Севастопольское государственное бюджетное образовательное учреждение
профессионального образования
«Севастопольский медицинский колледж имени Жени Дерюгиной»
Учебно-методическая разработка занятия
Учебная дисциплина «Биология»
Тема «Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция»
Курс: 1
Специальность: 34.02.01 Сестринское дело
Количество учебных часов: 2
1. Актуальность темы
Синтез дарвинизма и генетики в ХХ столетии позволил вскрыть глубинные механизмы эволюционного процесса, обогатил теорию эволюции и современную биологию в целом новым арсеналом фактов, отражающих его закономерности. Знание этих закономерностей составляет современную научную основу для понимания процессов и анализа развития органического мира.
Тема имеет важное значение для понимания процесса видообразования. Изучение микроэволюции необходимо для понимания развития органического мира и эволюции человека.
2. Цели занятия
а) Образовательные (обучающие) цели
Знать:
- общую характеристику популяционно-видового уровня организации;
- критерии вида;
- характеристику популяции;
- функции популяции;
- основные положения систематической теории эволюции;
- элементарные эволюционные процессы.
Уметь:
- использовать теоретические знания в практической оценке процессов и явлений, протекающих в живой природе;
- анализировать, оценивать и обобщать сведения.
б) Развивающие цели:
- развитие познавательных способностей и активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, организованности.
в) Воспитательная:
- сформировать интерес и позитивное отношение к изучению эволюционных процессов.
2.1 Формирование общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 11. Быть готовым и брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
3. Содержание темы занятия
План
4. Синтез дарвинизма и генетики.
5. Понятие о виде и его генофонде.
6. Понятие о популяции как элементарной единице эволюции. Генетическая характеристика популяции.
7. Элементарные эволюционные факторы и генетико-автоматические процессы в популяции.
8. Видообразование как результат микроэволюции.
9. Адаптивный характер эволюционного процесса.
4. Организационно-деятельностная структура занятия
№ п/п | Основные этапы занятия, их функции и содержание | Деятельность обучающихся | Деятельность преподавателя | Планируемые результаты | Время в мин. |
Предметные | УУД |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I | Подготовительный этап 1. Организационный момент: проверка внешнего вида обучающихся, заполнение журнала 2. Проверка домашнего задания | Проверяют готовность рабочего места к занятию. Отвечают устно (фронтальный и индивидуальный опрос), письменно по карточкам, у доски по теме «Эволюционная теория Ч. Дарвина». Принятие и осмысление целей занятия, сосредоточение внимания. | Проверка готовности к занятию, фиксация отсутствующих. Контроль усвоения знаний по теме «Эволюционная теория Ч. Дарвина» Демонстрация слайдов по формулированию темы и целей занятия. Обращает внимание на актуальность темы. | | Познавательные: уметь соотносить рисунки и заголовки. Регулятивные: определять мотивы своей деятельности. Самоконтроль. Коммуникативные: излагать свою точку зрения. Умение кратко формулировать ответ. | 1' 15'- 20' |
II | 1. Формулирование темы занятия. 2. Постановка учебных целей и мотивация занятия. Цель: формулирование темы урока. | Принятие и осмысление целей занятия, сосредоточение внимания. Осознают мотивацию и испытывают потребность включения в деятельность. | Демонстрация слайдов по формулированию темы и целей занятия. Обращает внимание на актуальность темы. | Выделять тему, ставить новые задачи в учебе и познавательной деятельности. | Личностные: осознание личных мотивов обучения. Познавательные: самостоятельное выделение учебной задачи. Регулятивные: определять мотивы своей деятельности. Коммуникативные: излагать свою точку зрения. | 5' |
III | Основной этап Актуализация опорных знаний по вопросам исходного уровня знаний в течение всего занятия. План изложения теоретического материала: - Современное эволюционное учению. - Микро- и макроэволюционные процессы. - Генетика популяций; - Характеристика идеальной популяции. - Закон Харди-Вайнберга; - Отклонения от закона Харди-Вайберга; - Элементарные эволюционные факторы: – мутации; – популяционные волны; – дрейф генов; – изоляция; - Видообразование – завершающий этап микроэволюции; - Адаптивный характер эволюционного процесса. | Делают обоснование по заданным вопросам. Формулируют краткий и лаконичный ответ по вопросам опорных знаний в течение занятия. Слушают, записывают Выполняют задания, предложенные на слайдах, делают записи в тетради. Построить структурно-логическую схему «Элементарные факторы эволюции» | Демонстрация слайдов. Актуализация опорных знаний по вопросам исходного уровня знаний в течение урока, наблюдает за работой, организует обсуждение.
