СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока. «Повторение и обобщение по теме морфемика и словообразование»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по русскому в 6 классе. «Повторение и обобщение по теме морфемика и словообразование» 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока. «Повторение и обобщение по теме морфемика и словообразование»»

Урок русского языка в 6 классе

Тема: «Повторение и обобщение по теме морфемика и словообразование»

Цель  урока:  обобщить и систематизировать знания учащихся  об основных способах словообразования в русском языке.

Форма работы:  коллективная, групповая,индивидуальная.

     Задачи урока:

Личностные:

  • создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;

  • создание  условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу;

      Предметные:

  • корректировать  индивидуальную работу в соответствии с коммуникативной целью;

  • Анализировать и характеризовать особенности словообразования в русском языке

Регулятивные:

  • формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу;

Коммуникативные:

  • развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.

  • сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе;

  • формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:

  • формировать умение работать с разными способами словообразования;

  • понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять  её с учётом решаемых задач;

  • извлекать нужную информацию;



Ход урока

1.Оргмомент.

- Здравствуйте, ребята! Очень рада Вас видеть. Желаю вам работоспособности и хороших результатов на уроке. Садитесь. Открывайте тетради, записывайте число, классная работа.

- Итак, мы с вами изучили несколько разделов русского языка. Какие это разделы? (Морфемика и Словообразование).

- Что такое морфемика? (Морфемика - это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова.)

- А что такое словообразование? (Словообразование - раздел науки о языке, который изучает строение слов и способы их образования).

- И вот сегодня у нас последний урок по этой теме. Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока.

«Обобщение по теме морфемика и словообразование»

- Какие цели вы ставите перед собой?(записать на доске)

1)повторить морфемы

2)вспомнить способы словообразования

3)вспомнить морфемный и словообразовательный разбор слова

- А для чего нам надо это знать?

Знание правил словообразования помогают избежать многих ошибок, связанных с грамотностью и культурой речи.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

УЧИТЕЛЬ:Сейчас мы сыграем с вами в игру “Верно – неверно”. Если вы согласны со сказанным, то хлопайте 1 раз в ладоши, если нет – топайте 2 раза.

  1. Морфема – значимая часть слова. (+)

  2. Словообразование – это образование новых слов при помощи суффиксов (-).

  3. Приставка, корень, суффикс, окончание – это морфемы. (+)

  4. Соединительными гласными бывают О – Е (+).

  5. Окончание – главная часть слова (-)

  6. Лексическое значение слова заключается в корне.(+)

  7. Приставка стоит после корня(-).

  8. В слове может быть нулевой суффикс. (+)


ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА ПРАКТИКЕ

1. УЧИТЕЛЬ:А сейчас возьмите карточку №1 «Запиши правильный ответ»и ответьте на вопросы в ней. Ответ запишите в пустую клеточку.

(Ученики заполняют карточки “Запиши правильный ответ”).

Вопрос

Ответ

1

Часть слова, которая служит для образования формы слова, называется __________

 окончание

2

Какое окончание в слове “договорилась”?

 а

3

Какой корень в слове “досрочный”?

 сроч

4

Какое окончание в слове “видел”?      

 Нулевое окончание

5

С помощью какого суффикса образовано слово “охотник”?       

 ник

6

Какой корень в слове “маленький”?

 мал

7

Какая приставка в слове подорожник?

 по

Взаимопроверка

- А теперь возьмите карандаши, и поменяйтесь друг с другом листочками, проверьте друг друга. Неверные, по вашему мнению, ответы отметьте.

(за 1-2 ошибки – 4; за 3 – 3, больше – 2).

А сейчас я продиктую верные ответы, а вы проверьте еще раз и выставьте оценки. Шкала оценок дана внизу на карточке.

– Поднимите руку, кто написал на 5; на 4; на 3.Молодцы!

2.ИГРА «СОСТАВЬ СЛОВО»

УЧИТЕЛЬ:Ребята, я предлагаю сыграть в уже знакомую вам игру «Составь слово». Выбирая нужную морфему, определите какое слово спрятано в задании. Задание на доске.

  1. Корень мой в СКАЗКЕ найдёте,
    Суффикс у ИЗВОЗЧИКА возьмёте, 
    Приставка та же, что в слове РАСХОД,
    Целым я излагаю событий ход.
    (Рассказчик)

  2. В СПИСКЕ вы мой обнаружите корень 
    Суффикс в СОБРАНИИ встретите вскоре,
    В слове РАССКАЗ вы приставку найдёте, 
    В целом по мне на уроки пойдёте.
    (Расписание)

  3. Корень тот же, что в слове ОТДАВАТЬ
    Приставка взята из слов ПРЕГРАДА и ПОСЫЛКА
    Суффикс и окончание из слова ЗНАНИЕ
    (Преподавание)

Молодцы! Все у вас получилось!

3.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Потрудились — отдохнем» 

УЧИТЕЛЬ: Мы славно потрудились, теперь давайте отдохнем, вставайте.

Потрудились — отдохнем, 
(Ходьба на месте.)

Встанем, глубоко вздохнем.

(Потянуться.)

Руки в стороны, вперед, 
(Руки развести в стороны, вперед) 
Влево, вправо поворот.

