СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока технологии в 6 классе по теме «Рукоделие. Художественные ремесла. Изготовление игольницы народов Севера»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка предназначена для учителей технологии, работающих по любому УМК. В ней представлена подробная разработка урока технологии в 6 классе по теме «Рукоделие. Художественные ремесла. Изготовление игольницы народов Севера», описана методика проведения урока с использованием технологии проблемного диалога, а также виды деятельности учителя и учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока технологии в 6 классе по теме «Рукоделие. Художественные ремесла. Изготовление игольницы народов Севера»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Таёжный»








Методическая разработка урока технологии

по теме «Рукоделие. Художественные ремесла. Изготовление игольницы в традиция народов Севера»

6 класс


Автор:

учитель технологии

МБОУСОШ п. Таёжный

Герасимова Анна Валериевна





Таёжный, 2016 год


Содержание




1. Пояснительная записка ……………………………………………………………..................................... стр. 4

2. Технологическая карта урока …………………………………………………………………………….. стр. 5

3. План урока…………………………………………………………………………………………………… стр. 6

4. Ход урока…………………………………………………………………………………………………… стр.10

5. Литература………………………………………………………………………………………………….. стр. 22

6. Приложения………………………………………………………………………………………………… стр. 23-32

















  1. Пояснительная записка

Данная методическая разработка предназначена для учителей технологии, работающих по любому УМК. В ней представлена подробная разработка урока технологии в 6 классе по теме «Рукоделие. Художественные ремесла. Изготовление игольницы народов Севера», описана методика проведения урока с использованием технологии проблемного диалога, а также виды деятельности учителя и учащихся.

Урок изучения нового, закрепления теоретических знаний и применение их в практической работе рассчитан на 2 учебны часа. Форма проведения игра - путешествие «Паровозик из Ромашково». Урок состоит из постановки учебной проблемы и поиска ее решения. Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока. Поиск решения – это этап формулирования нового знания. Постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем подводящего диалога. Подводящий к знанию диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование («открытие») нового знания учениками.

Урок ориентирован на формирование у учащихся не только предметных, но и метапредметных, личностных результатов: умения учиться, навыков самостоятельной работы, умения логически мыслить, сравнивать, делать выводы, находить правильные решения, а также коммуникативные, рефлексивные умения.

Использование технологии игры0путишествия на уроках технологии способствует эффективной организации познавательной деятельности обучающихся, дает возможность организации процесса познания, самостоятельной деятельности учащихся, способствует овладению учащимися важнейшими общеучебными способами работы:

  • планированию учебной деятельности;

  • организации своей учебной деятельности;

  • восприятия информации и мыслительной деятельности;

  • оценки и осмысления результатов своих действий.

Для организации учебной деятельности учащихся на уроке учитель создает учебные ситуации: ситуация-проблема, ситуация-тренинг, событие из жизни учащихся, действия по алгоритму. Предложенные учебные ситуации погружают учащихся в деятельность, ученики выступают в роли ее активного субъекта, а учитель в роли организатора коммуникации.

Учитель моделирует для обучающихся затруднения в осуществляемой деятельности. Возникающая потребность в преодолении затруднений выводит учеников в рефлексию, где осуществляется анализ деятельности до затруднения, затем поиск причин возникшей трудности.

В течение всего урока учитель организует фронтальную обратную связь, учащиеся сначала думают самостоятельно, после один из учащихся высказывает свое мнение, остальные ученики голосуют, высказывая свое согласие или несогласие с помощью поднятия руки горизонтально (не согласен) или вертикально (согласен). Таким образом, каждый ученик включен в мыслительную, оценочную деятельность на протяжении всего урока.

В конце урока учащиеся заполняют рефлексивную мишень тем самым оценивая результативность урока.














Технологическая карта урока технологии.

Предмет

Технология

Класс

6

Тип урока

Урок изучения нового, закрепления теоретических знаний и применение их в практической работе.


Технология построения урока

Игра--путишествие

Тема

Рукоделие. Художественные ремесла.

Практическая работа: Изготовление игольницы в традициях народов Севера

Цель

Расширить и обобщить знания учащихся о традициях и декоративно -прикладном искусстве народов Севера


Задачи

  1. Ознакомить учащихся с национальными традициями и декоративно-прикладным искусством народов Севера.

