СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока производственного обучения Тема: «Определение концентрации раствора титрованием заместителя»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка предназначена для мастеров производственного обучения.В основу урока был положен известный мультфильм « В стране невыученных уроков». В процессе подготовки роли среди обучающихся распределялись,  согласно их индивидуальных способностей и с учетом уровня знаний и умений. 

Просмотр содержимого документа
«Приложение 41 Методическая разработка урока»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Амурский политехнический техникум»















Определение концентрации приготовленного раствора титрованием

урок производственного обучения

по профессии 240100.02 «Лаборант-эколог»


























г. Амурск,2016г.

Методическая разработка урока производственного обучения по профессии «Лаборант-эколог» ПМ 02 Приготовление проб и растворов различной концентрации.







Разработала: Н. Б. Шкиль, мастер производственного обучения














Методическая разработка урока производственного обучения предназначена для мастеров производственного обучения, осуществляющих подготовку обучающихся по профессии «Лаборант-эколог» и может быть использована для подготовки и проведения уроков производственного обучения.































КГБОУ СПО «Амурский политехнический техникум»

682640. Г. Амурск, пр. Строителей,47, тел.(факс) (42142) 3-22-03

E-mail: [email protected]



План урока

Тема урока: «Определение концентрации приготовленного раствора титрованием»

Тип урока – комбинированный

Вид урока – практическая работа

Форма организации учебного занятия – индивидуальная


Цель: обучающиеся научаться определять концентрацию приготовленного раствора титрованием

Задачи:

- Повторить мерную посуду и её назначение

- Закрепить навык приготовления растворов точной концентрации

- Повторить методику определения концентрации приготовленного раствора по сухому остатку

- Повторить правила и технику определения концентрации приготовленного раствора по его плотности

- Закрепить навык работы с мерной посудой

- Обучить технике кислотно-щелочного титрования

- Закрепить навык обработки результатов анализа

- Развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы

- Формировать умение рационально использовать рабочее время

- Воспитывать чувство ответственности за результат своей работы


Материально-техническое обеспечение урока:

ПК, весы лабораторные, электрическая плитка, сушильный шкаф, ареометр,

ареометр, бюкс, мерная колба, воронка, химический стакан, фарфоровая чашка,

мерный цилиндр, коническая колба, пипетка, бюретка, раствор серной кислоты

0,1Н, раствор фенолфталеина, вода дистиллированная, гидроксид натрия

безводный.


Стандарт образования: Студент должен уметь оценивать экологические показатели сырья и экологической пригодности выпускаемой продукции


Профессиональные компетенции:

ПК.1.1. Пользоваться лабораторной посудой различного назначения, мыть и сушить посуду в соответствии с требованиями химического анализа.

ПК.2.1. Готовить растворы точной и приблизительной концентрации.

ПК.2.2. Определять концентрации растворов различными способами.

Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем

ОК3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

Технологическая карта с методической структурой занятия

Этапы урока

Методы обучения

Форма

деятельности

Методические

приемы и их

содержание

Способы

организации

деятельности

Средства обучения

Вводный инструктаж

Привлечение внимания


Объяснительно-иллюстративный

Беседа

Проведение беседы с обучающимися по теме: Приготовление растворов

Фронтальный

Слайдовая презентация


Мотивация обучающихся


Репродуктивный

Проблемно-поисковый

Беседа Практическая работа

Повторение известных способов определения концентрации растворов с созданием проблемной ситуации с целью подведение обучающихся к самостоятельному определению цели урока.

Фронтальный

Индивидуальный

Вопросы по пройденным темам, набор химической посуды


Повторение известных приёмов работы

Практический

репродуктивный

Беседа. Самостоятельная работа

Повторение правил и приемов работы с мерной посудой. Приготовление раствора и определение его концентрации по сухому остатку и по плотности. Обсуждение правильности выполнения приемов работы. Определение возможностей применения знаний обучающимися.

Индивидуальный, фронтальный

справочник лаборанта, ареометр, бюкс, мерная колба, воронка, химический стакан, фарфоровая чашка,

мерный цилиндр, коническая колба, пипетка, бюретка, вода дистиллированная, гидроксид натрия

безводный.

Изучение

новой темы






Практический

Проблемно-

поисковый Объяснительно-иллюстративный



Самостоятельная работа


Составление конспекта по терминологии

Работа в микрогруппах

Тест на соответствие


Демонстрация мастером приёмов титрования и определения концентрации приготовленного раствора

Индивидуальный, фронтальный.

