СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка Влияние музыкально-ритмических движений на развитие творческих способностей дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В нашем современном обществе, когда деятельность человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки, движения рассматривается как одно из условий развития его как творческой и гармонично развитой личности. 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка Влияние музыкально-ритмических движений на развитие творческих способностей дошкольников»

Влияние музыкально-ритмических движений на развитие творческих способностей дошкольников в процессе музыкальной деятельности


В нашем современном обществе, когда деятельность человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки, движения рассматривается как одно из условий развития его как творческой и гармонично развитой личности.


Проблема изучения произвольности поведения в процессе развития двигательной активности, творческого самовыражения ребенка в ритмо-пластическом уподоблении в процессе музыкальной деятельности дошкольников является актуальной и на сегодняшний день. Мониторинг музыкального развития дошкольников показывает, что наряду с другими видами детской музыкальной деятельности: пением, восприятием музыкальных произведений – развитие музыкально-ритмические способностей детей часто является «проблемной зоной» в работе музыкального руководителя из-за своей специфики и недостаточной компетентности педагогов-музыкантов. В настоящее время в дошкольных учреждениях работа по формированию ритма движений и речи осуществляется на логопедических, логоритмических, музыкальных и физкультурных занятиях. В связи с этим, важной является проблема изучения особенностей развития музыкально-ритмических способностей детей, разработка системы формирования у них музыкально-ритмического чувства, двигательной сферы и ритмической структуры речи, являющаяся одной из составляющих в развития творческих способностей ребенка.


По мнению психологов и педагогов, детей следует как можно раньше побуждать к выполнению творческих заданий. Создатели отечественной системы музыкально-ритмического воспитания (Н. Александрова, Е. Бабаджан, М. Метлов, Н.А. Ветлугина и др.) выделяли музыкально-ритмические движения как отдельный вид музыкальной деятельности, в процессе которого осуществляется целенаправленное развитие чувства ритма, позволяющее в полной мере раскрыть творческие способности ребенка посредством танца, упражнений и творческих заданий.


Работая в данном направлении, мы выделили основную цель: создать условия, обеспечивающие развитие творческих способностей дошкольников посредством музыкального движения.


Задачи:

развивать основы музыкальной культуры, музыкальные и творческие способности детей в процессе освоения ритмических движений;

учить детей воспринимать музыкальные образы и выражать их в движении;

формировать и развивать двигательные навыки, ритмические способности детей на основе музыкального искусства.


Среди музыкально-ритмических движений большое место занимают музыкально-ритмические упражнения, которые являются основой для накопления музыкально-ритмического опыта. Выполняя музыкально-ритмические упражнения, дети развиваются физически, укрепляется костно-мышечный аппарат, учатся владеть своим телом, готовятся к выполнению более сложных двигательных заданий в танцах, играх. Это главное условие развития творческих способностей ребенка.


В музыкально-ритмическом воспитании детей используем разнообразные творческие задания-упражнения, речевые игры, направленные на активизацию внимания, развитие мелкой моторики, освоение пространства зала, перестроения, музыкальности и ритмичности движений. Это «Определи свое место», «Дом, который построил Джек», «Огород» и др.


Помимо упражнений, к музыкально-ритмическим движениям относятся танцы, пляски, хороводы, игры.


Игра, относящаяся к музыкально-ритмическим движениям, является основным видом деятельности дошкольников. С их помощью в интересной и непринужденной форме можно успешно решать стоящие перед педагогом ритмические, творческие задачи. Известно, что игры, даря радость и возможность проявлять свои эмоции, способствуют развитию у детей познавательных интересов и эмоциональной сферы, воспитанию волевых и нравственных качеств, развитию координации движений, быстроты реакции, ловкости.


В музыкальном воспитании чаще всего используют игры инструментальные (сюжетные и несюжетные), игры с пением, словом, а также дидактические игры.


Танцы составляют творческий синтез движений, музыкальности, ритмичности. Парные танцы использовать довольно сложно: они требуют координации движений партнеров в парах, а дети часто выполняют такие движения каждый в своем темпе. И все же отказываться от них нельзя, так как правильно подобранный танец может многому научить: развить внимание, ориентировку в пространстве, чувство ритма, координацию движений, а также механизм подстройки движений к музыке и к движениям партнера.


Танцы с пением и хороводы наиболее удобны для выполнения разного рода творческих заданий и очень полезны, поскольку помогают детям координировать пение и движение, упорядочивать темп движения, а также могут использоваться не только на музыкальном занятии с музыкальным сопровождением, но и в самостоятельной музыкальной деятельности, где простор детской фантазии и интерпретации педагога довольно широк. При выборе танцев с пением и хороводов необходимо учитывать навыки детей в пении и движении для того, чтобы, выучив песню и разучив движения, они могли двигаться под собственное пение, что дает наибольший творческий эффект.


