СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Сильное звено!Виват, филология!"(игра - соревнование)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель игры – не только выявить сильное звено, т.е. человека, достойного называться юным филологом, но и вспомнить сведения из грамматики, литературоведения, узнать что-то новое.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного мероприятия "Сильное звено!Виват, филология!"(игра - соревнование)»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФФЕСИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИИ КРЫМ

«КРЫМСКИЙ КОЛЛЕДЖ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ И ТОРГОВЛИ»














Методическая разработка внеклассного мероприятия


Тема «Сильное звено! Виват филология!»


( игра - соревнование по филологии)



Преподаватель: Хоменко Л.Н.



















2018

Пояснительная записка


1. Методика подготовки и проведения мероприятия.

Воспитательное мероприятие — это одна из организационных форм, широко используемых в воспитательной работе учреждения.

Воспитательная деятельность позволяет выработать у обучающихся:

  • определенную систему отношений к окружающей действительности;

  • формирует образ самого себя, ценные мотивы, духовные потребности, ответственность за поступки;

  • влияет на общественное мнение;

  • приобщает к жизни коллектива и формирует его традиции.


Внеклассное мероприятия «Сильное звено! Виват филология!» (игра - соревнование по филологии) приурочено к празднованию дню международного родного языка и проводится 21 февраля 2018 г.

Цель – сформировать интерес обучающихся к изучаемым предметам – русский язык и литература.

Задачи:

  • Систематизировать знания, полученные на уроках русского языка и литературы;

  • Обогащать словарный запас обучающихся;

  • Развивать языковое чутье, внимание, память, мышление, создавать ситуацию успеха;

  • Прививать любовь к русскому языку и литературе;

Форма – игра-соревнование.

Методические приемы – беседа, рассматривание иллюстраций, зарисовки и плакаты, литературная викторина.

Правила игры - игра – соревнование “Сильное звено” состоит из трёх раундов и суперигры. После 1-го, 2-го и 3-го раундов с дистанции сходит по 3 участника. В суперигре состязаются только оставшиеся 2 участника.

За каждый правильный ответ каждый игрок получает 1 балл. Участникам игры будут предложены вопросы из области грамматики, языкознания, литературы и литературоведения. Среди вопросов встретятся и вопросы – сюрпризы (С): если участник не знает ответ на заданный вопрос, то вместо ответа он может рассказать правило, прочитать стихотворение, басню, любой отрывок из прозаического произведения и тоже получить один балл.

Будут и вопросы иллюстративные, художественные (Х), их зададут ваши болельщики. Один раз за игру каждый участник может взять помощь зала или попросить заменить вопрос.

2. Материально – техническое обеспечение мероприятия:



плакаты, стенгазета;

иллюстрации, стихи и загадки о русском языке, аудиозапись романсов;

бумага, фломастеры, иголочки;

медали участников;

раздаточный материал для жюри;

грамоты участникам;

медаль победителю;

Оформление зала



Зал оформлен плакатами, стулья расположены полукругом. Большая часть зала отведена для проведения игры.

Ход мероприятия

  • Организационный момент

  • Основная часть

  • Заключительная часть( подведение итогов и награждение)

3.Участники мероприятия:



1. Романюта Екатерина ( 1 курс, группа Эб –об 1)

2. Красноярцева Виоллета (1 курс, группа Эб об-1)

3. Тищенко Анастасия (1 курс, группа Эб об-1)

4. Рудик Анастасия (1 курс, К об-1)

5. Макушенцева София ( 1 курс, К об- 1)

6. Понамарева Екатерина ( 1 курс, ТЭ об-1)

7. Давлетова Анифе (1 курс, ТЭ об-1)

8. Гапонюк Антон (1 курс, ТПОП об-2)

9. Репнякова Виктория (1 курс, ОО об-1)

10. Фокина Валентина ( 1 курс, ТПОП об-1)

11. Аббдулаев Руслан( 1 курс, ТПОП об-)

Ведущие мероприятия: Ибибуллаев Юсуф ( 3 курс, ТПОП ст -2), Дрючина Екатерина( 3 курс, ТПОП ст-2)