Проба приготовленного раствора, химический стакан, коническая колба, пипетка, бюретка, раствор серной кислоты

0,1Н, раствор фенолфталеина

Повторение приемов работы


Практический

репродуктивный

Беседа. Самостоятельная работа

Повторение студентами титрования.

Обсуждение правильности выполнения приемов работы. Определение возможностей применения знаний обучающимися.

Индивидуальный, фронтальный.

Проба приготовленного раствора, химический стакан, коническая колба, пипетка, бюретка, раствор серной кислоты

0,1Н, раствор фенолфталеина

Повторение методики выполнения работы

Объяснительно-иллюстративный


Беседа

Тестирование по технике титрования и порядку выполнения работы. Постановка проблемных вопросов. Воспроизведение и коррекция знаний.

Индивидуальный, фронтальный


Интерактивный тренажёр

Повторение правил работы с посудой и Т.Б.


Объяснительно-иллюстративные

проблемный

Коллективное обсуждение


Просмотр видеороликов, обсуждение (высказывание мнений обучающимися, самостоятельные выводы).

Фронтальный

Видеофрагменты

Выдача практического задания на текущий инструктаж

Объяснительно-иллюстративные

Беседа

Объяснение правил заполнения таблицы.

Одобрения мастером.

Эмоциональное стимулирование на правильное решение производственной задачи.

Фронтальный

Таблица. Навеска безводного гидроксида натрия.

Текущий инструктаж

Практическая работа

( 4,5ч.)

Практический

Исследовательский

Самостоятельное выполнение работы

Приготовление раствора из выданной навески и определение его концентрации разными видами анализа. Эмоциональное одобрение (похвала, помощь в случае необходимости, внимание к каждому обучающемуся).

Индивидуальный


Навеска безводного гидроксида натрия. Набор оборудования, приборов, химической посуды и реактивов

Заключительный инструктаж

Рефлексия.

(20 мин)

Контроль

Беседа.

Коллективное обсуждение.


Анализ успешности усвоения материала и деятельности обучающихся.

Подведение итогов работы.

Фронтальный

Индивидуальный

Таблица результатов анализа




Ход урока

Вводный инструктаж: 55 мин

В рамках изучения профессионального модуля 02 «Приготовление проб и растворов различной концентрации» мы продолжаем работать над темой «Определение концентрации приготовленного раствора».

Чтобы определить концентрацию раствора, мы его сначала приготовим.

Вопрос: Какой концентрации бывают растворы?

Ответ: Точной и приблизительной.

Сегодня мы будем готовить раствор точной концентрации.

Вопрос: Какая посуда используется для приготовления растворов точной концентрации?

Ответ: Для приготовления растворов точной концентрации используется только мерная посуда.

Задание: Из предложенного набора выбрать мерную посуду (работа на интерактивной доске).

Вопрос: В какой из этой посуды готовят растворы точной концентрации?

Ответ: В мерной колбе.

Задание: Выбрать из предложенного набора необходимую посуду и приготовить раствор из имеющейся неизвестной навески гидроксида натрия. (Студент выполняет работу, комментируя свои действия.)

Мастер задаёт уточняющие вопросы:

- почему нельзя использовать водопроводную воду; для чего используем пипетку; - что значит – перенести навеску количественно;

- какие будут ваши действия, если оттянутый конец воронки забился реактивом;

- для чего ополаскиваем бюкс водой и сколько раз;

- что произойдёт, если на стенках бюкса останутся частицы вещества;

- почему нельзя сразу довести объём колбы до метки;

- как можно избежать перелива выше метки.

После окончания работы обучающимся предлагается проверить точность доведения до метки. При этом обращается внимание на положение метки относительно глаз.

Раствор готов и нам необходимо определить или уточнить его концентрацию.

Вопрос: Каким способом мы уже это делали?

Ответ: По его плотности или по сухому остатку.

Чтобы определить концентрацию раствора по сухому остатку мы выполняем ряд операций.

Вопрос: Вспомните какие?

Ответ:1. Взятие навески

2. Выпаривание и высушивание навески

3. Доведение до постоянной массы

(с объяснением всех операции)

Задание: Посмотрите видеофрагмент и найдите ошибки в действии лаборанта.

(Демонстрируется видеофрагмент) Покажите, как надо было сделать правильно.