Для решения своих творческих целевых установок на занятиях используем эффективные методы обучения музыкально-ритмическим движениям, среди них:

наглядный метод – используется как взаимодействие слухового и наглядно-зрительного анализатора;

метод показа – эффективен при разучивании новых движений;

словесный метод – должен быть кратким, точным, конкретным;

практический метод – предполагает многократное повторение музыкально-ритмических движений, что помогает детям запомнить последовательность движений и их творческое видоизменение;

игровой метод – является основным при подборе игр, отвечающих задачам занятия, возрастным особенностям и творческому самовыражению;

импровизационный метод – самый эффективный метод, позволяющий успешно развивать фантазию, импровизационные навыки, вариативность композиций и творческое мышление.


Обучение музыкально-ритмическим движениям, в его творческом самовыражении, – целенаправленный и длительный процесс, который нужно реализовывать поэтапно:

этап начального обучения – создание предварительного восприятия движений;

этап углубленного разучивания – совершенствование деталей техники движений, отработка выразительности, построение общей композиции;

этап закрепления – создание конечного образа, совершенствование двигательных навыков, перевод в творческое самовыражение.


Проявление творческих способностей детей – это итог всей работы, участие в показательных выступлениях. Дети с удовольствием выступают на утренниках, концертах. Выполняют творческие задания в небольших музыкальных этюдах, разыгрывают сценки, участвуют в представлениях. Активно действуют в самостоятельной музыкальной деятельности вне занятий и даже дома.


Таким образом, влияние музыкально-ритмических движений на развитие творческих способностей дошкольников в процессе музыкальной деятельности очевидно:

развиваются и активно проявляются музыкальные способности, в том числе ее главный компонент – отзывчивость на музыку, ритмичность;

речедвигательные навыки, сформированные в процессе музыкально-ритмической деятельности, являются основой творческого мышления, синкретизации слова, музыки и движения;

совершенствуется эмоционально-волевая сфера, речь, импровизация, артистичность;

музыкально-ритмические движения способствуют укреплению психофизического здоровья дошкольников, повышению эмоционально-благополучного фона ребенка, его личностной значимости и всестороннего развития.






Введение


Актуальность методической разработки связана с использованием нетрадиционных разнообразных средств и методов физического, эстетического и музыкального воспитания детей, позволяющие насытить образовательный процесс положительными эмоциями, увеличить двигательную активность детей, которая является мощным фактором интеллектуального и эмоционального развития ребенка.


Родители и педагоги, стремятся вырастить детей счастливыми, позитивно воспринимающими жизнь, способными к преодолению трудностей, к достижению наиболее полной творческой самореализации.


Именно здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, воли, дарований и природных способностей.


Ритмика помогают творчески реализовать эту потребность, ибо бесконечное разнообразие движений позволяет развивать не только чувства ритма, укреплять скелет и мускулатуру, но и стимулирует память, внимание, мышление и воображение ребенка. Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребенок овладевает опытом творческого осмысления музыки, ее эмоционально-телесного выражения. Именно этот опыт и умения помогут ребенку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественно-творческих и спортивных видов деятельности: это может быть последующее обучение хореографии, гимнастике, а также занятия в музыкальных школах, секциях, театральных студиях и т.д. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственные перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение.


Занятия по ритмике создают такие условия, при которых ребенок по мере своих возможностей выступает публично, преодолевает неуверенность, страх и учится управлять собой, своим поведением, голосом, телодвижениями.


Цель методической разработки: определить характеристику рабочей программы «Веселая ритмика» для детей 4-5 лет.


Задачи методической разработки:

Изучить методические основы развития детей 4-5лет средствами ритмики.

Разработать учебно-тематическое планирование и содержание образовательной работы по программе «Веселая ритмика».





Глава 1. Методические основы развития детей 4-5 лет средствами ритмики.


1.1. Сущность ритмики


Ритмика - специальный раздел, который имеет целью активизировать восприятие детьми музыки через движение и помочь выявить их музыкальные способности. Основная задача занятий ритмикой в детских дошкольных учреждениях в развитии у воспитанников общей музыкальности и чувства ритма.[14] Основоположником современной ритмики является швейцарский музыкант, педагог, композитор, музыковед Эмиль Жак – Далькроз (1865-1950). Один из основных принципов его системы – подчинения движения музыкальному ритму и передача звуковых периодов в длительностях пластического движения.[9]


Каждое упражнение усложнялось лишь после того, как было доведено до автоматизма. Эта система стала известна во многих странах Европы и в России под названием «метода ритмической гимнастики». Современность и актуальность этой методики и по сей день не только в ее названии, столь широко используемом многими специалистами по физическому и музыкальному воспитанию[1]


По мнению Далькроза, «с первых лет жизни ребенка следовало бы начинать воспитание в нем «мышечного чувства», что в свою очередь, способствует «более живой и успешной работе мозга». При этом Далькроз считал важным и то, как организован сам процесс занятий с детьми, который должен «приносить детям радость, иначе он теряет половину своей цены». В современных детских садах музыкально-двигательное воспитание имеет устоявшиеся традиции: программу, методику.


