СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Мой класс - моя крепость"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:   Создание  условий для активизации процесса   сплочения  класса через тренинговые упражнения.

Задачи:

  • выявить степень сплочения коллектива;
  • посредством игр и ряда занятий сформировать  у ребят чувство команды, навыки работы  в команде,  групповые нормы партнерского общения.

Просмотр содержимого документа
«методическая разработка внеклассного мероприятия "Мой класс - моя крепость"»





Методическая разработка внеклассного мероприятия




«Мой класс – моя крепость»

для учащихся 6-8 классов






Автор методической разработки:

Нечаева Наталья Александровна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Обозерская общеобразовательная средняя школа №2»

Плесецкого района Архангельской области

учитель химии и биологии

посёлок Обозерский Плесецкий район Архангельская область




















План – конспект занятия «Мой класс - моя крепость»

Цель: Создание условий для активизации процесса сплочения класса через тренинговые упражнения.

Задачи:

  • выявить степень сплочения коллектива;

  • посредством игр и ряда занятий сформировать у ребят чувство команды, навыки работы в команде, групповые нормы партнерского общения.

Оборудование: - бейджики, с именами учащихся, разного цвета: (например6 половина имён написать синим цветом, половина красным для формирования двух командв выполнении упражнений 1.1 и 1.2);

- в центре класса на 16 человек расставить полукругом стулья, позади стульев 2 стола, на них ватман, фломастеры, клейкие ленты красного и синего цвета).

Предполагаемые результаты: в ходе выполнения упражнений осознать учащимися чувство коллективизма через формирование в команде:

- дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения учащихся друг с другом в команде;

- умения преодолевать барьеры в общении, координирования совместных действий, работы в команде, находить себе место в групповой работе;

- навыки взаимодействия в команде, координации совместных действий, сплочения группы.

Организационный момент: (1 мин)

Учитель: - Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада видеть вас сегодня на нашем необычном мероприятии! Давайте возьмёмся за руки и передадим через пожатие рук тёплые чувства, которые вы испытываете друг к другу. Это поможет нам почувствовать, что мы единое целое и у нас всё получится. Спасибо. Присаживайтесь.

  1. Определение учащимися темы занятия: (2, 5 мин)

Учитель: - Нашу встречу я хочу начать с просмотра мультипликационного сюжета. (Демонстрируются мультипликационные фильмы о дружном взаимодействии в коллективе.) После просмотра учитель задаёт вопросы:

Вопросы учителя

Предполагаемые ответы учеников

– Скажите, о чём мультфимы ?

- о дружбе, взаимовыручке

- Что объединяет эти мультфильмы?

- слаженная работа команды, желание героев мультфильмов прийти на помощь

- Как вы считаете, в чём сила единства?

- быть вместе, делать всё сообща для достижения общей цели

- Когда и зачем нужно быть вместе?

-одному всегда трудно, а чтобы решить возникшие проблемы или какое то важное дело, то лучше будет, если эти проблемы решаются с теми, кому ты нужен. Например, со своим классом или коллективом.

- О чём сегодня на мероприятии пойдёт речь?

- о дружбе, о коллективе, о дружном коллективе и т. п.


  1. Постановка проблемы: (1, 5 мин)

Вопросы учителя

Предполагаемые ответы учеников

- А вам известно, что такое коллектив!

- Да, это дружная, готовая прийти на помощь команда

- А зачем он нужен? Может одному человеку жить хорошо, комфортно и удобно?

- в коллективе чувствуешь себя кому то нужным; одному очень плохо, чувствуешь себя отвергнутым, не нужным

- А какой должен быть коллектив? А для чего коллектив должен быть дружным?

-всегда готов прийти на помощь, без просьбы

- Вы считаете себя коллективом? А у вас какой коллектив?

