МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФФЕСИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИИ КРЫМ
«КРЫМСКИЙ КОЛЛЕДЖ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ И ТОРГОВЛИ»
Методическая разработка внеклассного мероприятия
Тема «Сильное звено! Виват филология!»
( игра - соревнование по филологии)
Преподаватель: Хоменко Л.Н.
2018
Пояснительная записка
1. Методика подготовки и проведения мероприятия.
Воспитательное мероприятие — это одна из организационных форм, широко используемых в воспитательной работе учреждения.
Воспитательная деятельность позволяет выработать у обучающихся:
определенную систему отношений к окружающей действительности;
формирует образ самого себя, ценные мотивы, духовные потребности, ответственность за поступки;
влияет на общественное мнение;
приобщает к жизни коллектива и формирует его традиции.
Внеклассное мероприятия «Сильное звено! Виват филология!» (игра - соревнование по филологии) приурочено к празднованию дню международного родного языка и проводится 21 февраля 2018 г.
Цель – сформировать интерес обучающихся к изучаемым предметам – русский язык и литература.
Задачи:
Систематизировать знания, полученные на уроках русского языка и литературы;
Обогащать словарный запас обучающихся;
Развивать языковое чутье, внимание, память, мышление, создавать ситуацию успеха;
Прививать любовь к русскому языку и литературе;
Форма – игра-соревнование.
Методические приемы – беседа, рассматривание иллюстраций, зарисовки и плакаты, литературная викторина.
Правила игры - игра – соревнование “Сильное звено” состоит из трёх раундов и суперигры. После 1-го, 2-го и 3-го раундов с дистанции сходит по 3 участника. В суперигре состязаются только оставшиеся 2 участника.
За каждый правильный ответ каждый игрок получает 1 балл. Участникам игры будут предложены вопросы из области грамматики, языкознания, литературы и литературоведения. Среди вопросов встретятся и вопросы – сюрпризы (С): если участник не знает ответ на заданный вопрос, то вместо ответа он может рассказать правило, прочитать стихотворение, басню, любой отрывок из прозаического произведения и тоже получить один балл.
Будут и вопросы иллюстративные, художественные (Х), их зададут ваши болельщики. Один раз за игру каждый участник может взять помощь зала или попросить заменить вопрос.
2. Материально – техническое обеспечение мероприятия:
● плакаты, стенгазета;
● иллюстрации, стихи и загадки о русском языке, аудиозапись романсов;
● бумага, фломастеры, иголочки;
● медали участников;
● раздаточный материал для жюри;
● грамоты участникам;
● медаль победителю;
Оформление зала
Зал оформлен плакатами, стулья расположены полукругом. Большая часть зала отведена для проведения игры.
Ход мероприятия
3.Участники мероприятия:
1. Романюта Екатерина ( 1 курс, группа Эб –об 1)
2. Красноярцева Виоллета (1 курс, группа Эб об-1)
3. Тищенко Анастасия (1 курс, группа Эб об-1)
4. Рудик Анастасия (1 курс, К об-1)
5. Макушенцева София ( 1 курс, К об- 1)
6. Понамарева Екатерина ( 1 курс, ТЭ об-1)
7. Давлетова Анифе (1 курс, ТЭ об-1)
8. Гапонюк Антон (1 курс, ТПОП об-2)
9. Репнякова Виктория (1 курс, ОО об-1)
10. Фокина Валентина ( 1 курс, ТПОП об-1)
11. Аббдулаев Руслан( 1 курс, ТПОП об-)
Ведущие мероприятия: Ибибуллаев Юсуф ( 3 курс, ТПОП ст -2), Дрючина Екатерина( 3 курс, ТПОП ст-2)
Чтецы:
1. Заиченко Е. О.(1 курс, ТПОП об-1)
2. Золотарева Д. Д.(1курс ТПОП об-1)
3. Бекерман Людимила (1 курс, ТЭ –об 1)
4. Нагорнова Саша(1 курс, ТЭ – об 1);
5. Козенков Ярослав(1 курс, об-1);
6. Баландин Егор (1 курс, к об- 1)
7. Марчук Максим (1 курс, ОО-об 1)
8. Лучкина Диана ( 1курс, К –об 1)
Мотивация мероприятия: не только выявить сильное звено, т.е. человека, достойного называться юным филологом, но и вспомнить сведения из грамматики, литературоведения, узнать что-то новое.
4. Система оценивания
Жюри мероприятия:
1. Зам. директора по УВР – Середа Инна Анатольевна;
2. Методист колледжа – Абрамова Наталья Александровна;
3. Зав. библиотекой – Стадник Светлана Анатольевна;
4. Социальный педагог – Мальнев Ульяна Николаевна.