В последние годы настойчиво внедряется среди инноваций ритмика, а порой и хореография. В детском саду итогом ритмических занятий зачастую становятся хореографические композиции. По мнению С.Л. Слуцкой, это подмена одной дисциплины другой. Ведь еще основатель ритмики Э. Жак-Далькроз видел суть и задачи ритмического воспитания в «…общей подготовке к искусству». Само собой напрашивается определение ритмики как вспомогательной дисциплины.[14]


А.И. Буренина рассматривает ритмику, как своеобразный «донотный период» в процессе музыкально-двигательного воспитания детей, который помогает «настроить инструмент» (тело), научить его слышать музыку и выражать свое «видение» музыкального произведения в пластической импровизации.


Известно, какое значение В.М. Бехтерев придавал музыке, который считал, что с ее помощью «можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения».[13]


С первых занятий дети должны приобрести необходимые музыкально-двигательные навыки, привыкнуть внимательно слушать музыку во время движения, начинать или оканчивать движение вместе с музыкой. Музыка и движение являются основными средствами ритмической тренировки. Передача в движении ритма сменяющихся разнохарактерных тем – ведущий метод ритмической тренировки.[1] Движения на ритмических занятиях могут применяться самые разнообразные: и гимнастические, и бытовые, и танцевальные. Музыкальные произведения, подбираемые для занятий ритмикой, должны быть доступны для восприятия и соответствовать возрасту детей.


Характерная черта ритмических занятий – большое количество заданий для коллективного выполнения – помогает детям ориентироваться в пространстве.[14]


С.Л. Слуцкая предлагает строить работу по музыкально-ритмическому обучению, имея в виду следующие направления:


Темп движений.

Устойчивость в темпе;

Переключение с одного темпа на другой;

Постепенное ускорение или замедление темпа;


Характер и динамика движений.

Отражение в движении характера музыки;

Отражение в движении динамических оттенков (форте, пиано, легато, стаккато).


Форма и фразировка.


Не углубляясь в детальный анализ музыкальных форм, достаточно ограничиться различением и определением следующих элементов:

Часть;

Предложение;

Фраза;


Работа над музыкальной формой и фразировкой дает возможность планировать движения в пространстве. В заданиях фигурные построения могут наглядно передавать структуру музыкального отрывка.


Метр.

Движение, отмечающее начало такта;

Вступление в движение на такт позднее своего соседа;

Затактовое построение;

Дирижерские жесты на 2/4, 3/4, 4/4;

Дирижерские жесты, совмещенные с шагами, бегом, прыжками.


Ритмический рисунок.

Целая нота;

Половинная;

Четверть;

Восьмая, шестнадцатая;


Передача ритмического рисунка.

Хлопками, шагами;

Бегом и другими движениями;

Соблюдением пауз;

Синкопированными движениями;

Ритмическим контрапунктом;


Занятия ритмикой способствуют физическому развитию детей: совершенствуется координация движений, улучшается осанка, повышается жизненный тонус, что создает у ребенка бодрое, радостное настроение и благоприятно сказывается на состоянии организма в целом. Под влиянием музыкальной ритмической деятельности развиваются музыкально-эстетические чувства, познавательный интерес, творческое воображение, память, устойчивость произвольного внимания. Все это возможно только при правильной организации этого процесса, умелом планировании и целесообразном выборе художественного, доступного и педагогически оправданного репертуара.[3]





1.2. Современные методики занятий ритмикой с детьми дошкольного возраста


В последние годы заметно возросла потребность в эффективных методиках воспитания детей дошкольного возраста. По мнению Т. Сауко, явление это не случайное и связано с пониманием самоценности этого периода детства, значения развития в дошкольном возрасте для последующего становления личности ребенка. С 1998 года педагогам предоставляется право выбора образовательной программы. Существует несколько программ по танцевально-ритмической гимнастике.


К одной из таких методик относится программа по ритмической пластике для детей «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной. Цель программы - развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.


Первая отличительная особенность данной программы в выявлении индивидуального стиля деятельности и в связи с этим коррекция содержания работы «на себя», « на взаимодействие с детьми».


Вторая особенность – это использование в качестве музыкального сопровождения целостных произведений – в грамзаписи и при непосредственном, «живом» исполнении.


