М
ИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Донецкий колледж строительства и архитектуры»
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/05/s_5a4f485aca679/787505_2.png)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ
на тему
Технологические схемы газорегуляторных пунктов
ПМ.01.Участие в проектировании систем газораспределения
и газопотребления
МДК.01.01 Особенности проектирования систем газораспределения и газопотребления
Специальность 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения
Преподаватель: Савенко О. С.
Донецк, 2017 г.
Методическая разработка занятия на тему «Технологические схемы газорегуляторных пунктов»: Методическая разработка для преподавателей - Донецк: ГПОУ ДКСА, 2017. – 28 с.
Автор: Савенко Ольга Сергеевна, специалист I категории, преподаватель дисциплин профессионального цикла, заместитель директора ГПОУ «Донецкий колледж строительства и архитектуры».
Аннотация: В методической разработке изложена методика проведения комбинированного занятия по МДК 01. 01. «Особенности проектирования систем газораспределения и газопотребления» с использованием активных форм обучения.
В работе раскрыты теоретические вопросы, показана реализация воспитательных и развивающих целей, разработаны компьютерные тесты для проведения контроля знаний в тестовой оболочке Rich Test (для входного контроля), интерактивный тест в Microsoft Exсel (для закрепления нового материала). Имеются приложения в виде схем, чертежей, опорного конспекта.
Настоящая разработка может быть использована преподавателями, работающими по основной профессиональной программе ГОС СПО по специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения: МДК.01.01 Особенности проектирования систем газораспределения и газопотребления.
Рецензенты:
Удовиченко З.В., кандидат технических наук, доцент кафедры Технологии строительных материалов, изделий и автомобильных дорог Донецкой национальной академии строительства и архитектуры;
Белова И.О., специалист высшей категории, председатель комиссии дисциплин систем газоснабжения, санитарно-технических систем и вентиляции ГПОУ «Донецкий колледж строительства и архитектуры»
Рассмотрено и утверждено на заседании цикловой комиссии
дисциплин систем газоснабжения, санитарно-технических систем и вентиляции Протокол № 2 от « 5 » октября 2017 г.
Председатель И.О. Белова
Савенко О.С.
ДКСА, 2017 год
Для освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Участие в проектировании систем газораспределения и газопотребления и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК.1.1.Конструировать элементы систем газораспределения и газопотребления
В результате выполнения практической работы студент должен:
уметь:
знать:
устройство и типы газорегуляторных установок, методику выбора оборудования газорегуляторных пунктов;
условные обозначения на чертежах;
основные элементы систем газораспределения и газопотребления;
Осноение ПК.1.1. Конструировать элементы систем газораспределения и газопотребления.
знать:
- устройство и типы газорегуляторных установок;
уметь:
Содержание
| Введение | |
1. | Технологическая карта занятия | |
2. | Структура занятия | |
3. | Ход занятия | |
| Приложение 1. Тестовый контроль | |
| Приложение 2. Опорный конспект | |
| Список использованных источников | |
| Заключение | |
Пояснительная записка
Газовое хозяйство Донецкой Народной Республики – одна из важнейших отраслей экономики.
При возрастающих темпах газификации, республике необходимы квалифицированные специалисты в области газового хозяйства.
Безопасность, надежность и экономичность газового хозяйства во многом зависит от степени подготовки обслуживающего персонала. Для повышения качества подготовки специалистов необходимо уделять большее внимание проведению занятий по специальным дисциплинам с использованием подобных разработок.
Актуальность избранной темы обусловливается тем, что газорегуляторные пункты и установки являются одним из основных составляющих систем газораспределения и газопотребления. Эти устройства выполняют сразу несколько функций: снижают давления газа до заданного уровня, поддерживают его постоянным независимо от расхода, предохраняют систему газоснабжения от повышения давления и очищают газ от механических примесей.
Данная тема занимает важную роль в образовательном процессе так как она обеспечивает студентов знаниями необходимыми для выполнения курсового проекта по ПМ.01. Участие в проектировании систем газораспределения и газопотребления.