Чтецы:

1. Заиченко Е. О.(1 курс, ТПОП об-1)

2. Золотарева Д. Д.(1курс ТПОП об-1)

3. Бекерман Людимила (1 курс, ТЭ –об 1)

4. Нагорнова Саша(1 курс, ТЭ – об 1);

5. Козенков Ярослав(1 курс, об-1);

6. Баландин Егор (1 курс, к об- 1)

7. Марчук Максим (1 курс, ОО-об 1)

8. Лучкина Диана ( 1курс, К –об 1)

Мотивация мероприятия: не только выявить сильное звено, т.е. человека, достойного называться юным филологом, но и вспомнить сведения из грамматики, литературоведения, узнать что-то новое.

4. Система оценивания

Жюри мероприятия:

1. Зам. директора по УВР – Середа Инна Анатольевна;

2. Методист колледжа – Абрамова Наталья Александровна;

3. Зав. библиотекой – Стадник Светлана Анатольевна;

4. Социальный педагог – Мальнев Ульяна Николаевна.

Участникам игры придётся нелегко, потому что игра предполагает блиц - вопросы, на обдумывание ответов отводится всего 15 секунд. Состязание потребует сообразительности, быстроты реакции. За каждый правильный ответ каждый игрок получает 1 балл. Участникам игры будут предложены вопросы из области грамматики, языкознания, литературы и литературоведения. За каждым членов жюри закреплено 2 участника. Жюри в течении игры следят за ответами участников и в конце каждого раунда называют результаты. . После 1-го, 2-го и 3-го раундов с дистанции сходит по 3 участника. В суперигре состязаются только оставшиеся 2 участника. Все участники награждаются грамотами, а победитель получает медаль.

























Сценарий мероприятия


ИГРА-СОРЕВНОВАНИЕ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ "СИЛЬНОЕ ЗВЕНО! ВИВАТ ФИЛОЛОГИЯ!"

Цель – сформировать интерес обучающихся к изучаемым предметам – русский язык и литература.

Задачи:

  • Систематизировать знания, полученные на уроках русского языка и литературы;

  • Обогащать словарный запас обучающихся;

  • Развивать языковое чутье, внимание, память, мышление, создавать ситуацию успеха;

  • Прививать любовь к русскому языку и литературе;

Ход мероприятия


Слова ведущих: В нашем зале сегодня собрались любители и знатоки филологии, т. е. науки, изучающей культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве. Ребята, в ваших руках будущее нашей многовековой культуры, имеющей богатейшие традиции. Сохраните её в чистоте и совершенстве. Девизом сегодняшней игры, которую мы назвали “Сильное звено”, пусть станет призыв “Виват, филология!” (“Да здравствует филология!”)

Представляю участников игры. Им придётся нелегко, потому что игра предполагает блиц - вопросы, на обдумывание ответов отводится всего 15 секунд. Состязание потребует сообразительности, быстроты реакции. Все эти качества есть у наших умных, эрудированных знатоков.

Цель игры – не только выявить сильное звено, т.е. человека, достойного называться юным филологом, но и вспомнить сведения из грамматики, литературоведения, узнать что-то новое.

Слово чтецам:


1. Великий, могучий, правдивый, свободный
Народной живительной силы родник! 
Тебе посвящаем мы вечер сегодня,
Наш гордый, наш русский, родной наш язык!


2. Ты дал мечте безумной крылья,
Мечту ты путами обвил.
Меня спасал в часы бессилья
И сокрушал избытком сил.


3. Как часто в тайне звуков странных
И в потаённом смысле слов
Я обретал напев нежданных
Овладевавших мною стихов!


4. Грамматика, грамматика!

Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.


5. Книг заветные страницы

Помогают людям жить:
И работать, и учиться
И прекрасным дорожить!


6. Книжек добрые страницы
Нас встречают с детских лет.
И несут нас, словно птицы,
Облетая целый свет.



7. Книг заветные страницы
Помогают людям жить:
И работать, и учиться
И прекрасным дорожить!