Третья особенность данной программы – это акцентирование внимания педагогов на анализе внутренних процессов, которые являются регулирующей основой движения под музыку.


Еще одной современной программой является «Музыка с мамой» разработанная Сергеем и Екатериной Железновыми. Сюда входят серия компакт-дисков для общего и музыкального развития малышей от рождения до школы. В названии программы заключена ее направленность. Выполняя упражнения с мамой ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых и возникают более глубокие чувства: радость, восхищение, восторг.


«Топ-топ» - песенки – игры для общего развития и адаптации в группе для детей от 1 до 5 лет. Здесь представлены пальчиковые и подвижные игры, звукоподражания, ритмическая гимнастика под музыку и пение.


«Прыг-скок» - игровая гимнастика для детей от 3 до 5лет под музыкальное сопровождение. В предлагаемые комплексы включены как физкультурные, так и сюжетно- образные движения.


«Пять поросят» - пальчиковая гимнастика. На данном компакт диске представлены пальчиковые игры под музыкальное сопровождение. Ритм, неизменный порядок слов, рифма являются для ребенка «заклинанием», чем-то магическим, утешающим и успокаивающим, а музыкальное сопровождение радует детей и позволяет проводить игровые занятия наиболее эффективно.


Оздоровительно-развивающая программа «Са-фи-дансе» Фирилевой Ж.Е., Сайкиной Е.Г. по танцевально-игровой гимнастике направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста и рассчитана на четыре года обучения - от трех до семи лет. Содержание программы взаимосвязано с программами по физическому и музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении. В программе представлены различные разделы, но основными являются танцевально-ритмическая гимнастика, нетрадиционные виды упражнений и креативная гимнастика.


Еще одной современной программой является «Танцевальная ритмика для детей» Т. Суворовой. Данная программа включает репертуар для занятий музыкально- ритмическими движениями с детьми дошкольного возраста. Парные и круговые пляски, игры, упражнения собраны автором из разных источников: творческих разработок музыкальных руководителей детских садов, а также сборников, изданных ранее. Предлагаемый репертуар отличается доступностью для исполнения детьми и яркостью игрового образа.


Изучив программы по ритмике, пришла к выводу, что в этих программах большое внимание уделяется младшему дошкольному возрасту и старшему дошкольному возрасту. Именно поэтому решила собрать методический материал и разработать программу по ритмике для детей среднего дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте у детей появляется возможность выполнять более сложные по координации движения; возрастает способность к восприятию тонких оттенков музыкального образа, средств музыкальной выразительности.


Анализ научно-методической литературы позволяет сделать выводы:

Движение под музыку – универсальное средство целостного развития личности ребенка.

Ритмические задания могут решать несколько задач одновременно.

Движения на ритмических занятиях могут применяться самые разнообразные: гимнастические, имитационные, общеразвивающие и танцевальные.

Музыкально-ритмические упражнения дают простор для фантазии педагога.

Необходимость внедрения занятий по ритмике с детьми дошкольного возраста, как вспомогательной дисциплины.

Ритмика способствует укреплению физического и психического здоровья, гармоничному развитию силы и духа.





Глава 2. Характеристика рабочей программы «Веселая ритмика» для детей 4-5 лет.


2.1. Аннотация к программе


Данная программа ориентирована на детей среднего дошкольного возраста. С целью укрепления здоровья, развития музыкальных и творческих способностей психических процессов, нравственно-коммуникативных качеств личности. Для работы за основу выбрана программа по танцевально-игровой гимнастике для детей «Са-фи-дансе» Фирилевой Ж.Е., Сайкиной Е.Г. В программе представлены различные разделы, но основными являются танцевально-ритмическая гимнастика, нетрадиционные виды упражнений и креативная гимнастика.


Так, в танцевально-ритмическую гимнастику входят разделы: игроритмика, игрогимнастика и игротанец. Разделы игрогимнастика и игротанец был объединен в раздел танцевально-ритмическая гимнастика. Так как считаю, что танцевально-ритмическая гимнастика включает в себя общеразвивающие упражнения, предполагаемые игрогимнастикой и танцевальные движения, входящие в игротанец. Раздел – танцевально-ритмическая гимнастика был дополнен из программы А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика» и Т. Суворовой «Танцевальная ритмика для детей».


Нетрадиционные виды упражнений представлены: игропластикой, пальчиковой гимнастикой, игровым самомассажем, музыкально-подвижными играми и играми-путешествиями. Игру-путешествие (сюжетное занятие) предлагаю взять за основу построения занятия, так как она включает все виды подвижной деятельности, используя средства предыдущих разделов программы. Игропластику дополнила элементами йоги из авторской программы «Творим здоровье души и тела» Л. Латохина, Т. Андрус.