- да, дружный или нет, мы не дружный коллектив


  1. Определение стадии развития коллектива по методике Лутошкина: (2, 5 мин)

- Учитель: Предлагаю вам познакомиться с образными описаниями различных стадий развития коллективов. Обратите внимание на магнитную доску (на доске прикреплен лист ватмана, где изображена лестница)

1 ступень лестницы. «Песчаная россыпь» Присмотритесь к песчаной россыпи – сколько песчинок собрано вместе и в то же время каждая из них сама по себе. Подует ветерок – отнесёт часть песка, что лежит с краю, подальше, дунет ветер посильней – разнесёт песок в стороны, пока кто-нибудь не сгребёт его в кучу. Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: вроде все вместе, и в то же время каждый сам по себе. Нет того, что сцепляло бы, соединяло людей. Люди ещё мало знают друг друга или просто не решаются, а быть может, и не желают пойти навстречу друг другу… Нет общих интересов, общих дел. Нет того центра, вокруг которого бы происходило объединение, сплочение людей, где бы каждый чувствовал, что он нужен другому и сам нуждается во внимании других. Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в неё входит.

2 ступень. «Мягкая глина» Известно, что мягкая глина – материал, который сравнительно легко поддаётся воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера этот материал превращается в красивый сосуд, в прекрасное изделие. Но если к нему не приложить никаких усилий, то он может оставаться и простым куском глины. В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива. Не всё получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы. Зачастую скрепляющее звено здесь – формальная дисциплина и требования старших. Отношения, в основном, доброжелательные, хотя и не скажешь, что ребята всегда внимательны друг к другу, редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко конфликтуют. Хорошего организатора пока нет, или ему трудно себя проявить, так как по-настоящему его некому поддержать.

3 ступень. «Мерцающий маяк» В штормовом море маяк и опытному, и начинающему мореходу приносит уверенность: курс выбран правильно, так держать! Заметьте, маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: я здесь, я готов прийти на помощь.

Формирующийся коллектив тоже подаёт каждому сигналы «так держать» и каждому готов прийти на помощь. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, быть вместе. Но желание – это ещё не всё. Дружба, товарищеская взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В то же время в группе уже есть на кого опереться, есть актив. Часто такая группа выделяется среди других групп своей «непохожестью», индивидуальностью.

Однако встречающиеся трудности часто прекращают деятельность группы. Недостаточно проявляется инициатива, редко вносятся предложения по улучшению дел в группе, ей бывает трудно найти во всём общий язык. Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех.

4 ступень. «Алый парус» Алый парус – символ устремлённости вперёд, неуспокоенности, дружеской верности. Здесь живут и действуют по принципу «один за всех и все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника – знающие и надёжные организаторы. У большинства в группе проявляется чувство гордости за коллектив, все переживают, когда кого-нибудь постигнет неудача. Группа живо интересуется, как обстоят дела в других группах. Бывает, что приходит на помощь, когда об этом попросят. Хотя группа и сплочена, но бывают такие моменты, когда она не готова идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно положение может быть исправлено.

5 ступень. «Горящий факел» Горящий факел – это живое пламя, горючим материалом которого являются тесная дружба, отличное взаимопонимание, деловое содружество. Да, здесь хорошо проявляются все качества коллектива, которые мы видели на ступени «Алый парус». Но это ещё не всё. Светить можно и для себя, но разве можно чувствовать себя счастливым, если рядом кому-то нужна помощь? Настоящим коллективом можно назвать лишь такую группу, которая не замыкается в узких рамках пусть и дружного, сплочённого объединения. Настоящий коллектив – тот, где люди сами видят, когда они нужны, и сами бескорыстно приходят на помощь; где нет равнодушных, если другим плохо; где делают всё, чтобы принести пользу людям.


Учитель: Определите, на какой стадии развития находится ваш собственный коллектив. У вас на столах синие стикеры, возьмите и прикрепите их на соответствующую ступень к листку ватмана, где изображена лестница.

Вопросы учителя

Предполагаемые ответы учеников

Какие результаты вы видите?

В нашем коллективе степень сплочённости на стадии мерцающий маяк», или «Алый парус»

Вас устраивает результат?

Да или нет

А как вы думаете, можно ли повысить сплочённость коллектива? А как?