  2. Изготовить игольницу «Намт».

3. Развивать внимание, точность, творческие способности учащихся.

4. Воспитывать аккуратность, эстетический вкус, уважение к традициям коренного населения Ханты — Мансийского округа — Югры, любовь к родному краю.


Основные термины и понятия

«намт»- игольница, «ёнтты хурам»- шить узоры



Планируемый результат.

Предметные умения:

Графические:

владение

Учебно- творческие умения:

проводить анализ

Речевые умения:

умение анализировать и делать выводы;

устно описывать замысел своей творческой композиции


  • Личностные: сориентировать на бережное отношение к изделиям декоративно-прикладного искусства народов ханты и манси, любовь и интерес к искусству, уважительное отношение к личности народного мастера – носителя традиций национальной культуры.

  • Предметные: научатся различать основные северные орнаменты по их названиям; освоят последовательность и приёмы изготовления игольницы.

  • Метапредметные:

  • – регулятивные – овладеют способностью самостоятельно планировать свою деятельность, контролировать и корректировать свои действия в соответствии с выявленными отклонениями, адекватно оценивать результаты своего труда;

  • – познавательные – научатся наблюдать и выделять особенности изготовления игольницы, анализировать образец, выявлять элементы декора;

  • – коммуникативные – научатся обмениваться мнениями, понимать позицию партнёра




Организация пространства.

Методы работы

Ресурсы

1. Объяснительно – иллюстративный (изложение учебного материала)

2. Формирования познавательного интереса

3. Наглядный

4. Практический (отработка навыков)


Книгопечатная продукция:

«Технология. Обслуживающий труд» под редакцией О.А.Кожиной. Москва Дрофа 2013 - 6 кл.

Презентация «Паровозик из Ромашково»,

Мультимедийная физкультминутка

Инструменты: ножницы, иглы, булавки, напёрсток, линейка:

Материалы: ткань (салфетки вискозные) нитки, бисер для украшения,






План урока

Дата проведения урока «11» марта 2016 г.


Данные об учителе: учитель технологии: Герасимова Анна Валериевна

Предмет: технология

Класс: 6

Учебник ( УМК ): «Технология. Обслуживающий труд» под редакцией О.А.Кожиной. Москва Дрофа 2013 - 6 кл.

Тема урока: Рукоделие. Художественные ремесла.

Практическая работа: Изготовление игольницы в традициях народов Севера

Цель урока: Расширить и обобщить знания учащихся о традициях и декоративно -прикладном искусстве народов Севера

Задачи урока:

  1. Ознакомить учащихся с национальными традициями и декоративно-прикладным искусством народов Севера.

  2. Изготовить игольницу «Намт».

3. Развивать внимание, точность, творческие способности учащихся.

4. Воспитывать аккуратность, эстетический вкус, уважение к традициям коренного населения Ханты — Мансийского округа — Югры, любовь к родному краю.





Этапы урока


Планируемая деятельность учащихся


Деятельность учителя

Развиваемые (формируемые) учебные действия

предметные

универсальные

I. Организационный


-приветствуют учителя, -визуально контролируют свою готовность к уроку

-рассаживаются на рабочие места.

  • приветствие

  • проверка явки обучающихся

  • проверка готовности обучающихся к уроку

  • настрой обучающихся на работу


Самоконтроль

Личностные: самоорганизация.

Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке

II. Формулирование темы и цели урока

-отвечают на вопросы,

-рассуждают,

- приводят примеры;

- фиксирование темы урока в тетрадь;

Постановка вопросов; формирование вместе с обучающимися темы урока.


Овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий,


Личностные: умение излагать свои мысли, приводить примеры, делать вывод.

способность к рассуждению

Коммуникативные: взаимодействовать с учителем группой.

Познавательные:

Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.

III.Изучение нового материала

-отвечают на вопросы;

-выбирают оптимальные решения;

-наблюдение и фиксация наблюдаемых процессов(письменно и устно)

Просмотр презентации «Традиционная игольница народов ханты и манси


Учиться самостоятельно добывать знания при работе с учебником и техническими ресурсами

Личностные:построение логических рассуждений

Коммуникативные:выражение своих мыслей, аргументация своих мнений

Регулятивные:планирование последовательных действий

IV.Физкультминутка

Выполняют физкультминутку

Гимнастика для глаз:




V.Практическая работа

-формирование безопасной работы;

-выполнение практической работы с использованием инструкционных карт.

