СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока в 5 классе на тему: "Государство на берегах Нила"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока в 5 классе на тему: "Государство на берегах Нила"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока в 5 классе на тему: "Государство на берегах Нила"»

Урок № 9. Тема: «Государство на берегах Нила»


Цели: изучить местоположение и природные условия Древнего Египта; подвести учащихся к пониманию причин возникновении древнегреческой цивилизации

Задачи:

  • обучающая-обеспечить усвоение учащимися понятия «цивилизация», продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника

  • развивающая- продолжить формирование умений работать с исторической картой ( умение правильно показывать на карте исторические объекты), историческими фактами, источниками, иллюстрациями; правильно использовать и объяс­нять исторические термины, формировать умение комментировать и анализировать прочитанное, самостоятельно строить рассказ на основе одного-двух источ­ников знаний

  • воспитательная- воспитывать уважение к системе ценностей, к достижениям человеческой культуры, сформировавшейся в ходе развития истории человечества

Тип урока: комбинированный урок (проверка изученного материала, изучение нового материала, комментированное чтение)

Форма урока: беседа с классом

Оборудование: Учебник Вигасина А.А., политическая карта мира (современная) и карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия».

На доске: тема урока, новые слова: цивилизация, папирус, дельта, оазис, фараон.


Ход урока

I. Организационный момент

II. Изучение новой темы

План:

1) От первобытности к цивилизации

2) Страна Египет

3) Разливы Нила

4) Объединение Египта


1. Рассказ учителя.

Мы оставили с вами первобытный мир на этапе перехода его к эпохе цивилизаций. Цивилизация - объединение людей, связанных общей культурой, языком, традицией управления. Первые ц. зародились примерно 5 тыс.лет назад в долинах великих рек (Нил, Тигр, Евфрат), там где земле-е становилось главным занятием и где мягкая и плодородная почва давала обильные урожаи. . Во главе ц-й или гос-в стоял царь. Власть он получал по наследству от отца к сыну, а затем в свою очередь передавал ее сыну.

Каждое царство имело определенную территорию, на которой строились города. Царю служило войско. В столице государства располагался дворец царя и находилась его казна. Чтобы подсчитывать хранившиеся в казне сокровища и записывать царские приказы была изобретена письменность.

Одно из первых крупных царств возникло на берегах реки Нил. Это гос-во Египет, которое принято называть в отличие от современного Древним Египтом.


2. Задание:

  • Изучить местоположение и природные условия Древнего Египта. с. 34-35

3.Рассказ учителя.

Египтяне считали Нил рекой, дающей жизнь. Без этой велич-й реки Е.превратился бы в пустыню. Ежегодно в июле вода начинала стремительно подниматься и Нил выходил из берегов ,затапливая речную долину, а затем в ноябре снова возвращался в свое русло. Египтяне не понимали почему так происходит и считали что это совершается по воле бога Хапи. Они обожествляли Нил и поклонялись божеству реки, от которого зависела их жизнь. Разливы приносили на берега Нила плодородный ил. Ег-не называли плодородную почву «черной землей» из-за цвета, который ей придавал ил. Благодаря этому земледельцам не надо было вспахивать и удобрять почву. За полосой плодородной земли начиналась пустыня. др.ег-не наз-ли ее «красной землей» по цвету песка и скал. «Кр.з.» считалась местом смерти и ужаса: от туда дул знойный ветер. Но там ег-не добывали медь, из которого изготавливали инструменты и оружие, а также камень, кот.был необходим для строительства дворцов, храмов.

4. Работа с историческим источником

Диодор Сицилийский. Диодор (жил в I в. до н. э.) - греческий историк, родился в городе Агирии на острове Сицилия (поэтому его называют Сицилийский).

Египет простирается в основном (с севера) на юг и, кажется не в малой степени превосходит природной укрепленностью и красотой страны. С запада он защищен полной диких зверей Ливийской пустыней, простирающейся на большое расстояние... Из частей же страны, обращенных к востоку, они защищены рекой, другие окружены пустыней и болотистыми местами, называемыми безднами.