Раздел креативной гимнастики включает: музыкально-творческие игры и специальные задания.


Программу по ритмике дополнила такими разделами, как: элементы хореографии (С.Л. Слуцкая «Танцевальная мозаика») и образно-игровые движения или по-другому упражнения с превращениями (М.А. Михайлова, Н.В. Воронина «Танцы, игры, упражнения для красивого движения»).


На основе современных диагностик («Диагностика уровня музыкального и психомоторного развития ребенка» А.И. Буренина, «Тесты для определения специальных хореографических данных» С.Л. Слуцкая, «Обследование уровня развития физических качеств» Н.В. Полтавцева) разработала диагностику музыкально-двигательного развития детей среднего дошкольного возраста (Приложение 1).


Данная образовательная программа рассчитана на детей 4-х лет. Учебные группы комплектуются по возрастному принципу. Численный состав групп 8-10 человек. Режим проведения учебных занятий 2 раза в неделю по 20 минут. Таким образом, образовательная программа по ритмике рассчитана на 72 учебных часа.






2.2. Цели и задачи рабочей программы



Цель программы «Веселая ритмика» – содействие гармоничному развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики,


На занятиях по ритмике работа с детьми ведется по следующим направлениям, которые решают следующие задачи:


Развитие музыкальности.

Развитие способности воспринимать музыку, чувствовать её настроение и характер, понимать ее содержание;

Развитие музыкальных способностей (музыкального слуха, чувства ритма);

Развитие музыкальной памяти.


Развитие двигательных качеств и умений:

Развитие ловкости, точности, координации движений;

Развитие гибкости и пластичности;

Формирование правильной осанки, красивой походки;

Воспитание выносливости, развитие силы;

Развитие умения ориентироваться в пространстве;

Обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений;


Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:

Развитие творческого воображения и фантазии;

Развитие способности к импровизации в движении.


Развитие и тренировка психических процессов:

Развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;

Тренировка подвижности нервных процессов;

Развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.


Развитие нравственно - коммуникативных качеств личности:

Воспитание умения сопереживать другим людям и животным;

Воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.


2.4. Содержание программы



Содержание программы по ритмике определяют следующие разделы:

игроритмика;

танцевально-ритмическая гимнастика;

игропластика (игровой стретчинг и элементы йоги);

пальчиковая гимнастика;

строевые упражнения;

игровой самомассаж;

музыкально-подвижные игры;

креативная гимнастика;

элементы хореографии;

образно-игровые движения (упражнения с превращениями);


«Игроритмика» является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей детей, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры (Приложение 6).


«Танцевально – ритмическая гимнастика». Здесь представлены образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. Упражнения, входящие в такую композицию, оказывая определенное воздействие на детей, решают конкретные задачи программы, способствуют развитию музыкальности, двигательных качеств и умений, развитию творческих способностей, нравственно-коммуникативных качеств личности, тренировке психических процессов (Приложение 7).


«Игропластика» основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости занимающихся. Здесь используются элементы древних гимнастических движений (йога и упражнения стретчинга, выполняемые в игровой сюжетной форме).


Использование данных упражнений, кроме радостного настроения и мышечной нагрузки, дают возможность ребенку вволю покричать, погримасничать, обретая умиротворенность, открытость и внутреннюю свободу. Все упражнения для занятий подобранны с учетом их корригирующего значения (Приложение 4).


Cтретчинг – это система естественных статических растяжек мышц тела и суставно - связочного аппарата рук, ног, способствующая укреплению позвоночника и позволяющая предотвратить нарушения осанки и исправить ее. Так же растяжка способствует развитию гибкости, раскрепощенности и уверенности в себе.


Йога – это тренировка тела и духа. Цель йоги - формировать правильную осанку; сохранять и развивать гибкость и эластичность позвоночника, подвижность суставов; учить детей чувствовать свое тело во время движений; развивать умение быть организованными, поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками. Нехитрые упражнения позволят ускорить развитие детской моторики, укрепят уверенность малышей в себе и своих силах, сделают маленьких непосед уравновешенными и научат их добиваться цели. А самое главное поднимут настроение.


«Пальчиковая гимнастика» в программе служит основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают мир внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию. Очень важным фактором, необходимым для развития речи, является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами.


Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются (Приложение14).


«Строевые упражнения» являются средством организации занимающихся и целесообразного их размещения в зале. Строевые упражнения способствуют развитию умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу и колонну, в несколько кругов (Приложение 12).


«Игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления (Приложение 9).


Музыкально-подвижные игры» содержат упражнения, применяемые практически на всех занятиях, и являются ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по ритмике (Приложение 8).


«Креативная гимнастика» предусматривает целенаправленную работу педагога по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы.