Выполнение практической работы Просмотр презентации ««Последовательность изготовления игольницы»


Читать технологическую документацию и выполнять образцы поузловой обработки игольницы

Овладевать безопасными приемами труда.


Личностные: овладение нормами и правилами организации труда;

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности

Регулятивные:

умение применять полученные знания на практике осуществлять контроль по результату, выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления

Познавательные: умение ориентироваться в понятиях,.

Коммуникативные взаимодействовать с учителем группой.

VI.Итог урока

проводят самооценку и взаимооценку работ;

-определяют качество выполненной работы;

-рассказывают, слушают;

-выставляют отметки в дневники.

Подводит итоги, оценивает выполненную работу

Осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия, анализировать ошибки. Обобщить изученный материал, совершенствовать умения и навыки, полученные на занятиях.

Личностные: формирование эстетического вкуса.

Коммуникативные: формулирование, высказывание и обоснование своих мыслей.

Регулятивные: оценка выполненной работы.

Познавательные: выводы о проделанной работы

VII.Закрепление материала

-рассуждают,

- отвечают на вопросы, -дают самооценку результатам своей работы.

Учитель задает вопросы для закрепления пройденного материала

Обобщить изученный материал, совершенствовать умения и навыки, полученные на занятиях.

Коммуникативные: формулирование, высказывание и обоснование своих мыслей.

Познавательные: умение ориентироваться в понятиях


VIII. Рефлексия

Учащиеся заполняют рефлексивную мишень мишени


Подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников, достижение поставленной цели



IX.Домашнее задание

Обучающиеся слушают и записывают домашнее задание в дневниках.


Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания


Учиться самостоятельно добывать знания при работе с литературой

Личностные: развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности




Ход урока


I. Организационный этап


Учитель приветствует учащихся, проверяет явку обучающихся, проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает учащихся на работу


Учитель:

Есть в мире места волшебные,
Так хочется все посетить…
Я вам подарю путешествие,
Чтоб это осуществить!

Пусть этот подарок скорее
Вам много откроет границ
Везде побывать успейте,

В стране наших мастериц.


Сегодня у нас необычный урок, а урок- путешествие. Мы с вами побываем в стране «Рукоделие». А поедем туда на паровозике из Ромашково.

Презентация «Паровозик из Ромашково» (Слайд 1)


Знаете такой? Необходимо в кассе приобрести билеты (листы самооценки).

Презентация «Паровозик из Ромашково» (Слайд 2)


Я попрошу Сафину Карину побывать в роли кассира и помочь раздать билетики (листы самооценки), которые мы будем заполнять на каждой станции.

Презентация «Паровозик из Ромашково» (Слайд 3)


Поезд будет совершать остановки на 6-ти станциях. Станция «Начальная», станция «Разминка», станция «Познавательная», станция «Спортивная», станция «Техническая», станция «Рукодельная», станция «Конечная» после выполнения задания мы с вами будем заполнять лист самооценки. Ознакомьтесь с ним есть ли у вас вопросы по заполнению листа?

И еще одно правило нашего путешествия при ответах учащихся, если ответ правильный и вы с ним согласны, то поднимаем руку вверх ладошкой, если вы не согласны опускаем руку на парту в горизонтальном положении. Давайте попробуем.

Скажите, пожалуйста, ножницы относятся к колюще режущим предметам?


В конечном итоге у нас на листе самооценки возникает итоговый балл, который мы переведем в оценку за урок каждой ученице. Все понятно? Есть ли у вас вопросы?

Замечательно, тогда отправимся скорее в путешествие. Всем счастливого пути.

Презентация «Паровозик из Ромашково» (Слайд 4)

II. Формулирование темы и цели урока.


Станция «Начальная»

Итак, наш поезд прибывает на станцию «Начальная». У нас в гостях представители малочисленных народов Севера манси Самбиндалова Татьяна Алексеевна и Дунаева Анна Васильевна они вам сейчас расскажут о том, чем они занимаются и покажут некоторые изделия, которые они делают своими руками.