Можно, совместными делами


Обработка полученных данных. На основании ответов школьников педагог может определить по пятибалльной шкале (соответствующей пяти ступеням развития коллектива) степень их удовлетворённости своим коллективом, узнать, как оценивают школьники его спаянность, единство в достижении общественно значимых целей. Вместе с тем удается определить тех ребят, которые недооценивают или переоценивают (по сравнению со средней оценкой) уровень развития коллективистских отношений, довольных и недовольных этими отношениями.

Учитель: хочется увидеть, как вы умеете сотрудничать в коллективе. Для этого предлагаю немного поиграть и проверить ваше командное единство, вы согласны? (Предполагаемый ответ учащихся: - «Да!»)

  1. Этапы и тренинговые упражнения на сплочение коллектива

(10,5 мин)

I этап  “Учимся общаться”.

Цели:

  • создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения учащихся друг с другом в команде.

Учитель: Для следующего упражнения разобьёмся на команды: команда красных и команда синих (по бейджикам)

1.1Несуществующее блюдо» Упражнение на 2 команды.(2 мин)

Цель: развитие умения учитывать интересы каждого в команде.
Материалы: фломастеры и ватман.
Проведение: Всем участникам предлагается придумать и нарисовать новое несуществующие блюдо, состав которого бы удовлетворял пожеланиям и соответствовал вкусам всех членов команды за 1 мин мин. После чего команда презентует свое блюдо, с его названием, составом и вкусовыми качествами блюда.


Вопросы учителя

Предполагаемые ответы учеников

- Получилось у вас составить блюдо?

- Как вы его составляли?

-Получилось, составляли, учитывая мнение всей команды

-Не получилось, совместной работы не было

- Почему такое название?

разные

- С кем ассоциируется это блюдо?

со всей командой

- А какой у него вкус?

разные

1.2.“А у тебя, как у меня.“( резервное упражнение рассчитано на 2 мин)

Упражнение на 2 команды

Цель: развитие умения преодолевать барьеры в общении, найти черты сходства.

Каждой команде необходимо встать вкруг, но лицом не внутрь, а наружу. Встать командным кругом таким образом, чтобы один ученик из красных был лицом к учащемуся из команды синих. Необходимо найти в напарнике что то, что есть у тебя и сказать: «А у тебя, как у меня…, например голубые глаза». Таким образом, каждый из круга при вращении окажется с напарником, у которого есть что то, что есть у тебя.

После игры обсуждается ход выполнения упражнения.

Вопросы учителя

Предполагаемые ответы учеников

- Трудно ли было вам найти черты сходства с напарником?

-нет

- Что нового узнали о себе, о группе?

- у нас много общего

1.3.“Счёт до десяти“ . Играем всем классом ( 3 мин)

Цель: координирование совместных действий, формирование умений работать в команде, находить себе место в групповой работе.

Сейчас по сигналу “начали” вы закроете глаза, опустите свои носы вниз и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете по одному. Кто-то скажет “один”, другой человек скажет “два”, третий скажет “три” и так далее. Слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут “четыре”, счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.

После игры обсуждается ход выполнения упражнения.

Вопросы учителя

Предполагаемый ответ учеников

- Удалось ли группе это сделать? Если да, то, каким образом?

Удалось, т к мы работали совместно, чувствуя друг друга; или мы успели договориться заранее, как будем совместно работать..

- Если не получилось, то почему? Что мешало?

Не работали совместно, заранее не успели обговорить совместную работу…

-Кто принимал активное участие, кто отмалчивался?

Все принимали участие; или был лидер, который координировал работу команды

II этап. “Сплочение и доверие” (рассчитано на 1мин)

Играем всем классом

Цель: формирование доверительной обстановки в группе;

умения координировать совместные действия.

Упражнение

Содержание

2.1. Упражнение “Сквозь кольцо”

Участники стоят в шеренге, взявшись за руки, крайнему дается гимнастический обруч (или кольцо из веревки, проволоки). Задача участников: не разжимая рук, “просочиться” через это кольцо так, чтобы оно в конечном итоге оказалось на другом конце шеренги.

