СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка внеклассного мероприятия.ЭКСКУРСИЯ ."Моя дорога в школу – дорога трех религий".

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вступительное слово учителя.

 Дорогие ребята! Наша встреча сегодня необычная. Она посвящена нашему городу, нашей школе. Мы с вами все живем в этом городе, учимся в этой школе, ходим по улицам, окружающим нашу школу, но, наверное,  не все знают, в каком интересном историческом месте находится наша школа. Но прежде всего мы проведем опрос-викторину.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного мероприятия.ЭКСКУРСИЯ ."Моя дорога в школу – дорога трех религий".»

ЭКСКУРСИЯ

Моя дорога в школу – дорога трех религий.


Вступительное слово учителя.

Дорогие ребята! Наша встреча сегодня необычная. Она посвящена нашему городу, нашей школе. Мы с вами все живем в этом городе, учимся в этой школе, ходим по улицам, окружающим нашу школу, но, наверное, не все знают, в каком интересном историческом месте находится наша школа. Но прежде всего мы проведем опрос-викторину.


ВИКТОРИНА

  1. В каком году был основан г. Симферополь? (8 февраля 1784г.).

  2. Как переводится название нашего города? ( Город пользы, город-собиратель).

  3. Рядом с каким древним городом начал строиться Симферополь? (Неаполь-Скифский).

4. На какой улице расположилась наша школа? Чем интересна эта улица?

Наша школа находится на улице Кавказской, которая является своеобразной границей между древним мусульманским поселением Ак-Мечеть и славянским городом Симферополь, эта улица соединила эпохи, религии.

Ученик. Из распоряжения императрицы Екатерины II 28 июня 1784 г. «Препоручаю я вам осмотреть и распорядить, откуда поблизости возить камень для строения у Ак-мечета губернского города».


Князь Потемкин тебя основал
По велению Императрицы,
Для державы полезным назвал.
Ты по праву стал Крымской столицей!
В. Гаврилюк.


Вместе с новым статусом возводимого у Ак-Мечети города передали имя будущего областного центра – Симферополь. Вокруг Ак-Мечети появляются новые слободки, заселяемые русскими людьми, начинается плановая застройка города. Вместо Ак-Мечети в официальный оборот вводится новый топоним – Симферополь.


Учитель. Сегодня мы немного пройдемся по улице Кавказской. А прогулку начнем сверху. Одним из не очень заметных, но одним из любопытных осколков прошлого является здание бывшей караимской кенасы (молитвенный дом караимов). Это здание является памятником архитектуры конца ХlХ века. Кенаса построена на улице Караимской (бывшая улица Пархоменко 1891–1896).

В феврале 1889 г. караимы Симферополя обратились к таврическому губернатору с письмом-просьбой о приобретении участка земли для строительства молельного дома. Здание вступило в строй 26 августа 1896 года. Во дворе кенасы существовала караимская школа.

Есть такой народ, караимы

«Во дни глубокой старины

(Гласят народные скрижали),

Во дни неволи и печали,

Сюда Израиля сыны

От ига чуждого бежали,

И град возник на высях гор.

Забыв отцов своих позор

И горький плен Ерусалима,

Здесь мирно жили караимы».



Алексей Константинович Толстой», Крымские зарисовки».



5 марта 1930 года по решению местных властей кенаса была закрыта. Далее здание было частично перестроено. С 1936 года в здании расположилась редакция радиовещания Государственной радиокомпании «Крым». В годы ВОВ, во время немецко-фашистской оккупации Крыма, здание превратили в конюшню. И только недавно караимская религиозная община добилась возвращения здания ей. После присоединения Крыма к России, правительство выделило деньги на реставрацию этого памятника архитектуры.


Ученик. А мы с вами спустимся ниже. Следующая улица, пересекающая улицу Кавказскую – улица, которая носит имя русского писателя- академика Сергея Николаевича Сергеева-Ценского (1875–1958), автора широко известных эпопей «Севастопольская страда», «Преображение России», других произведений. Первое знакомство писателя с Симферополем состоялось весной 1905 года. После он неоднократно бывал в нашем городе. Первоначально эта улица называлась Фонтанная. Поводом для такого названия послужил фонтан, сооруженный в 1865 году на Базарной площади (сегодня площадь им. Ленина). Сейчас на этой улице находится Прокуратура Киевского района.


