Тема: Пернатые друзья (устный журнал)
Цель:
расширение и закрепление знаний детей о некоторых видах птиц родного края, особенностях их поведения и жизни, о роли и месте в природе, о значении в жизни человека.
Задачи:
познакомить учащихся с видами птиц родного края – вестниками весны, показать необходимость их защиты;
обобщить и углубить знания об ушастой сове - птице 2015 года, хохлатом жаворонке, занесённом в Красную книгу Республики Беларусь;
формировать познавательный интерес к живой природе;
содействовать воспитанию бережного отношения к пернатым, вовлечению учащихся в практическую природоохранную деятельность.
Предварительная подготовительная работа
Методы:
словесные: монологический метод: рассказ; активные методы: дискуссия, «мозговой штурм»;
наглядные: иллюстрация (рисунки, географические карты, таблицы); демонстрация (просмотр мультимедийных презентаций, документальных кинофильмов, видеороликов о птицах)
практические: упражнения в наблюдении за поведением птиц с использованием бинокля, учёт наблюдений, использование коммуникационных технологий;
эвристические (частично-поисковый): поиск информации по теме, представление устного журнала (творческий отчёт).
Этапы:
определение проблемы, темы и целей устного журнала в ходе совместной деятельности педагога и учащихся;
создание группы (групп) учащихся для работы над журналом.
пооперационная разработка сценария устного журнала с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.
определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм и сроков презентации;
распределение задач (обязанностей) между членами группы.
самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным и групповым задачам ;
промежуточные обсуждения полученных данных в группах,
структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.
подготовка и демонстрация материалов, представление результатов.
подготовка публичного выступления;
презентация устного журнала.
План проведения:
Вступительное слово педагога.
1 страница. Кампания «Живая весна».
2 страница. Ушастая сова - птица 2015 года.
Подвижная пауза: физкультминутка “Совушка-сова”.
3 страница. Птица Красной книги рядом с нами.
Викторина «Что? Где? Когда?».
Рефлексия.
Заключительное слово педагога.
Материально-техническое обеспечение:
мультимедийная установка;
м/м презентация «Пернатые друзья» для иллюстрирования страниц устного журнала;
иллюстрации птиц: белый аист, деревенская ласточка, чёрный стриж, кукушка, золотистая щурка;
текст телеграммы от птицы года, конверт с письмом от жаворонка;
фонограммы голосов птиц;
призы-сувениры (календарики, наклейки, флаеры) для викторины.
Педагогическая технология: КТД.
Методы, используемые при проведении устного журнала:
словесные: монологический метод: рассказ; активные методы: беседа,
наглядные: иллюстрация (рисунки);
демонстрация (мультимедийная презентация);
игровой (викторина).
Содержание
Вступительное слово педагога:
- Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Люди издавна привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их около себя. Возможно, поэтому множество поверий, легенд, примет, поговорок так или иначе связаны с птицами. Сегодня мы будем говорить о птицах – вестниках весны, о птице года, о птице со страницы Красной книги. Мы расскажем вам об особенностях их поведения и жизни, о роли и месте в природе, о значении в жизни человека, о той помощи, которую могут оказать школьники своим пернатым друзьям.
1 страница. Кампания «Живая весна»(слайд 1)
1 ведущий
(слайд 2)
Скоро гости к нам соберутся,
Сколько гнезд понавьют, – посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари!
И.Никитин
2 ведущий
(слайды 3, 4)
Слушай, смотри и птиц узнавай,
“Живую весну” с друзьями встречай!
Слайды демонстрируют логотип международной образовательной кампании «Живая весна»
1 ведущий
- Идея европейскойкампании «Живая весна» состоит в том, чтобы наблюдать за датами прибытия перелётных птиц к местам обитания. Эти данные вместе с другой информацией могут быть идеальным индикатором ближайших изменений климата. Дети и взрослые в нашей стране всю весну вместе с любителями природы со всей Европы наблюдают за прилётом птиц.
2 ведущий
- Организатором кампания «Живая весна» в Беларуси является общественная организация «Ахова птушак Бацькаўшчыны». В качестве пернатых вестников весны выбраны хорошо известные в народе птицы. Отгадайте загадки и узнайте героев «Живой весны».
Ведущие по очереди загадывают загадки, правильный ответ появляется на слайде.Слайды демонстрируют внешний вид и пение птиц:
1 ведущий
(слайд 5)
У обочины дороги
Ходит кто-то длинноногий.