8. Книги умные мы читаем
Много лет уже, много зим.
Если знаем литературу –
Остальное сообразим!










Слова ведущих:

Итак, правила игры-соревнования «Сильное звено!»

Игра – соревнование “Сильное звено” состоит из трёх раундов и суперигры. После 1-го, 2-го и 3-го раундов с дистанции сходит по 3 участника. В суперигре состязаются только оставшиеся 2 участника.

За каждый правильный ответ каждый игрок получает 1 балл. Участникам игры будут предложены вопросы из области грамматики, языкознания, литературы и литературоведения. Среди вопросов встретятся и вопросы – сюрпризы (С): если участник не знает ответ на заданный вопрос, то вместо ответа он может рассказать правило, прочитать стихотворение, басню, любой отрывок из прозаического произведения и тоже получить один балл.

Будут и вопросы иллюстративные, художественные (Х), их зададут ваши болельщики. Один раз за игру каждый участник может взять помощь зала или попросить заменить вопрос.

Ни одно соревнование не обходится без жюри:


1. Зам. директора по УВР – Середа Инна Анатольевна;

2. Методист колледжа – Абрамова Наталья Александровна;

3. Зав. библиотекой – Стадник Светлана Анатольевна;

4. Социальный педагог – Мальнев Ульяна Николаевна.


Слово преподавателям: Здравствуйте, уважаемые коллеги, обучающиеся, участники. Мы рада приветствовать Вас на нашем мероприятие, посвященном дню международного языка, игре - соревнование «Сильное звено!». Сегодня мы собрались обобщить пройденный материал, проверить какого уровня знаний мы достигли. Сегодня мы выберем сильнейшего. А для этого начнем нашу игру. Прошу участников – занять свои места.





Вопросы для игры

1 раунд.

  1. Как называется слово в переносном значении? (Метафора)

  2. Какая фамилия оказалась “лошадиной” в рассказе А.П.Чехова? (Овсов)

  3. В кого превратился гадкий утёнок в сказке Андерсена? (В лебедя)

  4. Сколько строк в сонете? (14)

  5. Какая поэма написана прозой? (“Мертвые души” Н.В. Гоголя)

  6. Какой способ подчинительной связи в словосочетании “хочу учиться”? (Примыкание)

  7. Назовите существительное из 3-х букв со звуком “ы” посередине. (Пыл, тыл мыс, бык)

  8. Как называются звуки речи? (Фонемы)

  9. К какой части речи относится слово “оба”? (Числительное)

  10. Как называется в литературоведении повторение слов в начале стихотворных строк или строф? (Анафора)

  11. Как называется построение литературного произведения, соотношение его частей? (Композиция)

  12. Исключите лишнее: роман, рассказ, элегия, повесть. (Элегия)

  13. Имя и отчество Белинского? (Виссарион Григорьевич)

  14. В какое время года происходит 1-е объяснение Онегина и Татьяны? (Летом)

  15. “Зачинатель – зачинщик”, “невежа – невежда”. Как называются такие слова? (Паронимы)

  16. К какому разряду относится местоимение “их” в словосочетании “их знания”? (Притяжательное)

  17. Что такое “десница”? (Правая рука)

  18. Кто автор данного портрета А.С.Пушкина? (Кипренский или Тропинин)

  19. 3 рода литературы: драма, лирика и …? (Эпос)

  20. Фамилия русского поэта, состоящая из 3-х букв? (Фет)

  21. Как в литературоведении называется необычный порядок слов? (Инверсия)

  22. Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически? (Текст)

  23. Сколько слов в словосочетании “сногсшибательная новость”? (2)

  24. К какой языковой единице принадлежит выражение “язык до Киева доведёт”? (Фразеологизм)

  25. Сколько звуков в слове “опять”? (4)

  26. Назвать возлюбленную Обломова. (Ольга Ильинская)

  27. Х (художественный вопрос): ученик 10 класса читает наизусть стихотворение в прозе И.С.Тургенева “Когда меня не будет”. Вопрос: кому посвящено стихотворение? (Полине Виардо)

  28. Х (художественный вопрос): ученик 5 класса читает басню И.А.Крылова. Вопрос: каких ещё баснописцев вы знаете? (Эзоп, Лафонтен, Дмитриев и др.)

