СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка занятия "Общие представления о пищеварительной системе, питании, пищеварении человека"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка занятия "Общие представления о пищеварительной системе, питании, пищеварении человека". 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия "Общие представления о пищеварительной системе, питании, пищеварении человека"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОМСОМОЛЬСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»







Методическая разработка

занятия

Общие представления о пищеварительной системе, питании, пищеварении человека







Подготовила

Ларионова Н.К.















г. Комсомольское

2015







Вступление



В обучении играет важную роль особый вид интереса – интерес к познанию, или познавательный интерес. Его область – познавательная деятельность, в процессе которой обучающийся овладевает содержанием учебных дисциплин и необходимыми умениями и навыками с целью получения образования. Познавательный интерес – это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке.

Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития обучающегося, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подачи материала. Великие педагоги-классики всех времен подчеркивали первостепенное значение в обучении интереса, любви к знаниям. Интересное обучение не исключает умение работать с усилием, а, наоборот, способствует этому. Поэтому, одной из важнейших задач педагогов должно быть – выявление имеющихся интересов, развитие и воспитание интереса к знаниям у обучающихся. Активные методы обучения максимально повышают уровень познавательной активности обучающихся, побуждают их к старательному учению.

Игра наряду с трудом и учением — один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, учиться находить и принимать решения; развивать способности адаптироваться в изменяющихся условиях, заданной игрой; учиться умению общаться, установлению контактов.

Благодаря игровым приёмам удаётся решить многие важные вопросы, а именно заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие.

Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых занятий лучше выбирать игру. О неудачах в игре речь не идёт, так как каждый участник работает в силу своих возможностей, подчас благодаря коллективной работе достигается максимальный результат.









СОДЕРЖАНИЕ

Вступление…………………………………………………………3

1. План занятия…………………………………………………….4

2. Ход занятия……………………………………………………...5

Заключение………………………………………………………...24

Список литературы………………………………………………..25

Приложения………………………………………………………..26





























План занятия

Тема: Общие представления о пищеварительной системе, питании, пищеварении человека.


Цели:

Дидактическая:

Осуществлять диагностику и контроль знаний обучающихся по отдельным разделам и темам программы, формировать умения и навыки выполнения различных видов будущей профессиональной деятельности.


Развивающая:

Развитие логического мышления обучающихся, приобретение ими умений работать с различными литературными источниками, формирование умений и навыков анализа фактов, явлений, проблем.


Воспитательная:

Воспитание ответственности, работоспособности, воспитание культуры общения и мышления, привитие интереса к изучению дисциплины и к профессии, формирование потребности рационализации учебно-познавательной деятельности и организации досуга.


Методическая:

Реализовывать индивидуальный дифференцированный подход в процессе выполнения учащимися заданий для самостоятельной работы.


Тип занятия:

Обобщение и систематизация знаний.

Вид занятия:

Беседа, рассказ, дидактическая игра, ролевая игра, работа с таблицами, учебником, схематическими рисунками.


Междисциплинарные связи: физика, биология, история, экология, география.


Наглядные пособия, оборудование занятия: тесты, кроссворды контроля знаний, плакаты, схемы, инструктивные карты.





ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный этап занятия

Проверка наличия обучающихся и готовности их к занятию.


II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

Сегодня мы начинаем изучать раздел физиологии питания «Пищеварение» теме «Общие представления о пищеварительной системе, питании, пищеварении человека». Хочу напомнить, что сегодня мы с вами работаем под девизом: «Знание должно служить творческим целям человека. Мало накоплять знания; нужно распространять их возможно шире и применять в жизни».


III. Объявление темы, цели, задач занятия

Тема сегодняшнего занятия — «Общие представления о пищеварительной системе, питании, пищеварении человека».

Рассмотрим план нашего занятия. Мы должны обобщить, углубить, расширить и закрепить диапазон ваших знаний о пищеварительной системе, питании, пищеварении человека.

