СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка воспитательного часа на тему:"Культура поведения и этические нормы общения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изложена методика проведения воспитательного часа, направленной на уважение к рядом живущим людям, умению общаться, для воспитания умения общаться друг с другом, изучить нормы поведения и уметь их применять в повседневной жизни, воспитание стиля общения.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка воспитательного часа на тему:"Культура поведения и этические нормы общения"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Железноводский художественно-строительный техникум»









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


воспитательного часа на тему:


«КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ И ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ ОБЩЕНИЯ»























г. Железноводск,

2016



Методическая разработка открытого мероприятия по теме: «Культура поведения и этические нормы общения».

Подготовила Туголукова И.Г. - преподаватель первой категории ГБПОУ «Железноводский художественно-строительный техникум» - 2016.







Изложена методика проведения воспитательного часа, направленной на уважение к рядом живущим людям, умению общаться, для воспитания умения общаться друг с другом, изучить нормы поведения и уметь их применять в повседневной жизни, воспитание стиля общения.






























План мероприятия


Группа №9 специальность «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» Дата 01.10.2016г..


Вид мероприятия: воспитательный час

Форма проведения: тематически информационная и познавательная

Тема мероприятия: «КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ И ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ ОБЩЕНИЯ»

Цели мероприятия:

Воспитательная цель: учиться уважать друг друга, правильно общаться,

изучить нормы общения и уметь применять в повседневной жизни.

Развивающая цель: обобщить и систематизировать знания этикета и норм общения.


Методическое обеспечение:


В аудитории прикреплены плакаты:


1. " В дурно воспитанном человеке смелость принимает вид грубости,

учёность становится в нём педантизмом, остроумие – шутовством,

простота – неотёсанностью, добродушие – льстивостью.

Дж. Локк "

2. " Культура и внешний лоск — совершенно разные вещи"

3. " Хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований"

4. " Общение облагораживает и возвышает; в обществе человек невольно, без всякого притворства держит себя иначе, чем в одиночестве"

5. «Мы должны относиться друг к другу внимательно, должны понять, что самое чудесное, самое высокое создание – это человек.

М. Горький".

6. «Уважайте друг друга, не забывая, что в каждом человеке скрыта мудрая сила строителя и что нужно ей дать волю развиться и расцвести.

М. Горький»










Ход мероприятия

1. Организационный момент


Аудитория подготовлена к проведению воспитательного мероприятия. В аудитории собрались студенты, гости.



В дурно воспитанном человеке смелость принимает вид грубости,

учёность становится в нём педантизмом, остроумие – шутовством,

простота – неотёсанностью, добродушие – льстивостью.

Дж. Локк


2. Основная часть


ПЛАН БЕСЕДЫ:



  • ПРОБЛЕМА ЭТИКИ ОБЩЕНИЯ

  • ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОБЩЕНИЯ

  • ВИДЫ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ

  • НЕСОБЛЮДЕНИЕ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ

  • ЭТИКА В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ


У каждого человека существует потребность в общении с окружающими. Кто-то более общителен, кто-то менее, но для главных двух форм человеческого взаимодействия – дружбы и любви – общение необходимо. Любые человеческие действия всегда имеют какие-то рамки, границы и правила. Какие же нормы и правила регулируют наше общение и определяют культуру речи?



ПРОБЛЕМА ЭТИКИ ОБЩЕНИЯ


Этика речевого общения определяется культурой речи. Этика предписывает людям правила нравственного поведения, этикет определяет манеры поведения в определенных ситуациях и конкретные формулы вежливости. Человек, который соблюдает этикет, но нарушает этические нормы общения, лицемерен и обманчив. Этичное и высокоморальное поведение с несоблюдением правил этикета со стороны также выглядит довольно странно и доверия не вызывает.


Таким образом, понятия этики речевого общения и речевого этикета нужно рассматривать вместе. Основные этические принципы и моральные нормы общения всегда рассматривают наряду с конкретными правилами ведения беседы: приветствием, просьбой, вопросом, благодарностью, прощанием и т.д. И если с речевым этикетом знакомы практически все (способы приветствия, благодарности, поздравления, выражение благодарности и сочувствия и т.д. знакомы многим), то об этических принципах и нормах мы часто забываем.


ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОБЩЕНИЯ


Существует так называемое золотое правило общения, суть которого заключается в том, что к другим следует относиться так, как хотелось бы, чтобы другие относились к вам. Это правило можно распространить на любые ситуации. Таким образом, рассматриваются следующие основные этические принципы общения:

  • альтруизм (готовность чем-то пожертвовать ради другого),

  • добродетельность (установление отношений с окружающими с позиций добра и блага),

  • требовательность (предъявление требований к себе и окружающим к выполнению морального долга, ответственность),

  • справедливость,

  • паритетность (равенство между людьми) и т.д.


Благодаря доброжелательности, искренности и открытости возникает доверие между людьми, без которого общение невозможно. В общении также проявляются следующие моральные качества человека: честность, правдивость, доброта, уважительное отношение к окружающим, забота о других, вежливость и т.д.


Также этические принципы общения затрагивают и содержание самой речи. Она должна быть логичной, понятной обеим сторонам, вежливой, содержательной, правдивой и целесообразной. Вопрос с краткостью как сестрой таланта каждый решает сам. Кому-то краткая речь кажется неестественной (это зависит только от личностных характеристик человека).


ВИДЫ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ


Этические нормы общения можно условно разделить на обязательные и рекомендуемые. Обязательной этической нормой является соблюдение принципа «Не навреди». Чтобы не причинять ущерб человеку посредством общения, важно сдерживать негативные эмоции, не оскорблять другого, не унижать, не грубить и не завидовать.



Рекомендуемые этические нормы общения: сохранение чувства собственного достоинства, скромность, уважительное отношение к другим и т.д.



Этические нормы также определяются и мотивами общения:


  • Есть мотивы эмоционально положительные: доставить радость, удовлетворить потребность собеседника в понимании, уважении и любви, заинтересовать.

  • Есть мотивы эмоционально нейтральные: передать информацию.

  • Есть мотивы эмоционально отрицательные: возмутиться в ответ на плохой поступок, выразить гнев на несправедливость.




Все они считаются этичными, поскольку основаны на высоких моральных побуждениях. А вот когда человек исходит из низменных побуждений (обмануть другого, отомстить, испортить настроение), это не этично, хотя и может быть облачено в приемлемую форму.



НЕСОБЛЮДЕНИЕ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ



Когда этика речевого общения не соблюдается (человек грубит, оскорбляет, противопоставляет себя окружающим, навязывает собственное мнение окружающим и т.д.), это приводит к ущербу, как для говорящего, так и для слушателя. Нравственный человек всегда испытывает стыд не только тогда, когда он сам вольно или невольно делает что-то неэтичное, но и когда это делают другие. К тому же несоблюдение норм и правил может приводить к нарушению коммуникации, возникновению барьеров и помех в общении.



ЭТИКА В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ



Наряду с общими этическими принципами, в деловом мире существуют и свои, дополнительные правила и нормы общения. Главное отличие делового общения от обычного, повседневного – это наличие большего числа формальностей. Здесь действуют практически те же законы и нормы морали:


  • В морали отсутствует абсолютная истина и высший судья среди людей.

  • Всегда нужно начинать с себя: других хвалим, к себе предъявляем претензии; не делаем из мухи слона в случае промахов окружающих и поступаем наоборот по отношению к себе.

  • Нравственное отношение других к нам зависит только от нас самих.

Основные этические принципы общения в деловом мире рассматриваются не только применительно ко всякому межличностному взаимодействию, но и разделяются на общение по вертикали (подчиненный-руководитель) и по горизонтали (сотрудник-сотрудник).



Любой организации нужно стремиться к повышению этичности общения: разработке этических нормативов, созданию специальных комиссий по этике, обучению и прививанию этических норм у работников. Благодаря этому улучшится нравственная атмосфера всего предприятия, что приведет к повышению лояльности сотрудников, осуществлению правильного морального выбора при принятии решений, укреплению репутации фирмы.



В любом общении, с друзьями, родственниками или коллегами, нужно придерживаться основных этических норм и правил. Это позволит выстраивать доверительные отношения с окружающими, давать и получать поддержку и помощь от них, удовлетворять свои и чужие потребности в уважении, признании и любви. Чтобы воспитать высокодуховное общество, передавать нравственные ценности другим поколениям, стоит начинать, прежде всего, с себя. Возможно, этот маленький вклад каждого отдельного человека в собственное развитие и воспитание позволит изменить мир.



Своеобразным барометром нашего общения служит понятие культуры общения, которая взаимосвязана с культурой поведения. Знание норм поведения и следование им, сдержанность и умение контролировать свои поступки, внимание и уважение к людям – одним словом, все, что принято считать в обществе хорошими манерами, относится к культуре поведения человека и регулируется этикетом.

