СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 28.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка занятия "Кукла-брелок"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предлагает вариант знакомства с народными обрядовыми куклами и способ превращения однойиз них, мартинички, в современнуюкуклу - брелок. Простая и эффектная форма занятия для ребят младшего и среднего школьного возраста. 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия "Кукла-брелок"»


План – конспект занятия по декоративно-прикладному искусству

«Кукла - брелок».


Вид деятельности: художественная обработка материалов.

Возраст обучающихся: 9 - 10 лет.

Время работы: два учебных часа (30 минут в сокращенном варианте).

Данное занятие являются частью авторской программы Иванычевой Е.В. «О чем рассказывают куклы».


Цель занятий: возрождение и применение в современных условиях старинных русских традиций и технологий.

Основные задачи занятий:

  • Знакомство детей с традициями использования русских обрядовых нитяных кукол («мартиничек»);

  • Стилизация традиционных кукол для применения в современных условиях;

  • Изготовление нитяной куклы – брелка.


Ожидаемые результаты:

  • Активное участие детей в беседе и в игровом моменте;

  • Проявление собственной фантазии и воображения;

  • Успешно выполнение практического задания

  • Закрепление в памяти обучающихся изученного материала.


Зрительный ряд: традиционные русские куклы «мартинички», свадебные обрядовые куклы, демонстрационная (крупная) нитяная кукла, варианты нитяных кукол – брелков, презентация изображений и направленности различных обрядовых кукол.

Материалы и инструменты: нитки разных цветов, крупные бусины и бисер, проволока, клей ПВА, ножницы.

План занятия:


1 – Постановка цели и задач перед детьми;

2 – Беседа по теоретической части с демонстрацией наглядного ряда и презентации;

3 – Игровой момент;

4 – Определение детьми образов будущих кукол;

5 – Первый этап практической работы, параллельно с педагогом;

6 – Второй этап практической работы – индивидуальный;

7 – Подведение итогов занятия.


Ход занятия:

  1. Приветствие, постановка цели и определение задач занятия.


  1. Беседа по теоретической части с демонстрацией наглядного ряда и презентации.

Кукла, современные люди, особенно дети, привыкли считать, что это просто игрушка. Нет ничего проще, чем сходить в магазин и купить понравившуюся куклу, но когда-то все было совсем не так. Кукол делали своими руками и использовали для различных целей: кукла – тотем; обрядовый символ и, конечно, игрушка. Каждая такая кукла (презентация): кубышка; закрутка; владимирская столбушка; крестец…. Народная кукла простовата на вид, но всегда индивидуальна и несет в себе народную мудрость, хранит обычаи. Очень жаль, что мы незнакомы с большинством традиций своего народа, не знаем о своих корнях, не используем опыт наших предков.

Один пробел в знаниях народных традиций мы постараемся сегодня ликвидировать, более того, мы постараемся частично освоить технологию изготовления одной из обрядовых кукол и применить готовое изделие в современных целях.


В старину, в России отмечали сразу несколько весенних праздников, их называли обрядом «заклинания» весны. Одним из обязательных атрибутом таких праздников являлись маленькие нитяные куколки «мартинички», как вы думаете, почему их так называли (?). Потому, что праздник наступления весны отмечался в марте.

Куколок вязали парами (демонстрация кукол): мартинички из белых ниток – символ уходящей зимы; а что символизировала красная кукла (?). Красная мартинички символизировала приход весны и жаркого солнца.

Такие пары куколок молодежь развешивала на ветвях деревьев, где их раскачивал и вертел весенний ветер, приближая весну.


  1. Игровой момент.


Но в давние времена мартинички исполняли еще одну важную обрядовую роль.

На старинной русской свадьбе непременно присутствовали другие обрядовые куклы – Жених и Невеста, символизирующие неразрывные связи в семье. Их вязали из лоскутков ткани и крепили на лучине так, что казалось, будто Жених и Невеста стоят в обнимку друг с другом. Во время свадьбы такие куклы подвязывались под дугой упряжки лошадей, а затем помещались в красном углу избы, под иконами.

Со временем, такие куклы становились не только мужем и женой, но еще и родителями. Тогда их «объятья» раздвигались, и на плечи мамы и папы подвешивались детки, роль которых исполняли (?) мартинички.

Демонстрируется пара свадебных кукол и детям предлагается подвесить мартиничек между родителями. Считалось, что такая декоративная семейка сплотит настоящую семью и убережет её от бед и несчастий.


  1. Определение детьми образов будущих кукол.


Знать традиции своего народа интересно и нужно, согласны (?). но время не стоит на месте, так что давайте попробуем соединить старинные традиции с современным временем и сделаем весёлый и оригинальный брелок на основе технологии изготовления мартиничек.