При обсуждении упражнения выяснить, что помогало, что мешало выполнению упражнения. Как действовали – по плану или каждый действовал по-своему?


III этап. “Мы – команда”. (2 мин на упражнение «Путанка» и 2 мин на упражнение «Вместе - мы сила»)

Цели: формирование чувства команды, навыков взаимодействия в команде; развитие навыков координации совместных действий, сплочение группы.

Упражнения

Содержание

3.1. Упражнение “Путанка»


Все берутся за руки, стоя к кругу и начинают запутываться. Когда запутались все, и получилась одна большая «путанка», можно вообразить, что вся группа превратилась в одного огромного зверя. Необходимо определить, где находиться его голова, а где хвост. («Кто будет головой? А кто хвостом?»,- спрашивает учитель). Когда зверь сориентировался, где его право, а где его лево, он должен научиться двигаться во все стороны, в том числе и назад. А потом, зверь должен пробежаться, и может быть даже кого-то «съесть».

После игры обязательно обсуждается ход выполнения упражнения.

Удалось ли группе это сделать? Если да, то каким образом? Если не получилось, то почему? Что мешало?

3.2. Упражнение “ Вместе – мы сила”

Учитель: «А верите ли вы, что можно поднять двумя пальцем человека? Я вас уверяю, что можно, давайте проверим!»

Выбирается один человек, ложиться на ровную поверхность, вся команда просовывает по одному указательному пальцу обеих рук под всё тело лежачего и по команде поднимает его вверх.

Учитель: - Удалось ли группе это сделать? Каким образом? Какие ваши впечатления? Предполагаемые ответы учеников: - «Удалось, потому что мы команда!»

Учитель: - Спасибо, присаживайтесь.

5.«Итоговая рефлексия» по методике А.Н.Лутошкина (1, 5 мин)

Учитель:- Вспомните нашу лестницу. С чем сейчас ассоциируется ваш класс после наших упражнений: с песчаной россыпью, или может с глиной, или алые паруса или может быть факел? На вашем столе находятся красные стикеры, возьмите и прикрепите их на нужную ступень. Посмотрите на лестницу теперь. А что изменилось на нашей лестнице? Почему?

(На основании ответов школьников, педагог может определить, по пятибалльной шкале, соответствующей пяти ступеням развития коллектива, степень их удовлетворённости своим коллективом, а также узнать, как оценивают школьники его спаянность, единство в достижении общественно значимых целей. Вместе с тем, удается определить тех ребят, которые недооценивают или переоценивают (по сравнению со средней оценкой) уровень развития коллективистских отношений, довольных и недовольных этими отношениями.)

6.Заключение (1 мин)

Вопросы учителя

Предполагаемые ответы учеников

- Как вы считаете, такое мероприятия как наше, может способствовать сплочению коллектива? Почему?

- да, потому что мы учились действовать совместно, учитывая мнение каждого, для достижения общей цели

Учитель: Верно ребята! Только когда мы вместе, как единое целое, только тогда можно добиться многих вершин и побед. Ваш коллектив, ваш класс должен быть как крепость, которую не разрушить, для того чтобы побеждать, преодолевать трудности и успешно решать поставленные задачи! Надеюсь, наша встреча пошла вам на пользу.

В заключении учитель предлагает классу совместно спеть куплет из песни « Ты да я да мы с тобой…» (1,5 мин)

Учитель: - Спасибо ребята! Желаю быть вам настоящим коллективом. Удачи!

Резервное время 1 минута











Литература

  1. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: учебно-методическое пособие. М., 2006.- 202 с.

  2. Грецов А.Г. Психологические тренинги с подростками. СПб.: Питер, 2011. – 416 с.

  3. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. СПб.: Речь, 2008.- 336с.

  4. Рязанова Д.В. Тренинг с подростками: с чего начать? М.: Генезис, 2003. – 138 с.



8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!