УРОК 144
Класс – 5
Тема – Спряжение глагола. Лицо и число.
Тип урока: урок общеметодологической направленности
Цели:
Сформировать умение определять спряжение глаголов.
Научить изменять по лицам и числам разноспрягаемые глаголы.
Научить правильно и уместно употреблять спрягаемые формы глаголов в речи.
Задачи:
Организовать деятельность учащихся по закреплению знаний в рамках темы «Спряжение глагола. Лицо и число»
Научить различать окончания глаголов I и II спряжения, а также знать грамматическое значение каждого из окончаний
Научить изменять по лицам и числам разноспрягаемые глаголы
Научить правильно и уместно употреблять спрягаемые формы глаголов в речи
Создать условия для развития внимания, наблюдения, сравнения, обобщения, орфографической зоркости, познавательного интереса, письменной и речевой культуры учащихся;
Воспитывать бережное отношение к языку как средству общения; обучение общению в различных речевых ситуациях.
Оборудование: компьютер в классе, проектор, интерактивная доска, модули ЦОР
Ход урока
I. Организационный этап (мотивационный)
1. Приветствие учащихся
2. Проверка готовности учащихся к уроку (учебники, рабочие тетради)
II. Этап целеполагания: постановка целей и задач урока
1. Работа с ЦОР
Изменение глагола по лицам и числам
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ebc2231d-df15-4403-9ba8-0fe92dac432e/%5BNS-RUS_4-14%5D_%5BIM_026%5D.swf
Задание выполняем устно. Работают по очереди 4 ученика (1 ученик – 1 задание)
2. Вопросы к классу:
- Как называется изменение глагола по лицам и числам?
- Какова тема нашего сегодняшнего занятия?
Сравните с формулировкой в учебнике на стр. 229
Запишите число, тему урока
- Как вы думаете, какова цель нашего урока?
- Какие задачи стоят перед нами?
- Ожидаете вы узнать что-то новое на уроке или считаете, что тема вам хорошо знакома?
III. Этап актуализации знаний, умений, навыков
1. Интерактивная таблица «Спряжение глаголов». Повторяем известный теоретический материал, используя возможности интерактивной таблицы (открывающиеся «окна»)
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79cea1b6-0a01-00ee-00d3-6ff3dc388b20/%5BRUS5_006%5D_%5BIA_204%5D.swf
2. Тест «Определение спряжения глаголов»
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bffa8d4f-0338-4a3b-9440-0b17c302d7df/index_listing.html
Задания выполняем «по цепочке». Допустивший ошибку ученик выполняет второе задание. Если вновь допускает ошибку – индивидуальное задание на эту тему на следующем уроке.
Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А
IV. Этап освоения нового (исследовательский этап). Проблемная ситуация.
1. Два человека работают на доске. Задание – проспрягать каждому по 1 глаголу: хотеть, бежать. Определить спряжение глагола, графически выделить окончания. Составить таблицу окончаний данного глагола (образец - интерактивная таблица).
2. Задание классу (на карточках) – вставить пропущенные буквы, выделить окончания, определить лицо, спряжение:
Кто поздно се…т, тот редко ве…т.
Скромность украша…т человека.
Правда и реку останов…т.
Труд корм…т, а лень порт…т.
С правдой обойдёшь весь мир, без правды и шага не ступ…шь.
Словами поля не засе…шь.
Не посмотр…шь – не увид…шь, не расспрос…шь – не найдёшь.
От гнева старе…шь, от смеха молоде…шь. (Пословицы.)
3. Проверка выполнения задания на карточке.
4. Проверка выполнения задания на доске.
- Мы без труда определили лицо и спряжение глаголов, встретившихся в пословицах. Вы так же легко справились с заданием?
- К какому спряжению относится глагол хотеть? А глагол бежать?
- Какому спряжению соответствуют окончания, которые вы выписали, заполняя таблицу?
- Что отличает эти глаголы от тех, которые мы разбирали раньше? Какое противоречие вы заметили?
- Как бы вы назвали эти глаголы? Можем ли мы отнести их к 1 или 2 спряжению?
- Какие пути решения проблемы вы можете предложить?
5. Работа с учебником.
1) Понятие о разноспрягаемых глаголах – стр.230
2) Выполнение упражнения 648 (устно).
V. Этап закрепления знаний (этап фиксации)
Работа с учебником (комментированное письмо)
1. Составление словосочетаний - упражнение 649.
2. Подбор синонимов к глаголу идти - упражнение 651.
VI. Проектирование выполнения домашнего задания
Параграф 82, р абота с текстом (распечатан на карточках)
Задание:
Прочитайте. Подумайте, чему учит этот рассказ.
Выпишите разноспрягаемые глаголы, запишите к каждому из них два-три однокоренных глагола (с другими приставками) в формах 2-го и 3-го лица единственного и множественного числа. Выпишите три глагола I спряжения и три глагола II спряжения.
Саша-дразнилка
Саша очень любил дразнить свою сестренку. Ляля обижалась и плакала.
– О чем ты плачешь, Лялечка? – спрашивал папа.
– Меня Саша дразнит.
– А ты не дразнись.
Один раз Ляля попробовала, и вот что из этого вышло.
Ребята сидели за столом и завтракали.
– Вот я сейчас поем, – начал Саша, – и твою куклу за ноги к люстре подвешу.
– Ну что ж, – засмеялась Ляля, – это будет очень весело!
Саша даже поперхнулся от удивления.
– У тебя насморк, – сказал он, подумав. – Тебя завтра в кино не возьмут.
– А я завтра и не хочу идти в кино. Я пойду послезавтра.
Саша посмотрел кругом и крикнул:
– У меня апельсин больше, чем у тебя!
– Ешь на здоровье, – сказала Ляля, – поправляйся.
Тут Саша не выдержал и заплакал.
– О чем ты плачешь, Сашенька? – спросила мама.
– Меня Лялька обижает! – ответил Саша, всхлипывая. – Я её дразню, а она не дразнится.
(По Н. Артуховой.)
VII. Этап диагностики и рефлексии
1. Выставление оценок и комментирование индивидуальных достижений и затруднений учащихся.
2. Рефлексия.
Выбирая начало фразы, сделать вывод одним предложением.
Я научился…
Меня удивило…
У меня получилось…
Я приобрел…
Я понял, что…
Сегодня я узнал…
5