СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка занятия по модулю ОПК "Христианская семья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка открытого занятия по модулю ОПК "Христианская семья" в рамках проведения семинара "Эффективность воспитательно-образовательной деятельности школы, как условие личностного развития школьников в условиях реализации ФГОС ООО".

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия по модулю ОПК "Христианская семья"»

Методическая разработка занятия


Ф.И.О. педагога: Ржанникова Н.В., учитель начальных классов

Место работы: МБОУ СОШ №7 г. Мончегорск

Модуль: Основы православной культуры

Класс: 4 класс

Тема: Христианская семья

Тип занятия: по основной дидактической цели: изучение нового материала

по способу проведения и этапам учебного процесса: комбинированный.


Цель: формирование осознанного отношения к семье, как одной из важнейших ценностей бытия человека.

Задачи:

  1. Сформировать уважительное и бережное отношение к своей семье, умение общаться в кругу семьи;

  2. Познакомить с составляющими компонентами, необходимыми для создания семьи; раскрыть сущность таинства венчания;

  3. Развивать коммуникативные способности, кругозор, положительные эмоции и чувства, связанные с темой занятия.

Формирование УУД

Познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из текстов, словарей; выявлять сущность, особенности; на основе обобщения знаний делать выводы.

Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание на основе поставленной задачи; оформлять свои мысли в устной речи, используя термины и понятия; умение работать в группе.

Личностные результаты: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; оценивать свои поступки с определённой ситуацией.

Регулятивные УУД: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; развиваем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Оборудование: учебное  пособие А.В.Кураева «Основы православной культуры», мультимедийная презентация урока, толковые словари, сердечки разного цвета, карточки для работы с пословицами, ромашки, звукозапись.


  1. Организационный момент.

Слайд 1

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть ваши добрые, веселые глаза.

Прикоснитесь друг к другу ладошками и подарите чувство уверенности в том, что у вас сегодня все получится. Улыбнитесь друг другу, подарите окружающим частичку своей любви, доброты, тепла и радости.

- И я хочу подарить Вам частичку своего любящего сердца. Каждый возьмите по сердечку и займите места в Соответствии со своим цветом.

- Вы уже поняли, что сегодня мы будем работать в группах. И я вам хочу напомнить о том, чтобы вы не забывали о правилах групповой работы.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

- Посмотрите на доске у меня не написана тема нашего сегодняшнего занятия. Попробуйте сформулировать ее сами, после того как прослушаете небольшую притчу.

Слайд 2

«Сыновья благодарность» Леонардо да Винчи

Слайды 3-7 с музыкальным сопровождением

- Назовите главную мысль данной притчи?

III. Сообщение темы урока. Формулировка целей

Слайд 8

- Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?

- Сегодня мы расширим наши представления о понятии «семья», увидим, что оно в себя включает, какие категории входят в понятие «христианская семья».


IV. Актуализация имеющихся знаний по теме.

Родина каждого из нас начинается с родного дома, с семьи.

- Сейчас мы посмотрим, а что такое в вашем понимании семья?

- Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите?

Слайд 9

- Давайте построим свой дом под названием «Семья».

Каждой группе я предлагаю на «кирпичиках», они лежат у вас на столе, написать слова, с которыми у вас ассоциируется это слово.


Работа со словарем.

- А сейчас посмотрим как раскрывается понятие семья в различных источниках. - Давайте обратимся к толковым словарям и найдем значение этого слова там.

Слайды 10-13

  1. Изучение нового материала.

Работа с учебником.

- А сейчас мы с вами узнаем, с чем сравнивает семью автор учебного пособия. - Прочитайте на странице 86 в учебнике первый абзац. -  Итак, с чем же сравнивает семью автор учебника? Слайд 14

- Почему он использует именно это сравнение?

- Почему дети являются очень важной частичкой семьи (рождение ребёнка наполняет жизнь семьи светом, радостью и смыслом)

Слайд 15

- В народе говорили: «Семья без детей, что цветок без запаха»

- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (семьи без детей несчастны, без них грустно и тускло)

- В слове семья много поучительных загадок и открытий.

  1. Это слово можно разделить на «СЕМЬ» и «Я», т.е. семеро таких же, как я.

- Что это значит?

В семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, взглядом, голосом, характером. Могут быть общие увлечения и любимые занятия.

  1. Число «семь» издавна считается особенным. Оно неделимо и как бы напоминает о том, что семья тоже едина и неделима.

3. Но есть ещё одна тайна у этого слова. Оно происходит от слова «семя».

- Как вы думаете почему?

  - Скажите, а какая семья называется дружной?

Послушайте легенду  «О дружной семье».  