Для освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Участие в проектировании систем газораспределения и газопотребления и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК.1.1.Конструировать элементы систем газораспределения и газопотребления
Одной из главных задач профессионального образования является повышение качества подготовки специалистов. Мониторинг качества освоения студентами колледжа основной профессиональной образовательной программы является неотъемлемым компонентом педагогического процесса и приобретает особую значимость. Для формирования адекватных моделей мониторинга необходимы систематический сбор и анализ объективных данных о результатах обучения студентов, применение новых контрольно-оценочных технологий в условиях образовательного учреждения.
Профессиональные компетенции, как результат обучения в колледже, выражают способность и готовность выпускников применять знания, умения, практический опыт при решении профессиональных задач. В качестве эффективного средства измерения уровня сформированности отдельных «знаниевых», теоретических составляющих профессиональных компетенций выступает компьютерное тестирование.
В качестве одного из направлений совершенствования оценочных технологий в современном образовании выступает повышение уровня интерактивности мониторинга учебных достижений. При этом на сегодняшний день наиболее технологичным способом педагогического контроля является компьютерное тестирование, которое получает все большее распространение благодаря внедрению в образование информационных и коммуникационных технологий, а также повсеместному развитию систем дистанционного образования.
Для контроля знаний по теме Технологические схемы газорегуляторных пунктов используется компьютерный тест в тестовой оболочке Rich Test и интерактивный тест в Microsoft Exсel.
Среди основных функций тестовой оболочки Rich Test следует отметить:
- создание тестов с ограничением по времени, просмотров уже введенных ответов и пропусков ответов на вопрос;
- настраиваемая система оценок;
- возможность выбора одиночного и множественного ответа на вопрос, ввод ответа текстом;
- возможность просмотра правильных ответов;
- вывод на печать результатов тестирования.
Данную оболочку можно использовать для тестов он-лайн и офф-лайн типов.
Главным преимуществом в контексте интерактивности является сочетание индивидуализации обучения с предоставлением студентам постоянной обратной связи в процессе обучения.
Следует отметить, что накопление и анализ результатов мониторинга в виде тестового контроля по каждому тематическому разделу дисциплины и по каждому обучающемуся в течение всего периода обучения обеспечит фактор индивидуализации образования, позволит выявить способности и предрасположенности каждого обучающегося к определенному спектру учебных дисциплин и тем, а также, наоборот, слабо усвоенные темы для проведение коррекции и дополнительных занятий.
Применение компьютера сочетается с содержанием, формами и методами обучения.
Занятие не предполагает стопроцентного использования времени на работу с компьютером. Поэтому помимо работы с электронными средствами обучения, я использую на своем занятии беседу преподавателя, демонстрацию наглядных пособий (узел редуцирования газорегуляторного пункта в сборе), схем, чертежей, студентами составляется опорный конспект.
Представленная в разработке методика нацелена не только на то, чтобы выдать студентам максимум информации по данной теме, но и на то, чтобы вовлечь студентов в активное изучение материала.
Таким образом, выбранные методы изучения позволяют максимально эффективно использовать время занятия.
1. Технологическая карта занятия
Тема занятия | Технологические схемы газорегуляторных пунктов |
Цель занятия: Методическая: | |
Дидактическая | - формирование знаний - формирование умения презентовать результаты своей деятельности; - формирование ИКТ-грамотности; - формирование личной мотивации |
Воспитательная | - воспитание исполнительности, дисциплинированности, ответственности, целеустремленности, самостоятельности при выполнении заданий; - воспитание самокритичности при анализе собственной деятельности; - воспитание доброжелательного отношения друг к другу, чувства коллективизма, формирование навыков самоорганизации, инициативы; - формирование ОК4, ОК5,ОК8. |
Развивающая | - формирование навыков рационального планирования и организации своей деятельности; - развитие ассоциативного мышления, внимания, творческой активности, умений анализировать и аргументировать результаты своей деятельности; - тренировка навыков работы с компьютерной техникой; - развитие умения принимать самостоятельные решения; - развитие навыков публичного выступления. |
Вид занятия: | лекция |
Тип занятия: | комбинированный |
Межпредметные связи: Обеспечивающие | |
Обеспечиваемые | |
Методическое обеспечение и оборудование: | Рабочая учебная программа, раздаточный материал, опорные конспекты, узел редуцирования газорегуляторного пункта в сборе, презентация занятия (MS Pover Point). |
Технические средства обучения: | Мультимедиа проектор, проекционный экран, ноутбук, персональные компьютеры. |
Литература: Обязательная | |
Дополнительная | |
2. Структура занятия.
