СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока "Вводные слова, обращения и междометия"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка предназначена для преподавателя СПО по дисциплине ОДБ.01 Русский язык.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Вводные слова, обращения и междометия"»

Вводные слова, обращения и междометия


Цели: вспомнить правила обращений, вводных слов и вставных конструкций. Рассмотреть основные группы вводных слов. Систематизировать и обобщить информацию.

Образовательная:

  • повторить и обобщить знания студентов о конструкциях, грамматически не связанных с предложением,

  • формировать навык грамотно пунктуационно оформлять указанные конструкции в письменной речи.

Студент должен знать:

  • понятие о вводных словах;

  • значение вводных слов и словосочетаний;

  • отличие вводных конструкций от других членов предложения;

  • знаки препинания при вводных словах, обращениях, междометиях;

Студент должен уметь:

  • находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания;

  • обосновывать условия выбора знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными пунктуационными правилами;

  • находить и исправлять пунктуационные ошибки;

  • строить предложения заданной синтаксической конструкции.

Развивающая:

  • развивать навык постановки знаков препинания в предложениях с вводными словами и конструкциями;

  • развивать навык постановки знаков препинания в предложениях с обращениями;

  • развивать навык постановки знаков препинания в предложениях с междометиями;

  • способствовать развитию умений анализировать, обобщать и систематизировать;

Воспитательная:

  • воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

Содержание учебного материала

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте.

Знаки препинания при обращении.

Знаки препинания при междометии. Употребление междометий в речи.

Методическая:

  • стимулирование познавательной и творческой активности;

  • усиление мотивации студентов к изучению дисциплины с помощью различных методов обучения: словесного, наглядного, с использованием современных технических средств;

  • создание условий для усвоения материала.

Продолжительность: 90 минут.

Тип урока: комбинированный

Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная.

Методы обучения: словесный, наглядный, с использованием ИКТ, выполнение практических упражнений, работа с текстом, тестирование.

Межпредметные связи: русский язык и культура профессиональной речи, литература.

Внутрипредметные связи: лексика, предложение, пунктуация.

Оборудование: ПК, экран, классная доска, мел.

Оснащение:

Методическое оснащения занятия:

  1. Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ. 01 Русский язык

  2. Тематический план учебной дисциплины ОДБ. 01 Русский язык

  3. Методическое пособие для преподавателя по теме «Вводные слова, обращения и междометия»

Дидактическое оснащение занятия:

1. Мультимедийная презентация темы

2. Учебник «Русский язык» (автор Н.Г. Гольцова)

3. Раздаточный материал.

Виды самостоятельной работы:

аудиторная: отличие вводных слов от вводных конструкций и пунктуационное выделение, цель употребления обращений, группы междометий.

внеаудиторная: работа с учебной литературой, выполнение упражнений.


План занятия:

1. Организационный момент 1-2 мин

- проверка отсутствующих и готовности студентов к занятию

2. Объявление темы и ее мотивация 5-7 мин.

3. Постановка цели и задач урока 2-3 мин.

4. Контроль уровня знаний 8-10 мин.

- проверка домашнего задания

- фронтальный опрос

5. Изучение нового материала 30-35 мин.

6. Закрепление изученного материала 15-20 мин.

- выполнение упражнений

7. Контроль уровня усвоения материала 5-8 мин.

- самостоятельная работа

8. Подведение итогов 1-2 мин.

9. Домашнее задание 1-2 мин.


Ход урока


  1. Организационный момент.

Проверка отсутствующих и готовности студентов к занятию.

  1. Объявление темы и ее мотивация

  • Обособляться могут не только члены предложения. Обращения, вводные слова и вставные конструкции не являются членами предложения. Они осложняют предложение и потому в речи выделяются интонацией, а на письме – знаками препинания.

  1. Постановка цели и задач урока

  • На этом уроке мы вспомним правила обращений, вводных слов и вставных конструкций. Рассмотрим основные группы вводных слов. Систематизируем и обобщим информацию.

Целью нашего занятия является:

  • обобщить и систематизировать знания по теме «Вводные слова, обращения и междометия»;

  • совершенствовать практические навыки постановки знаков препинания при Вводных словах, обращениях и междометиях;

  • проверка усвоения изученного материала

  • Но, прежде чем мы перейдем к новой теме, давайте вспомним, что мы изучали на прошлом занятии и проверим домашнее задание.


  1. Контроль уровня знаний

  1. Проверка домашнего задания § 87-84, Упр. 403


  1. фронтальный опрос

  • Что называется обособленным обстоятельством?