Благодаря этим играм создаются благоприятные возможности для развития созидательных способностей детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощенности (Приложение 13).


«Элементы хореографии». Они используются с целью развития координации, выразительности движений, гибкости, силы мышц ног и туловища. Все хореографические упражнения являются прекрасным средством формирования осанки и культуры движений (Приложение 11).


«Образно-игровые упражнения» представляют собой сочетание основных движений с имитацией разнообразных действий, с имитацией поведения птиц, зверей и т.д. (Приложение 3). Для детей среднего дошкольного возраста предлагается следующая последовательность использования образов:

знакомые детям животные и птицы;

интересные предметы;

растения и явления природы;

люди, профессии.






2.5. Методы и формы образовательной деятельности


Целостный процесс обучения танцевально-ритмическим движениям можно условно разделить на 3 этапа:

начальный этап - обучение упражнению (отдельному движению).

этап углубленного разучивания упражнения.

этап закрепления и совершенствования упражнения.


Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного представления об упражнении. На этом этапе обучения педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует упражнения, а дети пытаются воссоздать увиденное, опробывают упражнение.


Название упражнения, вводимое педагогом на начальном этапе, создают условия для формирования его образа, активирует работу центральной нервной системы детей.


Показ упражнения или отдельного движения должен быть ярким и понятным, желательно в зеркальном изображении.


Основной метод музыкально-ритмического воспитания детей – «вовлекающий показ» (С.Д. Руднева) двигательных упражнений. Учитывая способность детей к подражанию, их желание двигаться вместе со взрослым и, вместе с тем, неспособность действовать по словесной инструкции, так как от этого напрямую зависит и качество движений детей.


Объяснение техники исполнения упражнения дополняет ту информацию, которую ребенок получил при просмотре. Объяснение должно быть кратким и образным, с использованием гимнастической терминологии. При обучении сложным движениям педагог должен выбрать наиболее рациональные методы и приемы дальнейшего формирования представления о технической основе упражнения.


Если упражнение можно разделить на составные части, целесообразно применять расчлененный метод. Например: изучить сначала движение только ногами, затем руками, далее соединить эти движения вместе.


Если упражнение нельзя разделить на составные части, применяется целостный метод обучения. Его можно использовать, выполняя упражнение в медленном темпе и четком ритме, без музыкального сопровождения или под музыку, но на 2, 4, 8 и большое количество счетов. Для начального обучения упражнения используются ограничители, ориентиры. Педагог, проводя урок, должен использовать разнообразные методические приемы обучения двигательным действиям.


Так, образные сравнения помогают детям правильно осваивать движение, так как создают у детей особое настроение. Похвала ребенка активизирует работу его сердца, нервную систему.


Этап углубленного разучиванияупражнения характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники его выполнения. Основным методом обучения на этом этапе является целостное выполнение упражнения. Процесс разучивания существенно ускоряется, если удается обеспечить занимающихся срочной информацией о качестве его выполнения. К таким приемам можно отнести: упражнения перед зеркалом, использование звуковых ориентиров (хлопков, ударов в бубен). Повышению активности детей способствует изменение условий выполнения упражнений, постановка двигательных задач. С этой целью применяется соревновательный метод с установкой на лучшее исполнение.


Другим эффективным методом является запоминание упражнения с помощью представления - "идеомоторной тренировки". В этом случае дети создают двигательные представления изучаемого упражнения сначала под музыку, а затем без нее. Это содействует быстрому освоению упражнения.


Этап закрепления и совершенствования характеризуется образованием двигательного навыка, переходом его в умение высшего порядка. Здесь применяется весь комплекс методов предыдущего этапа, однако ведущую роль приобретают методы разучивания в целом - соревновательный и игровой. Этап совершенствования упражнения можно считать завершенным только тогда, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей.


Техническое оснащение занятий


Используемый в танцевально-ритмической гимнастике инвентарь должен быть не только удобным, но и радовать глаз, развивать вкус детей, содействовать их эстетическому воспитанию.

Флажки 3 – 4 -х цветов по числу детей в группе.

Ленты разных цветов по 2 на ребенка.

Платочки разных цветов (размер 20-25 см).

Погремушки по числу детей в группе.

Цветы небольшие нежных оттенков.

Обручи легкие пластмассовые.

Шнур яркий длиной 3-4 метра.

Мячи среднего размера по числу детей в группе.

Музыкальные инструменты (бубен, музыкальный треугольник).

Гимнастические палки большие и маленькие.

Куклы и мягкие игрушки.

Скакалки.

Фитболы.


Предлагаемый материал дает возможность проводить занятия в интересной, увлекательной форме.