Этапы занятия | Дидактическая задача | Методы и формы | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Регл. |
I. Организационная часть | Подготовка студентов к работе на занятии. Психологическая установка на восприятие материала занятия. | Беседа. | Предъявление единых педагогических требований: приветствие; выявление отсутствующих на занятии. | Отвечают на приветствие. Староста докладывает о явке на занятие. | 1-2 мин. |
II. Сообщение темы и целей занятий | Подготовка к основному этапу занятия. | | | | |
1. Сообщение темы | Определение темы урока. | Беседа. Показ слайдов презентации | Запишите тему занятия: «Технологические схемы газорегуляторных пунктов» | Записывают тему занятия в опорный конспект. | 1 мин. |
2. Постановка цели | Обеспечение самоосмысления через постановку цели. | | Осмысливают цель. | 2-3 мин. |
III. Актуализация опорных знаний студентов | Реализация связей: межпредметных, внутрипредметных (материал предыдущих занятий). | Компьютерный тестовый контроль в тестовой оболочке Rich Test. | Инструктирует по порядку выполнения тестов. Проверяет результаты тестирования. | Слушают. Отвечают на вопросы теста на компьютере. | 10 мин. |
IV. Начальная мотивация учебной деятельности | Обеспечение возникновения у студентов мотива – внутреннего побудителя деятельности, придающего ей личностный смысл и соответствующего требованиям учения и будущей профессии. | Вводная лекция-инструкция. | Организация деятельности студентов на самостоятельное формирование мотивации учения, привлечение студентов к проблеме актуальности темы. Объяснение технологии работы на занятии. | Осмысливают значимость материала данного занятия в формировании профессионального опыта. Готовятся к восприятию темы занятия. | 5 мин. |
V. Изучение нового материала. | Получение новой информации. | Индивидуальная работа с текстом. Интерактивный прием «Пометки на полях». Беседа. Показ слайдов презентации. | Постановка цели и задач самостоятельной работы. Изложение нового материала. | Самостоятельно изучают предложенный материал, заполняют таблицу опорного конспекта. Воспринимают новый материал. | 43 мин. |
VI. Обобщение и систематизация изученного материала | Первичное закрепление нового материала. | Выполнение самостоятельного задания. Интерактивный тест в Microsoft Exсel. | Инструктирует по порядку выполнения тестов. Проверяет результаты тестирования. | Слушают. Отвечают на вопросы теста на компьютере. | 10 мин. |
VII. Итоговая часть занятия | Анализ и оценка успешности достижения цели занятия. | | Анализ работы каждого студента. Оценка качества работы каждого. | | |
1. Мотивация. | Формирование у студентов ориентации на успех. | Беседа. | Поощрение студентов в процессе достижения ими поставленной цели (в т.ч. слабых). | Самоактуализация. Саморегуляция через достижения цели. | 5 мин. |
2. Рефлексивный этап | Развитие умений обсуждать и анализировать полученные знания | Метод «Рефлексивный экран» | Проводит рефлексию: Я не знал… -Теперь я знаю… Что я не умел…- что я умею… | Выражают отношение к занятию. | 10 мин. |
VIII. Сообщение домашнего задания. | Обеспечение понимания цели домашнего задания. Обеспечение понимания содержания и способов выполнения домашнего задания. | Беседа. | Сообщение домашнего задания. | Самоосмысление способов выполнения домашнего задания. | 2 мин. |
3. Ход занятия
I. Организационная часть
приветствие;
проверка присутствия студентов на занятии, отметка в журнале отсутствующих;
проверка уровня подготовки к занятию студентов, аудитории;
наличие рабочих тетрадей;
проверка наличия всех необходимых документов, оборудования.