Русские обрядовые куклы практически все – безликие, это связано с особым отношением к кукле, почти как к живому человеку, которого можно «сглазить». Мы тоже не станем делать лицо нашим куклам, но вот об образе – позаботимся. Образы могут быть самыми разными, например, сказочными (принцессы; рыцари; феи). Образ куклы может быть современным: робот; космонавт; клоун; инопланетянин. А может, ваша кукла будет изображать просто ягоду или какое-нибудь животное. Во время показа готовых работ идет демонстрация различных вариантов кукол.

Перед вами нитки разных цветов и разные по цвету и форме бусины. Бусины, можно выполнить и самим, например, из фольги. Голова будущей куклы – бусина, тело – нитяные пряди. Нужно выбрать цвета ниток и бусину, а затем, исходя из этого выбора, придумать образ будущей куклы и нарисовать её эскиз.

Полностью скопировать куклу по образцу, делая её вручную, нереально. Поэтому неважно, будете вы подражать уже заданным образам, или придумаете свой, ваша кукла все равно будет оригинальной.



  1. Первый этап практической работы, параллельно с педагогом.



После того, как выбраны нитки и бусина, заготовлен эскиз, начинается непосредственное выполнение куклы. Первые этапы – одинаковые для всех (выполняем вместе)

  • Наматываем несколько прядей разноцветных или однотонных ниток.

  • Связываем их посередине в один пучок тонкой проволокой.

  • Соединяем концы проволоки и продеваем их в крупную бусину, затем закрепляем проволоку, раздвоив концы и продевая их в маленькую бусину, навстречу друг другу, закручиваем концы. Этой проволокой можно, впоследствии, закрепить брелок на специальном кольце.

  • От пучка ниток отсоединяем две пряди – будущие руки куклы, и перевязываем их посередине нитками. Часть оставшейся на конце кисти отрезаем.

  • Оставшийся пучок перевязываем почти под руками, образуя маленькое туловище, и обозначив талию куклы.



  1. Второй этап практической работы – индивидуальный.



На этом совместная работа педагога и детей заканчивается, и дети продолжают работать индивидуально, воплощая собственные задумки. Педагог дает необходимые рекомендации. Например: как сделать куклу в штанишках, а не в платье, как обеспечить куклу прической, как сделать хвост или укоротить юбку.

Заключительный этап работы – декоративная отделка. Это может быть аппликация из тесьмы и различной фурнитуры, закрепки из проволоки с нанизанным на неё бисером, а может быть и дорисовка каких-то элементов.



  1. Подведение итогов занятия.



Куклы закончены и закреплены на колечках.

Ребята демонстрируют друг другу свои изделия. Педагог отмечает общий уровень работы и отмечает наиболее оригинальные изделия.

Обозначается практическая направленность кукол. Их можно подарить друзьям или родственникам, повесить дома в качестве оберега, прицепить на школьную сумку в качестве украшения.

Задаются вопросы:

Почему нитяные куколки называются мартиничками?

Каких цветов они бывают и чем это обусловлено?

В каких обрядах, и в каком качестве участвуют мартинички?

Каких еще русских народных обрядовых кукол вы знаете?

Конечным аккордом могут послужить стихи, фразы из которых предлагается закончить ребятам.



Весны пушистая сестричка

Смешная кукла (?) мартиничка,

В такой вот мартовский денёк

Её мы превратим в (?) брелок.



Используемая литература:



«Русские обряды и традиции. Народная кукла» авторы: И.Н.Котова; А.С.Котова., издательство «Паритет» Санкт-Петербург 2008 год.



Анализ занятия.

Проведение занятия будет признано удачным если:

  1. Цель занятия, возрождение и применение в современных условиях старинных русских традиций и технологий, будет достигнута за счет выполнения основных задач:

  • Дети ознакомятся с традициями использования русских обрядовых нитяных кукол («мартиничек»);

  • Смогут стилизовать традиционную куклу под разнообразные образы, актуальные в современных условиях.

  • Выполнят практическую часть занятия – нитяную куклу – брелок.



  1. Ожидаемые результаты оправдаются если:

  • Дети охотно будут участвовать в беседе и игровом моменте;

  • Во время самостоятельной работы будут не только копировать демонстрационных кукол, но и проявят собственную фантазию;

  • Успешно выполнят свою работу и будут ею довольны;

  • В конце занятия вспомнят кто такие «мартинички» и в каких обрядах они участвуют;

  • Смогут назвать ещё несколько народных обрядовых кукол.



Примечания:

Сокращение срока проведения занятия с двух учебных часов до тридцати минут учебного времени производиться за счет исключения таких этапов как:

  • Рассказ о различных обрядовых куклах (кроме мартиничек и свадебных кукол) с использованием презентации;

  • Выполнение эскизов будущих кукол;

  • Наматывание ниток в пряди (они будут сделаны заранее);

  • Предварительная подготовка декоративных элементов (нанизывание бисера на проволоку, подборка фурнитуры).

Кроме того, предполагается сокращение вопросов при подведении итогов занятия.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя