СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока русской литературы на тему "Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль». Эссе (по образу Митрофанушки)".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка включает краткосрочный план, презентацию, дидактический материал, видеоматериалы к четвёртому уроку по творчеству Д. И. Фонвизина и его комедии "Недоросль".

Просмотр содержимого документа
«7 класс_КСП_Р3_Д.И.Фонвизин. Недоросль. Эссе по образу Митрофанушки»

Краткосрочный план. 4 урок

Предмет:

Русская литература

Раздел: 3

Юмор и сатира в литературе

Школа:


Дата:


ФИО учителя:


Класс:

7

Кол-во уч-ся:

отсутствующих- , присутствующих-

Тема:

Денис Иванович Фонвизин «Недоросль». Эссе по образу Митрофанушки.

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

Учащиеся будут уметь:

ПО6 - давать аргументированный ответ на проблемный вопрос.

Цели урока

Учащиеся смогут:

ПО6 - написать эссе по одному из вопросов:

  1. «Каким образом Фонвизину удается изобразить Митрофанушку отрицательным героем?»;

  2. «Каким образом автор изображает Митрофанушку, чтобы произвести впечатление на читателя?»;

  3. «Живы ли Митрофанушки в наше время?».

Критерии успеха

Ученик достиг цели, если

ПО6 -

  1. даст ответ на проблемный вопрос;

  2. приведёт аргументы - цитаты из комедии;

  3. соблюдает объём (100-120 слов).

Привитие ценностей

  • Создание условий, обеспечивающих формирование у учеников навыков самоконтроля, способствующих овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности при выполнении заданий;

  • привитие ученикам таких качеств, как уважение к другим, честность, порядочность.

Межпредметные связи

Русский язык

Навыки использования ИКТ

-

Предварительные знания

Это четвёртый урок данного раздела. Он построен на знаниях и навыках, приобретенных учащимися при изучении русской литературы в 1, 2, 3 четвертях по развитию навыков ПО (понимание и ответы на вопросы).



ПЛАН

Этапы урока

Запланированная деятельность

Ресурсы

Начало

1 урока

5 мин.

Работа в парах

-Ученики обмениваются письменными характеристиками Митрофанушки, составленными дома по предложенному плану:

  1. Личные качества, которыми писатель наделяет героя;

  2. Что и как говорит Митрофанушка;

  3. Поступки героя;

  4. То, над чем подшучивает писатель.

-Ученики оценивают друг друга по критериям:

  1. указывает личные качества, которыми писатель наделяет героя;

  2. указывает, что и как говорит Митрофанушка;

  3. отмечает поступки героя;

  4. отражает то, над чем подшучивает писатель.

Письменные характеристики Митрофанушки, составленные учениками.


Середина 1 урока

35 мин.


Индивидуальная работа

-Учитель знакомит учащихся с критериями к эссе:

Ученик достиг цели, если
  1. даст ответ на проблемный вопрос;

  2. приведёт аргументы - цитаты из комедии;

  3. соблюдает объём (100-120 слов).

-Ученики пишут эссе по одному из вопросов:

  1. «Каким образом Фонвизину удается изобразить Митрофанушку отрицательным героем?»;

  2. «Каким образом автор изображает Митрофанушку, чтобы произвести впечатление на читателя?»;

  3. «Живы ли Митрофанушки в наше время?».

-Ученики используют ресурсы, созданные, подготовленные, заполненные на предыдущих уроках и при выполнении домашнего задания по образу Митрофанушки.


Конец

1 урока

5 мин.

Рефлексия. Самооценивание. Приём «Кулак-ладонь»:

  • раскрытая ладонь – учащийся уверен, что достиг целей и ожидаемых результатов;

  • три пальца вверх – учащийся считает, что частично преуспел в достижении целей и следует еще поработать;

  • кулак – ученик считает, что сделал незначительные успехи или совсем ничего для достижения цели.

Домашнее задание.

-Прочитайте ресурс «Классицизм в литературе».

Приложение 1.

-Ресурс «Классицизм в литературе».

Дополнительная информация

Дифференциация – как Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Межпредметные связи Здоровье и безопасность Связи с ИКТ Связи с ценностями (воспит. элемент)

Группы будут поддерживать друг друга. Дифференциация по результату, так как некоторые группы могут иметь меньше информации, чем

Метод наблюдения Вопрос и ответ (целевые и случайные). Оценивание ответа одноклассника

Кабинет организован для групповой работы. Навыки ИКТ, чтобы посмотреть видео. Умение работать в группе (взаимоуважение) Отвечать на вопросы и активно слушать других в ходе обсуждения в классе.

Рефлексия

Размышления над уроком. Ответы на вопросы из левой колонки.

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Что учащиеся выучили сегодня? Какая атмосфера царила в классе? Сработала ли дифференциация, проводимая мной? Уложился (лась) ли я в сроки? Какие отступления были от плана урока и почему?


Общая оценка:

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об изучении)?

1:


2:


Какие две вещи могли бы улучшить урок (подумайте как о преподавании, так и об изучении)?

1:


2:


Что я узнал(а) на уроке о классе или отдельных учениках, что поможет мне подготовиться к следующему уроку?






Использованная литература, Интернет - источники:


  1. Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль».

