Урок русского языка в 6 классе
Тема: «Повторение и обобщение по теме морфемика и словообразование»
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся об основных способах словообразования в русском языке.
Форма работы: коллективная, групповая,индивидуальная.
Задачи урока:
Личностные:
Предметные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.
сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе;
формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познавательные:
формировать умение работать с разными способами словообразования;
понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять её с учётом решаемых задач;
извлекать нужную информацию;
Ход урока
1.Оргмомент.
- Здравствуйте, ребята! Очень рада Вас видеть. Желаю вам работоспособности и хороших результатов на уроке. Садитесь. Открывайте тетради, записывайте число, классная работа.
- Итак, мы с вами изучили несколько разделов русского языка. Какие это разделы? (Морфемика и Словообразование).
- Что такое морфемика? (Морфемика - это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова.)
- А что такое словообразование? (Словообразование - раздел науки о языке, который изучает строение слов и способы их образования).
- И вот сегодня у нас последний урок по этой теме. Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока.
«Обобщение по теме морфемика и словообразование»
- Какие цели вы ставите перед собой?(записать на доске)
1)повторить морфемы
2)вспомнить способы словообразования
3)вспомнить морфемный и словообразовательный разбор слова
- А для чего нам надо это знать?
Знание правил словообразования помогают избежать многих ошибок, связанных с грамотностью и культурой речи.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.
УЧИТЕЛЬ:Сейчас мы сыграем с вами в игру “Верно – неверно”. Если вы согласны со сказанным, то хлопайте 1 раз в ладоши, если нет – топайте 2 раза.
Морфема – значимая часть слова. (+)
Словообразование – это образование новых слов при помощи суффиксов (-).
Приставка, корень, суффикс, окончание – это морфемы. (+)
Соединительными гласными бывают О – Е (+).
Окончание – главная часть слова (-)
Лексическое значение слова заключается в корне.(+)
Приставка стоит после корня(-).
В слове может быть нулевой суффикс. (+)
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА ПРАКТИКЕ
1. УЧИТЕЛЬ:А сейчас возьмите карточку №1 «Запиши правильный ответ»и ответьте на вопросы в ней. Ответ запишите в пустую клеточку.
(Ученики заполняют карточки “Запиши правильный ответ”).
№ | Вопрос | Ответ |
1 | Часть слова, которая служит для образования формы слова, называется __________ | окончание |
2 | Какое окончание в слове “договорилась”? | а |
3 | Какой корень в слове “досрочный”? | сроч |
4 | Какое окончание в слове “видел”? | Нулевое окончание |
5 | С помощью какого суффикса образовано слово “охотник”? | ник |
6 | Какой корень в слове “маленький”? | мал |
7 | Какая приставка в слове подорожник? | по |
Взаимопроверка
- А теперь возьмите карандаши, и поменяйтесь друг с другом листочками, проверьте друг друга. Неверные, по вашему мнению, ответы отметьте.
(за 1-2 ошибки – 4; за 3 – 3, больше – 2).
А сейчас я продиктую верные ответы, а вы проверьте еще раз и выставьте оценки. Шкала оценок дана внизу на карточке.
– Поднимите руку, кто написал на 5; на 4; на 3.Молодцы!
2.ИГРА «СОСТАВЬ СЛОВО»
УЧИТЕЛЬ:Ребята, я предлагаю сыграть в уже знакомую вам игру «Составь слово». Выбирая нужную морфему, определите какое слово спрятано в задании. Задание на доске.
Корень мой в СКАЗКЕ найдёте,
Суффикс у ИЗВОЗЧИКА возьмёте,
Приставка та же, что в слове РАСХОД,
Целым я излагаю событий ход.
(Рассказчик)
В СПИСКЕ вы мой обнаружите корень
Суффикс в СОБРАНИИ встретите вскоре,
В слове РАССКАЗ вы приставку найдёте,
В целом по мне на уроки пойдёте.
(Расписание)
Корень тот же, что в слове ОТДАВАТЬ
Приставка взята из слов ПРЕГРАДА и ПОСЫЛКА
Суффикс и окончание из слова ЗНАНИЕ
(Преподавание)
Молодцы! Все у вас получилось!
3.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Потрудились — отдохнем»
УЧИТЕЛЬ: Мы славно потрудились, теперь давайте отдохнем, вставайте.
Потрудились — отдохнем,
(Ходьба на месте.)
Встанем, глубоко вздохнем.
(Потянуться.)
Руки в стороны, вперед,
(Руки развести в стороны, вперед)
Влево, вправо поворот.
(Повернуться вправо-влево.)
Три наклона, прямо встать.
(Наклоны влево-вправо, присесть.)
Руки вниз и вверх поднять.
(Прыжки на месте.)
Руки плавно опустили,
(Ходьба на месте)
Всем улыбки подарили.