Четвертая сторона вся омывается Египетским (Средиземным морем, почти не имеющим пристани

Нил, разделяясь в нижней части Египта на много частей, образует называемую так по очертанию Дельту. Стороны ее образуют крайние из рукавов реки, основанием же служит море, принимающее течение реки. Нил вливается в море семью устьями...

Ежегодно разливаясь, река наносит свежий ил... Нил течет тихо и увлекает с собой много различной земли, поэтому по низким местам образуются тонкие места и плодородные болота... Скот же во время разлива прокармлива­ется в селениях и деревнях заранее приготовленным для него кормом. Для предотвращения бед в Мемфисе учреждено царями наблюдение за Нилом.

Тем, кто видит наводнения Нила, оно кажется удивительным. Ибо в то время, как все другие реки начинают убывать во время летнего солнцестояния, а в последующее время лета еще более мелеют, только он один тогда начинает подниматься, день за днем увеличивается на­столько, что под конец затопляет почти весь Египет. И так как страна имеет равнинный характер и города, и деревни лежат на искусственных насыпях, то этот вид напоминает Кикладские острова.

5. Беседа по содержанию документа и параллельно работа по кар­те (с. 33 «Древний Восток»).

  • Какое государство описывает в своих воспоминаниях Диодор Сицилийский? (Египет.)

  • Где находится Египет? (В северо-восточной части Африки.)

  • Чем защищен Египет с запада? (Ливийской пустыней.)

  • Чем защищена восточная часть страны? (Рекой и пустыней с болотистыми местами, или «безднами».

~ О какой реке идет речь в документе? (О реке Нил.)

~ Где берет свое начало река Нил? (В Центральной Африке.)

~ Куда впадает Нил? (В Средиземное море.)

~ Что такое дельта реки? (Место, где река делится на рукава.)

39

~ Что происходит с рекой, когда начинается летнее солнцестоя­ние? (Начинается разлив Нила).

- Какие занятия существовали у жителей Египта? (Египтяне могли строить каналы, а значит, занимались земледелием, скотоводством).

- Кто управлял Египтом? (Царя, а это значит, что у древних египтян существовали государства).

6. Рассказ учителя и работа с иллюстрациями учебника с. 36-37.

Действительно, на территории Египта возникло около сорока государств. Они постоянно воевали между собой, пока не образовалось два больших царства: Северный (Нижний) Египет и Южный (Верхний) Египет. Но между царями этих двух государств тоже шла ожесточенная война. Царь Вер-го Е.носил белую корону. Царь Нижнего-красную. Примерно за 3 тыс. лет до н. э. царь Южного Египта Мина победил окончательно царя Северного Египта, объединив всю страну. Он стал носить двойную-бело-красную корону. Его стали называть фараоном (древнеегипетский царь), а столицей стал город Мемфис.

  1. Закрепление изученного материала

  • Почему древнегреческий историк Геродот называл Египет «даром Нила»? Подумайте, прав ли был Геродот? (Река Hил оставляла после разлива плодородный ил, поэтому главное занятие египтян - земледелие, а это основа будущей цивилизации.)

  1. Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать § 6; подготовить ответ на вопрос: «Какие природные условия Древнего Египта были благоприятны для земледелия и чем?





Дополнительный материал

Заупокойная плита фараона Нармера (конец IV тыс. до н. э.) хранится в Каире. В учебнике дается краткое объяснение изображений на лицевой и оборотной сторонах памятника. Учитель должен быть готов к дополнительным вопросам. На лицевой стороне, кроме царя в короне Верхнего Египта, побеждающего своего противника, изображен в виде сокола бог Гор - божественный покровитель царя. Он держит веревку, опутывающую символическое изображение Нижнего Египта (в виде полоски земли с пучком папируса и человеческой головой). Позади царя - придворный сандаленосец. Внизу изображены убегающие или поверженные враги. На оборотной стороне тот же царь в двойной ко­роне обозревает десять обезглавленных трупов. Перед ним идут писец и четыре воина, несущие штандарты с изображениями богов. Внизу царь в образе могучего быка разбивает стены вражеской крепости, из которой спасается бегством воин.