  • Чем может быть выражено обособленное обстоятельство?

  • Какие члены предложения называются уточняющими обстоятельствами?

  • Какими знаками препинания оформляются уточняющие обстоятельства?

  1. Изучение нового материала

  1. Работа с теоретическим материалом § 92

Вводные слова служат для передачи авторских суждений, оценок высказывания.

Сегодня будет жарко. В предложении никаких оценок или суждений не присутствует – это констатация факта. Сравним это предложение с другими:

Конечно, сегодня будет жарко.

Думаю, сегодня будет жарко.

Говорят, сегодня будет жарко?

К счастью, сегодня будет жарко.

Одним словом, сегодня будет жарко.

Без вводных слов нам было бы затруднительно высказывать свое мнение.

  • Что могут выражать вводные слова?

  1. Уверенность. Это такие слова, как безусловно, несомненно, правда, бесспорно, естественно, разумеется, в самом деле, конечно.

Сегодня, бесспорно, будет дождь.

  1. Вводные слова также могут выражать неуверенность.

Это такие слова, как видимо, может быть, кажется, возможно, наверное, пожалуй, очевидно, должно быть и другие.

Сегодня, возможно, будет дождь.

  1. При помощи вводных слов могут выражаться разные чувства говорящего. Чувства выражают такие слова, как к досаде, к счастью, к несчастью, к радости, к удивлению, чего доброго, странное дело и т. д.

Сегодня, чего доброго, будет дождь.

  1. Вводные слова могут выражать и источник сообщения. Это такие слова, как по-моему, говорят, помнится, по мнению кого-либо, на чей-нибудь взгляд, по словам кого-либо, и т. д.

Сегодня, по словам бабушки, будет дождь.

  1. Вводные слова также применяются для выражения последовательности явлений, связи между ними. Это такие слова, как во-первых, во-вторых, в частности, однако, наконец, значит, стало быть, например и др.

Стало быть, сегодня будет дождь.

  1. Вводные слова могут указывать на способ выражения, оформления мыслей. Это такие слова, как короче говоря, иначе говоря, одним словом, так сказать, грубо говоря, мягко выражаясь и др.

Сегодня будет, так сказать, дождь.

  1. Также вводные слова могут использоваться для привлечения внимания слушателей. Для этого используются такие слова, как видите ли, согласитесь, извините, знаете ли, пожалуйста, позвольте, представьте себе и т. д.

Сегодня, представьте себе, будет дождь.

  1. Вместо вводных слов могут также использоваться вводные предложения. По значению они равны вводным словам или похожи на них.

Мне кажется, я думаю, ей казалось, она говорит – все эти предложения могут быть вводными.

Сегодня, мне кажется, будет дождь.

  • Вводные слова выделяются запятыми.

Наверное, мы будем скучать по детству.

Они, как всегда, будут отдыхать в деревне. В середине предложения вводные слова выделяются с двух сторон.

Погода будет хорошей, а может, великолепной.

Союз «а» от вводных слов не отделяется.

Будьте внимательны! Не путайте вводные слова с членами предложения или союзами!

Рассмотрим три слова: кажется, возможно и однако. Эти слова могут быть вводными, а могут и не быть.

Эта задача кажется очень сложной. Кажется в данном случае – часть составного именного сказуемого.

Кажется, эта задача очень сложная. Кажется – вводное слово. Мы можем убрать его из предложения, и смысл не особенно изменится.

Выполнить это задание вполне возможно. Возможно – часть главного члена в бессоюзном предложении.

Возможно, я смогу выполнить это задание. Возможно – вводное слово, и его можно удалить из предложения.

Мы друзья, однако пишем друг другу редко. Однако – союз. Его можно заменить противительным союзом но.

Однако, как можно так редко писать другу! Однако – вводное слово. Его можно удалить из предложения.

Во многих случаях вводные слова можно удалить из предложения, поскольку они не являются членами предложения.

  • Теперь поговорим о вставных конструкциях. Вставные конструкции содержат дополнительные сведения, поправки, замечания, пояснения к сказанному.

Вводные предложения и вставные конструкции нужно различать.

Вводные предложения содержат оценку сообщения, указание на его источник, на связь с другими сообщениями.

Как мы уже знаем, Марина Цветаева родилась восьмого октября.

В отличие от них, вставные конструкции используются для дополнения, уточнения информации, поправок, замечаний, пояснений к сказанному.

Марина Цветаева родилась восьмого октября (православная церковь считает этот день днем памяти Иоанна Богослова).

