СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка устного журнала "Птицы - наши друзья!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке указаны методы, этапы, план и материально-техническое обеспечение для проведения устного журнала. 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка устного журнала "Птицы - наши друзья!"»

Тема: Пернатые друзья (устный журнал)

Цель:

  • расширение и закрепление знаний детей о некоторых видах птиц родного края, особенностях их поведения и жизни, о роли и месте в природе, о значении в жизни человека.

Задачи:

  • познакомить учащихся с видами птиц родного края – вестниками весны, показать необходимость их защиты;

  • обобщить и углубить знания об ушастой сове - птице 2015 года, хохлатом жаворонке, занесённом в Красную книгу Республики Беларусь;

  • формировать познавательный интерес к живой природе;

  • содействовать воспитанию бережного отношения к пернатым, вовлечению учащихся в практическую природоохранную деятельность.

Предварительная подготовительная работа

Методы:

  • словесные: монологический метод: рассказ; активные методы: дискуссия, «мозговой штурм»;

  • наглядные: иллюстрация (рисунки, географические карты, таблицы); демонстрация (просмотр мультимедийных презентаций, документальных кинофильмов, видеороликов о птицах)

  • практические: упражнения в наблюдении за поведением птиц с использованием бинокля, учёт наблюдений, использование коммуникационных технологий;

  • эвристические (частично-поисковый): поиск информации по теме, представление устного журнала (творческий отчёт).

Этапы:

  • определение проблемы, темы и целей устного журнала в ходе совместной деятельности педагога и учащихся;

  • создание группы (групп) учащихся для работы над журналом.

  • пооперационная разработка сценария устного журнала с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.

  • определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм и сроков презентации;

  • распределение задач (обязанностей) между членами группы.

  • самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным и групповым задачам ;

  • промежуточные обсуждения полученных данных в группах,

  • структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

  • подготовка и демонстрация материалов, представление результатов.

  • подготовка публичного выступления;

  • презентация устного журнала.

План проведения:

  1. Вступительное слово педагога.

  2. 1 страница. Кампания «Живая весна».

  3. 2 страница. Ушастая сова - птица 2015 года.

  4. Подвижная пауза: физкультминутка “Совушка-сова”.

  5. 3 страница. Птица Красной книги рядом с нами.

  6. Викторина «Что? Где? Когда?».

  7. Рефлексия.

  8. Заключительное слово педагога.

Материально-техническое обеспечение:

  • мультимедийная установка;

  • м/м презентация «Пернатые друзья» для иллюстрирования страниц устного журнала;

  • иллюстрации птиц: белый аист, деревенская ласточка, чёрный стриж, кукушка, золотистая щурка;

  • текст телеграммы от птицы года, конверт с письмом от жаворонка;

  • фонограммы голосов птиц;

  • призы-сувениры (календарики, наклейки, флаеры) для викторины.

Педагогическая технология: КТД.

Методы, используемые при проведении устного журнала:

  • словесные: монологический метод: рассказ; активные методы: беседа,

  • наглядные: иллюстрация (рисунки);

  • демонстрация (мультимедийная презентация);

  • игровой (викторина).

Содержание

Вступительное слово педагога:

- Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Люди издавна привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их около себя. Возможно, поэтому множество поверий, легенд, примет, поговорок так или иначе связаны с птицами. Сегодня мы будем говорить о птицах – вестниках весны, о птице года, о птице со страницы Красной книги. Мы расскажем вам об особенностях их поведения и жизни, о роли и месте в природе, о значении в жизни человека, о той помощи, которую могут оказать школьники своим пернатым друзьям.

1 страница. Кампания «Живая весна»(слайд 1)

1 ведущий

(слайд 2)

Скоро гости к нам соберутся,
Сколько гнезд понавьют, – посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари!

И.Никитин

2 ведущий

(слайды 3, 4)

Слушай, смотри и птиц узнавай,

“Живую весну” с друзьями встречай!

Слайды демонстрируют логотип международной образовательной кампании «Живая весна»

1 ведущий

- Идея европейскойкампании «Живая весна» состоит в том, чтобы наблюдать за датами прибытия перелётных птиц к местам обитания. Эти данные вместе с другой информацией могут быть идеальным индикатором ближайших изменений климата. Дети и взрослые в нашей стране всю весну вместе с любителями природы со всей Европы наблюдают за прилётом птиц.