Ученик. Далее наш путь пролегает к улице, которая носит имя великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова. Поэт побывал в Крыму в 1876 году. Такое название улица носит с 10 января 1947 года. Ее старое название – Малобазарная (1839 года).


Ученик. А мы проходим дальше вдоль улицы Кавказской. Справа, у дороги нам встречается серая часовня Святого Луки, архиепископа Симферопольского Крымского, построенная в 2001 году на месте, где находился Храм Благовещенья Пресвятой Богородицы, в котором и молился Святой Лука.

Архиепископ Лука (1877-1961) – личность замечательная, даже уникальная: выдающийся врач, хирург, священник. В 1923 г. священник Валентин (так звали раньше святителя Луку) принял важное решение стать монахом, назвавшись именем апостола, евангелиста и художника Луки.

За веру в Бога архипастыря Луку трижды арестовывали, и отправляли в ссылку. Но и в ссылке Лука продолжал лечить больных, оперировать и служить Богу. В 1934 году в свет вышел научный труд Луки «Очерки гнойной хирургии», важность которого не утрачена в наши дни, перед именем автора стояло его духовное звание «епископ». Во время войны по просьбе властей Войно-Ясенецкий занял должность главного хирурга красноярского эвакуационного госпиталя. В том же году епископ Лука был возведен в сан архиепископа. Служение на Красноярской кафедре он совмещал с напряженной работой хирурга. Не была забыта и научная деятельность: в 1943 году вышло дополненное второе издание «Очерков гнойной хирургии», а в 1944 году опубликована книга «Поздние резекции инфицированных огнестрельных ранений суставов». За эти работы ученый был удостоен Сталинской премии I степени.

На крымскую землю архиепископ Лука прибыл в 1946 году. Здесь его встретило множество проблем: послевоенная разруха, закрытые храмы, отсутствие священников. Много сил приложил Владыка, чтобы навести порядок в епархии: препятствовал закрытию храмов, старался открывать новые, особенно в сельской местности. От священников архиепископ Лука требовал строгого соблюдения церковных правил, боролся с сектантством.


Таких людей, как Вы – не сыщешь,

Таких на свете быть не может:

В изгнанье, в холоде, без пищи

Ваш страшный век бесстрашно прожит.


Креста со скальпелем сближенье,

Талант довольствоваться крохой…

Пустых мгновений нет – служенье:

В больнице, в храме – каждым вздохом!


Свершали подвиг непосильный

Вы, смело обходя препоны

И алтарем Вам угол пыльный

Мог стать и операционной.


Не позволяет славословий

Ваш строгий взгляд. Добавлю сухо:

Для сникших в поисках верховий

Маяк – такая сила духа.


Марта Журавлева. Святителю Луке Войно-Ясенецкому


Ученик. Мы подошли с вами к улице Курчатова. Именована так она была 5 апреля 1960 года в память академика Игоря Васильевича Курчатова (1903–1960), физика, «отца» советской «атомной бомбы», трижды Героя Социалистического Труда. Оказывается, академик Курчатов И. В. родился в Симферополе и провел здесь юношеские годы. Прежнее название улицы – Госпитальная (с 1839 г.), потому что там находился военный госпиталь. Рядом располагается улица Володарского, названная в честь российского революционера Моисея Марковича (настоящая фамилия Гольдштейн) . Прежнее название улицы – Верхняя Петропавловская.

На пересечении улиц Курчатова и Володарского расположена мечеть Кебир-Джами. Мечеть Кебир-Джами – главный духовный центр мусульман Крыма и памятник архитектуры времен Крымского ханства. Это старейшая постройка в Симферополе, которая дала название татарскому поселению Ак-Мечеть («Белая мечеть»), резиденции калги-султана. Название «Кебир-Джами» означает «соборная». Возведена она в 1502 году Менли Гирей ханом. Изначально стены храма были выложены из ракушечника на глиняном растворе с последующей известковой побелкой.

В первой половине XVIII в. мечеть горела, была реконструирована в 1772 году и расширена в северную сторону. В 1907 г. храм капитально отремонтировали и увеличили. После реконструкции сооружение приобрело статус соборного храма (Кебир-Джами): почти квадратный план и странный экстерьер – вот в чем и заключалась его оригинальность. 