Спасибо большое, наши гости в течение нашего урока будут помогать вам, если у вас возникнут какие-то трудности, при выполнении практической работы.

Как вы думаете, какая сегодня у нас тема урока?


Правильно: Тема: Рукоделие. Художественные ремесла. Давайте запишем сегодняшнее число и тему урока в тетрадях.


Исходя из темы урока, как вы думает, какая у нас сегодня с вами цель урока?


Цель урока: Расширить и обобщить знания учащихся о традициях и декоративно -прикладном искусстве народов Севера


Все согласны? Кто согласен поднимаем руку вверх, кто не согласен опустите руку на парту в горизонтальном положении. Хорошо.

Давайте сделаем отметку в листе самооценки, проставьте себе баллы. Если вы самостоятельно сформулировали тему и цель урока ставим 2 балла, если помощью учителя или одноклассников -1 балл.


Отправляемся к следующей станции «Разминка»

Презентация «Паровозик из Ромашково» (Слайд 5)



Станция «Разминка»

Презентация «Паровозик из Ромашково» (Слайд 6)


Нам необходимо на этой станции разгадать кроссворд. Какие необходимо использовать инструменты и приспособления для выполнения ручных работ? Вам будут загаданы загадки о конкретном инструменте. Попрошу не выкрикивать ответ с места, а поднимать руку. После ответа ученицы, если вы согласны поднимаем руку вверх, кто не согласен опускаем руку на парту в горизонтальном положении.



  1. Ног нет, а ходит, есть ухо, а не слышит.  (иголка)

Презентация «Паровозик из Ромашково» (Слайд 7,8)

Все согласны? Кто согласен поднимаем руку вверх, кто не согласен опустите руку на парту в горизонтальном положении.

  1. Два кольца, два конца, а посередине – гвоздик (ножницы)

Презентация «Паровозик из Ромашково» (Слайд 9,10)

Все согласны? Кто согласен поднимаем руку вверх, кто не согласен опустите руку на парту в горизонтальном положении.

  1. Что-нибудь без меня  начертить сумей-ка,  угадайте-ка, друзья, кто же я?-…(линейка)

Презентация «Паровозик из Ромашково» (Слайд 11,12)

Все согласны? Кто согласен поднимаем руку вверх, кто не согласен опустите руку на парту в горизонтальном положении.

  1. На пальце одном ведерко вверх дном (наперсток)

Презентация «Паровозик из Ромашково» (Слайд 13,14)

Все согласны? Кто согласен поднимаем руку вверх, кто не согласен опустите руку на парту в горизонтальном положении.

  1. Я длинная и тонкая и смотана в клубок, сбежала от котенка я в укромный уголок. (нитка)

Презентация «Паровозик из Ромашково» (Слайд 15,16)

Все согласны? Кто согласен поднимаем руку вверх, кто не согласен опустите руку на парту в горизонтальном положении.

  1. Похожа на иголку – 
    Такая ж, с острым носом.
    Собой напоминает
    Железный знак вопроса,
    Иль с бусинкой цветною,
    Иль гвоздиком головка...
    Георгиевскую ленту
    Она приколет ловко (булавка)

Все согласны? Кто согласен поднимаем руку вверх, кто не согласен опустите руку на парту в горизонтальном положении.

Итак, как вы думаете, какое же слово у нас получилось? Совершенно верно – игольница. Как вы думаете, какая еще цель нашего урока? Что мы будем изготавливать на нашем занятии? Да - игольницу



Давайте сделаем отметку в листе самооценки, проставьте себе баллы. Если вам было легко отгадать кроссворд, и вы на все загадки знали отве,т ставим 2 балла, если вы разгадали кроссворд с помощью учителя или одноклассников -1 балл.


Отправляемся к следующей станции «Познавательной»



III. Изучение нового материала


Станции «Познавательная»



Мы рассмотрим колорит изделия, разновидности игольниц и приемы украшения игольниц.

