гарантийный срок на товар продлевается на период, в течение которого товар не использовался (п.3 ст.20 ЗЗПП).
Преподаватель:
Вы будете работать в группах. Возможно, вам понадобится лидер для регулирования работы. Выберите его, он поможет Вам распределить роли, назначит, кто будет искать нужную статью, кто записывать, кто анализировать, а кто отвечать. Руководитель группы должен оценить работу ребят в соответствии со следующими критериями:
Слайд 10 Критерии оценивания (проговорить)
Преподаватель: по завершению работы каждая группа представляет свои результаты работы. Ребята, работа в группе будет успешна только тогда, когда каждый из Вас примет в ней участие. Желаю Вам удачи при выполнении практической работы.
Самостоятельная работа с самопроверкой.
6. Подведение итогов - 20 мин.
Объявление оценок за урок. Также хочу отметить (из числа других учащихся принявших участие в работе)
7. Закрепление материала – 10 мин.
Преподаватель:
Итак, ребята мы сегодня изучили новую тему, скажите мне, пожалуйста:
Какой нормативный документ регламентирует взаимоотношения потребителя и продавца?
Я пришла в парикмахерскую, я потребитель?
Я пришла домой, я потребитель?
Кто такой потребитель?
На что имеет право потребитель?
Что такое претензия?
В каких случаях составляется претензия?
Какова структура претензии?
В течение какого времени, можно обменять товар надлежащего качества?
Имеет ли право продавец уменьшить срок данный изготовителем?
Преподаватель: хочется отметить, что в России система взаимоотношений потребителя и продавца поставлена на нужный уровень
Слайд 11
ТЕЛЕФОНЫ ОТДЕЛОВ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
8. Рефлексия – 5 мин.
Преподаватель:
Итак, ребята давайте подведем итоги и оценим качество взаимодействия состоявшегося у нас сегодня на уроке. Давайте начнем со слов «Я сегодня на уроке научился…..
Спросить у студентов «А где бы Вы могли столкнуться с подобными ситуациями, и вообще могли бы?» «А могли бы Вы теперь оказать помощь человеку, оказавшемуся в подобной ситуации?».
9. Домашнее задание – 2 мин.
Подобрать ситуацию, разрешаемую при помощи Закона РФ «О защите прав потребителей». ОБЪЯСНИТЬ.
(Слайд 12)
Преподаватель: и в заключении мне хотелось вам напомнить, что все приобретенные знания сегодня на уроке необходимы Вам не только для будущей профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни. Мне было с вами приятно работать. Спасибо за сотрудничество!