  2. Комедия "Недоросль" Фонвизина: анализ и характеристика героев, материалы для сочинений. © Literaturus.ru : Мир русской литературы: http://www.literaturus.ru/p/blog-page_91.html

  3. http://festival.1september.ru/articles/624372/

  4. http://schooltask.ru/obraz-mitrofana-v-komedii-d-i-fonvizina-nedorosl/

  5. http://schooltask.ru/mitrofan-tip-izbalovannogo-mamenkinogo-synka/

  6. http://schooltask.ru/sochinenie-na-temu-syn-dostojnyj-svoej-materi-nedorosl/

  7. https://infourok.ru/urok-literaturi-obraz-mitrofanushki-v-komedii-di-fonvizina-1438143.html

  8. https://www.proza.ru/2012/10/19/1998




Просмотр содержимого документа
«7 класс_Приложение 2_Р3_Д.И.Фонвизин. Недоросль. Эссе по образу Митрофанушки»

Классицизм в литературе

Классицизм – художественный стиль речи и эстетическое направление в художественной литературе XVII-XVIII века, сформировавшийся во Франции в XVII веке. Основоположник классицизма является Буало, в частности его произведение «Поэтическое искусство» (1674 г). Буало основывался на принципах гармонии и соразмерности частей, логической стройности и лаконизма композиции, простоты сюжета, ясности языка.  Франции особого развития достигли «Низкие» жанры – басня (Ж. Лафонтен), сатира (Н. Буало).  Расцвет классицизма в мировой литературе послужили трагедии Корнеля, Расина, комедии Мольера, басни Лафонтена, проза Ларошфуко. В эпоху просвещения с классицизмом связанно творчество Вольтера, Лессинга, Гёте и Шиллера.

Важнейшие черты классицизма: 
1. Обращение к образам и формам античного искусства.
2. Герои четко делятся на положительных и отрицательных.
3. Сюжет основан, как правило, на любовном треугольнике: героиня – герой-любовник, второй любовник.
4. В конце классической комедии порок всегда наказан, а добро торжествует.
5. Принцип трех единств: времени (действие длится не более суток), места, действия.

 Эстетика классицизма устанавливает строгую иерархию жанров:
1. «Высокие» жанры – трагедия, эпопея, ода, историческая, мифологическая, религиозная картина.
2. «Низкие» жанры – комедия, сатира, басня, жанровая картина. (Исключением является лучшие комедии Мольера, они были приписаны к «высоким» жанрам)

В России классицизм зародился в первой половине XVIII. Первым писателем, который использовал классицизм, был Антиох Кантемир. В русской литературе классицизм представлен трагедиями Сумарокова и Княжнина, комедиями Фонвизина, поэзией Кантемира, Ломоносова, Державина. С критикой «правил» классицизма выступили Пушкин, Грибоедов, Белинский. 
История возникновения русского классицизма по В.И.Федорову:
1. Литература петровского времени; она носит переходный характер; основная особенность - интенсивный процесс "обмирщения" (то есть замена литературы религиозной литературой светской - 1689-1725 года) - предпосылки возникновения классицизма.
2. 1730-1750 года - эти годы характеризуются формированием классицизма, созданием новой жанровой системы, углубленной разработкой русского языка.
3. 1760-1770 года - дальнейшая эволюция классицизма, расцвет сатиры, появление предпосылок к зарождению сентиментализма.
4. Последняя четверть века - начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистических тенденций 
 a. Направление, развитие, склонность, стремление.
 b. Замысел, идея изложения, изображения.

Представители классицизма придавали огромное значение воспитательной функции искусства, стремясь в своих произведениях создавать образы героев, достойный подражания: стойких перед жесткостью судьбы и превратностями бытия, руководствующихся в своих поступках долгом и разумом. Литература создавала образ нового человека уверенного, что жить нужно для пользы общества, быть гражданином и патриотом. Герой проникает в тайны мироздания, становиться активной творческой натурой, такие литературные произведения превращаются в учебник жизни. Литература ставила и решала наболевшие  вопросы своего времени, помогала читателям разобраться, как жить. Создав новых героев, разнообразных по характеру, представляющих разные сословия, писатели классицизма дали возможность последующим поколением узнать, как жили люди XVIII века, что их волновало, что они чувствовали.


Просмотр содержимого презентации
«7 класс_Приложение 1_Р3_Д.И.Фонвизин. Недоросль. Эссе по образу Митрофанушки»

Денис  Иванович  Фонвизин  (14 апреля 1744 г. – 1 декабря 1792 г.) Комедия «НЕДОРОСЛЬ» (1782 г.)

Денис Иванович Фонвизин (14 апреля 1744 г. – 1 декабря 1792 г.)

Комедия «НЕДОРОСЛЬ»

(1782 г.)

4 урок Эссе по образу Мирофанушки

4 урок

Эссе по образу Мирофанушки

Проверка домашнего задания: Оцените друг друга по критериям:

Проверка домашнего задания:

Оцените друг друга по критериям:

  • указывает личные качества, которыми писатель наделяет героя;
  • указывает, что и как говорит Митрофанушка;
  • отмечает поступки героя;
  • отражает то, над чем подшучивает писатель.
Напишите эссе по одному из вопросов: «Каким образом Фонвизину удается изобразить Митрофанушку отрицательным героем?»; «Каким образом автор изображает Митрофанушку, чтобы произвести впечатление на читателя?»; «Живы ли Митрофанушки в наше время?».  Критерии к эссе: Ученик достиг цели, если

Напишите эссе по одному из вопросов:

  • «Каким образом Фонвизину удается изобразить Митрофанушку отрицательным героем?»;
  • «Каким образом автор изображает Митрофанушку, чтобы произвести впечатление на читателя?»;
  • «Живы ли Митрофанушки в наше время?».

Критерии к эссе:

Ученик достиг цели, если

  • даст ответ на проблемный вопрос;
  • приведёт аргументы - цитаты из комедии;
  • соблюдает объём (100-120 слов).
Домашнее задание.  Прочитайте ресурс «Классицизм в литературе». Предложенный учителем или подготовьтесь к данной теме по другим ресурсам.

Домашнее задание.

Прочитайте ресурс «Классицизм в литературе». Предложенный учителем или подготовьтесь к данной теме по другим ресурсам.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!