В традиционном декоративно-прикладном искусстве обских угров в настоящее время чаще всего встречаются игольницы из сукна. Форма игольниц народов ханты на Тромъегане прямоугольная, на Оби и Казыме квадратная. Презентация «Паровозик из Ромашково» (Слайд 23)


Основной способ украшения - мозаика из полос цветного сукна. В центре игольницы обычно располагается геометрический узор в виде розетки, который называется сам (сердце).

Презентация «Паровозик из Ромашково» (Слайд 24) .


Женщины на Оби центр игольницы заполняли мозаичными квадратиками или полосками. Швы различным способом акцентируются: на Казыме пришивается нитка белого бисера, на Оби - белая капроновая нить (по способу шитья оленьим волосом), иногда в шов вставляется сукно контрастного цвета, чаще всего вдоль шва нашиваются бисеринки по 2-3 вместе. Для украшения используются пуговицы, бусы, нашиваются кусочки меха.

Презентация «Паровозик из Ромашково» (Слайд 25) .


Хантыйские мастерицы помещают в центральном квадрате стилизованное изображение животных.

-Как вы думаете кого?

- Правильно, лесных животных: медведя, оленя, птиц (кроме «глухарки»).

Презентация «Паровозик из Ромашково» (Слайд 26) .


С левой руки от мастерицы, пришивается крепилка для сухожильных нитей из подъязычной кости оленя «вэли лов», кости гагары или лебедя, из рога или бедренной кости оленя. Иголки обязательно должны втыкаться параллельно этой косточке острым концом к себе, а остатки нити обматываются вокруг иглы.

Презентация «Паровозик из Ромашково» (Слайд 29) .


В правом верхнем углу игольника находится мешочек для хранения напёрстка «Лый кырех» изготовленный из меха выдры «чичэк», в нём так же хранятся несколько пуговиц

Презентация «Паровозик из Ромашково» (Слайд 30) .


В правой нижней стороне игольника, на длинной цепочке или ремешке с нанизанными бусинами, крепится держатель для напёрстка. Этот элемент делается из зуба лисы, косточки с утиной лапки, либо вытачивается из рёберной кости оленя фигурный фрагмент в форме напоминающей ручку весла. На цепочку с держателем нанизывается по несколько напёрстков.

Презентация «Паровозик из Ромашково» (Слайд 31) .


В фольклоре обско-угорских народов встречаются сказки и легенды,  восхваляющие мастерство владения иглой. Игольник - это женский предмет утвари для хранения игл. Он подчёркивает сакральность женского мира по отношению к мужскому, в нём запечатлён женский «дух». Через иглу передаётся «священная женская связь» Хранению иглы придаётся особое значение, так как этот небольшой предмет, является одним из самых необходимых инструментов для создания тёплой и прочной одежды. К игле необходимо относиться бережно. Помимо утилитарной функции, игла имеет и семантическое значение, являясь символом женского начала.

Игольник, хранящий в себе иглы, находится в специальном рукодельном мешочке «тутчан» или в орнаментированной коробке из пихтовой коры.

Презентация «Паровозик из Ромашково» (Слайд 32) .


На станции «Разминка» мы с вами определили, что на сегодняшнем занятии мы должны изготовить игольницу. Как вы думаете, а какую игольницу мы будем шить?

Конечный результат нашего с вами занятия должна стать игольница в традициях народов Севера.



Давайте сделаем отметку в листе самооценки, проставьте себе баллы. Если вы все знали и ничего нового не приобрели ставим 1 балл, если узнали много нового – 2 балла


Отправляемся к следующей станции «Спортивной»


IV Физкультминутка


Станция «Спортивная»

Презентация «Паровозик из Ромашково» (Слайд 33) .


Встаньте, пожалуйста, выйдите в свободный ряд сейчас мы свами проведем физкультминутку


Отдохнули? Замечательно. Отправляемся на станцию «Техническая»


V. Практическая работа


Станция «Техническая»

Презентация «Паровозик из Ромашково» (Слайд 34) .


Вы посмотрели, как изготавливается игольница народов Севера. Обратите внимание у вас на столе отдельные файлы в которых есть материалы для изготовления игольниц и конвертики, откройте конверт. Вы видите перед собой полосочки с видами работ. Определите, пожалуйста, последовательность выполнения работ при изготовлении игольницы.

Презентация «Паровозик из Ромашково» (Слайд 35) .