1. Питание. Типы питания. (Ролевая игра)

2. Эволюция пищеварения. (Путешествие)

3. Пищеварения. Виды пищеварения. (Беседа, рассказ)

4. Ферменты. (Рассказ)

5. Значение пищеварения. (Симпозиум биологов)

Сегодня на занятии у вас есть возможность услышать, увидеть и действовать самим, применяя полученные знания за предыдущие годы обучения, и использовать их в изучении темы.

1. Питание. Типы питания. (Ролевая игра)

Преподаватель. Одним из условий существования организма человека и животных является питание, поскольку пища является материалом для построения и обновления структурных элементов и источником энергии.

Вспомним основные типы питания в природе. В поисках ответа на первый вопрос занятия нам помогут наши друзья.

Ролевая игра

(Обучающиеся готовят заранее.)

Автотрофный организм. Скажите, пожалуйста, можно ли в паспортном отделе классификации питания получить прописку для меня и моих друзей?

Паспортистка. А кто ваши друзья?

Автотрофный организм. Мои друзья — автотрофные, гетеротрофные и микотрофные организмы.

Паспортистка. Вопрос относительно вашей прописки будет решать ученый совет после изучения ответов на вопросы анкеты. Вы готовы?

Автотрофный организм. Да, спрашивайте.

Анкета

Вопрос ставит паспортистка, отвечает автотрофный организм и его друзья. Вы и ваши друзья должны описать способ питания.

Я автотрофный организм, способный синтезировать органические вещества из неорганических. Автотрофный тип питания свойственен растениям, некоторым бактериям.

А я гетеротрофный организм, питаюсь готовыми органическими соединениями, нахожусь в прямой или косвенной зависимости от автотрофов.

А я эвглена зеленая, у меня смешанный тип питания. На свете питаюсь автотрофно, гетеротрофно в темноте. Считаю, что по способу питания я универсальная.

А я человек, по типу питания принадлежу к гетеротрофам, то есть питаюсь готовыми органическими веществами.

Паспортистка. Достаточно! Ваши ответы четкие и понятные. Решение ученого совета однозначное: «Все вы живые организмы и необходимым условием вашего существования является питание. Предоставляем вам прописку».

Преподаватель. Следовательно, питание — составная часть обмена веществ. Это процесс поступления в организм веществ, необходимых для поддержания жизнедеятельности и их усвоение. Человеческому организму для своей жизнедеятельности необходима энергия. Откуда организм получает энергию? На какие физиологические процессы тратится энергия? Чтобы дать ответы на эти вопросы, я советую вам открыть учебник на странице 13 и прочитать первый абзац параграфа 1.

Обучающаяся. Всю энергию мы получаем с пищей, которая содержит питательные вещества, воду, минеральные соли и витамины.

Основными питательными веществами для человека являются органические соединения: белки, жиры и углеводы. Энергия нужная для работы мышц и течения биохимических реакций, обеспечивающих рост и восстановление клеток в организме. Энергия расходуется на поддержание постоянной температуры тела.

Преподаватель. В неизменном виде наш организм усваивает воду, минеральные соли и витамины, а белки, жиры и углеводы без предварительного переваривания не усваиваются. Поэтому, чтобы питательные вещества попали в клетки, пища в пищеварительном канале расщепляется на молекулы, которые способны проходить через стенки кишечника, циркулировать с кровью и проникать через мембрану в клетки.

2. Эволюция пищеварения. (Путешествие)

Преподаватель. Впереди у нас еще будет занятие, посвященное пищеварению, поэтому сегодняшнее должно стать своеобразным вступлением к решению проблемы — почему клетки пищеварительной системы не разрушаются в процессе пищеварения. Итак, приглашаю вас отправиться в виртуальное путешествие в мир пищеварения и увидеть все это с высоты птичьего полета. Возьмите с собой весь запас знаний, они вам пригодятся в дороге.

Отправимся в путешествие и рассмотрим, как происходила эволюция пищеварения. В путешествие нас приглашает группа экскурсоводов.