II. Сообщение темы и цели занятия.
1. Сообщение темы урока
Перед вами лежит опорный конспект – запишите тему занятия «Технологические схемы газорегуляторных пунктов».
2. Постановка цели
Цель нашего занятия - углубление и систематизация знаний по теме «Технологические схемы газорегуляторных пунктов».
На этом занятии Вы приобретете практический опыт:
Узнаете:
- оборудование и устройство ГРП, настройка ГРП для кольцевых и тупиковых сетей газоснабжения.
III. Актуализация опорных знаний студентов
Для изучения нового материала нам необходимо повторить тему «Газорегуляторные пункты, газорегуляторные установки». Тестовый контроль с помощью тестовой оболочки Rich Test.
Преподаватель инструктирует, как будет проводиться компьютерное тестирование.
IV. Начальная мотивация учебной деятельности.
Знания по этой теме понадобятся вам и при изучении дисциплины «Техническая эксплуатация зданий и сооружений».
V. Изучение нового материала.
План занятия:
Назначение ГРП.
Технологическая схема оборудования газорегуляторного пункта.
Одно и двух ступенчатые газорегуляторные пункты.
Схема газорегуляторного пункта с регулятором РДУК – 2.
Настройки ГРП для кольцевых и тупиковых сетей.
1.
Преподаватель выдает студентам раздаточный материал и начинает изложение темы. В процессе объяснения студенты заполняют опорный конспект.
Преподаватель предлагает проработать текст документа (Приложение 1). Используя установленную знаковую систему. Студенты внимательно знакомятся с текстом, делая карандашом соответствующие пометки на полях текста:
V – то, что было известно ранее;
+ - новая, неожиданная информация;
- - информация, противоречащая взглядам студента;
? – информация до конца не выяснена (не вполне понятна).
Полученные новые сведения можно оформить в виде таблицы (Приложение 2).
Начиная со второго вопроса преподаватель рассказывая и объясняя материал, демонстрирует наглядные пособия (узел редуцирования газорегуляторного пункта в сборе).
2. Одно и двух ступенчатые газорегуляторные пункты
В зависимости от назначения и разности между входным и выходным давлением ГРП могут быть одно- и двухступенчатыми. В одноступенчатом пункте входное давление газа снижается до выходного в одном регуляторе, в двухступенчатом — в двух. При двухступенчатой схеме ГРП установленные последовательно на технологической линии регуляторы будут снижать давление газа в два этапа: первый — до промежуточного (например, с 1,2 до 0,3 МПа), второй — до выходного (0,003 МПа). Фильтр и ПЗК устанавливают перед регулятором первой ступени. Одноступенчатые схемы применяют при разности между входным и выходным давлениями до 0,6 МПа. При больших перепадах используют двухступенчатые схемы.