Скромному древнему храму Кебир-Джами судьба определила ответственную роль: он стал главным градообразующим элементом прежнего средневекового поселения Ак-мечеть. Именно к храму и прилегающим к нему большим площадям – культовой, базарной, водоразборной – сходились кратчайшие пути из жилых массивов, которые нарастали вокруг как кристаллы, будто прирастая друг к другу и расползаясь по склону плато во все стороны.

В последствии, после присоединения Крыма к России в 1783 г., на свободных местах возле Кебир-Джами появились православные храмы – сначала полковая церковь Константина и Елены, впоследствии –Петропавловский собор, Святотроицкая греческая церковь и другие. 

После Великой Отечественной Войны Кебир-Джами находилась в запустении и перестройках, длительное время в ней находилась переплетная мастерская. Новое возрождение древнего храма началось по возвращении из депортации на родину крымских татар – в 1989 году мечеть передана мусульманской общине. 

Для мусульман мечеть – святыня,

Где мир, спокойствие царят.

Рожденному тут шепчут имя,

Усопшего в последний путь благословят.


Быть мусульманином не просто!
Но не зависимо от цвета кожи, роста,
Ты прежде человеком будь,
Вот Жизни и Ислама суть!


 Здесь, возле мечети мы покидаем с вами старую часть города и переходим улицу Кавказскую (бывшую Пролетарскую с 1924 г., а ранее Губернаторскую).


Ученик. Мы находимся на улице Октябрьской. Так она стала называться с 30 мая 1924 г., а прежде (с1839 года) она называлась Петропавловская. Улицы называли по местоположению церквей, по дорогам, ведущим к ним. Так и эта улица привела нас к храму Петра и Павла.

Собор во имя Святых Петра и Павла был построен по просьбе и на средства жителей Симферополя, когда небольшая церковь Константина и Елены перестала вмещать всех прихожан нового города Крыма. 
        Строительство храма началось в 1805 г., а на следующий год новую церковь освятили. Он действовал более 20 лет до возведения Александро-Невского собора. Собор во имя Святых Петра и Павла был деревянным, с большой колокольней и пятигранной апсидой. В первом здании храма Петра и Павла не было росписей, основным украшением церкви был иконостас. Со временем он обветшал и был закрыт. Всю церковную утварь и колокола передали в Александро-Невский собор.

Проект нового храма разработал архитектор К. Лазарев. На собранные прихожанами средства в 1866 году заложили новый каменный. Храм был построен в виде вытянутого креста.

В 1870 г. собор был открыт для прихожан. При храме Петра и Павла были открыты женское и мужское училища, а также церковно-приходское попечительство. Петропавловский храм постоянно обновлялся. В 1902–1903 гг. живописцами из Академии художеств был расписан купол, а в последующие два года и стены. 

Когда пришла Советская власть, все имущество храма было национализировано, и в 1937 году храм Петра и Павла был закрыт. В здании храма был устроен склад, часть его разобрана и разрушена. Рядом со складом был пункт приема стеклотары и пивная. 
        В 1980-е годы началось восстановление Петропавловского собора. Проект нового здания храма Петра и Павла был создан архитектором Сергеевой О. И. В современном здании храма гармонично соединились как элементы древнерусского зодчества, так и классические формы. Высокие окна украшены белокаменными наличниками.

При входе в собор устроена паперть – крыльцо. Каменная лестница ведёт к входу, над которым вытянулась к небу стройная колокольня. Главный вход обрамлён тонкими полуколоннами, радуют глаз яркие мозаичные изображения Иисуса Христа, святых Петра и Павла, в честь которых и назван храм.

12 июля 1991 года в праздник первоверховных апостолов Петра и Павла вновь была отслужена Божественная литургия. С 2003 г. Петропавловский собор получил статус кафедрального. Кафедральный собор апостолов Петра и Павла является архитектурной и культовой достопримечательностью Крыма.


Ученик. Великим достоянием собора Петра Павла являются мощи Святителя Гурия (Карпова) (1814–1882) Архиепископа Таврического Симферопольского. После окончания Петербургской духовной академии Гурий был назначен членом Пекинской Духовной Миссии и пребывал в этой должности до 1864года. Трудности встречались постоянно. Ему пришлось самому изучить печное мастерство и научить других класть русские печи, чтобы зимой не страдать от холода. Он в совершенстве освоил китайский язык, свободно говорил и писал на нем, перевел на него Новый Завет в двух томах, Евангелие, Псалтырь, Священную Историю и много других книг.