1 -й экскурсовод. У одноклеточных организмов процессы пищеварения происходят в цитоплазме клетки или в вакуоли, а у некоторых из них, например, у инфузории-туфельки, возникают зачатки пищеварительной трубки в виде полости углубления, глотки. Обособление кишечной трубки стало более совершенной системой по сравнению с клеточным пищеварением.

2 - й экскурсовод. У кишечнополостных на одном конце есть углубление для приема пищи и удаления непереваренных остатков. Анального отверстия у них нет. Железистые клетки ентодерми выделяют пищеварительные ферменты в полость тела.

3 - й экскурсовод.У плоских червей есть замкнутый кишечник. От пищеварительной полости к тканям отходят слепые выросты, через которые питательные вещества достигают клеток. В полости кишки пища переваривается под действием пищеварительных соков и всасывается. Непереваренные остатки пищи, как и у кишечнополостных, выбрасываются через ротовое отверстие.

1 - й экскурсовод. У круглых червей кроме переднего и среднего отделов кишечника в процессе эволюции появляется задний отдел, заканчивающийся анальным отверстием. У кольчатых червей передний отдел кишечника поделен на глотку, пищевод, желудок. Пищевод образует зоб, в котором накапливается пища. В желудке измельчаются мелкие дольки.

Следовательно, в отличие от круглых червей, у кольчатых появляются в процессе эволюции пищевод и желудок.

2 - й экскурсовод. Пищеварительная система членистоногих напоминает пищеварительную систему кольчатых червей, но рот у них окружен ротовыми органами. Они имеют хорошо развитые и сложно построенные челюсти. В ротовую полость открываются протоки слюнных желез. А также есть пищеварительная железа — печень.

3 - й экскурсовод. В хордовых животных вся кишечная трубка происходит из ентодерми. Из эктодермы возникают только органы начального и конечного отделов. Глотка всех животных размещена между ротовой полостью и пищеводом. У наземных животных с появлением легочного дыхания через нее, кроме еды, проходит и воздух. Пищевод соединяет глотку с желудком, у птиц он формирует зоб для предварительного размачивания пищи. Желудок является расширенной частью кишки. У многих рыб его нет. У амфибий и рептилий есть четкая дифференциация между пищеводом и желудком. Птицы имеют железистый и мышечный желудок. У млекопитающих желудок отличается не только по форме, но и по распределению эпителия. Желудок китообразных и жвачных разделен на камеры. В кишках возникают приспособления для увеличения всасывающей поверхности.

1-й экскурсовод. У человека пищеварительная система состоит из пищеварительного канала и пищеварительных желез. Пищеварительный канал разделяют на следующие отделы: ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, тонкий и толстый кишечник, который заканчивается прямой кишкой с анальным отверстием. В ротовой полости пища пережевывается, смачивается слюной, перемешивается языком. В глотке пища глотается. Стенки пищевода волнообразно сокращаются, способствуя продвижению пищи к желудку. В желудке пища частично переваривается, а в кишечнике — окончательно, питательные вещества всасываются в кровь в толстом кишечнике всасывается большая часть воды и формируются каловые массы, которые поступают в прямую кишку и через анальное отверстие непереваренные остатки выводятся наружу.

2-й экскурсовод. К пищеварительным железам относятся слюнные, печень, поджелудочная. Слюнные железы смачивают пищу. В печени образуется желчь, которая активизирует действие ферментов, расщепляет жиры, задерживает гнилостные процессы. Поджелудочная вырабатывает фермент инсулин, который регулирует количество глюкозы в крови.

3. Пищеварения. Виды пищеварения. (Беседа)

Преподаватель. Во время пищеварения в организме происходят биохимические реакции, в результате которых белки расщепляются на аминокислоты, углеводы — до глюкозы, а жиры — на глицерин и так называемые жирные кислоты. Попробуем дать определение понятию пищеварения.

Обучающийся. Пищеварение — процесс расщепления сложных веществ на простые растворимые соединения, которые всасываются в кровь и усваиваются организмом.

Преподаватель. Пищеварения классифицируют по происхождению пищеварительных ферментов и по месту, где оно происходит.

По происхождению пищеварительных ферментов различаю пищеварения: аутолитическое, симбионтное, собственное.