Самый лучший из отцов,
Ищет пищу для птенцов.
(Белый аист)
2 ведущий
(слайд 6)
Поёт птичка:
- Тивит-тивит.
У неё приметный вид:
Коль летает низко -
Значит дождик близко.
(Деревенская ласточка)
1 ведущий
(слайд 7)
Длинные крылья
Не могут позволить
В небо взлетать
Ему прямо с земли.
(Чёрный стриж)
2 ведущий
(слайд 8)
В лесу на дереве живёт,
В траве яички сносит.
Но, так как гнёзд она не вьёт,
Соседям их подбросит.
(Кукушка)
1 ведущий
(слайд 9)
Брюшко золотистое,
Чёрная полоска,
Улей найдёт,
Пчёл украдёт.
(Щурка)
2 ведущий
- Принять участие в кампании «Живая весна» очень просто.
Группа ребят (5 человек) информирует об участии в кампании “Живая весна”:
1 ребёнок держит в руках изображение белого аиста
(слайд 10)
- Если вы увидите или услышите нас, посылайте СМС-сообщение на номер 0841.
2 ребёнок держит в руках изображение деревенской ласточки
(слайд 11)
- Сообщите о своих наблюдениях на сайте «Живая весна».
3 ребёнок держит в руках изображение чёрного стрижа
(слайд 12)
- Напишите о своих наблюдениях в социальной сети Facebook.
4 ребёнок держит в руках изображение кукушки
(слайд 13)
- Напишите о своих наблюдениях в социальной сети В контакте.
5 ребёнок демонстрирует изображение щурки
(слайд 14)
- Обязательно напишите своё имя, фамилию, время и место наблюдений, количество и вид птиц.
1 ведущий.
Звучит фонограмма голосов птиц
(слайд 15)
Щурка- пчелоедка,
Ласточка- соседка,
Аист- клекотун,
Стриж- летун,
Кукушка – болтушка.
2ведущий
(слайд 16)
Всем не до сна:
Пришла “ Живая весна”!
2 страница. Ушастая сова - птица 2015 года
Слайды демонстрируют образы совы
1 ведущий
(слайды 17- 26)
- Пожалуй, ни об одной птице не сложено столько легенд, ни с одной не связано столько поверий, как с этой. Одни народы возвеличивали эту птицу, другие проклинали. В Китае она считалась символом благосостояния, полинезийцы считали её ночным злым богом, у древних греков она олицетворяла мудрость.
2 ведущий
(слайды 27-33)
- Во многих сказках и легендах совы выступают советниками, проницательными птицами, вестниками, носителями необычных знаний. Сове славяне приписывают роль хранительницы подземных богатств. Наскальные изображения сов находят в самых разных местах земного шара — в Европе, Австралии, Америке. У древних майя сова была символом власти, ее изображения встречаются на барельефах правителей. У многих африканских народов сова также считается птицей волшебников и колдунов.
Слайды демонстрируют отношение человека к совам
1 ведущий
(слайды 34 -37)
- Сова привлекала внимание людей испокон веков не случайно: необычная внешность, бесшумный полет, страшный голос, ночной образ жизни – все это тревожило людское воображение.
2 ведущий
(слайды 38-41)
- Били сов, уничтожали нещадно, пока за этих птиц не вступилась наука.
Сейчас известно, что одна сова уничтожает за год в среднем от 1000 до 1200 мышей. Это значит, что она спасает минимум тонну зерна.
Звучит фонограмма голоса ушастой совы
(слайд 42)
- О чем просит эта крайне полезная птица? В чем она нуждается?
Чтение текста телеграммы
Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые!
Из-за отсутствия мест для гнездования мы, ушастые совы, просим вас о помощи: смастерите нам искусственные гнездовья. Мы прекрасно устроимся в деревянном ящике, плетёной корзине, старом жестяном ведре.
Заранее благодарим за помощь!
Ваши пернатые друзья – ушастые совы
1 ведущий
(слайд 43- 44)
- Ушастая сова в качестве гнезда предпочитает занимать сооружение ворон на высоком сосновом дереве. Есть ли в нашем городе ушастые совы? Где взять и установить искусственные гнездовья?