4.УЧИТЕЛЬ: Итак, двигаемся дальше. Мы знаем, что в русском языке слова образуются разными способами. Скажите, а какие мы с вами знаем способы образования слов?
Суффиксальный
Приставочный
Приставочно-суффиксальный
Сложение основ
Сложение слов
Сложение сокращенных основ
Переход одной части речи в другую
5.ГРУППОВАЯ РАБОТА.
УЧИТЕЛЬ:Ребята, я предлагаю вам объединиться в группы и выполнить следующее задание. Вы должны сделать словообразовательный разбор слов и определить, какими способами они образуются. Можно совещаться, но так, чтобы не мешать своим товарищам. Группа, которая готова ответить, поднимает руку.
Задание. Определите, как образованы следующие слова.
1 группа. Развесёлый
Съел мороженое
Развесёлый ← весёлый. (приставочный способ)
Съел мороженое ← переход
2 группа. кресло-кровать
Подсвечник
кресло-кровать←сложение слов
Подсвечник ← свеча. (приставочно-суффиксальный)
3 группа Лесовоз
МГУ
Лесовоз ← лес возит (сложение основ)
МГУ← Московский государственный университет (сложносокращенное слово)
4 группа Мороженая рыба
Овражек
Мороженая рыба ← мороз (суффиксальный)
Овражек ← овраг. (суффиксальный)
5 группа Парашютистка
Продтовары
Парашютистка← парашют (суффиксальный)
Продтовары ← продуктовые товары. (сложносокращённое слово)
6 группа Бег
Пешеход
Бег← бегать (бессуффиксный)
пешеход←пешком ходит (сложение основ)
7 группа Гостиная
Приморский
гостиная←переход
приморский←море (приставочно-суффиксальный)
Хорошо! Молодцы, ребята!
7. ГРУППИРОВКА СЛОВ
Карточка №3. А теперь следующее задание. Сгруппируйте слова в соответствии со способами словообразования. Можете обсуждать с соседом по парте. только негромко.
Сельский, подводный, отбежать, отголосок, соавтор, приехать, студентка, синеватый, подберёзовик, ельник, распевать
1 ряд. Приставочный:
отбежать,соавтор, приехать, распевать
2 ряд.Суффиксальный:
сельский,студентка, ельник, синеватый
3 ряд.Приставочно-суффиксальный:
подводный.отголосок, подберезовик
УЧИТЕЛЬ: Давйте посмотрим, что у вас получилось. Молодцы!
8. ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ «ЗАГАДКИ-СКЛАДКИ».
УЧИТЕЛЬ: А теперь, отгадайте загадки, ответ запишите в тетради.
1. И на земле, и на снегу
Я зверя выследить смогу
По следу лапок и копыт.
На то ведь я и ... (следопыт).
2.Хоть заманчив он на вид,
Но, однако, ядовит.
Знают люди с давних пор,
Что не съедобен ... (мухомор).
3. Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полёт
Наш российский… (Вертолёт)
УЧИТЕЛЬ: Каким способом образованы слова-отгадки?(Способ сложение)
9.ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
УЧИТЕЛЬ: Теперь я вам предлагаю творческое задание. Добавьте в текст сложные слова. Под текстом у вас есть маленькая подсказка. Задание выполняйте на листочках.
Карточка № 3.Добавьте в текст сложные слова.
Друг моего друга.
У моего друга есть _______опытный коротко________ный висло____ий пёс. И хотя он и ____корослый, но очень ______душный и само_______ный.
( -стоятель-, -добр-, -люб-,-шёрст, -ухо-, -низ-)
- Прочтите получившееся.
10.ИТОГ УРОКА
-Ребята, урок наш подходит к концу. Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока?
1)повторить морфемы и морфемный разбор слова
2)вспомнить способы словообразования и словообразовательный разбор
- Удалось нам их реализовать?
ВЫВОД: Словообразование – важнейший раздел русского языка. Этот раздел тесно связан с лексикой, орфографией, культурой речи. Знание этого раздела поможет избежать многих ошибок и сделать нашу речь правильной и грамотной.
11.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
УЧИТЕЛЬ: Ребята, а дома вам необходимо будет на отдельных листочках написать небольшое сочинение, используя слова, образованные способом сложение.
12.ОЦЕНКИ ЗА УРОК.
Сложите все карточки, по которым вы работали в тетрадь и сдайте ее. Я их проверю и поставлю вам оценки. Вы все молодцы и очень хорошо работали.
11.РЕФЛЕКСИЯ.
За это время урока у нас выросли вот такие деревья, благодаря которым каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.
Если урок для вас прошел интересно, прикрепите к дереву плоды – яблоки.
Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы.
Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зеленые листочки.
Клей и необходимые предметы лежат под деревьями.
Спасибо за урок. Вы молодцы!