Аутолитическое обеспечивается ферментами пищевых продуктов.

Симбионтное обеспечивается бактериями и простейшими, которые живут в организме потребителей еды.

Собственное пищеварение обеспечивается ферментами, которые синтезируются в органах пищеварения. По месту, где происходит пищеварение, выделяют: внутриклеточное, полостное, мембранное, внешнее.

Вспомните и опишите внутриклеточное пищеварение.

Обучающаяся. При внутриклеточном пищеварении вокруг пищевой частицы, которая попала внутрь клетки, образуется пищеварительная вакуоля, в которой переваривается пища. Вакуоля все время перемещается, и в процессе приближения к поверхности клетки ее содержимое вместе с непереваренными частичками выделяется наружу. Так, в частности, пищеварение происходит в амебы. У инфузории пищевые частицы попадают внутрь через ротовое углубление, где вокруг них образуется пищеварительная вакуоля.

Преподаватель. Внутриклеточное пищеварение происходит под влиянием ферментов лизосом гидролаз, которые проникают в вакуоль из цитозоля клетки. Продукты гидролиза переходят в цитоплазму.

Внутриклеточное, а также полостное пищеварение характерно для кишечнополостных.

Обучающаяся. У представителей кишечнополостных в стенке пищеварительной полости содержатся железистые клетки. Они вырабатывают пищеварительные соки и выделяют их в кишечную полость. Под их воздействием пища начинает перевариваться и распадаться на дольки. Окончательно пища переваривается в пищеварительных клетках. Эти клетки с помощью ложных ножек захватывают частички пищи и переваривают в пищеварительных вакуолях. Итак, у кишечнополостных, как и в других беспозвоночных животных, внутриклеточное и полостное пищеварение взаимно, то есть им присущ смешанный тип питания.

Преподаватель. Полостное пищеварение связано с гидролизом пищевых частиц в полости пищеварительной системы.

Внутриполостное пищеварение связано с гидролизом питательных частичек лизосомными ферментами внутри клетки. Кроме внутриклеточного и полостного существует мембранное пищеварение.

Мембранное пищеварение происходит на поверхностной мембране микроворсинок энтероцитов кишечника и осуществляется ферментами, фиксированными на этой мембране. Существует еще внешнее пищеварение, которое происходит за пределами организма потребителя пищи. Каким животным присуще внешнее пищеварение?

Обучающаяся. Паукам, некоторым моллюскам, попелицям, жужелицам.

Преподаватель. У позвоночных животных, том числе у человека, происходит вне клетки, в полости пищеварительного канала.

Однако и в их организме есть клетки, которые сохранили способность к внутриклеточному переваривания. Назовите эти клетки.

Обучающийся. Фагоциты.

Преподаватель. Какую функцию в организме выполняют фагоциты?

Обучающаяся. Фагоциты поглощают болезнетворные микроорганизмы и переваривают их с помощью ферментов. Пищеварительные ферменты фагоцитов расщепляют микроорганизмы на простые вещества. Гной, образовавшийся в тканях во время воспалений, — это совокупность мертвых лейкоцитов и переваренных остатков микроорганизмов.

4. Ферменты. (Рассказ преподавателя)

Ферменты — биологические катализаторы, которые участвуют в процессах пищеварения и усвоения пищи в организме. Ферменты синтезируются секреторными клетками пищеварительных желез, поступают в пищеварительную систему в составе слюны, желудочного, поджелудочного, кишечного соков и желчи.

Понятия «фермент» ввел голландский химик Ван Гельмонт, который рассматривал его как универсальную побудительную причину, что вызывает и управляет химическими процессами в живом организме и отдельными процессами вне организма.

Свойства ферментов:

• каждый фермент расщепляет питательные вещества только определенной группы;

• ферменты действуют только в определенной химической среде;

• они никогда не изменяют направление реакции;

• они не расходуются в процессе реакции, поэтому фермент в клетке или

пищеварительном канале работает до того времени, пока не будет разрушен;

• наиболее активно ферменты действуют при нормальной температуре тела,

а при температуре 70-100 °С они разрушаются;

• небольшое количество фермента может расщепить большую массу органического вещества.