Слайды демонстрируют фото действий учащихся
2 ведущий
(слайды 45-53)
- Ребята из клуба «Крылатый дозор» провели экологическую разведку и выяснили, что пара ушастых сов облюбовала деревья около здания Белорусской геологоразведочной экспедиции. Для них искусственные гнездовья смастерили и установили ребята вместе с родителями. Пусть у каждого будет свой дом!
Звучит фонограмма голоса ушастой совы.
Подвижная пауза: физкультминутка “Совушка-сова”
Совушка-сова,
Большая голова
На дереве сидит,
Головой вертит,
Во все стороны глядит.
Вдруг как охнет
И взлетит!
3 страница. Птица из Красной книги рядом с нами
(слайд 54)
1 ведущий
(слайды 55- 62)
- Птицы с древних времен привлекали внимание человека. Во многих легендах и преданиях рассказывается о пернатых, их облике и повадках. Самых разных птиц можно встретить в колыбельных песнях, частушках и потешках, закличках и приговорках, прибаутках и сказках. Без них не обходятся скороговорки, шуточные и плясовые песни. Птицы фигурируют в частушках, пословицах, поговорках и загадках. Их заливистые трели извещают нас о приходе весны.
2 ведущий
(слайд 63)
- Люди не всегда задумываются, что своими действиями наносят непоправимый вред птицам.
Слайды демонстрируют:
браконьерский отстрел (слайд 64 )
распашка целинных земель (слайд 65 )
истребления крупных насекомых пестицидами (слайд 66 )
химическое загрязнение среды (слайд 67)
массовое применение ядохимикатов (слайд 68 )
беспокойство на местах гнездования( слайд 69 )
- Возможно, именно эти действия человека стали причиной уменьшения некоторых видов птиц. Среди них – хохлатый жаворонок, занесённый в Красную книгу Республики Беларусь как редко встречающийся вид.
Слайды демонстрируют особенности жизни и поведения хохлатого жаворонка «Моя история». Появляется 3 ведущий и озвучивает письмо жаворонка
Здравствуйте!
Я – хохлатый жаворонок. Хоть я и редкая птица, но со мной можно встретиться и летом, и зимой на окраине вашего города на прилегающей ко льнозаводу территории. А узнать меня легко: окраска тела буровато-серая с темными пестринками, на голове – небольшой хохолок.
Когда приходит весна, я строю гнездо на земле в небольшом углублении, на склоне канавы или ямы. Гнездо хорошо скрыто. Строительным материалом служат сухие стебельки трав, корешки, узкие листья, тонкие сухие травинки, конский волос. В конце апреля - начале мая в гнезде у нас до 5 яиц. Через 2 недели появляются птенцы. В случае неожиданного похолодания незащищённые тёплым оперением птенцы впадают в оцепенение, от которого пробуждаются через несколько часов, если их хорошо согреют лучи солнца. Уже через 2 недели после рождения они, хоть не умеют ещё летать, покидают гнездо, затаившись неподалёку. А ещё через 10 дней ведут себя как настоящие взрослые птицы: активно разыскивают корм, с наслаждением поедая дождевых червей, мелких жуков, мух, маленьких бабочек, гусениц и маленьких улиток, а также пауков.
Нас, хохлатых жаворонков, из-за скашивания, химической обработки диких трав и отсутствия их семян, важных для нашего питания, в Беларуси становится очень мало: всего около 1000 пар. Мы нуждаемся в вашей помощи, заботе и внимании. Как европейский вид птиц находимся под охраной Директивы Европейского Союза о сохранении диких птиц.
Звучит фонограмма голоса хохлатого жаворонка
1 ведущий
- В многочисленных припевках, приговорах и веснянках именно к жаворонкам весной обращались с просьбой принести лето теплое, соху, борону, хлеба нового и здоровья.
2 ведущий
- И в наших силах помочь этому виду птиц. Надо отказаться от массового применения ядохимикатов на полях и не беспокоить пернатых друзей на местах гнездования.
Слайды демонстрируют обрядовые действия «Встреча весны».Звучит фонограмма песни-веснянки
Викторина «Что? Где? Когда?»
3 ведущий
- Сейчас мы зададим вам несколько вопросов по темам страничек нашего журнала и выясним, кто самый внимательный слушатель и зритель.
Вопросы:
Как называется кампания, когда дети и взрослые вместе с любителями природы со всей Европы наблюдают за прилётом птиц.
Кто является организатором кампании «Живая весна» в Беларуси?
Какие птицы выбраны в качестве пернатых вестников весны?
Как можно участнику кампании «Живая весна» сообщить о своих наблюдениях?