В давние времена жила удивительно дружная семья. Семья огромная — 100 человек. Молва об этом долетела до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что всё это правда, то спросил главу семьи: «Как вам удаётся жить никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Тогда глава семьи взял бумагу, написал на ней 100 слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился: на листе было написано 100 раз одно и то же слово — «понимание». «Так вот из чего вырастают любовь и дружба! Из желания понять, а не осудить друг друга!»- воскликнул правитель.

Появляется изображение большого сердечка, в котором написано «Дружная семья».

- На своих сердечках напишите названия человеческих отношений, необходимых для крепкой и дружной семьи.

Слайд 16

В истории России были такие семьи и вот про одну из них я бы хотела вам рассказать. Это семья последнего Императора Николая Второго. Она стремилась к идеальным отношениям друг с другом. Они воспитали 4-х дочерей и сына. Научили их любить семью и свою Родину. Жили, опираясь на заповеди божьи.

Слайд 17

- Кто помнит, в какой христианской заповеди Божией говорится о почитании родителей?

- Как вы ее понимаете?

- Если заповедь эта исполняется, то семья хорошая, крепкая и дружная.

Физкультминутка

Рассказ учителя.

Слайд 18

Ещё в древние времена китайский мудрец Конфуций говорил: «Семья – это маленькое государство, и держится оно на любви».

Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Издавна на Руси православные люди, решившие создать семью, совершали одно из важнейших таинств православной церкви.

– Как называется это таинство?

Венчание будущих супругов совершается священником, который благословляет жениха и невесту на счастливую семейную жизнь. Молодые люди обещают любить друг друга, заботиться друг о друге, никогда не оставлять ни в беде, ни в болезни, и никогда не нарушать священного брачного союза.

- Давайте посмотрим, что об этом таинстве говорится в учебнике.

VI. Первичное закрепление.

Слайд 19 - Что такое венчание?

- Почему заключение брака в церкви называется «венчание»?

В самых бедных храмах, где нет специальных венцов, на голову жениха и невесты иногда надевают венки из полевых цветов.

- Что означает венец над молодоженами?

- Почему венец имеет форму кольца?

- Жить в семье – это великий труд, ведь надо быть внимательными и тактичными по отношению к родным и уметь нести бремя друг друга.

Слайд 20

- Понятны ли вам слова «тактичность» и «бремя»?

- Найдите определения в учебнике.

- Что из прочитанного материала оказалось для вас новым? - Что показалось удивительным?

Работа с пословицами

Создать семью нелегко, а сохранить её еще труднее. Беды, радости бывают в каждой семье, но достойно разрешить многие конфликты нам не всегда удается, не хватает житейской мудрости. Именно этому учат нас пословицы и поговорки. Давайте обратимся к пословицам, посвящённым дому и семье. – Соотнесите начало пословиц с продолжением и объясните их смысл.

1 группа Слайд 21 Вся семья вместе, так и душа на месте. Человек без семьи, что дерево без плодов. В хорошей семье хорошие дети растут.

2 группа Слайд 22 Дитя хоть криво, да отцу-матери мило. В гостях хорошо, а дома лучше. Семья - печка: как холодно все к ней собираются.

3 группа Слайд 23 В семье согласно, так идет и дело прекрасно. В своём доме и стены помогают. Семья сильна, когда над ней крыша одна.

  1. Домашнее задание.

Слайд 24-25 Во все времена тема семьи была актуальна для всех народов. К ней обращались писатели, художники, музыканты.

1 группа – «Художники» - нарисовать эмблему своей семьи и обосновать.

2 группа – «Писатели» - Придумать и записать несколько заповедей семьи.

3 группа – «Поэты» - Составить синквейн со словом семья.

  1. Рефлексия и оценка деятельности.

Слайд 26 - Ребята, как вы думаете, а есть ли в России праздник, посвящённый семье?

- Какие Святые особенно почитаются в этот день?

Праздник «День семьи, любви и верности» в честь Святых Петра и Февронии. Петр - это князь, который правил в давние времена в городе Муроме, Феврония – его супруга, которая когда-то исцелила его от страшной болезни. И с тех пор они были неразлучны и даже умерли в один день.

Слайд 27 - Когда отмечается этот праздник?

- Кто знает какой цветок является символом этого праздника?

- Давайте мы с Вами составим букет из ромашек.

Если Вам урок понравился, было интересно, все у Вас получилось – ромашка с желтой серединкой.

Если испытывали трудности, было скучно, неинтересно – ромашка с красной серединкой.

Слайд 28

  1. Итог урока. - Что же такое христианская семья? В чем ее особенность? - Закончи предложение «Сегодня я задумался о том, что…» - Мне хочется закончить урок словами.
    Берегите друг друга,
    Добротой согревайте.
    Берегите друг друга
    Обижать не давайте
    Берегите друг друга
    Суету позабудьте
    И в минуту досуга
    Рядом вместе побудьте.
    Слайд 30 Любви, добра и мира желаю вам и вашим семьям, свято храните честь своей семьи!


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!