Диодор Сицилийский. Диодор (жил в I в. до н. э.) - греческий историк, родился на острове Сицилия (поэтому его называют Сицилийский).

Египет простирается в основном (с севера) на юг и, кажется не в малой степени превосходит природной укрепленностью и красотой страны. С запада он защищен полной диких зверей Ливийской пустыней, простирающейся на большое расстояние... Из частей же страны, обращенных к востоку, они защищены рекой, другие окружены пустыней и болотистыми местами, называемыми безднами.

Четвертая сторона вся омывается Египетским (Средиземным морем), почти не имеющим пристани.

Нил, разделяясь в нижней части Египта на много частей, образует называемую так по очертанию Дельту. Стороны ее образуют крайние из рукавов реки, основанием же служит море, принимающее течение реки. Нил вливается в море семью устьями...

Ежегодно разливаясь, река наносит свежий ил... Нил течет тихо и увлекает с собой много различной земли, поэтому по низким местам образуются тонкие места и плодородные болота... Скот же во время разлива прокармлива­ется в селениях и деревнях заранее приготовленным для него кормом. Для предотвращения бед в Мемфисе учреждено царями наблюдение за Нилом.

Тем, кто видит наводнения Нила, оно кажется удивительным. Ибо в то время, как все другие реки начинают убывать во время летнего солнцестояния, а в последующее время лета еще более мелеют, только он один тогда начинает подниматься, день за днем увеличивается на­столько, что под конец затопляет почти весь Египет.



























Беседа по вопросам:

Какое государство описывает в своих воспоминаниях Диодор Сицилийский?

Где находится Египет?

Чем защищен Египет с запада?

Чем защищена восточная часть страны?

О какой реке идет речь в документе?

Где берет свое начало река Нил?

Куда впадает Нил?

Что такое дельта реки?

Что происходит с рекой, когда начинается летнее солнцестоя­ние?

Какие занятия существовали у жителей Египта?

Кто управлял Египтом?


Беседа по вопросам:

Какое государство описывает в своих воспоминаниях Диодор Сицилийский?

Где находится Египет?

Чем защищен Египет с запада?

Чем защищена восточная часть страны?

О какой реке идет речь в документе?

Где берет свое начало река Нил?

Куда впадает Нил?

Что такое дельта реки?

39

Что происходит с рекой, когда начинается летнее солнцестоя­ние?

Какие занятия существовали у жителей Египта?

Кто управлял Египтом?


























Диодор Сицилийский. Диодор (жил в I в. до н. э.) - греческий историк, родился на острове Сицилия (поэтому его называют Сицилийский).

Египет простирается в основном (с севера) на юг и, кажется не в малой степени превосходит природной укрепленностью и красотой страны. С запада он защищен полной диких зверей Ливийской пустыней, простирающейся на большое расстояние... Из частей же страны, обращенных к востоку, они защищены рекой, другие окружены пустыней и болотистыми местами, называемыми безднами.

Четвертая сторона вся омывается Египетским (Средиземным морем), почти не имеющим пристани.

Нил, разделяясь в нижней части Египта на много частей, образует называемую так по очертанию Дельту. Стороны ее образуют крайние из рукавов реки, основанием же служит море, принимающее течение реки. Нил вливается в море семью устьями...

Ежегодно разливаясь, река наносит свежий ил... Нил течет тихо и увлекает с собой много различной земли, поэтому по низким местам образуются тонкие места и плодородные болота... Скот же во время разлива прокармлива­ется в селениях и деревнях заранее приготовленным для него кормом. Для предотвращения бед в Мемфисе учреждено царями наблюдение за Нилом.

Тем, кто видит наводнения Нила, оно кажется удивительным. Ибо в то время, как все другие реки начинают убывать во время летнего солнцестояния, а в последующее время лета еще более мелеют, только он один тогда начинает подниматься, день за днем увеличивается на­столько, что под конец затопляет почти весь Египет.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!