СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка занятия по теме "Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка занятия. Тема "Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция". К методической разработке прилагается презентация "Современная (синтетическая) теория эволюции.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия по теме "Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция"»

Севастопольское государственное бюджетное образовательное учреждение

профессионального образования

«Севастопольский медицинский колледж имени Жени Дерюгиной»


Учебно-методическая разработка занятия


Учебная дисциплина «Биология»


Тема «Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция»


Курс: 1


Специальность: 34.02.01 Сестринское дело


Количество учебных часов: 2


1. Актуальность темы

Синтез дарвинизма и генетики в ХХ столетии позволил вскрыть глубинные механизмы эволюционного процесса, обогатил теорию эволюции и современную биологию в целом новым арсеналом фактов, отражающих его закономерности. Знание этих закономерностей составляет современную научную основу для понимания процессов и анализа развития органического мира.

Тема имеет важное значение для понимания процесса видообразования. Изучение микроэволюции необходимо для понимания развития органического мира и эволюции человека.


2. Цели занятия

а) Образовательные (обучающие) цели

Знать:

- общую характеристику популяционно-видового уровня организации;

- критерии вида;

- характеристику популяции;

- функции популяции;

- основные положения систематической теории эволюции;

- элементарные эволюционные процессы.

Уметь:

- использовать теоретические знания в практической оценке процессов и явлений, протекающих в живой природе;

- анализировать, оценивать и обобщать сведения.

б) Развивающие цели:

- развитие познавательных способностей и активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, организованности.

в) Воспитательная:

- сформировать интерес и позитивное отношение к изучению эволюционных процессов.


2.1 Формирование общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 11. Быть готовым и брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.


3. Содержание темы занятия

План

4. Синтез дарвинизма и генетики.

5. Понятие о виде и его генофонде.

6. Понятие о популяции как элементарной единице эволюции. Генетическая характеристика популяции.

7. Элементарные эволюционные факторы и генетико-автоматические процессы в популяции.

8. Видообразование как результат микроэволюции.

9. Адаптивный характер эволюционного процесса.


4. Организационно-деятельностная структура занятия



п/п

Основные этапы занятия, их функции и содержание

Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

Планируемые результаты

Время в мин.

Предметные

УУД

1

2

3

4

5

6

I

Подготовительный этап

1. Организационный момент: проверка внешнего вида обучающихся, заполнение журнала

2. Проверка домашнего задания








Проверяют готовность рабочего места к занятию.



Отвечают устно (фронтальный и индивидуальный опрос), письменно по карточкам, у доски по теме «Эволюционная теория Ч. Дарвина».

Принятие и осмысление целей занятия, сосредоточение внимания.



Проверка готовности к занятию, фиксация отсутствующих.


Контроль усвоения знаний по теме «Эволюционная теория Ч. Дарвина»





Демонстрация слайдов по формулированию темы и целей занятия. Обращает внимание на актуальность темы.






Познавательные: уметь соотносить рисунки и заголовки. Регулятивные: определять мотивы своей деятельности.

Самоконтроль. Коммуникативные: излагать свою точку зрения.

Умение кратко формулировать ответ.


1'



15'- 20'


II

1. Формулирование темы занятия.

2. Постановка учебных целей и мотивация занятия.

Цель: формулирование темы урока.

Принятие и осмысление целей занятия, сосредоточение внимания.

Осознают мотивацию и испытывают потребность включения в деятельность.

Демонстрация слайдов по формулированию темы и целей занятия. Обращает внимание на актуальность темы.

Выделять тему, ставить новые задачи в учебе и познавательной деятельности.


Личностные: осознание личных мотивов обучения.

Познавательные: самостоятельное выделение учебной задачи.

Регулятивные: определять мотивы своей деятельности. Коммуникативные:

излагать свою точку зрения.

5'


III

Основной этап

Актуализация опорных знаний по вопросам исходного уровня знаний в течение всего занятия.