  29. С. (вопрос-сюрприз ): назовите роман в стихах. (“Евгений Онегин”)

  30. Х (художественный вопрос): звучит запись увертюры к опере “Руслан и Людмила”. Вопрос: кто автор музыки? (Чайковский)

2-й раунд.

  1. Как называется одинаковое построение рядом расположенных предложений? (Синтаксический параллелизм)

  2. Как в литературоведении называется преувеличение? (Гипербола)

  3. В рамках какого литературного направления написана “Бедная Лиза” Н.М.Карамзина? (Сентиментализм)

  4. Кто автор комедии “Бедность не порок”? (А.Н. Островский)

  5. Какой частью речи является слово “любимыми” в словосочетании “с любимыми не расставайтесь”? (Существительное)

  6. Как называются герои с противоположными идеалами, убеждениями, взглядами на жизнь? (Антиподы)

  7. Виды придаточных: подлежащные, сказуемные, определительные, дополнительные и …? (Обстоятельственные)

  8. К какому пласту лексики относятся слова “перст”, “очи”, “виждь”, “внемли”? (Архаизмы)

  9. Словосочетание “друг другу” пишется с дефисом или без? (Без дефиса)

  10. Часть речи, обозначающая добавочное действие? (Деепричастие)

  11. Назовите произведение, в названии которого есть имя или фамилия главного героя. (“Евгений Онегин”, “Обломов”, “Юшка”, “Петр I” и др.)

  12. Как переводится слово “Библия”? (Книги)

  13. Три романа какого писателя начинаются на букву “О”? (Н.А. Гончарова)

  14. Какие чеховские герои встретились на вокзале Николаевской железной дороги? (Толстый и Тонкий)

  15. Какой герой А. Пушкина не мог отличить ямб от хорея? (Евгений Онегин)

  16. Пятая буква русского алфавита? (Д)

  17. Назвать чередующуюся гласную в слове “озарённый”. (А)

  18. Сколько букв Е в словосочетании “беспрецедентный инцидент”? (5)

  19. Трёхсложный размер стиха с ударением на 2-м слоге? (Амфибрахий)

  20. Автор комедии “Недоросль”? (Фонвизин)

  21. В каком рассказе А.П.Чехова герой отвинчивал гайки из железнодорожного полотна, чтобы делать из них грузила? (“Злоумышленник”)

  22. Как называется разговор двух или более лиц? (Диалог)

  23. Х(художественный вопрос): инсценировка эпизода из повести “Метель”. Вопрос: кто автор и герои? (А.С. Пушкин, Бурмин, Мария Гавриловна)

  24. С (вопрос-сюрприз): в названии каких произведений есть кличка животного или зверя? (“Кусака”, “Каштанка”, “Белый клык”, “Чинк” и др.)

3-й раунд

  1. Первый звук в слове “яблоко”? [й,]

  2. Что древнее: полногласие или неполногласие? (Неполногласие)

  3. Каким способом образовано слово “языкознание”? (Сложение)

  4. Образное художественное определение? (Эпитет)

  5. МВД, ЦУМ, ЕГЭ – как называются такие сложносокращенные слова? (Аббревиатуры)

  6. Сколько карт назвала Герману старая графиня в “Пиковой даме”? (3)

  7. Какое наречие пишется с двумя дефисами и двумя мягкими знаками? (Точь-в-точь)

  8. Героями какого произведения являются Органчик, Угрюм-Бурчеев? (М.Е. Салтыков-Щедрин, “История одного города”)

  9. В каком разделе языкознания изучается правильное произношение? (Орфоэпия)

  10. Приставка, корень, суффикс – это…? (Морфемы)

  11. Сколько окончаний в слове “тремястами”? (2)

  12. Какое произведение начинается строчками: “Славная осень! Здоровый, ядрёный // Воздух усталые силы бодрит”? (“Железная дорога” Н.А. Некрасова)