Разложите в правильном, по вашему мнению, порядке последовательность выполнения работ у вас в тетради. На выполнение этой работы вам дается 7 минут. Время пошло.

Посмотрите, пожалуйста, на экран здесь представлена правильная последовательность выполнения работ при изготовлении игольницы?


  1. Ткань сложить вдвое, сколоть булавками, по шаблону нанести на ткань контуры детали, аккуратно вырезать две основные детали.

  2. По шаблону нанести на ткань контур орнамента, затем аккуратно вырезать орнамент.

  3. На одну основу наложить орнамент, закрепить булавками.

  4. Оформить контур орнамента бисером.

  5. Складываем две основы изнаночной стороной внутрь, уравниваем срезы, закрепляем булавками.

  6. Обрабатываем края основы краевым ручным петельным швом или швом «козлик».

  7. Оформляем игольницу бахромой из бисера.

  8. Декорируем игольницу различными украшениями

Презентация «Паровозик из Ромашково» (Слайд 36) .

Кто правильно составил последовательность поднимите руку вверх, у кого возникли трудности опустите руку на парту в горизонтальном положении.

В тетради запишите «Последовательность выполнения работ при изготовлении игольницы «Намт»

С помощью клея приклейте полосочки в правильной последовательности.

Мы с вами получили инструкционную карту изготовления игольницы «намт».


Давайте сделаем отметку в листе самооценки, проставьте себе баллы. Если вы самостоятельно составили правильную последовательность ставим 2 балла, если с помощью учителя или одноклассников -1 балл.


Обратите, пожалуйста, внимание на край стола у вас на столах стоят лотки в которых лежат инструменты и приспособления для выполнения ручных работ, давайте повторим правила техники безопасности при работе с инструментами:


Правила техники безопасности при выполнении ручных работ.

  1. Назовите опасности в работе: 
    повреждение пальцев иглой или булавкой;
    травма руки ножницами;

травма глаз.

Презентация «Паровозик из Ромашково» (Слайд 37) .

  1. Что нужно сделать до начала работы: 
    посчитать количество иголок и булавок в игольнице;
    положить инструменты и приспособления в отведённое для них место.

Презентация «Паровозик из Ромашково» (Слайд 38) .

  1. Что нужно делать во время работы: 
    быть внимательной к работе;
    надевать напёрсток на средний палец правой руки, чтобы не уколоть палец;
    вкалывать иглы и булавки только в игольницу;
    класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;
    передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперёд.

Презентация «Паровозик из Ромашково» (Слайды 39-44) .



  1. Что нужно сделать по окончании работы: 
    посчитать количество игл и булавок в игольнице;
    убрать рабочее место.

Презентация «Паровозик из Ромашково» (Слайд 45) .


На ваш взгляд все ли мы правила повторили ? Хорошо тогда продолжим.


Давайте сделаем отметку в листе самооценки, проставьте себе баллы. Если вы знали все правила -2 балла, если

кое, какие забыли -1 балл


Отправляемся к следующей станции «Рукодельная»


Станция «Рукодельная»

Презентация «Паровозик из Ромашково» (Слайд 46) .


Техника выполнения игольницы проста и доступна человеку любого возраста. Для ее выполнения необходимо вспомнить виды ручных швов и вышивку бисером, а именно:





Петельный шов

Шов вперед иголкой

Шов «Козлик»

Шов назад иголкой









Презентация «Паровозик из Ромашково» (Слайд 47) .



Показ презентации « Последовательность изготовления игольницы «намт»

Сейчас мы с вами попробуем изготовить своими руками национальную игольницу народов ханты и манси «Намт»

В файле на вашем столе находятся необходимые материалы для изготовления игольницы и инструкционная карта, которой вы можете воспользоваться при самостоятельном изготовлении игольницы

– Как вы думаете, что поможет сделать ваше изделие по настоящему красивым?

  • Аккуратность.

  • Точность

  • Терпеливость

Как мы уже говорили, игольница будет выполнять магическую функцию. Оберегать от злых духов, болезней и разных неприятностей. Поэтому самое главное над изделием работают молча, думая только о хорошем, вкладывая в изделие свою любовь и доброту. На изготовление игольницы у вас 30 минут. Преступаем к выполнению работы.