Участникам игры придётся нелегко, потому что игра предполагает блиц - вопросы, на обдумывание ответов отводится всего 15 секунд. Состязание потребует сообразительности, быстроты реакции. За каждый правильный ответ каждый игрок получает 1 балл. Участникам игры будут предложены вопросы из области грамматики, языкознания, литературы и литературоведения. За каждым членов жюри закреплено 2 участника. Жюри в течении игры следят за ответами участников и в конце каждого раунда называют результаты. . После 1-го, 2-го и 3-го раундов с дистанции сходит по 3 участника. В суперигре состязаются только оставшиеся 2 участника. Все участники награждаются грамотами, а победитель получает медаль.
Сценарий мероприятия
ИГРА-СОРЕВНОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ "СИЛЬНОЕ ЗВЕНО! ВИВАТ ФИЛОЛОГИЯ!"
Цель – сформировать интерес обучающихся к изучаемым предметам – русский язык и литература.
Задачи:
Систематизировать знания, полученные на уроках русского языка и литературы;
Обогащать словарный запас обучающихся;
Развивать языковое чутье, внимание, память, мышление, создавать ситуацию успеха;
Прививать любовь к русскому языку и литературе;
Ход мероприятия
Слова ведущих: В нашем зале сегодня собрались любители и знатоки филологии, т. е. науки, изучающей культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве. Ребята, в ваших руках будущее нашей многовековой культуры, имеющей богатейшие традиции. Сохраните её в чистоте и совершенстве. Девизом сегодняшней игры, которую мы назвали “Сильное звено”, пусть станет призыв “Виват, филология!” (“Да здравствует филология!”)
Представляю участников игры. Им придётся нелегко, потому что игра предполагает блиц - вопросы, на обдумывание ответов отводится всего 15 секунд. Состязание потребует сообразительности, быстроты реакции. Все эти качества есть у наших умных, эрудированных знатоков.
Цель игры – не только выявить сильное звено, т.е. человека, достойного называться юным филологом, но и вспомнить сведения из грамматики, литературоведения, узнать что-то новое.
Слово чтецам:
1. Великий, могучий, правдивый, свободный
Народной живительной силы родник!
Тебе посвящаем мы вечер сегодня,
Наш гордый, наш русский, родной наш язык!
2. Ты дал мечте безумной крылья,
Мечту ты путами обвил.
Меня спасал в часы бессилья
И сокрушал избытком сил.
3. Как часто в тайне звуков странных
И в потаённом смысле слов
Я обретал напев нежданных
Овладевавших мною стихов!
4. Грамматика, грамматика!
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
5. Книг заветные страницы
Помогают людям жить:
И работать, и учиться
И прекрасным дорожить!
6. Книжек добрые страницы
Нас встречают с детских лет.
И несут нас, словно птицы,
Облетая целый свет.
7. Книг заветные страницы
Помогают людям жить:
И работать, и учиться
И прекрасным дорожить!
8. Книги умные мы читаем
Много лет уже, много зим.
Если знаем литературу –
Остальное сообразим!
Слова ведущих:
Итак, правила игры-соревнования «Сильное звено!»
Игра – соревнование “Сильное звено” состоит из трёх раундов и суперигры. После 1-го, 2-го и 3-го раундов с дистанции сходит по 3 участника. В суперигре состязаются только оставшиеся 2 участника.
За каждый правильный ответ каждый игрок получает 1 балл. Участникам игры будут предложены вопросы из области грамматики, языкознания, литературы и литературоведения. Среди вопросов встретятся и вопросы – сюрпризы (С): если участник не знает ответ на заданный вопрос, то вместо ответа он может рассказать правило, прочитать стихотворение, басню, любой отрывок из прозаического произведения и тоже получить один балл.
Будут и вопросы иллюстративные, художественные (Х), их зададут ваши болельщики. Один раз за игру каждый участник может взять помощь зала или попросить заменить вопрос.
Ни одно соревнование не обходится без жюри:
1. Зам. директора по УВР – Середа Инна Анатольевна;
2. Методист колледжа – Абрамова Наталья Александровна;
3. Зав. библиотекой – Стадник Светлана Анатольевна;
4. Социальный педагог – Мальнев Ульяна Николаевна.
Слово преподавателям: Здравствуйте, уважаемые коллеги, обучающиеся, участники. Мы рада приветствовать Вас на нашем мероприятие, посвященном дню международного языка, игре - соревнование «Сильное звено!». Сегодня мы собрались обобщить пройденный материал, проверить какого уровня знаний мы достигли. Сегодня мы выберем сильнейшего. А для этого начнем нашу игру. Прошу участников – занять свои места.
Вопросы для игры
1 раунд.