Итак, пищеварение — это гидролиз пищевых веществ ферментами пищеварительных желез, характер которого определяется как составом ферментов, так и специфичностью их действия.

5. Значение пищеварения. (Симпозиум биологов)

Преподаватель. А теперь пришло время сделать остановку в нашем виртуальном путешествии. Через несколько минут состоится симпозиум физиологов питания, на котором будет рассматриваться вопрос «влияет ли пищеварение на долголетие человека?».

Ученых прошу занять свои места.

Обучающиеся садятся за круглый стол.

Выступления ученых на симпозиуме физиологов питания

1 - й ученый. Уважаемые коллеги, за много лет изучения причин старения я для себя сделала вывод, поддерживая теорию Мечникова.

«Мы стареем потому, что отравляем свой организм гнилостными веществами из своего толстого кишечника, и те несколько часов, в течение которых непереваренные остатки находятся в толстом кишечнике, на них паразитирует огромное количество микробов, которые вызывают разложение остатков пищи, образования гнилостных веществ таких ядов, как индол, скатол, фенолы. Эти ядовитые вещества, за Мечниковым, является основной причиной старения мозга и всего организма».

2-й ученый. Разрешите мне подтвердить эту теорию интересными фактами. Орел живет столько же, как слон, потому что не имеет толстого кишечника и все остатки выводятся из организма сразу же, как образуются. А вот страус — самая крупная птица, утратил способность к полету, а приспособился жить на земле, у него образовался толстый кишечник, поэтому остатки пищи гниют и страус живет всего 30 лет — в три раза меньше, чем орел. Летучая мышь по размеру такая же, как и обычная мышь, но у нее появились крылья, она научилась летать, поэтому потеряла толстый кишечник. В результате этого обычная мышь живет 2 года, а летучая мышь — 22 года.

3 - й ученый. Извините, у меня есть также интересное сообщение. В Париже престарелая француженка мадам Робинэ прожила до 106 лет. Выяснилось, что она вела довольно спокойный образ жизни и последние годы болела колитом, в результате чего ее слабило в течение дня, поэтому организм энергично освобождался от продуктов гниения, они накапливались в организме меньше, чем у других людей. Отсюда и условия для долголетия.

4 - й ученый. Кстати, некоторые люди стали обращаться к врачам, чтобы те вырезали толстую кишку, для того чтобы продлить жизнь. На такую операцию хирурги не решились, а сделали подобную ей. Несколько десятков операций исполнил лондонский хирург Лен. Но особого успеха они не принесли — гнилостных бактерий в организме не уменьшилось.

5 - й ученый. Я хочу предложить другой путь — использование кисломолочных продуктов. Стакан кефира содержит множество защитников от гниения — молочнокислых бактерий. Один ученый провел на себе эксперимент. Две недели он ежедневно пил по два стакана кефира. Потом сделал анализ крови и обнаружил, что из нее исчез индикан. Это свидетельствует, что в толстом кишечнике резко уменьшились процессы гниения и не образовывался индол.

6 - й ученый. Уважаемые коллеги, И. И. Мечников вместе со своими учениками вывели культуру микроба, благодаря которому сейчас изготавливают лечебный продукт — ацидофилин, выпускаемой молочной промышленностью. Именно он очень эффективно борется с процессами гниения.

7 - й ученый. Ну что, уважаемые коллеги, до чего мы дошли? А к тому, что именно от пищеварения зависит долголетие живых организмов. Поэтому я советую всем: употребляйте в пищу больше кисломолочных продуктов, и вы продлите свою жизнь как минимум на десять лет.

Преподаватель. Спасибо вам за содержательный ответ. Думаю, что все сегодня поняли и разобрались, какую большую роль играет пищеварение в нашей жизни.

IV. Закрепление изученного материала. Выводы.

А сейчас я предлагаю для закрепления ваших знаний выполнить несколько заданий. (Приложение 1).