2 ведущий

- Организатором кампания «Живая весна» в Беларуси является общественная организация «Ахова птушак Бацькаўшчыны». В качестве пернатых вестников весны выбраны хорошо известные в народе птицы. Отгадайте загадки и узнайте героев «Живой весны».

Ведущие по очереди загадывают загадки, правильный ответ появляется на слайде.Слайды демонстрируют внешний вид и пение птиц:

1 ведущий

(слайд 5)

У обочины дороги

Ходит кто-то длинноногий.

Самый лучший из отцов,

Ищет пищу для птенцов.

(Белый аист)

2 ведущий

(слайд 6)

Поёт птичка:

- Тивит-тивит.

У неё приметный вид:

Коль летает низко -

Значит дождик близко.

(Деревенская ласточка)

1 ведущий

(слайд 7)

Длинные крылья

Не могут позволить

В небо взлетать

Ему прямо с земли.

(Чёрный стриж)

2 ведущий

(слайд 8)

В лесу на дереве живёт,

В траве яички сносит.

Но, так как гнёзд она не вьёт,

Соседям их подбросит.

(Кукушка)

1 ведущий

(слайд 9)

Брюшко золотистое,

Чёрная полоска,

Улей найдёт,

Пчёл украдёт.

(Щурка)

2 ведущий

- Принять участие в кампании «Живая весна» очень просто.

Группа ребят (5 человек) информирует об участии в кампании “Живая весна”:

1 ребёнок держит в руках изображение белого аиста

(слайд 10)

- Если вы увидите или услышите нас, посылайте СМС-сообщение на номер 0841.

2 ребёнок держит в руках изображение деревенской ласточки

(слайд 11)

- Сообщите о своих наблюдениях на сайте «Живая весна».

3 ребёнок держит в руках изображение чёрного стрижа

(слайд 12)

- Напишите о своих наблюдениях в социальной сети Facebook.

4 ребёнок держит в руках изображение кукушки

(слайд 13)

- Напишите о своих наблюдениях в социальной сети В контакте.

5 ребёнок демонстрирует изображение щурки

(слайд 14)

- Обязательно напишите своё имя, фамилию, время и место наблюдений, количество и вид птиц.

1 ведущий.

Звучит фонограмма голосов птиц

(слайд 15)

Щурка- пчелоедка,

Ласточка- соседка,

Аист- клекотун,

Стриж- летун,

Кукушка – болтушка.

2ведущий

(слайд 16)

Всем не до сна:

Пришла “ Живая весна”!

2 страница. Ушастая сова - птица 2015 года

Слайды демонстрируют образы совы

1 ведущий

(слайды 17- 26)

- Пожалуй, ни об одной птице не сложено столько легенд, ни с одной не связано столько поверий, как с этой. Одни народы возвеличивали эту птицу, другие проклинали. В Китае она считалась символом благосостояния, полинезийцы считали её ночным злым богом, у древних греков она олицетворяла мудрость.

2 ведущий

(слайды 27-33)

- Во многих сказках и легендах совы выступают советниками, проницательными птицами, вестниками, носителями необычных знаний. Сове славяне приписывают роль хранительницы подземных богатств. Наскальные изображения сов находят в самых разных местах земного шара — в Европе, Австралии, Америке. У древних майя сова была символом власти, ее изображения встречаются на барельефах правителей. У многих африканских народов сова также считается птицей волшебников и колдунов.

Слайды демонстрируют отношение человека к совам

1 ведущий

(слайды 34 -37)

- Сова привлекала внимание людей испокон веков не случайно: необычная внешность, бесшумный полет, страшный голос, ночной образ жизни – все это тревожило людское воображение.

2 ведущий

(слайды 38-41)

- Били сов, уничтожали нещадно, пока за этих птиц не вступилась наука.

Сейчас известно, что одна сова уничтожает за год в среднем от 1000 до 1200 мышей. Это значит, что она спасает минимум тонну зерна.

Звучит фонограмма голоса ушастой совы

(слайд 42)

- О чем просит эта крайне полезная птица? В чем она нуждается?

Чтение текста телеграммы

Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые!