Какая птица у древних греков олицетворяла мудрость?
Какую роль славяне приписывают сове?
Что ушастая сова предпочитает занимать в качестве гнезда?
Какой вред своими действиями люди наносят птицам?
Где строит гнездо хохлатый жаворонок?
Что служит строительным материалом для гнезда?
Что предпринимают в случае неожиданного похолодания незащищённые тёплым оперением птенцы хохлатого жаворонка?
Как можно помочь птицам?
Вручение памятных призов-сувениров (календариков, наклеек, флаеров)
1 ведущий
В природе столько красоты –
Вглядись, и ты поймешь,
Зачем росистые кусты
Окутывает дрожь.
2 ведущий
Куда, журча, ручей бежит,
Прозрачнее стекла,
О чем под вечер в поле ржи,
Поют перепела...
3 ведущий
Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь –
2 ведущий
И ты научишься тому,
Как это все беречь.
В. Чижов
Рефлексия
Для осмысления детьми устного журнала и изучения педагогом их мыслительной деятельности используется один из вариантов интеллектуальной рефлексии.
Педагог: «Вот и перевёрнута последняя страничка нашего устного журнала. Дорогие друзья, попробуйте продолжить фразы:
Заключительное слово педагога:
- Замечательный писатель и большой любитель природы М. Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас — кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоемы. В лесах, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса и горы. Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину».
Завершение устного журнала: представление авторов и участников.
-
Список использованных источников
-
Дмитриев Ю.Д. Соседи по планете. Птицы. – М.: Олимп: АСТ-ЛТД, 1997. – 416 с.
Жизнь животных: Птицы/ Гладков А.Н., Михеева А.В. – М.: Просвещение, 1970. – 612с.: ил.
Заянчковский И.Ф. Говорящие птицы. – Уфа. Башкнигоиздат, 1981. – 152 с. В книгу известного исследователя, знатока повадок и жизни зверей и птиц. Включены рассказы о наших пернатых друзьях, отличающихся воспроизводить слова.
Книга природы: Рассказы./Авторы Ю.Дмитриев, Н. Пожарская. – М.: Детская литература, 1990. – 399с.: ил.
Недолин И.К. Рассказы о птицах. – М.: «Просвещение», 1983. – 138с.
Соколов – Микишов И.С. От весны до весны. – Л.: Детская литература, 1997. – 176с.: ил.
Строков В.В. Пернатые друзья лесов. – М.: «Просвещение», 1975. – 143с.: ил.
Скребицкий Т.А. Крылатые соседи. – М.: Детская литература, 1997. – 32с.: ил.
Скребицкий Н.И. «В лес по загадки».- Л.: Детская литература, 1983. – 95с.: ил.
http://www.ptushki.org
-
-
-
-
-
-
Фоторепортаж
из оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Дружба»
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/09/28/s_59cd4c7cc54fb/697424_1.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/09/28/s_59cd4c7cc54fb/697424_2.jpeg)
-
-
-
-
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/09/28/s_59cd4c7cc54fb/697424_3.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/09/28/s_59cd4c7cc54fb/697424_4.jpeg)
-
-
-
-
-
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/09/28/s_59cd4c7cc54fb/697424_5.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/09/28/s_59cd4c7cc54fb/697424_6.jpeg)
-
-
-
-
-
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/09/28/s_59cd4c7cc54fb/697424_7.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/09/28/s_59cd4c7cc54fb/697424_8.jpeg)
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Фоторепортаж
с праздника «Международный день птиц»
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/09/28/s_59cd4c7cc54fb/697424_9.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/09/28/s_59cd4c7cc54fb/697424_10.jpeg)
-
-
-
-
-
-
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/09/28/s_59cd4c7cc54fb/697424_11.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/09/28/s_59cd4c7cc54fb/697424_12.jpeg)
-
-
-
-
-
-
-
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/09/28/s_59cd4c7cc54fb/697424_13.jpeg)
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Фоторепортаж
с районного орнитологического праздника «Голоса весны»
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/09/28/s_59cd4c7cc54fb/697424_14.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/09/28/s_59cd4c7cc54fb/697424_15.jpeg)
-
-
-
-
-
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/09/28/s_59cd4c7cc54fb/697424_16.jpeg)
-
-
-
-
-
-
-
-
-
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/09/28/s_59cd4c7cc54fb/697424_17.jpeg)
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
12