  13. Поэт ХХ века Сергей Александрович …? (Есенин)

  14. Остап…? (Бендер, Бульба)

  15. К какому виду драматических произведений относятся “Ревизор”, “Горе от ума”? (Комедия)

  16. Подберите прилагательное к слову “тюль”. (Красивый)

  17. Виды связи предложений в тексте: цепная и…? (Параллельная)

  18. Синоним к слову “обаяние”? (Очарование)

  19. Какое слово лишнее: дополнение, обстоятельство, глагол, определение? (Глагол)

  20. Имя шестикрылого ангела, явившегося на перепутье пушкинскому пророку? (Серафим)

  21. Какое слово является исключением из правила правописания корней “твар-твор”? (Утварь)

  22. Кто был правнуком Абрама Ганнибала? (А.С. Пушкин)

  23. 1814 – год рождения какого русского поэта? (М.Ю. Лермонтова)

  24. Автор статьи “Луч света в тёмном царстве”? (Н. Добролюбов)

  25. Закончить логическую цепочку: согласование, управление, …? (Примыкание)

  26. Автор сказа о косом тульском мастере и стальной блохе? (Н.С. Лесков)

  27. С (вопрос-сюрприз): В каком произведении А.С. Пушкина имя главного героя Петр? (“Капитанская дочка”)

  28. Х (художественный вопрос): Звучит романс “На заре ты её не буди”. Вопрос: кто автор стихов? (А.А. Фет)

Суперигра. (Выигрывает в суперигре тот, кто использует меньше подсказок.)

Узнай писателя”

Подсказки первому участнику:

  • Родился в 1823 г.

  • Место рождения – центр Москвы.

  • В 1840 году по настоянию отца поступил на юридический факультет Московского университета, но в конце 2-го курса оставил университет.

  • В 1843 году поступил на службу в Московский Совестный суд.

  • С гимназических лет стал завзятым театралом.

  • Известность принесло произведение “Банкрот”.

  • Отлично знал жизнь русского купечества и изобразил его во многих произведениях.

  • Это один из лучших русских драматургов.

  • Главную героиню одной из драм зовут Катерина Кабанова.

(А.Н. Островский)

Подсказки второму участнику:

  • Родился в 1818 году.

  • Место рождения – г.Орёл.

  • Закончил филологическое отделение философского факультета Петербургского университета, после чего учился в Берлинском университете.

  • Мать писателя – властная, капризная крепостница, её черты показаны в героине одного из рассказов писателя.

  • Был страстным охотником.

  • Во многих романах показал тип новых людей, разночинцев.

  • Первое напечатанное произведение– “Хорь и Калиныч”.

  • За цикл рассказов сослан в родовое имение Спасское–Лутовиново.

  • Главный герой одного из романов – Евгений Базаров.

(И.С. Тургенев)

Узнай героя”

Подсказки первому участнику:

  • Этому герою чуть меньше 18 лет.

  • Он помещик.

  • Учился в Германии, в университете.

  • Убит на дуэли.

  • Поводом для дуэли послужило ухаживание друга за невестой героя.

  • Возлюбленную героя зовут Ольга.

  • Имя – Владимир.

  • Автор произведения – А.С.Пушкин.

(Владимир Ленский)

Подсказки второму участнику:

  • Жил в 15-16 в.

  • Большая часть жизни прошла в сражениях.

  • У этого героя 2 сына.

  • Один из сыновей перешёл на сторону врага.

  • Запорожская Сечь – место, куда увозит герой своих сыновей.

  • Герой погиб, сожжённый заживо.

  • Имя героя – Тарас.

  • Автор произведения – Н.В. Гоголь.

(Тарас Бульба)


Награждение победителя и болельщиков, набравших наибольшее количество баллов.


Заключительное слово ведущих. Рефлексия.


1. Я люблю свой родной язык.
Он понятен для всех, он певуч.
Хочешь – песни, гимны пиши, 
Хочешь – выскажи боль души.
Будто хлеб ржаной, он пахуч,
Будто плоть земли, живуч.


2. Язык и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов –
Купаться ежечасно
!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!