При подаче газа двум потребителям, требующим подачи газа под различным давлением, ГРП проектируют в двухступенчатом исполнении с промежуточным отбором, т.е. первый регулятор давления настраивают на выходные параметры, требуемые для потребителя газа с повышенным давлением. ГРП имеет при этом один вход и два выхода
В зависимости от назначения ГРП и ГРУ могут быть выполнены без учета или с учетом расхода газа. При использовании для измерения расхода газа счетчиков ротационного или турбинного типа их устанавливают после регуляторов давления, а в случае применения сужающих устройства (диафрагм) их монтируют до регуляторов давления и ПЗК, но после фильтра для уменьшения эрозии острой кромки диафрагмы
3. Схема газорегуляторного пункта с регулятором РДУК – 2
Рассмотрим принципиальную схему одноступенчатого ГРП (ГРУ), имеющего одну технологическую линию с измерением расхода газа двумя ротационными счетчиками и оснащенного регулятором давления РДУК-2, приведена на рисунке (слайд). Эта схема у Вас в опорном конспекте.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/05/s_5a4f485aca679/787505_3.jpeg)
Рис. 1 Схема ГРП (ГРУ) с регулятором РДУК-2 и измерением расхода газа двумя ротационными счетчиками:
1 — сбросной трубопровод; 2 — показывающий манометр; 3 — самопишущий манометр; 4 — самопишущий термометр; 5 — технический термометр; 6 — фильтр - ревизии; 7, 9, 12 — задвижки; 8 — ротационные счетчики; 10 — сбросной трубопровод; 11 — запорное устройство; 13 — запорное устройство на выходе из ГРП; 14 — импульсный трубопровод; 15 — поворотные колена; 16 — запорное устройство в конце основной рабочей линии; 17— регулятор давления; 18 — пилот; 19- фильтр; 20 — кран на сбросном трубопроводе; 21 — задвижка в начале технологической линии; 22 — запорное устройство перед ГРП
В этой схеме общие запорные устройства 22 и 13 установлены вне ГРП соответственно на вводе и выводе. Для продувки газопроводов, расположенных до ГРП, служит сбросной трубопровод 1, который соединяется с основным газопроводом в точке Б или А в зависимости от конструктивных особенностей ГРП. В первом случае для продувки открывают первое по ходу газа запорное устройство на байпасе — запасной линии, предусмотренной для подачи газа на время ремонта основного оборудования, и кран на отводе к сбросному трубопроводу, во втором случае — только кран.
Участок газопровода между задвижкой 21 и фильтром 19 соединен отводом с краном 20 со сбросным трубопроводом. Такая компоновка позволяет снизить давление газа в технологической линии при закрытых задвижке 21 и запорном устройстве 16 до атмосферного, что необходимо во время проведения ремонта и чистки оборудования.
Самопишущие термометр 4 и манометр 3, расположенные до счетчиков, регистрируют температуру и давление газа, позволяя определить поправки к показаниям. Предусмотрена также установка технического термометра 5.
Импульсный трубопровод 14 подключен к выходному газопроводу Г, от которого предусмотрены отводы с кранами к показывающему манометру 2, предохранительному запорному клапану (ПЗК) и регулятору давления 17с регулятором управления (пилотом) 18. К импульсному трубопроводу через предохранительное сбросное устройство (ПСУ) для стравливания газа в атмосферу подсоединен сбросной трубопровод 10. Отключение и включение ротационных счетчиков производят задвижками 12 и 7. При необходимости работы без счетчиков в случае ревизии или ремонта открывают задвижку 9. Перед счетчиками устанавливают фильтр-ревизии 6, а после них поворотные колена 15.
При отсутствии запорного устройства 13 и необходимости настройки оборудования ГРП (ГРУ) без включения газопотребляющих агрегатов используют запорное устройство 11, открывая которое, создают небольшой расход газа через сбросной трубопровод 10.
Опыт эксплуатации ГРУ и ГРП с использованием различных типов регуляторов показал возможность их устойчивой работы при подключении импульсного трубопровода 14 не в точке Г, а к обводной линии в точке В.
Схема ГРП (ГРУ) с регулятором РДУК-2 и измерением расхода газа по перепаду давлений приведена на рис. 2. При учете расхода газа с помощью сужающих устройств, схема может выполняться в двух вариантах:
- с раздельными байпасами для фильтра, измерительной и регулирующей линий;
- с общим для всего ГРП (ГРУ) байпасом.
В обоих случаях фильтр располагают до измерительной линии с диафрагмой. Для регистрации перепада давлений на диафрагме применяют дифманометр — расходомер с интегратором и дополни тельной записью давления. Если дифманометр не производит этой 1 записи давления, подключают дополнительно самопишущий манометр.