Движение и игра – важнейшие компоненты жизнедеятельности детей, они всегда готовы двигаться и играть – это ведущий мотив их существования, поэтому занятия по ритмике начинаю со слов: «Мы сейчас будем играть…», «Мы сейчас превратимся…», «Мы сейчас отправимся в путешествие…» и т.п.


Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий и творческих способностей ребенка. Занятия предлагаю проводить в форме игр-путешествий (или сюжетные занятия).


Данные занятия помогают сплотить ребят, дают возможность стать кем мечтаешь, побывать где захочешь и увидеть что пожелаешь. Например, дети отправляются на прогулку в лес. В лесу встречают зайца, лису, волка, медведя (образно-игровые движения), затем дети заблудились, ищут дорогу (строевые упражнения). Пришли на лесную поляну, весело хорошо в лесу (комплекс ритмопластики «Зверобика»). По дороге домой встретили волка, сову, лису (подвижная игра). Вот мы и дома, давайте вспомним, кого мы видели (упражнения в партере на гибкость: элементы йоги, стретчинга). (Приложение 5)


Занятия по ритмике имеют свою специфику. Каждое из них – это определенная «оздоровительная доза» (в виде движений физической нагрузки), направленная на укрепление здоровья ребенка, его правильное физическое развитие и физическую подготовленность. Это и активный отдых. Где движение, физическая нагрузка воспринимаются организмом как «мышечная радость». На занятиях по ритмике ребенок учится определять меру своих сил и возможностей, развивает осторожность, подготавливает себя для успешного овладения сложными двигательными навыками. Крепнут мышцы пальцев, кистей, плеч, спины и брюшного пресса, ребенок становится гибким, ловким, находчивым, здоровым и сильным, уверенным в себе. Физически развитому малышу хочется двигаться все больше и больше, и надо эту потребность в движении развивать дальше, предоставляя ребенку возможность для выполнения все более сложных гимнастических упражнений. Именно поэтому необходимо включать ритмику в проведение занятий с детьми, удовлетворяющую специфическим потребностям детей в разнообразных движениях.


Кроме того, занятия дают ребенку возможность общения со сверстниками и педагогом, то есть социальный комфорт, а освоение двигательных умений – возможность самовыражения.


Детям дошкольного возраста легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела.


Подражательные или имитационные образно-игровые упражнения имеют большое значение в развитии и обучении детей дошкольного возраста разнообразным видам основных танцевально – ритмических движений. С подражания образу начинается познание ребёнком техники движений и танцевальных упражнений, игр, театрализованной деятельности. Эффективность подражательных движений заключается в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной активности из разных исходных положений и с большим разнообразием видов движений: ходьбы, бега, прыжков, ползаний и т.д., что даёт хорошую физическую нагрузку на все группы мышц (Приложение 3). С помощью подражательных движений дети удовлетворяют свои двигательные потребности, раскрывают свои природные способности. В средних группах при создании музыкальных образов у детей происходит простейшая имитация движений (воробушек машет крыльями, зайчик скачет, медведь топчется). Вместе с детьми оцениваю действия исполнителей. Всегда стараюсь не пропустить, отметить удачно найденное ребенком новое движение в игровом образе.


Дошкольников как можно раньше следует побуждать к выполнению творческих заданий, необходимо динамично связывать обучение и творчество, т.к. творчество – один из методов освоения предлагаемого для изучения материала. Поэтому в занятия по ритмике необходимо включать креативную гимнастику (Приложение 13). Возбудителем творческой фантазии является музыка, она направляет творческую активность. Полученные от музыки впечатления помогают выражать в движениях личные эмоциональные переживания, создавать оригинальные двигательные образы.


Мною собрана фонотека с записями зарубежной, современной и мультипликационной музыки. Музыкальное сопровождение на занятиях по ритмике способствует развитию чувства ритма, позволяет целенаправленно развивать умение детей совмещать свои движения с музыкой.


Осуществлен подбор упражнений и заданий развивающего характера. Занятия по ритмике стараюсь наполнить интересным и современным содержанием.


Основной акцент в своей педагогической деятельности делаю на то, чтобы дети осмысленно выполняли упражнения, пытаясь их словесно опосредовать, проанализировать, осуществляя регуляцию темпа, ритма, координации движений и других двигательных характеристик. Формирую у детей способы контроля и самоконтроля за движениями, используя мотивационные факторы в достижении целей и задач физического воспитания.


Использую системный подход к применению разнообразных форм, средств, методов физического воспитания, которые имеют единую целевую направленность.






2.6. Ожидаемые результаты и критерии их оценки.