Учащихся под руководством педагога из заранее подготовленных им материалов (заготовок) выполняют практическое задание, основанное на технологических приемах, продемонстрированных в теоретической части .



Через 20 минут «Физкультминутка». Продолжаем практическую работу. У вас осталось 10 минут.


Давайте сделаем отметку в листе самооценки, проставьте себе баллы. Если игольница выполнена аккуратно, самостоятельно – 2 балла. Если с помощью учителя, одноклассников – 1 балл

А теперь передайте вашу игольницу соседке по парте, пусть соседка оценит вашу работу и в листе самооценки поставит вам баллы если работа выполнена без замечаний ставим 2 балла, если есть какие-то замечания 1 балл.


Мы с вами отправляемся на станцию «Конечная»



VI.Итог урока

Станция «Конечная»



Выставка готовых работ.

А теперь давайте из готовых работ организуем мини-выставку, прикрепите с помощью булавок ваши игольницы к стенду

Вначале урока мы с вами ставили перед собой цель: расширить и обобщить знания учащихся о традициях и декоративно -прикладном искусстве народов Севера и изготовить игольницу в традициях народа Севера.

Как считаете, цель нашего урока достигнута?

Кто согласен поднимите руку вверх, кто не согласен опустите руку на парту в горизонтальном положении.



Посмотрите какие красивые и оригинальные работы у вас получились.

Все, к чему прикасается рука талантливого человека, начинает светиться, обретает вдруг новый, неизвестный доселе смысл и красоту.

На рабочем столе наводим порядок инструменты и приспособления складываем в лоток, инструкционные карты и шаблоны в файлы.

Возможные варианты изготовления игольниц:



VII.Закрепление материала


- Чему вы научились сегодня?

- Что интересного и нового вы узнали на уроке?

- Понравился ли вам наш урок?


Давайте подведем итог на листе самооценки запишите общее количество баллов. И переведем наши баллы в оценки Отметка за урок:

16 - 12 баллов - за урок «5»,


11 – 8 баллов – за урок «4»,


7– 4 балла – за урок «3»



VIII. Рефлексия


А, теперь поделитесь мнениями об уроке. На файлике прикреплены 4 стикера попрошу всех подойти к рефлексивной мишени и поставить оценку в каждый сектор.




IX.Домашнее задание


Вы умницы. Тему урока усвоили. Мне очень понравилось работать сегодня с вами.


На этом наш с вами урок закончен. Запишите домашнее задание: закончить игольницу кто не успел. На следующий урок принести ткань 20х20 см., иглу, нитки мулине.


Всем до свидания и спасибо за урок.





Используемая литература: В.Н. Банников, Л.Н. Устенко "Изобразительное искусство в школе: Програмно-методическое пособие.- Ханты-Мансийск: Издательский центр ИРО, 2007г.

Ресурсы: http://www.rucodelnica.ru/lessons/pachwork/81

http://www.magic-beads.ru/techniques/embroidery/

http://www.stihi.ru/

http://www.youtube.com/watch?v=VNirapJiNTw









5. Приложения


Приложение №1

Лист самооценки «Моё продвижение на уроке»

Ф.И.______________________________________________________________


Этапы урока

Отметка в баллах

Критерии

Станция «Начальная»



Формулировка темы урока


Самостоятельно сформулировал(а)-2 балла

С помощью учителя, одноклассников-1 балл

Формулировка цели урока


Самостоятельно сформулировал(а)-2 балла

С помощью учителя, одноклассников-1 балл

Станция «Разминка»



Разгадывание кроссворда


Легко – 2 балла

Трудно – 1 балл

Станция «Познавательная»



История традиционной игольницы хантов и манси


Я все знал 1 балл

Я узнал много нового – 2 балла

Станция «Техническая»



Составление последовательности изготовления игольницы


Самостоятельно составил последовательность - 2 балла

С помощью учителя, одноклассников-1 балл

Правила техники безопасности при выполнении ручных работах


Я знал правила -2 балла

Кое какие правила я забыл-1 балл

Станция «Рукодельная»



Изготовление игольницы


Изготовил самостоятельно – 2 балла

Изготовил с помощью учителя, одноклассников 1 балл

Станция «Конечная»



Оценка одноклассника


Аккуратно выполнена игольница - 2 балла

Есть замечания - 1 балл

Итог урока


Общее количество баллов:___





Отметка за урок_____

16 - 12 баллов - за урок «5»,


11 – 8 баллов – за урок «4»,


7– 4 балла – за урок «3»


































Приложение № 2



Последовательность выполнения работ при изготовлении игольницы.