Вставные конструкции выделяются тире или скобками. При этом внутри вставной конструкции сохраняются все необходимые знаки препинания.

Это село медленно приходило в запустение (приходить в запустение оно начало лет тридцать назад, но так было принято говорить). Заметим, что точка в конце предложения ставится за закрывающей скобкой.

Это село – а оно начало приходить в запустение уже давно – и сейчас смотрелось уныло.


  1. Для чего нужны обращения?

При помощи обращений мы устанавливаем контакт с окружающими. Зинаида Павловна, вы хотели меня о чем-то спросить?

Мы привлекаем внимание. Мальчик! Мальчик, оглянись, ты оставил учебник!

Передаем отношение к адресату. Лентяй, возьмись наконец за дело!

Для обращений обычно служат собственные и нарицательные существительные в форме именительного падежа.

Это может быть имя. Алексей, ты выполнил задание?

Или ФИО. Семёнов Семён Семёнович, немедленно подойдите к администратору!

Чтобы подозвать своего питомца, мы воспользуемся кличкой. Шарик, Шарик, ко мне!

Для обращения может послужить название любого предмета или явления. Лето, ты невыразимо прекрасно!

Обращения могут распространяться.

Рассмотрим и сравним распространенные и нераспространенные обращения.



В предложении может также быть несколько обращений, в том числе распространенных.

В качестве примера рассмотрим хорошо знакомые нам строки из стихов Александра Сергеевича Пушкина: «Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя!» Все предложение состоит из двух распространенных обращений.

В тексте обращения часто выделяются запятыми.

Улыбнись, серьезный ты человек. Нужно заметить, что обращения выделяются запятыми со всеми словами, которые к ним относятся.

И вот, уважаемые гости столицы, наша экскурсия подходит к концу. В середине предложения обращения выделяются с двух сторон.

Отколе, умная, бредешь ты, голова? Если части обращения разделены, то выделяется каждая часть.


  1. Междометия отделяются от обращения запятой. § 93

Эх, зима, ты опять пришла неожиданно! Запятой отделяется междометие «эх».

Катя, а Катя! Пойдем в кино? При повторе обращения частица «а» не отделяется.

О родная земля! Ты книга вечной жизни. Частица «о» запятой не отделяется.


При усилении интонации обращения выделяются восклицательным знаком.


  1. Закрепление изученного материала

  • выполнение упражнения 413 (устно)


  • упражнение 414


  • упражнение 430


  1. Контроль уровня усвоения материала

Самостоятельная работа

1 вариант

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Это (1) возможно (2) сделать, но не очень скоро. Клавдия ушла (3) вернее (4) убежала, смущенно укрыв шалью лицо.

1) 1, 2 2) 3, 4 3) 1, 2, 3, 4 4) 2, 4


  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Один из героев романа (1) конечно (2) Евгений Онегин – типичный молодой дворянин начала ХIХ века. Но главный герой (3) без сомнения (4) сам А.С.Пушкин – автор произведения.

1) 1, 2 2) 1, 3 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4


  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Звуки музыки из распахнутых окон флигеля лились робко, неуверенно: они (1) словно (2) искали, силились выразить что-то. Вот-вот (3) казалось (4) будет схвачена тема.

1) 1, 2, 3 2) 1, 2 3) 3, 4 4) 1, 3


  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

«Осенний день в Сокольниках» – единственная (1) по всей видимости (2) картина Левитана, в которой присутствует человек. Это пейзаж, где серая осень (3) поистине (4) оживает.

1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 2 3) 3, 4 4) 1, 3


2 вариант

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

«Осенний день в Сокольниках» – единственная (1) по всей видимости (2) картина Левитана, в которой присутствует человек. Это пейзаж, где серая осень (3) поистине (4) оживает.

1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 2 3) 3, 4 4) 1, 3

  1. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Первые христианские колокола появились на Западе (1) вероятно (2) в конце IV - начале V века. По преданию (3) первый колокол отлил для католической церкви епископ Павлин из города Нола, находящегося в Южной Италии в древней области Кампаньи, которая (4) издавна (5) славилась хорошим качеством меди.

1) 1, 2, 3 2) 3, 4, 5 3) 3 4) 1, 2, 5


  1. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

  - Может быть (1) вы нас в комнату пригласите? Неловко как-то (2) знаете (3) в коридоре разговаривать, Лариса Евгеньевна.

  - И имя моё известно. Значит (4) разговор пойдёт серьёзный.