Из-за отсутствия мест для гнездования мы, ушастые совы, просим вас о помощи: смастерите нам искусственные гнездовья. Мы прекрасно устроимся в деревянном ящике, плетёной корзине, старом жестяном ведре.

Заранее благодарим за помощь!

Ваши пернатые друзья – ушастые совы











1 ведущий

(слайд 43- 44)

- Ушастая сова в качестве гнезда предпочитает занимать сооружение ворон на высоком сосновом дереве. Есть ли в нашем городе ушастые совы? Где взять и установить искусственные гнездовья?

Слайды демонстрируют фото действий учащихся

2 ведущий

(слайды 45-53)

- Ребята из клуба «Крылатый дозор» провели экологическую разведку и выяснили, что пара ушастых сов облюбовала деревья около здания Белорусской геологоразведочной экспедиции. Для них искусственные гнездовья смастерили и установили ребята вместе с родителями. Пусть у каждого будет свой дом!

Звучит фонограмма голоса ушастой совы.

Подвижная пауза: физкультминутка “Совушка-сова”

Совушка-сова,

Большая голова

На дереве сидит,

Головой вертит,

Во все стороны глядит.

Вдруг как охнет

И взлетит!


3 страница. Птица из Красной книги рядом с нами

(слайд 54)

1 ведущий

(слайды 55- 62)

- Птицы с древних времен привлекали внимание человека. Во многих легендах и преданиях рассказывается о пернатых, их облике и повадках. Самых разных птиц можно встретить в колыбельных песнях, частушках и потешках, закличках и приговорках, прибаутках и сказках. Без них не обходятся скороговорки, шуточные и плясовые песни. Птицы фигурируют в частушках, пословицах, поговорках и загадках. Их заливистые трели извещают нас о приходе весны.

2 ведущий

(слайд 63)

- Люди не всегда задумываются, что своими действиями наносят непоправимый вред птицам.

Слайды демонстрируют:

  • браконьерский отстрел (слайд 64 )

  • распашка целинных земель (слайд 65 )

  • истребления крупных насекомых пестицидами (слайд 66 )

  • химическое загрязнение среды (слайд 67)

  • массовое применение ядохимикатов (слайд 68 )

  • беспокойство на местах гнездования( слайд 69 )

- Возможно, именно эти действия человека стали причиной уменьшения некоторых видов птиц. Среди них – хохлатый жаворонок, занесённый в Красную книгу Республики Беларусь как редко встречающийся вид.


Слайды демонстрируют особенности жизни и поведения хохлатого жаворонка «Моя история». Появляется 3 ведущий и озвучивает письмо жаворонка

Здравствуйте!

Я – хохлатый жаворонок. Хоть я и редкая птица, но со мной можно встретиться и летом, и зимой на окраине вашего города на прилегающей ко льнозаводу территории. А узнать меня легко: окраска тела буровато-серая с темными пестринками, на голове – небольшой хохолок.

Когда приходит весна, я строю гнездо на земле в небольшом углублении, на склоне канавы или ямы. Гнездо хорошо скрыто. Строительным материалом служат сухие стебельки трав, корешки, узкие листья, тонкие сухие травинки, конский волос. В конце апреля - начале мая в гнезде у нас до 5 яиц. Через 2 недели появляются птенцы. В случае неожиданного похолодания незащищённые тёплым оперением птенцы впадают в оцепенение, от которого пробуждаются через несколько часов, если их хорошо согреют лучи солнца. Уже через 2 недели после рождения они, хоть не умеют ещё летать, покидают гнездо, затаившись неподалёку. А ещё через 10 дней ведут себя как настоящие взрослые птицы: активно разыскивают корм, с наслаждением поедая дождевых червей, мелких жуков, мух, маленьких бабочек, гусениц и маленьких улиток, а также пауков.

Нас, хохлатых жаворонков, из-за скашивания, химической обработки диких трав и отсутствия их семян, важных для нашего питания, в Беларуси становится очень мало: всего около 1000 пар. Мы нуждаемся в вашей помощи, заботе и внимании. Как европейский вид птиц находимся под охраной Директивы Европейского Союза о сохранении диких птиц. 

Звучит фонограмма голоса хохлатого жаворонка

1 ведущий

- В многочисленных припевках, приговорах и веснянках именно к жаворонкам весной обращались с просьбой принести лето теплое, соху, борону, хлеба нового и здоровья.