  1. Ткань сложить вдвое, сколоть булавками, по шаблону нанести на ткань контуры детали, аккуратно вырезать две основные детали.

  2. По шаблону нанести на ткань контур орнамента, затем аккуратно вырезать орнамент.

  3. На одну основу наложить орнамент, закрепить булавками.

  4. Оформить контур орнамента бисером.

  5. Складываем две основы изнаночной стороной внутрь, уравниваем срезы, закрепляем булавками.

  6. Обрабатываем края основы краевым ручным петельным швом или швом «козлик».

  7. Оформляем игольницу бахромой из бисера.

  8. Декорируем игольницу различными украшениями































Приложение № 3



Инструкционная карта изготовления игольницы «Намт»


Наименование операции

Эскиз, рисунок

Необходимые инструменты

Этап 1.

Ткань сложить вдвое, сколоть булавками.



Ткань, булавки

По шаблону нанести на ткань контуры детали.


Шаблон, ткань, мел или карандаш, булавки

Аккуратно вырезать две детали.



Ткань, ножницы, булавки

По шаблону нанести на ткань контур орнамента, затем аккуратно вырезать.

Шаблон, ткань, мел или карандаш, булавки

Этап 2.

На одну основу наложить орнамент, закрепить булавками.



Основная деталь, орнамент, булавки

Оформить контур орнамента бисером, цвет и количество нанизуемых бисеринок выбираем по своему желанию.



Бисер, нитка, иголка

При пришивании бисеринок используем ручной шов «вперед иголку»

Шов "Вперед иголку"


Бисер, нитка, иголка, ножницы

Этап 3.

Складываем две основы изнаночной стороной внутрь, уравниваем срезы, закрепляем булавками.



Две основные детали, булавки

Обрабатываем края основы краевым ручным петельным швом или швом «козлик»



Шов «козлик»


Петельный шов


Нитка, иголка, ножницы

Этап 4

Нанизываем на иголку с ниткой 1 бисеринку закрепляем нитку несколько раз войдя в отверстие бисеринки.


Бисер, нитка, иголка, ножницы

Нанизываем бусину и 10 бисеринок. Либо любым другим способом по своему желанию.



Бисер, нитка, иголка, ножницы

Закрепляем получившуюся бисерную ниточку к углу основной детали.


Бисер, нитка, иголка, ножницы

Повторить п. 1-3 несколько раз.


Бисер, нитка, иголка, ножницы

По желанию можно декорировать игольницу различными украшениями

(паетками, стразами, бусинами, декоративными пуговицами и т.д.)


Бисер, паетки, стразы, бусины, декоративные пуговицы, нитка, иголка, ножницы












Приложение № 4


Приемы и швы вышивки бисером

Закрепление одиночной бусинки

Бусинку можно просто пришить стежком к ткани, а можно использовать бисеринку меньшего размера, чтобы получился небольшой столбик. Вместо нижней бусины можно вставить пайетку. Для объемного шитья можно сделать столбик из двух и более бусинок. Очень красиво смотрятся бусины разных цветов и разных размеров, пришитые по одиночке близко друг к другу. Их можно поместить внутри металлической фигуры, внутри контура из контрастных бусин или нанести хаотичной россыпью на канву, создав яркие пятна на вышивке.

Шов "Вперед иголку"

Шов "Вперед иголку" знаком нам еще с уроков труда в школе. Почему бы не украсить его бисером? Выведите иглу на лицевую сторону, нанижите на нее бусину и пройдите иглой сквозь ткань вплотную к бусине. Снова выведите иглу на лицевую сторону, сделав маленький стежок с изнаночной стороны и опять нанижите бусину.

Шов обметочный

Шов выполняется как обыкновенный обметочный, а в каждую верхнюю петельку вставляется бисеринка:









Приложение № 5






























Приложение № 6

Шаблоны для орнамента







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!