Схема с раздельными байпасами для фильтра, измерительной и регулирующей линий сложнее, но в то же время предоставляет больше возможностей для комбинаций при ремонте обслуживающему персоналу. На объектах с большим переменным расходом газа вместо байпаса 5 прокладывают еще одну линию с диафрагмой и своим дифманометром. Если технология производства позволяет кратковременно прекращать подачу газа к агрегатам для смены диафрагмы или дифманометра, то ограничиваются наличием одной линии с диафрагмой без байпаса к ней. При резко переменных расходах газа к диафрагме подключают два дифманометра с различными шкалами, соответствующими этим расходам.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/05/s_5a4f485aca679/787505_4.jpeg)
Рис. 2. Схема ГРП (ГРУ) с регулятором РДУК-2 и измерением расхода газа по перепаду давлений:
1 — фильтр; 2 — байпас для фильтра; 3 — щитки с показывающими и самопишущими манометрами и термометрами; 4 — задвижка; 5 — байпас для измерительной линии; 6 — измерительная диафрагма; 7 — байпас для регулирующей линии; 8 — запорное устройство; 9 — сбросной трубопровод; 10 — ПСУ; 11 — пилот; 12 - регулятор давления РДУК-2; 13 — ПЗК; 14 — запорное устройство в конце технологической линии; 15 — дифманометр; 16 — самопишущий манометр; 17 — общий байпас для ГРП
4. Настройки ГРП для кольцевых и тупиковых сетей.
Согласно «Правилам безопасности в газовом хозяйстве» верхний предел срабатывания предохранительно-запорных клапанов не должен превышать максимальное рабочее давление газа после регулятора более чем на 25 %.
Настройка ПЗК на срабатывание зависит от назначения ГРП, который может обеспечивать подачу газа в тупиковую или кольцевую газораспределительную сеть.
При тупиковой системе разводки газопроводов выключение и отключение части потребителей может вызвать кратковременное, но значительное понижение или повышение давления газа в контролируемой точке даже при исправном регуляторе. Во избежание срабатывания ПЗК в случае повышения давления и отключения всех потребителей в обычном (не аварийном) режиме клапан настраивают на давление, несколько большее того, на которое настроено предохранительное сбросное устройство (ПСУ). Это устройство, сбрасывая небольшие количества газа в атмосферу, не позволяет подниматься давлению в контролируемой точке до значения срабатывания ПЗК.
При неисправном регуляторе сброс через ПСУ окажется недостаточным, давление в контролируемой точке повысится, ПЗК сработает и перекроет подачу газа потребителям.
Кольцевая система газопровода запитывается газом от нескольких ГРП, поэтому изменение отбора газа потребителями скажется на их работе.
Неисправность одного из регуляторов и связанное с этим увеличение давления вызывают уменьшение подачи газа в кольцевую сеть газопровода регуляторами других ГРП. В этом случае сброс в атмосферу газа через ПСУ в ГРП с неисправным регулятором недопустим, так как он может продолжаться длительное время, снижая давление газа в газопроводе, что невыгодно с экономической точки зрения и вредит экологии. Поэтому в кольцевых системах ПЗК настраивают на давление срабатывания, меньшее, чем давление начального открытия ПСУ. При этом ПСУ предохраняет кольцевую систему газопроводов от повышения в ней давления сверх допустимых пределов в случае, когда в ГРП сработал ПЗК, но из-за негерметичности затвора давление в системе увеличивается.
VI. Обобщение и систематизация изученного материала.
Контрольно-коррекционный этап.
Закрепление нового материала происходит путем интерактивного тестирования (тест в Microsoft Exсel).
Преподаватель инструктирует студентов о последовательности действия при работе в тестовой программе.
VII. Итоговая часть занятия.
1. Мотивация.
Преподаватель отмечает успехи студентов в изучении новой темы.
2. Рефлексивный этап.