Этикет (от фр. etiquette – ярлык, этикетка) – это совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (формы обращения, поведение в общественных местах, манеры, одежда и т. д.), установленный порядок поведения, следование моральным, общественным нормам.

Поведение бывает реальным (практические действия и поступки) и вербальным(словесным). Эти два вида поведения должны соответствовать друг другу. Нельзя быть вежливым или обязательным человеком только на словах. Культурным считается тот человек, у кого знание этических принципов, моральных норм общества превратилось во внутреннее убеждение. Он поступает так не потому, что так нужно, а потому, что не может поступать иначе.

К нормам культуры поведения относятся:

• вежливость – доброжелательность в процессе взаимоотношений с окружающими людьми;

• корректность – умение вести себя в рамках общепринятых приличий в любых ситуациях;

• тактичность – чувство меры, которое необходимо соблюдать в разговоре, в личных и служебных отношениях; умение «чувствовать границу», за которой слова и действия могут вызвать обиду. Такт – это внутреннее чутье, позволяющее безошибочно чувствовать реакцию другого человека;

• деликатность – умение определять и учитывать индивидуальные особенности людей;

• скромность – отсутствие позерства, умение во всех ситуациях сохранять свою индивидуальность и не играть несвойственной себе роли;

• простота – отнюдь не отказ от общепринятых норм этикета, не фамильярность, а общение, при котором люди не задумываются, кто расположен «выше», а кто «ниже» на социальной лестнице;

• обязательность – умение выполнять свои обещания, что свидетельствует не только о честности, но и о надежности человека.

Безусловно, культура речевого поведения формируется у человека в комплексе с перечисленными нормами и положениями.

Не случайно в перечне норм культуры поведения первое место отведено вежливости: вежливость – основной постулат и условие общения в социуме.



Знание этикета – большой плюс для каждого человека. Этикет диктует правила поведения в повседневной жизни: дома, на работе, в общественных заведениях и на улице. Он позволяет даже мало знающим друг друга людям успешно общаться на любые темы. Обладая знаниями этикета, человек правильно сориентируется в любой, даже исключительной, ситуации: будет вести себя как положено на официальном приёме, протокольном мероприятии, на траурной церемонии. Но для некоторых знание правил поведения – это всего лишь подстраховка на случай непредвиденных обстоятельств. Они вовсе не стремятся пользоваться знаниями этикета в повседневной жизни, вспоминая о них только в «экстренных случаях».

Однако знание этикета само по себе абсолютно ничего не стоит. Недостаточно просто знать правила поведения, надо жить по ним. Знание этикета имеет силу только «в руках» воспитанного человека, потому что для него этикет – это не приложение, а непременная составляющая ежедневного общения, поведения и т.д.

Таким образом, главное не знание этикета, а воспитанность человека. Этикет – лишь средство, позволяющее достичь успешного сосуществования людей в обществе. Но правильно применяют это средство только воспитанные люди. Если правила поведения усваиваются человеком лишь формально – как слова – и не проникают в его сущность, они становятся лишним бременем, а не надёжным помощником в жизни.

По мысли В. Г. Белинского, именно от воспитания зависит участь человека. А потому мы все должны стараться изо дня в день повышать свой уровень воспитанности, если хотим добиться в жизни каких-то высот.

Воспитанность – это качество человека, не мешающего жить другим, не причиняющего неудобств окружающим, не привыкшего портить кому-либо настроение, не привлекающего к себе особого внимания.

Обладая хорошими манерами, воспитанный человек использует их во благо себе и окружающим: всегда демонстрирует уважение к собеседникам, превращая любой разговор во взаимно приятное общение. «В основе всех хороших манер лежит одна забота – забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо» (Д. С. Лихачёв).

Вот некоторые отличительные черты воспитанного человека:

  • воспитанный человек не сконцентрирован на собственной персоне – он проявляет внимание к окружающим, стремится вести себя так, чтобы никому не причинять неудобств;

  • воспитанный человек в повседневной жизни следует правилам этикета;

  • он никогда не закатывает истерик;

  • воспитанный человек всегда внимательно слушает и никогда не перебивает собеседника;

  • он не спешит делать замечаний, используя вместо них просьбы.

Сейчас вы пройдите тесты по этикету, и определите, какие качества личности Вам следует совершенствовать в первую очередь!


ТЕСТ ПРОХОДИМ НА САЙТЕ: http://www.knigge.ru/test/znaniye-azov-etiketa Желаем удачи!