1. Подчеркните одной чертой продукты питания, а двумя — питательные вещества:

мороженое, лимон, жирные кислоты, углеводы, хлеб, рыба, сливочное масло, белки, картофель, глицерин, мясо, минеральные соли, аминокислоты, глюкоза, колбаса.


2. Заполните таблицу «Типы пищеварения».

Тип пищеварения

Отдел пищеварительного тракта человека

Внутриклеточное


Внутриполостное


Смешанное


Внешнее


Органы пищеварения отсутствуют



3. В чем преимущества ____________________ пищеварительной системы?


4. Пользуясь обозначениями рисунка, распределите в две графы:

Отделы пищеварительного тракта

Пищеварительные железы






5. Разгадайте кроссворд. (Приложение 2).

Слова для справок:

внутриклеточное, фагоциты, пищеварение, собственное, симбиотичное, аутолитичное, печень, ферменты, внешнее, полостное, мембранное.

По горизонтали:

1. Процесс, в результате которого сложные вещества распадаются до простых с выделением энергии.

4. Пищеварительная железа, которая образует желчь.

6. Пищеварение, которое осуществляется на поверхности мембраны.

8. Пищеварение, которое происходит за пределами организма потребителя пищи.

10. Пищеварения, которое обеспечивается бактериями и простейшими, которые живут в организме потребителя пищи.

11. Одноклеточным организмам присуще пищеварения...

По вертикали:

12. Пищеварение, что обеспечивается ферментами, синтезированными в органах пищеварения.

13. Биологические катализаторы.

14. Пищеварения, которое обеспечивается ферментами пищевых продуктов.

15. Клетки человеческого организма, способные к пищеварению.


V. Домашнее задание

Изучить § 1.


Заключение

Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения; она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса. В то же время игра повышает интерес обучающихся к учебным занятиям. Стимулирует рост познавательной активности, что позволяет обучающимся получать и усваивать большее количество информации, способствует приобретению навыков принятия естественных решений в разнообразных ситуациях, формирует опыт нравственного выбора.

Игра улучшает отношения между её участниками и преподавателями, так как игровые взаимодействия предусматривают неформальное общение и позволяют раскрыть и тем и другим свои личностные качества. Лучшие стороны своего характера; она повышает самооценку участников игры. Так как у них появляется возможность  от слов перейти к конкретному делу и проверить свои способности. Игра изменяет отношение её участников к окружающей действительности, снимает страх перед неизвестностью. Поскольку игра представляет из себя «цепочку» проблемных ситуаций познавательного, практического, коммуникативного характера, она является психологическим эквивалентом творческой деятельности, а следовательно формирует индивидуальный опыт такой деятельности.

Существенно также и то, что игра является средством развития умений и навыков коллективной мыслительной деятельности (умений продуктивно сотрудничать, аргументировать и отстаивать в дискуссии свою точку зрения и опровергать другие и т. д.). Одновременно с этим она способствует развитию функций самоорганизации и самоуправления, снимает напряжённость, позволяет проверить себя в различных ситуациях.

Если оценивать эффективность игры в усвоении учебного материала, то картина вырисовывается такая: при лекционной традиционной подаче материала усваивается 20%-40% информации, то в деловой игре до 90%.











Литература

Основные источники:

1. Матюхина З. П. Основы физиологии питания, гигиены и санитарии: Учеб. для нач. проф. образования. – М.: ПрофОбрИздат, 2001. – 184 с.

2. Малыгина В.Ф., Рубина В.А. Основы физиологии питания, гигиена и

санитария, - М.: Экономика, 1988.

3. Мартинчик, А.Н. Физиология питания[Текст]: учеб. / А.Н. Мартинчик. – М.: Академия, 2013. – 240 с.: ил. – (Среднее профессиональноеобразование)

4. Сборник рецептур на продукцию общественного питания. Сборник технических нормативов[Текст]. – М.: Д еЛи плюс, 2013. – 1008 с.

5. Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 г.: утверждены распоряжением Правительства № 1873-р от 25.10.2010 [Электронный ресурс] / Гарант. Информационно-правовой портал: сайт // Режим доступа: http://base.garant.ru/. – Дата обращения: 15.03.2015. – Заглавие с экрана

Дополнительные источники:

1. Донченко, Л.В. Безопасность пищевой продукции[Текст]: учеб. / Л.В. Донченко, В.Д. Надыкта. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ДеЛипринт, 2007. – 539 с.: ил.

2. Королев, А.А. Гигиена питания[Текст]: учеб. / А.А. Королев. –М.:Академия, 2006. – 528 с. Рубина, Е.А. Санитария и гигиена питания / Е.А. Рубина. – М.: Академия, 2005. – 288 с.

3. Матюхина, З.П. Основы физиологии питания, гигиены и санитарии[Текст]: учеб. / З.П. Матюхина. - 4-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2006. – 184 с.: ил. – (Профессиональное образование)

4. Мартинчик, А.Н. Физиология питания, санитария, гигиена[Текст]: учеб.пособ. для СПО / А.Н. Мартинчик, А.А. Королев, Л.С. Трофименко. – 3-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2004. – 192 с. – (Среднее профессиональное образование)

5. Рогов, И.А. Химия пищи[Текст]: учеб. / И.А. Рогов, Л.В. Антипова, Н.И. Дунченко. – М.: КолосС, 2007. – 853 с.: ил.

6. Скурихин, И.М. Таблицы химического состава и калорийности российских продуктов питания [Текст] / И.М Скурихин, В.А. Тутельян. – М.: ДеЛипринт, 2008. – 276 с.

7. Пищевая химия[Текст]: учеб. / Под ред. А.П. Нечаева. – СПб.: Гиорд, 2001. – 592с

Интернет ресурсы

1. Санитарные правила и нормы [Электронный ресурс] / Технодок.ру. Охрана труда в России: место сбора специалистов: сайт // Режим доступа:http://www.tehdoc.ru/sanitary.htm. - Дата обращения: 10.03.2015.- Заглавие с экрана.

2. StandartGOST.ru - открытая база ГОСТов[Электронный ресурс]: сайт // Режим доступа:http://standartgost.ru/0/214/208/101/218-pischevaya_mikrobiologiya. - Дата обращения: 10.03.2015.- Заглавие с экрана.

3. Правильное питание – источник здоровья [Электронный ресурс]: сайт // Режим доступа: http://properdiet.ru/literatura/. – Дата обращения: 26.03.2015. – Заглавие с экрана

Периодические издания

Питание и общество: профессиональный кулинарный журнал. Научно-производственное издание / Учредитель Совет трудового коллектива ж - ла «Питание и общество». – 2014, январь - . – М.: Гарант, 2014. - 32 с.: ил. –Ежемес.















Приложение 1


















Приложение 2




















РЕЦЕНЗИЯ

на методическую разработку занятия преподавателя Н.К.Ларионовой по дисциплине „Физиология питания"

Тема: Общие представления о пищеварительной системе, питании, пищеварении человека

Занятие построено в соответствии с планом учебной дисциплины «Физиология питания».

Учебное занятие начинается с повторения основных понятий и категорий дисциплины.

Позитивным в построении занятия является хороший темп работы преподавателя и студенческой аудитории, а также благоприятная и доброжелательная обстановка на занятии. Отличительной особенностью занятия является его направленность на развитие аналитических и коммуникативных способностей студентов.
Ход занятия позволит преподавателю установить контакт с аудиторией, который может поддерживаться на протяжении всего занятия, путем обсуждения вопросов и анализа проблемных ситуаций, позволяющих получить дополнительную информацию по теме и актуализировать знания, полученные в ходе изучения смежных дисциплин.

В ходе занятия обучающимися будут закреплены знания по особенностям пищеварения человека.

Таким образом, в полном объёме освещены вопросы, заявленные в плане занятия, что свидетельствует о довольно высоком уровне профессионального мастерства преподавателя.




Рецензент

преподаватель высшей

квалификационной категории

ГПОУ «КИТ» Кулага Т.Ф.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!