Тема урока: «Количество вещества. Молярный объем» |
Дата проведения: № урока по календарно-тематическому плану: 4 /20 |
Цели урока: продолжить формировать понятие о количестве вещества и единицах его измерения: моль, ммоль, кмоль, л/моль, мл/моль, м3/моль; показать взаимосвязь физико-химических величин: массы, объема, количества вещества и частиц; научить производить расчеты с использованием понятий n, M, Vm, NA. |
Задачи урока: Когнитивные: дать понятие о «молярном объеме» как единице измерения вещества, научить использовать приобретённые знания для решения расчетных задач. Операциональные: развить способности обучающихся систематизировать ранее полученные знания; формировать умения решения заданий по данной теме, проводить исследовательскую работу и делать выводы , объяснять результаты работы, видеть причинно – следственные связи, способствовать развитию химического языка, логического мышления Аксиологические: способствовать формированию коммуникативных навыков, воспитывать познавательный интерес к изучаемому предмету, любознательность, активность, представить глобальность неметаллов для окружающего мира |
Планируемый результат: | знать понятия темы, уметь вычислять объем по количеству вещества, аргументировать вывод формул для решения задач |
Тип урока: | Комбинированный урок |
Методы обучения: | проблемный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский |
Формы деятельности: | фронтальная, работа в парах, самостоятельная работа |
Оборудование: проектор, презентация, интерактивная доска, учебник, рабочая тетрадь |
Литература: - Габриелян О.С. Химия 8 класс Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: - «Дрофа», 2011 г. - Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя, 8 класс. М.: - “Дрофа”, 2010 г. - Денисова В.Г. Химия. 8 класс. Поурочные планирования по учебнику О.С. Габриеляна. Волгоград – «Учитель», 2011г. |
№ | Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Предварительная подготовка | За день до урока | Подготовка презентации к уроку, подготовка заданий, инструктивной карты для учащихся, оборудования для лабораторной работы | |
Перед началом урока | Подготовка класса для проведения урока | Помощь в подготовке учебного помещения. |
2 | Организационный момент. Мотивация на изучение материала. | 2 мин | Приветствие обучающихся. Выявление отсутствующих. Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. | Настраивание на восприятие материала урока. |
3 | Актуализация знаний. | 15 мин | - Что называют химическим элементом? (Химический элемент – это определенный вид атомов). - Каково строение атома? (Атом состоит из ядра и электронной оболочки). - Каково строение ядра атома? (Ядро атома состоит из протонов и нейтронов). - Какую часть атома называют энергетическим уровнем? (Слои, на которых будут располагаться электроны с различным запасом энергии, называют также энергетическими уровнями). - Какая химическая связь называется ионной? (Химическая связь, возникающая между ионами, называется ионной). - Какие вещества вы знаете? (Ме и неМе). - Какие вещества называются металлами? (Металлы – это ковкие, пластичные, тягучие вещества, которые имеют металлический блеск, тепло- и электропроводны). - Какие вещества называют неметаллами? (Неметаллы – это химические элементы, которые образуют в свободном виде простые вещества, не обладающие физическими свойствами металлов). - Как измерить определенное число атомов или молекул? Что представляет количество вещества? Что является единицей измерения количества вещества? - Что такое постоянная Авогадро? Чему она равна? - Что такое молярная масса? Как найти молярную массу? - Какие формулы для расчетов вы знаете? - Как обозначается относительная молекулярная масса, как найти её значение? Решите задачу у доски. Рассчитайте, какое количество вещества содержится в 27 г воды (Н2О). Ответ: n(Н2О) = 1,5 моль. Сколько молекул содержится в трех молях воды? Найдите количество вещества P2O5 в 4 граммах. Найдите массу 3 молей воды. | Отвечают на вопросы учителя
Учащиеся решают задачи на местах по карточкам |
4 | Изучение нового материала. Постановка учебной задачи | 10 мин | Вещества имеют не только массу, но и объем. Вопрос. Масса одного моля вещества называется молярной. А как будет называться объем одного моля вещества? (он тоже будет называться молярным). Экспериментальным путем было установлено, что 1 моль любого газообразного вещества занимает объем равный 22,4 л (Авогадро). Он обознается Vm. Vm = 22,4 л/моль (при норм.условиях ṯ = 00 и P = 760 мм рт. ст.) n = V , где V – объем газа. Отсюда V = Vm∙ n и Vm = V Vm n Объем одного киломоля называется киломолярным и измеряется в м3/кмоль (Vm = 22,4 м3/кмоль), а миллимолярный объем равен 22,4 мл/моль. m= ƿ ·V | Ребята формулируют тему, цель урока (изучить единицу количество вещества, научиться применять эту величину для решения расчетных задач), делают записи в тетрадях. |
5 | Решение задач | 10 мин | Решим задачи. Рассчитайте, какой объем займет при нормальных условиях 0,1 моль кислорода. Сколько молекул напитка в 50 мл минеральной воды? Рассчитайте, какой объем займет при нормальных условиях 2,5 моль азота. | У доски решают задачи |
6 | Закрепление | 3 мин | - Найдите объем, который при н.у. займет 4 г водорода (н.у.) | На местах решают задачу. |
| Подведение итогов урока Рефлексия. Домашнее задание. | 2 мин | Итак, ребята, скажите, пожалуйста, о чем вы сегодня узнали на уроке. Над какой темой мы сегодня работали? К каким выводам пришли? Прокомментировать Д/з | Участвуют в эвристической беседе. Домашнее задание: §16 упр.1-2, РТ творческое задание: придумать и решить задачу по теме «Молярный объем» |