Как называется слово в переносном значении? (Метафора)
Какая фамилия оказалась “лошадиной” в рассказе А.П.Чехова? (Овсов)
В кого превратился гадкий утёнок в сказке Андерсена? (В лебедя)
Сколько строк в сонете? (14)
Какая поэма написана прозой? (“Мертвые души” Н.В. Гоголя)
Какой способ подчинительной связи в словосочетании “хочу учиться”? (Примыкание)
Назовите существительное из 3-х букв со звуком “ы” посередине. (Пыл, тыл мыс, бык)
Как называются звуки речи? (Фонемы)
К какой части речи относится слово “оба”? (Числительное)
Как называется в литературоведении повторение слов в начале стихотворных строк или строф? (Анафора)
Как называется построение литературного произведения, соотношение его частей? (Композиция)
Исключите лишнее: роман, рассказ, элегия, повесть. (Элегия)
Имя и отчество Белинского? (Виссарион Григорьевич)
В какое время года происходит 1-е объяснение Онегина и Татьяны? (Летом)
“Зачинатель – зачинщик”, “невежа – невежда”. Как называются такие слова? (Паронимы)
К какому разряду относится местоимение “их” в словосочетании “их знания”? (Притяжательное)
Что такое “десница”? (Правая рука)
Кто автор данного портрета А.С.Пушкина? (Кипренский или Тропинин)
3 рода литературы: драма, лирика и …? (Эпос)
Фамилия русского поэта, состоящая из 3-х букв? (Фет)
Как в литературоведении называется необычный порядок слов? (Инверсия)
Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически? (Текст)
Сколько слов в словосочетании “сногсшибательная новость”? (2)
К какой языковой единице принадлежит выражение “язык до Киева доведёт”? (Фразеологизм)
Сколько звуков в слове “опять”? (4)
Назвать возлюбленную Обломова. (Ольга Ильинская)
Х (художественный вопрос): ученик 10 класса читает наизусть стихотворение в прозе И.С.Тургенева “Когда меня не будет”. Вопрос: кому посвящено стихотворение? (Полине Виардо)
Х (художественный вопрос): ученик 5 класса читает басню И.А.Крылова. Вопрос: каких ещё баснописцев вы знаете? (Эзоп, Лафонтен, Дмитриев и др.)
С. (вопрос-сюрприз ): назовите роман в стихах. (“Евгений Онегин”)
Х (художественный вопрос): звучит запись увертюры к опере “Руслан и Людмила”. Вопрос: кто автор музыки? (Чайковский)
2-й раунд.
Как называется одинаковое построение рядом расположенных предложений? (Синтаксический параллелизм)
Как в литературоведении называется преувеличение? (Гипербола)
В рамках какого литературного направления написана “Бедная Лиза” Н.М.Карамзина? (Сентиментализм)
Кто автор комедии “Бедность не порок”? (А.Н. Островский)
Какой частью речи является слово “любимыми” в словосочетании “с любимыми не расставайтесь”? (Существительное)
Как называются герои с противоположными идеалами, убеждениями, взглядами на жизнь? (Антиподы)
Виды придаточных: подлежащные, сказуемные, определительные, дополнительные и …? (Обстоятельственные)
К какому пласту лексики относятся слова “перст”, “очи”, “виждь”, “внемли”? (Архаизмы)
Словосочетание “друг другу” пишется с дефисом или без? (Без дефиса)
Часть речи, обозначающая добавочное действие? (Деепричастие)
Назовите произведение, в названии которого есть имя или фамилия главного героя. (“Евгений Онегин”, “Обломов”, “Юшка”, “Петр I” и др.)
Как переводится слово “Библия”? (Книги)
Три романа какого писателя начинаются на букву “О”? (Н.А. Гончарова)
Какие чеховские герои встретились на вокзале Николаевской железной дороги? (Толстый и Тонкий)
Какой герой А. Пушкина не мог отличить ямб от хорея? (Евгений Онегин)
Пятая буква русского алфавита? (Д)
Назвать чередующуюся гласную в слове “озарённый”. (А)
Сколько букв Е в словосочетании “беспрецедентный инцидент”? (5)
Трёхсложный размер стиха с ударением на 2-м слоге? (Амфибрахий)
Автор комедии “Недоросль”? (Фонвизин)
В каком рассказе А.П.Чехова герой отвинчивал гайки из железнодорожного полотна, чтобы делать из них грузила? (“Злоумышленник”)
Как называется разговор двух или более лиц? (Диалог)
Х(художественный вопрос): инсценировка эпизода из повести “Метель”. Вопрос: кто автор и герои? (А.С. Пушкин, Бурмин, Мария Гавриловна)
С (вопрос-сюрприз): в названии каких произведений есть кличка животного или зверя? (“Кусака”, “Каштанка”, “Белый клык”, “Чинк” и др.)