На доске записано начало фраз с многоточием.
Студенты выбирают начало фразы из рефлексивного экрана и продолжают ее:
сегодня я узнал…
было трудно…
было интересно…
я понял, что…
теперь я могу…
я приобрел…
я научился…
я смог…
мне захотелось…
Совместное определение целей занятия, а также рефлексивный этап занятия обеспечивается с помощью таблицы «З-Х-У».
Знаю | Хочу знать | Узнал (умею) |
| | |
Преподаватель выставляет оценки каждому.
VIII. Сообщение домашнего задания.
Подготовить кроссворд по темам «Газорегуляторные пункты. Газорегуляторные установки», «Технологические схемы газорегуляторных пунктов».
Изучить конспект.
Литература
1. Жила В.А.; Брюханов О.Н. «Газовые сети и установки» стр. 68 – 69.
Приложение 1
1.
Весь технологический процесс в ГРП происходит на основной технологической линии или линии редуцирования на которой располагается все технологическое оборудование.
В состав технологического оборудования регуляторных пунктов входят следующие элементы (см. приложение 1):
регулятор давления, понижающий или поддерживающий постоянным давление газа независимо от его расхода;
предохранительный запорный клапан (ПЗК), прекращающий подачу газа при повышении или понижении его давления после регулятора сверх заданных значений;
предохранительное сбросное устройство, предназначенное для сброса излишков газа, чтобы давление не превысило заданное в схеме регуляторного пункта.
Таким образом, выходное давление газа контролируется предохранительно-запорным клапаном (ПЗК) и предохранительно-сбросным клапаном.
Предохранительно-запорный клапан контролирует верхний и нижний пределы давления газа, а ПСК — только верхний. Причем сначала должен сработать ПСК, а затем — ПЗК, поэтому ПСК настраивают на меньшее давление, чем ПЗК. ПСК настраивают на давление, превышающее регулируемое на 15 %, ПЗК — на 25 %.
Так же в состав оборудования ГРП входят:
фильтр газа, служащий для его очистки от механических примесей;
контрольно-измерительные приборы (КИП), которые фиксируют: давление газа до и после регулятора, а также на обводном газопроводе (манометр); перепад давлений на фильтре, позволяющий судить о степени его загрязненности (дифманометр); расход газа (расходомер); температуру газа перед расходомером (термометр);
импульсные трубопроводы, служащие для присоединения регулятора давления, предохранительно-запорного клапана, предохранительного сбросного устройства и контрольно-измерительных приборов.
Оборудование на технологической линии ГРП или ГРУ располагают по ходу движения газа в следующей последовательности: запорное устройство, фильтр, регулятор давления, предохранительный запорный клапан, запорное устройство. Кроме того, ГРП и ГРУ должны иметь предохранительные сбросные устройства.
Число технологических линий в зависимости от расхода газа и режима потребления может быть от одной до пяти. Если в ГРП и ГРУ имеется только одна технологическая линия, то предусматривается обводной газопровод (байпас) с двумя последовательно расположенными запорными устройствами, который во время ремонта оборудования будет обеспечивать подачу газа потребителям. Временное снижение давления обеспечивается ручным редуцированием с помощью запорных устройств. То есть при работе ГРП на байпасе давление снижается до требуемого путем частичного открытия отключающих устройств.
Приложение 2.
«Пометки на полях»
Знаю | Узнал Новая информация | Хочу узнать Не согласен |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Приложение 3.
Вопрос 1. Назначение ГРП.
Вопрос 2. Одно и двух ступенчатые газорегуляторные пункты
Число технологических линий в зависимости от расхода газа и режима потребления может быть от одной до пяти. Если в ГРП и ГРУ имеется только одна технологическая линия, то предусматривается обводной газопровод с двумя последовательно расположенными запорными устройствами, который во время ремонта оборудования будет обеспечивать подачу газа потребителям.
Данный обводной газопровод называется ___________________________
Снижение давления на байпасе осуществляется путем ________
_______________________________________________________________
Приложение 5.
