Цели: • Актуализировать знания о понятии «имя прилагательное», «единственное и множественное число», «род», «падеж». • Ввести: - правило проверки окончания прилагательного; - алгоритм определения рода, числа и падежа имени прилагательного. • Научить: - определять непостоянные признаки имени прилагательного и обосновывать свое мнение; - определять формы изменения окончания прилагательного и обосновывать свое мнение; - различать падежные вопросы имени прилагательного и существительного и обосновывать свое мнение; - рассказывать правило правописания окончания прилагательного, алгоритм определения непостоянных признаков имени прилагательного; - восстанавливать и обозначать цифрами верный порядок действий для определения падежа имени прилагательного, используя алгоритм; - определять и указывать непостоянные признаки имени прилагательного и выделять графически окончание; - склонять и писать прилагательное с существительным; - писать текст, вставляя пропущенные окончания прилагательного; - писать существительное, подходящее по смыслу к имени прилагательному или прилагательное, подходящее по смыслу к имени существительному; - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; - осуществлять взаимный контроль, приходить к единому мнению в рамках учебного диалога. | I.Этап мотивации к учебной деятельности Учитель: Придумано кем – то просто и мудро – При встрече здороваться: «Доброе утро!» «Доброе утро!» - солнцу и птицам «Доброе утро!» - улыбчивым лицам. Учитель: – Ребята, улыбнитесь и вы, повернитесь к гостям, и им подарите свои улыбки. Пусть утро станет добрым для всех. Учитель: – Я вижу, добрые, радостные лица, и, значит, на уроке появится наше Солнышко. (Прикрепляется к доске солнце - рисунок) Минутка чистописания. Письмо соединений с элементами овала: ая яя ое ее ый ий ые ие Вешний день год кормит. Презентация Слайд 1 II.Этап актуализации знаний. . Словарная работа. Объясни пропущенные орфограммы. Письмо с комментированием. Ещё в п.лях б.леет сне., А воды уж в.сной шумят – Б.гут и будят сон.ый бере., Б.гут, и блещут, и гласят… Они гласят во все к.нцы: «В.сна идёт, в.сна идее.! Она нас выслала вперё.!» Презентация Слайд 2 - О чём стихотворение ? (О весне!) - Весна какая? Назовите признаки весны. (Солнечная, долгожданная, весёлая, радостная, тёплая, дружная.) - Какие слова употребили в ответе? Назови часть речи. (Прилагательные.) Назовите значение выражения «имя прилагательное». Модель – схема Интерактивное приложение III.Этап выявления места и причины затруднения - Расскажите правило проверки окончания имени прилагательного. - В этом нам поможет таблица ЗХУ. Таблица ЗХУ ( знаю, хочу узнать, узнал) Слайд 3 Верно-неверно 1.Верно ли, что род и число имени прилагательного можно определить по существительному? Обоснуйте своё мнение. 2.Верно ли, что имя прилагательное изменяется по падежам с помощью тех же вопросов, что имя существительное? Обоснуйте своё мнение. 3.Можно ли правописание окончания любого прилагательного проверить с помощью вопроса? Обоснуйте своё мнение. 4.Можно ли утверждать, что род, число и падеж прилагательного определяется по любому существительному в предложении? Обоснуйте свое мнение. III.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Угадайте загадку Чернеет лес, теплом разбуженный, Весенней сыростью объят. ... Природой бережно спелёнутый, Завёрнутый в широкий лист, Растёт цветок в глуши нетронутой, Прохладен, хрупок и душист. ( Ландыш) Какие еще первые цветы вы знаете? Работа по карточкам карточки – цветок Группа 1 подснежник Подберите и напишите подходящее по смыслу имя прилагательное, определите его число, выделите графически окончание. с взаимопроверкой Наступает… весна. Солнце льет на землю …..….лучи. Скоро появятся ….цветы. Нужно сохранять и оберегать …цветы. Слова для справок : ранняя ,теплая, первые , весенние Восстановите порядок действий для определения числа имени прилагательного, обозначая их цифрой. --Имя прилагательное стоит в том же числе , что и имя существительное, с которым оно связано | -Найти имя существительное, от которого зависит имя прилагательное | -Определить число имени существительного | Проверка. Запись на доске и в тетради. Слайд 4 2 группа ландыш Составьте и напишите словосочетание прилагательного существительным, данным в скобках. Вставьте нужные окончания. Определите род, число каждого слова и выделите графически окончание. Весенн… (ручеёк, листва, дни, солнышко) Восстановите порядок действий для определения рода имени прилагательного, обозначая их цифрой. -Найти имя существительное, от которого зависит имя прилагательное - Определить род имени существительного -Имя прилагательное стоит в том же роде , что и имя существительное, с которым оно связано -Имена прилагательные во множественном числе по родам не изменяются | Проверка. Запись на доске и в тетради. Слайд 5 Группа 3 мать- и -мачеха Просклоняйте словосочетание « теплое солнце», Выделите графически окончание в каждом вопросе и прилагательном. И.п. солнце (какое?) теплое Р. п…. Восстановите порядок действий для определения падежа имени прилагательного, обозначая их цифрой. -Найти имя существительное, от которого зависит имя прилагательное - Определить падеж существительного. - Имя прилагательное стоит в том же падеже, что и имя существительное, с которым оно связано. | Проверка. Запись на доске и в тетради. Слайд 6 IV.Этап включения нового знания в систему знаний и повторения. Учебник Л.Ф.Климанова Т.В.Бабушкина « Русский язык 3 класс» стр 109 упр 195 V.Этап рефлексии. Заполнение таблицы Узнал Расскажите алгоритм определения непостоянных признаков имени прилагательного. Непостоянные признаки имени прилагательного (род, число и падеж) являются такими же, как у существительного, от которого оно зависит. Алгоритм определения непостоянных признаков имени прилагательного Слайд 7 Чтобы определить род, число и падеж имени прилагательного, надо: Определить имя существительное, от которого зависит имя прилагательное. Определить род, число, падеж существительного, от которого зависит имя прилагательное. - В заключении нашего урока оцените свою работу. Если вы были активны, узнали новое , вы очень довольны собой, тогда возьмите солнышко красное - Если вы испытывали трудности, но смогли их преодолеть, то возьмите желтое солнышко.
- Тем, кому было совсем не интересно работать на уроке, кто ничего не узнал нового, те пусть возьмут солнышко которое спряталось за тучку.
| Познавательные умения: - определять непостоянные признаки имени прилагательного и обосновывать свое мнение; - определять формы изменения окончания прилагательного и обосновывать свое мнение; - различать падежные вопросы имени прилагательного и существительного и обосновывать свое мнение. Регулятивные умения: - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные умения: - осуществлять взаимный контроль, приходить к единому мнению в рамках учебного диалога. Предметные умения: • Рассказывать правило правописания окончания прилагательного, алгоритм определения непостоянных признаков имени прилагательного. Регулятивные умения: - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Предметные умения: Определять и указывать число, падеж и, где возможно, род прилагательного и выделять графически окончание. Писать: - словосочетания, используя слова для выбора; - склонение прилагательного с существительным; - текст, вставляя пропущенные окончания прилагательного; - существительное, подходящее по смыслу к имени прилагательному или прилагательное, подходящее по смыслу к имени существительному. • Восстанавливать и обозначать цифрами верный порядок действий для определения числа имени прилагательного, используя алгоритм; Коммуникативные умения: - осуществлять взаимный контроль, приходить к единому мнению в рамках учебного диалога. Предметные умения: • Восстанавливать и обозначать цифрами верный порядок действий для определения рода имени прилагательного, используя алгоритм; Коммуникативные умения: - осуществлять взаимный контроль, приходить к единому мнению в рамках учебного диалога. Предметные умения: • Восстанавливать и обозначать цифрами верный порядок действий для определения числа, рода и падежа имени прилагательного, используя алгоритм. | |