Тема 1.Сущность корпоративной культуры

1. Уровни культуру в бизнесе:

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

2. Что является нижним уровнем культуры в бизнесе:

1) организационная культура

2) управленческая культура

3) контркультура

4) национальная культура

3. Объектом организационной культуры является:

1) процесс формирования основных ценностей организации

2) формирование взаимоотношений и взаимосвязей между людьми и подразделениями

3) любая социально- экономическая система, поддающаяся управлению

4) действующая в организации система коммуникации

4. Методами, используемыми при формировании и развитии организационной культуры, являются:

1) эмпирический метод

2) методы системного анализа

3) метод моделирования конфликта

4) метод математического моделирования

5. Более ёмким является понятие:

1) организационная культура

2) корпоративная культура

3) они одинаковы

4) это разные понятия, их нельзя сравнивать

6. Что не является основным принципом организационной культуры:

1) всеобщность

2) обоснованность

3) априорность

4) субъективность

7. По стилю управления организационные культуры подразделяются на:

1) бюрократическую и демократическую

2) авторитарную и либеральную

3) либеральную и бюрократическую

4) демократическую и авторитарную

8. В бюрократической организационной культуре основным мотивом деятельности работника является:

1) экономический интерес

2) вызов, влекущий самореализацию

3) общие командные цели

4) социальные отношения

9. Объединения людей, сообща реализующих интересы, программы, цели, социально-культурные установки, противостоящие фундаментальным принципам, ценностям и правилам общества это:

1) неформальные организации

2) контркультурные организации

3) формальные организации

4) ассоциативные организации

10. Набор наиболее важных положений, применяемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях и нормах, которые служат ориентирами поведения и действий персонала

1) корпоративная культура;

) социальная культура

3) общественная культура

4) народная культура

11. Корпоративная культура – это:

 1) культура организации;

2) фирменная культура;

3) культура предпринимательства;

4) культура общественная

12. Компонентами корпоративной культуры являются:

1)принятая система лидерства;

стили разрешения конфликтов;

принятая символика: лозунги, организационные табу, ритуалы;

нет правильного ответа

13. Призыв или обращение в лаконичной форме, выражающее руководящую идею, требование:

1) лозунг;

2)организационное табу; 

3) ритуал

 14. Характеристики организационной культуры:

1)нормы поведения;

2)культура общения;

3)деловой этикет;

4)трудовая этика;

5)автоматизация бухгалтерского учета

15. Способ взаимодействия в рамках коллективного решения задач или проблем:

осознание работником своего места в компании (группе);

тип совместной деятельности;

нормы поведения;

тип управления

16.Часть культуры поведения, которая выражается главным образом в речи, во взаимном обмене репликами и беседе:

1)культура общения;

2) тип совместной деятельности;

3)нормы поведения;

4)тип управления

17. Внутренние коммуникации одной организации, функционирующие на различных территориальных объектах данной организации:

1)корпоративная информационная система;

2) деловой этикет;

3)традиции компании;

4)особенности трактовки полномочий и ответственности

18. Установленный порядок поведения в сфере бизнеса и деловых контактов:

1)корпоративная информационная система;

2) деловой этикет;

3)традиции компании;

4)особенности трактовки полномочий и ответственности

19. Образцы порядка, отношений, поведения, деятельности, принадлежащие к наследию компании и охраняемые общественным мнением:

1)корпоративная информационная система;

2) деловой этикет;

3)традиции компании;

4)особенности трактовки полномочий и ответственности

20. Основные составляющие трудовой этики:

1) ценности,

2) права и обязанности;

3) правила;

4) взаимоотношения

5) нет правильного ответа

21. Эмблема и цветовая гамма корпоративной культуры:

1) символика;

2) тип совместной деятельности;

3)нормы поведения;

4)тип управления

22. Набор ориентиров, что такое хорошо и что такое плохо:

1) взаимоотношения;

2) ценности;

3) нормы;

4) коммуникационная система и язык общения 

23. Совокупность элементов организационной культуры по выполнению работы, информированию работников; подходов к объяснению причин и др.:

1) вера во что-то и отношение или расположение к чему-то;

2) процесс развития работника;

3) нормы;

4) коммуникационная система и язык общения 

Тема 2. Философию организации

24. Главные ценности организации, объединенные в единую систему:

1) миссия организации

2) философия организации

3) организационные традиции

4) корпоративная культура

25. Первый уровень организационной культуры образует:

1) ритуалы

2) философию

3) дизайн

4) эмблемы



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!