Вопрос 3. Одно и двух ступенчатые газорегуляторные пункты
В зависимости от назначения и разности между входным и выходным давлением ГРП могут быть одно- и двухступенчатыми. В одноступенчатом пункте входное давление газа снижается до выходного в ___________________, в двухступенчатом в _____________________.
При двухступенчатой схеме ГРП установленные последовательно на технологической линии регуляторы будут снижать давление газа в два этапа: первый — до промежуточного (например, с 1,2 до 0,3 Мпа), второй — до выходного (0,003 Мпа).
Одноступенчатые схемы применяют при разности между входным и выходным давлениями до_______ Мпа. При больших перепадах используют двухступенчатые схемы.
При подаче газа двум потребителям, требующим подачи газа под различным давлением, ГРП проектируют в двухступенчатом исполнении с промежуточным отбором, т.е. первый регулятор давления настраивают на выходные параметры, требуемые для потребителя газа с повышенным давлением. ГРП имеет при этом один вход и два выхода
Приложение 6.
Вопрос 4. Схема газорегуляторного пункта с регулятором РДУК – 2
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/05/s_5a4f485aca679/787505_5.png)
1.______________________________________________________________
2.______________________________________________________________
3.______________________________________________________________
4.______________________________________________________________
5.______________________________________________________________
6.______________________________________________________________
7,9,12___________________________________________________________
8.______________________________________________________________
10._____________________________________________________________
11._____________________________________________________________
13._____________________________________________________________
14._____________________________________________________________
15._____________________________________________________________
16._____________________________________________________________
17._____________________________________________________________
18._____________________________________________________________
19._____________________________________________________________
20._____________________________________________________________
21._____________________________________________________________
22._____________________________________________________________
Приложение 7.
Вопрос 5. Настройки ГРП для кольцевых и тупиковых сетей.
Согласно «Правилам безопасности в газовом хозяйстве» верхний предел срабатывания предохранительно-запорных клапанов не должен превышать максимальное рабочее давление газа после регулятора более чем на _______ %.
При тупиковой системе разводки газопроводов выключение и отключение части потребителей может вызвать кратковременное, но значительное понижение или повышение давления газа поэтому во избежании срабатывания ПЗК в случае повышения давления и отключения всех потребителей в обычном (не аварийном) режиме клапан настраивают на давление_____________________________________________________________
В кольцевых системах ПЗК настраивают на давление срабатывания, ____________________________________________________________________. При этом ПСУ предохраняет кольцевую систему газопроводов от повышения в ней давления сверх допустимых пределов в случае, когда в ГРП сработал ПЗК, но из-за не герметичности затвора давление в системе увеличивается.
Заключение
Методическая разработка занятия по теме Технологические схемы газорегуляторных пунктов направлена на повышение качества изучаемого материала студентами специальности 08.02.08 «Монтаж оборудования и систем газоснабжения».
Данная разработка позволяет не только теоретически излагать материал, но и наглядно показать устройство и принцип работы оборудования газорегуляторного пункта, вовлечь студентов в процесс обучения, установить контакт, между студентами и преподавателем, закрепить изученный материал, а также рационально использовать время занятия и реализовать воспитательные и развивающие цели занятия.
В методической разработке показана методика работы с интерактивными тестами, заданиями в программе Rich Test, и электронной презентацией.
Целями написания методической разработки по данной теме, которые, как я считаю, были достигнуты, являются:
- показать преподавателям возможность применения электронных средств обучения в учебном процессе;
- показать возможности использования компьютерной презентации при проведении занятий;
- продемонстрировать метод частично-поискового обучения, направленный на развитие сознательности и активности студентов;
- предложенный метод компьютерного тестирования позволяет студентам приобретать навыки работы с электронными средствами обучения, повышает их интерес к изученному материалу;
- использование современных форм и методов обучения важны как для совершенствования качества подготовки специалиста, так и для творческого роста самого преподавателя.
9