3-й раунд
Первый звук в слове “яблоко”? [й,]
Что древнее: полногласие или неполногласие? (Неполногласие)
Каким способом образовано слово “языкознание”? (Сложение)
Образное художественное определение? (Эпитет)
МВД, ЦУМ, ЕГЭ – как называются такие сложносокращенные слова? (Аббревиатуры)
Сколько карт назвала Герману старая графиня в “Пиковой даме”? (3)
Какое наречие пишется с двумя дефисами и двумя мягкими знаками? (Точь-в-точь)
Героями какого произведения являются Органчик, Угрюм-Бурчеев? (М.Е. Салтыков-Щедрин, “История одного города”)
В каком разделе языкознания изучается правильное произношение? (Орфоэпия)
Приставка, корень, суффикс – это…? (Морфемы)
Сколько окончаний в слове “тремястами”? (2)
Какое произведение начинается строчками: “Славная осень! Здоровый, ядрёный // Воздух усталые силы бодрит”? (“Железная дорога” Н.А. Некрасова)
Поэт ХХ века Сергей Александрович …? (Есенин)
Остап…? (Бендер, Бульба)
К какому виду драматических произведений относятся “Ревизор”, “Горе от ума”? (Комедия)
Подберите прилагательное к слову “тюль”. (Красивый)
Виды связи предложений в тексте: цепная и…? (Параллельная)
Синоним к слову “обаяние”? (Очарование)
Какое слово лишнее: дополнение, обстоятельство, глагол, определение? (Глагол)
Имя шестикрылого ангела, явившегося на перепутье пушкинскому пророку? (Серафим)
Какое слово является исключением из правила правописания корней “твар-твор”? (Утварь)
Кто был правнуком Абрама Ганнибала? (А.С. Пушкин)
1814 – год рождения какого русского поэта? (М.Ю. Лермонтова)
Автор статьи “Луч света в тёмном царстве”? (Н. Добролюбов)
Закончить логическую цепочку: согласование, управление, …? (Примыкание)
Автор сказа о косом тульском мастере и стальной блохе? (Н.С. Лесков)
С (вопрос-сюрприз): В каком произведении А.С. Пушкина имя главного героя Петр? (“Капитанская дочка”)
Х (художественный вопрос): Звучит романс “На заре ты её не буди”. Вопрос: кто автор стихов? (А.А. Фет)
Суперигра. (Выигрывает в суперигре тот, кто использует меньше подсказок.)
“Узнай писателя”
Подсказки первому участнику:
Родился в 1823 г.
Место рождения – центр Москвы.
В 1840 году по настоянию отца поступил на юридический факультет Московского университета, но в конце 2-го курса оставил университет.
В 1843 году поступил на службу в Московский Совестный суд.
С гимназических лет стал завзятым театралом.
Известность принесло произведение “Банкрот”.
Отлично знал жизнь русского купечества и изобразил его во многих произведениях.
Это один из лучших русских драматургов.
Главную героиню одной из драм зовут Катерина Кабанова.
(А.Н. Островский)
Подсказки второму участнику:
Родился в 1818 году.
Место рождения – г.Орёл.
Закончил филологическое отделение философского факультета Петербургского университета, после чего учился в Берлинском университете.
Мать писателя – властная, капризная крепостница, её черты показаны в героине одного из рассказов писателя.
Был страстным охотником.
Во многих романах показал тип новых людей, разночинцев.
Первое напечатанное произведение– “Хорь и Калиныч”.
За цикл рассказов сослан в родовое имение Спасское–Лутовиново.
Главный герой одного из романов – Евгений Базаров.
(И.С. Тургенев)
“Узнай героя”
Подсказки первому участнику:
Этому герою чуть меньше 18 лет.
Он помещик.
Учился в Германии, в университете.
Убит на дуэли.
Поводом для дуэли послужило ухаживание друга за невестой героя.
Возлюбленную героя зовут Ольга.
Имя – Владимир.
Автор произведения – А.С.Пушкин.
(Владимир Ленский)
Подсказки второму участнику:
Жил в 15-16 в.
Большая часть жизни прошла в сражениях.
У этого героя 2 сына.
Один из сыновей перешёл на сторону врага.
Запорожская Сечь – место, куда увозит герой своих сыновей.
Герой погиб, сожжённый заживо.
Имя героя – Тарас.
Автор произведения – Н.В. Гоголь.
(Тарас Бульба)
Награждение победителя и болельщиков, набравших наибольшее количество баллов.
Заключительное слово ведущих. Рефлексия.
1. Я люблю свой родной язык.
Он понятен для всех, он певуч.
Хочешь – песни, гимны пиши,
Хочешь – выскажи боль души.
Будто хлеб ржаной, он пахуч,
Будто плоть земли, живуч.
2. Язык и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов –
Купаться ежечасно!