План изложения теоретического материала:

- Современное эволюционное учению.

- Микро- и макроэволюционные процессы.

- Генетика популяций;

- Характеристика идеальной популяции.

- Закон Харди-Вайнберга;

- Отклонения от закона Харди-Вайберга;

- Элементарные эволюционные факторы:

– мутации;

– популяционные волны;

– дрейф генов;

– изоляция;

- Видообразование – завершающий этап микроэволюции;

- Адаптивный характер эволюционного процесса.


Делают обоснование по заданным вопросам.
Формулируют краткий и лаконичный ответ по вопросам опорных знаний в течение занятия.












Слушают, записывают


Выполняют задания, предложенные на слайдах, делают записи в тетради.









Построить структурно-логическую схему «Элементарные факторы эволюции»

Демонстрация слайдов.
Актуализация опорных знаний по вопросам исходного уровня знаний в течение урока, наблюдает за работой, организует обсуждение.













Излагает новый материал


Обеспечивает закрепления полученных знаний.
Выявление полноты выполнения и понимания поставленных целей и задач, оценка результатов.



Объявляет задание.

Организует групповую работу, координирует, напоминает.

Обеспечивает контроль и коррекцию выполнения задания.

Активизировать память и внимание.

Повторение ранее изученного материала, необходимого для усвоения нового.












Строить логические рассуждения, делать выводы.












Систематизировать, создавать схемы, для лучшего усвоения нового материала.



Личностные: осознание важности ранее приобретенных знаний, для формирования новых.

Познавательные: применять навыки поиска знаний, уметь структурировать знания.

Регулятивные: выстраивать версию.

Коммуникативные:

участие в обсуждении.

Личностные: осознание важности «открытия» нового знания.

Познавательные: применять навыки поиска знаний

Регулятивные: выстраивать версию.

Коммуникативные:

участие в обсуждении.


60'




















IV

Закрепление знаний, умений, навыков.

2. Контроль усвоения знаний

Цель: применение знаний в типовом задании.

Отвечают на вопросы для закрепления знаний.

Организует работу по закреплению первичных знаний.
Проведение фронтального опроса по изученной теме, с целью контроля усвоения знаний.

Оценивание ответов.

Оценивать результаты своей учебной деятельности.

Личностные: формирование ответственного отношения к обучению

Познавательные: компетенция обучающихся в области первичных знаний

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные: обсуждать итоги работы (опроса).

5'


V

Заключительный этап
1. Резюме урока, общие выводы

2. Рефлексия результатов обучения:
- подведение итогов занятия:
- ответы на возможные вопросы

- отмечаются лучшие обучающиеся

4.Домашнее задание.

5.Задание к самостоятельной работе









Осмысление и уточнение полученного домашнего задания. Задают вопросы.










Оценивание ответов.

Оценка учебного занятия преподавателем.

Формулирует домашнее задание.

Проводит инструктаж по самостоятельной работе.

Объявляет задания.


Анализировать результаты своей учебной деятельности, давать оценку и самооценку.

Делать выводы.



Биология: учебник для студ. учреждений СПО / [Н.В. Чебышев, Г. Г. Гринева, и др.];

Заполнить терминологический словарь;

- заполнить таблицу «Элементарные эволюционные факторы»


Личностные: уметь вести диалог на основе равноправных отношений, отвечать на поставленные вопросы.

Познавательные: подводить итог, рефлексировать.

Регулятивные: оценивать степень успешности в получении знаний.

 Коммуникативные: формулировать собственное мнение.

5'




1-3'

5. Конспект изучаемой темы (прилагается)

6. Материалы методического обеспечения занятия:

6.1. Материалы контроля домашнего задания:

А) тесты конечного уровня знаний, тема «Эволюционная теория Ч. Дарвина».

Б) карточки с индивидуальными заданиями.

