Рыльский филиал Областного бюджетного профессионального образовательного учреждения
«Курский базовый медицинский колледж»
Методическая разработка занятия для преподавателя
по теме «Общество и природа»
Предмет «Обществознание»
Специальность 34.02.01.Сестринское дело
Подготовила: Литвинова О.А. - преподаватель
Рыльского филиала ОБПОУ «КБМК»
Рассмотрена и утверждена
на заседании ЦМК ООД, ОГСЭ и ЕН
дисциплин
Протокол №_______
от_________________20 г.
Председатель ____________
2017г.
Тема занятия: Общество и природа
Тип занятия: комбинированный
Технология обучения: деятельностная.
Методы и приёмы обучения: работа с понятиями, приведение примеров на изучаемое явление, составление схем, работа с учебником по нахождению и интерпретации необходимой информации, беседа, приведение аргументов, синквейн, рефлексия.
Время занятия: 90 минут.
Цель: формирование УУД .
Задачи:
Учебная:
Выяснить степень усвоения обучающимися по теме «Общение» понятий: общение, межличностное общение, конфликт, самоидентификация личности, толерантность.
Выяснить степень освоения обучающимися умений осознанно выделять признаки вербального и невербального общения, функции общения, приводить примеры, анализировать проблемы межличностного общения и взаимодействия в молодёжной среде.
3. Создать условия для освоения студентами следующих дидактических единиц по теме: представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции. Взаимодействие общества и природы. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду.
4. Создать условия для формирования умений:
- осуществлять поиск информации, извлекать из текстов знания по теме.
- раскрывать на примерах понятия, особенности взаимодействия общества и природы, объяснять взаимосвязь явлений.
- обобщать информацию по теме, делать выводы.
- оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения норм и ценностей общества
Развивающая:
Создать условия для совершенствования таким мыслительных операций как различение подсистем, институтов общества, их функций, для развития индуктивного и дедуктивного мышления, устной и письменной речи обучающихся, для формирования на основе приобретенных знаний собственных суждений об обществе как сложной динамичной системе и взаимодействии общества и природы.
Воспитывающая: Создать условия для формирования ценностного отношения к природе.
Способствовать выработке активной гражданской позиции обучающихся.
Межпредметные связи: Биология - Природа.
История - Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной.
Литература – высказывания великих писателей о природе.
Внутрипредметные связи:
- тема «Смысл и цель истории», дидактическая единица «Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное)»;
- тема «Духовная культура личности и общества» - духовная сфера и духовный институт общества.
- тема «Экономика семьи» – экономика как наука и хозяйство, производство, распределение и др.;
тема «Социальные отношения» - социальные институты общества;
тема «Власть» – политика как общественное явление.
Литература:
1. Важенин А.Г. Обществознание: учебник. - М.: Академия, 2014.
2. Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учебное пособие. – М., 2014.
Хронокарта занятия
Организационный этап. – 1 мин.
Проверка домашнего задания. – 10 мин.
Мотивация, темо и целеполагание. – 5 мин.
Актуализация знаний, изучение нового материала и первичная проверка его понимания. – 39,
Применение знаний. – 15 мин.
Рефлексия. Подведение итогов занятия. – 18 мин.
Информация о домашнем задании. – 2 мин.
Ход и содержание занятия
Этапы учебного занятия | Содержание | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Формируемые УУД |
Организационный этап | Общая готовность студентов к занятию. Концентрация их внимания, создание деловой атмосферы. | Преподаватель проверяет готовность кабинета, обучающихся к занятию. | Настраиваются на продуктивную деятельность | Личностные: стремление к познавательной деятельности, готовность к саморазвитию. Регулятивные: умение быстро переключаться с одного на другой вид деятельности. Познавательные: умение воспринимать и осмысливать информацию. |
Проверка домашнего задания | Проверка выполнения домашнего задания ведётся фронтально и индивидуально устно. | Преподаватель организует опрос, включает как можно большее количество обучающихся в активную учебно-познавательную деятельность. | Отвечают на вопросы: 1. Что такое общение? Какие виды общения вы знаете? 2. Дайте характеристику межличностному общению. 3. Назовите основные черты личного и делового общения. 4. В чем заключаются различия прямого и опосредованного общения? 5. Приведите пример речевого и неречевого общения. 6. Охарактеризуйте виды общения в зависимости от способов взаимодействия людей. Приведите примеры. 7. К каким видам общения вы чаще всего прибегаете? 8. В чем состоит различие общения и коммуникации? 9. Какие функции выполняет общение? 10. Какие формы общения вы знаете? Охарактеризуйте их. | Личностные: - моральный выбор. Регулятивные: - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: - использование имеющихся знаний, выделение необходимой информации, подведение под понятие; -построение логической цепи рассуждений; - приведение примеров, систематизация знаний. Коммуникативные: - уметь слушать и слышать, понимание речь других, оформление внутренней речи во внешнюю; - формулирование собственного мнения, умение строить монологическое высказывание. |
Мотивация и целеполагание | Активизация мыслительной деятельности студентов, формулирование темы и задач занятия. | Организует деловое общение, мотивирует студентов к работе | Записывают тему в тетрадь, формулируют цели и задачи занятия. | Личностные: стремление совершенствовать ранее приобретенные знания, развитие способности осознавать себя как личность и как часть коллектива, овладение умением работать в группе. Познавательные: использование имеющихся знаний, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные: умение ставить цели и прогнозировать результат. Коммуникативные: умение высказывать свою точку зрения, слушать собеседника, строить речевое высказывание в соответствии с нормами языка. |
Актуализация знаний, изучение нового материала и первичная проверка его понимания. | Обращает внимание на основные аспекты темы по плану: Обществе как сложная динамичная системе. Подсистемы и элементы общества. Основные институты общества, их функции. Взаимодействие общества и природы. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Поясняет учебный материал структурируя его, составляя опорный конспект - схему. На основе межпредметной связи с историей разбирает со студентами значение аграрной, индустриальной, информационной революций. Работа с учебником и практикумом Важенина А.Г. | Объясняет основополагающие характеристики ткмы. Организует самостоятельную работу обучающихся. | Выполняют задания в практикуме с. 5 - 12, в паре, осуществляя поиск информации в учебнике. Поэтапно осуществляется интерактивный обмен мнениями. | Личностные: осознание практической и личностной значимости учебного материала. Регулятивные: - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик. Познавательные: - использование имеющихся знаний, поиск и выделение необходимой информации; - обобщение информации; - самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками; - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Применение знаний. | Написание аргументов «за» и «против» по высказыванию автора: «Пока люди не знают законы природы, они слепо подчиняются им, а раз они узнали их, тогда силы природы подчиняются людям». Георгий Плеханов | Организует работу обучающихся, демонстрирует пример аргументов по смежной теме, включает их в обсуждение проблемы. | По приведенному образцу выполняют задание, зачитывают аргументы, участвуют в их обсуждении. | Регулятивные: - управление своим поведением самоконтроль, коррекция, оценка действий. Познавательные: - построение логической цепи рассуждений на основе дедуктивного и индуктивного методов; - приведение доказательства, обобщения; - аргументирование своего мнения; Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; - владение письменной и устной формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Подведение итогов занятия Рефлексия | Формирование умения анализировать информацию при составлении синквейна и рефлексии деятельности на занятии. | Организует работу обучающихся, напоминает правила составления синквейнов. Предлагает рефлексивную карту. | Осмысливают информацию, составляют синквейны «Общество», «Природа». Затем отвечают на вопросы рефлексивной карты: - сегодня я узнал... - было трудно… - я понял, что… - я научился… - я смог… - было интересно узнать, что… - меня удивило… - мне захотелось…. | Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха и неуспеха. Познавательные: рефлексия способов и условий действия. Регулятивные: умение объективно оценивать свои возможности, анализировать результаты, корректировать свои действия Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - умение отвечать за себя и других участников учебного процесса. |
Домашнее задание | Основное: прочитайте §1.1 – 1.3 в учебнике «Обществознание», автор Важенин А.Г., конспект занятия и дайте устно ответы на опросы к параграфам. Дополнительно: написание эссе на одну из тем: Мы все уносимся вдаль на одной и той же планете — мы экипаж одного корабля. Антуан де Сент-Экзюпери В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, – не только не блага, но несомненное и очевидное зло. Лев Толстой | Инструктаж и разъяснения по его выполнению. | Задают уточняющие вопросы, записывают задание. | Личностные: - моральный выбор. Регулятивные: - постановка учебной задачи. Познавательные: решение заданий творческого и поискового характера. Коммуникативные: - умение задавать вопросы по существу. |