(Повернуться вправо-влево.) 
Три наклона, прямо встать.

(Наклоны влево-вправо, присесть.) 
Руки вниз и вверх поднять.

(Прыжки на месте.)

Руки плавно опустили, 
(Ходьба на месте)

Всем улыбки подарили.



4.УЧИТЕЛЬ: Итак, двигаемся дальше. Мы знаем, что в русском языке слова образуются разными способами. Скажите, а какие мы с вами знаем способы образования слов?

Суффиксальный

Приставочный

Приставочно-суффиксальный

Сложение основ

Сложение слов

Сложение сокращенных основ

Переход одной части речи в другую


5.ГРУППОВАЯ РАБОТА.

УЧИТЕЛЬ:Ребята, я предлагаю вам объединиться в группы и выполнить следующее задание. Вы должны сделать словообразовательный разбор слов и определить, какими способами они образуются. Можно совещаться, но так, чтобы не мешать своим товарищам. Группа, которая готова ответить, поднимает руку.

Задание. Определите, как образованы следующие слова.

 1 группа. Развесёлый

Съел мороженое

Развесёлый ← весёлый. (приставочный способ)

Съел мороженое ← переход

2 группа. кресло-кровать

Подсвечник

кресло-кровать←сложение слов

Подсвечник ← свеча. (приставочно-суффиксальный)

3 группа Лесовоз

МГУ

Лесовоз ← лес возит (сложение основ)

МГУ← Московский государственный университет (сложносокращенное слово)

4 группа Мороженая рыба

Овражек

Мороженая рыба ← мороз (суффиксальный)

Овражек ← овраг. (суффиксальный)

5 группа Парашютистка

Продтовары

Парашютистка← парашют (суффиксальный)

Продтовары ← продуктовые товары. (сложносокращённое слово)

6 группа Бег

Пешеход

Бег← бегать (бессуффиксный)

пешеход←пешком ходит (сложение основ)

 7 группа Гостиная

Приморский

гостиная←переход

приморский←море (приставочно-суффиксальный)

Хорошо! Молодцы, ребята!


7. ГРУППИРОВКА СЛОВ

Карточка №3. А теперь следующее задание. Сгруппируйте слова в соответствии со способами словообразования. Можете обсуждать с соседом по парте. только негромко.

Сельский, подводный, отбежать, отголосок, соавтор, приехать, студентка, синеватый, подберёзовик, ельник, распевать

1 ряд. Приставочный:

отбежать,соавтор, приехать, распевать

2 ряд.Суффиксальный:

сельский,студентка, ельник, синеватый

3 ряд.Приставочно-суффиксальный:

подводный.отголосок, подберезовик


УЧИТЕЛЬ: Давйте посмотрим, что у вас получилось. Молодцы!

8. ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ «ЗАГАДКИ-СКЛАДКИ».

УЧИТЕЛЬ: А теперь, отгадайте загадки, ответ запишите в тетради.

1. И на земле, и на снегу

Я зверя выследить смогу

По следу лапок и копыт.

На то ведь я и ... (следопыт).

2.Хоть заманчив он на вид,

Но, однако, ядовит.

Знают люди с давних пор,

Что не съедобен ... (мухомор).

3. Без разгона ввысь взлетает,

Стрекозу напоминает.

Отправляется в полёт

Наш российский… (Вертолёт)

УЧИТЕЛЬ: Каким способом образованы слова-отгадки?(Способ сложение)

9.ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

УЧИТЕЛЬ: Теперь я вам предлагаю творческое задание. Добавьте в текст сложные слова. Под текстом у вас есть маленькая подсказка. Задание выполняйте на листочках.

Карточка № 3.Добавьте в текст сложные слова.

Друг моего друга.

У моего друга есть _______опытный коротко________ный висло____ий пёс. И хотя он и ____корослый, но очень ______душный и само_______ный.

( -стоятель-, -добр-, -люб-,-шёрст, -ухо-, -низ-)

- Прочтите получившееся.

10.ИТОГ УРОКА

-Ребята, урок наш подходит к концу. Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока?

1)повторить морфемы и морфемный разбор слова

2)вспомнить способы словообразования и словообразовательный разбор

- Удалось нам их реализовать?

ВЫВОД: Словообразование – важнейший раздел русского языка. Этот раздел тесно связан с лексикой, орфографией, культурой речи. Знание этого раздела поможет избежать многих ошибок и сделать нашу речь правильной и грамотной. 

11.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

УЧИТЕЛЬ: Ребята, а дома вам необходимо будет на отдельных листочках написать небольшое сочинение, используя слова, образованные способом сложение.

12.ОЦЕНКИ ЗА УРОК.

Сложите все карточки, по которым вы работали в тетрадь и сдайте ее. Я их проверю и поставлю вам оценки. Вы все молодцы и очень хорошо работали.



11.РЕФЛЕКСИЯ.

За это время урока у нас выросли вот такие деревья, благодаря которым каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.



  • Если урок для вас прошел интересно, прикрепите к дереву плоды – яблоки.

  • Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы.

  • Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зеленые листочки.

Клей и необходимые предметы лежат под деревьями.



Спасибо за урок. Вы молодцы!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!