6. 2. Вопросы актуализации опорных знаний (в течение занятия):

а) актуализация опорных знаний по вопросам исходного контроля:

- Дайте определение вида и популяции;

- Охарактеризуйте популяционно-видовый уровень организации?

- Сформулируйте закон Харди-Вайнберга?

- Что такое мутации?

- Как вы понимаете географическую изоляцию?

б) иллюстрированный материал:

Презентация «Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция»

Слайд «Современное эволюционное учение»

Слайд «Микро- и макроэволюционные процессы»;

Слайд «Генетика популяций»;

Слайд «Характеристика идеальной популяции»;

Слайд «Элементарные эволюционные факторы»;

Слайд «Факторы эволюции – мутации»;

Слайд «Факторы эволюции – популяционные волны»;

Слайд «Факторы эволюции – дрейф генов»;

Слайд «Фактор эволюции – изоляция»;

Слайд «Формы изоляции»;

Слайд «Видообразование – завершающий этап микроэволюции»;

Слайд «Адаптивный характер эволюционного процесса».

6. 3. Материалы методического обеспечения основного этапа занятия:

а) презентация занятия (прилагается);

6. 4. Материалы контроля для заключительного этапа:

Вопросы для закрепления знаний:

- Чем микроэволюция отличается от макроэволюции?

- Перечислите элементарные эволюционные факторы?

6. 5. Материалы к самостоятельной работе обучающихся по теме занятия:

а) внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

Задание 1. Заполнение словаря биологических терминов

Задание 2. Заполните таблицу «Основные этапы эволюции человека»

Элементарные эволюционные факторы

Элементарный эволюционный фактор

Характеристика

Мутации


Популяционные волны


Дрейф генов


Изоляция- географическая


Изоляция биологическая

-

-

-

-




7. Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация.

Программные средства, с помощью которых создан дидактический материал – Microsoft Office PowerPoint.

8. Материалы домашнего задания студентов по теме занятия: Биология: учебник для студ. учреждений СПО / [Н.В. Чебышев, Г. Г. Гринева, и др.]; стр. 253-258






ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1.Биология: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования /

[Н. В. Чебышев, Г. Г. Гринева, Г. С. Гузикова и др.]; под редакцией академика Чебышева. – 9-е изд., – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 448 с.

2.Биология: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ [В. М. Константинов, А. Г. Резанов, Е. О. Фадеева; под ред. В. М.

Константинова. – 8-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия»,

2014. 320 с.

3. Биология. Современный курс. 3-е изд., испр. и доп. / Под ред. А.Ф. Никитина. - СПб.: СпецЛит, 2008. - 494с

4. Биология. 10-11 классы: учеб. Для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе: базовый уровень / Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, Т. В. Иванова. – М. : Просвещение, 2014. – 127 с.

Дополнительная:

1. Беляев Д.К. Общая биология: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. /Д.К.Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2004. – 304с.

2. Биология. В 2-х книгах. / Под редакцией профессора В.Н. Ярыгина. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов медицинских специальностей. М: «Высшая школа». 2001.

3. Гребенник Л.А. Тесты по биологии: пособие для учащихся и абитуриентов /Л.А. Гребеник и др. Под ред. В.П. Иванова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 283с.

4. Козлова Т.А. Биология в таблицах. 6-11 классы: справочное пособие /авт-сост. Т.А.Козлова, В.С. Кумченко. – 7-е изд., стер. – М.: Дрофа, 2005. – 234с.

5. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология. Для средних специальных учебных заведений. – М.: «Академия (совместно с ВШ)». 2001.

Интернет-ресурсы

1. Методическая служба. Электронные ресурсы по биологии

http://metodist.lbz.ru/iumk/biology/er.php

2. Мультиурок сайты учителей https://multiurok.ru/biogen/

3. Газета «Биология» издательского дома Первое сентября http://bio.1september.ru

4. Презентации по биологии http://mirbiologii.ru/

5. Вся биология – современная биология, научные обзоры, новости науки

http://www.sbio.info/



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!