Излагает новый материал Обеспечивает закрепления полученных знаний. Выявление полноты выполнения и понимания поставленных целей и задач, оценка результатов. Объявляет задание. Организует групповую работу, координирует, напоминает. Обеспечивает контроль и коррекцию выполнения задания. | Активизировать память и внимание. Повторение ранее изученного материала, необходимого для усвоения нового. Строить логические рассуждения, делать выводы. Систематизировать, создавать схемы, для лучшего усвоения нового материала. | Личностные: осознание важности ранее приобретенных знаний, для формирования новых. Познавательные: применять навыки поиска знаний, уметь структурировать знания. Регулятивные: выстраивать версию. Коммуникативные: участие в обсуждении. Личностные: осознание важности «открытия» нового знания. Познавательные: применять навыки поиска знаний Регулятивные: выстраивать версию. Коммуникативные: участие в обсуждении. | 60' |
IV | Закрепление знаний, умений, навыков. 2. Контроль усвоения знаний Цель: применение знаний в типовом задании. | Отвечают на вопросы для закрепления знаний. | Организует работу по закреплению первичных знаний. Проведение фронтального опроса по изученной теме, с целью контроля усвоения знаний. Оценивание ответов. | Оценивать результаты своей учебной деятельности. | Личностные: формирование ответственного отношения к обучению Познавательные: компетенция обучающихся в области первичных знаний Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные: обсуждать итоги работы (опроса). | 5' |
V | Заключительный этап 1. Резюме урока, общие выводы 2. Рефлексия результатов обучения: - подведение итогов занятия: - ответы на возможные вопросы - отмечаются лучшие обучающиеся 4.Домашнее задание. 5.Задание к самостоятельной работе | Осмысление и уточнение полученного домашнего задания. Задают вопросы. | Оценивание ответов. Оценка учебного занятия преподавателем. Формулирует домашнее задание. Проводит инструктаж по самостоятельной работе. Объявляет задания. | Анализировать результаты своей учебной деятельности, давать оценку и самооценку. Делать выводы. Биология: учебник для студ. учреждений СПО / [Н.В. Чебышев, Г. Г. Гринева, и др.]; Заполнить терминологический словарь; - заполнить таблицу «Элементарные эволюционные факторы» | Личностные: уметь вести диалог на основе равноправных отношений, отвечать на поставленные вопросы. Познавательные: подводить итог, рефлексировать. Регулятивные: оценивать степень успешности в получении знаний. Коммуникативные: формулировать собственное мнение. | 5' 1-3' |
5. Конспект изучаемой темы (прилагается)
6. Материалы методического обеспечения занятия:
6.1. Материалы контроля домашнего задания:
А) тесты конечного уровня знаний, тема «Эволюционная теория Ч. Дарвина».
Б) карточки с индивидуальными заданиями.
6. 2. Вопросы актуализации опорных знаний (в течение занятия):
а) актуализация опорных знаний по вопросам исходного контроля:
- Дайте определение вида и популяции;
- Охарактеризуйте популяционно-видовый уровень организации?
- Сформулируйте закон Харди-Вайнберга?
- Что такое мутации?
- Как вы понимаете географическую изоляцию?
б) иллюстрированный материал:
Презентация «Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция»
Слайд «Современное эволюционное учение»
Слайд «Микро- и макроэволюционные процессы»;
Слайд «Генетика популяций»;
Слайд «Характеристика идеальной популяции»;
Слайд «Элементарные эволюционные факторы»;
Слайд «Факторы эволюции – мутации»;
Слайд «Факторы эволюции – популяционные волны»;
Слайд «Факторы эволюции – дрейф генов»;
Слайд «Фактор эволюции – изоляция»;
Слайд «Формы изоляции»;
Слайд «Видообразование – завершающий этап микроэволюции»;
Слайд «Адаптивный характер эволюционного процесса».
6. 3. Материалы методического обеспечения основного этапа занятия:
а) презентация занятия (прилагается);
6. 4. Материалы контроля для заключительного этапа:
Вопросы для закрепления знаний:
- Чем микроэволюция отличается от макроэволюции?
- Перечислите элементарные эволюционные факторы?
6. 5. Материалы к самостоятельной работе обучающихся по теме занятия:
а) внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:
Задание 1. Заполнение словаря биологических терминов
Задание 2. Заполните таблицу «Основные этапы эволюции человека»
Элементарные эволюционные факторы
Элементарный эволюционный фактор | Характеристика |
Мутации | |
Популяционные волны | |
Дрейф генов | |
Изоляция- географическая | |
Изоляция биологическая - - - - | |
7. Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация.
Программные средства, с помощью которых создан дидактический материал – Microsoft Office PowerPoint.
8. Материалы домашнего задания студентов по теме занятия: Биология: учебник для студ. учреждений СПО / [Н.В. Чебышев, Г. Г. Гринева, и др.]; стр. 253-258
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1.Биология: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования /
[Н. В. Чебышев, Г. Г. Гринева, Г. С. Гузикова и др.]; под редакцией академика Чебышева. – 9-е изд., – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 448 с.
2.Биология: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ [В. М. Константинов, А. Г. Резанов, Е. О. Фадеева; под ред. В. М.
Константинова. – 8-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия»,
2014. 320 с.
3. Биология. Современный курс. 3-е изд., испр. и доп. / Под ред. А.Ф. Никитина. - СПб.: СпецЛит, 2008. - 494с
4. Биология. 10-11 классы: учеб. Для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе: базовый уровень / Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, Т. В. Иванова. – М. : Просвещение, 2014. – 127 с.
Дополнительная:
1. Беляев Д.К. Общая биология: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. /Д.К.Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2004. – 304с.
2. Биология. В 2-х книгах. / Под редакцией профессора В.Н. Ярыгина. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов медицинских специальностей. М: «Высшая школа». 2001.
3. Гребенник Л.А. Тесты по биологии: пособие для учащихся и абитуриентов /Л.А. Гребеник и др. Под ред. В.П. Иванова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 283с.
4. Козлова Т.А. Биология в таблицах. 6-11 классы: справочное пособие /авт-сост. Т.А.Козлова, В.С. Кумченко. – 7-е изд., стер. – М.: Дрофа, 2005. – 234с.
5. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология. Для средних специальных учебных заведений. – М.: «Академия (совместно с ВШ)». 2001.
Интернет-ресурсы
1. Методическая служба. Электронные ресурсы по биологии
http://metodist.lbz.ru/iumk/biology/er.php
2. Мультиурок сайты учителей https://multiurok.ru/biogen/
3. Газета «Биология» издательского дома Первое сентября http://bio.1september.ru
4. Презентации по биологии http://mirbiologii.ru/
5. Вся биология – современная биология, научные обзоры, новости науки
http://www.sbio.info/