1) 1, 2, 3, 4 2) 2, 3 3) 1, 4 4) 4


  1. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

  По мнению специалистов (1) в ближайшие десятилетия XXI в. тенденция к взаимопроникновению культур сохранится, чему (2) несомненно (3) будет способствовать лёгкость получения и распространения информации. Но произойдёт ли в результате слияние наций? На этот счёт (4) всегда существовали разные мнения.

1) 1, 2, 3 2) 2, 3 3) 1, 4 4) 4


3 вариант

  1. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

  По мнению специалистов (1) в ближайшие десятилетия XXI в. тенденция к взаимопроникновению культур сохранится, чему (2) несомненно (3) будет способствовать лёгкость получения и распространения информации. Но произойдёт ли в результате слияние наций? На этот счёт (4) всегда существовали разные мнения.

1) 1, 2, 3 2) 2, 3 3) 1, 4 4) 4


  1. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

  Создавая свой знаменитый памятник Петру I, Фальконе (1) скорее всего (2) не думал ни об индоевропейской, ни о славянской (3) в частности (4) мифологии. 

1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 2 3) 3, 4 4) 2, 3, 4


  1. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

У Лиды не было дорогих джерсовых костюмов и модных замшевых юбок (1) однако (2) она имела всё, что (3) по её мнению (4) полагалось иметь приехавшей из областного города в деревню девушке.

1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 2 3) 3, 4 4) 1, 3, 4

  1. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Многие химические элементы содержатся в организме в микроскопических количествах. Поэтому (1) их называют микроэлементами. Но их роль (2) отнюдь (3) не "микро". Наоборот (4) без них расстроились бы все стройные химические связи нашего организма.

1) 1 2) 2, 3 3) 1, 2, 3, 4 4) 4


4 вариант

  1. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Многие химические элементы содержатся в организме в микроскопических количествах. Поэтому (1) их называют микроэлементами. Но их роль (2) отнюдь (3) не "микро". Наоборот (4) без них расстроились бы все стройные химические связи нашего организма.

1) 1 2) 2, 3 3) 1, 2, 3, 4 4) 4


  1. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Балетмейстер Ж. Баланчивадзе (1) как известно (2) прославился на Западе, но (3) в сущности (4) уже не решал в эти годы больших творческих задач, как в первое время самостоятельной работы.

1) 1, 2 2) 1, 2, 3, 4 3) 3, 4 4) 1, 2, 4


  1. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Теперь я бродил по улицам в надежде где-нибудь случайно встретить прекрасную незнакомку. Я довольно смутно представлял, что надо делать при встрече. Во-первых (1) думал я, надо (2) конечно (3) подойти, а потом уж, как только представится случай, предложить ей своё сердце и жизнь (4) разумеется (5) до самой гробовой доски.

1) 1, 4, 5 2) 2, 3 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4, 5


  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Это (1) возможно (2) сделать, но не очень скоро. Клавдия ушла (3) вернее (4) убежала, смущенно укрыв шалью лицо.

1) 1, 2 2) 3, 4 3) 1, 2, 3, 4 4) 2, 4


Ответы:

1 вариант: 2,4,3,2

2 вариант: 2,1,1,1

3 вариант:1,1,4,4

4 вариант: 4,3,4,2



  1. Подведение итогов

Подведём итоги урока. Назовите тему урока.

- Назовите цель урока.

- Достигли мы цели урока?

- Что понравилось на уроке?

- Как вы думаете, пригодятся ли вам знания данной темы в вашей будущей   профессии?

  1. Домашнее задание § 91, 92, 93, Упр. 429







































Список использованных источников


Для студентов:

  1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. – 6-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009. – 432с.

  2. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.Ф. Чешко. – М.: Просвещение, 2009. – 286с.


Интернет-ресурсы:

  1. http://samopodgotovka.com/index.php/russkij-yazyk.html (материалы к подготовке ЕГЭ)

  2. http://mschool.kubsu.ru (Библиотека электронных учебных пособий)

  3. http://www.edu.ru/, http://www.edu.ru/moodle/ (материалы по русскому языку)

  4. http://www.studentlibrary.ru/documents/ISBN9785488030091-SCN0001.html



Для преподавателя:

  1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. – 8-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2014. – 447с.

  2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Базовый уровень» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010 год.

  3. Сайты: http://rus.1september.ru/, http://www.youtube.com/,

http://metodisty.ru/searchKeyword.php?type=bx_files, http://www.edu.ru/moodle/, http://nsportal.ru/npo-spo.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!