К концу учебного года ребенок средней группы должен уметь:

Передавать в пластике разнообразный характер музыки, различные оттенки настроения;

Передавать основные средства музыкальной выразительности;

Различать жанр произведения и выражать это самостоятельно в соответствующих движениях и в слове;

Передавать в пластике музыкальный образ, используя гимнастические, имитационные, общеразвивающие и танцевальные виды движений;

Ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу и колонну, в несколько кругов;

Исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях, под другую музыку;

Самостоятельно начинать и заканчивать движение в соответствии с началом и концом музыки;

Передавать в мимике и пантомиме образы знакомых животных и персонажей;

Выразить свое восприятие в движениях, а также в рисунках и в словесном описании;

Выполнять изучаемые в течение года ритмические композиции и танцы-игры;

Находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки, игрового образа выразительными жестами;


Дети пятого года жизни, прошедшие обучение по данной программе, должны знать:

Назначение спортивного зала и правила поведения в нём;

Правила подвижных игр.

Основные танцевальные позиции рук и ног;

Понятия: круг, шеренга, колонна.






Заключение


Опыт работы в течение 4 лет по развитию детей среднего дошкольного возраста средствами танцевально-ритмической гимнастики в МДОУ № 97 г. Рыбинска позволяет сделать следующие выводы:


1. Сущность танцевально-ритмической гимнастики заключается в восприятии детьми музыки через движения, с целью укрепления здоровья, развития музыкально-эстетических чувств, двигательных качеств и умений, познавательного интереса, творческого воображения, психических процессов.


2. Современные методики к организации занятий танцевально-ритмической гимнастикой с дошкольниками предполагают:

Включение в занятия по ритмике нетрадиционных средств физического воспитания;

Использование интенсивных методов обучения – выполнения большого объема двигательных упражнений на занятиях, а также подбор материала, позволяющего решать большой круг разнообразных задач развития ребенка;

Обеспечение психологического комфорта детей в процессе выполнения движений под музыку;

Выбор оптимальной системы занятий;


3. Образовательная работа по программе «Ритмика» позволяет добиваться следующих результатов:

Укрепления здоровья;

Развития музыкальности;

Развития двигательных качеств и умений;

Развития творческих и созидательных способностей;

Развития и тренировки психических процессов;

Развития нравственно-коммуникативных качеств личности;


По итогам начального контроля знаний, умений и навыков, который проводился с целью – определить уровень развития детей, с которым они пришли на занятия по данному профилю деятельности, можно сделать следующий вывод: 60% детей имели низкий уровень, 30% средний уровень (Приложение 2).


Параметры контроля были следующими:

Музыкальность

Координация движений

Эмоциональность

Творческие проявления

Развитие чувства ритма

Гибкость


Также хочется отметить то, что в начале учебного года на занятиях по ритмике 60% детей повторяли несложные упражнения, но при этом их повторы вялые, мало подвижные, наблюдалась некоторая скованность, заторможенность действий, слабое реагирование на звучание музыки. Движения не отражали характер музыки и не совпадали с темпом, ритмом, а также с началом и концом произведения. Мимика детей была бедная, движения невыразительные. У большинства детей присутствовало чувство стеснения при выполнении упражнений, танцевальных элементов в коллективе. Особую сложность составляли подскоки, прыжки на одной ноге, приставной шаг, галоп.


Благодаря последовательным и систематическим занятиям по ритмике к концу учебного года 40% детей имели средний уровень, а 60% высокий уровень. Дети стали более уверенными, самостоятельными в выполнении упражнений, в исполнении танцевально-ритмических композиций. Стали двигаться с удовольствием, забывая про усталость. Их движения более точные, координированные. Дети научились ориентироваться в зале, строиться в шеренгу, колонну, круг, парами, врассыпную.


Они внимательно слушают музыку, начинают и заканчивают движения в соответствии с продолжительностью ее звучания. Уверенно ходят, легко бегают, ритмично двигаются, а также выразительно передают движением музыкально – игровой образ.


На занятиях по ритмике дети научились в движении выражать ритмическую пульсацию мелодии, а при четком акцентированном ритме отмечать сильную долю, умеют менять темп и характер движения в соответствии с изменением темпа и характера звучания музыки.


Показателем уровня развития детей по ритмике в средней группе является выразительность движения под музыку, а также умение точно координировать движения, способность запоминать и самостоятельно исполнять ритмические композиции и другие виды движений.


Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к занятиям по ритмике. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить свои оригинальные движения, подбирать слова.


Движения детей стали более выразительными. Дети обрели уверенность в себе, стали более общительными, робкие и застенчивые преодолели страх и научились управлять собой, своим поведением, голосом, телодвижениями.


Чтобы выяснить результаты проделанной работы проверила уровень умений и знаний детей. Результаты отразила в диаграмме (Приложение 2).


Положительные сдвиги в уровне музыкально-двигательного развития отражают влияние целенаправленного педагогического воздействия, о чём свидетельствуют изменения показателей у детей в начале года и в конце года.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!