4. Расчёт результатов анализа.

Второй способ определения концентрации раствора – по его плотности.

Вопрос: Что нам потребуется для определения плотности раствора?

Ответ: ареометр, мерный цилиндр, термометр и таблица зависимости концентрации раствора от его плотности.

Задание: Измерьте плотность приготовленного раствора.

Студент выполняет задание, комментируя свои действия.

Проблема – ареометр не подходит, а другого у нас нет. По сухому остатку определять концентрацию достаточно долго, а от нас срочно ждут результата, да ещё возникли перебои со светом, не работает электрооборудование. Как же нам быть? На уроках МДК вы говорили о ещё одном способе определения концентрации.

Ответ: Определение концентрации раствора титрованием.

Сегодня на уроке вы научитесь определять концентрацию приготовленного раствора титрованием.

Для ознакомления с профессиональной терминологией по этой теме я предлагаю вам разделится на группы по 3-4 человека и в течение 5минут поработать с карточкой и выписать те определения, которые вам не знакомы.

По истечении отведённого времени проводится фронтальный опрос по изученному материалу.

Задание: Выставить на демонстрационный стол посуду и реактивы, необходимую для титрования.

Любой анализ лаборантом на производстве выполняется в параллели. Готовится сразу 3 пробы, чтобы избежать ошибки в титровании. Расхождение в результатах титрования параллели не должно превышать 10%.

Задание: Заполнить бюретку рабочим раствором. (Студент выполняет задание, мастер контролирует его действия и при необходимости поправляет).

Задание; Подготовить к анализу параллель. (Студент выполняет задание, мастер проводит фронтальный опрос, направленный на обсуждение его действий.)

Бюретка к работе готова, проба для анализа подготовлена, можно приступать к титрованию. При титровании очень важна координация движений рук, т. к. они совершают вращательные движения в разных плоскостях. Предлагаю вам для отработки координации упражнение: одной рукой гладим себе голову, а другой – живот, при этом руки работают в разных направлениях. А теперь попробуйте выполнить вращательные движения кистями рук.

Мастер демонстрирует титрование и отсчёт результатов титрования, отмечая их на тренажёре.

Оставшиеся две пробы титруют студенты. Обсуждаются результаты титрования, сходимость в параллели и дальнейшие действия. Акцентируется внимание обучающихся на необходимости отработки навыка титрования.

Все данные по ходу анализа и результаты вы заносите в лабораторный журнал.

(заполнение лабораторного журнала на доске)

Прежде, чем приступить к работе, давайте повторим ход работы.

Ответ: Подготовить бюретку к работе (заполнить рабочим раствором); взять аликвоту, добавить индикатор и титровать до обесцвечивания.

Задание: Собрать последовательность кислотно-щелочного титрования на интерактивном тренажёре.

Инструктирование по рациональному использованию рабочего времени в ходе выполнения работы.

Повторим правила работы с электроплиткой и правила оказания первой помощи, просмотрев видеофрагменты в которых вам необходимо исправить допущенные нарушения.

Ознакомление с листом лабораторного журнала по всей работе.

Полученные в ходе работы данные вы занесёте в таблицу на доске.


Текущий инструктаж: 4,5 часа

Целевые обходы:

- контроль за организацией рабочего места;

- контроль за соблюдением правил техники безопасности;

- контроль за правильностью выполнения обучающимися приёмов, операций;

- индивидуальное инструктирование обучающихся на рабочих местах;

- контроль за уборкой рабочего места.


Заключительный инструктаж: 20 минут

Анализ успешности усвоения материала и деятельности обучающихся на основе рефлексии.

Подведение итогов работы.

Выставление оценок

Список использованных источников

1. Гайдукова Б.М. Техника и технология лабораторных работ: Учеб. Пособие для начального проф. образования/ Б.М. Гайдукова, С.В. Харитонов.- М. : Издательский центр «Академия»,2006

2. Саенко О.Е. Аналитическая химия; учебник для средних специальных учебных заведений/О.Е.Саенко.-Ростов н/Д; Феникс, 2009

3. Аналитическая химия: Учебник для студ. Сред. Проф. Учеб. Заведений/Ю.М.Глубоков, В.А.Головачева, Ю.А.Ефимова и др.; Под ре. А.А.Ищенко. - М.: Издательский центр «Академия», 2004

4.www.youtube.com/watch?v=r8_U68YXuqc

5.www.google.ru/search?q




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!