Архимандрит Гурий как великий знаток языка, обычаев традиций Китая внес выдающийся вклад в переговорный процесс посольства Российской империи с Китайским правительством по вопросу о присоединении к России Амурской области и Уссурийского края. Было время, когда вся дипломатическая переписка проходила через его руки.

В 1867 году Гурий был назначен на Таврическую кафедру. Ему досталась огромная епархия: весь Крымский полуостров, на севере огромное пространство от Херсона до Запорожья и Бердянска. Здесь он проявил себя как мудрый архипастырь, трудами которого всемерно поддерживались очаги духовного образования. На личные средства святителя содержались учащиеся, которые не могли оплатить свое обучение. С первых же дней управления Таврической епархией святитель Гурий заботился о воспитании духовенства. Его трудам была основана в 1873 году Таврическая Духовная Семинария и построен семинарский храм в честь Трех Святителей. Скончался святитель Гурий 17 марта 1882 года в своем кафедральном городе Симферополе.

18 мая 2008 решением Священного Синода Украинской православной Церкви Святитель Гурий (Карпов) был прославлен в лике местночтимых святых, а его мощи перенесены в собор Петра и Павла.

Святитель Гурий, светлым взором

С Небес взираешь ты на нас.

Ты сеял мир, любовь и кротость

И Божьим Словом души пас.

 

В Крыму, Пекине и Казани

Взошли плоды святых трудов,

В твоих устах был веры пламень,

Сожегший  терние грехов.

 

Ты Божий Крест нёс со смиреньем,

Нигде не помня своего…

Да возликует всё творенье

В час прославленья твоего!


Ученик. На площади перед Петропавловским собором есть еще одна достопримечательность: двухэтажное здание оригинальной архитектуры. По всей видимости, оно принадлежало известному симферопольскому купцу 1 гильдии Иосифу Ивановичу Бреннеру. Автор проекта – Ф. К. Киблер, талантливый архитектор. Он создал ассиметричное двухэтажное здание, выделявшееся стилизованными готическими элементами. Сейчас в здании находится комфортабельный отель, унаследовавший имя другой центральной, не существующей ныне симферопольской гостиницы «Европейская».

Петропавловская площадь играла важную роль в общественной и светской жизни прежнего Симферополя. Здесь проходили военные парады и смотры, часто устраивались городские гуляния, вероятно, именно эту площадь можно по праву назвать центром Симферополя ХIХ столетия – времен его юности.


Ученик. А мы продолжаем свое маленькое путешествие. Следующая наша остановка – Свято-Троицкий собор.   Изначально это была греческая церковь, построенная в 1796 г. С 1826 г. в Свято-Троицкой церкви находилась греческая гимназия. 

В 1868 г. старую церковь разобрали, на ее месте по проекту архитектора И. Ф. Колодина построили новый храм. Симферопольский Свято-Троицкий собор – это каменное, крестово-купольное здание с лазурно-голубым куполом и двухъярусной колокольней стоит в ряду лучших церковных сооружений Симферополя. В архитектурном облике храма нашли отражения классические приемы отечественного зодчества. Снаружи стены украшены декоративным узором, мозаикой. Купола колокольни и храма окрашены в голубой цвет, их венчают ажурные кресты. Над центральным входом в Свято-Троицкий собор – мозаичное изображение Святой Троицы: Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа в виде голубя. Красив собор и внутри: под куполом изображен образ Господа, а на парусах можно увидеть изображения четырех евангелистов. 
        Свято-Троицкая церковь – одна из старейших сохранившихся православных церквей города. Храм освятили в честь одного из важнейших христианских праздников – Святой Троицы. 