2 ведущий

- И в наших силах помочь этому виду птиц. Надо отказаться от массового применения ядохимикатов на полях и не беспокоить пернатых друзей на местах гнездования.

Слайды демонстрируют обрядовые действия «Встреча весны».Звучит фонограмма песни-веснянки

Викторина «Что? Где? Когда?»

3 ведущий

- Сейчас мы зададим вам несколько вопросов по темам страничек нашего журнала и выясним, кто самый внимательный слушатель и зритель.

Вопросы:

  1. Как называется кампания, когда дети и взрослые вместе с любителями природы со всей Европы наблюдают за прилётом птиц.

  2. Кто является организатором кампании «Живая весна» в Беларуси?

  3. Какие птицы выбраны в качестве пернатых вестников весны?

  4. Как можно участнику кампании «Живая весна» сообщить о своих наблюдениях?

  5. Какая птица у древних греков олицетворяла мудрость?

  6. Какую роль славяне приписывают сове?

  7. Что ушастая сова предпочитает занимать в качестве гнезда?

  8. Какой вред своими действиями люди наносят птицам?

  9. Где строит гнездо хохлатый жаворонок?

  10. Что служит строительным материалом для гнезда?

  11. Что предпринимают в случае неожиданного похолодания незащищённые тёплым оперением птенцы хохлатого жаворонка?

  12. Как можно помочь птицам?

Вручение памятных призов-сувениров (календариков, наклеек, флаеров)

1 ведущий

В природе столько красоты –

Вглядись, и ты поймешь,

Зачем росистые кусты

Окутывает дрожь.

2 ведущий

Куда, журча, ручей бежит,

Прозрачнее стекла,

О чем под вечер в поле ржи,

Поют перепела...

3 ведущий

Пусть станет сердцу твоему

Понятна птичья речь –

2 ведущий

И ты научишься тому,

Как это все беречь.

В. Чижов

Рефлексия

Для осмысления детьми устного журнала и изучения педагогом их мыслительной деятельности используется один из вариантов интеллектуальной рефлексии.

Педагог: «Вот и перевёрнута последняя страничка нашего устного журнала. Дорогие друзья, попробуйте продолжить фразы:

  • я узнал…

  • мне было интересно…

  • я понял, что…

  • теперь я могу…

  • меня удивило…

  • мне захотелось…

  • мне пригодится для жизни…

  • Заключительное слово педагога:

  • - Замечательный писатель и большой любитель природы М. Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас — кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоемы. В лесах, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса и горы. Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину».

  • Завершение устного журнала: представление авторов и участников.

  • Список использованных источников

  1. Дмитриев Ю.Д. Соседи по планете. Птицы. – М.: Олимп: АСТ-ЛТД, 1997. – 416 с.

  2. Жизнь животных: Птицы/ Гладков А.Н., Михеева А.В. – М.: Просвещение, 1970. – 612с.: ил.

  3. Заянчковский И.Ф. Говорящие птицы. – Уфа. Башкнигоиздат, 1981. – 152 с. В книгу известного исследователя, знатока повадок и жизни зверей и птиц. Включены рассказы о наших пернатых друзьях, отличающихся воспроизводить слова.

  4. Книга природы: Рассказы./Авторы Ю.Дмитриев, Н. Пожарская. – М.: Детская литература, 1990. – 399с.: ил.

  5. Недолин И.К. Рассказы о птицах. – М.: «Просвещение», 1983. – 138с.

  6. Соколов – Микишов И.С. От весны до весны. – Л.: Детская литература, 1997. – 176с.: ил.

  7. Строков В.В. Пернатые друзья лесов. – М.: «Просвещение», 1975. – 143с.: ил.

  8. Скребицкий Т.А. Крылатые соседи. – М.: Детская литература, 1997. – 32с.: ил.

  9. Скребицкий Н.И. «В лес по загадки».- Л.: Детская литература, 1983. – 95с.: ил.

  10. http://www.ptushki.org

  • Фоторепортаж

  • из оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Дружба»

  • Фоторепортаж

  • с праздника «Международный день птиц»

  • Фоторепортаж

  • с районного орнитологического праздника «Голоса весны»

12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!