Несмотря на попытки советской власти упразднить Свято-Троицкий собор, предпринятые в самый тяжелый для церкви период – 30-е годы прошлого столетия, храм удалось спасти, в том числе благодаря стараниям греческой общины. Однако за спасение этого храма отдали жизни два его служителя. Епископ Симферопольский и Крымский Порфирий (Гулевич) и протоирей Николай Мезенцев. Они были расстреляны в 1937 и 1938 годах. В 1997 году церковь причислила погибших священников к лику местночтимых святых. 
        В монастыре с 1996 г. покоятся мощи святителя Луки. Здесь также хранится одна из крымских святынь – обновившаяся чудесным образом икона Божьей Матери «Скорбящая». 

Сегодня на территории Свято-Троицкого женского монастыря помимо собора – известной достопримечательности Симферополя, находятся небольшой светлый Крестильный храм Илии Пророка и часовня. В ограде обители в одноэтажном здании располагается музей святителя Луки (Войно-Ясенецкого). 

С правой стороны от главного въезда на территории монастыря – одноэтажная постройка с колонами – хорошо сохранившийся архитектурный фрагмент XVIII века это бывшие Греческие торговые ряды, ныне – служебное помещение Свято-Троицкого кафедрального Собора. Здесь в конце 18 – начале 19 века расселилась греческая община, были построены греческие торговые ряды – открытая галерея с девятью колоннами, выточенными из блока известняка, под черепичной крышей, с глубокими створчатыми подвалами-хранилищами внизу.

Слева от входа в Свято-Троицкий собор в трехэтажном здании под покатой зеленой крышей размещаются келии, трапезная и мастерские.

Свято-Троицкий женский монастырь стал обителью в начале 2003 года. 

Ученик. А наш путь продолжается и ведет он к нашей школе. Мы проходим по улице Одесской и, конечно же, мы не можем не обратить внимание на интересное здание, которое располагается в переулке Бондарном, дом 2. Это дом-музей выдающегося поэта первой половины ХIХ века Ильи Сельвинского. В этом доме в 1899 году родился и до 1905 года жил известный поэт. На здании была установлена мемориальная доска. Во время сноса микрорайона благодаря усилиям общественности здание удалось отстоять для создания здесь в последующем музея поэта. Тем не менее, здание снесли, но обещали отстроить дом заново уже из современных материалов. Обязательство так не было выполнено. Дом восстановили родственники поэта. Вся коллекция дома-музея, собранная родственниками Ильи Сельвинского, рассказывает о жизни и творчестве поэта.

Ученик. Ну и вот мы подошли к нашей школе. Наша школа основана в 1861 году. Раньше она была Армяно-Григорианской церковно-приходской. Обучение длилось 5 лет. В 1861 г. в школе обучалось 42 мальчика и 39 девочек, а в 1916 г. – 51 мальчик и 54 девочки. Это были дети обеспеченных людей, так как обучение было платным. В школе работали 8 учителей, из них два – законоучителя.

После Великой Октябрьской Социалистической революции в здании по Армянскому переулку, 6 (сейчас – пер. Керченский) работала армянская начальная школа, а по Армянской улице, 5 (сейчас – ул. Кавказская) – средняя школа № 7. В ней обучалось 390 учащихся. В 1924 году школа называлась «5-ая средняя трудовая имени Станиславского». В 1947 году школу реорганизовали в начальную школу № 10. В 1949 г. – в семилетнюю школу № 57, в 1953 – в семилетнюю школу № 80, в 1955 году – в среднюю школу № 16, а в 1960 г. реорганизована в восьмилетнюю школу № 16. Интересно, есть ли ещё у какой-то симферопольской школы такой же длинный послужной список?

В здании по Керченскому переулку, 6 обучается учащиеся начальных классов, там же – спортивный зал и кабинет обслуживающего труда. Чрез дорогу, в здании по ул. Кавказской, 5, занимаются 4–8 классы; В одном из помещений школы живет ветеран педагогического труда, пенсионерка Рябинович Софья Соломоновна.

Викторина

Учитель. Итак, мы можем подвести итоги нашего небольшого путешествия. Я предлагаю вам поучаствовать в викторине.

  1. Назовите улицы, в название которые входят наименования национальностей народов, проживающих в Крыму?

  2. Назовите улицы, в названиях которых угадываются другие географические названия?

  3. Назовите улицы, в названия которых входят имена и фамилии выдающихся людей?

  4. Храмы каких религий окружают нашу школу?
























Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №16»

Муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым







ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ





ЭКСКУРСИЯ


Моя дорога в школу – дорога трех религий.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!